Научная статья на тему 'Био-социальная направленность процесса формирования здорового образа жизни у студентов педагогических вузов'

Био-социальная направленность процесса формирования здорового образа жизни у студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / БИО-СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTH / LIFESTYLE / HEALTHY LIFESTYLE / BIOSOCIAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Л.И., Барабаш В.Г.

Актуальность изучаемой проблемы -формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) определяется многоаспектностью социальной жизни, влиянием политического уклада общества, многофакторностью нагрузок и неравномерным воздействием внешней окружающей среды на организм, оказывающих негативное влияние на здоровье человека. Тенденция к ведению здорового образа жизни в современном обществе неуклонно растет. По мнению разных специалистов (со ссылкой на ВОЗ), здоровье населения состоит в зависимости на 50% от образа жизни, на 20% от окружающей среды, на 20%от генетической предрасположенности, и только на 10% от здравоохранения. Главным фактором, который определяет уровень развития цивилизации, всегда являлось здоровье (как отдельного человека, так и общества в целом). Формирование потребности в ведении здорового образа жизни обусловлено резким снижением здоровья населения, несмотря на значительный рост научно-технического процесса. Именно поэтому, проблема здоровья нации, включающая и увеличение продолжительности жизненного цикла и качества самой жизни, является важной проблемой многих отраслей науки. Особо значимой эта потребность должна быть для студентов педагогических вузов как носителей информации и источника передачи накопленного опыта подрастающему поколению. Именно этой проблеме посвящена настоящая статья, в которой дается анализ научных исследований вопроса формирования здорового образа жизни, раскрывается система приобщения студентов педагогического вуза к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Л.И., Барабаш В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIO-SOCIAL ORIENTATION OF THE PROCESS OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The Relevance of the studied problem the formation of a healthy lifestyle (HLS) is determined by the multidimensional social life, the influence of the political structure of society, the multifactorial loads and the uneven impact of the external environment on the body, which have a negative impact on human health. The trend towards a healthy lifestyle in modern society is steadily growing. According to various experts (with reference to who), the health of the population depends on 50% of the lifestyle, 20% on the environment, 20%on genetic predisposition, and only 10% on health. The main factor that determines the level of development of civilization, has always been health (as an individual and society as a whole). Despite the rapid growth of the scientific and technical process, there is a trend of a sharp decline in public health. Consequently, the formation of the needfor a healthy lifestyle is an important social task and medicine, and psychology, and pedagogy and many other branches of human knowledge. This need should be particularly important for students of pedagogical universities as a source of information and transfer of experience to the younger generation. This article is devoted to this problem, in which the analysis of scientific research on the problem of healthy lifestyles, highlighted the factors of healthy lifestyles among students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Био-социальная направленность процесса формирования здорового образа жизни у студентов педагогических вузов»

2018, том 20 [10]

УДК 378.147

БИО-СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Пономарева Л.И., Барабаш В.Г.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный

педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность изучаемой проблемы -формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) определяется многоаспектностью социальной жизни, влиянием политического уклада общества, многофакторностью нагрузок и неравномерным воздействием внешней окружающей среды на организм, оказывающих негативное влияние на здоровье человека. Тенденция к ведению здорового образа жизни в современном обществе неуклонно растет. По мнению разных специалистов (со ссылкой на ВОЗ), здоровье населения состоит в зависимости на 50% от образа жизни, на 20% - от окружающей среды, на 20%- от генетической предрасположенности, и только на 10% - от здравоохранения. Главным фактором, который определяет уровень развития цивилизации, всегда являлось здоровье (как отдельного человека, так и общества в целом). Формирование потребности в ведении здорового образа жизни обусловлено резким снижением здоровья населения, несмотря на значительный рост научно-технического процесса. Именно поэтому, проблема здоровья нации, включающая и увеличение продолжительности жизненного цикла и качества самой жизни, является важной проблемой многих отраслей науки. Особо значимой эта потребность должна быть для студентов педагогических вузов как носителей информации и источника передачи накопленного опыта подрастающему поколению. Именно этой проблеме посвящена настоящая статья, в которой дается анализ научных исследований вопроса формирования здорового образа жизни, раскрывается система приобщения студентов педагогического вуза к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, био-социальная направленность, образ жизни, здоровый образ жизни._

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-10-17-21

BIO-SOCIAL ORIENTATION OF THE PROCESS OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Ponomareva L.I, Barabash V. G.

