Научная статья на тему 'Возможности музыкально-интегральной психотерапии в профилактике городских неврозов'

Возможности музыкально-интегральной психотерапии в профилактике городских неврозов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1042
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ / МУЗЫКАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ТЕХНОЛОГИИ УСТРАНЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ / NEGATIVE EMOTIONS / PSYCHOSOMATIC MEDICINE / MUSIC / MUSIC THERAPIST / MUSICAL INTEGRAL PSYCHOTHERAPY / TECHNOLOGY ELIMINATE NEGATIVE EMOTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрушин В.И.

В настоящее время во всём мире идут поиски альтернативных методов сохранение и приумножения здоровья. Оздоровительные возможности музыки тесно связаны с направлением психосоматической медицины. Психосоматическая медицина рассматривает многие болезни как следствие нарушения психоэмоционального состояния человека. Сначала появляются негативные эмоции, связанные с нарушением чувства справедливости, обида, разочарование, ревность, зависть, вызывающие такие эмоции, как страх, тревога, печаль, беспокойство, агрессия. Через некоторое время эти эмоции начинают деформировать и разрушать функциональные системы организма. Так возникает повышенное артериальное давление, сахарный диабет, язвенный колит, многие другие психосоматические заболевания. Каждый музыкант, осознаёт он это или нет, является природным лекарем, способным нивелировать подобные эмоции, нормализовать психоэмоциональное состояние человека и таким образом увести его переживания от разрушительных последствий. В статье рассматриваются технологии музыкально-интегральной психотерапии, при помощи которой негативные эмоции могут быть проработаны и устранены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE MUSICAL INTEGRAL PSYCHOTHERAPY IN THE PREVENTION OF URBAN NEUROSES

At the present time all over the world are searching for alternative methods for the preservation and enhancement of health. Recreational opportunities music is closely associated with the direction of psychosomatic medicine. Psychosomatic medicine deals with many diseases as a consequence of violations of emotional state of a person. First, there are negative emotions associated with a sense of justice, resentment, frustration, jealousy, envy, causing emotions such as fear, anxiety, sadness, anxiety, aggression. After some time these emotions begin to deform and destroy functional systems of the body. So there is high blood pressure, diabetes mellitus, ulcerative colitis, and many other psychosomatic diseases. Every musician, whether he knows it or not, is a natural healer, able to neutralize such emotions, normalize psycho-emotional state of a person and thus to divert his feelings from the devastating effects. The article discusses the technology of the musical integral psychotherapy in which negative emotions can be worked through and resolved.

Текст научной работы на тему «Возможности музыкально-интегральной психотерапии в профилактике городских неврозов»

ОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ГОРОДСКИХ НЕВРОЗОВ

УДК 616.891:78 В. И. Петрушин

Московский государственный институт культуры

В настоящее время во всём мире идут поиски альтернативных методов сохранение и приумножения здоровья. Оздоровительные возможности музыки тесно связаны с направлением психосоматической медицины. Психосоматическая медицина рассматривает многие болезни как следствие нарушения психоэмоционального состояния человека. Сначала появляются негативные эмоции, связанные с нарушением чувства справедливости, — обида, разочарование, ревность, зависть, вызывающие такие эмоции, как страх, тревога, печаль, беспокойство, агрессия. Через некоторое время эти эмоции начинают деформировать и разрушать функциональные системы организма. Так возникает повышенное артериальное давление, сахарный диабет, язвенный колит, многие другие психосоматические заболевания. Каждый музыкант, осознаёт он это или нет, является природным лекарем, способным нивелировать подобные эмоции, нормализовать психоэмоциональное состояние человека и таким образом увести его переживания от разрушительных последствий.

В статье рассматриваются технологии музыкально-интегральной психотерапии, при помощи которой негативные эмоции могут быть проработаны и устранены.

Ключевые слова-, негативные эмоции, психосоматическая медицина, музыка, музыкальный психотерапевт, музыкально-интегральная психотерапия, технологии устранения негативных эмоций.

