5. Разнообразие прыжковых элементов изменилось незначительно, в основном за счет возрастания доли прыжка 4S с 10% в сезоне 2017/2018 до 20% в сезоне 2021/2022. Прыжки 4F, 4Lz и 4Lo исполнялись в единичных случаях.
Обобщая, можно сказать, что техническая сложность произвольных программ мужчин за 5 сезонов с сезона 2017/2018 до сезона 2021/2022 возрастала в основном за счет увеличения количества прыжков в 4 оборота. Можно предположить, что в дальнейшем их количество будет продолжать увеличиваться, возможно, возрастёт количество наиболее сложных прыжков 4 риттбергер, 4 флип и 4 лутц, хотя в рассматриваемый период этого не произошло, несмотря на изменения в правилах в сезоне 2018/2019, направленных на увеличение разнообразия четверных прыжков в программах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 256-261.
2. Китаева Н.В. Изменение координационной сложности соревновательных программ фигуристов в мужском одиночном катании в сезонах 2021-2023 гг / Н.В. Китаева // Интеграция мировой науки и техники: новые концепции и парадигмы : материалы II Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 28 февраля 2023 г.). - Ставрополь : Параграф, 2023. - С. 279-280.
3. Жгун Е.В. Влияние коррекции правил оценивания качества исполнения элементов, принятой в 2018 году, на результат технической оценки соревновательных программ фигуристов / Е.В. Жгун, Л.В. Кузнецова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 103108.
4. Single and pair skating, Scale of Values, Levels of Difficulty and Guidelines for marking Grade of Execution, season 2018/19 : communication No. 2168 : ISU : [сайт]. - 2018 - URL: www.isu.org/inside-isu/rules-regulations/isu-congresses/17142-isu-communication-2168/file (дата обращения: 22.04.2023).
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. et al. (2018), "Analysis of results of the European championship on rhythmic gymnastics - 2018 in Spain (Guadalajara)", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 256-261.
2. Kitaeva, N.V. (2023), "Changes in the coordination complexity of men's single skating competitive programmes in seasons 2021-2023", Integration of world science and technology: new concepts and paradigms, proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Stavropol, pp. 279280.
3. Zhgun, E.V. and Kuznetsova, L.V (2021), "Impact of the 2018 adjustment to the grade of execution on the technical score in figure skating", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 2, pp. 103-108.
4. ISU (2018), ISU Communication 2186. Single and Pair Scales of Values, Levels of Difficulty and Guidelines for marking Grade of Execution, season 2018/19, replacing ISU Communication 2168, available at: www.isu.org/inside-isu/rules-regulations/isu-congresses/17142-isu-communication-2168/file (accessed 22 April 2023).
Контактная информация: merlabyss@gmail.com
Статья поступила в редакцию 28.06.2023
УДК 377.5
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Валентина Владимировна Семянникова, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец
Аннотация
В статье сделан анализ целей и задач применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для обучающихся первого курса в системе среднего образовательного учреждения. Кроме того, целью исследования явилось экспериментальная проверка эффективности применения игры в бадминтон, как компонента зоровьесберегающих технологий для обучающихся с отклонением в зрении. Содержание занятий строилось на основе будущей профессии в области экономики и бухгалтерского учета (по отраслям). Автор проведя сравнительный анализ указывает, что разработанная экспериментальная методика обучения игре в бадминтон, учитывающая зрительные и двигательные особенности слабовидящих студентов первого курса, будет способствовать воспитанию координационных способностей, а в дальнейшем более эффективной социализации и профессиональной интеграции выпускников с нарушением зрения. Преподавательская практическая деятельность последних лет продемонстрировала потребность применения в ходе физкультурного обучения в системе среднего профессионального образования, положительного опыта и эффективного потенциала здоровьесберегающих технологий в специальной медицинской группе.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, специальная медицинская группа, обучающиеся, бадминтон, координационные способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p283-285
HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP IN THE SYSTEM OF SECONDARY
PROFESSIONAL EDUCATION
Valentina Vladimirovna Semyannikova, candidate of pedagogical sciences, docent, Bunin Yelets State University
Abstract
The article analyzes the goals and objectives of the use of health-saving technologies in the educational process for first-year students, in the system of a secondary educational institution. In addition, the aim of the study was to experimentally test the effectiveness of the badminton game as a component of zoological technologies for students with visual impairments. The content of the classes was carried out taking into account the conditions and nature of their future professional activities, future specialists in the field of economics and accounting (by industry). The author, after conducting a comparative analysis, indicates that the developed experimental methodology for teaching the game of badminton, taking into account the visual and motor characteristics of visually impaired first-year students, will contribute to the development of coordination abilities, and in the future, more effective socialization and professional integration of graduates with visual impairment. Teaching practice in recent years has demonstrated the need to apply in the course of physical education in the system of secondary vocational education, positive experience and the effective potential of health-saving technologies in a special medical group.
Keywords: health-saving technologies, special medical group, students, badminton, coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к здоровью подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, бесспорно, считается одной из главных педагогических задач. На современном этапе характер снижения уровня здоровья обучающихся в системе средних образовательных учреждениях показывает устойчивый характер, то, что свидетельствует повышением числа обучающихся, относящихся к специальным медицинским группам. Дисциплины «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура» для обучающихся в системе средних образовательных учреждениях строится на основе будущей профессии. В ходе проведения данных дисциплин широко используются средства адаптивного физического воспитания и спорта, с целью воспитания необходимых физических качеств у студентов (получающие профессию в различных сферах) для подготовки к жизни и реализации их в трудовой деятельности [1, 2].
