Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающая деятельность / здоровьесберегающие проекты / общеобразовательные организации / health-saving activities / health-saving projects / educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.И. Новгородова, Д.И. Новгородова, И.И. Новгородов

В статье рассматривается здоровьесберегающая деятельность в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) как главная составная часть образовательных стандартов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся; раскрывается реализация здоровьесберегающих проектов, способных не только изменять и корректировать отношение учителей и учащихся к здоровью, но и перестраивать учебный процесс с учетом индивидуальных, психофизиологических, типологических, конституциональных, возрастных особенностей учащихся. Общеизвестно, что состояние здоровья детей ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников, которые не оказали должного внимания к здоровью в процессе воспитания своих детей, что, в свою очередь, привело к негативным последствиям. Ведь проблемы, возникающие во взрослой жизни, – это следствие того, что было заложено в детстве (в семье, детском саду, школе и в студенчестве). Ребенок, родившись, растёт, посещает детский сад, поступает в первый класс и оканчивает школу, затем учится в вузе. Заканчивая образовательное учреждение, наконец-то приобретает профессию и идёт работать – по сути, человек учится всю жизнь. При этом задействованы такие организации, как детский сад – школа – вуз. Разработка и реализация проекта по теме «Здоровьесберегающая педагогика» посвящена одной из актуальных педагогических проблем – применению учителями здоровьесберегающих технологий в детском саду – школе – вузе – ИРОиПК. Данные проекты реализованы: 1) в детском саду «Ньургуьун» Чурапчинского улуса, 2) в городской школе – МАОУ «НПСОШ № 2» города Якутска, 3) сельской школе – Ситтинской СОШ Кобяйского улуса; 4) в школе, которая обучает детей с ограниченными возможностями здоровья – СОШ № 35 города Якутска; 5) в колледже инфраструктурных технологий СВФУ. Все проекты сопровождались тем, что проводились курсы повышения квалификации воспитателей, учителей, преподавателей по теме «Здоровьесберегающие технологии». Цель курсов – повышение знаний и развитие интереса воспитателей, учителей, педагогов, работающих с разными детьми, к совершенствованию содержания обучения в преодолении утомляемости, формированию стрессоустойчивости, активации познавательной деятельности, формированию метапредметных умений средствами школьных предметов в соответствии с требованиями нового стандарта. Курсы содержали теоретическую и практическую информацию о здоровьесберегающей технологии, методиках и средствах педагогики здоровьесбережения. Изучались теоретические и практические аспекты формирования адаптированных образовательных программ, методики и средства педагогики здоровьесбережения, здоровьесберегающие технологии, методы сохранения здоровья учителей и учащихся с основами личной гигиены, способы преодоления утомляемости, формирования стрессоустойчивости, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, активизации познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.И. Новгородова, Д.И. Новгородова, И.И. Новгородов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING ACTIVITIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article discusses health-saving activities in educational organizations of the Republic of Sakha (Yakutia), as the main component of educational standards aimed at preserving and strengthening the health of students, reveals the implementation of health-saving projects that can not only change and adjust the attitude of teachers and students to health, but also rebuild the educational process taking into account individual, psychophysiological, typological, constitutional, age characteristics of students. It is well known that the state of children’s health is deteriorating compared to previous generations of peers who did not receive proper attention to health at the time, and they make mistakes in education that affect their children. After all, the problems that arise in adulthood are a consequence of what was laid down in childhood (in the family, kindergarten, school and as a student). A child, having been born, grows up, attends kindergarten, enters the first grade and graduates from school, then studies at a university. Finishing a university, he acquires a profession and goes to work. In fact, the child studies all his life. At the same time, organizations such as kindergarten–school–university are involved. Development and implementation of a project on the topic “Health-saving pedagogy” is devoted to one of the urgent pedagogical problems – the use of health-saving technologies by teachers in kindergarten–school–university–IROiPK. These projects have been implemented: 1) in the kindergarten “Nyurguyun” of Churapchinsky ulus, 2) in the city school NPSOSH 2 of the city of Yakutsk, 3) in the village school Sittinskaya SOSH of Kobyai ulus; 4) in the school that teaches children with disabilities – SOSH 35 of the city of Yakutsk; 5) with students of the NEFU College of Infrastructure Technologies. All projects are accompanied by the fact that refresher courses are held for educators, teachers on the topic “Health-saving technologies”. The purpose of the courses is to improve the skills of educators, teachers and the development of interest; working with different children to improve the content of training in overcoming fatigue, the formation of stress resistance, activation of cognitive activity, the formation of meta-subject skills by means of school subjects in accordance with the requirements of the new standard. The courses contained theoretical and practical information about health-saving technology, methods and means of health-saving pedagogy. The courses studied theoretical and practical aspects of the formation of adapted educational programs, methods and means of health-saving pedagogy, health-saving technologies, methods of preserving the health of teachers and students with the basics of personal hygiene, ways of overcoming fatigue, forming stress resistance, activating cognitive activity, forming universal educational actions in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Интернет-портал для обучения людей с ООП по зрению, в том числе и полностью незрячих, с использованием обычной клавиатуры, где определены на основе методики «АПРОЛ» специальные алгоритмы клавиш для обучения и управления (на примере обучения якутскому, русскому, английскому языкам и познавательному контенту) подходит как в аудиторной, так и в самостоятельной формах работы из любого региона Российской Федерации.