V. I. Petrushin

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

POSSIBILITIES OF THE MUSICAL INTEGRAL PSYCHOTHERAPY IN THE PREVENTION OF URBAN NEUROSES

At the present time all over the world are searching for alternative methods for the preservation and enhancement of health. Recreational opportunities music is closely associated with the direction of psychosomatic medicine. Psychosomatic medicine deals with many diseases as a consequence of violations of emotional state of a person. First, there are negative emotions associated with a sense of justice, resentment, frustration, jealousy, envy, causing emotions such as fear, anxiety, sadness, anxiety, aggression. After some time these emotions begin to deform and destroy functional systems of the body. So there is high blood pressure, diabetes mellitus, ulcerative colitis, and many other psychosomatic diseases. Every musician, whether he knows it or not, is a natural healer, able to neutralize such emotions, normalize psycho-emotional state of a person and thus to divert his feelings from the devastating effects. The article discusses the technology of the musical integral psychotherapy in which negative emotions can be worked through and resolved.

Keywords: negative emotions, psychosomatic medicine, music, music therapist, musical integral psychotherapy, technology eliminate negative emotions.

ПЕТРУШИН ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры куль-турно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

PETRUSHIN VALENTIN IVANOVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture

124 e-mail: valpetr-psy@yandex.ru

© Петрушин В. И., 2016

Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Сегодня имеется много научных данных, подтверждающих высокую эффективность музыкальной психотерапии в работе с широким спектром психических и психосоматических заболеваний, а также - в кардиологии, гастроэнтерологии, неврологии и онкологии.

Исторические мифы свидетельствуют, что легендарный греческий врач Асклепий, являющийся своего рода символом музыкальной терапии, был сыном отца всех муз Аполлона, а лечил Асклепий своих пациентов не только целебными снадобьями, но и как его отец Аполлон - пением и звуками своей лиры.

Взгляд на музыкантов как на циркачей и фигляров, которые умеют только развлекать публику, сегодня уходит в прошлое. Музыкальное искусство, соединённое с достижениями современной психологии и психотерапии, может делать чудеса -избавлять людей от тяжёлых заболеваний, снимать беспокойство и депрессию, усмирять агрессию и раздражительность, просветлять и гармонизировать внутренний мир человека, делать людей более стойкими в морально-психологическом плане.

Для достижения этих целей музыкальный психотерапевт может помочь своим пациентам пережить стойкость и силу духа в героических симфониях Л. Бетховена, ощутить теплоту безусловной любви в музыке Ф. Шопена, воодушевиться радостью жизни через музыку Дж. Россини и

B.-А. Моцарта, почувствовать глубинный смысл и мудрость бытия в религиозных литургиях И.-С. Баха, П. Чайковского и

C. Рахманинова.

Сегодня три четверти населения России живёт в больших и средних городах, что требует от человека больших нервно-психических нагрузок и такого же запаса пси-

хологической прочности, которой многим горожанам не хватает. Постоянные стрессовые ситуации, связанные с экологией большого города, транспортными коллапсами, профессиональными перегрузками, незаметно, но очень последовательно подрывают здоровье многих горожан, живущих в ритме постоянной спешки и торопливости. Это проявляется в росте психосоматических заболеваний, сниженным фоном настроения, конфликтами в производственной и бытовой сферах.

Каждый музыкант, осознаёт он это или нет, является стихийным психотерапевтом, который способен при помощи своего искусства смягчать и устранять психологическую напряжённость и в то же самое время давать людям ту самую положительную физическую и психическую энергетику, которая нормализует их психическое состояние.

По традиции, когда говорят о музыкальной психотерапии, имеют в виду прослушивание успокаивающей, мелодичной музыки. Может быть простое слушание музыки, а может быть и такое, когда на фоне звучащей музыки психотерапевт произносит различные формулы психотерапевтического внушения. В этом случае можно говорить о методе аутотренинга и о внушении, совершаемом под музыкальное сопровождение. Возможности музыкальной терапии, направленные на психологическую коррекцию как ребёнка, так и взрослого человека, могут быть гораздо шире. Речь может идти о перестройке всей структуры личности, при которой на смену психологической подавленности и неуверенности в себе приходит позитивное мироощущение с высокой самооценкой и верой в свои силы.

Музыкально-интегральная психотерапия, которая пришла на смену традиционной музыкальной терапии, представляет собой совокупность современных высо-

котехнологичных методов психоэмоционального воздействия на личность пациента на основе включения его в основные виды музыкальной деятельности - восприятие музыки, её исполнение и творчество. В структуре каждого из этих видов музыкальной деятельности имеются свои особые приёмы и методы взаимодействия музыкального терапевта и его пациента.

Психологические механизмы, лежащие в основе личностных изменений пациента, включают в себя идентификацию с художественным образом музыкального произведения, сопереживание эмоциональных состояний, выражаемых посредством музыки, рефлексию и соотнесение своего жизненного опыта с жизненным опытом автора музыкального произведения.

