Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира'

Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крицина А. Д.

В данной статье рассматривается значение использования здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

© Крицина А.Д.

Национальный исследовательский Белгородский государственный университет, г. Белгород

В данной статье рассматривается значение использования здоровь-есберегающих технологий на уроках окружающего мира.

Здоровье человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека - богатство или слава, Артур Шопенгауэр ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Сухомлинский В.А. подчёркивал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира». Отсюда следует, что укреплять, совершенствовать физическое и психическое развитие ребёнка необходимо путём обогащения его души яркими образами природы.

Природоведческая деятельность (постановка простейших опытов, наблюдение за жизнью комнатных растений, решение природоведческих проблемных задач, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке и на территории школы, работа на экологической тропе и экскурсиях) позволяет успешно решать задачи школы в сфере охраны здоровья учащихся.

Обучение учащихся способами креативного, экологически ориентированного мышления, приёмам саморегуляции, рациональным способам деятельности является одним из требований, предъявляемых к здоровьесбере-гающим методам обучения.

Задача педагога - помочь ребёнку осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Ученики должны хорошо представлять себе мотивы здоровье творческой деятельности [3, с. 123]:

- достижение максимально возможной комфортности (я здоров - меня не беспокоят ни физические, ни психические неудобства);

- способность к маневрам (буду здоров - смогу сделать много полезного в личной и общественной жизни);

- получение удовольствия от самосовершенствования (ощущение здоровья приносит радость);

- возможность для дальнейшего самосовершенствования по служебной, интеллектуальной и духовной лестнице.

В школе почти на каждом окне стоят хлорофитум, алоэ, бальзамин, пеларгония и другие комнатные растения, имеющие непосредственное отно-

шение к фитотерапии. Многие из комнатных растений обладают целебными свойствами: распространяют биологически активные вещества, фитонциды, удовлетворяют эстетические потребности человека. Пеларгония выделяет гераниевое масло и ментол, которые убивают стрептококки и стафилококки. Вдыхая эти целебные соединения, ребёнок успокаивается, что очень важно при стрессах, неврозах и бессоннице.

Снимают усталость глаз, успокаивают нервную систему «прогулки» глазами по узким листьям хлорофитума, бальзамина; стеблям, листьям и цветкам колеуса, «берёзки» (циссус).

Школьные годы - лучшее время для воспитания у ребёнка любви к сельскохозяйственному труду как прекрасному и благородному делу. Во время работы на пришкольном участке учащиеся овладевают основами трудовой культуры, знаниями и привычками соблюдать правила гигиены труда, проникаются тем, что труд является обязанностью каждого человека. Пребывание детей на свежем воздухе, равномерное чередование физического и умственного труда оказывает положительное влияние на кровообращение, образование условных рефлексов детей, улучшает память [1, с. 56].

Великолепным местом отдыха, восстановления и укрепления здоровья, а также учебной базой природы могут быть экологические тропы. Осуществляя природоохранную и просветительскую деятельность (очищение поросли от сорняков и опавших листьев, сбор плодов для питомцев «живого» уголка, развешивание кормушек) учащиеся одновременно наслаждаются красотой и неповторимостью листовой мозаики, разноцветьем и пересвистом пернатых.

На природе под руководством учителя дети выполняют общеразвиваю-щие и специальные упражнения для повышения работоспособности, остроты зрения, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Обязательны подвижные игры, снимающие напряжение, чувство тревоги, обиды. Приведу некоторые виды упражнений.

