Таким образом из практического построения физической модели электрического компонента «усилитель с задержкой» видна его реальная работа и тестирование, т. е. без затрат нереальные сырье и материалы для создания нового любого электронного компонента, с параметрами, необходимыми разработчику и конструктору, без угрозы порчи имущества, существует возможность создать и протестировать абсолютно новый компонент и только после этого притворить его в жизнь. Список использованной литературы
1. Алехин, И. А. Проектирование технологии подготовки кадров в системе военно-профессионального образования / И. А. Алехин, А. Г. Караяни // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 2. - С. 146152.
2. Электронный ресурс: http://simintech.ru/webhelp/#o_simintech/o_simintech.html
© Здоровцов А.Г., 2019
УДК37
Ю.Н. Кайдалова
учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А.Чумака» Белгородского района, Белгородской области Е-mail: [email protected] Е.В. Емелина учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А.Чумака» Белгородского района, Белгородской области Е-mail: [email protected] Таравитова Т.В. учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А.Чумака»
Белгородского района, Белгородской области Е-mail: [email protected]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Утверждение о том, что образование и здоровье - фундаментальные человеческие ценности, вряд ли вызовет возражения. От состояния здоровья и образования зависит качество жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Проблемы возникают тогда, когда одна из ценностей ставит под угрозу существование другой, ибо нередко нерациональная организация процесса обучения наносит вред здоровью ребенка. В данной ситуации крайне важно, чтобы учитель взял на себя некоторые функции врача, а врач - учителя. И при этом крайне важно учитывать, как обучение и духовно-нравственное воспитание должны воздействовать на состояние здоровья ребенка. Безусловно, школа должна исключительно позитивно влиять на сохранение и укрепление здоровья, совершенствование физических и психических возможностей. Но можно ли назвать современных школьников здоровыми? Статистика однозначно утверждает: «нет». В этой связи экологию современной школы можно охарактеризовать как проблемную. А поэтому ответственность за то, что за годы школьного обучения здоровье детей, несмотря на все предпринимаемые попытки его сохранения и укрепления, значительно ухудшается, должны взять на себя и
учреждения образования, и учреждения здравоохранения. [1]
Наилучшим путем формирования основ здорового образа жизни у детей, является организация учителями такой здоровьесберегающей образовательной среды, которая создавала бы всем субъектам образовательного процесса условия для полноценного физического, психологического и социального развития.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
В своей работе мы активно применяем здоровьесберегающие технологии. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, так как это самое благоприятное время для выработки правильных привычек.
В свою работу активно внедряем здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного. Ведущая идея методики В.Ф. Базарного - сенсорное и психомоторное раскрепощение, для чего активно применяется обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. С целью предупреждения утомления на уроках проводим динамические паузы (3-4 за урок) - это физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого используем схему универсальных символов (СУС). Учебные кабинеты оснащены автоматизированной системой «Бегущие огоньки», которая позволяет выполнять зрительно-вестибулярный тренаж за счёт энергичных поисковых движений глазами, головой, туловища. На уроках по всем предметам применяется специально разработанное «Экологическое панно», распложенное на одной из стен класса и изображающее уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Для работы с наглядностью используется крестовая сенсорно-дидактическая подвеска. На ней располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок до него мог свободно дотянуться и снять. Кроме этого карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут оказаться где угодно: на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к партам и находятся в режиме поисковых движений. [2]
Технологии обучения здоровому образу жизни
Во все уроки включается материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. С целью снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения у детей на уроках и во внеурочной деятельности используем релаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг: «Подснежник», «Дождь в лесу», «Лицо загорает», «Плывем в облаках», «Мороженое», «Снеговик», «Росток», «Заколдованная фигура». Упражнения на релаксацию проводим с музыкальным сопровождением. Для повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья обучаем детей технике самомассажа. Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в классе оборудован «Уголок здоровья», который оснащён как традиционными пособиями, так и нетрадиционным оборудованием.
В урочной и внеурочной деятельности применяем коррекционные технологии: технологии воздействия цветом (презентации с яркими цветными слайдами, музыкальным сопровождением), сказкотерапию, музыкотерапию.
Каждый учебный день заканчивается оцениванием учащимися своего самочувствия. На «дерево здоровья» они помещают смайлики (веселый - хорошее, грустный - плохое). В конце каждой четверти на это "дерево" заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть.
Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребёнка за годы его учёбы в школе, - это важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование
самостоятельности мышления, свободы суждений. Список использованной литературы:
1. Курбатова А.С., Ягин В.В. Проблема здоровьесбережения в современной российской школе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=24977 (дата обращения: 04.07.2019).
2. Рощина Г.О., Зеленцова Н.Н. Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка в учебном процессе В.Ф. Базарного: практическое пособие. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. - 60 с.
© Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В., Таравитова Т.В., 2019
УДК 373
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация И.А.Байбурин
старший преподаватель кафедры физкультуры и спорта,
Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Охарактеризованы дидактические свойства междисциплинарных связей физической культуры и физики, преподаваемых учащимся на теоретических и практических занятиях в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова
Междисциплинарная связь предметов, физика, физическая культура.
При проектировании и реализации междисциплинарных связей учителям и учащимся средних общеобразовательных школ следует иметь в виду такие факторы, как их влияние на повышение мотивации школьников к обучению различным предметам, на формирование у них целостной научной картины мира и на углубление ученических представлений на научной основе об изучаемом предмете [1].
Одинаковые корни слов «физика» и «физическая культура» являются необходимым условием для установления и развития междисциплинарных связей соответствующих учебных предметов современной средней общеобразовательной школы.
Выделим на конкретных учебных задачах достаточные условия успешного совершенствования междисциплинарных связей физической культуры и физики, определяющих ядро современного общего образования учащейся молодежи [2].
Методом постановки и решения учебных междисциплинарных задач физики и физической культуры выберем информационное моделирование объектов, процессов или явлений, состоящее из таких этапов или элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3].