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russian Federation

Annotation. The Relevance of the studied problem - the formation of a healthy lifestyle (HLS) is determined by the multidimensional social life, the influence of the political structure of society, the multifactorial loads and the uneven impact of the external environment on the body, which have a negative impact on human health. The trend towards a healthy lifestyle in modern society is steadily growing. According to various experts (with reference to who), the health of the population depends on 50% of the lifestyle, 20% - on the environment, 20%- on genetic predisposition, and only 10% - on health. The main factor that determines the level of development of civilization, has always been health (as an individual and society as a whole). Despite the rapid growth of the scientific and technical process, there is a trend of a sharp decline in public health. Consequently, the formation of the needfor a healthy lifestyle is an important social task and medicine, and psychology, and pedagogy and many other branches of human knowledge. This need should be particularly important for students of pedagogical universities as a source of information and transfer of experience to the younger generation. This article is devoted to this problem, in which the analysis of scientific research on the problem of healthy lifestyles, highlighted the factors of healthy lifestyles among students of pedagogical universities.

Key words: health, lifestyle, healthy lifestyle, bio-social orientation.

—--—

~ 17 ~

—--—

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» http://kremlin.ru/events/president/news/57425

[2] Пономарева Л.И. Подготовка студентов педагогических вузов к валеологической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 8.

- С. 71- 79.

[3] Амосов Н.М. Ваш ребенок: здоровье и воспитание. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2003. - 94 с.

[4] Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2000.

- 192 с.

[5] Вайнер Э.Н. Формирование здоровьеразвиваю-щей среды в системе общего образования // Ва-леология. - 2004, № 1. - С. 21- 26.

[6] Лисицин Ю.П. Состояние здоровья населения и _факторы риска. - Пермь, 1989.- С. 6- 11._

Такая важная проблема как формирование здорового образа жизни у студентов педагогических вузов в условиях модернизации образования становится в один ряд с такими глобальными проблемами Российской Федерации как улучшение демографической ситуации, борьба с терроризмом, развитие системы здравоохранения и другие. Приобщение студентов педагогических вузов к здоровому образу жизни, в современном образовании уже не является дискуссионным, оно является общепризнанным и возведено в ранг государственных. Так, в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано, что Правительству Российской Федерации при разработке национальных программ, касающихся демографического развития, необходимо обеспечить: «...увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.» [1].

В связи со сказанным выше, к проблеме здоровья неуклонно возрастает интерес, что, безусловно, подтверждается исследованиями отече-

REFERENCES

[1] Decree of the President of the Russian Federation «On national goals and strategic tasks for the development of the Russian Federation for the period until 2024» http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/57425

[2] Ponomareva L.I. Preparation of students of pedagogical universities for valeological activity in preschool educational institutions // Pedagogical education and science. - 2008. - No. 8. - P. 71- 79.

[3] Amosov N.M. Your child: health and upbringing. -Moscow: AST; Donetsk: Stalker, 2003. - 94 p.

[4] Kazin E.M., Blinova N.G., Litvinov N.A. Fundamentals of individual human health: an introduction to general and applied valeology: Textbook. manual for university students. - Moscow: VLADOS, 2000. - 192 p.

[5] Wainer E.N. Formation of the health-developing environment in the general education system // Valeology. - 2004, No. 1. - P. 21-26.

[6] Lisitsin Yu.P. The state of health of the population _and risk factors. - Perm, 1989. - P. 6-11._

ственных и зарубежных ученых (И.А. Аршав-ский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, N.L. Leland, J. Martin, T. Weil и др.). И поскольку в здоровье подрастающего поколения прослеживается стойкая тенденция к ухудшению, особую актуальность приобретают различные вопросы приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни, значимым это становится для студентов педагогических вузов, как будущих педагогов, способных привить своим ученикам ценностное отношение к своему здоровью.

Различными аспектами проблемы формирования здорового образа жизни у молодежи на современном этапе занимаются исследователи разных направлений и научных областей: физиологии, медицины, философии, педагогики, психологии, экологии, валеологии и др. Здоровье, по мнению ряда ученых Н.М. Амосова, И.А. Аршавского, Ю.П. Лисицына, Л.И. Пономаревой и других, -категория биосоциальная, так как, с одной стороны, физическое благополучие невозможно без нормального функционирования всех органов и систем организма человека и, конечно, без уравновешенности этих систем с внешней средой (т.е.

