Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни – основа здоровья'

Здоровый образ жизни – основа здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2619
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуклова Н. В., Бурзайкина М. И.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой – важнейшая задача любого цивилизованного общества. Именно поэтому мы задались вопросом как же правильно вести здоровый образ жизни и что для этого требуется делать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни – основа здоровья»

ных видах физических упражнений становятся нормой. Пожилой человек испытывает хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и крепкий сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, и пожилой человек остается в хорошей форме на протяжении длительного времени.

Исходя из вышеуказанного, здоровый образ жизни следует понимать как единство самосохранительного сознания и поведения. Это означает, что в этой формуле нет места иждивенческому отношению к собственному здоровью; что утверждение здорового общества есть, прерогатива гражданского общества; что каждый человек является субъектом собственного оздоровления, творцом своего здоровья, что здоровый образ жизни - это не только знание, что это, но и знание как это утверждается. Предложенная формула позволяет преодолеть как саморазрушительное, так и равнодушное отношение к своему здоровью. Она исключает ситуацию медленного, но верного разрушения собственного физического, интеллектуального и духовного здоровья по средствам курения, злоупотребления алкоголем, пристрастия к наркотикам, неправильного питания, гиподинамии и других нездоровых привычек.

Список литературы:

1. Бутенко Н.И., Олешкевич Т.Г., Палиева Н.А. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни // Здоровый ребенок - в здоровом социуме / Авт.-сост. И.В.Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсер-висшкола, 2009. - С. 16-20.

2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: Флинта, 2001. - 560 с.

3. Масияускене О.В. Валеология. - Ростов н/Д, 2011. - 251с.

4. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

5. Прохорова Э.М. Валеология. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 255 с.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ © Чуклова Н.В.*, Бурзайкина М.И.*

Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление

* Заведующий кафедрой Физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, к.п.н., доцент.

* Студент.

которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества. Именно поэтому мы задались вопросом как же правильно вести здоровый образ жизни и что для этого требуется делать.

Современному человеку все чаще приходится жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов. Поэтому для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечит ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это - главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80 % населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа. Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост - вести здоровый образ жизни.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья [1, с. 156].

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства. Нестабильная социокультурная и экономическая ситуация в стране усугубляет эту тенденцию и, по оценкам специалистов, приводит к тому, что

около 70 % населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье.

Поэтому для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечит ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья [2, с. 54].

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства [3, с. 16].

Основные факторы здорового образа жизни:

1. Психологическая уравновешенность.

2. Двигательная активность.

3. Закаливание.

4. Рациональное питание.

5. Отказ от вредных привычек.

Давайте рассмотрим каждый фактор немного подробнее.

Психологическая уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к раз-

ным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.В психологической уравновешенности важен еще один аспект - соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой [4, с. 97].

Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа [5, с. 33].

Закаливание организма -система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования. При закаливании вырабатывают устойчивость организма к охлаждению и тем самым к т. н. простудным и некоторым др. заболеваниям.

Общие принципы закаливания:

В основе закаливания лежит использование естественных факторов природы, а именно воздуха, воды и солнечного света. Начиная закаливание, запомните несколько простых правил:

- закаливающие процедуры проводить ежедневно, можно 2 раза в день;

- постепенно снижать температуру воздуха и воды;

- постепенно увеличивать продолжительность воздействия этих факторов;

- в случае болезни в не тяжелой форме прекращать закаливание не нужно. Когда здоровье ослаблено, к процедурам по закаливанию организма следует относиться с большей осторожностью. Надо уменьшить силу воздействия (увеличить температуру воды и уменьшить время обливания), но проводить эти процедуры обязательно;

- если вы всё же серьезно заболели, временно можно отменить процедуры, но перерыв должен быть не более 5-7 дней. Если же по каким-то причинам перерыв между закаливаниями продлился более двух недель, нужно все начинать сначала;

- детям закаливание проводить под контролем взрослых;

Рациональное питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

Рациональное питание предполагает:

1. Энергетическое равновесие.

2. Сбалансированное питание.

3. Соблюдение режима питания.

Отказ от вредных привычек. Вредная привычка - это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Мы решили провести свое социологическое исследование, на тему «Здоровый образ жизни среди студентов». Чтобы получить наиболее обширную картину, мы задавали разноплановые вопросы студенческой молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Примерное содержание вопросов:

1. Ваш пол.

2. Ваш возраст.

3. Вы курите? (если положительный ответ, то сколько по времени лет).

4. Вы употребляете алкоголь:

а) по праздникам;

б) несколько раз в неделю;

в) вообще не употребляю.

5. Пробовали ли Вы наркотические средства?

6. Вы занимаетесь спортом:

а) регулярно;

б) периодически;

в) не занимаюсь.

Из опрошенных 40 человек были 20 девушек и 20 юношей. Из них 18 девушек пробовали курить, и 10 курят до сих пор, со стажем от 1 до 3 лет. У юношей ситуация ничем не лучше: из 20 постоянно курят 17, и у некоторых стаж даже больше 3 -4 лет. Извсех тех же опрошенных 40 человек, в общей сложности 4 человека не употребляют алкоголь вообще, 29 только по праздникам и 7 употребляют несколько раз в неделю. Наркотические средства пробовали 2 человека, а регулярно спортом занимается лишь 50 % опрошенных.

Анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод, что из современной студенческой молодежи мало кто ведет здоровый образ жизни и не подвержен вредным привычкам.

Список литературы:

1. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак. - М., 1996.

2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. - М., 1990.

3. Визитей Н.Н. Образ жизни. Спорт. Личность / Н.Н. Визитей. - Ки-шенев, 1980.

4. Воложин А.И. Путь к здоровью / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, С.Я. Чикин. - М., 1987.

5. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта: Кн. I. / В.И. Жолдак. - М., 1992.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ © Шарипова Д.Д.*, Исмаилова М.А.*, Шахмурова Г.А.*

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, Республика Узбекистан, г. Ташкент Ташкентский педиатрический медицинский институт, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В работе рассмотрены вопросы гармоничного развития поколения на основе здоровьесберегющей деятельности ДОУ в контексте формирования здорового образа жизни.

Принятая в республике «Национальная программа по подготовке кадров» поставила большие задачи перед работниками дошкольных учреждений, которые призваны заложить основы здоровья и гармонического развития личности ребенка, определив необходимость решения следующих задач:

- обеспечить охрану и укрепление здоровья детей на основе совершенствования его физического развития, повышения иммунитета к воздействию различных факторов среды, улучшения физической и умственной работоспособности;

- формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки;

- воспитать у детей физическую культуру и потребность в здоровом образе жизни (ЗОЖ) [1].

Государственная программа «Год гармонично развитого поколения» (2010 г.) в числе актуальных задач назвала дальнейшее усиление мер по

* Профессор кафедры «Зоология, анатомия и физиология» Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, доктор педагогических наук.

* Доцент Ташкентского педиатрического медицинского института, кандидат медицинских наук.

* Заведующий кафедрой «Зоология, анатомия и физиология» Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, кандидат биологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.