Интернет-портал имеет три уровня сложности для людей с ООП по зрению:

1. С потерей зрения 5-10%.

2. С потерей зрения 50%.

3. С потерей зрения 100%.

В настоящее время ведутся исследовательские работы по созданию технического задания, согласно разработанной концепции интернет-портала «АПРОЛ» (рис. 7).

Методика «АПРОЛ» и разработанные авторами компьютерные программы могут служить альтернативой уже существующим дорогостоящим аналогам еще и потому, что они обеспечивают интерактивность в процессе работы над программой.

Областью применения нашего проекта будут:

1. Коррекционные общеобразовательные учреждения для людей с ОВЗ по зрению России и стран СНГ при обучении языкам (иностранные языки, русский, якутский) и познавательному контенту.

2. Интернет-портал будет доступен всем желающим людям с ОВЗ по зрению заниматься индивидуально.

Таким образом, разработка интернет-портала для людей с особыми образовательными потребностями по зрению (на примере обучения якутскому, русскому, английскому языкам и познавательному контенту) требует предварительного научного исследования новых алгоритмов использования клавиш при дистанционной форме работы с использованием интернет-технологий, соответствия программе экранного доступа NVDA и т. п. при охвате большого количества учащихся из разных регионов Российской Федерации.

Библиографический список

1. Егоров П.Р, Егорова ГФ. Тенденции развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия). Интеграция образования. 2015; № 4, Т. 19: 80.

2. Николаев А.И. Программа по обучению английскому языку для учащихся с особыми образовательными потребностями по зрению по теме «Countries». Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019617344, 06.06.2019. Заявка № 2019616164 от 29.05.2019.

3. Какие бывают методы набор текста. Available at: https://xn—7sbbrc6a3acms7c6c6a.xn--p1ai/about-site/

4. Николаев А.И., Парфенов Е.А., Артемьев И.Т., Афанасьев В.А. Инновационный подход при обучении иностранным языкам незрячих учащихся в условиях инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 320-323.

5. Николаев А.И., Артемьев И.Т., Афанасьев В.А. Коммуникативный английский язык для людей с нарушениями зрения (серия «АПРОЛ»). Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019619981, 29.07.2019. Заявка № 2019616117 от 29.05.2019.

6. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2007.

7. Nikolaev A., Artemiev I., Parfenov E., Radnaeva L. New didactic approaches in conditions of inclusive education. Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives". Серия: Lecture Notes in Networks and Systems. 2020: 288-295.

References

1. Egorov P.R., Egorova G.F. Tendencii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya lyudej s problemami zreniya v Respublike Saha (Yakutiya). Integraciya obrazovaniya. 2015; № 4, T. 19: 80.

2. Nikolaev A.I. Programma po obucheniyu anglijskomu yazyku dlya uchaschihsya s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami po zreniyu po teme «Countries». Svidetel'stvo o registracii programmy dlya 'EVM RU 2019617344, 06.06.2019. Zayavka № 2019616164 ot 29.05.2019.

3. Kakie byvayut metody nabor teksta. Available at: https://xn----7sbbrc6a3acms7c6c6a.xn--p1ai/about-site/

4. Nikolaev A.I., Parfenov E.A., Artem'ev I.T., Afanas'ev V.A. Innovacionnyj podhod pri obuchenii inostrannym yazykam nezryachih uchaschihsya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 320-323.

5. Nikolaev A.I., Artem'ev I.T., Afanas'ev V.A. Kommunikativnyj anglijskij yazyk dlya lyudej s narusheniyami zreniya (seriya «APROL»). Svidetel'stvo o registracii programmy dlya 'EVM RU 2019619981, 29.07.2019. Zayavka № 2019616117 ot 29.05.2019.

6. Shvecov V.I., Roschina M.A. Komp'yuternye tiflotehnologii v social'noj integracii lic s glubokimi narusheniyami zreniya: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2007.

