НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 316.346
Л. Г. ЛУНЯКОВА,
кандидат географических наук,
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, г. Москва
международный проект «здоровье молодежи - МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД»:
первые результаты
Излагается краткая история международного сотрудничества и развития трехстороннего (Польша-Россия-Беларусь) научно-исследовательского проекта «Здоровье молодежи - междисциплинарный подход». Дается обзор докладов VII Международного научно-практического семинара, проходившего 1-6 сентября 2012 г. в Люблине (Польша), и результатов анализа материалов первого этапа обследования здоровья молодежи трех стран.
Ключевые слова: здоровье молодежи, международный междисциплинарный проект, одаренные и талантливые дети, интеллектуальный потенциал, профессиональная идентичность, качество жизни.
С 1 по 6 сентября 2012 года в Католическом университете г. Люблина имени Иоанна Павла II (Katolicki Uniwersytet Lubelski Jana Pawia II, KUL) состоялся VII Международный научно-практический семинар «Здоровье молодежи - интердисциплинарный подход». Он проходил в рамках трехстороннего научного сотрудничества Католического университета (КУЛ, Польша) с институтами Российской академии наук и Национальной академии наук Беларуси. Люблин представляет собой важный административный и академический центр, а его самый известный вуз - Католический университет Люблина (КУЛ) является старейшим (открыт в 1918 г.) негосударственным общественным высшим учебным заведением Польши. В настоящее время учебная и исследовательская деятельность проводится в нем на шести факультетах. Кроме чисто религиозного, КУЛ дает образование в различных областях светской науки. VII Международный семинар, посвященный здоровью молодежи, был подготовлен совместно Кафедрой психотерапии и психологии здоровья КУЛ (руководитель проекта - доктор психологии, профессор К. Попельский, координатор - доктор гуманитарных наук в области психологии, адъюнкт Л. Сухоц-кая) и лабораторией гендерных проблем ИСЭПН РАН (руководитель - член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Н. М. Римашевская, координатор - старший научный сотрудник, кандидат географических наук Л. Г. Лунякова).
Взаимоотношения между ИСЭПН РАН и КУЛ имеют давнюю историю, и идея проведения постоянного Международного семинара возникла благодаря продолжительным научным контактам Н. М. Римашевской и Л. Сухоц-кой (преподавателя КУЛ, ученицы и последователя теоретических разработок
проф. К. Попельского), которая стала первым связующим звеном между двумя организациями. В процессе двусторонних семинаров обсуждались разные научные подходы к изучению общественного и индивидуального здоровья, пониманию поведенческих практик, здорового образа жизни и технологий здоровьесбережения. На начальном этапе сотрудничества между польскими и российскими учеными при непосредственном участии старшего научного сотрудника ИСЭПН РАН социолога Н. Е. Марковой был разработан социологический инструментарий исследования (анкета). Он состоит из совокупности следующих блоков вопросов: Здоровье и здоровый образ жизни; Субкультурные движения и практики; Тест NOO-динамики; Шкала выбора ценностей; Самопознание; Ответственность за здоровье. В процессе совместных изысканий на стыке социологии, демографии, экономики и психологии к 2009 г. был разработан новый проект «Здоровье молодежи - междисциплинарный подход».
На следующем этапе развития этого проекта в него были вовлечены Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (МГОСГИ, г. Коломна) и Институт социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН, Вологда). В 2010-2011 гг. в Вологде, Коломне и Люблине были проведены опросы учащейся молодежи гуманитарного профиля, и участники проекта приступили к обработке и анализу полученных эмпирических данных.
В мае 2011 г. в Минске состоялся Второй Международный научно-практический семинар «Здоровье населения: проблемы и пути решения». Он был подготовлен совместно Учреждениями Российской академии наук - ИСЭПН РАН и ИСЭРТ РАН, и Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси (ИС НАНБ). Вдохновителем и научным руководителем семинара была Н. М. Римашевская. В семинаре приняли участие и польские коллеги из КУЛа. Организаторы семинара поставили перед собой цель провести меж-страновое сравнение состояния и динамики здоровья населения, представить результаты локальных исследований, обсудить общие проблемы и региональные особенности и попытаться найти пути решения накопившихся проблем. По итогам этого семинара было принято решение расширить географию и исследовательскую базу международного проекта, посвященного здоровью студенческой молодежи, и инициировать проведение в Минске Институтом социологии НАН Беларуси и Петрозаводске (Институтом экономики Карельского научного центра РАН) обследования с использованием имеющегося инструментария для получения сопоставимых данных, а следующую встречу провести в Люблине [1, с. 116-124].