Комплекс упражнений - гимнастика для глаз [2, с. 90]:

1. По команде учителя рассмотреть кроны деревьев с широко раскрытыми глазами - 5 с. Зажмурить глаза на 5 с, а затем открыть их на 5 с, глядя на листья деревьев с гладкой поверхностью (клён, берёза, липа и т.п.). Перевести взгляд влево на 5 с. Закрыть глаза на 5 с, затем посмотреть направо на 5 с, закрыть глаза на 5 с (голову не повора-чивать).Быстро поморгать глазами 5 с. И сразу перевести взгляд вверх к небу, не поднимая головы. Если ясная погода, то смотреть на голубой фон неба 10 с без напряжения. Если небо серое, перевести взгляд на верхнюю часть кроны самого высокого дерева и задержать на верхушке - 10 с;

2. Зажмурить глаза на 5 с и, открыв их, направить взгляд вниз (голову не наклонять) на травяной покров или на цветущие растения (10 с);

14

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

рассмотреть все цвета (желательно жёлтые, красные, розовые, пёстрые);

3. Зажмурить глаза на 5 с и мысленно начертить две восьмёрки (первая - вертикальная, вторая - горизонтальная);

4. Широко открыть глаза и, не напрягая мышц, «похлопать» часто ресницами (20 с);

5. Очень спокойно «раскачать взгляд» справа налево и обратно по средней части зелёного пространства (но не колючих растений) 7 с;

6. Закрыть глаза, не напрягая, спокойно описать глазными яблоками три круга по часовой стрелке (7-8 с). Открыть глаза, спокойно посмотреть на жёлтый цвет (цветок, соцветие, листву), если нет таких растений, на зелёный фон, и сказать три раза тихо, спокойно, но утвердительно и с улыбкой: «Я счастлив! (счастлива!)»

Далее детям предлагаются упражнения, которые они могут использовать дома во время зарядки, на прогулке с друзьями и т.д. «Важные косули» -для укрепления опорно-двигательного аппарата [2, с. 124]:

1. Ходьба на носочках, спина ровная, голова поднята, руки в упоре сзади.

2. Ходьба приставным шагом вправо, влево, вперёд - руки опущены и отведены назад; спина и шея изогнуты назад.

3. Ноги врозь. Наклоны прямыми руками вперёд, назад, влево, вправо.

4. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола;

5. Бег с препятствием (пень, бревно, небольшое растение и т.п.);

6. Стоя на коленях, ноги вместе, носки оттянуты. Медленно наклоняем туловище назад; руками касаемся пяток, бёдра перпендикулярны земле; держим позу 7-10 с без напряжения; медленно возвращаемся в исходное положение, встаём;

7. Стоя, руки опущены, медленно и глубоко вдыхаем через нос (5 с), задерживаем дыхание без напряжения (5 с), медленно выдыхаем через слегка приоткрытый рот - губы «трубочкой» (7-8 с) с мыслью, что усталость и болезни уходят прочь навсегда.

На уроках усвоив данный материал, приобретают знания и умения по укреплению мышц туловища, развивают ловкость и координацию движений. Придя в лес с друзьями и родственниками, они обязательно вспомнят забавные оздоровительные упражнения, которым их учили в школе, и обучат других, осознанно включаясь в процесс здоровьесберегающей деятельности.

Таким образом, уроки окружающего мира, кроме цели воспитания ответственного отношения к природе и чувства благоговения перед жизнью, выполняют важные задачи социальной адаптации детей. Умение грамотно взаимодействовать с окружающей средой обогащает личный опыт ребёнка, помогает избегать стресса или выходить из него с наименьшими последствиями.

Список литературы:

1. Иванченко В.А. Растения и работоспособность / В.А. Иванченко. -М., 1984. - 300 с.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В.И. Ковалько. - М., 2004. - 400 с.

3. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Л.А. Харитонова. - Ростов н/Д., 2011. - 410 с.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ДОУ И СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ ПО ПРИОБЩЕНИЮ

МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ХМАО)

© Махмутова Р.Ш.*

Детский сад «Калинка», ХМАО, Тюменская область, Сургутский район, п. Федоровский

По статистике ХМАО от 2010 по 2012 год, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны.

В связи с этим чрезвычайно важно создавать образовательно-оздоровительные программы для дошкольных учреждений, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Кроме этого, в дошкольном периоде детства отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период. Поэтому через дошкольную программу здоровья появляется возможность воздействовать как на самого ребенка, так и на членов его семьи.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанное совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.