Humanities vector. 2015. Number 1 (41). Social psychology: Formulation of problems and Approaches to their Solutio -
профессиональное самоопределение личности:
новый взгляд
professional identity of personality: A new look
Удк 159.923 ББк 88
Елена Владимировна Грезе,
кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский государственный университет (299028, Россия, г. Севастополь, пр.Гагарина,13) e-mail: [email protected]
здоровый образ жизни как ценность студентов-психологов на разных этапах обучения
Исследования психологических детерминант и механизмов мотивации и формирования здорового образа жизни молодёжи имеют теоретическую и практическую значимость для психологии здоровья. Представления о здоровом образе жизни различаются у студентов на разных этапах обучения в разном возрасте. Для первокурсников главными компонентами ЗОЖ являются физические, для пятикурсников - межличностные, для заочников - гармонизация личности и самосовершенствование. Уровень гармоничности образа жизни студентов всех групп оценивается как средний. Фрустрирующим моментом является несоответствие силы интереса к определённым сферам деятельности и времени (возможностей) для их реализации. Вынужденные перегрузки ежедневными учебными и бытовыми рутинным процессами испытывают от 46 до 62 % студентов. Дефицит времени и возможностей для занятий, к которым имеется большой интерес (размышления на вечные темы жизни, общение с природой, творчество), отметили от 56 до 77 % студентов. Эти показатели говорят о стрессогенной природе образа жизни студентов. Результаты выполненных исследований могут использоваться при дальнейших исследованиях психологических проблем формирования и коррекции образа жизни личности, а также в области практической психологии.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, представления студентов, физические и психологические компоненты ЗОЖ, гармоничность образа жизни.
Elena Vladimirovna Greze,
Candidate of Psychology, Associate Professor Sevastopol State University (Gagarin av.,13, Sevastopol, Russia, 229028) e-mail: [email protected]
Healthy Way of Life as value of Students-psychologists at the Different Stages of Education process
The researches of psychological determinants and mechanisms of motivation and forming of healthy way of life of young people have theoretical and practical meaningfulness for psychology of health. The ideas on healthy way of life differs among students at the different stages of educating in different age. For students of the first course the main components of healthy way of life are physical, for graduating students -interpersonal relations, for external students is harmonization of personality and self-perfection. The level of harmoniousness of way of students' life of all groups is estimated as middle. A frustrate moment is disparity of force of interest in the certain spheres of activity and time (possibilities) for their realization. Force overloads by daily educational and domestic conservative processes is test to 62 % students from 46. About the strong deficit of time and possibilities for employments there is large interest to that, to 77 % students declared from
© Грезе E. в., 2015
153
56. These indexes show the stress-producing nature of way of life of students. The results of the executed researches can be drawn on at further researches of psychological problems of forming and correction of way of life of personality, and also in area of practical psychology.
Keywords: healthy way of life, presentation of students, physical and psychological components of healthy way of life, harmoniousness of way of life.
Актуальность исследования. Изучение отношения человека к своему здоровью - это важная и сравнительно новая научная проблема психологии здоровья, носящая комплексный междисциплинарный характер, имеющая ряд актуальных для исследования вопросов. В настоящее время большинство работ выполнено в рамках педагогических (В. Н. Беленов, Е. В. Воднева, Е. В. Жданова, В. Е. Иванова, В. С. Кучменко, И. В. Николаева и др.) и психологических наук (Т. В. Белинская, Р. А. Березовская, В. М. Кабаева, Г. С. Никифоров, С. А. Романова В. А. Соломонов, Ф. Р. Филатов и др.). При этом отличительной чертой педагогического взгляда на проблему отношения к здоровью является наличие воспитательного и обучающего воздействия (то есть разработка технологий его формирования и развития). В рамках психологического подхода результаты исследования психологических детерминант и механизмов мотивации и формирования здоровья у молодёжи ещё не являются окончательными.
