Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ОСНОВ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ОСНОВ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы военной подготовки / здоровый образ жизни / студенты / fundamentals of military training / healthy lifestyle / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минигалеева Альбина Зуфаровна, Галеев Искандер Шамильевич, Усманова Елена Александровна

В статье актуализируется задача начальной военной подготовки студентов вузов, необходимость решения которой продиктована современными внешнеполитическими условиями. Обозначена роль здорового образа жизни в решении данной задачи, что, как показывает практика ведения специальной военной операции обусловлено объективной потребностью поддержания высокого уровня развития наиболее востребованных военной службой физических качеств: силы, выносливости, ловкости. Охарактеризованы основные проблемы внедрения в образовательный процесс вузов модуля «Основы военной службы», детерминированные слабыми резервами бюджета учебного времени, недостаточной кадровой и методической оснащенностью. В качестве ключевой проблемы данного модуля отмечается его низкая корреляция с задачей физического воспитания студентов, для решения которой предлагается разработка интегрированного содержания начальной военной подготовки. Предложен ряд педагогических условий и рекомендаций, способствующих интеграции начальной военной подготовки и приобщению студентов к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минигалеева Альбина Зуфаровна, Галеев Искандер Шамильевич, Усманова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article updates the task of initial military training of university students, the need to solve which is dictated by modern foreign policy conditions. The role of a healthy lifestyle in solving this problem is indicated, which, as the practice of conducting a special military operation shows, is due to the objective need to maintain a high level of development of the physical qualities most in demand by the military service: strength, endurance, dexterity. The main problems of introducing the Fundamentals of Military Service module into the educational process of universities, determined by weak reserves of the training time budget, insufficient personnel and methodological equipment, were described. As a key problem of this module, its low correlation with the task of physical education of students is noted, for the solution of which the development of an integrated content of initial military training is proposed. A number of pedagogical conditions and recommendations have been proposed that contribute to the integration of initial military training and the introduction of students to a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ОСНОВ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

5. Маркова, С.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой / С.М. Маркова, A.M. Петровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016,- № 6-3. - С. 597-600. -EDNTUCVQW

6. Печинская, Л.В. Проектно-исследовательская деятельность, как фактор профессионально-личностного развития педагогов / Л.В. Печинская // Актуальные проблемы химического и биологического образования: Сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Москва, 20-21 апреля 2018 года / Под редакцией П.А. Оржековского. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. - С. 243-247. -EDN РОТА WW

7. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

8. Факторы и показатели конкурентоспособности образовательной программы / A.M. Петровский, М.П. Прохорова, A.M. Хамидулин, К.В. Калинкина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 11(58). - С. 648-650. - EDN XNJJKH

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Минигалеева Альбина Зуфаровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»» (г. Казань);

кандидат педагогических наук, доцент Галеев Искандер Шамильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань);

старший преподаватель Усманова Елена Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»» (г. Казань)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ОСНОВ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье актуализируется задача начальной военной подготовки студентов вузов, необходимость решения которой продиктована современными внешнеполитическими условиями. Обозначена роль здорового образа жизни в решении данной задачи, что, как показывает практика ведения специальной военной операции обусловлено объективной потребностью поддержания высокого уровня развития наиболее востребованных военной службой физических качеств: силы, выносливости, ловкости. Охарактеризованы основные проблемы внедрения в образовательный процесс вузов модуля «Основы военной службы», детерминированные слабыми резервами бюджета учебного времени, недостаточной кадровой и методической оснащенностью. В качестве ключевой проблемы данного модуля отмечается его низкая корреляция с задачей физического воспитания студентов, для решения которой предлагается разработка интегрированного содержания начальной военной подготовки. Предложен ряд педагогических условий и рекомендаций, способствующих интеграции начальной военной подготовки и приобщению студентов к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: основы военной подготовки, здоровый образ жизни, студенты.

