Научная статья на тему 'Здравоохранение – приоритет развития белорусского общества'

Здравоохранение – приоритет развития белорусского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1232
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / современная социальная политика в области охраны здоровья / отношение населения к системе охраны здоровья / перспективные направления развития здравоохранения. / health care / contemporary health care policy / the attitude of the population to the health care system / perspective areas of health care

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В. Р. Шухатович

В статье рассмотрены особенности современной социальной политики в области охраны здоровья. На основе результатов эмпирических исследований, проведенных в Беларуси, охарактеризовано отношение населения к системе охраны здоровья и перспективные направления его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CARE IS THE PRIORITY OF THE BELARUSIAN SOCIETY DEVELOPMENT

The article describes the features of contemporary health care policy. Based on the results of empirical studies the attitude of the Belarusian population to the health care system and future directions of its development are characterized.

Текст научной работы на тему «Здравоохранение – приоритет развития белорусского общества»

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

УДК 316.422.42

В. Р. ШУХАТОВИЧ,

кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ - ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассмотрены особенности современной социальной политики в области охраны здоровья. На основе результатов эмпирических исследований, проведенных в Беларуси, охарактеризовано отношение населения к системе охраны здоровья и перспективные направления его развития.

Ключевые слова: здравоохранение, современная социальная политика в области охраны здоровья, отношение населения к системе охраны здоровья, перспективные направления развития здравоохранения.

Особенности современной социальной политики в области охраны здоровья

Социальная политика есть деятельность государства, опирающаяся на структуры гражданского общества и активность самого человека, направленная на поддержание устойчивого развития социальных систем и организацию деятельности, обеспечение достойного уровня жизни людей, регулирование социального расслоения и стимулирование собственной активности человека [1]. В настоящее время она включает семнадцать основных направлений (отраслей), каждое из которых, так или иначе, влияет на сохранение здоровья населения. Более других со здравоохранением связаны образование, рекреация, физическая культура, спорт и туризм, экология, жилищно-коммунальное хозяйство, питание, социальная защита. Они образуют единый комплекс -систему охраны здоровья населения. Министерство здравоохранения, являясь лидером данного направления, не может решить всех проблем собственными силами. Здоровье населения - не только высшая цель, но и практическая задача всех социальных институтов общества. Роль системы здравоохранения не ограничивается исключительно лечением заболеваний. При надлежащем управлении и финансировании хорошо функционирующая система здравоохранения при взаимодействии с другими социальными институтами содействует социальной сплоченности и стабильности общества [2].

Роль здравоохранения в современных условиях постоянного возрастает, и это объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, стабильное существование общества возможно при условии оптимального демографического воспроизводства населения - воспроизводства действительной (биологической) жизни и социально-демографической структуры (половозрастной, образовательной, профессиональной), которое обеспечивает возобновление сложившейся системы разделения труда и нормальное функционирование основных социальных и экономических институтов.

В числе демографических вызовов, способных оказать дестабилизирующее влияние на развитие современного общества, можно отметить такие явления, как старение населения (за счет снижения рождаемости, увеличения продолжительности жизни и роста численности пожилых людей), депопуляция (за счет превышения смертности над рождаемостью), неконтролируемая миграция, деградация института семьи. К возникновению демографических угроз и появлению диспропорций в социально-демографической структуре населения могут привести эпидемии и чрезвычайные ситуации (техногенные, экологические, военные), кризисные явления и просчеты в управленческой деятельности. Эти и некоторые другие обстоятельства могут стать причиной массовой миграции и ухудшения здоровья населения (роста заболеваемости и инвалидности, повышения смертности, снижения рождаемости).

В данной связи социальная политика государства ориентирована на предотвращение и преодоление демографических угроз. Она включает в себя комплекс мер, направленных на обеспечение высокой доступности для населения медицинской помощи (прежде всего, первичной и экстренной), защиту материнства и детства, сохранение репродуктивного здоровья и обеспечение репродуктивных прав граждан, программы вакцинации и санитарного просвещения населения, повышение качества жизни людей, в том числе имеющих хронические заболевания и/или ограниченные возможности. Имеется настоятельная необходимость в сохранении трудового потенциала пожилых людей (здоровья, интеллекта) и переосмысления их роли в развитии современного общества [3]. Ресурсы и усилия мобилизуются в тех направлениях, которые наиболее актуальны для конкретной страны или региона. Приоритетное значение имеют меры профилактического характера.

