Научная статья на тему 'Здоровье в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи'

Здоровье в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1234
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шклярук В. Я.

Здоровье занимает важное место в системе ценностей студенческой молодежи, осознается ею. В то же время социальные факторы говорят о противоречивом отношении студентов к здоровью. Профилактика массовой девиации требует воспитания, информированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH IN SYSTEM OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENT'S YOUTH

Health takes the important place in system of values of student's youth, is realized by her. At the same time social factors speak about the inconsistent attitude of students to health. Preventive maintenance of mass deviation demands education, knowledge.

Текст научной работы на тему «Здоровье в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи»

УДК 371.7

ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. Они приобретают характер норм, определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, творчестве, идеалах.

Важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества занимает проблема сохранения здоровья человека. Здоровье является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом любого общества.

П.Ф. Лесгафт создал научный фундамент физической культуры как средства формирования здоровья. Но желаемых результатов не достигнуто.

Мы предлагаем следующую хронологию поэтапного формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни, которая включает в себя шесть основных этапов.

Первый этап формирования воззрений на здоровый образ жизни связан с идеями Гиппократа. Согласно ему здоровый образ жизни - это недопущение болезни.

Второй этап формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни затянулся на тысячелетие и реализовался в «Салернском кодексе здоровья». Это стихотворное переложение практических наставлений са-лернской врачебной школы, выполненное на латинском языке в XIV в. Арнольдом из Виллановы (переведено на русский язык в начале XX в.).

На третьем этапе формирования медицина и здравоохранение пришли к выводу о том, что здоровье изучено меньше, чем болезни. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует: здоровье - это нормальное состояние организма, означающее оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие органов и равновесие между функциями и внешней средой.

Работы кардиохирурга Н.М. Амосова подвели к четвертому этапу формирования понятий о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье -это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов1.

Термин «валеология» впервые появился в научных публикациях И.И. Брехмана в 1980 г. С этого момента начался пятый этап формирования представлений о здоровье, который означал становление валео-логии как интегративной науки о путях и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Основоположник валеологии предельно ясно выразил эту мысль: «Для того чтобы человек мог соответствовать своей роли "венца природы" и выполнить историческую миссию на Земле и в космосе, он должен быть здоровым»2. Другой известный валеолог В.П. Петленко также констатирует эту мысль: «Чтобы жить здоровой жизнью, надо жить по законам биологической конституции. В этом смысл основного закона валеологии. Каждый человек должен строить свой образ жизни в соответствии со своими биологическими и психологическими возможностями»3.

Шестой этап формирования понятий о здоровье относится к настоящему времени, когда началось формирование новой концепции здоровья. Она уточняет существующую концепцию, усиливает ее социальную компоненту, ориентирует на распределение ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидом, медицинскими работниками. Согласно новой концепции здоровье - это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями, потенциалом здоровья организма и постоянно меняющимися условиями среды. Потенциал здоровья - это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым

В.Я. Шклярук,

кандидат социологических наук, доцент кафедры физического воспитания, СГСЭУ

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

можно построить прогноз, определить предрасположенность к тому или иному заболеванию.

Здоровье как ценность может восприниматься на уровне убеждения. В данном случае потребности в укреплении здоровья формируют устойчивую социальную установку В связи с этим поведение человека полностью соответствует ценностной ориентации. Он осознанно проявляет себя в оздоровительной деятельности. Эта концепция характерна для активно-деятельного типа.

Ни один тип отношения личности к здоровью не встречается в абсолютном виде. Исследования доказывают, что личность, как правило, имеет признаки различных типов отношения к здоровью, однако признаки одного из них ярче и более устойчивы, что позволяет одному типу доминировать над признаками остальных.

Изучение проблемы отношения к здоровью показало, что обязательным фактором является формирование особого отношения к здоровью, которое выражается в осознании его ценности, а также позитивно-эмоциональном стремлении к действиям по его укреплению и совершенствованию.