—--—

~ 18 ~

—--

организм приспособился к определенным ее проявлениям), а с другой стороны, окружающая человека среда - это не только природа, это и социум [2].

Общеизвестным является факт, который приводят в своих исследованиях многие ученые, ссылаясь на Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) - здоровье человека более чем на 50% зависит от образа его жизни, на 20% - от различных условий окружающей его среды, на столько же процентов - от его генетического кода (наследственности) и лишь на 10% от качества медицинского обслуживания. Это доказывает, что здоровье современных детей, становление которого происходит под влиянием разнообразных факторов, в первую очередь детерминировано социальными факторами. Знаменитый постулат Н.М. Амосова - «.Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. », [3] также подтверждает то, что медицина бессильна в формировании здоровья, она может только его поддерживать, а на помощь ей должна прийти система образования.

Выявленная закономерность отмечается многими авторами, трактующими понятие здоровья. Справедливости ради, следует отметить, что до сих пор ни в современной отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого понятия «здоровья», по разным источникам их насчитывается от 100 до 300.

Базовым считается известное определение ВОЗ, в котором под здоровьем понимается состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков [2]. Н.Г. Блинова, Э.М. Казин и Н.А. Литвинова определяют «здоровье» на много шире. Их мнение сводится к пониманию здоровья как комплексного, но вместе с тем, целостного, многомерного динамического состояния, развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды, в

различной степени позволяющее человеку осуществить его биологический и социальный функци-онал[4].

Смотря на здоровье с точки зрения наивысшей ценности и способности к быстрой адаптации, авторы выводят новое определение рассматриваемого феномена. Они понимают здоровье как динамическое равновесие организма с окружающей средой, характеризующееся такой био-социаль-ной адаптацией и гармоническим психосоматическим состоянием организма, при котором все биологические и социальные возможности человека проявляются во взаимосвязи, а жизненно важные подсистемы организма функционируют с максимально возможной интенсивностью и отдачей.

Следует также отметить, что, по мнению П.Ю. Гальперина, биологическое (человеческое) - это не просто организм, а сложный организм с определенными формами отношений к окружающей среде, со своеобразными формами внешней жизни, и, конечно, поведения. Все человеческое развитие идет на основе потребностей, которые возникают вследствие общественных отношений. Но и сами потребности, на основе которых базируется развитие человека, не могут не носить общественного характера.

Исходя из вышеизложенного, становится ясным, что человеческая природа, его биологическое (органическое) начало, не сможет предопределить весь потенциал человека. Поэтому можно утверждать, что здоровье человека является категорией био-социальной.

По мнению В.И. Жолдак, А.П. Лаптева, В.П. Озерова, В.М. Чимарова, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой и других, на реализацию компонентов здоровья влияет множество внешних и внутренних факторов. Так, вышеперечисленные ученые в разных интерпретациях выделяет следующие факторы, влияющие на здоровье:

- физические (системы дыхания, питания, физические нагрузки, закаливание, гигиенические процедуры);

- психические (системы различных отношений: человека к самому себе, к другим людям, к обществу, к жизни);

~ 19 ~

—--—

- социальные (зависимость от соответствия личностного и профессионального самоопределения, степени удовлетворенности своим социальным статусом, лабильности жизненных стратегий... [2].

Следовательно, понятие «здоровье» необходимо понимать в единстве биологического равновесия со способностью человека приспосабливаться к влиянию окружающей среды (природной и социальной).

Развитие учения о здоровье человека показывает не только содержательную близость понятий «здоровье» и «образ жизни», но и зависимость первого от второго.

Под образом жизни большинством ученых и практиков понимается устойчивый сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах поведения, общения и складе мышления [2].

Понятие «образ жизни» Э.Н. Вайнер формулирует как способ жизнедеятельности человека, который он придерживается в своей повседневной жизни в соответствии с социальными, культурными, профессиональными и материальными обстоятельствами [5]. Человек, в силу своего мировоззрения, жизненных установок и определенного поведения, самостоятельно организует себе образ жизни, с учетом влияния перечисленных выше факторов. В образе жизни человека и проявляется эта борьба между биологической (желание получить удовольствие) и социальной (разумом и моралью) компонентой. Следовательно, от преобладания той или иной компоненты каждый отдельный человек наполняет содержательно свою жизнедеятельность.