Во-вторых, в результате развития научно-технического прогресса постоянно возникают новые, не ведомые предшествующим поколениям, масштабные угрозы и глобальные риски для здоровья и жизни людей, эффективно противостоять которым может только адекватная по сложности и уровню развития система охраны здоровья.

Экономический рост не всегда выступает гарантом социального благополучия и психического здоровья. Э. Фромм приводит пример, когда на фоне экономического благополучия в США и ряде стран Западной Европы наблюдался высокий уровень убийств и самоубийств [4].

К актуальным угрозам можно отнести неблагоприятные последствия загрязнения окружающей среды в результате экономической и военной деятель-

ности, последствия техногенных катастроф и стихийных бедствий, террористических атак и аварий на дорогах, рост числа психических заболеваний вследствие повышения интенсивности социальных взаимодействий и проблем социально-психологической адаптации, трудно прогнозируемые для здоровья человека последствия применения современных биотехнологий и генно-инженерной деятельности.

Ситуация усугубляется влиянием процессов коммерциализации и глобализации, в результате которых управленческие решения, принимаемые в интересах отдельных стран (корпораций и групп влияния), в ряде случаев способны нанести ущерб здоровью жителей огромных регионов.

Предотвращение глобальных рисков становится важной задачей не только отдельных государств, но и надгосударственных образований. В частности, Европейский союз, Содружество Независимых Государств (СНГ) и другие межгосударственные объединения проводят на своих территориях согласованную социальную политику в области охраны здоровья. Глобальная координирующая роль в вопросах охраны здоровья принадлежит Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В-третьих, современная политика здравоохранения рассматривается не только как набор мер защитного, адаптационного и компенсаторного характера, позволяющих обеспечить простое биологическое воспроизводство человека и поддерживать на приемлемом уровне основные показатели здоровья населения, но и как стратегия, ориентированная на гуманизацию всего комплекса общественных отношений, развитие человеческого потенциала, формирование отношения к здоровью и жизни человека как к высшей общественной ценности.

В данной связи Всемирная организация здравоохранения ориентирует государства на снижение неравенства в вопросах охраны здоровья; увеличение продолжительности жизни путем предоставления всем людям возможностей для полного развития и использования своих физических, умственных и социальных способностей; обеспечение более здоровой жизни путем снижения заболеваемости и инвалидности. ВОЗ нацеливает системы здравоохранения на достижение трех фундаментальных задач:

улучшение состояния здоровья населения;

достижение справедливости в распределении бремени финансирования здравоохранения;

отзывчивость к ожиданиям пациентов.

В-четвертых, мировая практика показывает, что наиболее эффективной является политика здравоохранения, основанная на консолидации усилий и согласованном функционировании всех институтов общества, распределении ответственности за сохранение здоровья человека между государством, работодателем, семьей и индивидом. Акцентируется необходимость в развитии мотивации человека к сохранению здоровья и продуктивному долголетию. Низкий уровень мотивации делает общественные усилия неэффектив-

ными, а в ряде случаев бессмысленными. Поэтому одной из приоритетных задач политики здравоохранения является создание необходимых условий для формирования здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью, обеспечение институциональной поддержки благоприятных для здоровья форм поведения и общественных инициатив.

Перечисленные обстоятельства в настоящее время в той или иной мере актуальны для всех экономически развитых стран и в значительной мере объясняют повышение роли государства в вопросах охраны здоровья.

Постановка проблемы

За годы обретения суверенитета социальная сфера Республики Беларусь претерпела существенные изменения: оформились организационно-методически и структурно отрасли, которые ранее были подразделениями союзных министерств; созданы новые направления социальной защиты и охраны здоровья; расширился и усложнился круг решаемых задач, их общесистемное единство и стратегическая нацеленность, что сегодня по праву называется социальной политикой государства. Страна, несмотря на трудности переходного периода, огромные потери от аварии на ЧАЭС и затраты на ликвидацию ее последствий, в полной мере сохранила все механизмы жизнеобеспечения и прежде всего систему охраны здоровья.

Благодаря активной и взвешенной социальной политике государства, самоотверженному труду медицинских работников и усилиям самих граждан, в Беларуси удалось стабилизировать показатели смертности и добиться определенного увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, существенно уменьшить уровень детской смертности, особенно младенческой. В то же время проблемы здоровья и качества медицинского обслуживания сохраняют свою актуальность.

