Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе'

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
648
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК МУЗЫКИ / MUSIC LESSON / МУЗЫКАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / MUSIC-INTEGRATIVE PSYCHOTHERAPY / ПСИХОСОМАТИКА / PSYCHOSOMATICS / АЛЕКСИТИМИЯ / ALEXITHYMIA / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / PSYCHOLOGICAL PROTECTION / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOLOGICAL CULTURE / HEALTH-SAVING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрушин В.И.

Статья посвящена методам улучшения состояния здоровья учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе. В число этих методов входят двигательные кинезиологические упражнения, антистрессовое дыхание, целительное тонирование, пение психотерапевтических формул здоровья, музыкальный аутотренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to methods of improving the health status of students in music classes in secondary school. These methods include: motor kinesiology exercises, anti-stress breathing, healing toning, singing psychotherapeutic formulas health, musical autosuggestive training.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В. И. Петрушин,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Статья посвящена методам улучшения состояния здоровья учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе. В число этих методов входят двигательные кинезиологические упражнения, антистрессовое дыхание, целительное тонирование, пение психотерапевтических формул здоровья, музыкальный аутотренинг.

Ключевые слова: урок музыки, музыкально-интегративная психотерапия, психосоматика, алекситимия, психологическая защита, здоровьесберегающие технологии, психологическая культура.

Summary. The article is devoted to methods of improving the health status of students in music classes in secondary school. These methods include: motor kinesiology exercises, anti-stress breathing, healing toning, singing psychotherapeutic formulas health, musical autosuggestive training.

Keywords: music lesson, music-integrative psychotherapy, psychosomatics, alexithymia, psychological protection, health-saving technology, psychological culture.

58 И

скусство вообще и музыка в частности с давних времён во многих культурах используются как средства нормализации психического состояния человека после перенесённых стрессов и психических травм. Первыми легендарными целителями, использовавшими музыку в лечебных целях, были персонажи древнегреческой мифологии Аполлон и Орфей. Своим пением и звуками кифары они приводили в надлежащее состояние «занедуживших» людей, возвращая им здоровье и ощущение радости жизни.

Много позже, уже в ХХ в., Л. С. Выготский в работе «Психология искусства» отмечал, что «искусство есть необходимый разряд нервной энергии

и сложный приём уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точках нашего пути мы обращаемся к искусству, и это позволяет нам понять, почему мы обращаемся к искусству» [1, с. 324].

В наше непростое время, время экономических неурядиц и сложных социальных проблем, когда большая часть населения нашей страны живёт в городах с не очень хорошей экологией, а многие наши соотечественники постоянно испытывают нервно-психические перегрузки, использование музыкального искусства в профилактических медицинских целях актуально, как никогда.

Из статистических данных современных социально-медицинских исследований видно, что в наших школах огромное количество детей имеет большой спектр различных заболеваний - от банальных неврозов и веге-тососудистой дистонии до серьёзных отклонений в области как соматического, так и психологического здоровья. В свете этого искусство в школе должно быть сегодня востребовано не только для эстетического развития детей, но и в медицинских целях, связанных с укреплением духовных сил личности, от которых зависит уровень соматического здоровья человека.

В некотором отношении музыкальная потребность имеет биологические корни, связанные с выживанием человека в сложных жизненных условиях. Человеческий организм в определённые моменты жизни требует тепла, воды, продуктов питания. Но точно так же и наш мозг в определённые моменты требует нормализации ритмов своих биотоков, которые оказываются разбалансированными под действием неблагоприятных факторов. И тогда человек обращается к музыке.

Как показывает мировой опыт, урок музыки в общеобразовательной школе может стать животворящим оазисом прочного здоровья и хорошего настроения, если в программах музыкального обучения и воспитания несколько изменить имеющиеся в них акценты.

В настоящее время в наших отечественных программах всё еще преобладает традиционный субъект-объектный подход, при котором музыкальное искусство рассматривается по отношению к учащемуся преимущественно как нечто внешнее, не за-

трагивающее его личность. В то же время жизнь современной учащейся молодежи полна самых разнообразных эмоций - от чувства обиды, печали и разочарования при какой-либо неудаче до бурного взлёта чувств при первой влюблённости или победы в каком-либо конкурсе.

Эмоции, которые переживает человек любого возраста, будь он школьник или взрослый, не должны надолго задерживаться в его психике. Застой эмоции любого знака - положительного или отрицательного в сознании и психике человека - приводит к неадекватному поведению, нарушающему нормальное течение жизнедеятельности. В результате застоя и накопления негативных эмоций в организме начинает активизироваться широкий спектр так называемых психосоматических заболеваний, про которые в народе говорят, что они появляются «на нервной почве». Сначала у человека портится настроение, а потом оно, как говорят медики, «соматизирует-ся», т. е. переходит на тело.