Для сохранения крепкого здоровья не следует надеяться ни на какие чудеса. Для этого прежде всего необходимы разумный режим жизни и высокая культура поведения, жизни, мысли, веры.

В.П. Петленко вывел замечательную формулу: Здоровье = Я могу + Я хочу + Я должен!, где Я могу - физическое здоровье;

Я хочу - психическое здоровье;

Я должен - социальная ответственность.

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру сознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает под собой не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреп -лению, основанное на нравственных началах.

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице ценностей, а также системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья будет возрастать все больше.

Профессор В.Я. Данилевский в книге «Врач, его призвание и образование» (1921) в разделе под названием «Врач и общество: культура и медицина» обращает внимание на то, что «культурность населения и его материальная обеспеченность понижает смертность и заболеваемость, удлиняют продолжительность жизни».

Выдающийся спортсмен и ученый Ю. Власов подчеркивает (1990), что «скверные мысли, горе, не блокированное волей сопротивления и мужеством поведения, злоба, раздражительность, страхи и жалобы, сомнения, беспокойства - все это оборачивается расстройством организма, а в течение длительного времени - хроническими расстройствами на уровне болезни»4. Современная жизнь создает много проблем и предъявляет

повышенные требования к человеку и его здоровью. «Для изменения ситуации в стране к лучшему необходимо в корне изменить систему жизненных ценностей, отношения к природе и взглядов на окружающий мир. В соответствии с этим жизнь и здоровье человека должны быть признаны высшими ценностями... Образование, карьера, богатство и все другие ценности не принесут счастья, они потеряют свои ценность и значение с потерей здоровья и жизни»5.

Разнообразные физические нагрузки, упражнения делают человеческое тело не только сильным и здоровым, но и прекрасным. До сих пор нас восхищают произведения античных скульпторов, всемирно известные статуи Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, Геракла, Дискобола, Копьеносца... В последние годы был разработан канон пропорциональности человеческого тела.

По мнению О.Л. Трещевой, целостное представление о здоровье можно представить в виде четырехкомпонен -тной модели. В ней «выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена иерархия его уровней. Целостная оценка здоровья подразумевает единство не только организма, но и организма и личности»6.

Во-первых, духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризующийся нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к самой себе, природе, обществу.

Во-вторых, физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

В -третьих, психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, характером проявления и степенью регуляции эмоционально-волевой сферы.

В-четвертых, социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Академик Н.М. Амосов ввел новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. В спокойном состоянии через легкие человека проходит 5 - 9 л воздуха в 1 мин. Высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10 - 11 мин пропускать через свои легкие до 150 л воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма, работа сердца, и его мощность можно подсчитать.

Есть минутные объемы сердца? Это количество крови в литрах, выбрасываемое в 1 мин. Предположим, что в покое оно дает 4 л в 1 мин, при самой энергичной работе - 20 л. Значит, резерв равен 5 (20 : 4). Точно так же есть скрытые резервы почек и печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций7.

Рекомендации Н.М. Амосова не могут не найти отклика в душе любого человека: «1. В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда от неразумности. 2. Не надейтесь на медицину.

3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

4. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничение в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь! К сожалению, без первых усилий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться?..»

Анализ научных исследований о жизнедеятельности студенческой молодежи свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малые промежутки времени пребывания на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, курение, алкоголь и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24 - 30%, питания -10 - 16%, двигательной активности - 15 - 30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здо -ровья студентов 1 курса за 100%, то на 2 курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, 3 - до 83,1%, 4 - до 75,8%.

Эти факты позволяют сделать вывод о том, что учебные занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют сохранения и укрепления здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями (6 - 8 ч двигательной активности в неделю), спортом, а также оздоровительным факторам.

При правильном и строго соблюдаемом режиме труда и отдыха вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению эффективности учебно-трудовой деятельности студента. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств8.