7. Nikolaev A., Artemiev I., Parfenov E., Radnaeva L. New didactic approaches in conditions of inclusive education. Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives". Seriya: Lecture Notes in Networks and Systems. 2020: 288-295.

Статья поступила в редакцию 25.11.23

□ Разработать Интернет портал

ZI Разработать обучающий и познавательный контент

2023-2025

_1 Добавление других языков, развитие в другие регионы по России, ближнем зарубежье и мире

□ Заключить договора с правительственными организациями

_1 Внедрись в учебные планы

общеобразовательных организаций

Запустить проект в дальневосточном федеральном округе

Рис. 7. План развития проекта «АПРОЛ»

УДК 614.2:37 (571.56)

Novgorodova A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute for the Development of Education and Advanced Training n.a. S.N. Donskoy-II

(Yakutsk, Russia), E-mail: novai@yandex.ru

Novgorodova D.I., teacher (Biology), National Polytechnic Secondary School No. 2 (Yakutsk, Russia), E-mail: dariyanovg@mail.ru

Novgorodov I.I., teacher, College of Infrastructure Technologies, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: profbg@mail.ru

HEALTH-SAVING ACTIVITIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article discusses health-saving activities in educational organizations of the Republic of Sakha (Yakutia), as the main component of educational standards aimed at preserving and strengthening the health of students, reveals the implementation of health-saving projects that can not only change and adjust the attitude of teachers and students to health, but also rebuild the educational process taking into account individual, psychophysiological, typological, constitutional, age characteristics of students. It is well known that the state of children's health is deteriorating compared to previous generations of peers who did not receive proper attention to health at the time, and they make mistakes in education that affect their children. After all, the problems that arise in adulthood are a consequence of what was laid down in childhood (in the family, kindergarten, school and as a student). A child, having been born, grows up, attends kindergarten, enters the first grade and graduates from school, then studies at a university.

Finishing a university, he acquires a profession and goes to work. In fact, the child studies all his life. At the same time, organizations such as kindergarten-school-university are involved. Development and implementation of a project on the topic "Health-saving pedagogy" is devoted to one of the urgent pedagogical problems - the use of health-saving technologies by teachers in kindergarten-school-university-IROiPK. These projects have been implemented: 1) in the kindergarten "Nyurguyun" of Churapchinsky ulus, 2) in the city school NPSOSH 2 of the city of Yakutsk, 3) in the village school Sittinskaya SOSH of Kobyai ulus; 4) in the school that teaches children with disabilities - SOSH 35 of the city of Yakutsk; 5) with students of the NEFU College of Infrastructure Technologies. All projects are accompanied by the fact that refresher courses are held for educators, teachers on the topic "Health-saving technologies". The purpose of the courses is to improve the skills of educators, teachers and the development of interest; working with different children to improve the content of training in overcoming fatigue, the formation of stress resistance, activation of cognitive activity, the formation of meta-subject skills by means of school subjects in accordance with the requirements of the new standard. The courses contained theoretical and practical information about health-saving technology, methods and means of health-saving pedagogy. The courses studied theoretical and practical aspects of the formation of adapted educational programs, methods and means of health-saving pedagogy, health-saving technologies, methods of preserving the health of teachers and students with the basics of personal hygiene, ways of overcoming fatigue, forming stress resistance, activating cognitive activity, forming universal educational actions in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. Key words: health-saving activities, health-saving projects, educational organizations

А.И. Новгородова, канд. пед. наук, доц., АОУДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II», г. Якутск, E-mail: novai@yandex.ru

Д.И. Новгородова, учитель биологии, МАОУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2», г. Якутск, E-mail: dariyanovg@mail.ru

