Научная статья на тему 'Здоровье как педагогический феномен'

Здоровье как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH / CULTURE HEALTH / LEVELS AND HEALTH INDICATORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верхорубова Оксана Викторовна

Статья посвящена обоснованию важнейших ценностей в педагогическом образовании, таких, как «здоровье» и «здоровый образ жизни». В статье автором приводятся различные определения данных феноменов и раскрываются педагогические возможности их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health

Article focuses on the justification of most important values in teacher education, such as «health» and «health lifestyle». The author's various definitions of this phenomenon, it is levels and raters, as reveals the possibilities of development of a culture of health in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Здоровье как педагогический феномен»

телей молодых поколений в процессе киберсоциализации в Интернете происходит (или, к сожалению, не происходит) формирование общей киберкультуры (культуры киберсоциализации) личности.

Таким образом, Интернет по праву можно считать не только фактором, но институтом социализации, в интернет-пространстве происходит непосредственно интернет-социализация молодёжи, как частный (но объёмный) вид киберсоциализации -особого вида социализации.

Библиографический список

1. Вся правда - в телевизоре? // Пресс-выпуск № 2081 -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wcюm.ra/mdex.php?id=459&шd=112941

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. — 568 с.

3. Мудрик А.В. Воспитательные ресурсы Интернета // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2008. - № 4. - С. 37-39.

4. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. А.В. Мудрика. - М.: МИТУ; «Ното СуЬегш», 2011. - 400 с.

5. Сергеев А.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета: Дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 2010. - 359 с.

6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития (доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. // Вопросы воспитания. - 2010. - № 2. - С. 9-20.

УДК 821.161.1.09

Большакова Татьяна Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Bolshakova64@eandex.ru

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ АВТОРСКИХ СКАЗОК Е.В. ЧЕСТНЯКОВА КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье исследуется использование народных сказок и авторских сказок Е.В. Честнякова в качестве содержательной основы театрализованных игр школьников.

Ключевые слова: сказка, авторская сказка Е.В. Честнякова.

Сказка - эпический жанр устного народного творчества; прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Передовые просветители и педагоги А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. всегда были высокого мнения о педагогическом значении народных сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Не вдаваясь в подробный анализ сказки, можно долго перечислять очевидные достоинства, наделяющие сказку огромной притягательной силой: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность, дидактизм; свобода от национальной ограниченности. Сказки отражают лучшие черты народа: безграничную преданность родине; всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества; трудолюбие, одаренность, стремление к знаниям и любовь к книге - источнику мудрости.

Подобное мнение многим учителям, воспитателям и родителям покажется, неоспоримым. Тем не менее, в современной педагогической литературе, различных источниках СМИ и интернета встречаем не столь однозначные мнения о роли сказки в системе ценностей имплицитной практики воспитания. Встречаются утверждения о том, что в русских народных сказках своеобразной «стартовой»

ценностью выступают следующие этнохарактери-стики: эзотеричность российского менталитета, т.е. постоянное ожидание чуда; «Великая Российская Мечта» или желание разом, одним махом покончить с бедностью; уклонение от тяжелого крестьянского труда, бездеятельность, лень, приоритет отдыха над работой, ориентация на безделье, праздность; отсутствие желания что-либо производить при наличии страстного желания иметь как можно больше; ненависть ко всему основательному, трудолюбивому, зажиточному [1].

Не оспаривая подобные мнения, согласимся с Т.Н. Волковым, призывающим не идеализировать устои народной, особенно старой деревенской жизни, т.к. они содержали немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. «Тем не менее, духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров» [2].

Одним из таких «подлинно народных характеров» является Ефим Васильевич Честняков (18741961) - личность многогранная, цельная, глубокая, не поддающаяся «всеобъясняющему» определению. По мнению одних, он - крестьянский худож-

ник, мыслитель, автор словесности, другие знают его, как чудесного сказочника и создателя необычного глиняного театра. Одно очевидно, Честняков жил и творил среди своего народа и не был отделен от него «ни особенностью своего «возвышенного» ремесла, ни образом жизни» (В. Серебровский).

