Научная статья на тему 'Международный проект «Здоровье молодежи – междисциплинарный подход»: первые результаты'

Международный проект «Здоровье молодежи – междисциплинарный подход»: первые результаты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
475
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ / ОДАРЕННЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лунякова Л. Г.

Излагается краткая история международного сотрудничества и развития трехстороннего (Польша–Россия–Беларусь) научно-исследовательского проекта «Здоровье молодежи – междисциплинарный подход». Дается обзор докладов VII Международного научно-практического семинара, проходившего 1–6 сентября 2012 г. в Люблине (Польша), и результатов анализа материалов первого этапа обследования здоровья молодежи трех стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL PROJECT «YOUTH’S HEALTH – INTERDISCIPLINARY APPROACH»: THE FIRST RESULTS OF IT

A brief history of the international cooperation and progress of tripartite (Poland-Russia-Belarus), a multidisciplinary research project «Youth’s Health – Interdisciplinary Approach» is presented. An overview of the reports of the VIIth International scientific and practical seminar, held on 1–6 September 2012 in Lublin (Poland), and the results of the first stage of this project implementation are provided.

Текст научной работы на тему «Международный проект «Здоровье молодежи – междисциплинарный подход»: первые результаты»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 316.346

Л. Г. ЛУНЯКОВА,

кандидат географических наук,

Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, г. Москва

международный проект «здоровье молодежи - МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД»:

первые результаты

Излагается краткая история международного сотрудничества и развития трехстороннего (Польша-Россия-Беларусь) научно-исследовательского проекта «Здоровье молодежи - междисциплинарный подход». Дается обзор докладов VII Международного научно-практического семинара, проходившего 1-6 сентября 2012 г. в Люблине (Польша), и результатов анализа материалов первого этапа обследования здоровья молодежи трех стран.

Ключевые слова: здоровье молодежи, международный междисциплинарный проект, одаренные и талантливые дети, интеллектуальный потенциал, профессиональная идентичность, качество жизни.

С 1 по 6 сентября 2012 года в Католическом университете г. Люблина имени Иоанна Павла II (Katolicki Uniwersytet Lubelski Jana Pawia II, KUL) состоялся VII Международный научно-практический семинар «Здоровье молодежи - интердисциплинарный подход». Он проходил в рамках трехстороннего научного сотрудничества Католического университета (КУЛ, Польша) с институтами Российской академии наук и Национальной академии наук Беларуси. Люблин представляет собой важный административный и академический центр, а его самый известный вуз - Католический университет Люблина (КУЛ) является старейшим (открыт в 1918 г.) негосударственным общественным высшим учебным заведением Польши. В настоящее время учебная и исследовательская деятельность проводится в нем на шести факультетах. Кроме чисто религиозного, КУЛ дает образование в различных областях светской науки. VII Международный семинар, посвященный здоровью молодежи, был подготовлен совместно Кафедрой психотерапии и психологии здоровья КУЛ (руководитель проекта - доктор психологии, профессор К. Попельский, координатор - доктор гуманитарных наук в области психологии, адъюнкт Л. Сухоц-кая) и лабораторией гендерных проблем ИСЭПН РАН (руководитель - член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Н. М. Римашевская, координатор - старший научный сотрудник, кандидат географических наук Л. Г. Лунякова).

Взаимоотношения между ИСЭПН РАН и КУЛ имеют давнюю историю, и идея проведения постоянного Международного семинара возникла благодаря продолжительным научным контактам Н. М. Римашевской и Л. Сухоц-кой (преподавателя КУЛ, ученицы и последователя теоретических разработок

проф. К. Попельского), которая стала первым связующим звеном между двумя организациями. В процессе двусторонних семинаров обсуждались разные научные подходы к изучению общественного и индивидуального здоровья, пониманию поведенческих практик, здорового образа жизни и технологий здоровьесбережения. На начальном этапе сотрудничества между польскими и российскими учеными при непосредственном участии старшего научного сотрудника ИСЭПН РАН социолога Н. Е. Марковой был разработан социологический инструментарий исследования (анкета). Он состоит из совокупности следующих блоков вопросов: Здоровье и здоровый образ жизни; Субкультурные движения и практики; Тест NOO-динамики; Шкала выбора ценностей; Самопознание; Ответственность за здоровье. В процессе совместных изысканий на стыке социологии, демографии, экономики и психологии к 2009 г. был разработан новый проект «Здоровье молодежи - междисциплинарный подход».