И.И. Новгородов, преп., колледж инфраструктурных технологий Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: profbg@mail.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье рассматривается здоровьесберегающая деятельность в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) как главная составная часть образовательных стандартов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся; раскрывается реализация здоровьесберегающих проектов, способных не только изменять и корректировать отношение учителей и учащихся к здоровью, но и перестраивать учебный процесс с учетом индивидуальных, психофизиологических, типологических, конституциональных, возрастных особенностей учащихся. Общеизвестно, что состояние здоровья детей ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников, которые не оказали должного внимания к здоровью в процессе воспитания своих детей, что, в свою очередь, привело к негативным последствиям. Ведь проблемы, возникающие во взрослой жизни, - это следствие того, что было заложено в детстве (в семье, детском саду, школе и в студенчестве). Ребенок, родившись, растёт, посещает детский сад, поступает в первый класс и оканчивает школу, затем учится в вузе. Заканчивая образовательное учреждение, наконец-то приобретает профессию и идёт работать - по сути, человек учится всю жизнь. При этом задействованы такие организации, как детский сад - школа - вуз. Разработка и реализация проекта по теме «Здоровьесберегающая педагогика» посвящена одной из актуальных педагогических проблем - применению учителями здоровьесберегающих технологий в детском саду - школе -вузе - ИРОиПК. Данные проекты реализованы: 1) в детском саду «Ньургуьун» Чурапчинского улуса, 2) в городской школе - МАОУ «НПСОШ № 2» города Якутска, 3) сельской школе - Ситтинской СОШ Кобяйского улуса; 4) в школе, которая обучает детей с ограниченными возможностями здоровья - СОШ № 35 города Якутска; 5) в колледже инфраструктурных технологий СВФУ. Все проекты сопровождались тем, что проводились курсы повышения квалификации воспитателей, учителей, преподавателей по теме «Здоровьесберегающие технологии». Цель курсов - повышение знаний и развитие интереса воспитателей, учителей, педагогов, работающих с разными детьми, к совершенствованию содержания обучения в преодолении утомляемости, формированию стрессоустойчивости, активации познавательной деятельности, формированию метапредметных умений средствами школьных предметов в соответствии с требованиями нового стандарта. Курсы содержали теоретическую и практическую информацию о здоровьесберегающей технологии, методиках и средствах педагогики здоровьесбережения. Изучались теоретические и практические аспекты формирования адаптированных образовательных программ, методики и средства педагогики здоровьесбережения, здоровьесберегающие технологии, методы сохранения здоровья учителей и учащихся с основами личной гигиены, способы преодоления утомляемости, формирования стрессоустойчивости, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, активизации познавательной деятельности.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, здоровьесберегающие проекты, общеобразовательные организации

Главная задача, стоящая перед нами, взрослыми (родителями и педагогами), - дать направление детям к усвоению понятия, что «здоровый человек» -это тот, у которого физические способности, силы, эмоциональные чувства, духовное развитие находятся в равновесии, то есть живущего в гармонии с собой и окружающей средой.

Иными словами, если задача медицины - воздействовать на причины болезни, то задача педагогики может и должна заниматься изучением таких причин - воздействовать на причины здоровья детей с детского сада, по мере взросления - в школе. Причины здоровья - это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки -будущих взрослых.

Актуальность выбранной темы определена одной из социальных задач и ценностей общества, которым является здоровье граждан, подрастающего поколения. Этим призваны заниматься медицинские учреждения. Однако в последнее время все чаще поднимается вопрос о том, что дошкольные образовательные учреждения и школы, а впоследствии ссузы или вузы и ИРОиПК могут занять активную позицию и взять на себя ответственность за сохранение здоровья детей. В рамках реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» особую актуальность приобретает направление работы по созданию комфортной здоровьесберегающей образовательной среды и формирование здорового образа жизни в различных образовательных учреждениях.

Ранее здоровье ребенка рассматривалось в развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко и др). Затем здоровьесберегающие образовательные технологии применялись по разработанным методикам С. Френе, В. Зайцева, М. Монтесорри

и других. Теоретико-методологической основой сохранения, укрепления и развития здоровья, здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях стали работы И.Ю. Абросимова, А.И. Айзмана, А.Г Асмолова, Б.Ф.Базар-ного, М.М. Безруких, Н.Г Блинова, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Г К. Зайцева, В.Е. Кагана, В.П. Казначеева, Т.М. Ковалева, ГК. Крыжановского, В.Р Кучма, Е.П. Ильина, С.Г Серокова, Н.К. Смирнова, Н.В. Третьякова, Д.З. Шибкова, А.Г Щедрина и др.

Таким образом, существенные изменения, происходящие в содержании и организации педагогического процесса в образовательных организациях: в детском саду, школе, ссузе или вузе, связанного со здоровьесберегающими задачами, предполагают поиск новых подходов к совершенствованию системы дошкольного, внутришкольного, студенческого управления; применение новой технологии управления образовательным учреждением (детский сад, школа, ссуз, вуз, ИРОиПК - территория здоровья), так как основной задачей детского сада, школы, ссуза или вуза, учреждений повышения квалификации педагогов является создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья.

Цель исследования: выявить педагогические условия и особенности работы по реализации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия): в детском саду - школе - ссузе или вузе -ИРОиПК.

Объект исследования: процесс развития здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности здоровьесберегающей деятельности в научно-методической литературе и передового педагогического опыта, применяемого при оздоровлении детей в различных образовательных учреждениях.