В соответствии с допустимыми нормами суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 ч учебных занятий (6 ч аудиторных и 4 - 6 ч самостоятельных) и 12 ч, отведенных на восстановление организма (сон, отдых, общественную деятельность, физическую культуру и спорт). Но далеко не все студенты распределяют свое время именно так. Среди факторов, мешающих серьезно заниматься своим здоровьем, студенты Липецкого педагогического института основным считают дефицит времени, но не отсутствие мотивации здоровья и лень9.

Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Обычная норма сна для студента - 7 - 8 ч. Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она созда-

ет в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения , отличающиеся большой стойкостью.

В результате наших исследований (2001 - 2005 гг., СГСЭУ) выявлена зависимость сопротивляемости организма студента окружающей среде от уровня состояния здоровья и физического развития. Она значительно выше у студентов основной медицинской, специальной групп, чем у тех студентов, у которых двигательная активность составляла 6 - 10 ч в неделю.

В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить послед -ствия психических стрессов; хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности ), уверенности в своих силах, меньшей под -верженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

В функциональном проявлении можно отметить следующее: при более высоком качестве здоровья проявляется улучшение адаптационных процессов, повышаются работоспособность и тренированность, снижается заболеваемость; происходит более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности, усиливаются иммунные механизмы защиты организма; в организме более актив -но происходят обменные процессы.

С целью определения влияния аксиологических и социальных факторов на организм студентов гуманитарного вуза нами было проведено анкетирование студентов 3 курса СГСЭУ Совокупность исследованных - 512 человек.

Исходя из разработанных вопросов анкеты № 2 нами построена модель влияния на организм студента основных, на наш взгляд, аксиологических и социальных факторов. Здоровье студента представляет социальную ценность. По мнению П.А. Сорокина, «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

По мнению М.Я. Виленского, студенты имеют определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

Исследование ценностных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья студентов, показало, что у мужчин и женщин имеются многие сходные мотивации в сохранении и укреплении здоровья, но есть и различия.

На основе результатов анкетирования студентов 3 курса СГСЭУ нами построена динамика аксиологических факторов, влияющих на их здоровье.

Нами неслучайно выбраны студенты 3 курса, так как к этому времени у них в основном сформированы взгляды на многие стороны жизнедеятельности.

Динамика ценностных ориентаций студентов на здоровье, физическое совершенствование показывает довольно высокий процент двигательной активности мужчин - 90,3%, женщин - 83,5%, что свидетельствует о понимании недостаточности двухчасовых плановых учебных занятий в недельном цикле обучения. Дефицит восполняется как за счет занятий в группах спортивного совершенствования, спортивных секциях, так за счет самостоятельных занятий физическими упражнениями. При этом спорт, где потребуется достижение определенных результатов, еще не стал основной ценностью.

В ранге ценностей физической культуры и спорта студенты по значимости ставят во главу угла здоровье. Но если у мужчин на втором месте самоутверждение, на третьем - телесное выражение, то у женщин на второй план выдвигается телесное выражение, а затем самоутверждение. Эстетическое удовлетворение от занятий у всех на четвертом месте. Замыкает данную группу ценностей достижение определенных спортивных результатов.

Даже синхронная динамика факторов подтверждает ценность здоровья - главного в жизни (довольно на высоком уровне - 87,3% у мужчин и 91,2% у женщин). Еще выше студентами воспринимается ценность здоровья как необходимого условия полноценной жизнедеятельности: 90,7% - мужчины, 100% - женщины. Можно констатировать тот факт, что молодыми людьми осознается ценность здоровья. Но вот в результатах ответов на вопрос «Существуют ли ценности, ради которых можно поступиться здоровьем?» женщины придерживаются в 86,7%, что нет, нельзя. В то время как студенты-мужчины ради других (финансовых, материальных и т.п.) ценностей готовы поступиться здоровьем - 71,4%.

Так как здоровье имеет огромную ценность для студентов, то и на вопрос о предпочтении жить, не думая о здоровье, обе категории молодежи ответили отрицанием о невозможности отрыва ценностей значимости здоровья - 92,6 и 87,3% соответственно мужчины и женщины.