На следующем этапе развития этого проекта в него были вовлечены Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (МГОСГИ, г. Коломна) и Институт социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН, Вологда). В 2010-2011 гг. в Вологде, Коломне и Люблине были проведены опросы учащейся молодежи гуманитарного профиля, и участники проекта приступили к обработке и анализу полученных эмпирических данных.

В мае 2011 г. в Минске состоялся Второй Международный научно-практический семинар «Здоровье населения: проблемы и пути решения». Он был подготовлен совместно Учреждениями Российской академии наук - ИСЭПН РАН и ИСЭРТ РАН, и Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси (ИС НАНБ). Вдохновителем и научным руководителем семинара была Н. М. Римашевская. В семинаре приняли участие и польские коллеги из КУЛа. Организаторы семинара поставили перед собой цель провести меж-страновое сравнение состояния и динамики здоровья населения, представить результаты локальных исследований, обсудить общие проблемы и региональные особенности и попытаться найти пути решения накопившихся проблем. По итогам этого семинара было принято решение расширить географию и исследовательскую базу международного проекта, посвященного здоровью студенческой молодежи, и инициировать проведение в Минске Институтом социологии НАН Беларуси и Петрозаводске (Институтом экономики Карельского научного центра РАН) обследования с использованием имеющегося инструментария для получения сопоставимых данных, а следующую встречу провести в Люблине [1, с. 116-124].

Таким образом, для участия в работе VII Международного научно-практического семинара «Здоровье молодежи - интердисциплинарный подход» заявили себя Польша, Россия и Беларусь, а его программа включала доклады ученых Москвы, Вологды, Коломны, Минска и хозяев семинара.

Семинар открыл профессор психологии, Dr. habil. Казимир Попельский (КУЛ). Он приветствовал участников семинара, пожелал продуктивной рабо-

ты и выразил надежду, что в результате совместных усилий будут найдены новые пути и новое понимание в подходе к изучению здоровья. Его авторская позиция состоит в том, что здоровье следует анализировать как динамичную систему, личностно испытываемую и многонаправленно реализующуюся, в рамках концепции «многомерного бытия и многонаправленного становления человеческой экзистенции», основанной на идее психологической компле-ментарности. По его мнению, здоровье является ценностью, которую человек индивидуально испытывает и познает, а психика является средой испытания стандартных проявлений здоровья или болезни [2].

Член-корреспондент РАН, профессор Н. М. Римашевская (ИСЭПН РАН) кратко обрисовала основные вехи развития проекта и обосновала важность и актуальность поднятых в нем проблем. В своем выступлении она отметила, что продолжительность научных контактов ИСЭПН РАН с КУЛ приближается к 10 годам, при этом «сначала его участники не контролировали время» и было много проблем из-за различия языка и профессиональной подготовки: с одной стороны - экономисты, демографы и социологи, с другой - психологи. Поэтому на первых порах прорабатывались теоретические и методологические аспекты сотрудничества. Однако сегодня, по мнению Н. М. Рима-шевской, можно с уверенностью сказать, что «основные проблемы не только преодолены, но проект поднялся на существенно более высокий уровень - от теоретических вопросов и вербальных форм сделан решительный шаг к экспериментам».

Имеющиеся позитивные результаты (а они уже есть) связаны в первую очередь с тем, что предметом исследования является здоровье молодежи. Изучение молодого поколения и его здоровья стоит так остро потому, что его состояние сегодня определяет в значительной мере экономическое развитие и будущее каждой страны.

