Научная статья на тему 'Здоровье молодежи – интердисциплинарный подход VII Международный научно-практический семинар, 1–6 сентября 2012 г. , Люблин (Польша)'

Здоровье молодежи – интердисциплинарный подход VII Международный научно-практический семинар, 1–6 сентября 2012 г. , Люблин (Польша) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лунякова Лариса Григорьевна

Дается краткий обзор развития многостороннего научно-исследовательского проекта “Здоровье молодежи – интердисциплинарный подход” и реализации его первого этапа. Рассматриваются возможности расширения поля исследования в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth’s Health – Interdisciplinary Approach. The VII th international scientific and practical seminar, 1-6 September 2012, Lublin (Poland)

This is a short review of the progress of the multi-faceted scientific research project “Youth’s Health – Interdisciplinary Approach” and implementation of its first stage. There are also considered the possibilities for further extension of the research in the future.

Текст научной работы на тему «Здоровье молодежи – интердисциплинарный подход VII Международный научно-практический семинар, 1–6 сентября 2012 г. , Люблин (Польша)»

Л. Г. Лунякова

ЗдороВье молодежи -интердисииплинарный подход*

С1 по 6 сентября 2012 г. делегация ИСЭПН РАН в составе советника РАН, члена-корреспондента РАН, зав. лабораторией Н. М. Римашевской, г.н.с. В. Г. Доброхлеб,с.н.с.Л.Г.Луняковой и с.н.с. Н. Е. Марковой принимала участие в VII Международном научно-практическом семинаре «Здоровье молодежи — интердисциплинарный подход» в г. Люблине (Польша). Визит проходил в рамках Меморандума о научном сотрудничестве между ИСЭПН РАН и Люблинским Католическим университетом им. Иоанна Павла II (КУЛ), подписанного в начале 2012 г., и работы постоянного международного семинара «Здоровье населения: проблемы и пути решения».

Католический университет Люблина им. Иоанна Павла II (Katolicki Uniwersytet Lubelski Jana Pawla II, KUL) является старейшим (открыт

VII Международный научно-практический семинар, 1—6 сентября 2012 г., Люблин (Польша).

в 1918 г.) негосударственным общественным высшим учебным заведением Польши. Помимо чисто религиозного, КУЛ дает образование в различных областях светской науки; учебная и исследовательская деятельность проводится на шести факультетах.

VII Международный семинар, посвященный здоровью молодежи, был подготовлен совместно Кафедрой психотерапии и психологии здоровья КУЛ (руководитель проекта — доктор психологии, профессор К. Попельский, координатор — доктор гуманитарных наук в области психологии, адъюнкт Л. Сухоцкая и лабораторией тендерных проблем ИСЭПН РАН (руководитель — чл.-корр. РАН, д.э.н. Н. М. Римашевская, координатор — с.н.с., к.г.н. Л.Г. Лунякова).

Впервые работы польских коллег, посвященные современным проблемам семьи и иерархии жизненных ценностей, стали доступны русскоязычному читателю в 2010 г. Они были опубликованы в журнале

Л. Г. Лунякова

«Народонаселение» по материалам IV Международного семинара, проходившего осенью 2009 г. в Люблине [1. С. 99-104; 2. С. 105-112]. Во время следующей встречи, состоявшейся год спустя в Москве, обсуждались методологические подходы в изучении проблем психического и социального здоровья, в том числе воспитание у молодежи чувства ответственности за здоровье [3. С. 91-95]. Философское осмысление понятия «здоровье» позволило рассматривать его как экзистенциально важный критерий качества жизни [4. С. 96-101].

Научное сотрудничество между ИСЭПН РАН и КУЛ зародилось значительно раньше, а идея проведения постоянного Международного семинара возникла благодаря длительному контакту Н. М. Римашевской и Л. Сухоцкой (преподавателя КУЛ, ученицы и последователя теоретических разработок проф. К. Попельского), которая стала первым связующим звеном между двумя организациями. В ходе двусторонних семинаров обсуждались разные научные подходы к изучению общественного и индивидуального здоровья, пониманию здорового образа жизни и технологий сбережения здоровья. В спорах и дискуссиях открылись перспективы дальнейших исследований на стыке социологии, экономики и психологии. В 2009 г. эти новые направления в изучении здоровья населения получили название проект «Здоровье молодежи — междисциплинарный подход».

На начальном этапе реализации проекта КУЛ (Люблин) и ИСЭПН РАН разработали инструментарий

исследования (социологическую анкету). От ИСЭПН РАН в этой работе принимала активное участие социолог с.н.с. Н. Е. Маркова Анкета состоит из следующих блоков: Здоровье и здоровый образ жизни; Субкультурные движения и практики; Тест КОО-ди-намики; Шкала выбора ценностей; Самопознание; Ответственность за здоровье.

