Научная статья на тему 'Социально-педагогические факторы здорового образа жизни человека'

Социально-педагогические факторы здорового образа жизни человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1402
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / FACTOR / PHYSICAL CULTURE / HEALTHY WAY OF LIFE / STRESS / BALANCED DIET / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зобкова Е.А.

В статье раскрываются социально-педагогические факторы, лежащие в основе формирования здорового образа жизни человека. Указываются так называемые «болезни цивилизации» и как предотвратить их появление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogical factors of a healthy way of human life

The social-pedagogical factors underlying the formation of a healthy way of life is revealed in the article. The so-called «diseases of civilization» is pointed out and how to prevent their occurrence.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические факторы здорового образа жизни человека»

УДК 37.061

Зобкова Е.В.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В статье раскрываются социально-педагогические факторы, лежащие в основе формирования здорового образа жизни человека. Указываются так называемые «болезни цивилизации» и как предотвратить их появление. Ключевые слова: фактор, физическая культура, здоровый образ жизни, стресс, адаптация.

Под фактором традиционно понимается объективная причина, обуславливающая самодвижение человека к вершинам выполняемой деятельности, к эффективным и надёжным результатам достижения. Фактор - это определяющая причина, обуславливающая достижение поставленной цели действия и деятельности. Исходя из положений системной методологии, факторы могут быть общими, особенными и единичными.

К общим социально-педагогическим факторам здорового образа жизни человека следует отнести мотивацию занятиями физической культурой, адаптивность, самодвижение к физическому совершенству. Что касается особенных факторов, то они обуславливают отсутствие вредных привычек, качественное рациональное питание. Единичные факторы -отражают индивидуальное в жизнедеятельности: позитивные эмоции, позитивное отношение к жизни, полноценный отдых, соблюдение режима дня.

Потребности в физическом развитии и физической культуре носят не столько биологический, сколько социальный, а точнее социально-педагогический характер. Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, которая позволяет сформировать физический потенциал здорового человека, который он может направить на реализацию своей социальной активности, своего предназначения в жизнедеятельности.

Физическая культура, входя в режим дня человека, позволяет повысить жизненный тонус человека, что способствует постановке и решению как социально-насущных, так и сверхзадач, повышению развития физических способностей, физических качеств, укреплению состояния здоровья.

Потребность в здоровье, данная нам на биогенном уровне в виде потребности в самосохранении, трансформируясь, по мере социализации человека, получает развитие и становится потребностью здорового образа жизни, позволяющего реализовать другие жизненные потребности.

Говоря о физическом здоровье, которое является результатом здорового образа жизни человека, подразумевается не только состояние морфологических структур и функциональных систем организма, но и состояние адаптивных способностей организма, и его потенциал. В связи с этим, главной социально значимой целью процесса формирования,

повышения и сохранения здоровья человека являются не только высокие показатели функционирования всех систем организма человека, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем. Адаптация организма к окружающей среде осуществляется в зависимости от физических, психических и социальных ресурсов человека. Динамическое равновесие организма с окружающей средой обозначается как баланс здоровья. Это предполагает необходимость увеличения резервов функциональных систем организма и улучшения условий жизни для повышения ресурсов здоровья. Чем выше функциональный резерв систем организма, тем меньше усилий потребуется для адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Резервные мощности создают запас прочности на случай неадекватных воздействий социальной действительности на организм человека. Деятельность организма всегда связана с расходованием ресурсов, но вместе с тем происходит и их восстановление.

Здоровье не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. То кажется, что человек ближе к состоянию здоровья, то - к болезни. Такие неопределенности в самочувствии условно называют «третьим состоянием». «Третье состояние» характеризуется как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время, из которого он может перейти как в состояние здоровья (первое состояние), так и в состояние болезнь (второе состояние). «Третье состояние» -это не обязательно угроза перехода в состояние болезнь, скорее всего шанс для восстановления своих функциональных систем. Специалисты считают, что более половины населения планеты находятся в «третьем состоянии»[15]. Оно длится, как правило, долго: от нескольких месяцев до десятилетий. Различают несколько групп людей, находящихся в «третьем состоянии». Первая группа объединяет тех, кто отличается для данного периода времени особым физиологическим статусом, то есть когда организм здоров, но работает в особом, так называемом ненормативном на данное время, режиме. К такой группе принадлежат подростки в период полового созревания; женщины до и после родов, когда организм работает нормально, но по-особому; люди при здоровой старости, когда есть отклонения от нормы, являющееся в их возрасте нормой. Вторую

36

© Зобкова Е.В., 2015

Социально-педагогические факторы здорового образа жизни человека

группу составляют те, кто плохо адаптируется к новым природным условиям. Пока такой человек не привыкнет к новым условиям, он будет ощущать влияние неблагоприятных природных факторов, испытывать недомогание, плохое самочувствие, потерю сил.