В современной России отчетливо наблюдается столкновение двух независимых процессов: с одной стороны - демографического, характеризующегося активным старением и потерей в связи с этим качественных свойств населения, а с другой - переходом от природоориентированной экономики к информационному обществу и инновационным технологиям. Успех реализации этого перехода зависит от доли молодых когорт в структуре рабочей силы, способных эффективно и творчески их осваивать.

В связи с тем, что доля молодого населения интенсивно снижается, возникает проблема компенсации количества улучшением его качества, по крайней мере, в трех направлениях: более высокого уровня здоровья - психического, физического и социального, а также интеллектуального, образовательно-профессионального и морально-нравственного.

Статистика год от года отмечает ухудшение индикаторов здоровья российских подростков и молодежи. В ходе Всероссийской диспансеризации (2002 год) было осмотрено 30 млн 400 тыс. детей (94,6 %). По данным диспансеризации 32,1 % детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7 %

имели функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа здоровья), 16,2 % - хронические заболевания (Ш-ГУ-У группы здоровья). Часто и длительно болеющие дети и подростки составили около 5 %. По данным, представленным на Съезде педиатров России в феврале 2010 г., 40 % детей рождаются больными или заболевают в периоде новорожденности, почти каждый десятый младенец появляется на свет недоношенным или с низкой массой тела, ежегодно на 5-6 % растет общая заболеваемость детей всех возрастов, более чем у 50 % подростков диагностированы заболевания, которые в дальнейшем могут отрицательно повлиять на репродуктивную функцию. Ежегодно 30 % юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе по состоянию здоровья. Результаты научных исследований показывают, что состояние здоровья детей больше всего ухудшается в возрасте от 7 до 17 лет. За последние 10 лет распространенность функциональных отклонений среди учащихся младших классов повысилась на 85 %, хронических болезней -на 84 %, среди учащихся старших классов - соответственно на 74 и 40 %.

Таким образом, состояние и динамика здоровья детей России, наблюдаемые в течение двух последних десятилетий, приводят к выводу о наличии драматической ситуации, свидетельствующей об устойчивом негативном тренде. Для радикального предотвращения негативных тенденций необходимо, по крайней мере, знать факторы и причины нездоровья, тщательно их оценить, чтобы затем «правильно сформулировать и принять меры социальной политики».

В. Г. Доброхлеб (ИСЭПН РАН), известная своими исследованиями и работами в области демографического старения населения и ресурсного потенциала пожилых людей в России [3], рассмотрела активное долголетие как проблему молодежи.

По мнению современных демографов, всеобщий характер старения населения зависит от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей сути является прогрессивным процессом, характеризующим общество с высоким уровнем жизни и уверенностью в завтрашнем дне. Беря за основу теоретические труды выдающегося польского демографа Эдварда Россета, изучавшего как процесс старения, так и увеличение продолжительности жизни, В. Г. Доброхлеб проанализировала ряд показателей и важнейших факторов, негативно влияющих на формирование здоровья и имеющих решающее значение для продолжительности жизни, и подчеркнула, что «актив -ное долголетие закладывается задолго до наступления старости». Кроме того, она напомнила о превентивных стратегиях Всемирной организации здравоохранения, направленных на ограничение распространения вредных привычек и общественной осведомленности о здоровом питании и физической активности. Укрепление здоровья детей и молодежи (имеющего в России неблагоприятную динамику) зависит не только от социально-экономических условий, государственных программ и общественных инициатив, но также и от целенаправленного воспитания у каждого молодого человека осознанного отношения к своему здоровью.

Социолог Н. Е. Маркова (ИСЭПН РАН) давно обеспокоена снижением нравственного и духовного уровня, социальным, психическим и физическим нездоровьем современного российского общества, причину которого она видит в распространении и потреблении - особенно в молодежной среде - наркотиков и психоактивных веществ [4]. Она была одним из зачинателей международного междисциплинарного проекта, посвященного здоровью молодого поколения, и разработчиком инструментария социологического обследования детей и молодежи. В своем выступлении Н. Е. Маркова сфокусировала внимание участников семинара на блоке «Субкультурные движения и практики». Она пояснила, что вопросы этой части анкеты построены на деструктивных субкультурных установках, определяющих «ценностный вектор опрашиваемых». Согласие респондента с утверждением (установкой) коррелирует с показателями социального нездоровья: нарушением социальных норм, перманентными конфликтами, проблемами с репродуктивным здоровьем, рисковым поведением, депрессией, потреблением психоактивных веществ. Согласие подростка с деструктивной установкой - это тревожный сигнал, который надо вовремя заметить и принять необходимые профилактические меры.