Таким образом, для участия в работе VII Международного научно-практического семинара «Здоровье молодежи - интердисциплинарный подход» заявили себя Польша, Россия и Беларусь, а его программа включала доклады ученых Москвы, Вологды, Коломны, Минска и хозяев семинара.
Семинар открыл профессор психологии, Dr. habil. Казимир Попельский (КУЛ). Он приветствовал участников семинара, пожелал продуктивной рабо-
ты и выразил надежду, что в результате совместных усилий будут найдены новые пути и новое понимание в подходе к изучению здоровья. Его авторская позиция состоит в том, что здоровье следует анализировать как динамичную систему, личностно испытываемую и многонаправленно реализующуюся, в рамках концепции «многомерного бытия и многонаправленного становления человеческой экзистенции», основанной на идее психологической компле-ментарности. По его мнению, здоровье является ценностью, которую человек индивидуально испытывает и познает, а психика является средой испытания стандартных проявлений здоровья или болезни [2].
Член-корреспондент РАН, профессор Н. М. Римашевская (ИСЭПН РАН) кратко обрисовала основные вехи развития проекта и обосновала важность и актуальность поднятых в нем проблем. В своем выступлении она отметила, что продолжительность научных контактов ИСЭПН РАН с КУЛ приближается к 10 годам, при этом «сначала его участники не контролировали время» и было много проблем из-за различия языка и профессиональной подготовки: с одной стороны - экономисты, демографы и социологи, с другой - психологи. Поэтому на первых порах прорабатывались теоретические и методологические аспекты сотрудничества. Однако сегодня, по мнению Н. М. Рима-шевской, можно с уверенностью сказать, что «основные проблемы не только преодолены, но проект поднялся на существенно более высокий уровень - от теоретических вопросов и вербальных форм сделан решительный шаг к экспериментам».
Имеющиеся позитивные результаты (а они уже есть) связаны в первую очередь с тем, что предметом исследования является здоровье молодежи. Изучение молодого поколения и его здоровья стоит так остро потому, что его состояние сегодня определяет в значительной мере экономическое развитие и будущее каждой страны.
В современной России отчетливо наблюдается столкновение двух независимых процессов: с одной стороны - демографического, характеризующегося активным старением и потерей в связи с этим качественных свойств населения, а с другой - переходом от природоориентированной экономики к информационному обществу и инновационным технологиям. Успех реализации этого перехода зависит от доли молодых когорт в структуре рабочей силы, способных эффективно и творчески их осваивать.
В связи с тем, что доля молодого населения интенсивно снижается, возникает проблема компенсации количества улучшением его качества, по крайней мере, в трех направлениях: более высокого уровня здоровья - психического, физического и социального, а также интеллектуального, образовательно-профессионального и морально-нравственного.
Статистика год от года отмечает ухудшение индикаторов здоровья российских подростков и молодежи. В ходе Всероссийской диспансеризации (2002 год) было осмотрено 30 млн 400 тыс. детей (94,6 %). По данным диспансеризации 32,1 % детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7 %
имели функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа здоровья), 16,2 % - хронические заболевания (Ш-ГУ-У группы здоровья). Часто и длительно болеющие дети и подростки составили около 5 %. По данным, представленным на Съезде педиатров России в феврале 2010 г., 40 % детей рождаются больными или заболевают в периоде новорожденности, почти каждый десятый младенец появляется на свет недоношенным или с низкой массой тела, ежегодно на 5-6 % растет общая заболеваемость детей всех возрастов, более чем у 50 % подростков диагностированы заболевания, которые в дальнейшем могут отрицательно повлиять на репродуктивную функцию. Ежегодно 30 % юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе по состоянию здоровья. Результаты научных исследований показывают, что состояние здоровья детей больше всего ухудшается в возрасте от 7 до 17 лет. За последние 10 лет распространенность функциональных отклонений среди учащихся младших классов повысилась на 85 %, хронических болезней -на 84 %, среди учащихся старших классов - соответственно на 74 и 40 %.
Таким образом, состояние и динамика здоровья детей России, наблюдаемые в течение двух последних десятилетий, приводят к выводу о наличии драматической ситуации, свидетельствующей об устойчивом негативном тренде. Для радикального предотвращения негативных тенденций необходимо, по крайней мере, знать факторы и причины нездоровья, тщательно их оценить, чтобы затем «правильно сформулировать и принять меры социальной политики».
В. Г. Доброхлеб (ИСЭПН РАН), известная своими исследованиями и работами в области демографического старения населения и ресурсного потенциала пожилых людей в России [3], рассмотрела активное долголетие как проблему молодежи.
