Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как ценность: взгляд молодежи'

Здоровый образ жизни как ценность: взгляд молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8318
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / HEALTH LIFESTYLE / SOCIOLOGICAL RESEARCH / TRAINING / SOUL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лядова А. В., Лядова М. В.

Статья акцентирует внимание на отношении молодежи к здоро-вью как социальной ценности. Авторы приводят результаты социологического исследования, которые свидетельствуют о преобладании стереотипного мнения среди молодого поколения на здоровье и здоровый образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как ценность: взгляд молодежи»

Лядова A.B.

Старший научный сотрудник кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Лядова М.В.

Врач-травматолог высшей категории, ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова, город Москва, Российский научно-исследовательский медицинский университет

имени Н.И. Пирогова.

Здоровый образ жизни как ценность: взгляд молодежи

Здоровье относится к одной из базовых человеческих ценностей. Наряду с этим здоровье человека рассматривается и как индикатор качества жизни. Однако в современном мире между данными понятиями существует и обратная взаимосвязь: здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни, который, по мнению одного из ведущих специалистов в изучении данного вопроса Ю.П.Лисицына, является одной из четырех категорий, входящих в состав понятия качества жизни1. Следует отметить, что и в современных подходах к определению понятия «здоровье» оно понимается как динамический процесс, обусловленный особенностями взаимодействия индивида с окружающей средой: как социальной, так и природной2. Поэтому исследование проблемы отношения населения к своему здоровью непосредственно связано с представлениями о здоровом образе жизни.

За последние годы словосочетание «здоровый образ жизни» глубоко вошло в наш лексикон. Пропаганда здорового образа жизни стала одной из популярных тем многих телевизионных передач, радиопрограмм, шоу, предметом обсуждения как среди отдельных социальных групп, так и среди ученых: медиков, социологов, психологов и т.д. Однако, говоря о здоровом образе жизни, мы в большинстве случаев практически не задумываемся о том, что, собственно, составляет суть этого понятия. Следует отметить, что его разработке посвящено довольно значительное число исследований, что указывает на актуальность данной проблематики. Более того, с 80-90-х годов получило развитие особое научное направление - валеология - в рамках которого и

1 Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, С.6.

2 Миронова Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни. Известия ПГГТУ. Естественные науки. 2006; № 1(5): С.130.

(О;

исследуются теоретико-практические аспекты становления здоровой жизни3. Следует отметить, что интерес к проблеме «здорового образа жизни» - это не только бум современного мира. Данный вопрос волновал и древних мыслителей. Как показывает изучение философского наследия Греции, Китая, Индии, ученые древности рассматривали здоровый образ жизни как состояние внутренней гармони, баланс духовного и физического здоровья человека. В современном обществе возрастающий интерес к проблемам здоровья и факторам, участвующим в его поддержании через приверженность здоровому образу жизни, стал заметно проявляться в середине прошлого столетия, что было вызвано объективной необходимостью поиска эффективных средств восстановления трудовых ресурсов после глобального общественно-политического кризиса, которым стала Вторая мировая война. Однако вскоре в связи с социально-экономическими трансформациями, приведшими к расцвету общества потребления, внимание исследователей привлекло нарастание таких негативных тенденций, как «омоложение» болезней на фоне внедрений новых методов диагностики и лечения, что должно бы привести к обратному эффекту, преобладание в структуре смертности, болезней, развитие которых вызвано не внешними, а внутренними, поведенческими факторами4.

В современных исследованиях, несмотря на достаточное число работ по рассматриваемой теме, нет какого-то единого определения «здорового образа жизни». Так, по мнению академика Ю.П.Лисицына, здоровый образ жизни — это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей, не только соблюдение медико-социальной активности, искоренение вредных привычек, правильное питание и т.д., а, прежде всего, использование материальных и духовных условий и возможностей в интересах здоровья, гармоническое физическое и духовное развитие человека5. В рамках концепции здорового образа жизни, разработанной А.М.Карповым, это, прежде всего, разумный образ жизни, который формируется в процессе саногенеза («рождение здоровья») на всех уровнях биологической и социальной организации жизни человека, что, по мне-

3 Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 С.

4 Здоровье студентов: социологический анализ. Отв.ред.И.В.Журавлева. М.: Институт социологии РАН. 2012, С.41.

5 Лисицын Ю.П. Указ.соч.

нию исследователя, включает механизм обучения6. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, образ жизни - это способ жизни, основанный на идентифицируемых видах и особенностях поведения, определяющихся взаимодействием между личностными характеристиками человека, социальным взаимодействием и социально-экономическими и экологическими условиями жизни.

В современных исследованиях здоровый образ жизни рассматривается в нескольких аспектах: как степень социального благополучия, отражающего качество жизни, критерий эффективности деятельности государства в реализации мероприятий по его формированию и поддержанию, как особый стиль жизни индивида, в основе которого лежат представления о здоровье как о высшем благе, ценностные ориентации, установки, мотивы самосохранительного поведения.

В целом, если обобщить представленное в литературе разнообразие подходов к трактовке этого понятия, можно заключить, что оно включает четыре аспекта: физическое здоровье, социальное здоровье, влияние внешней среды, духовное здоровье. Следует отметить, что понятие здорового образа жизни находится близко с такими категориями, как мораль, нравственность, и, следовательно, его формирование напрямую связано с духовно-нравственным воспитанием, прививанием соответствующих морально-нравственных ценностей.