На следующем этапе в проект были привлечены Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна) и Институт социально-экономического развития территорий РАН (Вологда). В 2010-2011 гг. в Вологде, Коломне и Люблине были проведены опросы учащейся молодежи гуманитарного профиля.

В мае 2011 г. в Минске состоялся Международный научно-практический семинар «Здоровье населения: проблемы и пути решения». Он был подготовлен совместно Учреждениями Российской академии наук — Институтом социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН РАН), Институтом социально-экономического развития территорий (ИСЭРТ РАН) и Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси (ИС НАНБ). Вдохновителем и научным руководителем семинара была Н.М. Римашев-ская. На семинар были приглашены профессор К. Попельский и доктор Л. Сухоцкая. Организаторы поставили перед собой цель провести межстрановое исследование состояния и динамики здоровья населения, представить результаты локальных исследований, обсудить общие и региональные проблемы и попытаться найти пути их решения.

По итогам семинара было принято решение расширить географию и исследовательскую базу международного проекта, посвященного здоровью студенческой молодежи и инициировать проведение в Петрозаводске (Институт экономики Карельского научного центра РАН) и Минске (Институт социологии НАН Республики Беларусь) обследования с использованием имеющегося инструментария для получения сопоставимых данных, а следующую встречу провести в Люблине [5. С. 116-124].

Таким образом, для участия в работе VII Международного семинара заявили себя с российской стороны ученые Москвы, Вологды, Коломны и Петрозаводска, с белорусской — ученые из Минска и с польской стороны — хозяева семинара.

Семинар «Здоровье молодежи — интердисциплинарный подход» открыл профессор психологии, Dr. ИаЪП. Казимир Попельский. Он приветствовал участников семинара, пожелал продуктивной работы и выразил надежду, что в результате совместных усилий будут найдены новые пути и новое понимание в подходе к изучению здоровья. Затем изложил свои философские взгляды и новую парадигму психологических установок человека на здоровье. Его авторская позиция состоит в том, что здоровье следует анализировать как динамичную систему, личностно испытываемую и многонаправленно реализующуюся, в рамках концепции «многомерного бытия и многонаправленного становления человеческой экзистенции», основанной на идее психологической компле-ментарности. По его мнению, здоровье является ценностью, которую че-

ловек индивидуально испытывает и познает, а психика - средой испытания стандартных проявлений здоровья или болезни. В завершение своего выступления проф. Попельский представил и подарил всем собравшимся свою последнюю книгу «В поисках достоверности. Ноо-тео-рия и ноо-терапия» [6].

Чл.-корр. РАН, проф.Н. М. Рима-шевская кратко обрисовала основные вехи развития проекта и заметила, что продолжительность научных контактов ИСЭПН РАН с КУЛ приближается к 10 годам, при этом «сначала его участники не контролировали время». На начальном этапе было много проблем из-за различия языка и профессиональной подготовки: с одной стороны — экономисты, демографы и социологи, с другой — психологи. Поэтому вначале прорабатывались теоретические и методологические аспекты сотрудничества, но к третьему-четвертому семинару проблемы были преодолены, и от теоретических исследований перешли к экспериментам. Проект постоянно развивался, и теперь с уверенностью можно сказать, что «благодаря междисциплинарному подходу выявлен прирост знаний. В первую очередь, это связано с предметом исследований — здоровьем молодежи».

В своем выступлении В. Г. До-брохлеб представила активное долголетие как проблему современной молодежи. Ученые-демографы, в том числе выдающийся польский демограф Э. Россет рассматривают два взаимосвязанных аспекта долголетия — процесс старения населения и увеличение продолжительности жизни и представляют историю мира как историю продления че-

ловеческой жизни. В. Доброхлеб проанализировала показатели ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) в России и показала, что их значения, особенно для мужских когорт, отстают от ОПЖ в развитых странах. Этот разрыв достигает 20 лет. Демографические исследования указывают на неблагоприятную динамику, связанную со слабым здоровьем российского населения. Наибольшие опасения касаются именно молодого поколения. Задачи общества — укрепление здоровья детей и молодежи (так как они будут определять развитие общества) и повышение качества молодого населения.

Н. Е. Маркова сфокусировала внимание участников семинара на блоке анкеты «Субкультурные движения и практики». Вопросы социологической части исследования построены на деструктивных субкуль -турных установках, определяющих ценностный вектор опрашиваемых. Согласие респондента с утверждением (установкой) коррелирует с показателями социального нездоровья: нарушением социальных норм, перманентными конфликтами, проблемами с репродуктивным здоровьем, рисковым поведением, депрессией, потреблением психоактивных веществ. Согласие подростка с деструктивной установкой — это тревожный сигнал, который надо заметить вовремя и принять необходимые профилактические меры.

