Научная статья на тему 'Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования'

Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФИЗМИНУТКА / МОТИВАЦИЯ / УРОКИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарцева Ирина Юрьевна, Курбачева Татьяна Леонидовна

В данной работе авторы поднимают проблему охраны здоровья школьников, напоминают о важности данной проблемы, в частности, для учащихся младших классов, предлагают свой план и практические методы реализации здоровьесберегающих технологий в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарцева Ирина Юрьевна, Курбачева Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования»

Учебный модуль № 3 имеет тоже четыре предваряющих этапа.

Учащиеся с доминирующей логической компонентой мышления затрудняются в представлении об- 1. разной картины изучаемого явления. Следовательно, первым этапом должно быть их эмоциональное включение (использование зоны «предвнимания») 2 в деятельность. Вторым - желателен визуально наглядный, третьим этапом является - формирование 3. образного представления изучаемого явления в визуальной форме (это может быть визуально-логи- 4. ческая граф-схема, линейный узелковый фрактал, алгоритм в образной форме и т. д.). Когда образное 5 представление сформировано и соединено с логи- ' ческой последовательностью действий осуществля- 6. ется переход к этапам базового модуля для усвоения содержания. 7.

Литература

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Издательство института проф. образования. - 1995. - 336 с.

Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Т.2.-М.: 1881. С 97 - 101.

Липкин А.И. Модели современной физики (взгляд изнутри и извне). - М.: Гнозис, 1999. - 166 с.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Лог. - психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

Щуркова Н.Е. Символ как воспитательное средство. -Смоленск: СИИУ, 1995. - 87 с.

Лосев А.Ф. Логика символа. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 272 Шаталов В.Ф., Шейман А.М., Хант А.М. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 142 с.

В данной работе авторы поднимают проблему охраны здоровья школьников, напоминают о важности данной проблемы, в частности, для учащихся младших классов, предлагают свой план и практические методы реализации здоровьесберегающих технологий в сфере образования.

Самарцева Ирина Юрьевна

учитель начальных классов Курбачева Татьяна Леонидовна

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17 с углубленным изучением английского языка»

г. Ачинск Sd7ach@mail.ru sofiy62@mail.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Как комплекс кинезиологических упражнений может помочь эффективно снять утомление и повысить работоспособность учащихся?

Ж

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, социальная адаптация, физминутка, мотивация, уроки здоровья

«Девять десятых счастья зависит от здоровья»

(Шопенгауэр)

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными со-

циальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многообразна и сложна, и улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Здоровый образ жизни не занимает пока первое ме-

сто в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научили детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если не будем примером здорового образа жизни, то каким будет новое поколение?

Знакомясь с документами своих будущих первоклассников, их медицинскими картами, обратили внимание на здоровье детей.

Удручающая картина!

I гр. Относительно здоровые дети

II гр. Дети, имеющие отклонения в здоровье (нарушение осанки, снижение зрения, эндокринные изменения, плоскостопие)

III гр. Дети с хроническими заболеваниями

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику ассоциативного поведения.

Поэтому для себя поставили цель: создать условия для формирования психически здорового, социально адаптированного, физически развитого выпускника.

Исходя из цели, мы сформулировали для себя, родителей и учащихся задачи.

1. Задачи учителя:

• выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;

• индивидуальный подход к обучению и воспитанию;

• создание условий для физического и психического здоровья учащихся;

• влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);

• просвещение учащихся;

• мотивация учащихся;

• взаимодействие с семьей.

2. Задачи родителей:

• создание условий для оздоровления ребенка;

• формирование морали, социальных установок;

• формирование мотивации;

• передача культурной традиции;

• взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;

• влияние на психологические внутришколь-ные факторы.

3. Задачи учащихся:

• формирование собственной мотивации к здоровью;

• формирование потребности

• соблюдение гигиенических правил и норм;

• изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;

• нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

Здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.

«Школа - территория здоровья»

1. Условия для физического здоровья школьников

Для реализации поставленных задач мы проводим уроки здоровья, которые открывают ребенку собственную индивидуальность и резервные возможности организма, дающие ключ к повышению работоспособности и адаптивности. На уроке используем такие методы, как беседа, тренинг, дискуссии. Обсуждаем проблемы, касающиеся здоровья детей, делаем выводы, каждый получает практические рекомендации.

Уроки здоровья проводим - на свежем воздухе, спортивных площадках.

В наших четвертых классах работает группа «Не-болейка», которая готовит и проводит беседы по гигиене не только в своем классе, но и у младших ребят. Темы бесед:

* Режим дня школьника.

* Сон и его значение для здоровья.

* О правильном питании.

* Личная гигиена.

* Закаливание в домашних условиях.

* Кожа и ее функции. Профилактика кожных заболеваний.

* Движение для здоровья.

* Что нужно знать о лекарствах и лекарственных растениях.

* Вредные привычки и здоровье.

* Профилактические действия перед эпидемией гриппа.

У учеников появляется интерес к собственному здоровью, увеличивается число учащихся, посещающих спортивные секции, постоянно растет саморазвитие учеников.

Помимо укрепления соматического здоровья детей, наша задача - охранять их психическое здоровье.

