Научная статья на тему 'Здоровьеобеспечение студентов с отклонениями в состоянии здоровья средствами физической культуры'

Здоровьеобеспечение студентов с отклонениями в состоянии здоровья средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СТУДЕНТЫ / ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / HEALTHY LIFESTYLE / HIGH SCHOOL / STUDENTS WHO HAVE ABNORMAL HEALTH CONDITIONS / PHYSICAL EDUCATION / RECREATIONAL WORK / INDIVIDUALLY-DIFFERENTIATED APPROACH / WELLNESS PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Житникова Наталья Евгеньевна, Терехина Анастасия Евгеньевна

Актуальность темы статьи обусловлена противоречием: социальный заказ общества на формирование здорового и гармонично развитого молодого поколения и реальный невысокий уровень физического развития и здоровья молодёжи. Авторы рассматривают вопрос повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, указывая на основные противоречия в решении данной проблемы. Внимание авторов акцентируется на определённых правилах, соблюдение которых способствует положительному влиянию на оздоровительную работу в высшей школе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Важным фактором в организации занятий с данным контингентом обучающихся авторы считают применение индивидуально-дифференцированного подхода. Авторы выделяют основные направления оздоровительной работы и факторы, определяющие её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Житникова Наталья Евгеньевна, Терехина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health care of students with disabilities in the state of health means of physical culture

The relevance of the topic of the article is due to the contradiction: the social order of society for the formation of a healthy and harmoniously developed young generation and the real low level of physical development and health of young people. The authors consider the issue of improving the efficiency of physical education and health activities of students with deviations in their health status, pointing out the main contradictions in solving this problem. The attention of the authors is focused on certain rules, the observance of which contributes to a positive effect on the health work in higher education with students who have deviations in their state of health. An important factor in the organization of classes with this contingent of students, the authors consider the use of an individually differentiated approach. The authors identify the main directions of recreational work and the factors determining its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Здоровьеобеспечение студентов с отклонениями в состоянии здоровья средствами физической культуры»

Итак, реализация личностно-ориентированного подхода помогает создать наиболее оптимальные условия для формирования положительной мотивации к занятиям по физической культуре, поскольку соответствие «внутренних» и «внешних» условий деятельности обусловливает удовлетворенность от самого процесса ее реализации. Интенсивный и экстенсивный пути развития педагогических инноваций в данном случае неразрывно связаны, а потому их осуществление должно происходить двумя этими путями одновременно.

Литература:

1. Верхорубова О.В. О сущности понятия «инновационные технологии» в физическом воспитании // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №4. - С. 78-80.

2. Сальников В.А., Ревенко Е.М., Бебинов С.Е.Инновационное физическое воспитание: спортивно-ориентированный подход // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №4. - С. 57-61.

3. Фирсин С. А. Инновационные формы и методы современного физического воспитания как метод повышения профессионализма специалиста по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://goo.gl/CRTW96 (дата обращения 24.10.2018).

4. Фирсин С.А. Инновационные формы и методы современного физического воспитания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 12. - С. 132-136.

5. Ханевская Г. В. Инновации в физическом воспитании для привлечения к занятиям студентов // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания - 2018. - С. 184-188.

Педагогика

УДК 378/172

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Житникова Наталья Евгеньевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка Терехина Анастасия Евгеньевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ЗДОРОВЬЕОБЕСПЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена противоречием: социальный заказ общества на формирование здорового и гармонично развитого молодого поколения и реальный невысокий уровень физического развития и здоровья молодёжи. Авторы рассматривают вопрос повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, указывая на основные противоречия в решении данной проблемы. Внимание авторов акцентируется на определённых правилах, соблюдение которых способствует положительному влиянию на оздоровительную работу в высшей школе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Важным фактором в организации занятий с данным контингентом обучающихся авторы считают применение индивидуально-дифференцированного подхода. Авторы выделяют основные направления оздоровительной работы и факторы, определяющие её эффективность.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; высшая школа; студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья; физическая культура; оздоровительная работа; индивидуально-дифференцированный подход; оздоровительная программа.