Annotation. The article updates the task of initial military training of university students, the need to solve which is dictated by modern foreign policy conditions. The role of a healthy lifestyle in solving this problem is indicated, which, as the practice of conducting a special military operation shows, is due to the objective need to maintain a high level of development of the physical qualities most in demand by the military service: strength, endurance, dexterity. The main problems of introducing the Fundamentals of Military Service module into the educational process of universities, determined by weak reserves of the training time budget, insufficient personnel and methodological equipment, were described. As a key problem of this module, its low correlation with the task of physical education of students is noted, for the solution of which the development of an integrated content of initial military training is proposed. A number of pedagogical conditions and recommendations have been proposed that contribute to the integration of initial military training and the introduction of students to a healthy lifestyle.

Key words: fundamentals of military training, healthy lifestyle, students.

Введение. Защита своего государства от врагов всегда была и остается священной обязанностью российского народа. В истории Советского государства и современной России можно найти множество примеров героической борьбы против агрессоров, противостояние которым, как правило, осуществлялось довольно результативно.

Однако для того чтобы быть боеспособными и готовыми к бою, воины должны обладать достаточными знаниями военного дела, отлично владеть оружием и техникой, а также успешно применять их на поле боя, поскольку только тщательно подготовленный и физически сильный солдат с высокими моральными принципами способен одержать победу [9].

Овладение современным оружием и техникой, а также морально-нравственное становление человека в качестве защитника Родины - задача сложная и требующая времени, в том числе потому, что вооружение в армии и на флоте постоянно усложняется и совершенствуется, а сроки службы сокращаются. Тем самым особую актуальность приобретает педагогическая задача хорошей предварительной военной подготовки юношества к службе в Вооруженных Силах, предполагающей как достаточную физическую выносливость призывников, так и освоение ими трудовых и специальных технических навыков [3].

Именно поэтому недавнее внедрение обучающего модуля «Основы военной подготовки» для студентов высших учебных заведений и добавление раздела «Элементы начальной военной подготовки» в программу курса Основы безопасности жизнедеятельности произошло неслучайно и имеет довольно веские причины, поскольку предварительная психофизиологическая подготовка и знания военного дела помогают молодым людям быстрее приспособиться к условиям армейской службы [1].

Включение начальных знаний о военной обороне в образовательный процесс высших учебных заведениях можно назвать логичным шагом. Многие сотрудники помнят времена, когда военные кафедры готовили офицеров запаса, а в гражданских вузах преподавала значительная доля мужчин, уже прошедших службу в армии.

Тем не менее, приходится констатировать, что в современной высшей школе организация обучения студентов начальным знаниям в области обороны и подготовки к военной службе осуществляется несколько формально и отстраненно

от современной педагогической теории и практики, а весь модуль, отведенный на начальную военную подготовку, составляет лишь реальных 72 часа аудиторных занятий.

Априори столь малое количество часов раздела о начальной военной подготовке в рамках курса безопасности жизнедеятельности далеко не в полной мере позволяет студентам полностью осознать специфику военной службы, не говоря уже о подготовке молодых людей к реальным боевым операциям. В связи с этим можно утверждать, что сегодня курс начальной военной подготовки имеет ознакомительный характер и знакомит студентов вуза с общими принципами вооруженных сил, вооружением, званиями, воинскими уставами и прочими аспектами военной службы.

Столь же существенным на наш взгляд недостатком программы данного курса является слабое удаление внимания как проблеме здорового образа жизни в целом, так и физической подготовке студентов в частности, поскольку, предположительно, считается, что этот пробел будет заполнен на занятиях по физическому воспитанию. Однако в современных программах физического воспитания, раздел, отражающий особенности здоровьесбережения в аспекте военной подготовки отсутствует, а имеющиеся содержательные компоненты программы определяются образовательной организацией самостоятельно, исходя из своих возможностей.

В тоже время исследования показывают, что регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, направленные на развитие физических и психических качеств студентов и поддержание ими здорового образа жизни, являются основой, на которой строятся все остальные аспекты их начальной военной подготовки.