В результате возникают такие болезни, как: 59

• артериальная гипертония и язва желудка,

• бронхиальная астма и сахарный диабет,

• кожный дерматит и тахикардия,

• тиреотоксикоз и ревматоидный артрит,

• мигрень и псориаз,

• боли в различных частях организма.

В случае появления психосоматических симптомов врачи и психотерапевты сталкиваются с таким сложным явлением, как алекситимия, (от греч. a -отрицание, lexis - слово, thyme - чувство). В целом слово означает неспособность

человека выразить, назвать переживаемые им эмоции и чувства и отреагировать на них.

Для того чтобы противостоять вышеперечисленным болезням, важно уметь выразить словами испытываемое чувство. Дело в том, что, осознавая и определяя словом переживаемое чувство, мы становимся его хозяином. Уже не чувство владеет нами, а мы владеем своим чувством. А если мы владеем своим чувством, то можем это чувство переживать, приближать его к себе или отгонять от себя прочь. В этом случае плохое настроение не становится причиной развития психосоматического заболевания. И учителя музыки могут научить своих учеников владеть чувствами, избавляться от них, если такие чувства закрывают от них радость жизни. Но для этого учителю музыки необходимо владеть современными методами музыкальной психотерапии, которая в её интегральном варианте вбирает в себя все достижения мировой психотерапии.

Сегодня во многих отделах народного образования на программы по 60 музыкальному воспитанию продолжают смотреть как на милое и невинное развлечение, которое скрашивает будничную жизнь школы на время праздников. Если же рассматривать урок музыки как средство для развития умственных способностей и как метод укрепления здоровья и нормализации психологического состояния школьника, то учитель музыки станет такой же значимой фигурой в школе, как преподаватель математики и русского языка.

Сегодня очень остро стоит вопрос о детской тревожности, агрессивности и причинах их возникновения. Как считает руководитель отдела

медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, С. Н. Ениколопов, «именно тревога способствует тому, что человек ведёт себя агрессивно, стремясь превентивно подавить источники угрозы. Поэтому работа с тревогой, со страхами существенно снижает агрессивность» [2, с. 35].

Причины возникновения отрицательных эмоциональных состояний учащихся общеобразовательных школ бывают самыми разными. Теоретически их устранение возлагается на плечи школьных психологов. Но непосредственно с миром чувств и духовных переживаний учащийся встречается только на уроках искусства. Учитель музыки может сделать то, что подчас не под силу сделать школьному психологу. Однако, работая вместе со школьным психологом, учитель музыки имеет возможность через подбор репертуара соответствующих музыкальных произведений для пения и слушания снижать у своих воспитанников уровень депрессии, тревожности, агрессивности и других негативных эмоций.

Какие же здоровьесберегающие технологии может использовать на своих уроках учитель музыки для гармонизации эмоциональной сферы учащихся?

Традиционно в современных программах большое внимание уделяется слушанию музыки. Но музыку можно слушать по-разному - как объект, который логически анализируется, или как рассказ о жизни человека, переживания которого аналогичны переживаниям слушателя. Хемингуэй как-то сказал, что хорошая книга - та, которая написана как бы про тебя. А хо-

рошая музыка - это когда чувства сострадания, гнева, любви и отчаяния, выраженные через музыку, становятся не только чувствами самого композитора, но и собственными переживаниями юного слушателя.

Психоаналитическая концепция художественного творчества рассматривает произведения искусства как один из механизмов психологической защиты, который спасает психику, давая силы для жизненной борьбы или же уводя человека от жизненных невзгод в сторону отдыха и развлечений. Каждый большой художник, создавая своё творение, так или иначе решает свою личную проблему, за которой стоит и борьба за самоосуществление, и скорбь от потери близких, и желание преодолеть трудности. За игрой звуков стоит жизнь человека, понимание чувств которого есть ключик к осознанию слушателем самого себя.

Прослушивая музыкальное произведение, учащийся может вспомнить свою давнюю психическую травму, иначе отреагировать на неё и навсегда забыть о её существовании. Психологи называют это «закрытым гештальтом». Работая над образами, возникающими в процессе прослушивания музыки, можно освободиться от плохих мыслей и связанных с ними настроений, изжить негативные эмоции и наполнить сознание позитивным взглядом на жизнь.

Через музыку Бетховена, Скрябина, Чайковского при надлежащем психолого-педагогическом подходе подростка можно научить изживать его конфликты с родителями, учителями, сверстниками. Однако это возможно только в том случае, если его учитель музыки будет владеть современными методами мультимодальной и интегральной психотерапии.

Благодаря знанию концепции транзактного анализа Эрика Берна, слушая музыку Чайковского, ученик может лучше почувствовать в себе «внутреннего ребёнка» (который нередко у многих наших детей оказывается чем-то травмированным) и вступить с ним с помощью звуков музыки в спасительный диалог.