Ответы на последний вопрос « Можно ли считать куль -турным человека, не заботящегося о своем здоровье» резко разделились: студенты-мужчины пренебрегают в данном случае здоровьем, так как они уже поступились им ради других ценностей.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что в общем ряду ценностей у студентов здоровье занимает главную ступеньку, физическая культура и спорт являются ценностными факторами сохранения и укрепления здоровья.

С целью определения влияния некоторых социальных факторов на состояние здоровья студентов, присутствия валеологического мышления в отношении к своему здоровью нами был выделен на основании анкетных вопросов ряд факторов социального характера.

На основе результатов анкетирования нами была построена динамика социальных факторов. Она показывает всю противоречивость отношения студентов к своему здоровью. Как следует из полученных результатов, обе исследованные категории студентов воспитываются в основном в благополучных (полных) семьях -80,4 и 81,6% мужчины и женщины соответственно. По состоянию здоровья и физического развития большинство принадлежит (84,3 и 84,8%) к основной медицинской группе. В следующей группе факторов риска здоровья произошло резкое размежевание в отношении к оценке зависимости здоровья от табакокурения: среди студентов курят 52,3%, не курят 90,2% студенток.

Еще более глубокое усугубление показателей риска здоровья показывает динамика употребления алкоголя по праздничным дням: у студентов-мужчин - 100%, женщин - 86,2%.

Совпадение в отказе от употребления наркотиков обеих категорий налицо - 100% респондентов.

В дальнейшем мы наблюдаем устойчивые ценностные ориентации студентов в отношении к утренней зарядке, пусть не ежедневно выполняемой (только 2,3% у женщин), а 2 - 3 раза в неделю (мужчины - 60,3%, женщины - 40,1%), по выходным дням - 39,7 и 57,6% соответственно. Данные показатели приобретают характер нормы, определяют формы поведения студентов.

Исследование последующих факторов, таких как закаливание, питание, показали отрицательное отношение к закаливающим процедурам, выразилось в небрежности к рациональному, упорядоченному питанию. Отказ от закаливания у мужчин - 67,3%, у женщин еще выше - 78,6%. На неупорядоченное питание указали 58,9% мужчин, 66,3% женщин. Таким образом, характеристика социальных факторов говорит о низкой социальной ответственности студентов за свое здоровье. А ведь сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Куль -тура студента - это не только определенный уровень знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Если провести параллель между аксиологическими и социальными факторами, с одной стороны, просматривается ценностная значимость здоровья для последующей профессиональной деятельности студента, а с другой - деятельность, выраженная в нарушении форм поведения.

Итак, здоровье занимает важное место в системе ценностей студенческой молодежи, осознается ими, формируя достаточно устойчивые ценностные ориентации, но в то же время социальные факторы показывают всю противоречивость поведения студентов. Профилактика массовой девиации молодого поколения требует воспитания, информирования10. Подтверждается анализ научных материалов о неупорядоченной и хаотичной организации жизнедеятельности студенческой молодежи.

1 См.: Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1978. С. 192.

2 Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. С. 7.

3 Петленко В.П. Валеология. СПб., 1996. С. 16.

4 Алексеев С.В. Мудрость здоровья: культура и образ жизни человека // Валеология человека. СПб., 1996. С. 97.

5 Розенфельд Л.Г. и др. Здоровье населения и возможности его сохранения // Материалы межд. конгресса валеологов. СПб., 1999. С. 152.

6 Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Материалы межд. конгресса валеологов. С. 176.

7 См.: Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд. М., 1987. С. 19.

8 См.: Оркова М.Ю., Зенкова Т.А. Влияние режима дня на умственную и физическую работоспособность студента // Проблемы ФКиС в вузах. Ростов-на-Дону, 2001. С. 43.

9 См.: Волынская В.И. Комплексная оценка уровня соматического статуса студентов ГПИ // Материалы межд. конгресса валеологов. С. 53.

10 См.: Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.