Здоровье населения как важная компонента развития трудового потенциала
Здоровье - важнейшая характеристика состояния общества, а негативные тенденции в области здоровья у подрастающего поколения - бесспорное свидетельство социального неблагополучия. Инвестирование в благополучие и развитие детей представляется наиболее экономичным и политически оправданным с позиций перспектив развития республики, решения демографических задач. Дагестан отличается своими особенностями и своими показателями, характеризующими здоровье населения и демографическую ситуацию, на динамику показателей которых влияют многие факторы. Мы продолжаем оставаться одним из немногих регионов России, где обеспечивается естественный прирост населения.
Снижение рождаемости, свойственное многим развитым странам и по России, является объективным процессом демографического перехода. По республике только за последние 15 лет число родившихся снизилось с 50702 до 38680 в год, и показатель рождаемости упал с 26,2 в 1990 г. до 15,5 (на 1000 населения) в 2005 г. Проводимые социальные реформы позволили вновь повысить рождаемость с 2006 г., составив уже в 2008 г. 18,3 на 1000 населения [1.С.29]. В прогнозе до 2015-2020 гг. число новорожденных в год в среднем будет составлять от 45 тыс. до 48 тыс. при постоянном положительном естественном приросте населения. Республика несёт серьёзную демографическую нагрузку за счёт высокого удельного веса детского и женского населения. Все это требует значительных социальных вложений и затрат.
Рост заболеваемости среди детей в значительной степени отражает санитарно-эпидемиологическое неблагополучие условий проживания и учебы, связанное с загрязнением воздуха, дефектами оздоровительной работы (физического воспитания, закаливания, личной гигиены), ухудшение качества потребляемых продуктов семьями, переход на готовую пищу, снижение охвата школьников горячим питанием при 2-3-сменном режиме работы школ.
Понимая высокую значимость охраны здоровья матери и ребенка, данная служба в деятельности Минздрава РД, всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) республики признана приоритетной. Прежде всего, решаются организационные вопросы в плане совершенствования и развития современной службы охраны материнства и детства, отработки качества медицинской помощи детям и женщинам в зависимости от состояния их здоровья. Сегодня в республике проводится значительная работа по предупреждению рождения детей с различной патологией и пороками развития, то есть формирование здоровья детей начинается до их рождения, с внутриутробного периода.
С 2002 года в республике проводится всеобщая детская диспансеризация, удельный вес охвата которой увеличился с 94,9% до 98,7% в 2008 г. (осмотрено
353657 детей). С 40% в 2004 г. до 79,1% в 2008 г. вырос охват оздоровленных детей [2].
Усиление профилактической направленности в работе с детьми, проводимая диспансеризация и оздоровление детей позволили несколько снизить заболеваемость детей. В 2008 г. по республике младенческая смертность снизилась с 14,7 до 13,5 на 1000 родившихся живыми, или на 11%, в сравнении с 2007 г. Снизилась перинатальная смертность - с 13,1% до 10,5 %. Показатель материнской смертности снизился с 35,5 до 32,2 на 100 тыс. живорожденных [2].
Следует отметить, что заболеваемость населения (зарегистрированных больных с диагнозом, установленном впервые в жизни на 1000 населения) в 2008 г. в Республике Дагестан составляла 840,7, что выше, чем в среднем по России (772,0) [3.С.322].
Увеличивается заболеваемость органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, сахарным диабетом. У каждого четвертого жителя Дагестана выявлена патология зрения. Растет заболеваемость туберкулезом, острыми кишечными инфекциями и паразитарными болезнями. Ухудшается психическое состояние населения. По некоторым из названных болезней Дагестан опережает среднероссийские показатели в расчете на 1000 человек населения. Остается высоким удельный вес больных злокачественными новообразованиями. Численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, выросла с 64,2 на 1000 человек населения в 2004 г. до 83,9 в 2008 г.
Анализ эпидемиологический ситуации по острым кишечным инфекциям (ОКИ) в Республике Дагестан за 9 месяцев 2009 года показал, что отмечается рост заболеваемости на 11,7%. Зарегистрировано 9942 случая ОКИ (ИП - 369,9) против 8748 (ИП - 331,2) за аналогичный период прошлого года. В структуре острых кишечных инфекций превалируют ОКИ неустановленной этиологии - 66,7%, а на ОКИ установленной этиологии приходится 23,5%, доля дизентерии составляет 9,6%.
Анализ путей и факторов передачи инфекции показал, что в 43,6% случаев путь передачи инфекции пищевой, в 27,5% случаев имеют место нарушение правил грудного и искусственного вскармливания и нарушение технологии приготовления пищи.