Кроме того, из репортажей из зоны СВО становится ясно, что большинство бойцов и командиров жалуются на недостаточно высокий уровень общего состояния здоровья военнослужащих, который необходим для их службы. Несмотря на то, что многие процессы в армии автоматизированы, например, доставка боекомплектов к орудию все еще производится вручную и может занимать продолжительное время, что требует от солдат силы, ловкости и выносливости, которые являются важными физическими качествами для военной службы, для обеспечения которых необходимо придерживаться правил здорового образа жизни [8].

Как справедливо отмечают Е.М. Солодовник и A.A. Волошина, регулярные занятия физической культурой в процессе получения профессионального образования выступают надежной основой для дальнейшей жизнедеятельности выпускников вузов, обладающих необходимыми умениями и навыками здоровьесбережения, реализация которых способствует более эффективной работе всех физиологических систем организма, содействует адаптации к стрессовым ситуациям и активизирует его защитные механизмы [10]. Все эти преимущества, которые дает следование принципам здорового образа жизни, крайне важны и для военной службы, когда от военнослужащего требуется перманентное проявление надёжности всех систем организма, способность действовать в чрезвычайных условиях проявляя уверенность в своих силах и возможностях.

Изложение основного материала статьи. Исходя из этого, становится очевидной задача актуализации проблематики здорового образа жизни на теоретических занятиях по начальной военной подготовке в вузе, направленной на создание у студентов осознанного отношения к своему здоровью, что особенно важно для выпускников, планирующих связать свою жизнь с военной службой, так как современный военный специалист должен не только отличаться высоким уровнем профессиональной подготовки, но и хорошим общего здоровья.

Важно отметить, что данная педагогическая задача приобщения молодежи к здоровому образу жизни имеет глубокие исторические и философские корни. С самых древних времен, начиная с Древней Греции и Древнего Рима, здоровый образ жизни рассматривался как путь к гармоничному развитию индивидуальности. Так, представители философии, а позднее и медицины обратили своё внимание на феномен ЗОЖ и осознали его важность для человеческого прогресса [5].

Теоретический анализ в историко-философском контексте позволяет нам утверждать, что ЗОЖ является основой бытия и движущей силой человеческого развития, где ключевой аспект заключается в саморазвивающейся индивидуальности.

В наши дни здоровый образ жизни представляет собой неотъемлемый элемент существования современного человека, понимающего принципы действия многих снижающих здоровье факторов и обладающего достаточной информацией по предотвращению их негативного влияния. В научном аспекте ЗОЖ уже давно является междисциплинарной областью изучения большинства гуманитарных наук, концентрируясь в одном ее ответвлении которое носит название валеологии.

Анализ ряда исследований по изучаемой проблематике приводит к выводу о явной необходимости непосредственного участия современной высшей школы в решении важной задачи приобщения молодежи к здоровому образу жизни, разрабатывая для этого все требуемые педагогические инструментарии. Поэтому формирование ЗОЖ и валеологической культуры будущих выпускников должно быть одной из первоочередных задач профессиональной подготовки во всех вузах, важным аспектом которой также является также формирование военно-профессиональной направленности студентов [12].

Исследуя данную проблему в контексте начальной военной подготовки, можно представить обобщенный результат приобщения студентов вуза к ЗОЖ, под которым следует понимать овладение специфическим образом жизни соответствующим военной службе, направленным на укрепление адаптивных свойств организма в сочетании с его духовными, эмоциональными и волевыми качествами, а также на актуализацию и реализацию личностного потенциала в процессе профессионального развития в образовательной среде вуза.