Annotation. The relevance of the topic of the article is due to the contradiction: the social order of society for the formation of a healthy and harmoniously developed young generation and the real low level of physical development and health of young people. The authors consider the issue of improving the efficiency of physical education and health activities of students with deviations in their health status, pointing out the main contradictions in solving this problem. The attention of the authors is focused on certain rules, the observance of which contributes to a positive effect on the health work in higher education with students who have deviations in their state of health. An important factor in the organization of classes with this contingent of students, the authors consider the use of an individually differentiated approach. The authors identify the main directions of recreational work and the factors determining its effectiveness.

Keywords: healthy lifestyle; high school; students who have abnormal health conditions; physical education; recreational work; individually-differentiated approach; wellness program.

Введение. Здоровый образ жизни - это не что иное, как комплекс поведенческих актов людей, обуславливающий сохранение и укрепление их здоровья в объективных условиях труда, быта, свободного времени, экономики и экологии.

Очевидно, что проблема формирования здоровья человека является объектом не только медицинской науки и практики, но и объектом педагогической науки.

На сегодняшний день перед высшей школой, организующей учебный процесс, стоит задача подготовки специалистов на соответствующем уровне, используя современные, традиционные и инновационных технологии, обеспечивающие как развитие и саморазвитие педагогов в процессе работы, так и творческое развитие и саморазвитие студентов, использование ими полученных знаний, умений, навыков в практической работе и научных исследованиях. Однако всё это возможно только лишь при хорошем состоянии здоровья и работоспособности молодых специалистов, которые могут в процессе учёбы в высшей школе как ухудшить своё здоровье, так и улучшить его. По утверждению Суханова А.И., это дает основание говорить о том, что здоровьеобеспечивающая направленность образовательной деятельности в ВУЗе является одним из перспективных путей в решении задач повышения качества подготовки молодежи к учебной и трудовой деятельности [6].

В образовании сегодняшнего дня отмечается общая тенденция: направление на основе принятия норм и ценностей жизни общества на формирование способной к самоизменению и самосовершенствованию,

творческой преобразовательной деятельности, к адаптации в обществе и в профессиональной деятельности личности. В связи с указанной тенденцией одна из важнейших задач реформирования образования заключается в повышении роли и значения физической подготовки подрастающего поколения [4].

Изложение основного материала статьи. Организация образовательного процесса в высшей школе отражает тот факт, что, наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами, физическому воспитанию и спортивным занятиям уделяется должное внимание. Однако наблюдается противоречие: социальный заказ общества в формировании здорового и гармонично развитого молодого поколения и реальный невысокий уровень физического развития и здоровья молодёжи [7].

В системе профессионального образования «Физическая культура» входит в состав учебных предметов общеобразовательной направленности. Являясь обязательным, учебный предмет «Физическая культура» служит средством реализации социального заказа по формированию физической культуры личности специалиста, что должно обеспечить необходимый уровень здоровья и возможности реализации здорового образа жизни [3].

В задачи предмета «Физическая культура» входит решение не только спортивных, то и социальных, морально-этических, личностных, нравственных задач; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в здоровом образе жизни и здоровьесбережении.

На сегодняшний день актуальной выступает проблема состояния и поддержания здоровья студенчества. Анализируя состоянье здоровья молодого поколения, мы приходим в факту, что наблюдается негативная тенденция ухудшения здоровья. Важные черты молодого поколения-самопознание, самостоятельность, самовоспитание, самоопределение, самоутверждение, максимализм, коллективизм. Следовательно, заключительным этапом поступательного возрастного развития является именно студенческий возраст [5].

По данным анкетирования студентов Мининского университета, к 4 курсу только 22% студентов считают, что состояние их здоровья осталось прежним, 78% студентов считают, что их здоровье ухудшилось за счет приобретения новых болезней. Отчасти это обусловлено высокой психоэмоциональной, умственной и физической нагрузкой, связанной с обучением. Но во многом виноваты и сами студенты, отсутствие у них приоритетов здорового образа жизни: пассивность, низкий уровень потребности, непонимания необходимости наличия здоровья будущих специалистов как общественной ценности государства.