Ухудшение здоровья нации происходит на фоне постоянно снижающихся и исходно недостаточных государственных затрат на здравоохранение.
Общие затраты на здравоохранение на душу населения (по данным ВОЗ и независимых экспертов) в РФ в 7 раз меньше, чем в Чехии, в 4 раза, чем в Эстонии и Польше, в 2 раза, чем в Турции, а показатели развитых стран для России просто недостижимы. Этот показатель в РФ находится на очень низком уровне, соответствующем бедным государствам. По данным ВОЗ, в 1991 г. общие подушевые затраты на здравоохранение составляли в России около 350 долл., в 2000 г. - 240 долл.; по данным независимых экспертов, в 2004 г. - 170 долл., в 2005 г. -190 долл., в 2006 г. - 240 долл. В европейских странах подушевой норматив по сравнению с 1991 г. увеличился в 1,5-2 раза, в России темп его роста значительно ниже [4].
В 2007 году на программу госгарантий было израсходовано более 897 миллиардов рублей, что составило 2,9% ВВП, в то время как в 2006 году - 2,6% ВВП. Государственные расходы на Программу составили 897,3 млрд. руб., это на треть больше чем в 2006 году (в 2006 году - 690,7 млрд. руб.) [5].
В 2008г. в Российской Федерации совокупные расходы бюджетов всех уровней на здравоохранения отставали от рекомендованных ВОЗ показателей и составляли 4,4% от ВВП. Предстоящая модернизация российского здравоохранения должна обеспечить увеличение расходов на ее финансирование в 2 раза.
По оценкам экспертов ВОЗ, Российская Федерация за 2005-2015 гг. недополучит в национальный бюджет около 300 млрд. долларов из-за случаев преждевременной смерти от инфарктов, инсультов и осложнений сахарного диабета.
Затраты на охрану здоровья в США составляют 2,2 триллиона долл. США или 16% от ВВП. В среднем на одного человека приходится 7400 долл. США в год. Доля Федерального правительства в расходах на здравоохранение составляет 34%, правительств штатов и местных правительств - 11%, граждан - 15%, благотворительность и безнадежные долги составляют 4%, и 36% приходится на частное медицинское страхование. Причем 47 млн. граждан не имеют страхового полиса [5].
В системе здравоохранения Великобритании функционирует бюджетная модель. На охрану здоровья в Великобритании по данным 2006 года было направлено 84 млн. фунтов стерлингов, что составило примерно 34% от объема затрат правительства в целом. В большей части эти средства пошли на покрытие расходов на оказание первичной медицинской помощи. Общие ежегодные затраты на здравоохранение в Англии составляли до недавнего времени 6,7% от ВВП, сейчас это показатель вырос до 9,2%, причем инвестиции компенсировали в основном уровень инфляции.
Высокий уровень заболеваемости, инвалидности и смертности населения в стране, вызвал необходимость разработки высокоэффективной программы развития здравоохранения, реализация которого позволила бы улучшить состояние здоровья населения. Таким основополагающим документом явился приоритетный национальный проект «Здоровье».
Цель Проекта - добиться создания эффективной системы функционирования здравоохранения в регионах РФ. Проект «Здоровье» предполагает кардинальную модернизацию инфраструктуры отечественного здравоохранения, что позволит значительно повысить объемы, качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению. А прямой путь к этому лежит через - развитие первичного звена медицинской помощи; профилактическую направленность здравоохранения; увеличение объема высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Реализация Проекта позволила укрепить материально-техническую базу первичного амбулаторно-поликлинического звена, улучшить укомплектованность его кадрами, повысить уровень квалификации врачей и медицинских сестер участковой службы, скорой медицинской помощи. Обеспечено повышение квалификации 1710 участковых врачей и врачей общей практики, 2557 средних медицинских работников, 273 врачей скорой медицинской помощи, 417 фельдшеров скорой помощи.
Существенно повысилась заработная плата у 28% медицинских работников отрасли. С начала текущего года Республиканским фондом ОМС «Дагестан» на осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей практики и работающим с ними участковыми медсестрами направлено 369,6 млн. руб. Заработная плата работников участковой службы с учетом дополнительных выплат в среднем за 2009 год сложилась в следующих размерах: врачи - 17236 руб. (за 2005 год - 3579 руб.), медицинские сестры - 10574 руб. (2005 год - 2686 руб.), что выше уровня 2005 года соответственно в 4,8 и 3,9 раза.
На осуществление денежных выплат работникам скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов за 2009г. выделены из федерального бюджета и перечислены учреждениям здравоохранения республики средства в сумме 156,7 млн. руб.