По мнению современных демографов, всеобщий характер старения населения зависит от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей сути является прогрессивным процессом, характеризующим общество с высоким уровнем жизни и уверенностью в завтрашнем дне. Беря за основу теоретические труды выдающегося польского демографа Эдварда Россета, изучавшего как процесс старения, так и увеличение продолжительности жизни, В. Г. Доброхлеб проанализировала ряд показателей и важнейших факторов, негативно влияющих на формирование здоровья и имеющих решающее значение для продолжительности жизни, и подчеркнула, что «актив -ное долголетие закладывается задолго до наступления старости». Кроме того, она напомнила о превентивных стратегиях Всемирной организации здравоохранения, направленных на ограничение распространения вредных привычек и общественной осведомленности о здоровом питании и физической активности. Укрепление здоровья детей и молодежи (имеющего в России неблагоприятную динамику) зависит не только от социально-экономических условий, государственных программ и общественных инициатив, но также и от целенаправленного воспитания у каждого молодого человека осознанного отношения к своему здоровью.
Социолог Н. Е. Маркова (ИСЭПН РАН) давно обеспокоена снижением нравственного и духовного уровня, социальным, психическим и физическим нездоровьем современного российского общества, причину которого она видит в распространении и потреблении - особенно в молодежной среде - наркотиков и психоактивных веществ [4]. Она была одним из зачинателей международного междисциплинарного проекта, посвященного здоровью молодого поколения, и разработчиком инструментария социологического обследования детей и молодежи. В своем выступлении Н. Е. Маркова сфокусировала внимание участников семинара на блоке «Субкультурные движения и практики». Она пояснила, что вопросы этой части анкеты построены на деструктивных субкультурных установках, определяющих «ценностный вектор опрашиваемых». Согласие респондента с утверждением (установкой) коррелирует с показателями социального нездоровья: нарушением социальных норм, перманентными конфликтами, проблемами с репродуктивным здоровьем, рисковым поведением, депрессией, потреблением психоактивных веществ. Согласие подростка с деструктивной установкой - это тревожный сигнал, который надо вовремя заметить и принять необходимые профилактические меры.
Выходя за рамки основной объявленной темы, особое внимание на семинаре было уделено проблеме выявления и поддержки одаренных детей (Л. Г. Лунякова, ИСЭПН РАН) и интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения Вологодской области (К. А. Гулин, ИСЭРТ РАН).
Интерес к одаренности и одаренным детям в настоящее время достаточно высок, и это можно объяснить общественными потребностями. То, что интеллект и творческие способности являются национальным богатством, несомненно. Сегодняшние одаренные дети должны стать движущей силой, фундаментом, активной составляющей российского общества в различных областях человеческой деятельности - управления, науки, культуры, искусства, бизнеса, политики и достойно представлять Россию на мировом уровне. И поскольку поддержка одаренных детей - единственный надежный способ воспроизводства интеллектуальной элиты любой нации, их выявление и обучение во многих странах осуществляются в настоящее время за счет специально разработанных государственных программ.
В 1995 г. в Варшаве состоялась II Международная научно-практическая конференция по проблемам одаренности. На ней были приняты обращения к ООН и правительствам стран Европы, в которых участники конференции призвали страны Европейского сообщества поддержать международные программы «Одаренные дети Европы» и «Дети XXI века».
В России с 1996 г. многие стратегические документы федерального уровня, в том числе целевая программа «Дети России», объявляли поддержку одаренных и талантливых детей приоритетной государственной задачей, а национальный проект «Образование», инициатива «Наша новая школа» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, выделяют систему поддержки одаренных детей в качестве одного из
ключевых направлений развития общего образования. И действительно, в последние годы наблюдался количественный рост школ и лицеев для одаренных детей, подразделений дополнительного и специального образования, расширение региональных и всероссийских конкурсов и соревнований и номинаций в них, увеличение числа участников и победителей предметных олимпиад.
Однако результаты одного из самых представительных международных сравнительных исследований качества и доступности образования PISA (Programme for .international «Student Assessment), в которых проверяются знания 15-летних учащихся, демонстрируют весьма скромные успехи наших школь-ников-подростков на фоне своих зарубежных ровесников. Основной вопрос международного исследования PISA: обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, функциональной грамотностью в области математики, чтения, естествознания и компетентности в решении проблем, с которыми они могут встретиться в жизни. Так, в 2009 г. по читательской грамотности средний балл России составил 459 баллов, Польши - 500; по естественнонаучной грамотности - 478 и 508 соответственно. По всем трем направлениям исследования PISA Россия находится в группе стран, средний балл которых статистически существенно ниже среднего балла по странам Организации экономического содружества и развития (ОЭСР), а разрыв с лидирующими странами по всем направлениям составляет около 100 баллов. Самые высокие результаты хотя бы по одному из трех направлений продемонстрировали около 8 % российских 15-летних учащихся (в среднем по ОЭСР - 16,3 %); одновременно по всем трем направлениям таких ребят оказалось в России 1,4 % (в среднем по ОЭСР - 4,1 %, в лидирующих странах до 14 %). Эти данные позволяют стране оценить свой потенциал по числу талантливых детей.