Большую озабоченность вызывает низкое состояние здоровья и физическое развитие студентов двух первых медицинских групп (основной и подготовительной), у которых, если и нет явно выраженных медицинских отклонений, как у студентов, отнесенных к специальной группе, то в сравнительном (с концом 90-х годов) плане в наблюдается явное ухудшение многих медицинских показателей.

Несмотря на достигнутые результаты в обосновании необходимости повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности, систему физического воспитания студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, нельзя признать результативной в решении здоровьеобеспечивающих задач профессионального образования. Становится все более очевидным, что данный процесс сдерживается рядом противоречий. Прежде всего, между:

- усиливающимися тенденциями гуманизации существующих оздоровительных систем и недостаточностью ее организационно-методического обеспечения, проявляющейся в том, что традиционные формы физкультурно-оздоровительной деятельности противоречат доминирующим потребностям студентов и являются недостаточными для их активизации;

- возрастающей социальной потребностью теоретического обоснования возможности коррекции ослабленного состояния здоровья студентов вуза на основе личностно-деятельностного подхода посредством самопроектирования физкультурных занятий в системе физического воспитания и его отсутствием;

- необходимостью индивидуализации физического воспитания студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и недостаточностью разработанности педагогических условий его реализации на основе субьектного опыта студентов.

Отмеченные факты являются одной из причин низкой эффективности уроков физической культуры с данной категорией студентов. В большинстве образовательных учреждений не наблюдается необходимая готовность кадров для эффективной работы со специальными медицинскими группами, не разработано необходимое программно-методическое обеспечение. Это особенно важно, так как число студентов, определяемых как специальная медицинская группа, увеличивается, в ряде вузов это около 40 % и, по прогнозам, возможно дальнейшее увеличение количества студентов данной группы [2].

Оздоровительная работа со студентами в рамках предмета «Физическая культура» является основным направление системы здоровьеобеспечения студентов высшей школы. Физическая культура в государственных документах представлена как учебная дисциплина и поэтому является обязательным базовым компонентом профессионального образования. Подбор средств и методов оздоровительной работы со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, является одной из сложных задач преподавателей, работающих с этим контингентом. Разнообразие заболеваний, различный уровень физического развития и двигательной подготовки вынуждают осуществлять индивидуальный подход и учитывать их индивидуальную физическую работоспособность. По нашему мнению, в программу занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, необходимо включать: коррекционные упражнения и комплексы; систему теоретических занятий; работу по привитию навыков здорового образа жизни, комплексы упражнений для разных подгрупп и различных заболеваний (комплексы точечного массажа, дыхательной гимнастики, релаксационные упражнения, упражнения на гибкость и т.п.).

Однако на практике наблюдается унифицированный подход в определении содержания занятий и нагрузочных воздействий в работе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Как правило, преподаватели физической культуры работают по кратким авторским рекомендациям, используя указания Министерства образования РФ.

Индивидуально-дифференцированный подход в условиях содержательного и организационного обеспечения здоровьеобеспечения студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, разработан теоретически и практически недостаточно. Как правило, преподаватели работают по своим представлениям и в соответствии с имеющимся уровнем компетентности, который не всегда адекватен сложностям и условиям этого процесса.

Чтобы оздоровительная работа оказывала положительное влияние на организм и моральное состояние студента, необходимо соблюдать определенные правила:

- средства и методы оздоровительной работы должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

- двигательные нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями студентов;

- в процессе использования всех форм здоровьеобеспечения необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.

Следует отметить, что для студентов (в особенности имеющих отклонения в состоянии здоровья) важно не только создать оптимальный двигательный режим на основе оздоровительной физической культуры, но и сформировать у них потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями за счёт обоснования необходимости поиска и оптимального использования всего арсенала средств реабилитации и самооздоровления организма.

Методику занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, следует ориентировать на формирование навыков и умений, компенсацию дефицита двигательной активности, профилактику заболеваний, оздоровление.