Разумеется, наибольшие возможности воздействовать на процесс освоения студентами норм здорового образа жизни в ходе начальной военной подготовки имеют кафедры физической подготовки вузов, которые должны способствовать пропаганде здоровьесбережения, а также воспитывать волевые и психические качества, направленные на сохранение здоровья, а также прививать привычку к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями [7]. Соответственно, занятия по физической подготовке должны быть направлены на развитие физических качеств студентов, а также сочетать вопросы приобщения к здоровому образу жизни, и формирования необходимых для военной службы двигательных навыков, ориентированных на их возможное применение в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Содержательное наполнение таких занятий, сочетающих различные аспекты здорового образа жизни с развитием необходимых военной службе навыков и умений могут образовывать различные способы передвижения (ходьба, бег, ползание, прыжки), преодоление разнообразных преград (канавы, рвы, заборы, конструкции), перемещение различных грузов (ящики, баллоны, бревна), транспортировка раненого товарища (с помощью различных методов) и т.д. Также следует акцентировать внимание на отработку акробатических упражнений, прыжков на опоре, силовых тренировках в парах и группах, моделирующих задачи, выполняемые в воинских подразделениях.

Включение таких видов упражнений при разработке программы физической подготовки может осуществляться в нескольких вариантах: разработка отдельной программы с использованием часов, предназначенных для физической подготовки, добавление разделов по здоровому образу жизни в существующую программу или создание отдельного предмета. Более рациональным представляется включение новых элементов в существующую программу, реализуемых на каждом занятии, но для этого необходимо пересмотреть структуру учебного процесса.

Опытная апробация интеграции элементов здорового образа жизни и начальной военной подготовки в Поволжском государственном университете, осуществлялась различными способами, одним из которых явилось использование не

только классических упражнений при физической подготовке студентов, но и применение приемов спортивного ориентирования, отработки навыков работы с картой и ориентирования на местности. В рамках занятий по лыжной подготовке помимо общеоздоравливающих упражнений проводится изучение скрытного передвижения на лыжах в составе группы, а также демонстрация навыков транспортировки раненого на «волокушах» и других адекватных военной службе упражнений. В разделе спортивных игр и гимнастики студенты выполняют упражнения в парах, имитирующие преодоление препятствий с использованием разного оборудования (скамейка, канат) и проводятся подвижные игры с элементами единоборств.

Наш опыт показывает, что основу педагогического процесса формирования готовности к сохранению здоровья у студентов в ходе прохождения ими начальной военной подготовки составляют социально-педагогические условия, которые способствуют более эффективной интеграции здорового образа жизни и физической культуры и спорта.

В качестве таких условий могут рассматриваться интеграция начальной военной подготовки и элементов здорового образа жизни (режим дня и питания, оптимизация время труда и отдыха, регулярные тренировки и т.д.). Другими условиями могут явиться использование примера здорового образа жизни военнослужащего как ориентира для каждого; организация участия в коллективных занятиях по физической культуре и спорту, что является неотъемлемой частью освоения нормативно-ценностных элементов ЗОЖ; наблюдается улучшение физических возможностей студентов, что играет важную роль в молодежной среде, достижение общественно значимых результатов в физкультурно-спортивной деятельности, полный отказ от каких-либо вредных привычек и т.д. [4].

Опираясь на эти условия интеграцию физической культуры и приобщение студентов к здоровому образу жизни необходимо осуществлять при помощи комплексного и систематического подхода, где начальная военная подготовка выступает основой для идентификации личности с конкретными образцами физического развития. При этом двуединая организация педагогического процесса по приобщению студентов к здоровому образу жизни в ходе начальной военной подготовки может базироваться на уже известных педагогических моделях, по-разному раскрывающих отношение человека к своему здоровью:

1) модель убеждения в пользе здоровья;

2) социально-когнитивная теория;

3) транстеоретическая модель изменения поведения [6].

Эти модели предполагают, что приобщение человека к ЗОЖ происходит постепенно, а приобретаемые им знания и способности, а также биологические и психологические характеристики могут изменить его собственное поведение и окружающую среду. Результатом такого процесса становится здоровый образ жизни студента, понимается как эталон, который становится частью личностной идентичности потенциального военнослужащего.

Основной и самый важный принцип для формирования здорового образа жизни каждого студента заключается в том, чтобы активно поддерживать и улучшать все то, что полезно для своего здоровья, и одновременно ограничивать или полностью отказываться от всего, что может навредить нам. Физическая активность, правильное питание с низким содержанием жиров и углеводов, а также повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, и личная гигиена должны стать важнейшими приоритетами для каждого из них, а алкоголь, курение и наркотики, с другой стороны, должны быть навсегда исключены.