Общая стратегия цикла музыкально-психотерапевтических оздоровительных сеансов может быть следующей:

• катарсическое очищение от негативных переживаний в процессе дыхательных упражнений, выполняемых под музыку;

• прослушивание драматических по характеру музыкальных произведений, направленных на актуализацию внутреннего конфликта;

• глубокое успокоение и обращение к так называемому «Внутреннему Доктору», то есть к собственным возможностям организма на основе включения механизмов саморегуляции;

• формирование в процессе медитации собственного идеального образа, наполненного позитивными переживаниями - хорошим здоровьем, спокойствием, улыбкой, любовью, радостью, высокой самооценкой.

Конкретные технологии, которые используются в методе музыкально-интегральной психотерапии, включают в себя следующие подходы:

• двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие пра-

вого и левого полушария мозга, развитие координированных движений и умение соотносить свои действия с действиями членов малой группы;

• различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыков антистрессового брюшного (диафрагменного) и межрёберного типов дыхания как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний;

• пение вокализов наподобие индийских мантр, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своём внутреннем мире;

• исполнение песен и музыкальных аффирмаций, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим, позитивного отношения к окружающему миру в качестве черт личности;

• пение песен соответствующего содержания, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера, пробуждающих мотивационный энтузиазм;

• просмотр под музыку различных по тематике слайдов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, на активизацию их эстетических переживаний средствами изобразительного искусства и художественной фотографии;

• оздоровительная медитация, смысл которой заключается в достижении глубокого покоя, в котором включаются механизмы саморегуляции.

На фоне изменённого состояния сознания (ИСС) оказывается достижимым изменение негативных форм поведения в лучшую сторону, что проявляется в устранении вредных привычек, повышении

самооценки и уверенности в своих силах.

Сюда же входит формирование собственного идеального образа на основе полученных эстетических переживаний, наполнение сознания позитивными переживаниями - спокойствием, улыбкой, любовью, радостью, высокой самооценкой. Этому способствуют как классические музыкальные произведения, предлагаемые для прослушивания, так и позитивно заряженные песни и музыкальные аффирмации.

В профилактической работе на занятиях по интегральной музыкальной психокоррекции проводится работа по освоению участниками занятий навыков здорового образа жизни, включающих в себя широкий спектр вопросов - от методов очищения организма и рациональной диетотерапии до творческой самореализации в любимом деле.

Интегративный подход позволяет в процессе проведения музыкально-интегральной психотерапии использовать опыт и наработки различных психологических школ и направлений.

Современная психосоматическая медицина говорит о так называемой конверсии эмоционального переживания, то есть о соматизации непроработанных эмоций, когда психологический конфликт, не нашедший своего разрешения и выхода в внешний план, застревает теле в виде мышечного спазма в каком-либо конкретном внутреннем органе и постепенно начинает разрушать его из-за нарушения функции кровообращения. Такой пациент может довольно долго, но безуспешно обращаться за помощью к врачам разных специальностей, так как на ранних стадиях развития заболевания врачи не могут найти в его теле никаких органических повреждений. И помощь здесь может прийти только от психолога или психотерапевта, который поможет пациенту найти и

разрешить его эмоциональный конфликт и таким образом восстановить пошатнувшееся состояние здоровья.

В старое доброе время, когда медицина не была столь развита, как сегодня, на помощь страждущим (то есть заболевшим), приходили артисты, циркачи и музыканты, которые могли делать то, что не всегда могли делать медики и аптекари - возвращать утраченный вкус к жизни.

Как говорил незабвенный Ходжа Нас-реддин: «Один клоун, приезжающий в город, даёт людям больше здоровья, чем караван верблюдов, нагруженных лекарствами». И это действительно так, потому что возвращённое, благодаря артисту, ощущение полноты проживания, радости жизни делает человека физическим здоровым. В этих условиях музыканты со своим искусством и возможностями влияния на эмоции человека оказываются просто незаменимы.

Современная музыкально-интегральная психотерапия не может не учитывать те открытия и методы работы с клиентами, которые делаются или уже сделаны в рамках других психотерапевтических подходов. Творческое использование методов других психотерапевтических подходов способно существенно обогатить традиционную музыкальную психотерапию новыми идеями и методами.