Характеризуя проблемную ситуацию в здравоохранении Беларуси, можно отметить следующее.

В настоящее время в системе охраны здоровья происходят реальные и по ряду направлений успешные преобразования. Большей частью они имеют стратегический характер и осуществляются на уровне социальной политики государства.

Так, с целью повышения институциональных возможностей здравоохранения и устранения организационных противоречий ведется работа по совершенствованию его нормативно-правовой базы. Развивается и укрепляется информационная инфраструктура здравоохранения, создана и функционирует многоуровневая система социально-гигиенического мониторинга, позволяющая контролировать параметры среды обитания человека и изучать их влияние на состояние здоровья. Укореняются нормы и практики международного и межведомственного сотрудничества, в том числе в сфере научных исследований и подготовки кадров.

На уровне социальной политики государства осуществляются масштабные меры по социальной (факторной) профилактике заболеваний. В соответствии с известными в мировой и отечественной науке данными об основных причинах ухудшения состояния здоровья людей и рекомендациями ученых осуществляется комплекс мер, направленных на уменьшение негативного влияния экономических, экологических и социальных факторов. Проводится контроль за дифференциацией доходов населения. Установлены государственный контроль и регулирование цен на основные продукты питания. Осуществляются масштабные меры, направленные на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитацию пострадавших территорий и социальную поддержку населения. Предпринимаются меры, нацеленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности условий проживания населения, труда и учебы. Развивается социальная инфраструктура в сельской местности и малых городах. Осуществляются мероприятия, направленные на реализацию государственных минимальных социальных стандартов. Улучшаются условия для занятий физической культурой и спортом. При государственной поддержке проходят оздоровление школьники и матери с малолетними детьми. По актуальным вопросам здоровья через средства массовой информации организовано информирование населения ведущими специалистами системы охраны здоровья.

Осуществляется комплекс мер, направленных на повышение качества медицинской помощи и эффективности функционирования здравоохранения. В их числе: мероприятия, направленные на децентрализацию внутренней структуры здравоохранения; рациональное использование ресурсов и преодоление диспропорций в их распределении; развитие амбулаторной помощи и стационарозамещающих технологий; импортозамещение и расширение производства отечественного оборудования и лекарственных средств; развитие профилактических и реабилитационных технологий; расширение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам; обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи - диагностики и лечения заболеваний.

Все эти меры привели к определенному улучшению ситуации в сфере здравоохранения. В то же время, несмотря на позитивные изменения (увеличение ожидаемой продолжительности жизни и снижение смертности), показатели состояния здоровья населения Беларуси пока еще существенно отстают от показателей развитых в экономическом отношении стран: разница в ожидаемой продолжительности жизни составляет у женщин 6-8 лет, у мужчин - 10-14 лет; разница по данному показателю между полами в Республике Беларусь составляет 11 лет, что на 5-6 лет больше, чем в странах-лидерах. Сохраняется высокий уровень смертности в группах населения трудоспособного возраста, особенно мужчин. В результате перечисленных процессов сокращается доля населения трудоспособного возраста, и, как следствие, социально-демографическая структура продолжает испытывать деформации.

Показатели смертности населения Беларуси, особенно мужчин, существенно увеличились в период после распада СССР (табл. 1).

Таблица 1. Возрастные коэффициенты смертности мужчин, число умерших на 1000 человек соответствующей возрастной группы

Возрастные интервалы, лет 1958-1959 гг.* 2002 г* 2013 г.**

25-29 2,4 4,0 2

30-34 3,1 5,1 3,2

35-39 3,9 7,0 5,0

40-44 4,9 9,9 6,7

45-49 6,7 14,5 9,4

50-54 10,0 21,4 14,0

55-59 15,0 30,4 21,4

*Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь. - Минск, 2003. "Источник: Демографический ежегодник Республики Беларусь : стат. сб. - Минск, 2014. - С. 265.

Российский исследователь Н. М. Римашевская связывает ухудшение здоровья населения в этот период с дезадаптацией населения к происходящим переменам и негативным влиянием бедности (в результате резкого падения уровня жизни подавляющей части населения, ухудшения питания, уменьшения потребления основных продуктов питания, приближения потребления белков к предельно допустимой границе) [5].