2. Разработать и апробировать овладение детьми знаниями о здоровье при реализации здоровьесберегающих практико-ориентированных, социально-образовательных проектов в таких образовательных учреждениях, как детский сад, городская, сельская, инклюзивная школа, ссуз, вуз и курирования этой работы институтом развития образования и повышения квалификации.

3. Обосновать эффективность разработанных здоровьесберегающих проектов в процессе непрерывного образования: «детский сад - школа - ссуз или вуз - ИРОиПК».

Научная новизна исследования заключается в разработке здоровьесберегающих проектов в разных образовательных учреждениях; обоснованы и раскрыты педагогические условия реализации здоровьесберегающей практи-ко-ориентированной, социально-образовательной деятельности; выявлены и проанализированы здоровьесберегающие проекты в системе «детский сад -сельская, городская, инклюзивная школа - ссуз, вуз - ИРОиПК».

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке здоро-вьесберегающих проектов и внедрении их в различные образовательные учреждения. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследований, полученные в ходе выполнения данного исследования, позволили сформировать вывод о целесообразности использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания воспитанников детского сада, учащихся школ, студентов и курсантов образовательных учреждений.

Практически проведен констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента в целях проверки гипотезы исследования в различных образовательных организациях: 1) совершенствованы профессиональное мастерство воспитателей детского сада, учителей школы, суза, вуза через подготовку на курсах повышения квалификации, и проведены открытые уроки, внеклассные мероприятия, семинары; 2) активизировалась творческая деятельность педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов; 3) обобщен, опубликован и распространен передовой педагогический опыт воспитателей, учителей, преподавателей.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент в образовательных учреждениях.

Педагогический эксперимент проводился на базе детского сада МБДОУ ЦРР Детский сад «Ньур^ун» с. ХарбалаЧурапчинского улуса; МАОУ «Национальная политехническая СОШ № 2» ГО «Город Якутск»; МКОУ «Ситтинская СОШ им. В.Е. Колмогорова»; МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» ГО «Город Якутск», Педиатрического центра Национального центра медицины РС (Якутия), ГБУ РС (Якутия) НПЦ «Фтизиатрия»; колледжа инфраструктурных технологий СВФУ; 6) АОУ ДПО РС (Якутия) «Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II».

Эксперимент начали с проекта «Здоровый ребёнок» в МБДОУ ЦРР Детский сад «Ньур^ун» с. Харбала Чурапчинского улуса, который проведен в течение шести лет с 2014 по 2019 год. В целях внедрения здоровьесберегающей деятельности была реализована игровая деятельность как самая продуктивная у детей дошкольного возраста. Для этого выбрали игровую здоровьесберегающую деятельность: коммуникативные игры и игры на основе окружающей среды, адаптационные игры с родителями, игры с водой и прищепками, сказкотерапию, что способствовало благополучной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду [1]. Затем здоровьесберегающая деятельность в детском саду была направлена на создание здоровьесберегающей сенсорной комнаты, которую назвали «Здоровейка» («Уоскулан»), разработаны практические советы и рекомендации по созданию сенсорной комнаты [2]. В течение этих лет проведены курсы повышения квалификации по теме «Здоровьесберегаю-щие технологии, культура здоровья в условиях реализации ФГОС дошкольного и школьного образования».

На втором этапе педагогического эксперимента проект проведен в разных школах республики.

Проект «Радуга здоровья» был реализован в МАОУ «Национальная политехническая СОШ № 2» города Якутска в течение 10 лет - с 2012 по 2022 год, состоящий из нескольких этапов, целью которого было укрепление здоровья школьников на социальном уровне [3].

Подготовительный пятилетний этап - с 2012 по 2017 год - включал в себя следующие мероприятия: изучение литературы по вопросам укрепления здоровья школьников, анализ ресурсов, проведение семинаров с участием педагогов, родителей и учащихся, планирование работы по проекту. В результате подготовительного этапа были сформулированы задачи проекта и определены основные направления работы по реализации мероприятий с привлечением всех школьных служб, направленных на укрепление здоровья. К задачам проекта относятся следующие: создание условий для формирования у школьников культуры здоровья; вовлечение всех участников образовательного процесса в деятельность по укреплению здоровья; мониторинг состояния здоровья школьников. Основными направлениями работы по проекту являются здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе; внеурочная деятельность по укреплению здоровья; работа с родителями по вопросам укрепления здоровья школьников.

