Научная статья на тему 'Здравоохранение-2014'

Здравоохранение-2014 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Президент РФ поручил разработать план структурных преобразований медучреждений до 2020 года. НМП требует пересмотра взаимоотношений в системе ОМС. Российскому здравоохранению поставили диагноз. Правительство РФ и главы регионов подготовят законодательную базу для строительства перинатальных центров. В 2013 г. Росздравнадзором выявлено 4156 нарушений порядков оказания медпомощи и стандартов медпомощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здравоохранение-2014»

Здравоохранение-20 Л 4

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2014

ПРЕЗИДЕНТ РФ ПОРУЧИЛ РАЗРАБОТАТЬ ПЛАН СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ МЕДУЧРЕЖДЕНИЙ ДО 2020 ГОДА

Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам совещания по вопросам здравоохранения, которое состоялось 21 января. До 21 февраля Правительству РФ поручено предоставить план структурных преобразований медицинских организаций до 2020 года, обратив особое внимание на развитие стационарозамещающих технологий в больницах.

К этому же сроку кабмину предстоит разработать дифференцированные нормативы объемов оказания медпомощи по регионам с учетом возраста, плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также климатогеографических особенностей регионов.

До 21 февраля Правительство РФ должно представить Главе государства предложения по внесению в российское законодательство изменений, касающихся:

— расширения возможности использования механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений в сфере здравоохранения, предусмотрев при этом сохранение профиля медицинских организаций, объемов, видов и условий оказываемой ими медицинской помощи, а также обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

— наделения органов государственной власти субъектов России полномочиями по выбору медицинских организаций для реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и установления критериев отбора таких организаций.

До 10 февраля Правительство РФ должно внести предложения об источниках финансирования деятельности медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.

Источник: пресс-служба Кремля

НМП ТРЕБУЕТ ПЕРЕСМОТРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОМС

Национальная медицинская палата считает, что существующая система санкций, применяемых к медицинским организациям, работающим в системе ОМС, требует серьезной доработки, а при ее создании должен соблюдаться баланс интересов всех участников системы медицинского страхования.

— Пора начать серьезный разговор об эффективности существующей системы медицинского страхования, о функциях медицинских страховых компаний в России, о той системе санкций, которые сейчас применяются к медицинским организациям. Медицинское сообщество выступает против «финансового ига» страховых медицинских организаций и требует пересмотра взаимоотношений, — говорит президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

Принятый в 2010 году Федеральный закон №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определил основания для применения санкций, а их раз-

№3 Менедже1

3014 здравоохранения ,

Здравоохранение-SOЛ4

меры стали предметом договора между страховыми компаниями и медицинскими организациями, работающими в системе ОМС. Рекомендованные размеры штрафных санкций были зафиксированы отдельным письмом ФФОМС (от 15.03.2011 № 1257/30-4/и).

Размеры санкций по некоторым видам нарушений доходили до 500% от размера норматива финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в расчете на одно застрахованное лицо в год. Недовольство со стороны медицинских организаций, усилившиеся конфликты со страховыми компаниями, а также юридические причины привели к отзыву этого письма.

Полномочия по определению размера штрафных санкций были переданы Комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования. Их компетенцией стало определение единых для всех медицинских организаций, участвующих в программе ОМС на территории субъекта, размеров санкций. Однако новые рекомендации по штрафам даны не были. По мнению экспертов Национальной палаты, многие регионы продолжают руководствоваться рекомендациями утратившего силу письма ФФОМС.

Сейчас медицинские организации воспринимают штрафные санкции со стороны страховых компаний как чрезмерно высокие, основанные на формальных признаках и никак не влияющие на качество оказания медицинской помощи. Существует мнение, что страховщики просто зарабатывают на медицинских организациях.

Общая сумма средств санкций, поступающих в том числе и в распоряжение страховых компаний, как отмечает руководитель аппарата НМП Владимир Семенов, действительно высокая, она составляет практически половину объема снижения Минздравом РФ в 2014 году финансирования программы развития здравоохранения.

— Например, в 2011 году медицинские учреждения, допустившие ненадлежащее качество оказания помощи пациентам, «наказаны» на 3,7% от годового финансирования в системе ОМС — это 21,7 млрд. рублей. Сумма 3,7% — это миллиарды рублей, из которых страховщикам за работу по наложению и взысканию санкций «отходит» 30% — около 8 млрд. Чем больше санкций, тем выше заработок страховых организаций. Сокращение же финансирования программы развития здравоохранения из федерального бюджета только в 2014 году составит 16 млрд. рублей, — говорит Владимир Семенов.