Заместитель директора ИСЭРТ РАН К. А. Гулин в своем выступлении констатировал, что по результатам проведенных в Вологодской области исследований, творческий потенциал у детей есть, но сложившаяся в регионе социально-экономическая ситуация, снижение качества основного общего образования и низкая материально-техническая база образовательных учреждений не способствуют его развитию и обусловливают негативный тренд интеллектуального потенциала и творческих возможностей учащихся. Заметим, что Вологодская область входит в список субъектов РФ, принимавших участие в программе PISA-2009.
Это говорит о том, что в настоящее время, снабжая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за рамки учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и наиболее слабым звеном в системе российского образования оказалась основная школа (пятые-девятые классы). Начиная с 2003 года, многие страны, в том числе Польша, учитывая результаты исследований PISA, реформировали свои системы образования и пересматривали требования к образовательным достижениям учащихся, что позволило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению международных тестов и добиться более высоких результатов.
За время реализации программы PISA количество стран, принявших в ней участие, выросло с 32 в 2000 г. до 65 в 2009 г. Республика Беларусь пока не входит в число этих стран. Республиканский компьютерный банк данных одаренной и талантливой молодежи ежегодно обновляется, и в настоящее время в него включена информация о более чем 8000 человек. В случае принятия положительного решения об участии Беларуси в программе PISA обязанность за организацию и контроль при ее проведении может быть возложена на Национальный институт образования, имеющий необходимый для этого кадровый и научный потенциал.
Блок докладов А. А. Шабуновой, М. В. Морева (ИСЭРТ РАН), Е. И. Медведевой и С. В. Крошилина (МГОСГИ, г. Коломна), Л. Сухоцкой (КУЛ) был посвящен предварительным результатам международного исследования «Здоровье молодежи - междисциплинарный подход», основной целью которого было выявление общих и специфических факторов риска, влияющих на здоровье студенческой молодежи в России и в Польше, их самооценке своего здоровья, ценностным установкам и отношению молодежи к здоровью и здоровому образу жизни. В основе анализа - данные мультидисциплинарного исследования здоровья студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений, проведённого в 2010-2011 гг. в Польше и России.
Опрос показал, что в целом среди представителей молодежи преобладают позитивные оценки самочувствия и здоровья. Подавляющее большинство опрошенных характеризовало свое здоровье как «нормальное» или «отличное», так как серьезные физические недомогания в молодом возрасте, как правило, отсутствуют. При этом оценки здоровья юношей несколько выше, чем девушек. Проведенное исследование показало, что удельный вес студентов, активно заботящихся о поддержании и укреплении здоровья, выше среди тех, у кого здоровье отличное, а также в группе молодежи, имеющей хронические заболевания. Мотиваторами повышения заботы о здоровье могут быть как твердые убеждения, так и реальное ухудшение здоровья, требующее немедленных действий по его поддержанию. Проблема самосохранительного поведения в студенческой среде заключается, прежде всего, в противоречии между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Для поддержания и укрепления здоровья важны социально-психологические условия внешней среды, рациональное сбалансированное питание, культура отдыха и досуга, а также материальные и финансовые возможности, которые обеспечивают доступность разнообразных услуг и здорового образа жизни.
Внедрение в повседневную жизнь и процесс образования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) обусловило как позитивные, так и негативные проблемы в здоровье детей и молодежи. Они проявляются в ухудшении зрения, переутомляемости и нарушении сна, гиподинамии и нарушении обмена веществ.
Образование и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования и фактические данные. Поэтому
важной задачей является научное обоснование и разработка здоровьесберегающих образовательных технологий работы с детьми, особенно одаренными и талантливыми, и студенческой молодежью. Социальная значимость здоровья молодого поколения обусловлена тем, что оно представляют собой ближайший социальный, экономический, репродуктивный, политический, интеллектуальный и культурный резерв общества.
Анализируя чувство ответственности за здоровье у молодых поляков, Л. Сухоцкая пришла к противоречивому результату: польские студенты более ответственно относятся к своему здоровью, но при этом у них больше вредных привычек, чем у российских студентов. Кроме того, она выявила зависимость и влияние на здоровье психологических факторов, но значимых статистических различий между поляками и россиянами не обнаружила.