За прошедшее десятилетие проблему бедности и доступности продуктов питания в Беларуси в целом удалось решить, но проблема адаптации (социальной, психологической и физиологической) сохраняет свою актуальность. За период 2002-2013 гг. ситуация улучшилась, однако показатели смертности населения трудоспособного возраста пока еще заметно выше, чем в 60-е гг. прошлого столетия (табл. 1); этот разрыв свидетельствует о возможностях их снижения, поскольку изменения происходят в рамках одной популяции.

Среди причин смертности в настоящее время лидируют хронические неинфекционные заболевания, а также внешние причины, в основе которых -факторы социальной природы.

В данной связи повышается актуальность проведения социологических исследований. Важно знать, как оценивают ситуацию в системе охраны здоровья сами люди, соответствуют ли проводимые преобразования ожиданиям населения.

Отношение населения Республики Беларусь к системе охраны здоровья

Суть реформы как общественного явления и управленческой задачи состоит в том, чтобы найти и реализовать адекватные способы (когнитивные, ресурсные и другие) решения возникающих проблем.

Происходящие изменения должны поддерживаться населением и соответствовать реальным потребностям и социальным ожиданиям людей. Социологические исследования обеспечивают реализацию «принципа обратной связи» и позволяют оперативно реагировать на изменения общественного мнения, определять, в какой мере граждане ощущают на себе те или иные изменения, готовы ли поддерживать проводимые преобразования.

Здоровье занимает высшую ранговую позицию в системе наиболее значимых индивидуальных ценностей населения Беларуси (81,6 %), а доступность медицинского обслуживания рассматривается более чем половиной населения (55,7 %) в качестве приоритетной социальной цели развития белорусского общества (по данным национального опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2013 г.).

Социологический анализ доступности медицинской помощи в разрезе «город-село» за период 2006-2011 гг. показал, что именно в сельской местности происходят наиболее динамичные изменения1. Согласно результатам исследования, за указанный период наблюдалось существенное повышение доступности амбулаторной и экстренной медицинской помощи населению, приобретения лекарств и медикаментов. Только 2 % населения отметило, что никогда не могут обратиться за помощью к участковому врачу, 0,2 % - вызвать «скорую помощь», 2,5 % - приобрести необходимые лекарства и медикаменты. За этот период произошло выравнивание показателей доступности медицинской помощи жителям города и села, существенно уменьшились различия между ними (табл. 2).

Анализ данных обращаемости населения за медицинской помощью показал, что чаще всего жители Беларуси посещают поликлиники и амбулатории по месту жительства (78,7 %; табл. 3). Каждый седьмой городской житель обращался за медицинской помощью в частное медицинское учреждение. Обращения к консультантам Интернета отмечаются не часто, но полагаем, что процесс виртуализации отношений «врач-пациент», «медучреждение-пациент» будет развиваться.

Удовлетворенность различными аспектами медицинской помощи можно рассматривать как один из показателей «отзывчивости» системы здравоох-

1 Национальный опрос был проведен Институтом социологии НАН Беларуси (20062011 гг., объем выборки 2100 человек). Выборка случайная маршрутная с контролем квот населения в возрасте 16 лет и старше в соответствии с зоной проживания, полом, возрастом и образованием. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением следующих условий: в выборке пропорционально представлено население Минской (с выделением Минска), Моги-левской, Витебской, Гродненской, Гомельской и Брестской областей; городское и сельское население; внутри областей пропорционально представлено население шести «зон» (1 - Минск и областные центры; 2 - города с численностью населения от 100 до 250 тысяч человек; 3 - города с численностью населения от 50 до 100 тысяч человек; 4 - города с численностью от 10 до 50 тысяч человек; 5 - поселки городского типа с населением менее 10 тысяч человек; 6 - сельское население). В каждой «зоне» пропорционально представлено население в соответствии с такими характеристиками, как пол, возраст, образование.

Таблица 2. Доступность медицинской помощи по месту жительства, в разрезе «город-село», 2006-2011 гг., в % от числа опрошенных

Город Село Республика Беларусь

Вариант ответа 2006 г. 2011 г. 2006 г. 2011 г. 2006 г. 2011 г.