Навести порядок в системе штрафных санкций, сделать ее адекватной — это не единственная задача Национальной медицинской палаты. Необходимо также привести в соответствие нормативные акты, регулирующие различные аспекты взаимодействия участников системы медицинского страхования, а также усилить влияние медицинского сообщества на определение тарифной политики в системе ОМС, считают эксперты Палаты.

Вице-президент НМП, заместитель председателя Комитета по охране здоровья ГД Сергей Дорофеев говорит, что с 1 ноября 2013 года вступили в силу поправки к Правилам ОМС. Они определяют: Комиссия по разработке территориальной программы ОМС осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения с указанием размеров санкций, применяемых к медицинским организациям. Это означает, что условия о применении санкций и их размеры должны быть включены в тарифное соглашение, которое, согласно закону, должно подписываться также региональными медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

Экспертов Национальной медицинской палаты беспокоят не только возможности медицинского сообщества влиять на формирование тарифов на оказание медицинской помощи, но и вопросы законодательного регулирования в системе ОМС. По мнению экспертов Палаты, нормативные правовые акты, действующие в системе ОМС, противоречат друг другу.

-G

7енеджер №3

здравоохранения 3014

Здравоохранение-20 Л 4

— Необходимо более четко на законодательном уровне определить понятие стандартов оказания медицинской помощи, чтобы избежать двузначности трактовок. Существуют разночтения в двух базовых отраслевых законах — «Об основах охраны здоровья граждан РФ» и «Об обязательном медицинском страховании». Также назрела необходимость переработки Приказа ФФОМС от 01.12.2010 № 230, который устанавливает порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Поскольку этот приказ был принят раньше Основ, и часть формулировок — оснований для применения санкций — попросту им противоречит, — констатирует Сергей Дорофеев.

В настоящее время Национальная медицинская палата приступила к обобщению опыта работы в системе ОМС и анализу того, что дала для здравоохранения и населения существующая система медицинского страхования. Обсуждение проблемы стартовало на сайте Национальной медицинской палаты.

Также НМП ждет предложений по пересмотру системы санкций, применяемых к медицинским организациям. Обобщенные предложения будут направлены в Федеральный фонд ОМС и Минздрав России до 24 февраля.

Источник: Медвестник

РОССИЙСКОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОЗ

В РИА Новости 3 февраля прошла презентация доклада независимых экспертов «Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 гг. и последующие годы». Работа над докладом длилась полтора года. Профессионалы в области общественного здоровья и здравоохранения решили не давать оценку существующему здравоохранению, а прислушаться к мнениям пациентов, а также проанализировать отечественный опыт и результаты выполненных исследований.

Проведя анализ медико-демографической ситуации в стране, эксперты выяснили, что наибольшие сложности ждут Россию уже через три года. По прогнозам, с 2017 года резко снизится рождаемость, ведь в детородный возраст перейдет малочисленное поколение 1990-х.

В то же время возрастет смертность — в пожилой возраст перейдет многочисленное поколение 1950-х. Да и сейчас демографическая ситуация в стране крайне неравномерна, и по уровню здоровья Россия значительно отстает от стран с аналогичными финансовыми возможностями (ВВП на душу населения).

Также эксперты провели анализ охраны здоровья и организации медицинской помощи в стране. Полученные результаты прокомментировал вице-президент Российской медицинской ассоциации Юрий Комаров.

— Медицинская помощь постоянно дорожает, становится малодоступной. В результате граждане не удовлетворены оказываемыми им услугами. К тому же 70% россиян являются неплатежеспособными и не могут получить необходимую помощь. А ведь платные услуги в медицинских учреждениях оказываются с использованием медицинской аппаратуры и реактивов, приобретенных за бюджетные средства, в том числе по программе модернизации. Неудивительно, что многие больные предпочитают лечиться самостоятельно и обращаются за помощью к специалистам только в экстренном или запущенном случае, — отметил он.

Юрий Комаров подчеркнул: все будущие преобразования в системе здравоохранения должны отвечать двум главным критериям — хорошо ли будет от этого, с одной стороны, населению и, в частности, пациентам, с другой стороны, — врачам и всем медработникам.