Авторские сказки Е.В. Честнякова «Иванушко» и «Сергиюшко» являются отражением духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности, учат состраданию и доброте, о самом важном и сложном рассказывают доходчиво и просто, их мудрый мир учит мечтать и фантазировать, отрывая от обыденности. Е.В. Честняков так пишет о значении фантазии и сказки в жизни людей: «Фантазия - она реальна. Когда фантазия сказку рисует, это уже действительность... и потом она войдет в обиход жизни так же, как ковш для питья. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия» [3].

Красной строкой через все его литературные произведения проходит идея «благостного культурного труда». Укором лени, бездеятельности звучат строки Честнякова: «Жить трудом не все мы рады, // А мечтать про винограды, // Сказки слушать любим все // О довольстве и красе.» Мечта Честня-кова об освобождении от тяжелого физического труда - это не ориентация на безделье и праздность, а «величайшее благо для людей - благословение на духовную жизнь» [3].

В сказке «Чудесное яблоко» Е.В. Честняков решает проблему соотнесенности индивидуального и коллективного, бесконечно малого и бесконечно большого. Для ребенка понятна мысль автора, что чудесное яблоко смогли доставить в деревню только тогда, когда в это дело включились все «довыгре-бу» жители деревни. Тележку-ондрец, нагруженный огромным яблоком, удалось сдвинуть с места лишь после того, как его начал подталкивать самый маленький ребенок. Яблоко, ставшее в древних мифах и сказках плодом раздора, у Честнякова - символ изобилия, достигаемого людьми только в общем, радостном и свободном труде, а самый маленький и слабый становится нужным и значимым в общем деле. Бесконечно малое имеет в мире свой смысл, свое значение, бесконечно большое складывается из бесконечно малого, без последнего нет первого.

В сказках Е.В. Честнякова обнаруживает себя целая философская концепция, мудрая и высокопоэтическая, а также огромные ресурсы слова, словесных средств и методов. Его сказки, свидетельствуя о необыкновенных возможностях и духовном потенциале русского языка, не позволяют забывать о подлинных духовных ценностях, органически присущих российскому менталитету, русской культуре. Ведь именно на их основе формировался истинно русский человек, причастный к традиционным ценностям общего дела, соборности, общей заботы о благе Отечества.

Творческое наследие Е.В. Честнякова (сказки, глинянки, живопись); его мечты о «чудесно прекрасной жизни» находят воплощение в педагогической практике педагогов Костромского края. В качестве иллюстрации воспользуемся примером дет-ско-подросткового театра-студии «Ефимов ключик», созданного нами с опорой на педагогические идеи Е.В. Честнякова (принятие ребенка как данности; воспитание посредством включения в «могучую универсальную культуру»; синкретичность искусства, в котором живопись, скульптура, поэзия, музыка, живое слово неразделимы; творчество, а не шаблон в воспитательном процессе и др.).

Реализация данных идей позволила создать театр, в котором слились воедино сказка, игрушка, живопись, музыка, искусство импровизации, художественные слова и др. Детские рисунки, глиняные фигурки, роспись и резьба по дереву становились конкретными зрительными образами, участвующими в создании целостного действа - спектакля по мотивам творчества Е.В. Честнякова. Необычная форма и содержательная основа спектаклей мотивировала детей на изучение истории создания глиняной игрушки, народного художественного творчества, фольклора многонациональной России и других стран. Учащиеся проводили сбор краеведческого материала о народных промыслах, ремеслах, могли попробовать себя в роли сценаристов, театральных художников, сказочников. Юные актеры в ходе репетиций озвучивали созданных ими героев. В результате индивидуальных и коллективных усилий создавалось театрализованное действо, в котором синтезированы различные виды искусства: фольклор, живопись, скульптура, театр, музыка, танец.