Кроме того, каждому студенту необходимо разработать свою собственную систему здорового образа жизни, поскольку отсутствие которой может привести к различным заболеваниям. Чтобы создать подходящую систему, нам следует испытать различные методы и подходы, оценить их воздействие на нас, их эффективность, и выбрать лучшее для себя. Некоторые студенты предпочитают строгий распорядок дня, следуя жесткому плану, который продуман до мелочей и направлен на поддержание здоровья, а у других, он может включать определенное время для приема пищи, комплекс упражнений, а также время для отдыха и релаксации [11].

Именно поэтому, мы пришли к выводу, что интеграцию начальной военной подготовки и приобщение студентов к здоровому образу жизни в ходе начальной военной подготовки необходимо начинать с просветительской работы. Эта деятельность поможет не только сформировать убеждение о том, что здоровый образ жизни - это не просто полезная привычка, а необходимый образ поведения, что повысит необходимую мотивацию среди студентов. Главная задача заключается не в принуждении студентов придерживаться здорового образа жизни, а в том, чтобы заставить их поверить в реальность положительных изменений, которые они могут получить от нового образа жизни.

После проведения работы по повышению мотивации среди курсантов, необходимо внести изменения и дополнения в программы физической подготовки в вузе. Только тогда следует внедрить дополнительные разделы в учебные программы, которые будут предлагать целый комплекс активностей, направленных на начальную военную подготовку, интегрирующую вопросы правильного питания и спортивного режима среди студентов. Также необходимо расширить систему поощрений за спортивные достижения, чтобы стимулировать их внедрение в повседневную жизнь [2].

Особый потенциал для дуального освоения ценностей здорового образа жизни и начальной военной подготовки у студентов вузов несет в себе строгое соблюдение распорядка дня, являющегося неотъемлемым элементом как здоровьесбережения, так и военной службы. Особое внимание следует уделять таким мероприятиям, как утренняя зарядка, регулярность приемов пищи, утренний и вечерний туалет, а также вечерняя прогулка. Важно постепенно переходить от внешнего контроля к внутренней мотивации, чтобы студенты осознали необходимость поддержания своего здоровья и его укрепления.

Выводы. Таким образом, изучение проблемы интеграции начальной военной подготовки и приобщения студентов к здоровому образу жизни студентов позволяет сделать ряд выводов.

Одним из ключевых элементов здоровьесбережения и одновременного приобщения студентов к военной службе являются занятия по физической культуре, поэтому главной задачей образовательного процесса в вузе в аспекте начальной военной подготовки будущих выпускников является составление программы таких физических упражнений, которые бы одновременно решали комплекс поставленных целей. В рамках физической подготовки необходимо применять разнообразные виды тренировок, одинаково полезных, как с точки зрения востребованных военной службой физических качеств и двигательных умений, так и способствующих освоению норм и ценностей здорового образа жизни.

Кроме того, решением обозначенных задач может стать разработка и внедрение всероссийской программы интегрированной начальной военной подготовки, содержание которой будет усилено вопросами развития физической культуры и здоровьеберения, предполагающей использование современного оборудования, привлечение преподавателей имеющих опыт военной службы, а также организацию сотрудничества между военными учебными заведениями и военкоматами.