№3 Менедже1

3014 здравоохранения ,

Здравоохранение-SOЛ4

— Я выражу позицию всех экспертов, работавших над докладом. Мы на стороне пациентов и врачей, а не чиновников от медицины и оргструктур, проводящих нынешнюю модернизацию здравоохранения. В центре внимания должен быть пациент, — добавил заведующий лабораторией проблем правового и методологического обеспечения информационных технологий в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Рагозин.

Участвуя в обсуждении в качестве независимого эксперта, председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ Сергей Калашников отметил «плюсы» и «минусы» документа.

— Главный плюс — российскому здравоохранению поставлен обоснованный диагноз. На мой взгляд, высказана правильная мысль о том, что нельзя решать проблемы здравоохранения только за операционным столом. Проблема комплексная, и подход к ее решению должен быть таким же. Из доклада очевидно — не в деньгах счастье. Да, в последние годы в здравоохранение поступили значительные средства, но их потратили совершенно неэффективно. Не будучи врачом и, тем не менее, глубоко погрузившись в тему, уверенно заявляю: на каждом шагу можно экономить в десятки раз. К недостаткам могу отнести акцент, сделанный на здоровье детей и работающих взрослых. Казалось бы, это правильно, но ведь основной контингент, посещающий медицинские учреждения и нуждающийся во врачебной помощи, — пожилые люди. Без решения проблемы активного долголетия мы не решим проблемы демографии и эффективного лечения.

Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин отметил, что перед представлением доклада общественности его уже обсудили в узком кругу профессионального сообщества. Также с ним ознакомились в Министерстве здравоохранения РФ, есть договоренность о встрече и обсуждении документа с главой ведомства Вероникой Скворцовой.

— Несомненно, эксперты проделали серьезную работу. Чтобы увидеть результаты, нам необходимо концептуально изменить парадигму отношения к системе охраны здоровья и традиционному отраслевому здравоохранению. Кроме того, российские врачи должны делать акцент не на лечение, а на профилактику. Это современный подход, который необходимо использовать в России. Только так нам удастся совершить качественный прорыв в здравоохранении, — считает Алексей Кудрин.

Источник: РИА Новости

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ И ГЛАВЫ РЕГИОНОВ ПОДГОТОВЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ БАЗУ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

Правительство РФ и главы регионов подготовят законодательную и финансовую базу, а также необходимую документацию для строительства и ввода в эксплуатацию сети перинатальных центров. Соответствующие поручения даны по итогам совещания о реализации программы развития перинатальных центров, которое Премьер-министр Дмитрий Медведев провел 29 января. Главе Минздрава России поручено обеспечить управление Программой развития перинатальных центров; совместно с Минстроем, ФОМС, госкорпорацией «Ростехнологии» и главами субъектов РФ разработать детальный план-график реализации мероприятий первого этапа строительства центров. Документ должен быть представлен в Правительство РФ до 27 февраля. Совместно с главами регионов должна быть разработана программа подготовки и переподготовки медицинских кадров для укомплектования строящихся центров, в том числе с организацией стажировок в ведущих

Здравоохранение-20 Л 4

медицинских центрах России и за рубежом. Программу следует представить Правительству РФ до 15 мая.

Сегодня в России построено 22 перинатальных центра. В течение ближайших двух лет планируется возвести еще 32 подобных комплекса. На эти цели Правительство РФ выделяет более 55 млрд. рублей. Данная программа стала одной из основных мер, принимаемых органами власти по стимулированию рождаемости. Работа перинатальных центров, в которых заняты исключительно высококвалифицированные сотрудники, позволила понизить уровень младенческой смертности в половине регионов России.

Источник: ИТАР-ТАСС

МИНЗДРАВ ПОДГОТОВИЛ ГОСПРОГРАММУ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Минздрав России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Согласно с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения» в федеральном бюджете на 2014-2016 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования: в 2014 году — 357 154,2 млн. рублей, в 2015 году — 260 503,6 млн. рублей и в 2016 году — 262 867,6 млн. рублей.

Предусмотренные в Федеральном законе объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами бюджетных ассигнований государственной программы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. №2511-р, в 2014 году уменьшены на 16 162,4 млн. рублей, в 2015 году — на 17 310,2 млн. рублей, в 2016 году — на 28 949,8 млн. рублей. При этом средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), являющиеся источником финансового обеспечения государственной программы, увеличены в 2014 году — на 18 187,5 млн. рублей, однако в 2015 году уменьшены — на 11 965,6 млн. рублей, в 2016 году — на 355 513,9 млн. рублей.