Во вторую группу входят люди, которые осваивают новые виды труда или новую профессию, которые испытывают чувство повышенной ответственности за взятые на себя обязательства, требующие физического, а чаще нервного напряжения.

И в первом, и во втором случае, «третье состояние» или неизбежное, или вынужденное, или оправданное.

Есть третья группа людей, которая без нужды и необходимости держит себя в «третьем состоянии», уходя постепенно от здоровья к болезни. Эту группу людей составляют все курильщики и регулярно выпивающие.

И к четвертой группе людей «третьего состояния» следует отнести всех тех, кто неправильно питается. Речь идет не только о классических недоста-точностях (голодание, авитаминоз, переедание и т.п.), но и о нарушении баланса основных питательных веществ. Нарушение питания приводит к «третьему состоянию» лиц с излишней массой тела [4].

Только здоровье, только безотказно работающий организм и позволяет по-настоящему испытать радость бытия. Чтобы стать здоровым, надо этого хотеть. Но это «хотеть» должно быть активное, действенное и сильное. Борьба за здоровье это процесс, складывающийся из двух самостоятельных составляющих. Первая - стремление избежать последствия вредных для организма воздействий. Вторая - путем специальных физических упражнений, рационального питания, изменения образа жизни мобилизовать резервы организма, научить его не бояться тех вредных воздействий, которых нельзя избежать. Многие вредности действуют на человека не поодиночке, а сгруппировавшись. Такие группы получили даже специальные названия - «вредности цивилизации». В ответ на сцепленные друг с другом вредности развиваются многообразные, но связанные внутренним единством нарушения жизнедеятельности организма. Их так и называют «болезни цивилизации». Это ожирение, сахарный диабет, атеросклероз, гипертоническая болезнь, психическая депрессия и рак [2].

Строение организма человека предопределило нормальное функционирование органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Снижение физической активности ниже физиологической нормы (30 - 60 минут в день) приводит к значительному снижению потенциальных двигательных возможностей организма и ухудшению функционирования всех жизненно важных систем организма.

Недостаток физической (двигательной) активности проходит незаметно, даже сопровождается приятным ощущением комфорта. Но при внимательном отношении к своему здоровью можно наблюдать, как бездействие расслабляет организм: снижается тонус мышц, уровень энергозатрат, становится поверхностным дыхание, ухудшается деятельность сердечно-сосудистой системы. Это сокращает продолжительность жизни человека. Двигательная активность сдерживает инволюционные изменения, способствует продлению активной творческой жизни. Физические упражнения обладают специфическими и неспецифическими свойствами. Специфические свойства выражаются в том, что физические упражнения вырабатывают способность противодействовать изменениям внутренней среды организма. Неспецифические свойства физических упражнений направлены на повышение защитной устойчивости организма.

В недостатке двигательной активности корни многих серьезных заболеваний. Учеными установлена обоснованная норма двигательной активности -10-14 тысяч шагов в день (примерно 7-8 км) [1]. Даже до половины нормы не дотягивают больше половины горожан.

О состоянии физической подготовленности человека можно судить по многим показателям, но чаще всего используют оценку функциональных возможностей сердца: определяют его размеры, частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое и при нагрузке, а также как скоро после нагрузки ритм сокращений возвращается к исходной величине, и измеряют артериальное давление. Все названные показатели являются объективными не только для сердечно-сосудистой системы, но и во многом достоверно характеризуют состояние всего организма [1]. Например, размеры сердца. Чем сердце крупнее, тем о большей физической подготовленности оно свидетельствует. Простая физиологическая аналогия. Заяц и домашний кролик не только близкие родственники, но имеют примерно одинаковую массу тела и размеры. Но сердце у зайца почти в 3 раза крупнее сердца кролика. Можно сравнивать домашнюю утку и дикую, домашних и диких гусей. Закономерность сохраняется. При одинаковой массе тела у диких животных сердце в 2-3 раза больше. Чем больше сердце, тем оно сильнее, тем легче ему справиться с неожиданной серьезной нагрузкой.