Обращаясь к архетипам К. Юнга, психологически слабый и застенчивый молодой человек через музыку Бетховена сможет лучше почувствовать в себе необходимую ему для жизни сущность отважного героя, а тревожный и печальный, которому не достаёт безусловной материнской любви, сможет компенсировать недостающие ему чувства через лирические медленные части концертов Моцарта. Примеры подобных исцелений можно найти в опыте как отечественных музыкальных терапевтов, так и зарубежных. В изобилии они представлены в работе известных американских музыкальных психотерапевтов Эрнста Кэмпбелла и Джозефа Морено.

Вызывая причудливые цепи самых В] разных ассоциаций, которые могут соединить музыкальное переживание с образами жизненного опыта самого ребёнка, учитель музыки, владеющий методами музыкально-интегральной терапии, может избавлять своих воспитанников от агрессии и раздражительности, от синдрома дефицита внимания, от сердечных болей. Он может повысить его самооценку и избавить от чувства неполноценности, от чувства неуверенности в себе и горькой униженности.

Говоря о таком популярном виде деятельности на уроках музыки, как хоровое пение, важно заметить, что

оно не только способствует развитию детского голоса и слуха. Пение оказывается очень важным звеном в комплексе здоровьесберегающих технологий. Сегодня при помощи пения можно лечить такие заболевания, как бронхиальную астму, хронический ринит, различные нарушения в работе лёгких, заикание и др.

Длинный выдох, который практикуется в вокальной терапии, с позиций дыхательных оздоровительных концепций К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова и И. П. Неумывакина, есть не что иное, как один из способов накопления углекислого газа, обладающего се-дативными свойствами. Эмоциональная разрядка, достигаемая в пении, для здоровья оказывается гораздо полезнее, чем дикие и беспорядочные крики на переменах, от которых содрогаются стены наших школ.

Простое пропевание гласных звуков, аналогичное восточным оздоровительным звуковым мантрам, способно создавать вибрации в различных частях тела. Это улучшает их кровоснабжение и может эффективно 62 снимать нервно-психическое напря-- жение, которое в хронических случаях ведёт к головным болям, сахарному диабету и гипертонии.

Ещё один вид музыкальной деятельности, обладающий большими психотерапевтическими возможностями, - игра на музыкальных инструментах. К настоящему времени в мировой практике накоплен значительный фактический материал, который свидетельствует о благотворном влиянии на здоровье игры на флейте, арфе, ударных инструментах. Игра на музыкальных инструментах практикуется для преодоления как соматических недомоганий, так и психических нарушений, например аутизма.

Если в урок музыки включить комплекс так называемых кинезиологи-ческих упражнений, основанных на перекрёстных движениях, координирующих работу правого и левого полушарий головного мозга, то оздоровительный компонент такого урока многократно возрастает.

Наконец, проведение под музыку релаксационного аутотренинга способно вводить человека в так называемое ресурсное состояние, в котором его организм может не только быстро восстановить физические силы, но и приобрести новые творческие возможности.

Из всего сказанного можно заключить, что каждый музыкант, осознаёт он это или нет, является потенциальным музыкальным психотерапевтом, освобождающим человека от его жизненных невзгод и дарящим окружающим ощущение радости и полноты жизни. Это тем более относится к учителю музыки, который может научить детей не только правильно общаться с музыкой в целях получения эстетического наслаждения, но и использовать её для укрепления здоровья и активизации личностного роста.

Каждый человек на биологическом уровне хочет быть здоровым, и каждый из нас имеет в своём запасе столько здоровья, сколько в нём есть того, что называется жизненной энергией.

Музыка - это реальное воплощение энергии, заключающейся в звуковых вибрациях, которые могут подпитывать биотоки мозга человека, увеличивая его физическую и психологическую силу. Музыканты, в свою очередь, - генераторы этих энергий, обученные тому, как эту энергию создавать и передавать окружающим.

По сравнению с традиционными психотерапевтами у музыкальных их коллег есть неоспоримые преимущества. Суть их в том, что музыкальный терапевт, помимо средств, которые использует в своей работе традиционный психотерапевт, имеет в своём распоряжении музыкальный инструмент и голос, при помощи которых он может вызвать у своих слушателей любое эмоциональное состояние, непосредственно воздействовать энергией звуков на психологическое состояние своих подопечных.

Современные общества с высокой технологической культурой очень динамичны. Пребывая в постоянном движении и развитии, они требуют от своих членов высокой психологической культуры, составляющими которой являются хорошее здоровье, коммуникативные и творческие способности, владение навыками саморегуляции.

Все эти качества передовой личности XXI века могут и должны формироваться не только в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин,но и на уроках музыки.

2.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л. С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1965.

Ениколопов С. Н. Можно ли победить агрессию? // Школьный психолог. -2011. - № 6.

63

1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.