Имеете ли Вы возможность по месту жительства:

1. Обратиться за помощью к участковому врачу

Да, всегда 80,5 80,4 68,6 69,7 76,7 77,1

Да, но не всегда 13,8 12,7 20,9 18,1 16,1 14,4

Нет, никогда 1,5 1,4 6,1 3,1 2,9 1,9

Затрудняюсь ответить 4,20 5,5 4,4 9,1 4,3 6,6

2. Обратиться за помощью к врачам-специалистам

Да, всегда 47,2 57,6 36,8 40,9 44,0 52,4

Да, но не всегда 38,3 31,6 39,3 30,5 38,6 31,2

Нет, никогда 4,8 2,2 12,8 11,4 7,3 5,1

Затрудняюсь ответить 9,7 8,6 11,2 17,2 10,2 11,3

3. Вызвать врача на дом

Да, всегда 82,6 89,5 61,8 61,6 76,1 80,1

Да, но не всегда 9,9 7,7 20,6 20,3 13,2 11,4

Нет, никогда 1,6 0,7 9,4 7,8 4,0 2,9

Затрудняюсь ответить 6,0 2,1 8,2 10,3 6,7 5,6

4. Приобрести необходимые лекарства и медикаменты

Да, всегда 46,0 53,3 45,7 47,6 45,9 51,5

Да, но не всегда 41,7 36,0 39,0 37,9 40,9 36,6

Нет, никогда 2,8 2,1 8,3 3,3 4,5 2,5

Затрудняюсь ответить 9,5 8,6 7,0 11,2 8,7 9,4

5. Вызвать «скорую помощь»

Да, всегда 91,3 95,3 79,7 90,1 87,7 93,7

Да, но не всегда 4,1 2,7 10,9 6,6 6,2 3,9

Нет, никогда 0,6 0,2 3,2 0,2 1,4 0,2

Затрудняюсь ответить 4,0 1,8 6,2 2,9 4,7 2,2

Таблица 3. Обращаемость за медицинской помощью, 2011-2014 гг., в % от числа опрошенных

Куда Вы обращались за медицинской помощью в течение последних 12 месяцев? 2011 г. 2013 г. 2014 г.

В поликлинику (амбулаторию) по месту жительства 67,5 78,7 78,5

В частный медицинский центр 3,1 12,0 13,1

В службу скорой медицинской помощи 5,4 11,0 11,3

К консультантам Интернета 6,9 2,9 4,1

ранения. Отзывчивость (чуткость) к ожиданиям пациентов рассматривается Всемирной организацией здравоохранения как одна из трех главных целей систем охраны здоровья.

Анализ удовлетворенности населения медицинской помощью во взаимосвязи с обращаемостью показал, что среди обратившихся за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства в 2014 г. 72,9 % отметили удов-

летворенность работой участкового врача (сумма ответов «удовлетворен» и «скорее, удовлетворен»); 26,5 % ответили «скорее, не удовлетворен» и «не удовлетворен»; зафиксировано почти троекратное превышение удовлетворительных оценок над неудовлетворительными, в то же время обращает на себя внимание тот факт, что каждый четвертый из опрошенных дал негативную оценку работе участкового врача.

Среди обратившихся в 2014 г. за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства 64,1 % отметили, что «удовлетворены» ее работой; 34,1 % ответили «скорее, не удовлетворен» и «не удовлетворен».

Среди тех, кто обратился в службу скорой медицинской помощи, 77,6 % отметили, что «удовлетворены» и «скорее, удовлетворены»; 22,5 % - «скорее, не удовлетворены» и «не удовлетворены».

Результаты исследования показали, что уровень удовлетворенности работой участкового врача и поликлиники по месту жительства связан с показателями обращаемости населения в частные медицинские центры и к консультантам Интернета: среди обратившихся в частный медицинский центр и к консультантам Сети чаще, чем в целом по выборке, встречались респонденты, отметившие низкий уровень удовлетворенности работой участкового врача и поликлиники по месту жительства.

Обращаемость населения за медицинской помощью можно рассматривать в качестве одного из показателей доверия системе охраны здоровья со стороны населения. В Беларуси этот показатель является высоким. В то же время каждый пятый из числа опрошенных отметил, что при наличии серьезных проблем со здоровьем (в момент проведения опроса) он по каким-то причинам не обращается за медицинской помощью. В числе наиболее распространенных мотивов необращения за медицинской помощью были названы: отсутствие времени для визита к врачу, безразличное отношение медицинского персонала к пациентам, проблема попасть к нужному специалисту, неуверенность в получении квалифицированной помощи, невнимание к своему здоровью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доверие является фундаментальным основанием социальных взаимодействий и выступает индикатором согласованности социальных ожиданий в сфере здравоохранения, легитимности проводимых преобразований.