ЧСС - один из важнейших признаков, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом. С одной стороны, наше сердце работает без перерыва десятилетиями. Но это только на первый взгляд. На самом деле за минуту сердце сокращается, то есть непосредственно работает от 7 секунд для предсердий до 30 секунд для желудочков. В общем, этого времени хватает, чтобы успешно выполнять полный объем работы:

Экономика образования ♦ № 2, 2015

37

перекачивать на протяжении десятилетий каждую минуту по 4,5 литров крови у человека весом 70 кг. Только за сутки сердце прогоняет по сосудам 6048 литров крови. А что происходит при стрессе? Прежде всего, повышается артериальное давление, поскольку адреналин суживает просвет сосудов. Кровь сгущается. Сердцу становится труднее протолкнуть ее, и оно вынуждено увеличивать усилия. Приходится еще и учащать сокращения. А это уменьшает продолжительность отдыха сердечной мышцы. Таким образом, любой стресс действует на сердце одинаково плохо: заставляет сильнее работать, в то же время, уменьшая возможности восстановления силы мышц [3].

При высоком содержании сахара в крови кровь становится вязкой и более густой, склеивается гемоглобин. Образуется гликолизированный гемоглобин, который не способен переносить порции кислорода. Кислород ускоряет обменные процессы в организме, он является мощным антиоксидантом биологически активных веществ, в том числе и жиров. Если кровь не переносит достаточное количество кислорода, то человек не может получить достаточную энергию из продуктов питания, поэтому он чувствует себя вялым, усталым, раздражительным, затормаживается процесс расщепления жира.

Когда человек съедает много углеводов или несбалансированную пищу, в которой превышено количество углеводов, то уровень глюкозы в крови возрастает. На эту ситуацию, так как она опасна для организма, начинает вырабатываться большее количества инсулина, чем это необходимо. Уровень глюкозы в крови начинает резко падать ниже нормы. Происходит это за достаточно короткий промежуток времени. Примерно через 1 -1,5 часа тянет на сладкое. Мы съедаем что-то сладкое и уровень сахара в крови опять возрастает. Опять начинает расти уровень инсулина и т.д. Такие колебания уровня сахара в течение дня происходят несколько раз. Повышенный уровень инсулина в крови приводит к спазму всех сосудов организма, что приводит к гипертонии. В момент повышенного инсулина наблюдается клеточный рост, что приводит к онкопроцес-сам, накапливаются жиры в печени, усиливаются воспалительные процессы. Поэтому наше питание должно быть рациональным. Рациональным считается такое питание, которое находится в соответствии с возрастом, характером трудовой деятельности, полом, то есть с основными факторами, определяющими расход энергии и потребность в различных питательных веществах. Рациональное питание должно быть адекватным; то есть соответствовать потребностям, полноценным, содержать все необходимые питательные вещества в достаточном количестве; сбалансированным. Поступающие в организм вещества должны быть в оптимальном соотношении. Рациональное питание предусматривает

не только поступление важнейших компонентов пищи в определенных количествах, но и недопустимость значительного превышения этого необходимого количества, которое в одних случаях может привести к избыточному весу, а в других - к склеротическому изменению кровеносных сосудов.

Непременным условием здоровья является активная деятельность по устранению неблагополучия, неудовлетворенности, противостояние внутренним и внешним неблагоприятным факторам (болезням, травмам, старению и т.д.), стремление к физическому самосовершенствованию.

Существуют факторы риска, способствующие увеличению вероятности развития заболеваний, их прогрессированию. Факторы риска подразделяются на факторы внешней и внутренней среды организма. Внешние факторы зависят от образа жизни и условий окружающей среды:

1. Экологические факторы, которые влияют на человека через воздух, воду, продукты

2. Бытовая химия.

3. Медицинская неграмотность, то есть пренебрежительное отношение к своему здоровью, несвоевременное обращение к врачу, не выполнение медицинских назначений и т.п.

4. Низкий уровень медицинского обслуживания.

Внутренние факторы связаны с патологическими изменениями в организме, развивающиеся под воздействием внешних факторов:

1. Злоупотребление спиртными напитками, курение.

2. Нерациональное питание, то есть недостаточность или избыточность питания, неполноценность и несбалансированность основных компонентов питания.

3. Избыточная масса тела.

4. Гиподинамия - низкая двигательная активность.

