Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костылева А.А.

В данной статье объектом изучения выступает такая категория людей как студенты. Исследуется взаимосвязь соблюдений принципов здорового образа жизни и самооценки статуса двух категорий студентов: 1) Со слабым состоянием здоровья ( чаще подготовительная или специальная группа); 2) Категория студентов, которые активно занимаются спортом. В наше время здоровый образ жизни представлен как основной фактор формирования оценочного мнения студенческой молодежи в процессе обучения в ВУЗах.In this article, the object of study is a category of people like students. The interrelation of observance of a healthy way of life and a self-estimation of the status of 2 categories of students is investigated: 1) With a weak state of health (more often preparatory group); 2) The category of students who are actively involved in sports. In our time, a healthy way of life is presented as the main factor in the formation of the consciously appraising opinion of student youth in the process of studying in higher educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костылева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 304.3

Костылева А.А. студент 2 курса факультет «Экономики и управления» Елабужский Институт Казанский Федеральный Университет научный руководитель: Мифтахов А.Ф.

старший преподаватель Россия, г. Елабуга ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье объектом изучения выступает такая категория людей как студенты. Исследуется взаимосвязь соблюдений принципов здорового образа жизни и самооценки статуса двух категорий студентов: 1) Со слабым состоянием здоровья ( чаще подготовительная или специальная группа); 2) Категория студентов, которые активно занимаются спортом. В наше время здоровый образ жизни представлен как основной фактор формирования оценочного мнения студенческой молодежи в процессе обучения в ВУЗах.

Annotation. In this article, the object of study is a category of people like students. The interrelation of observance of a healthy way of life and a self-estimation of the status of 2 categories of students is investigated: 1) With a weak state of health (more often preparatory group); 2) The category of students who are actively involved in sports. In our time, a healthy way of life is presented as the main factor in the formation of the consciously appraising opinion of student youth in the process of studying in higher educational institutions.

Ключевые слова. Студенты, здоровый образ жизни, физическая культура, спорт, социальный статус, социализация.

Keywords. Students, a healthy lifestyle, physical culture, sports, social status, socialization.

Молодость - это определенная фаза жизненного цикла, биологически универсальная, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации [1, с. 127].

Часть молодежи, которая является более однородной по некоторым социальным параметрам являются студенты. Их основной вид деятельности, который и определяет характер и черты их образа жизни - учебный процесс.

В научной литературе однозначного определения понятия «студенчество» не существует. В переводе с латинского слово «студент» означает «овладевающий знаниями» или «усердно работающий».

Возраст, в котором человек, чаще всего, проходит стадия студенчества (17-25 лет). Данный период является очень важным в становлении человека как личности.

Здоровье - это предпосылка будущей самореализации молодого поколения, способность к деторождения и созданию семьи в будущем, к сложному профессиональному и учебному труду, а так же активной политической деятельности. В современных условиях жизни здоровье перестает быть личным делом отдельного человека, так как оно становится фактором выживания социума в целом. Изучение проблемы здорового образа жизни студенческой молодежи в широком социокультурном аспекте обусловлено спецификой этой социально-демографической группы, а так же особенностями ее формирования и положения данной категории молодежи в социуме.

В современных условиях жизнь студентов протекает насыщенно и довольно увлекательно и прежде всего следует обратить внимание на образ жизни молодого поколения. По мнению Л. В. Сохань, «образ жизни молодежи - система устойчивых, типичных для данной социально-демографической группы способов, форм и видов жизнедеятельности... Это своеобразная картина того, как живут молодые люди в условиях их социально-исторического бытия. Наряду с такими характеристиками жизни, как уровень, качество, стиль, образ жизни молодежи дает условное представление о жизни молодых людей как конкретном социокультурном, историческом феномене [2, с. 608].

По некоторым прогнозам исследователей, число студентов, которые отнесены по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам, т.е. категории студентов у которых присутствуют некоторые отклонения в состоянии здоровья, может достигнуть 60 % и более от общего количества. К сожалению, данная тенденция сохранится и в ближайшие 15-20 лет, когда общие потери рабочей силы за 2008-2017 гг. составят более 10 млн чел. (в среднем по 1 млн чел. ежегодно) [3, с. 36-41]. В факторной модели здоровья нового поколения на долю образа жизни приходится 55-60 %, на экологическое состояние среды - 20-22 %, роль наследственности оценивается в 20-25 %, здравоохранения - в 15-20 % [4, с. 48-54].

Поэтому на данном этапе и возникает необходимость изучения здорового образа жизни. В первую очередь необходимо обладать информацией о жизненных ориентирах и целях студентов, о возникающих на их жизненном пути проблемах и , самое главное, о способах их решения.