На основе результатов этого же исследования были выявлены уровни доверия и рассчитаны индексы доверия населения своему лечащему врачу, традиционной и народной медицине, а также экстрасенсам.

Индексы доверия рассчитаны по формуле:

Ид = (А-В)/100,

где А - сумма ответов «да, доверяю» и «да, скорее доверяю»; В - сумма ответов «нет, скорее не доверяю» и «нет, не доверяю».

Индекс доверия может принимать значения от «1» до «-1», при этом значение индекса со знаком «+» показывает численный перевес положительных ответов, со знаком «-» - отрицательных. В результате произведенных расчетов были получены следующие значения индексов доверия:

индекс доверия лечащему врачу Ид = 0,53;

индекс доверия традиционной (официальной) медицине Ид = 0,60;

индекс доверия народной медицине Ид = 0,40;

индекс доверия экстрасенсам Ид = -0,55.

Результаты проведенного исследования демонстрируют высокий уровень доверия населения белорусским врачам и белорусской медицине. Доверие системе здравоохранения со стороны населения характеризует отрасль как устойчивую и жизнеспособную систему, обладающую высоким потенциалом развития и способную решать самые сложные задачи, связанные с обеспечением здоровья нации.

Показатели доверия и удовлетворенности выступают в качестве критериев социальной эффективности системы здравоохранения.

В условиях ограниченности ресурсов эффективность (экономическая, социальная, политическая) становится одним из основополагающих принципов социальной политики в сфере охраны здоровья.

Наиболее важной стратегической задачей системы охраны здоровья является постепенная переориентация ресурсов здравоохранения в сторону профилактики заболеваний.

Проблема состоит в том, что советская система здравоохранения эффективно справлялась с задачей профилактики инфекционных заболеваний, однако в настоящее время в структуре заболеваемости и смертности населения преобладают неинфекционные заболевания - сердечно-сосудистые и онкологические, которые требуют совершенно иных подходов к профилактике.

Образ жизни человека и его отношение к своему здоровью выступает одним из фундаментальных оснований профилактики заболеваний.

Исследования, проведенные совместно Институтом социологии НАН Беларуси и Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья за период 2003-2015 гг., показали, что за эти годы произошли позитивные изменения в отношении населения к своему здоровью, люди стали более рационально подходить к вопросам питания, отдыха и оздоровления, физической культуры, несколько снизилась распространенность потребления алкоголя и табакокурения. Эти изменения позволяют прогнозировать определенные позитивные изменения в состоянии здоровья населения.

Перспективы развития здравоохранения

Социальная политика Беларуси использует общепризнанные системные инструменты улучшения здоровья населения. Эти меры привели к уменьшению бедности, улучшению условий жизни населения, повышению уровня образования и информированности по вопросам здоровья, обеспечению высокой доступности широкого спектра медицинских услуг и повышению удовлетворенности населения работой системы охраны здоровья. В результате системных мер и действий произошло улучшение показателей работы отрасли.

Под влиянием глобальных изменений (урбанизации, миграции, секуляризации) многие традиции сохранения здоровья, сформированные на протяжении веков, утрачиваются и устаревают. Нормы и ценности здоровьесбере-гающего поведения, релевантные современному образу жизни, у населения Беларуси только формируются и не достаточно укоренены в культуру повседневной жизни. Необходимы целенаправленные исследования в данном направлении и информирование населения о факторах сохранения здоровья и продуктивного долголетия в современных условиях. Анализ особенностей и тенденций современного образа жизни во взаимосвязи со здоровьем позволяют не только прогнозировать рост актуальности рассматриваемой проблемы, но и определить ее статус как проблемы общесоциального характера, требующей адекватного по сложности научного анализа и междисциплинарного сотрудничества.

Улучшение качества медицинской помощи и адаптация здравоохранения к изменяющимся социальным, экономическим и политическим условиям являются важнейшими задачами системы охраны здоровья Беларуси. Проводимые преобразования должны быть направлены на улучшение положения пациентов и медицинских работников. Баланс прав и обязанностей пациентов и медицинских работников выступает фундаментальной предпосылкой формирования гармоничных социальных отношений в сфере здравоохранения.