5. Неупорядоченный режим труда и отдыха.

6. Социальные факторы: постоянная психическая напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, частые отрицательные эмоции и стрессовые ситуации, низкий уровень материального положения, не дающий возможности удовлетворять базовые потребности организма.

Воздействие всех этих факторов испытывает уже не одно поколение жителей страны. Отсюда вытекает постоянно нарастающая значимость плохой наследственности. Она проявляется, прежде всего, в слабой иммунной системе, что ведет к частым заболеваниям, которые еще больше ухудшают состояние здоровья.

Экологическая обстановка, по данным Всемирной организации здравоохранения, близка к критической, а кое-где перешла эту грань. Выбросы автотранспорта, которые содержат соединения тяжелых металлов, являющиеся канцерогенными, окись уг-

лерода и многое другое. Окись углерода - ядовитый газ. Попадая в кровь человека, он в 300 раз активнее соединяется с гемоглобином, чем кислород и значительно ухудшает транспорт кислорода кровью.

Из воздуха и воды вредные для человека вещества попадают в почву, затем в растения и продукты питания. Двухсотметровая зона возле крупных автомагистралей является зараженной. Все, что на ней растет, содержит вредные для человека соединения в повышенных концентрациях.

Курение оказывает выраженное негативное воздействие на организм человека, и, прежде всего на состояние сердечно-сосудистой системы. Многие считают, что курение помогает снизить вес тела. Частично это так: никотин усиливает использование жира как топлива, но не препятствует накоплению жира.

Очень сильное отрицательное действие на организм человека оказывает как срочный, так и кумулятивный эффект алкоголя. В отличие от курения употребление алкоголя в некоторых случаях может быть в определенной степени полезным. Алкоголь может снять нервное напряжение. Но использовать алкоголь для этой цели можно только в том случае, когда сила стрессового воздействия и вызванные им отрицательные последствия, будут сильнее отрицательных последствий употребления алкоголя. Однако такой способ снятия нервного напряжения не должен превратиться в систему. Алкоголь, принимаемый ежедневно в количестве 30-40 мл, считается обоснованным средством профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. А именно, он препятствует повышению содержания в крови липопроте-

идов низкой плотности, тормозя тем самым образованию склероза кровеносных сосудов. Однако, вставая на путь профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходимо учитывать следующее:

- небольшие дозы алкоголя могут оказать отрицательное воздействие на печень;

- алкоголь является хотя и слабым, но наркотиком; при его систематическом употреблении вполне реально возникновение тяги к увеличению дозировки. Поэтому до использования алкоголя для профилактических целей необходимо оценить свои возможности противодействия этому негативному влиянию [4].

Волшебной формулы здоровья не существует, однако, учитывая и следуя факторам здорового образа жизни, можно сохранить, укрепить и даже восстановить здоровье.

Библиографический список

1. Виноградов, П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие \ П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак. - М.: Советский спорт, 1996.

2. Владиславский, В. Сколько жить тебе, человек? - Челябинск: Южно-Уральское книжное издание, 1988.

3. Фомин, Н.А. Физиология человека. / Н.А. Фомин. - М. : Просвещение, 1995.

4. Черемисинов, В.Н. Валеология: учебное пособие / В.Н. Черемисинов. - М.: Физическая культура, 2005.

Zobkova E.

SOCIAL-PEDAGOGICAL FACTORS OF A HEALTHY WAY OF HUMAN LIFE

The social-pedagogical factors underlying the formation of a healthy way of life is revealed in the article. The so-called «diseases of civilization» is pointed out and how to prevent their occurrence.

Keywords: factor, physical culture, healthy way of life, stress, balanced diet, adaptation.

УДК 371; 33:37

Субетто А.И.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ О.Н.СМОЛИНА «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: ФИЛОСОФИЯ. ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИКА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»)

В статье осуществлён глубокий анализ вклада образования в стратегию развития России в XXI веке на основе критического подхода к государственной политике в области образования в оценках члена-корреспондента РАО О.Н. Смолина. Образование определено как системообразующий фактор развития страны. Обоснованы позиции, согласно которых образование страны является пространством столкновения интересов различных хозяйствующих субъектов. В целом, в статье осуществлён политико-экономический анализ трендов развития образования и экономики страны.

Ключевые слова: стратегия развития образования, экономические аспекты образования, методология исследования образования.

© Субетто А.И.., 2015

Экономика образования ♦ № 2, 2015

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.