Значение исследований такого рода имеет теоретическую и практическую направленность: определение психологических детерминант здоровья человека и формирование мотивации здорового образа жизни как органичной потребности человека на протяжении всей его жизни.
Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие «здоровый образ жизни». Понятие здорового образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным. Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе жизни существуют многие столетия. Оно гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система духовных ценностей, отношение к себе, к людям, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т. д. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты [2].
Предметом наших исследований явились представления о здоровом образе жизни и гармоничности жизненных интересов и занятий у студентов-психологов гуманитар-
ного университета. Результаты исследования позволяют ответить на вопросы о структуре здорового образа жизни в представлениях студентов на разных этапах обучения; о динамике жизненных приоритетов; о соотношении физических и психологических составляющих здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) в представлениях; об уровне гармоничности образа жизни (соотношении силы интересов и реально затрачиваемого времени на их реализацию).
Методическим инструментарием изучения представлений о здравости и гармоничности образа жизни студентам послужила анкета из материалов «Здоровый образ жизни и психология» (шшш.б ballov.ru), состоящая из двух частей1. Первая часть включает 6 вопросов, 3 из которых носят открытый характер и являются неоконченными предложениями, а в 3-х других испытуемый выбирает один из ответов и обосновывает свой выбор. Обрабатывается анкета методом контент-анализа. Вторая часть анкеты состоит из двух пунктов. Первый пункт представляет собой сокращённый вариант методики ценностных ориента-ций М. Рокича. Испытуемому предлагается список из 15 терминальных ценностей, которые необходимо проранжировать согласно личной значимости. Во втором пункте указаны составляющие ЗОЖ, которые тоже ранжируются по степени важности, начиная с максимальной. Для удобства анализа в наших исследованиях шкала рангов была сгруппирована в 3 интервала: с 1 по 5 ранг - показатель «очень ценно», с 6 по 10 ранг - «ценно», с 11 по 15 ранг - «менее ценно». Частота встречаемости выражена в процентах.
Степень гармоничности образа жизни исследовалась с применением верифицированной методики «Образ жизни» [3]. В ней представлены 12 равноценных по значимости направлений интересов и деятельности, которые сформулированы в виде полярных пар. Например, «интересы и занятия, связанные с физической деятельностью: а именно...» и «интересы и занятия, связанные с умственной деятельностью: это ...». Количественные и качественные показатели гармоничности
1 Здоровый образ жизни. URL: http://5ballov.qip.ru/ referats/preview/20414/?referat-zdorovyiy-obraz-jizm-i-psi-hologiya (дата обращения: 25.12.2014)
humanities vector. 2015. number 1 (41). professional identity of personality: a new Look
образа жизни для групп выводятся с применением методов статистической обработки.
В исследовании приняли участие студенты гуманитарного университета: 29 психологов-первокурсников, которые проучились в вузе первые 3 месяца (средний возраст группы 17,9 лет), 16 студентов-выпускников (средний возраст 21,5 лет) и 15 студентов-заочников 5 курса специальности «Психология. Валеология» (средний возраст 43,2). Следует отметить, что полученные результаты можно рассматривать скорее как соответствующие женским представлениям о ЗОЖ, т. к. мужчины составляют 12 % численности респондентов.
По данным открытой анкеты были проанализированы представления студентов о здоровом образе жизни: что это такое, каковы его главные признаки, необходим ли он и для чего? Кроме этого, было предложено оценить гармоничность своего образа жизни. Сравнение содержания ЗОЖ, определённого студентами в анкетах, обнаруживает интересную тенденцию: для 17-летних главным моментом «здравости» образа жизни является спортивная активность, отсутствие вредных привычек и рациональное питание, т. е. то, что имеет большое значение для продолжающегося в этом возрасте формирования и развития физического тела. Но, в то же время, вопросы душевной гармонии и духовного развития волнуют каждого пятого. Очень важным элементом ЗОЖ для первокурсников является успешное общение, принятие и понимание в коллективе.