В последнее время в нашей стране прослеживается направленность к росту количества числа обучающихся с отклонениями в зрении, что актуализирует исследование не
только по профилактике и коррекции патологий зрительных нарушений, но и корректировке физической подготовленности. Преподавательская практическая деятельность последних лет продемонстрировала потребность применения в ходе физкультурного обучения в системе среднего профессионального образования, положительного опыта и эффективного потенциала здоровьесберегающих технологий в специальной медицинской группе. Для укрепления здоровья обучающихся с ослабленным здоровьем широко используются разнообразные спортивные игры, элементы спортивных игр, в том числе и бадминтона. Включение в здоровьесберегающие технологии игру в бадминтон, позволяет разносторонне воздействовать на организм занимающихся, что способствует приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества, осуществляет коррекцию основного заболевания и профилактику вторичных отклонений.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальной базой была экспериментальная площадка ЕГУ им. И.А. Бунина в институте среднего профессионального образования на занятиях по физической культуре, в специальной медицинской группе Эксперименты мы провели независимый и принимали участие 8 обучающийся 1 курса занимающихся в специальной медицинской группе. Как мы уже сказали, что в экспериментальную группу вошли 8 девушек будущих специалистов в области экономики и бухгалтерского учета (по отраслям), которые занимались по разработанной рабочей программе физической культуре института среднего профессионального образования и с включением в здоровьесберегающие технологии обучение и игру в бадминтон, для повышения уровня физических качеств.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основе нарушения зрения у большинства отмечается слабое физическое развитие; дефекты осанки, стопы; снижены показатели физической подготовленности и функционального состояния; на фоне основного заболевания наблюдаются сопутствующие. Установлено, что физические упражнения являются мощным биологическим стимулятором, повышающим физиологическую активность органов и систем и иммунобиологических сил организма занимающихся. Целенаправленная коррекция недостатков моторного развития обучающихся с нарушением зрения способствует укреплению здоровья, стимулирует их двигательную активность. Проведение учебных занятий по физической культуре в специальных медицинских группах, направлены на широкое привлечение обучающихся в системе среднего профессионального образования, к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление их здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности. Использование в занятиях здоровьесберегающих технологий в рамках дисциплины «Физическая культура», позволяет укрепить здоровье и улучшить физическую подготовленность, а также осуществить коррекцию основного заболевания.
Исследование воспитания координационных качеств обучающихся проводилось в форме тестирования. Перед началом исследования был проведён констатирующий эксперимент, в котором проанализированы показатели координационных способностей и техническая подготовка в бадминтоне испытуемых экспериментальной группы.
При организации занятий по бадминтону для обучающихся с ослабленным зрением, мы учитывали основы техники безопасности. Перед началом занятия готовилась спортивная площадка, инвентарь и оборудование, убирались постороннее предметы; проверялось исправность ракеток, воланов, надежности крепления сетки, стоек и т. д.; проверялось состояние здоровья обучающихся, оценив визуально состояние покровов кожи, внешний вид и психологическое состояние занимающихся, при необходимости проводился опрос; проверяли соответствие спортивной обуви.
В конце нашего исследования мы установили, что в медицинской экспериментальной группе уровень координационных способностей имело повышение, а кроме того и
техника игры в бадминтон. Рассмотрим их динамику изменения в ходе педагогического эксперимента. Так проведение занятий привело к повышению результатов как уровня воспитания координационных способностей, так и в технической подготовленности обучающихся. Это проявилось в достоверном увеличении результата в челночном беге 3х10 м(с) с 11,5 до 10,5 секунд или на 8,6%. Также увеличилась техническая подготовленность в результатах теста «Жонглирование воланом закрытой и открытой стороной ракетки (кол-во раз)» на 6,5 количество раз или на 59,2% - с 10,8 до 17,2 количество раз соответственно (p<0,05).
ВЫВОДЫ
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что разработанные здоровьесбе-регающие технологии, включающие обучение игре в бадминтон, учитывающая зрительные и двигательные особенности обучающихся с ослабленным зрением специальной медицинской группы, будет способствовать воспитанию координационных способностей, а в дальнейшем более эффективной социализации и профессиональной интеграции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подходы совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, А.В. Носова, Н.Г. Ефремова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 20-24.
2. Исследование мотивационно обусловленных приоритетов к занятиям двигательной активностью у студентов различных медицинских групп / А.В. Доронцев, Л.Н. Порубайко, Н.А. Зин-чук, Н.В. Ермолина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 122127.
3. Повышение адаптационных возможностей студентов средствами бадминтона / В.В. Се-мянникова, Е.Н. Карасева, Е.В. Карташова, Н.С. Ларина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №5 (171). - С. 292-295.
REFERENCES
1. Antonova, I.N., Shutova, T.N., Nosova, A.V. and Efremova, N.G. (2018), "Approaches to improve the physical education of students of a special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), рр. 20-24.
2. Dorontsev, A.V, Porubaiko, L.N., Zinchuk, N.A. and Yermolina, N.V. (2022), "Study of moti-vationally conditioned priorities for physical activity among students of various medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), рр. 122-127.
3. Semyannikova, V.V., Karaseva, E.N., Kartashova, E.V. and Larina, N.S. (2019), "Improving the adaptive capabilities of students by means of badminton", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), рр. 292-295.
Контактная информация: sportsem12@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.07.2023
УДК 376.23
ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Наталия Ивановна Смольякова, кандидат медицинских наук, доцент, Смоленский Государственный университет спорта, Смоленск; Анастасия Владимировна Трифонова, кандидат филологических наук, учитель, Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями Смоленска
Аннотация
Целью данной статьи является анализ практики сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций как способа снизить существующую кадровую напряженность в условиях