Одной из проблем обеспечения эффективности здоровьеобеспечения студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, являются трудности ориентировок в процессе комплектования учебных групп. Как показали исследования [8], эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, способствует практическая реализация личностно-ориентированных программ оздоровления формами и средствами адаптивной физической культуры. Анализ литературы по проблемам оздоровительной направленности обучения студентов показал необходимость комплексного дифференцирующего подхода к занятиям со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Безусловно, важным фактором может и должна быть индивидуальная форма работы со студентами (личностно-ориентированный подход), когда преподаватель выявляет «сильные» и «слабые» стороны обучающегося и показывает студенту возможность для удачного самовыражения, предлагает приемы объединения, перспективной состыковки его нефизкультурных (основных) интересов с задачами и возможностями физического воспитания в индивидуальном режиме, а также на своем курсе, факультете, вузе [1].

По нашему мнению, в задачи преподавателя по физической культуре входит не только обеспечение рекреации и развитие толерантности. Проведение совместных занятий способно приучить студентов к дисциплине, способствует формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков посредством оптимальных физических нагрузок и возникновению потребности в здоровом образе жизни.

Проведение учебно-практических занятий зависит от вида спорта: занятия ОФП, гимнастикой, элементами игровых видов спорта, подвижными играми, лыжной подготовкой, скандинавской ходьбой. Если проводятся методико-практические занятия, то здесь ставится цель обучить студентов различным методикам: оценка состояния организма и составление индивидуальной карты здоровья, самоконтроль, составление и проведением комплексов утренней гимнастики, гимнастики в течение дня, лечебной и оздоровительной гимнастики, дыхательных упражнений, самомассажу, массажу.

В оздоровительной работы со студентами выделяют следующие основные направления:

Оздоровительно-рекреативное - связанное с отдыхом, восстановлением сил с использованием средств двигательной активности, это могут быть занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, туризмом, физкультурно-спортивными развлечениями. Термин «рекреация», происходящий от латинского «гесгеайо» и трактуется как отдых, восстановление сил человека, которые израсходованы им в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. В рамках рассмотрения данного термина в области здоровьеобеспечения уместно употребление «физической рекреации».

Оздоровительно-реабилитационное подразумевает специальное использование физических упражнений как средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, которые были нарушены или утрачены из-за заболевания, травмы, переутомления и прочих причин. Исторические данные свидетельствуют, что отдельные формы движений и двигательных режимов с целью реабилитации отмечены еще древней медициной и сегодня применяются системой здравоохранения преимущественно в виде лечебной физкультуры. Общее представление о лечении при помощи физических упражнений опирается на факт оздоровления организма, основанного на улучшении циркуляции крови и снабжении кислородом не только больных, но и здоровых тканей, повышении мышечного тонуса, сокращении жировых запасов и т.п.

Отличие оздоровительной тренировки от спортивной основано на использовании физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта при спортивной, а при оздоровительной - для повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основную направленность оздоровительной работы можно считать повышением функционального состояния организма и физической подготовленности.

Гигиеническое направление состоит из различных формы двигательной активности, включенных в сферу повседневного быта, это может быть утренняя гимнастика, прогулка, физические упражнения в режиме дня, которые не связаны со значительными нагрузками. Основной функцией гигиенического направления является оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Данная классификация направлений оздоровительной работы характеризует систему в целом и может быть использована в создании последней, с позиций выбора направлений, определения приоритетов, последовательности их реализации, соотнесения состава средств, определения ресурсных затрат. Оздоровительная направленность занятий обязывает специалистов-педагогов так организовать работу по здоровьеобеспечению, чтобы оно выполняло профилактическую, коррекционную и развивающую функцию.

Для студентов с отклонениями в состоянии здоровья предусмотрено выполнение учебного плана подготовки специалистов, бакалавров, как и для всех остальных. Очевидно, что данное положение требует уточнения. Необходима разработка системы занятий для освобождённых обучающихся, которая может содержать: обязательное самостоятельное изучение определённых тем программы подготовки, самостоятельное научное исследование по определённой тематике, связанной со здоровьесбережением, самостоятельную разработку оздоровительной программы, подразумевающей её непосредственное выполнение под контролем преподавателя.