Важнейшим социальным фактором на этапе студенчества, является непосредственно здоровый образ жизни, который проходит все уровни современного социума, и который влияет на все основный сферы жизнедеятельности общества. На сегодняшний день здоровый образ жизни является главным социальным фактором, который, чаще всего, может

оградить от негативных последствий при переходе от этапа молодости к этапу взрослой жизни.

На сегодняшний день недостаточно исследований взаимосвязи здорового образа жизни и социальной позиции студенческой молодёжи, поэтому данная тема остаётся актуальной и в настоящее время.

Исследование, которое приводится в данной работе, проводилось в 2017 учебном году со студентами 1-4 курсов Елабужского Института Казанского(Приволжского) Федерального Университета в количестве 300 человек. Из них 100 были отнесены по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе (студенты с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья), 55 к специальной группе здоровья, а остальные 345 активно занимаются спортом.

Мы задали студентам некоторые вопросы, на которые они охотно ответили, первый из них был такой: «Занимаетесь ли Вы физкультурно-оздоровительной деятельностью в свободное от учёбы время?» будь то простая утренняя зарядка, вечерняя пробежка и т.д. Ответы студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам распределились таким образом: 18,1% ответили, что совсем не занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью, 55,6% ответили, что занимаются эпизодически, не чаще 1 -2 раз в неделю, и только 26,2 % занимаются систематически, 3-4 раза в неделю и более.(рис.1)

Название диаграммы

100,00% 18,10% 55'60% 26,20%

0,00% -

НЕ ЗАНИМАЮТЯ НЕ ЧАЩЕ 2 РАЗ В НЕД. ЗАНИМ АЮТСЯ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ

Рис 1. Степень занятия Физкультурно-оздоровительной деятельностью студентами специальной и подготовительной медицинских групп в свободное от учёбы время ( в % от числа опрошенных, п=155)

По анализу результатов можно предположить, что большая часть данной категории студентов не придает особого значения физической активности и не дает должных физических нагрузок в свободное от учёбы время, в то время как студенты, которые активно занимаются спортом, вне учебной деятельности, все без исключения, занимаются физкультурно-оздоровительными деятельностью 2-3 раза в неделю и более.

Повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека в этом вопросе, отсюда и его отношение к собственному здоровью. Физкультурно-оздоровительную деятельность необходимо рассматривать как одну из важнейших видов деятельности, которая имеет социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека [5, с. 2-9].

Здоровый образ жизни передает полноту включенности человека в формы и способы социальной деятельности, соответственно многостороннему и гармоничному развитию всех его структур: моральной, психической социальной и т.д и включает все компоненты различных видов деятельности.

Здоровый образ жизни - это не только медико-социальная активность: избавление от вредных привычек, соблюдение гигиенических норм, соблюдение режима дня, соблюдение режима труда, отдыха, питания, сна и многое другое.

В наше время для нас показателем личного успеха должно стать скорее здоровье, а не количество заработанных денег. Если же у молодёжи появится привычка активно заниматься спортом, то будут так-же решены и другие острые социальные проблемы, такие как: безнадзорность в детском о подростковом возрасте, алкоголизм, наркомания, в том числе и среди молодёжи.

Следующий вопрос, который мы задали студентам был такой: «Удовлетворены ли Вы уровнем состояния своего здоровья?», ответы студентов распределились следующим образом: только 16,2% студентов специальной и подготовительной групп ответили «Да», тогда как большая часть 61,2% активно занимающихся спортом ответили положительно на вопрос, 33, 8% спец. И подготовительной групп здоровья оказался скорее удовлетворен, чем нет, в сравнении с 26,5 % активно занимающимися; затруднились ответить 26,5% студентов спец. И подготовительной медицинских групп и 7,5 активно занимающихся; скорее не удовлетворены 16,5% спец. И подготовительной мед.групп, в сравнении с 3,9% активно занимающихся; «Нет, не удовлетворен» ответили 7,4% спец. И подготовительной мед.групп против 1,1% активно занимающихся спортом(рис.2)

70,00% 60,00% 50,00%% 40,00% 30,00°% 20,00% 10,00% 0,00%

61,20%

16

20%

Название диаграммы

33,10%

26

,50%

26,20%

7,50%

-I

16,50%

7,30%

12345 □ Активно занимающиеся спортом Спец. И подготовительная группы

Рис. 2. Уровень удовлетворенности состояние здоровья ( в процентах от числа опрошенных п=400); 1-«Да»; 2- «Скорее да, чем нет»; 3-«Затрудняюсь ответить»; 4-«Нет, не удовлетворен».