Практический этап с 2017 по 2021 года был направлен на реализацию поставленных задач. В рамках практического этапа было выполнено введение здо-

ровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. В частности, были внедрены такие технологии, как физкультминутки; динамические паузы; зарядка; уроки здоровья; кружки по интересам. В рамках внеурочной деятельности были организованы следующие мероприятия: спортивные соревнования; экскурсии в медицинские учреждения; конкурсы рисунков и сочинений на тему здоровья; семинары для родителей по вопросам укрепления здоровья. В рамках работы с родителями были проведены следующие мероприятия: родительские собрания; консультации; семинары. В результате реализации проекта «Радуга здоровья» были достигнуты следующие результаты: у школьников повысился уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни; сформировались навыки здорового образа жизни; улучшилось состояние здоровья школьников.

Проект получил название «Радуга здоровья», так как здоровье можно рассматривать как радужную палитру, которая имеет яркие, уникальные, неповторимые краски и цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В образовательном процессе чем больше красок, тем красочнее результат, и работа проводится комплексно.

Красный сектор здоровья под девизом «Что посеешь, то и пожнешь» отвечает за физическое здоровье со своими факторами: наследственностью, состоянием окружающей среды, образом жизни человека, здравоохранением и проводили мониторинг здоровья, лекторий врачей, перемены по безопасности.

Оранжевый сектор здоровья ассоциируется с питанием человека, за важный компонент здорового образа жизни и его назвали «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится» (Д.И. Писарев, 1904). Количество и качество пищи, режим питания важны, и от них зависит здоровье человека и его долголетие. Для проведения оранжевого сектора мы основывались на традиционной кухне народов Севера, элементы традиционной кухни мы вводили в рацион столовой, буфета, киоска. Жители Севера издревле получали энергию и витамины из натуральных продуктов, таких как мясо, рыба, молоко, фиточаи. Это экологически чистая пища, которую дарует нам природа Якутии и обеспечивает высокую работоспособность и северное долголетие.

Желтый цвет позиционирует себя в цветотерапии при борьбе с меланхолией и депрессией, помогает заявить о себе и своих способностях, способствует развитию интеллекта, концентрации внимания, укреплению памяти, что соответствует желтому сектору психологического здоровья. Чтобы реализовать желтый сектор, мы уделяли особое внимание работе школьной психологической службы, основанной на традиционных направлениях: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая и просветительско-профилактическая работа. Психологическое здоровье отвечает за уверенность в себе, основанную на умении управлять своими мыслями и чувствами, способствует развитию таланта, одаренности, психологии личности. Психологическую службу реализовали в трех подпроектах: 1) первый подпроект - это «Телефон доверия». Реализуется с целью укрепления физического и психического здоровья, создает атмосферу психологической защищенности; 2) второй подпроект «Школьная служба примирения», в рамках которого мы проводили профилактику правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций, организовывали примирительные встречи, обучали участников восстановительным программам, методам регулирования конфликтов, а также проводили игры на сплочение с классными коллективами, акции «Позитивная неделя», «Стань медиатором», беседы по теме «Учимся общаться: способы выхода из конфликта», выезды-встречи в другие школы и т. д.; 3) третий подпроект - «Восстановительный комплекс «Мин эйгэм»» - проводится с 2014 года для создания условий для сохранения психологического здоровья субьектов образовательного процесса. Он представлен тремя комнатами: одна - для индивидуальной работы и две - для работы в малых группах. Восстановительный комплекс представлен 31 позицией, которые охватывают тактильные, слуховые, зрительные каналы восприятия. Наиболее востребованы следующие оборудования комплекса: сухой интерактивный бассейн, интерактивный стол для рисования кварцевым песком, массажное кресло с 20 режимами, настольные и напольные фибероптические нити; различные светящие приборы. Третий подпроект - это прекрасное условие для работы с обучающимися «группы риска», для профилактики эмоционального выгорания у педагогов и коррекции детско-родительских отношений с родителями.

Зеленый сектор здоровья отвечает за социальное здоровье, которое важно для оздоровления семейного, школьного воспитания, индивидуальной психолого-педагогической коррекции под девизом «Добром можно сделать все». Чтобы реализовать зеленый сектор, мы взяли в качестве направлений деятельности взаимоотношения в системе «школа - ученик - семья - социум», работу с родителями, профилактику насилия и жестокости на экране телевизора, Интернет, работу с детьми из неблагополучных семей и помощь им с целью развития умений управлять своим здоровьем, следить за ним и выработать манеру поведения без ущерба благополучию людей.

Голубой сектор здоровья соответствует понятию «экологическое здоровье», и его назвали «Среда и здоровье человека». Экологическое здоровье - это признание нашей собственной ответственности за качество воздуха, воды и земли, то есть окружающей среды, а также это необходимость сохранения здоровой личной среды. Чтобы реализовать голубой сектор, мы проводили экологические часы, уроки биологии и экологии, экологические месячники «Четыре грани природы и здоровье», экологические акции, например, по раздельному сбору мусора, «Энергосбережение», «Береги воду!», субботники по уборке территории шко-

лы, создавали рекомендации по данным мероприятиям, а также исследовали качество продуктов питания, санитарно-гигиеническое состояние посуды в столовой.