Выпускники-психологи значительно расширяют список составляющих ЗОЖ и смещают акценты. Самым важным элементом называется душевное равновесие и гармония (38 %), а также хорошее самочувствие на психофизическом уровне (25 %) и поведение, ведущее к приращению здоровья (19 %). Такие пункты, как необходимость физических нагрузок, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, забота о здоровье, радость и хорошее настроение, занимают второстепенные позиции. Исключительно мнение респондента, ратующего за потакание своим желаниям, т. к. конец неизбежен, а состояние здоровья на смертном одре не имеет значения. Такой подход в лучшем случае отражает сложный процесс экзистенциальных поисков личности.
Студенты-валеологи, осознающие потребность в знаниях по теории и практике духовной эволюции человека, описывают содержание ЗОЖ главным образом категория-
ми психологическими. Каждый второй называет важнейшим гармонию тела и духа, человеческих отношений, развитие духовности и любовь (54 %). В 38 % случаев испытуемые называют важность саморазвития, самосовершенствования и ощущение радости от жизни. Далее следуют здоровье, адаптация в социуме и положительное отношение к миру.
На вопрос, необходим ли ЗОЖ, чёткий ответ формируется в онтогенезе. Так, молодёжь 17 лет, ввиду слабо сформированных позиций относительно здоровья и большого запаса последнего, в 24 % случаев сомневается в его необходимости (затрудняются ответить «да» или «нет»). Для юношества общение со сверстниками реализует базовую потребность в принадлежности, идентификации, самоутверждении. Три четверти первокурсников уверенно отвечают, что ЗОЖ необходим. Он позволяет быть здоровым, а это означает возможность достигать целей и благополучия, испытать удовлетворённость и счастье. Приятно, что каждый пятый респондент смотрит на проблему широко, видя прямую связь ЗОЖ со здоровьем нации.
Пятикурсники отвечают на вопрос о необходимости ЗОЖ в такой же пропорции (75 % «да»). Здоровье - это полноценная жизнь, возможность зарабатывать деньги и развиваться. Сомневающаяся часть группы считает, что каждый сам должен выбирать образ жизни, если «зациклиться» на сохранении здоровья, то это может ограничивать освоение других интересных тем в жизни. Все должно быть гармонично, одно не в ущерб другому.
Студенты-валеологи не подвергают сомнению необходимость здорового образа жизни. Абсолютное единство (100 %) во взглядах сформировано жизненным опытом, знаниями, высокой мотивацией к сохранению здоровья, ибо «здоровье дает полноценную жизнь, это свобода жить, достигать целей, помогать людям, а также радость познания себя и мира». Такая высокая нота берется при восхождении на вершину базовых потребностей, где реализуется свободное развитие и самоактуализация. Вспомним, что средний возраст в этой группе студентов 43 года - возраст зрелости. Что может быть источником энергии в зрелом возрасте? Это - философия, осознанная концепция жизни Человека, которая осуществляется во всех мелочах жизни, а главное - радость от самой жизни. Понятие зрелости связано с максимально широким - космическим - контекстом жизни человека во всех его направлениях [1].
На вопрос, хотели бы Вы вести более здоровый образ жизни, утвердительно ответили 69 % первокурсников, 87 % пятикурсников и 77 % валеологов.
Таким образом, представления о ЗОЖ не являются константой, они развиваются в течение жизни. На их формирование влияет возраст, интерес к жизни, количество знаний о здоровье и его проявленности на разных уровнях.
Было проведено анкетирование по заданному набору элементов ЗОЖ. Студентам предлагалось пронумеровать эти составляющие в порядке убывания их важности. После обработки первичных данных элементы были сгруппированы в 2 блока: физической и лич-ностно-психологической направленности.