Анализ полученных результатов говорит о том, Что при сопоставлении данных категорий студентов наблюдается значительная разница уровня удовлетворенности своим здоровьем. Большая часть студентов спец. И подготовительной мед.групп отметили варианты «Скорее да, чем нет», «Затрудняюсь ответить», «Нет, не удовлетворен», а так-же «Да», в то время, как студенты активно занимающиеся спортом, в основном выбрали ответ «Да» и «Скорее да, чем нет»

Специфическая особенность социального статуса студента, его стремление к будущему обуславливает его особую социальную значимость. Оценивая свой социальный статус по 10-ти балльной шкале, студенты, спец. И подготовительной мед.групп ответили в среднем на 6,7, тогда как студенты активно занимающиеся спортом на 8-9, тем самым определяются различия в среднем на 1 -3 балла.

В результате проведенных исследований была установлена связь между основами здорового образа жизни и уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, социальным статусом студентов. Разделив студентов на две категории: тех, кто активно занимается спортом и студенты специальной и подготовительной групп мы продемонстрировали данную связь. Просматривается, что физкультурно-оздоровительной деятельностью в свободное от учёбы время занимаются далеко не все студенты специальной и подготовительной медицинских групп. Из этого следует, что уровень удовлетворенности состоянием здоровья у тех студентов, которые активно занимаются спортом, значительно выше, это, в свою очередь, повышает

самооценку, социальный статус, что очень важно для данной категории молодежи, потому что именно в студенчестве у молодых людей формируется фундамент, который определяет формирование взрослого человека в будущем и человека как личности.

Анализируя проблемы формирования здорового образа жизни молодого поколения, можно также утверждать, что многое зависит от региона проживания, уровня социализации молодежи и ее идентификации с территорией проживания. Многие ученые считают, что региональные особенности определяют своеобразие условий жизни и накладывают свой отпечаток на все происходящие здесь процессы. К таковым относятся:

- климат, ландшафт, природные ресурсы, которые существенно влияют на условия жизни населения;

- этнополитические, культурно-исторические, религиозные, демографические и прочие характеристики, имеющие на данный момент значение объективных факторов жизнедеятельности населения, среды обитания людей и основы формирования устойчивых традиций и правил поведения [6, с. 238].

Все большее влияние на состояние здоровья молодых россиян в последние годы оказывают социокультурные факторы: культурные традиции, уровень образования и характер труда родителей, культура здоровья и восстановления собственных ресурсов. [7].

Во многом путь уже определён - это максимальное улучшение физического состояния вследствие ведения здорового образа жизни. Институциональные основы социальной организации физкультурно-оздоровительной работы среди студенческой молодежи требуют внедрения новых социальных технологий на базе программного метода, который обеспечивает социальное стратегическое программирование в управлении физкультурно-оздоровительной деятельностью с установкой на оздоровление образа жизни. Хотелось бы, чтобы институт спорта повлиял на положение определенных требований в системе образования России, к примеру включив дополнительные занятия в вузах по физической культуре, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации. При этом нельзя упускать из виду ее теоретическую часть: молодежь должна быть осведомлена в вопросах физического воспитания, культуры, этики. При реализации перечисленных подходов можно будет наблюдать, что повышение социального статуса молодого поколения напрямую будет зависеть от удовлетворенности состоянием здоровья.

Использованные источники:

1. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - Т. 16. - М., 1988.

2. Сохань, Л. В. Образ жизни молодежи / Л. В. Сохань // Социология молодежи: энциклоп. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М. : Academia, 2008.

3. Римашевская, Н. М. Здоровье человека - здоровье нации / Н. М.

Римашевская // Экономические стратегии. - 2006.- № 1.

4. Лисицин, Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицин //Здравоохранение РФ. - 1998. - № 3.

5. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев //Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8.

6. Жу равлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. - М. : Наука, 2006.

7. Падиарова, А. Б. Социальное неравенство как фактор здоровья нового поколения россиян / А. Б. Падиарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 1.

УДК 37.015.31.

Краснянская Г.А. магистрант 2 года обучения кафедра коррекционной педагогики ФГАО УВО «Южный Федеральный Университет» Академия психологии и педагогики Россия, г. Ростов-на-Дону РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ Аннотация: в статье говориться о том, какое важное значение в процессе развития ребенка c ОВЗ имеет развитие мелкой моторики рук. Как развитие мелкой моторики рук влияет на становление речи у ребенка. Какое значение теория Монтессори имеет в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, ОВЗ, Монтессори, дидактический материал.

G. A. Krasnyanskaya Undergraduate of 2 years of training FGA UVO ""Southern Federal University" Academy ofpsychology and pedagogy The Department of correctional pedagogy Russia, Rostov-na-Donu THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF MONTESSORI TEACHERS. Abstract: the article talks about how important in the process of development of the child c health disabilities is the development of a small motility of hands. As the development of fine motor skills affect the development of speech in children. What is the value of the theory of Montessori is to work with children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.