Четыре специфичные категории в свое понятие «образ жизни» вводит Ю.П. Лисицын:

- экономическая - уровень жизни (возможность удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека);

- социальная - качество жизни (степень комфорта от удовлетворения человеческих потребностей);

- социально-психологическая - стиль жизни (поведенческие и социальные особенности жизни

человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология отдельной личности);

- социально-экономическая - уклад жизни (уклад общественной жизни, культуры и быта, в рамках которого осуществляется жизнедеятельность индивида) [6].

На образ жизни каждого человека (как биосоциального существа), в большей или меньшей степени, влияет сочетание всех указанных категорий.

Выявив взаимосвязь между «здоровьем» и «образом жизни» можно перейти к категории «здоровый образ жизни», понимаемой нами как совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности, объединяющей правила поведения, социальные нормы и ценности, способствующие эффективному и полноценному выполнению трудовых, учебных, общественных и других функций, направленный на профилактику различных заболеваний и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни, как отмечают Н.Г. Блинова, Э.М. Казин и Н.А. Литвинова, должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение всей жизни человека, а не быть зависимым от обстоятельств и различных жизненных ситуаций. Только в этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и сохранения здоровья [4].

Главную роль в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные стереотипы, то есть общая направленность развития личности.

Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, поскольку в это время молодые люди входят не только во «взрослую жизнь», но и в общественную, утверждают себя как члены различных социальных групп и общества. Переход к самостоятельной жизни всегда сопровождается усиленным влиянием различных социальных институтов на подростковое развитие образа жизни.

Кроме того, здоровый образ жизни должен стать потребностью в развитии здоровой личности, которая осознанно начинает формироваться именно в студенческие годы. Именно это положе-

—--—

~ 20 ~

—--—

ние заложено в работу профессорско-педагогиче-ского состава Шадринского государственного педагогического университета. Так, на всех педагогических специальностях студентами изучаются дисциплины учебного плана Блока Б1. Б «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия», на которых студенты не только получают теоретические знания, но и осваивают практические навыки оказания первой медицинской помощи. В ходе освоения дисциплин Блока Б1. В. ОД «Основы педиатрии и гигиены детей» «Введение в педагогическую профессию» студенты готовят презентационные материалы, консультации и беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и ВИЧ-инфицирования. Блок дисциплин Б1.В.ДВ «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «Основы вожатской деятельности» насыщен мероприятиями, которые готовят и проводят сами студенты, направленными на сохранение, укрепление здоровья, выработку активной жизненной позиции, отработке практических навыков здоровьесберегающих технологий (арттерапия, сказкотерапия, закаливание, су-джок терапия, стретчинг и многое другое).

Занятия студентами элективными курсами по физической культуре предусмотрены с первого по третий курс включительно. При этом, несмотря на наличие игровых залов, залов борьбы, аэробики и тяжелой атлетики (активно использующиеся учащимися в работе секций после учебы), студенты занимаются на свежем воздухе: осенью и весной в парке, зимой на лыжной базе. Кроме того, на территории студенческого общежития установлены тренажеры, имеется волейбольная и футбольная спортивные площадки.

Ежегодно в вузе, студенческим профкомом совместно с управлением по воспитательной работе, проводятся различные акции по профилактике вредных привычек, досуговые мероприятия здоровьесберегающей направленности и фестиваль здоровья. Спортивный клуб ежемесячно проводит соревнования по различным видам спорта, Универсиаду (по семи видам спорта), осенний и весенний кроссы, дни туриста и т.п.

Работа медпункта не сводится только к оказанию первой медицинской помощи, студенты получают бесплатные консультации по интересующим вопросам здоровья, активно идет вакцинация (особенно против ГРИППа), регулярны встречи со специалистами и медицинские осмотры. Все это помогает не только следить за здоровьем студентов, но и приобщить их за время обучения в педагогическом вузе к здоровому образу жизни, а самое главное, воспитать привычку и желание в ведении правильного (здорового) образа жизни.

Таким образом, становится очевидным, что формирование у студентов здорового образа жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют факторы развития государства, социальные институты, воспитательно-образовательный процесс, личность педагогов и окружающих взрослых, работающих со студентами. Особенно важным считается формирование здорового образа жизни у студентов педагогических вузов, так, как только здоровый человек, ведущий правильный образ жизни способен своим примером приобщить к нему детей в будущей профессиональной деятельности.

~ 21 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.