В своей работе используем формы и методы:

1. Специфические:

• Организация рабочего места

• Питьевой режим

• Проветривание

• Освещенность

• Зеленый уголок

• ТСО

• Динамические паузы

• Дни здоровья

• Посещение бассейна

2. Общепедагогические

1). Рациональная организация работы

• Разнообразные виды деятельности

• Частота их чередования

• Плотность урока не менее 60% и не более 80%

• Физминутки

• Смена позы

2). Использование активных методов и форм

обучения.

С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если не учитываются три условия.

1) Состав упражнений физминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние).

2) Обязательным является эмоциональная составляющая физминутки, амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

3) Учителю, проводящему физминутки, необходимо вырабатывать для каждого класса 2-3 условных вербально - поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Данные методы и формы работы привели к уменьшению заболеваемости детей. (Приложение 6)

2. Условия для психического и эмоционального здоровья ребенка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, вырабатывая у них интерес к себе, собственному здоровью, заметно возросли показатели физического развития школьников, посещаемость уроков, дети стали меньше болеть.

В построении урока учитываем психологические и эмоциональные факторы. Это особенно важно на первом этапе урока - этапе включённости. Для этого используем загадки, ребусы, стихи, мелодии, отгадывая и узнавая которые ребёнок с интересом включается в урок.

Учим ставить цель, следовательно, работаем на мотивацию, создаём атмосферу эмоционального комфорта.

Главные принципы урока:

- атмосфера открытого диалога;

- возможность ребёнка работать на уровне своих возможностей;

- отсутствие боязни задавать вопросы;

- право на собственное мнение;

- уважительное отношение к мнению других.

Наши дети не боятся быть услышанными. Это придаёт им уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.

Девизом в работе с детьми служит «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ошибка для нас - не показатель незнания, а показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую отметку, ребёнок чувствует себя спокойно, а значит на уроке ему комфортно.

Для развития познавательной активности на уроке:

- создаём проблемные ситуации;

- меняем формы работы (индивидуальная, парная, коллективная);

- вводим упражнения на снижения негативного влияния;

- выполняем творческие задания;

- привлекаем дополнительную литературу(разные источники информации);

- включаем проектную деятельность.

3. Практические результаты

Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие и получение детьми новых знаний, разные формы работы, способствуют развитию познавательной активности, итогом работы могут служить успехи наших детей в городской научно - исследовательской конференции 2008 года. Их работы заняли почетные второе и третье места. Классы являются победителем школьного конкурса «Класс - года» 4«В», лауреат краевого конкурса «Лучший занковский класс» 4«А», лауреат Всероссийского конкурса «Вернисаж занковцев» 4«А».

Создавая условия для сохранения здоровья детей, мы не можем обойтись без сотрудничества с родителями. Наш девиз в работе с родителями: «Наша сила в единстве».

Его главные позиции:

• проблемы ребенка - наши общие проблемы;

• активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;

• разные формы работы (родительские собрания, круглые столы, психологические тренинги, проведение досуга)

• выработка единой системы требований.

Здоровье учащихся во многом зависит от самочувствия и состояния здоровья педагога. Мы сами формируем собственную мотивацию здоровья.

Показатели заболеваемости

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

2005 2006

2007

2008

Данная работа по здоровьесбережению дала положительные результаты, что подтверждается низкой заболеваемостью среди учащихся.

А главный результат - видеть детей здоровыми, веселыми, спешащими в школу, ведь «Девять десятых счастья зависит от здоровья».

Литература

1. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. Москва, 1971.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Просвещение, 1982.

3. Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02.

4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Начальная школа. Москва, 2004.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4). Москва: «Вано», 2004.

6. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе // Начальная школа. - 2003. - №1.-С.57.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва, 2003.

Приложение

Оценка показателей заболеваемости обучающихся

Показатели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Нормосоматическое развитие 92,9 % 92,9 % 92,9 % 92,9 %

1 группа 9 % 9 % 9 % 9 %

2 группа 87 % 87 % 87 % 87 %

3 группа 4 % 4 % 4 % 4 %

Основная группа 88 % 88 % 92 % 94%

Подготов. Группа 12 % 12 % 8 % 6%

Специал. Группа - - - -

Нарушение осанки 16 % 12 % 8 % 7%

Нарушение зрения 9 % 9 % 9 % 9%

Не болевшие дети 45 % 65 % 79 % 87%

Приложение

Комплексы упражнений, направленных на снижение негативного влияния учебных занятий

Учебная деятельность специфически влияет на органы и системы человека. В результате развивается утомление, затем переутомление, которое и является основной причиной развития патологии.

Предлагаем Вашему вниманию комплексы кине-зиологических упражнений, эффективно снимающих утомление и повышающие работоспособность учащихся.

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указа-

тельный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («ку-лак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки

5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

КОМПЛЕКС № 2

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед

и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медленно. Затем подключите руки. Придумайте сюжет

7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

КОМПЛЕКС № 3

1. Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.

2. Паровозик. Правую руку положите на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите.

3. Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы X. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения - ходьба с высоким подниманием рук и ног.

4. Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.