Литература:

1. Богданов, И.В. Начальная военная подготовка в современных образовательных организациях России / И.В. Богданов // Мир образования - образование в мире. - 2023. - №2 (90). - С. 163-169

2. Воронков, А.Н. Особенности преподавания начальной военной подготовки в современных условиях /

A.Н. Воронков // В сборнике: Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации, сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2023. - С. 166-168

3. Дорфман, Ю.Р. Формирование здорового образа жизни у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинской части астраханского гарнизона / Ю.Р. Дорфман // Современные здоровьесберегающие технологии. -

2022. -№ 2,- С. 39-52

4. Жукова, В.В. Значение физической культуры в формировании здорового образа жизни курсантов высших военных учебных заведений / В.В. Жукова // В сборнике: Психология, педагогика, языкознание: новые векторы развития. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, - 2022. - С. 39-41

5. Куликов, C.B. Формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников ульяновского гвардейского суворовского военного училища / C.B. Куликов // Альманах мировой науки. - 2019. - № 2 (28). - С. 90-94

6. Курдюков, Д.Н. Модели культуры здорового образа жизни в контексте теорий военной социологии / Д.Н. Курдюков // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. - 2021. - № 2 (2). - С. 122-126

7. Лопатин, H.A. Роль кафедры вуза в формировании здорового образа жизни студентов / H.A. Лопатин // Медицина в Кузбассе. -2017. - Т.16,- № 2,- С. 55-58

8. Обыденников, Г.А. Начальная военная подготовка в вузе перспективы и проблемы / Г.А. Обыденников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. - № 1 (215). - С. 349-352

9. Овчинников, Ю.Д. Курс начальной военной подготовки: новые ориентиры развития / Ю.Д. Овчинников // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 94-1. - С. 126-129

10. Солодовник, Е.М. Популяризация здорового образа жизни среди студентов / Е.М. Солодовник // Вопросы педагогики. - 2021. - № 1-1. - С. 258-263

11. Тимошкина, В.В. Специфика продвижения концепции зож в вузе / В.В. Тимошкина // В сборнике: Современные проблемы педагогики и образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск,

2023.-С. 92-96

12. Федоров, В.В. Культура здорового образа жизни курсанта: к проблеме здоровьесберегающей среды военного вуза /

B.В. Федоров // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 61-14. - С. 38-41

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка Мирзоева Фатима Расуловна

Дипломатическая академия МИД России (г. Москва)

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Изучены некоторые черты дистанционного обучения студентов современного вуза иностранному языку. Для этого в начале статьи демонстрируется современное состояние развития высшего образования в России и мире. На основании его исследования доказывается необходимость интеграции дистанционной и смешанной моделей в практику подготовки будущих профессионалов по интересующей нас дисциплине. Далее говорится о технологии проблемного обучения. В русле реализации указанных моделей она должна стать действенным средством формирования у студентов как иноязычных компетенций, так и некоторых других значимых черт профессионального портрета. Исследованы основные типы проблемных задач. Продемонстрированы возможности, существующие сегодня для их внедрения в практику дистанционного освоения первого и второго иностранных языков будущими специалистами.

Ключевые слова: высшее образование, иноязычная подготовка студентов вуза, дистанционное обучение, смешанное обучение, дистанционное обучение иностранному языку.

Annotation. Some modern university students foreign language distance training features have been studied. To do this, at the article's beginning, the current development state of higher education in Russia and the world is demonstrated. Based on its research, the necessity of integrating distance and blended models into future professionals training in this discipline is proved. The following is about the technology of problem-based learning. In line with these models implementation it should become an effective means of forming students' foreign-language competencies, as well as some other professional portrait significant features. The main problematic tasks types are investigated. The possibilities that exist today for their introduction into the distance learning practice of the first and second foreign languages by future specialists are demonstrated.

Keywords: higher education, foreign language training of university students, distance learning, blended learning, distance learning of a foreign language.

Введение. Сегодня уровень методологического и инструментального обеспечения образовательного процесса позволяет администрации вузов, сотрудникам методических служб и преподавателям вносить существенные изменения в процесс изучения иностранного языка (С.Г. Закирова, И.А. Зимняя, И.С. Коткова, М.И. Махмутов, С.В. Титова). Непоследнее место в ряду такого рода прогрессивных средств занимают интернет-ресурсы [12, С. 401].

Их широкое использование позволяет, например, осуществить переход к смешанному обучению (англ. - blended learning), при котором различные формы работы используются для формирования у студентов разных иноязычных компетенций (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.