Синий сектор здоровья («Не бывает нужды у того, кто все время трудится») направлен на сохранение здоровья на уроках. Для реализации синего сектора были проведены следующие мероприятия: физкультминутки, здо-ровьесберегающие технологии (зарядка для глаз, распределение отдыха и работы и др.), соблюдение режима дня; отслеживание двигательного режима учащегося, направленные на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления, статистического напряжения мышц спины и кисти; а также гигиенические условия в классах: чистоту, температуру, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, шутки, в общем - позитив.

Фиолетовый сектор здоровья связан с физкультурно-оздоровительным направлением под девизом «Твердая воля и скалы пробивает» и основан на оздоровительном развитии организма, тесно связанным с его эмоциональным состоянием. Для реализации фиолетового сектора мы проводили спортивные соревнования, занятия в тренажерных залах, на скалодроме, в детском спортивном клубе «Албан», в центре «Здоровье» по спортивно-оздоровительной программе «Здоровые дети - здоровая нация», организовываем городские соревнования по скалолазанию, разработали анкеты для учащихся, родителей, учителей. Скалодром используем как спортзал на уроках физкультуры с небольшими элементами скалолазания в виде лазания траверсом, а также во внеурочное время для всех желающих по оздоровлению и популяризации вида такого спорта, как скалолазание.

На последнем, аналитическом этапе (с 2021 по 2022 гг.) провели анализ здоровьесберегающей деятельности проекта по уменьшению количества детей, имеющих пропуски по болезням; увеличению посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа; по овладению знаниями о здоровом образе жизни и осознанию ответственности за своё здоровье; повышению уровня профессионального мастерства у педагогов.

Проект «Здоровьесберегающая педагогика в условиях сельской школы» МКОУ «Ситтинская СОШ им. В.Е. Колмогорова» проведен с 2012 по 2021 года, где применялись эффективные современные педагогические здоровьесберегаю-щие технологии в образовательном процессе школы. Творческая деятельность педагогического коллектива по обновлению содержания образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов возникла при проведении курсов ИРОиПК в 2013 году. При подготовительном этапе эксперимента коллектив школы прослушал лекции по темам «Здоровьесберегающие технологии», «Здоровьесберегающие технологии на уроках», «Здоровьесбережения во внеурочной деятельности», «Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса». Передовой педагогический опыт учителей данной школы обобщен и распространен в разных годах на курсах повышения квалификации учителей - в 2014, 2015, 2019 годах. Совершенствовалось профессиональное мастерство учителей школы через подготовку и проведение уроков, внеклассных мероприятий, семинаров за период проведения эксперимента.

Проект «Здоровьесберегающая педагогика для детей инклюзивных школ» реализован с 2018 по 2021 годы в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» ГО «Город Якутск», который проводит уроки и внеурочные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья в Педиатрическом центре Национального центра медицины РС (Якутия) и ГБУ РС (Якутия) НПЦ «Фтизиатрия». Именно для таких детей актуальной педагогической проблемой является применение здоровьесберегающей деятельности. В рамках проекта проведены курсы в 2018, 2019, 2021 годах для учителей данной школы, содержащие теоретическую и практическую информацию о здоровьесберегающей технологии, методиках и средствах педагогики здоровьесбережения. На курсах изучались теоретические и практические аспекты формирования адаптированных образовательных программ, методики и средства педагогики здоровьесбе-

Библиографический список

режения, здоровьесберегающие технологии, методы сохранения здоровья учителей и учащихся с основами личной гигиены, способы преодоления утомляемости, формирования стрессоустойчивости, активизации познавательной деятельности, формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС [4].

Физкультурно-оздоровительный проект «Гармония здоровья» проведен для студентов колледжа инфраструктурных технологий СВФУ. Студенты относятся к группе с повышенным риском заболеваний в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой и неэффективно организованным учебным процессом, который с каждым годом становится все более напряженным. Задачи сохранения здоровья, оптимизации учебно-воспитательного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования здоровья и здорового образа жизни являются ведущими в национальной доктрине образования и в федеральной программе «Развитие образования». Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде ссуза или вуза ставят задачу привлечения молодежи в спортивные секции, соревнования и военно-полевые сборы для воспитания потребности введении здорового образа жизни через проведение предмета «ОБЖ», а также через беседы и различные мероприятия. Успешная подготовка высококвалифицированных специалистов тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, способствует повышению уровня готовности студентов к здоровьесберегающей профессиональной деятельности.