Выходя за рамки основной объявленной темы, особое внимание на семинаре было уделено проблеме выявления и поддержки одаренных детей (Л. Г. Лунякова, ИСЭПН РАН) и интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения Вологодской области (К. А. Гулин, ИСЭРТ РАН).

Интерес к одаренности и одаренным детям в настоящее время достаточно высок, и это можно объяснить общественными потребностями. То, что интеллект и творческие способности являются национальным богатством, несомненно. Сегодняшние одаренные дети должны стать движущей силой, фундаментом, активной составляющей российского общества в различных областях человеческой деятельности - управления, науки, культуры, искусства, бизнеса, политики и достойно представлять Россию на мировом уровне. И поскольку поддержка одаренных детей - единственный надежный способ воспроизводства интеллектуальной элиты любой нации, их выявление и обучение во многих странах осуществляются в настоящее время за счет специально разработанных государственных программ.

В 1995 г. в Варшаве состоялась II Международная научно-практическая конференция по проблемам одаренности. На ней были приняты обращения к ООН и правительствам стран Европы, в которых участники конференции призвали страны Европейского сообщества поддержать международные программы «Одаренные дети Европы» и «Дети XXI века».

В России с 1996 г. многие стратегические документы федерального уровня, в том числе целевая программа «Дети России», объявляли поддержку одаренных и талантливых детей приоритетной государственной задачей, а национальный проект «Образование», инициатива «Наша новая школа» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, выделяют систему поддержки одаренных детей в качестве одного из

ключевых направлений развития общего образования. И действительно, в последние годы наблюдался количественный рост школ и лицеев для одаренных детей, подразделений дополнительного и специального образования, расширение региональных и всероссийских конкурсов и соревнований и номинаций в них, увеличение числа участников и победителей предметных олимпиад.

Однако результаты одного из самых представительных международных сравнительных исследований качества и доступности образования PISA (Programme for .international «Student Assessment), в которых проверяются знания 15-летних учащихся, демонстрируют весьма скромные успехи наших школь-ников-подростков на фоне своих зарубежных ровесников. Основной вопрос международного исследования PISA: обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, функциональной грамотностью в области математики, чтения, естествознания и компетентности в решении проблем, с которыми они могут встретиться в жизни. Так, в 2009 г. по читательской грамотности средний балл России составил 459 баллов, Польши - 500; по естественнонаучной грамотности - 478 и 508 соответственно. По всем трем направлениям исследования PISA Россия находится в группе стран, средний балл которых статистически существенно ниже среднего балла по странам Организации экономического содружества и развития (ОЭСР), а разрыв с лидирующими странами по всем направлениям составляет около 100 баллов. Самые высокие результаты хотя бы по одному из трех направлений продемонстрировали около 8 % российских 15-летних учащихся (в среднем по ОЭСР - 16,3 %); одновременно по всем трем направлениям таких ребят оказалось в России 1,4 % (в среднем по ОЭСР - 4,1 %, в лидирующих странах до 14 %). Эти данные позволяют стране оценить свой потенциал по числу талантливых детей.

Заместитель директора ИСЭРТ РАН К. А. Гулин в своем выступлении констатировал, что по результатам проведенных в Вологодской области исследований, творческий потенциал у детей есть, но сложившаяся в регионе социально-экономическая ситуация, снижение качества основного общего образования и низкая материально-техническая база образовательных учреждений не способствуют его развитию и обусловливают негативный тренд интеллектуального потенциала и творческих возможностей учащихся. Заметим, что Вологодская область входит в список субъектов РФ, принимавших участие в программе PISA-2009.