Наиболее значительное изменение в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета произошло в отношении бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограмм «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи», «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации», «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан» и «Охрана здоровья матери и ребенка». Это связано с постепенной передачей финансового обеспечения медицинских учреждений федерального уровня, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь в систему обязательного медицинского страхования (за исключением финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, передача которого в систему ОМС будет осуществлена с 1 января 2015 года, и финансового обеспечения медицинских учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба). Кроме того, в 2014-2016 годах предусмотрена: оптимизация бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на 2% ежегодно; оптимизация на 5% прочих расходов федерального бюджета (за исключением расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств).

Источник: http://www.pharmvestnik.ru

NP3 Менедже1

3014 здравоохранения ,

Здравоохранение-SOЛ4

В 2013 Г. РОСЗДРАВНАДЗОРОМ ВЫЯВЛЕНО 4156 НАРУШЕНИЙ ПОРЯДКОВ ОКАЗАНИЯ МЕДПОМОЩИ И СТАНДАРТОВ МЕДПОМОЩИ

В 2013 году Росздравнадзором проведено 5403 проверки соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, в том числе на основании поступивших 4 тыс. жалоб на качество медицинской помощи. Такие данные опубликованы на сайте Правительства РФ в сообщении о ходе выполнения поручений Президента России от 29 апреля 2013 год по обеспечению мониторинга предоставления гражданам медицинской помощи.

Проверки проведены в отношении 5746 юридических лиц, в том числе в федеральных медицинских организациях — 769, государственных медицинских организациях — 3315, муниципальных медицинских организациях — 723, частных медицинских организациях и у индивидуальных предпринимателей — 939. Число внеплановых проверок составило 3626. В их числе:

— на основании обращений граждан, содержащих сведения о возникновении угрозы жизни и здоровью, — 1811 проверок. Наибольшее количество обращений — в республиках Дагестан, Тыва, Ставропольском крае, Амурской, Иркутской, Костромской, Курской, Московской, Новгородской, Новосибирской и Саратовской областях, Москве;

— на основании обращений граждан, содержащих сведения о причинении вреда жизни и здоровью, — 635 проверок. Наибольшее количество обращений в республиках Калмыкия, Татарстан и Тыва, Алтайском и Пермском краях, Волгоградской, Московской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской и Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Москве;

— на основании требований органов прокуратуры — 433 проверки;

— в целях контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений — 682 проверки;

— по заданию Росздравнадзора — 65 проверок.

К проведению проверок привлечено 20 аккредитованных экспертных организаций и 986 аккредитованных экспертов. В результате проведенных проверок выявлено 4156 нарушений порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в 3077 медицинских организациях, в том числе в 420 федеральных медицинских организациях, 1839 государственных медицинских организациях, 305 муниципальных медицинских организациях, 513 частных медицинских организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Несоблюдение порядков оказания медицинской помощи отмечено в 3073 случаях в республиках Калмыкия, Саха (Якутия) и Чувашия, а также в Забайкальском крае, Астраханской, Владимирской, Волгоградской, Иркутской, Костромской областях.

Наибольшее количество нарушений порядков оказания медицинской помощи выявлено по терапии, акушерству и гинекологии, хирургии, педиатрии, стоматологии взрослого населения, неврологии, психиатрии, кардиологии, офтальмологии и оториноларингологии, скорой медицинской помощи.

Несоблюдение медицинскими организациями стандартов медицинской помощи отмечено в 1083 случаях — в республиках Калмыкия и Саха (Якутия), Алтайском, Забайкальском, Камчатском и Ставропольском краях, Амурская, Астраханская областях, — в том числе по следующим причинам:

— отсутствие лечебных и диагностических методик, предусмотренных стандартом медицинской помощи (465);

— недостаточное или излишнее назначение лекарственных препаратов, компонентов крови, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания (373);

— необоснованное назначение медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее единицы (172);

— отсутствие лекарственных препаратов, предусмотренных стандартом медицинской помощи (73). По результатам проверок выдано 4156 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлен 451 протокол об административном правонарушении.

В 856 случаях материалы проверок направлены в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. В 91 случае — в правоохранительные органы. По результатам 591 проверки информация направлена в органы государственной власти субъекта РФ.

7енеджер №3

здравоохранения 3014

Источник: Медвестник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.