Музыкально-интегральная терапия отличается от традиционной музыкальной терапии тем, что в ней задействованы достижения всех ведущих психологических школ и направлений, таких как психоанализ, терапия творческим самовыражением, клиент-центрированная психотерапия, гештальт-терапия, ней-ролингвистическое программирование, поведенческая психотерапия, разъяснительная и рациональная психотерапия, эмоционально-образная терапия.

С точки зрения психоаналитического подхода музыкальное произведение может нести в себе как компенсаторную, так и катарсическую функцию, дополняя психическое состояние пациента необходимыми переживаниями или избавляя его от отрицательных. Свободные ассоциации, которые могут возникать в сознании слушателя во время прослушивания музыкального произведения, могут дать психотерапевту богатый клинический материал для анализа причин появления того или иного симптома.

С точки зрения концепции коллективного бессознательного К. Юнга музыкальное произведение может активизировать в глубоких структурах личности архетипы прообразов, которые К. Юнг определял как дитя, герой, анима, мать, старик, круг. Каждый из этих архетипов несёт определённую смысловую нагрузку и влияет на процесс формирования личности в соответствующем направлении. Каждый из этих архетипов имеет свой мотивацион-ный смысл, который невозможно спутать ни с каким другим. Так, архетип:

• Дитя символизирует спонтанность, высокую позитивную внутреннюю энергетику, непосредственность восприятия и способность к творческим действиям;

• Мать олицетворяет альтруистическое начало в личности, символическое единение с переживаниями чувств глобальной любви к миру, а также единение с природой и растворение в ней вплоть до потери собственного Я;

• Герой олицетворяет стремление к борьбе за свободу и независимость, преодоление всяческих преград на пути к благо;

• Анима символизирует женское начало в мужчине, томление и стремления, в которых содержится потребность в сочувствии и признании;

• Анимус - это представленность муж-

ского начала в женской психике;

• Старик олицетворяет философское восприятие жизни, умудрённость опытом, знание норм, правил и социальных предписаний и ограничений.

Каждый из этих архетипов имеет чёткое эмоциональное содержание, которое может быть выражено при помощи звуков музыки.

Для выражения архетипа Дитя лучше всего подходит быстрая и мажорная музыка танцевального характера, несущая в себе лёгкость и полётность мироощущения.

Для выражения архетипа Мать подходит лирическая печальная музыка, написанная в минорном ладу, в умеренном и замедленном темпе. Выражение скорби, подавленных рыданий характерно для звучания этого архетипа.

Для выражения архетипа Герой характерна музыка в быстрых темпах, написанная в минорном ладу, передающая состояния и образы борьбы и схваток, нападения и сопротивления, мужества и стойкости.

Для выражения архетипа Старик наилучшим образом подходит спокойная плавная музыка, написанная в мажорном ладу, передающая спокойное миросозерцание и состояние философского самоуглубления. Здесь могут использоваться медленные части классических симфоний венских классиков - Й. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, религиозные песнопения, хоралы.

Для выражения архетипов Анима и Анимус может использоваться музыка, отражающая противоречивые состояния человеческого духа. Музыкальных произведений с выражением подобного настроения много в творчестве композиторов романтического направления - Ф. Шопена, Р. Шумана, Г. Берлиоза, П. Чайковского.

Слабая представленность в индивидуальном сознании того или иного архе-

типа ведёт к возникновению у человека соответствующих эмоциональных проблем в виде недостатка в индивидуальном жизненном стиле либо гибкости и непосредственности, либо мужества и стойкости, либо способности к сопереживанию и альтруизму. Это приводит к соответствующим трудностям во взаимодействии с социальным окружением. Недостаток в сознании того или иного архетипа может быть компенсирован через прослушивание и исполнение инструментальной музыки и песен соответствующего содержания.

С точки зрения гуманистической психологии, представителями которой являлись А. Маслоу, Г. Олпорт и К. Роджерс, здесь мы можем говорить о редкой возможности для клиента испытать в момент общения с музыкой «пиковые переживания», о самоактуализации и самораскрытии в процессе музыкального творчества, о переживании чувства единства с другими людьми во время хорового пения песен.

Исповедуя принцип «терапии, центрированной на клиенте», психотерапевт может создавать в процессе своей музыкальной импровизации «звуковой портрет» своего пациента, возвращая ему его собственные чувства в «омузыкаленном» виде, помогая глубже понять и осмыслить эти чувства. Такой способ установления контакта вызывает у пациента большой отклик, даёт возможность психоаналитического трансфера, что способствует преодолению сопротивления и негативного эмоционального состояния клиента.