Данные исследования демонстрируют тенденции в связи с возрастом. В целом всеми студентами отдается приоритет психологическому здоровью. При этом для первокурсников оба направления равноценны. Для них почти одинаково важно заниматься спортом и вести активную духовную жизнь, полноценно питаться и быть добрыми к людям. И если исходить из развившегося ещё в античности принципа соразмерности телесного и душевного, когда душевная красота гармонирует с физическим здоровьем, то можно сказать, что молодёжь 17 лет наиболее близка к этому идеалу.
В сознании студентов 5 курса происходит дифференциация: роль психологических составляющих увеличивается, а физических -уменьшается. Для них всё большую ценность приобретает семейное благополучие, позитивное отношение к себе и стремление осмыслить происходящее, в то время как алкоголь, курение и занятия спортом уходят на 3-й план внимания.
В интересах студентов-валеологов наблюдается сильное, статистически достоверное расхождение физических и психологических направлений ЗОЖ. Только 4 % членов группы считают очень важным полноценное питание при спорадической спортивной активности. Отказ от вредных привычек (наркотики, алкоголь и беспорядочный секс) как требование ЗОЖ видится маловажным, что естественно при неактуальности этих тем в жизни зрелого человека. При этом над физическими абсолютно доминируют элементы личностной направленности - духовное развитие, гармония отношений с собой и людьми. Различия статистически достоверны. При всей идеологической привлекательности такой тенденции сильное смещение акцентов
указывает на некий уход от гармонизации душевной и телесной жизни.
В исследованиях образа жизни кроме его качественных характеристик интересно количественно оценить гармоничность образа жизни как компонента более широкого понятия - гармоничности личности, которая определяется оптимальным соотношением своих базовых стремлений, жизненных ориентаций с одной стороны и возможностей их реализации в поведении - с другой [3].
Данные анкетирования по методике «Образ жизни» показали средний по группам уровень гармоничности интересов и занятий. При этом сила интереса к той или иной деятельности, выраженная в баллах, выше, чем время, посвящаемое этой деятельности, также выраженное в баллах. Это означает, что люди в целом уделяют адекватное время различным интересам, хотя отдельные несоответствия создают неудовлётворенность своей ситуацией. Это отчетливо видно при анализе индивидуальных данных.
По методике, если разность баллов, выражающих интерес и время на его реализацию, равна или более 2, то это означает сильное противоречие по данной теме. Чем больше таких противоречий, тем более дис-гармонизирован образ жизни человека. В первом случае при слабом интересе к какой-то деятельности человек вынужден уделять ей большее время, во втором случае - человек испытывает дефицит времени для осуществления интереса.
Психологическую напряженность первого типа испытывает более половины участников опроса (1 курс - 62 %, 5 курс - 56 %, 5 курс-заочники - 46 %) по поводу того, что ситуативные и рутинные (учебные, рабочие, бытовые) интересы и дела требуют гораздо больших затрат времени при среднем к ним интересе. Так, 62 % младших студентов испытывают дискомфорт (разность 1 балл) от избытка ежедневных учебных и бытовых забот, а в 24 % случаев ощущают сильную перегрузку (разность 2-3 балла) от нетворческой работы, привычных действий, отношений и мыслей. Им хочется чего-то нестандартного, нового, динамичного. У 55 % группы встречаются такие проблемные темы, как избыток общения с лицами обоих полов, индивидуальной деятельности. Есть некоторая усталость от умственных и физических нагрузок. У пятикурсников 56 % студентов испытывают перегрузки от монотонности учебы, работы, быта, 69 % устали от избытка общения с людьми в учебной группе, семье, 50 % тяготятся городской
humanities vector. 2015. number 1 (41). professional identity of personality: a new look
средой, 38 % имеют сильные перегрузки (2-3 балла). Выпускники-заочники кажутся более адаптивными относительно младших коллег. Перегрузку учёбой, работой и бытовой рутиной испытывают 46 %, причём остро - только 1 человек (3 балла), 23 % респондентов-женщин указывают на некоторый избыток в их жизни общения с лицами своего пола.