Это говорит о том, что в настоящее время, снабжая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за рамки учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и наиболее слабым звеном в системе российского образования оказалась основная школа (пятые-девятые классы). Начиная с 2003 года, многие страны, в том числе Польша, учитывая результаты исследований PISA, реформировали свои системы образования и пересматривали требования к образовательным достижениям учащихся, что позволило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению международных тестов и добиться более высоких результатов.

За время реализации программы PISA количество стран, принявших в ней участие, выросло с 32 в 2000 г. до 65 в 2009 г. Республика Беларусь пока не входит в число этих стран. Республиканский компьютерный банк данных одаренной и талантливой молодежи ежегодно обновляется, и в настоящее время в него включена информация о более чем 8000 человек. В случае принятия положительного решения об участии Беларуси в программе PISA обязанность за организацию и контроль при ее проведении может быть возложена на Национальный институт образования, имеющий необходимый для этого кадровый и научный потенциал.

Блок докладов А. А. Шабуновой, М. В. Морева (ИСЭРТ РАН), Е. И. Медведевой и С. В. Крошилина (МГОСГИ, г. Коломна), Л. Сухоцкой (КУЛ) был посвящен предварительным результатам международного исследования «Здоровье молодежи - междисциплинарный подход», основной целью которого было выявление общих и специфических факторов риска, влияющих на здоровье студенческой молодежи в России и в Польше, их самооценке своего здоровья, ценностным установкам и отношению молодежи к здоровью и здоровому образу жизни. В основе анализа - данные мультидисциплинарного исследования здоровья студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений, проведённого в 2010-2011 гг. в Польше и России.

Опрос показал, что в целом среди представителей молодежи преобладают позитивные оценки самочувствия и здоровья. Подавляющее большинство опрошенных характеризовало свое здоровье как «нормальное» или «отличное», так как серьезные физические недомогания в молодом возрасте, как правило, отсутствуют. При этом оценки здоровья юношей несколько выше, чем девушек. Проведенное исследование показало, что удельный вес студентов, активно заботящихся о поддержании и укреплении здоровья, выше среди тех, у кого здоровье отличное, а также в группе молодежи, имеющей хронические заболевания. Мотиваторами повышения заботы о здоровье могут быть как твердые убеждения, так и реальное ухудшение здоровья, требующее немедленных действий по его поддержанию. Проблема самосохранительного поведения в студенческой среде заключается, прежде всего, в противоречии между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Для поддержания и укрепления здоровья важны социально-психологические условия внешней среды, рациональное сбалансированное питание, культура отдыха и досуга, а также материальные и финансовые возможности, которые обеспечивают доступность разнообразных услуг и здорового образа жизни.

Внедрение в повседневную жизнь и процесс образования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) обусловило как позитивные, так и негативные проблемы в здоровье детей и молодежи. Они проявляются в ухудшении зрения, переутомляемости и нарушении сна, гиподинамии и нарушении обмена веществ.

Образование и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования и фактические данные. Поэтому

важной задачей является научное обоснование и разработка здоровьесберегающих образовательных технологий работы с детьми, особенно одаренными и талантливыми, и студенческой молодежью. Социальная значимость здоровья молодого поколения обусловлена тем, что оно представляют собой ближайший социальный, экономический, репродуктивный, политический, интеллектуальный и культурный резерв общества.

Анализируя чувство ответственности за здоровье у молодых поляков, Л. Сухоцкая пришла к противоречивому результату: польские студенты более ответственно относятся к своему здоровью, но при этом у них больше вредных привычек, чем у российских студентов. Кроме того, она выявила зависимость и влияние на здоровье психологических факторов, но значимых статистических различий между поляками и россиянами не обнаружила.