Самостоятельно разработанная оздоровительная программа может преследовать различные цели, определяемые уровнем подготовленности, состоянием здоровья обучающихся:

- лечебная, направленная на восстановление здоровья и определённых функций организма;

- оздоровительная, направленная на последующее восстановление и укрепление здоровья в сессионный и каникулярный период;

- развивающая, направленная на рост физической подготовленности и повышение квалификации в занятиях по выбранному виду спорта.

Выводы. Рассмотрение вопроса по проблемам содержания и организации здоровьеобеспечения студентов с ослабленным состоянием здоровья в вузе позволяет выделить факторы, определяющие эффективность оздоровительной деятельности:

- организация системы медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития студентов, динамики текущей и хронической заболеваемости;

- создание системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;

- внедрение мероприятий в образовательный процесс, направленных на создание условий для формирования здорового образа жизни студентов;

- применение личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, учитывающего психофизиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого молодого человека;

- использование технологий обучения, в основании которых доступность содержания, вариативность, определение отвечающего индивидуальному потенциалу обучающегося уровня трудности заданий в рамках стандартных и повышенных требований;

- применение активно-деятельностных форм при организации процесса обучения: игровые и проектные технологии, оказывающие влияние на создание положительной учебной мотивации с целью самореализации и самоактуализации, способствуют повышению устойчивости нервной системы молодого поколения к всевозможным стрессорным, дезадаптационным факторам, реализуют формы учебного сотрудничества, создают для каждого студента «ситуацию успеха», позволяющую поверить в свои силы и способности.

Таким образом, грамотная организация системы физического воспитания в высшей школе служит оздоровлению и адаптации к образовательной деятельности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Литература:

1. Агаев Н.Ф. Деятельность преподавателя по формированию физкультурно-оздоровительной мотивации на занятиях физической культурой. «Инновации в системе непрерывного профессионального образования». Материалы XII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. 7 апреля. ВГИПУ, Нижний Новгород, 2011. С. 52-54

2. Балашова В.В. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета // Теория и практика физической культуры-2005. №3. -С. 43-45

3. Виленский М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры -2004. - №11. - С. 2-7

4. Воронин С.М. Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2011 №1 (15).С. 34-36

5. Пономарёва К.А., Тюмасева З.И. Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 9-2. С. 114-120

6. Суханов А. И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций . Дис. ... д-ра пед. наук: СПб.: 2002. 304 с.

7. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Том 6№1 (2018)

8. Юденко, И. Е. Изменение показателей здоровья и физической подготовленности студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркуляторная дистония под влиянием стато-динамических упражнений // Теория и практика физической культуры. - 2003.- №4. - С. 45-48

Педагогика

УДК 371.9 (075.8)

кандидат психологических наук, доцент кафедры сурдопедагогики Чиж Ольга Александровна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА НЕСЛЫШАЩИМИ ЮНОШЕСКОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье описываются результаты проведенного автором исследования социального интеллекта неслышащих юношеского возраста, анализируются особенности отражения другого человека при описании фотографии. Изучение проблемы межличностного понимания при нарушении слуха особенно важно для социальной адаптации и интеграции глухих, чей социальный опыт обеднен, словесное общение ограничено, понимание вербальных и невербальных проявлений участников общения затруднено.

Ключевые слова: неслышащие учащиеся, межличностное понимание, социальный интеллект, вербальные и невербальные реакции человека, жестовая речь глухих.

Annоtation. The article describes the study results of the social intelligence of the deaf teenagers conducted by the author and analyzes the reflection characteristics of another person when describing a photograph. The study of the interpersonal understanding in hearing impairment problem is especially important for the social adaptation and integration of the deaf, whose social experience is impoverished, verbal communication is limited, understanding of the verbal and non-verbal participants' manifestations in communication is difficult.

Keywords: deaf students, interpersonal understanding, social intelligence, verbal and non-verbal reactions of a person, deaf speech gestures.

Введение. Понимание человека человеком - неотъемлемый компонент процесса общения, основа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.