Полагаем, что актуальные меры по совершенствованию деятельности здравоохранения необходимо объединить по четырем основным направлениям.

К первому направлению можно отнести все мероприятия научного и практического характера, связанные со здоровьесбережением - поиском, предотвращением и снижением потерь здоровья, устранимых силами государства, общественных институтов (включая медицину), семьи и самого человека.

Людям необходимо ориентироваться на более эффективные модели организации повседневной жизни, оптимальное использование индивидуальных ресурсов - здоровья, жизненной энергии, образования, материальных средств, развивать собственный физический, духовный и интеллектуальный потенциал. Государство, в свою очередь, должно содействовать формированию у населения мотивации заботы о себе, поддерживать и поощрять самоответственность граждан, создавать условия для самореализации личности и эффективные стимулы к сохранению и укреплению здоровья.

Ко второму направлению могут быть отнесены меры, направленные на развитие и наращивание потенциала здоровья за счет укрепления в обществе системы ценностей саморазвития и самоактуализации.

Так, например, результаты исследований, проведенных под руководством автора Институтом социологии НАН Беларуси, показали, что выбор человеком профессии в соответствии со способностями, склонностями и призванием позволяет предсказывать более высокие показатели здоровья

и социального самочувствия, по сравнению с выбором вопреки способностям и склонностям [6].

Не в полной мере в Беларуси задействован оздоровительный ресурс досуга, полноценного отдыха, рекреации и физической культуры.

К третьему направлению могут быть отнесены меры, направленные на гармонизацию социальных отношений в системе здравоохранения, повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи и сохранение доверия отечественной медицине.

Социальные ожидания населения Республики Беларусь связаны с решением проблем кадрового и лекарственного обеспечения медицинских учреждений; повышением профессиональной подготовки медицинского персонала; модернизацией отрасли и улучшением оснащенности лечебных учреждений современным медицинским оборудованием; повышением уровня финансирования здравоохранения и оплаты труда медицинских работников; усилением внимания к вопросам профилактики заболеваний.

К четвертому направлению можно отнести меры, направленные на развитие междисциплинарного научного сотрудничества по вопросам улучшения здоровья. Назрела настоятельная необходимость в более широком использовании потенциала социологической науки. Изучение зарубежного и отечественного опыта показывает, что при активном участии социологов социальные проблемы здравоохранения находят более продуктивные способы своего решения.

Меры первого направления позволили бы уменьшить экономические и социальные потери, связанные с преждевременной смертностью и старением, снизить нагрузку на лечебные учреждения и направить освободившиеся средства на профилактику. Меры второго способны обеспечить приращение потенциала здоровья и создать «запас прочности», который позволил бы белорусскому обществу осуществить все стоящие перед ним задачи. Меры третьего направления способствуют гармонизации социальных отношений в системе «медицина-общество». Меры четвертого направления позволят найти инновационные решения актуальных проблем в сфере здравоохранения за счет синергии знания и опыта различных наук.

Литература

1. Шавель, С. А. Императивы развития социальной сферы / С. А. Шавель // Социология. -2015. - № 2. - С. 38-48.

2. Chan, M. The rising importance of family medicine [Electronic resource] / M. Chan. - June 2013. - Mode of access: http://www.who.int/dg/speeches/2013/family_medicine_20130626/en/. -Date of access: 25.05.2015.

3. Доброхлеб, В. Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В. Г. Доброхлеб // Социол. исслед. - 2008. - № 8. - С. 55-61.

4. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм. - М. : ACT : Транзиткнига, 2005. - 571, [5] с.

5. Римашевская, Н. М. Социальные последствия экономических трансформаций в России / Н. М. Римашевская // Социол. исслед. - 1997. - № 6. - С. 55-65.

6. Шухатович, В. Р. Профессиональное призвание: к вопросу о неэкономических факторах экономического роста / В. Р. Шухатович // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. - № 5 (35). - С. 188-192.

V. R. SHUKHATOVICH

HEALTH CARE IS THE PRIORITY OF THE BELARUSIAN SOCIETY DEVELOPMENT

Summary

The article describes the features of contemporary health care policy. Based on the results of empirical studies the attitude of the Belarusian population to the health care system and future directions of its development are characterized.

Keywords: health care, contemporary health care policy, the attitude of the population to the health care system, perspective areas of health care.

Поступила 22.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.