Доклады ученых Института социологии НАН Беларуси В. Р. Шухатович и М. И. Артюхина были представлены заочно. В первом из них - «Профессиональная идентичность как фактор здоровья и качества жизни молодежи» -освещаются результаты двух исследований 2011 и 2012 гг., направленных на поиск социальных ресурсов поддержания здоровья человека и повышения качества человеческого потенциала в ближайшее время и отдаленной перспективе. В. Р. Шухатович предлагает рассматривать профессиональную идентичность как один из основных структурных компонентов социальной идентичности и показатель способности человека и общества к самосохранению, самоорганизации и саморазвитию. Согласно результатам исследования, у респондентов, отметивших соответствие выбранной профессии призванию, способностям и склонностям, наблюдаются более высокие самооценки здоровья, удовлетворенности жизнью и профессионального оптимизма. Таким образом, правильный выбор профессии выступает ключевой характеристикой качества человеческого потенциала социально-демографических групп, в частности -молодежи.

Работа М.И. Артюхина «Социально-профессиональные факторы здоровья молодых врачей Беларуси» посвящена злободневной проблеме профессиональной адаптации дипломированных медиков на первых этапах их трудовой деятельности. Принимая непосредственное участие в процессе «производства здоровья» людей, они могут подвергаться высоким профессиональным рискам и стрессогенным факторам, а это, в свою очередь, может привести к развитию хронической усталости, неудовлетворенности, снижению трудовой мотивации и нездоровью. Из материалов исследования видно, что для сохранения здоровья врачей необходимы улучшение условий и режима работы, соответствующих профессиональным ожиданиям молодых специалистов; увеличение оплаты и повышение оценки труда врача обществом (а не поиск дополнительных заработков за счет роста нагрузок); повышение уровня социальной защищенности врача, отвечающей его общественному статусу.

При подведении итогов руководитель семинара проф. Н. М. Римашевская отметила, что его результаты значительно превзошли ожидания. Завершено

самое трудоемкое дело - на данном этапе реализации проекта создана не только эмпирическая база, которую можно анализировать и сравнивать (т. е. получена фактура), но проект продвинулся вперед теоретически (получены первые предварительные результаты, есть описание массива). Однако специфика исследования такова, что точку ставить преждевременно, так как необходимо конкретизировать данные, а затем провести более глубокий анализ и ответить на вопрос почему получилась та или иная зависимость. Только тогда можно предлагать что делать. Поэтому сейчас, после семинара, следует сосредоточиться на дополнительных вопросах к анкете, нацеленных на расширение не поля, а содержания. Окончательным итогом проекта должна стать книга о здоровье молодежи.

Знаковым событием для участников семинара была встреча с проректором Католического университета по международным связям, заведующей кафедрой методологии наук, профессором Dr. habil. Евой А. Леккой-Ковалик. Она выразила неподдельный интерес к международному междисциплинарному проекту о здоровье и состоянии молодежи и готовность поддержать издательскую инициативу по итогам сравнительного анализа.

Литература

1. Лунякова, Л. Г. Здоровье населения: проблемы и пути решения / Л. Г. Лунякова, В. Р. Шухатович // Народонаселение. - 2011. - № 3.

2. Popielski K. In Search of Authenticity. Noo-Theory and Noo-Therapy. Lublin, 2012. 69 p.

3. Доброхлеб, В. Г. Старшее поколение современной России. - М.: РНЦ ИСЭПН, 2003. -304 с.; Ее же. Ресурсный потенциал и занятость пожилых людей в современной России. Ярославль: Лад, 2004. - 220 с.

4. Маркова, Н. Е. Культуринтервенция. М., Интернет-издание Вэб-центра «Омега». 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/kulturint/Main.htm; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Mark/index.php

L. G. LUNYAKOVA

THE INTERNATIONAL PROJECT «YOUTH’S HEALTH - INTERDISCIPLINARY APPROACH»: THE FIRST RESULTS OF IT

Summary

A brief history of the international cooperation and progress of tripartite (Poland-Russia-Belarus), a multidisciplinary research project «Youth’s Health - Interdisciplinary Approach» is presented. An overview of the reports of the Vllth International scientific and practical seminar, held on 1-6 September 2012 in Lublin (Poland), and the results of the first stage of this project implementation are provided.

Key words: youth’s health, international multidisciplinary research project, gifted and talented children, human capital, intellectual potential, health factors, social policy, professional identity, quality of life.

Поступила 24.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.