Проект «YKT_ROLLER» организован в 2011 году для молодежи и объединяет большое количество роллеров города Якутска, детей детских садов, начального, среднего, старшего звена школьного возраста, а также студентов и другой молодежи. Летом они катаются на роликах, зимой - на коньках и занимаются горнолыжным спортом, скалолазанием, выступают в телепередачах «Зожигай». Они учат друг друга, младшее поколение на площадях города Якутска, пропагандируют активный образ жизни и объединяют не только мальчиков, но и девочек [5].

Всей этой здоровьесберегающей деятельности в разных организациях способствуют курсы повышения квалификации учителей.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Здоровьесберегающую деятельность во всех видах образовательных учреждений необходимо начинать реализовывать с детства: в детских садах; в городских и сельских, а также в инклюзивных школах; в школах здоровья; в сузе или вузе, в ИРОиПК. Более подробно представленный материал содержится в отдельных публикациях авторов статьи, где имеются подробные разработки проделанной работы по здоровьесбережению, а данная статья объединяет все эти реализованные проекты.

2. Необходимо введение программ по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательный процесс (формирование здорового образа жизни, осуществление мониторинга показателей индивидуального развития, проведение соответствующих коррекционных мероприятий и т. д.) с целью обеспечения успешной работы по здоровьесбережению в различных здоровьесберегающих проектах образовательных учреждений. Во всех организациях появился достаточный уровень знаний о здоровьесбережении.

3. Здоровьесберегающая деятельность различных образовательных учреждений повышает интерес к научно-поисковой работе у педагогов и школьников и способствует тесному сотрудничеству с родителями.

4. Каждый участник проекта (независимо от того, учитель он или ученик) научился беречь собственное здоровье в наше сложное время - время пандемии. Надеемся, что данные реализованные проекты будут примером для других образовательных организаций для создания территории здоровья.

Таким образом, учебно-воспитательная деятельность образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), прокурированная институтом развития образования и повышения квалификации, позволила обеспечить успешную работу по здоровьесбережению в различных здоровьесберегающих проектах в образовательных организациях Республики Саха (Якутия).

1. Новгородова А.И., Никифорова У П., Захарова С.Е. Здоровьесберегающая игровая деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Якутск, ИРОиПК, 2016.

2. Новгородова А.И., Никифорова У.П., Захарова С.Е. Сенсорная комната «Здоровейка» («Уоскулан») как здоровьесберегающая среда. Якутск, ИРОиПК, 2019.

3. Новгородова А.И., Новгородова Д.И. Радужная палитра. О работе методического объединения учителей естественного цикла. - Якутск, ИРОиПК, 2015. - 136 с.

4. Новгородова А.И. Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса в МОБУ СОШ № 35 города Якутска в условиях ФГОС. Якутск, ИРОиПК, 2021.

5. Новгородов И.И. Региональные особенности, определяющие формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов ВУЗов. Олимпийский спорт: Педагогическое наследие Д.П. Коркина и перспективы развития вольной борьбы. В материалах международных конференций СНГ/РФ. Якутск, 2017: 48-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Novgorodova A.I., Nikiforova U.P., Zaharova S.E. Zdorov'esberegayuschaya igrovaya deyatel'nost' v usloviyah realizacii FGOS doshkol'nogo obrazovaniya. Yakutsk, IROiPK, 2016.

2. Novgorodova A.I., Nikiforova U.P., Zaharova S.E. Sensornaya komnata «Zdorovejka» («Uoskulan») kakzdorov'esberegayuschaya sreda. Yakutsk, IROiPK, 2019.

3. Novgorodova A.I., Novgorodova D.I. Raduzhnaya palitra. O rabote metodicheskogo ob'edineniya uchitelej estestvennogo cikla. - Yakutsk, IROiPK, 2015. - 136 s.

4. Novgorodova A.I. Zdorov'esberegayuschaya napravlennost'obrazovatel'nogo processa v MOBU SOSh № 35 goroda Yakutska v usloviyah FGOS. Yakutsk, IROiPK, 2021.

5. Novgorodov I.I. Regional'nye osobennosti, opredelyayuschie formirovanie zdorov'esberegayuschih kompetencij u studentov VUZov. Olimpijskij sport: Pedagogicheskoe nasledie D.P. Korkina i perspektivy razvitiya vol'noj borby. V materialah mezhdunarodnyh konferencij SNG/RF. Yakutsk, 2017: 48-51.

Статья поступила в редакцию 27.11.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.