Рассмотрение противоречия другого рода, а именно, дефицита времени для посвящения любимому или просто нужному делу, когда сила интереса превышает возможности его удовлетворения, показало, что из всех опрошенных только один человек (ва-леолог) удовлетворён соответствием интересов их реализации в своей жизни. Основными интересами, для реализации которых студенты испытывают дефицит времени (возможностей), являются обращение к вечным темам жизни (законы природы, истина, красота, смысл жизни, Бог, Космос и т. п.), общение с природой, занятия творчеством и культурно-развлекательные мероприятия.
Примеры сильных рассогласований интересов и возможностей: среди первокурсников 28 % ребят испытывают дефицит времени на размышления о жизни и Вселенной, 24 % мечтают больше времени посвящать общению с Природой, 21 % нуждается в большей культурно-развлекательной активности, а для 14 % студентов в дефиците творческие интересы и занятия, в том числе общение с противоположным полом. Выпускники-психологи тоже меньше желаемого уделяют времени для общения с природой (31 %), творчеству и раздумьям о вечных темах жизни (19 %), а также единично указывают на физическую недонагрузку, недостаток общения с людьми в коллективе и семьей. В группе валеологов по 23 % студентов отмечают нехватку времени и возможностей для творчества, общения с природой и занятий духовным ростом.
Подводя итоги вышеизложенному, можно отметить следующее:
1. Содержание собственных представлений о здоровом образе жизни различается у студентов на разных этапах обучения в разном возрасте. Если у первокурсников главным в ЗОЖ являются занятия спортом (79 %) и отказ от вредных привычек (69 %), то у выпускников на первое место выходит соблюдение душевного равновесия и гармоничности отношений (38 %) при почти полном забвении спортивной активности. Валеологи 5 курса видят смысл ЗОЖ в гармонизации тела и духа, отношений, развитии духовности (54 %) и самосовершенствовании (38 %).
3. Уровень гармоничности образа жизни студентов всех групп оценивается как средний. Фрустрирующим моментом является несоответствие силы интереса к определённым сферам деятельности и времени (возможностей) для их реализации. С одной стороны, при слабой выраженности интереса к ежедневным учебным и бытовым рутинным процессам, монотонии общения испытывают вынужденную перегрузку ими от 46 до 62 % студентов. С другой стороны, о сильном дефиците времени и возможностей для занятий, к которым имеется большой интерес (размышления на вечные темы жизни, общение с природой, творчество), заявили от 56 до 77 % студентов. Эти показатели говорят о стрессогенной природе образа жизни студентов. Персональный анализ конкретных противоречий позволяет выработать стратегию и тактику их устранения и гармонизации жизни.
3. Современные социальные реалии требуют качественного осмысления места и роли здоровья в системе ценностей, психологического анализа ценностных ориентаций и жизненных практик студенческой молодежи в отношении здоровья личности.
Список литературы
1. Абрамова Г С. Возрастная психология. М.: Академ. проект, 2001. 704 с.
2. Васильева О. С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психол. вестн. РГУ Ростов н/Д, 1997. Вып. 3. С. 406-411.
3. Мотков О. И. В гармонии с собой и миром // Школьный психолог. 1998. № 21-22. С. 8-9.
References
1. Abramova G. S. Vozrastnaya psikhologiya. M.: Akadem. proekt, 2001. 704 s.
2. Vasil'eva O. S. Valeologiya - aktual'noe napravlenie sovremennoi psikhologii // Psikhol. vestn. RGU. Rostov n/D, 1997. Vyp. 3. S. 406-411.
3. Motkov O. I. V garmonii s soboi i mirom // Shkol'nyi psikholog. 1998. № 21-22. S. 8-9.
Статья поступила в редакцию 14.01.2015