Средняя заработная плата врачей скорой помощи составила 15681 руб., средних медицинских работников 10656 рубля (по сравнению с 2005 годом заработная плата работников скорой помощи выросла в 2,4 раза). Средняя заработная плата фельдшеров и медсестер фельдшерско-акушерских пунктов составила 9578 руб. (выросла по сравнению с 2005 годом в 2,8 раза) [6].
Потенциал здоровья взрослого населения является производным от состояния системы здравоохранения, экологической среды обитания, качества условий труда, возможностей пользования населением услугами рекреационнооздоровительной системы, от уровня жизни, определяющего возможности питания и отдыха людей, морально психологического климата, выступающих по отношению к здоровью человека факторами разнонаправленного действия.
В 2009 году работа министерства здравоохранения была направлена на реализацию главной цели социальной политики государства - повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего, обеспечения всеобщей доступности качественной медицинской помощи путем реализации нацпроекта «Здоровье и демографическая политика», выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению республики. Одним из важнейших направлений деятельности министерства здравоохранения Дагестана является работа, способствующая улучшению демографической ситуации, создание благоприятных условий для повышения рождаемости, снижением заболеваемости, инвалидности и смертности населения.
В 2008 и 2009 году ввод больничных учреждений в несколько раз превысил показатели предыдущих лет: введены в строй новые типовые центральные районных больницы в Новолакском, Хунзахском, Ногайском, Тарумовском, Агульском районах, больница в селении Нижнее Казанище Буйнакского района, республиканская больница восстановительного лечения и лабораторный корпус республиканской станции переливания крови [7].
Задачами здравоохранения на 2010 г. являются: повышение объемов и качества медицинской помощи населению; дальнейшее развитие приоритетного национального проекта «Здоровье», в первую очередь в части формирования здорового
образа жизни. Широкое внедрение информационных технологий по организации пропаганды здорового образа жизни, с использованием методик высоких технологий (в т.ч. телемедицины) в практику работы учреждений здравоохранения, задействованных в сфере охраны и укрепления здоровья; реализация комплекса мероприятий по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям, определив охрану здоровья женщин и детей, сохранение репродуктивного здоровья населения при сложившейся социально-демографической ситуации одним из основных критериев эффективности социальной политики и деятельности здравоохранения; дальнейшая реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье и демографическая политика» с продолжением мониторинга состояния здоровья населения, предупреждение социально значимых заболеваний (туберкулеза, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, ВИЧ инфекции) путем продолжения проведения дополнительной диспансеризации взрослого и детского населения; принятие эффективных мер для улучшения ситуации с лекарственным обеспечением льготных категорий населения, особенно жизненно необходимыми препаратами; продолжить вакцинопрофилактику населения [8].
Мы согласны с Бойко Ю.П., что на уровне государственного управления и под контролем институтов гражданского общества необходимо осуществлять:
- системную модернизацию отраслей социальной сферы. Принятые меры должны быть направлены прежде всего на повышение уровня и качества жизни населения, на возвращение российскому гражданину самоуважения и уверенности в себе;
- повышение уровня подготовки медицинских кадров до мировых стандартов, овладение современными высокими технологиями в области здравоохранения;
- модернизацию и развитие системы показателей контроля качества медицинской помощи;
- работу с детьми и молодежью в учебных заведениях;
- разработку и введение предмета по основам самосохранительного поведения и здорового образа жизни в школьные программы;
- совершенствование мер охраны окружающей среды как базового элемента оздоровления населения;
- формирование у молодого поколения мировоззрения ответственности за сохранение и приумножение природных богатств России;
- разработку механизмов общественного контроля при использовании ресурсов среды обитания [9. С.19-20].
Литература
1. Социальное положение и уровень жизни населения Дагестана: Статистический сборник. Махачкала: Госкомстат РД, 2009. С. 29.; 2. http://www.dagpravda.ru /?com=materials&task=view&page=material_print&id=9053; 3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. М.: Госкомстат России, 2009. С. 322.; 4. Ачкурин Р.С., Улумбекова Г.Э. Недофинансированное здравоохранение - удел слаборазвитого государства http://ethnocid.netda.ru/analitika/akchurin.htm; 5. http://www.minzdravsoc.ru
zdorove-2009/; 7. http://www.riadagestan.ru/news/2009/10/07/; 8. http://prd.e-dag.ru/ aktual-nye-temy/realizacija-nacproektov/pnp-zdorove-2009/; 9. Бойко Ю.П. Роль национального самосознания в формировании здоровья // Народонаселение.- № 4.- 2009.