С точки зрения гештальт-терапии музыкально-интегральная психотерапия может помочь в укреплении границ личности с окружающей средой. Психотерапевтические аффирмации-песнопе-ния, содержащие позитивные самоутверждения и отстранения от негативных жизненных явлений, помогают выстраивать пациенту более прочную, в психоло-

гическом плане, границу между собственной личностью и окружающим социумом. Достижение поставленных целей, понимаемое как завершение гештальта, даёт личности ощущение целостности, завершённости и уверенности в себе.

С точки зрения психосинтеза через музыкальное произведение в пациенте можно активизировать образы и ассоциации, несущие в себе динамические признаки различных природных стихий (воды, камня, огня, света). Эти стихии могут олицетворять различные психические состояния, переживание которых делает личность более многогранной в плане возможности переживания различных эмоций. В процессе музыкально-медитативных упражнений у пациента через представления образных идентификаций могут быть достигнуты позитивные изменения в самооценке и в самоощущении человеком самого себя.

С точки зрения нейролингвистического программирования музыкальное произведение может быть использовано как специфический «якорь», с которым можно ассоциировать положительные или отрицательные эмоции. Задолго до изобретения НЛП многие пожилые люди, для нормализации своего эмоционального состояния, прослушивали музыкальные произведения времён своей счастливой молодости. «Ресурсные состояния», о которых говорят основатели метода -Р. Бендлер и Дж. Гриндер, могут быть прекрасно закодированы при помощи звуков музыки и использоваться пациентом в трудных жизненных ситуациях, когда им не хватает собственной жизненной энергетики. Музыкальный терапевт может легко такую возможность представить.

С точки зрения аутотренинга и самогипноза музыка может создать наилучший фон для введения пациента в трансовое состояние, при котором формулы внуше-

ния и самовнушения оказывают наибольшее влияние на сознание и подсознание пациента.

С точки зрения наркопсихотерапии

музыкальное произведение, при известных условиях, может быть рассмотрено как аналог мягкого седативного препарата, имеющего наркотический эффект. Если сопоставить фазы традиционного сеанса наркопсихотерапии с чередованием частей классической симфонии, то можно увидеть, что они повторяют друг друга. В обоих случаях мы отмечаем один и тот же порядок смены настроений и смены частей - от тревожно-беспокойного до уверенно-радостного. Это даёт основания для предположения, что историческая форма классической четырёхчастной симфонии сложилась не только как эстетический объект, но и как психотерапевтический, цель которого заключалась в оптимальной форме нормализации психологического состояния человека.

Музыкальная психотерапия, как мощный инструмент психоэмоционального воздействия, даёт психологу и психотерапевту огромные дополнительные возможности для преодоления различных невро-

тических нарушений и обеспечения личностного роста клиентов.

В роли музыкального терапевта легче всего выступать музыканту, владеющему каким-либо музыкальным инструментом (фортепиано или гитарой) и получившему дополнительное психологическое или медицинское образование по специальности «Психотерапия».

В феврале 2011 года в Москве была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Ассоциация музыкальных психологов и психотерапевтов (АМПП)», целью которой стало развитие и продвижение новых методов профилактики и укрепления здоровья на основе методов музыкальной терапии (адрес сайта Ассоциации www.ampp.ru).

В мае 2017 года в Санкт-Петербурге на базе Института музыки, танца и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена пройдёт юбилейная - Десятая Международная конференция, посвящён-ная рассмотрению итогов и достижений в области музыкальной терапии отечественных и зарубежных учёных - педагогов, психологов и психотерапевтов.

Примечания

1. Кролик С. А. Педагогическая модель формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 135-140.

2. Лучинина О. Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция. Астрахань : Проект «LENOLIUS», 2013. 178 с.

3. Лензон В. М. О персонификации музыкальных инструментов в художественном творчестве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 75-80.

4. Мансурова А. П. К вопросу содержания модели профессионального музыканта широкого профиля // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 191-196.

4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия : Теория и практика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. Москва : ВЛАДОС, 1999. 176 с.

5. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. Москва : Медицина, 2005. 478 с.

References

1. Krolik S. A. The pedagogical model for the formation of moral-ethical qualities of adolescents in the process of music perception. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 135-140. (In Russian)

2. Luchinina O. Lichnostno-orientirovannaia muzykal'naia psikhokorrektsiia [Personality-oriented musical psy-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.