Следует признать, что трансформационные процессы, происходящие в нашем обществе в последние годы, не оказали позитивное влияние на его духовную сферу. Более того, произошедшая переоценка морально-нравственных ценностей привела к тому, что духовная составляющая в нашей жизни отошла на второй план. Особенно данная тенденция проявилось у молодого поколения, живущего теперь по «своим правилам». Достаточно распространенными среди молодежи стали различные формы девиантного поведения: наркомания, алкоголизм, проституция, отклонения сексуального поведения.

Как известно, формирование ценностных ориентаций, нравственной позиции происходит в молодом возрасте, поэтому при изучении рассматриваемой проблематики именно указанная возрастная социально-демографическая группа

6 Карпов A.M. Здравствуйте, если хотите. Образовательно-воспитательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти. Казань: Медицинская литература, 2008. 224 С.

а I

представляет особый интерес.

В рамках данной работы было проведено пилотажное исследование среди студентов одного из ведущих образовательных учреждений высшего образования города Москвы об их представлении о здоровом образе жизни. Число опрошенных составило 100 человек, средний возраст - 21 год. Респондентам было предложено дать свою формулировку понятия здорового образа жизни. Полученные ответы были сгруппированы в 8 вариантов:

1 вариант (61,7%): спорт, сбалансированное здоровое питание, распорядок дня;

2 вариант (20,6%): отказ от вредных привычек, их отсутствие;

3 вариант (6,5%): стиль жизни, направленный на поддержание или восстановление здоровья организма;

4 вариант (2%): рациональный образ жизни, направленный на сохранение и улучшение здоровья;

5 вариант (2%): здоровое сознание;

6 вариант (2%): концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью правильного питания, занятий спортом, отказом от вредных привычек;

7 вариант (3%): систематическая диспансеризация;

8 вариант (1,2%): поддержание своего тела и духа в хорошем состоянии.

Как показали результаты опроса, большая часть респондентов (свыше 80 %) отождествляет понятие здорового образа жизни, главным образом, с поддержанием физического состояния организма, понимая под этим занятия спортом, правильное питание, режим дня, прохождение диспансеризации. Это означает, что молодежь в большинстве случае идентифицирует понятие здорового образа жизни с показателями биологического здоровья. Менее 10 % респондентов рассматривают понятие здорового образа жизни именно как стиль жизни, а не как комплекс время от времени проводимых мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья. И лишь немногие (менее 6%) связывают здоровый образ жизни в первую очередь с уровнем морально-нравственного и духовного развития.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости разработки, прежде всего, морально-нравственного аспекта в процессе формирования здорового образа жизни у молодого поколения, в частности, и среди населения страны в целом, воспитания культуры здоро-

вья, что напрямую связано с формированием здоровьесбере- р. гающей идеологии, так как сегодня рациональное отношение к своему здоровью имеет актуальное практическое значение и для решения демографических проблем, и в медицинском аспекте, и в экономическом плане как фактор формирования и развития человеческого капитала.

Список литературы:

1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. - М.: Мир, 1997.

2. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 С.

3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: Изд-во RETORIKA, 1999.

4. Здоровье студентов: социологический анализ. Отв.ред. И.В.Журавлева. Институт социологии РАН. М„ 2012. 252 С.

5. Калью П.И. Сущностные характеристики понятия «здоровья» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988.

6. Карпов A.M. Здравствуйте, если хотите. Образовательно-воспитательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти. Казань : Медицинская литература, 2008.

7. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. 328 С.

8. Мартыненко A.B. Здоровый образ жизни молодежи. Знание. Понимание. Умение. 2004; 1: с. 136 - 137.

9. Миронова Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни. Известия ПГПУ. Естественные науки. 2006; 1(5): с. 128-133.

10. Чеснокова М.Г. Понятие здоровья в контексте ключевых категорий культур-но-деятельностного подхода. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2015; 2: с. 23-36.

11. Колесникова H.A., Рябова Е.Л., Гражданское общество в современной России Москва: Монография. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2016.

Bibliography

1. K. Bayer, Shainberg L. Healthy Lifestyle / Trans, from English. - M.: Mir, 1997.

2. Introduction to valeology - science about health. L., 1987. 125 p.

3. Dubrovsky V.I., Valeology. Healthy lifestyle. - M.: Izd RETORIKA, 1999.

4. Health Students: A Sociological Analysis. Otv.red. I.V. Zhuravleva. Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. Moscow, 2012. 252 p.

5. Kalju P.I. Essential characteristics of the "health" of the concept and some of the issues the health care overhaul: an overview. M., 1988.

6. Karpov A.M. Hello, if you want. Educational and educational bases of integration of medicine, ecology, lifestyle and power. Kazan: Medical literature 2008.

7. Lisitsyn Y.P. Lifestyle and health. M„ 1982. 328 p.

8. Martynenko A.V. Healthy way of life of young people. Knowledge. Understanding. Skill. 2004; 1: p. 136- 137.

9. Mironova E.V. Theoretical approach to the definition of the concepts of health and healthy lifestyles. News PGPU. Natural Sciences. 2006; 1 (5): p. 128-133.

10. Chesnokov M.G. The concept of health in the context of the key categories of cultural activity approach. Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. 2015; 2: p. 23-36.

11. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia Moscow: Monograph. -M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.