Выходя за рамки основной объявленной темы, особое внимание на семинаре было уделено проблеме организации обучения одаренных детей, их социальной адаптации и полноценного развития (Л. Г. Лунякова). В силу своей неординарности они

в обычной школе, ориентированной на среднего ученика и унификации программ, испытывают дискриминацию и серьезные трудности в общении с окружающими. Из-за отсутствия понимания близких и педагогической поддержки одаренные дети попадают в своеобразную «группу риска» и становятся более уязвимыми, чем такие категории, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении, которым общество и государство традиционно уделяют повышенное внимание. Исправить ситуацию призваны Президентская целевая программа «Одаренные дети», приоритетный национальный проект «Образование», инициатива «Наша новая школа», выделяющая систему поддержки одаренных детей в качестве одного из ключевых направлений развития общего образования, и, например, такие проекты по поиску, поддержке и развитию талантливой молодежи, как проект «Лифт в будущее», который создает образовательную среду нового типа.

О неутешительном негативном тренде падения интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения Вологодской области рассказал зам. директора ИСЭРТ РАН К. А. Гулин. Он заметил, что, по результатам проведенных исследований, творческий потенциал у детей есть, но сложившаяся социально-экономическая ситуация не способствует его развитию. Такую же тенденцию демонстрируют и результаты международных сравнительных исследований качества и доступности образования российских школьников. По всем направ-

лениям исследования PISA—2006 и PISA—2009 (по математике, естественным наукам и анализу текстов) результаты 15-летних российских школьников-подростков статистически значимо ниже, чем результаты по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или средние международные результаты. Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и наиболее слабым звеном российского образования оказалась основная школа (5—9-е классы). Начиная с 2003 г., многие страны (например, Эстония, Литва, Латвия, Венгрия, Польша), учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, реформировали свои системы образования и пересмотрели требования к образовательным достижениям учащихся, что позволило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий.

Доклады А. А. Шабуновой, М. В. Морева, Е. И. Медведевой и С. В. Кро-шилина были посвящены состоянию здоровья студенческой молодежи, ее ценностным установкам, отношению молодежи к здоровью и здоровому образу жизни, а также предварительным результатам сравнительного анализа состояния здоровья студенческой молодежи Вологды — Коломны — Люблина за 2010—2011 гг. Основной целью исследования было выявление общих и специфических факторов риска, влияющих на здоровье молодых людей в России и в Польше. Поскольку анализ основывался на

одном и том же массиве данных (Вологда — 447, Люблин — 214 и Коломна — 200 анкет), исследователи получили идентичные результаты. М. В. Морев попытался найти гендер-ные особенности здоровья и образа жизни молодежи на примере России и Польши.

Анализируя чувство ответственности за здоровье у молодых поляков, Л. Сухоцкая пришла к противоречивому результату: польские студенты более ответственно относятся к своему здоровью, но при этом у них больше вредных привычек, чем у российских студентов. Кроме того, она выявила зависимость и влияние на здоровье психологических факторов, но значимых статистических различий между поляками и россиянами не обнаружила.

При подведении итогов семинара Н. М. Римашевская отметила, что его результаты значительно превзошли ожидания. Завершено самое трудоемкое дело — на данном этапе реализации проекта создана не только эмпирическая база, которую можно анализировать и сравнивать (т. е. получена фактура), но проект продвинулся вперед теоретически (получены первые предварительные результаты, есть описание массива). Однако специфика исследования такова, что точку ставить преждевременно, так как необходимо конкретизировать данные, а затем провести более глубокий анализ и ответить на вопрос, почему получилась та или иная зависимость. Только тогда можно предлагать, что делать? Поэтому сейчас, после семинара, следует сосредоточиться на дополнительных вопросах к анкете, нацеленных на расширение не поля, а содержания. Окончательным итогом проекта

должна стать книга о здоровье молодежи.

Знаковым событием для участников семинара была встреча с проректором Католического университета по международным связям, заведующей кафедрой методологии наук, про-

фессором Dr. ИаЪП. Евой А. Леккой-Ковалик. Она выразила неподдельный интерес к международному междисциплинарному проекту о здоровье и состоянии молодежи и готовность поддержать издательскую инициативу по итогам сравнительного анализа.

Литература

1. Попельский К. Семья как социальная ценность // Народонаселение. 2010. № 1.

2. Сухоцкая Л. Место и значение семьи в иерархии ценностей // Там же.

3. Сухоцкая Л. Ответственность за здоровье у молодежи // Народонаселение. 2011. № 2.

4. Попельский К. Социально-культурная перспектива здоровья и болезни // Там же.

5. Лунякова Л. Г., Шухатович В. Р. Здоровье населения: проблемы и пути решения // Народонаселение. 2011. № 3.

6. Popielski K. In Search of Authenticity. Noo-Theory and Noo-Therapy. Lublin, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.