Доклады ученых Института социологии НАН Беларуси В. Р. Шухатович и М. И. Артюхина были представлены заочно. В первом из них - «Профессиональная идентичность как фактор здоровья и качества жизни молодежи» -освещаются результаты двух исследований 2011 и 2012 гг., направленных на поиск социальных ресурсов поддержания здоровья человека и повышения качества человеческого потенциала в ближайшее время и отдаленной перспективе. В. Р. Шухатович предлагает рассматривать профессиональную идентичность как один из основных структурных компонентов социальной идентичности и показатель способности человека и общества к самосохранению, самоорганизации и саморазвитию. Согласно результатам исследования, у респондентов, отметивших соответствие выбранной профессии призванию, способностям и склонностям, наблюдаются более высокие самооценки здоровья, удовлетворенности жизнью и профессионального оптимизма. Таким образом, правильный выбор профессии выступает ключевой характеристикой качества человеческого потенциала социально-демографических групп, в частности -молодежи.
Работа М.И. Артюхина «Социально-профессиональные факторы здоровья молодых врачей Беларуси» посвящена злободневной проблеме профессиональной адаптации дипломированных медиков на первых этапах их трудовой деятельности. Принимая непосредственное участие в процессе «производства здоровья» людей, они могут подвергаться высоким профессиональным рискам и стрессогенным факторам, а это, в свою очередь, может привести к развитию хронической усталости, неудовлетворенности, снижению трудовой мотивации и нездоровью. Из материалов исследования видно, что для сохранения здоровья врачей необходимы улучшение условий и режима работы, соответствующих профессиональным ожиданиям молодых специалистов; увеличение оплаты и повышение оценки труда врача обществом (а не поиск дополнительных заработков за счет роста нагрузок); повышение уровня социальной защищенности врача, отвечающей его общественному статусу.
При подведении итогов руководитель семинара проф. Н. М. Римашевская отметила, что его результаты значительно превзошли ожидания. Завершено
самое трудоемкое дело - на данном этапе реализации проекта создана не только эмпирическая база, которую можно анализировать и сравнивать (т. е. получена фактура), но проект продвинулся вперед теоретически (получены первые предварительные результаты, есть описание массива). Однако специфика исследования такова, что точку ставить преждевременно, так как необходимо конкретизировать данные, а затем провести более глубокий анализ и ответить на вопрос почему получилась та или иная зависимость. Только тогда можно предлагать что делать. Поэтому сейчас, после семинара, следует сосредоточиться на дополнительных вопросах к анкете, нацеленных на расширение не поля, а содержания. Окончательным итогом проекта должна стать книга о здоровье молодежи.
Знаковым событием для участников семинара была встреча с проректором Католического университета по международным связям, заведующей кафедрой методологии наук, профессором Dr. habil. Евой А. Леккой-Ковалик. Она выразила неподдельный интерес к международному междисциплинарному проекту о здоровье и состоянии молодежи и готовность поддержать издательскую инициативу по итогам сравнительного анализа.
Литература
1. Лунякова, Л. Г. Здоровье населения: проблемы и пути решения / Л. Г. Лунякова, В. Р. Шухатович // Народонаселение. - 2011. - № 3.
2. Popielski K. In Search of Authenticity. Noo-Theory and Noo-Therapy. Lublin, 2012. 69 p.
3. Доброхлеб, В. Г. Старшее поколение современной России. - М.: РНЦ ИСЭПН, 2003. -304 с.; Ее же. Ресурсный потенциал и занятость пожилых людей в современной России. Ярославль: Лад, 2004. - 220 с.
4. Маркова, Н. Е. Культуринтервенция. М., Интернет-издание Вэб-центра «Омега». 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/kulturint/Main.htm; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Mark/index.php
L. G. LUNYAKOVA
THE INTERNATIONAL PROJECT «YOUTH’S HEALTH - INTERDISCIPLINARY APPROACH»: THE FIRST RESULTS OF IT
Summary
A brief history of the international cooperation and progress of tripartite (Poland-Russia-Belarus), a multidisciplinary research project «Youth’s Health - Interdisciplinary Approach» is presented. An overview of the reports of the Vllth International scientific and practical seminar, held on 1-6 September 2012 in Lublin (Poland), and the results of the first stage of this project implementation are provided.
Key words: youth’s health, international multidisciplinary research project, gifted and talented children, human capital, intellectual potential, health factors, social policy, professional identity, quality of life.
Поступила 24.10.2012 г.