Когда-то Е.В. Честняков написал следующие строки: «В том и красота, чтобы человек возвышался над жизнью в искусстве. Человек создает красоту жизни, и чем дальше, тем выше ее красота» [3]. Использование сказок, реализация интегративной практики Е.В. Честнякова в духовно-практической деятельности школьников позволяет сделать следующие выводы:

- во-первых, авторские сказки Е. В. Честняко-ва, русские народные сказки и сказки других этносов помогают школьникам идентифицировать себя с историей и культурой своего народа, а тем самым и со страной, в которой различные формы социальной жизни ориентированы, в том числе, и на народную культуру и на общие для данного этноса историю и систему ценностей;

- во-вторых, использование сказок как содержательной основы духовно-практической деятельности помогает самоформированию и саморазвитию следующих качественных характеристик школьников: эстетического мировоззрения; потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению и тонким эмоциональным отно-

шениям; стимулирует художественную самодеятельность;

- в-третьих, экологичность содержания воспитательного процесса реализуется через естественность или «детскость» отношений участников духовно-практической деятельности (взрослых и детей). «Детскость» понимается нами как способ мировосприятия и миростроительства; как вера в возможность невозможного и задор для того, чтобы попытаться воплотить самые нелепые идеи и мечты; как кратчайший путь к креативности, свободе фантазии, оптимизму и уверенности в успехе.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

2. ВолковГ.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

3. Серебровский В. Ефим Честняков - подлинно народный мастер // Новые открытия советских реставраторов. - М.: Советский художник, 1985.

4. Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честняков. - М.: Изд-во «Теза», 1995. - 127 с.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 371

Верхорубова Оксана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. академика И.Г Петровского

Oks.verkhorubova@ yandex.ru

ЗДОРОВЬЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Статья посвящена обоснованию важнейших ценностей в педагогическом образовании, таких, как «здоровье» и «здоровый образ жизни». В статье автором приводятся различные определения данных феноменов и раскрываются педагогические возможности их развития.

Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, уровни и показатели здоровья.

Одной из важнейших ценностей в педагогическом образовании является здоровье обучающихся. Проблема здоровья и оздоровления подрастающего поколения является приоритетным и стратегическим направлением мирового сообщества, государства и образования. Не случайно в «Законе об образовании» определено, что одной из обязанностей обучающихся является забота о сохранении и укреплении своего здоровья, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию [12, с. 33]. А в ст. 41 того же закона указано, что образовательные учреждения несут ответственность за организацию и создание условий охраны здоровья обучающихся [12, с. 31].

Следовательно, понятие «здоровье» на современном этапе является важнейшей педагогической ценностью как для самих обучающихся, так и для педагогов.

В данной статье мы обратили внимание на обоснование теории и практики культуры здоровья и путей развития здорового образа жизни и показали педагогические возможности поддержания данного феномена.

Вполне очевидно, что здоровье является одной из главных жизненных ценностей, которая занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека, и его высокий статус можно выразить словами Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья - ничто». Здоровье обеспечивает гармоническое развитие личности и определяет работоспособность человека в производственной деятельности. Именно здоровье является предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению человека. Здоровье, по мнению ученых, может быть одним из важных условий достижения счастья человека.

В настоящее время насчитывается около 300 определений понятия «здоровье» и десятки различных концепций. До сих пор ученые так и не пришли к единому мнению относительно определения данной дефиниции. В подавляющем большинстве работ подчёркивается, что абсолютное здоровье

является абстракцией. Здоровье человека является медико-биологической, социальной и педагогической категорией, определяемой, в конечном счёте, природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами.

Именно поэтому ученые-медики понятие «здоровье» связывают с окружающей средой [1; 3; 4; 5; 6]; философы и социологи рассматривают здоровье как «состояние нормального функционирования организма, при котором человек может выполнять общественные и биологические функции [7;

12]; психологи видят в определении понятия «здоровье» нормальное функционирование физиологических, психических процессов [14]. Кроме того, здоровье рассматривается как высшее проявление человеческого духа [11].

Таким образом, исследователи единодушны во мнении, что здоровье является сложным многокомпонентным и интегративным феноменом.

Здоровье человека анализируется учеными на нескольких уровнях: как общественное здоровье (здоровье населения, региона, области, города), индивидуальное здоровье, групповое здоровье.

Первый уровень отражает здоровье населения всего государства, региона, области, города и определяется совокупностью индивидуальных характеристик, выраженных в статистических и демографических показателях, т.е. общественное здоровье.

Второй уровень представляет собой показатели здоровья малых групп: социальных, этнических, классных, школьных коллективов и др., т.е. групповое здоровье.

Третий уровень - это здоровье отдельно взятого индивида, характеризующееся гармоничной совокупностью структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих его оптимальную жизнедеятельность, т.е. индивидуальное здоровье [15, с. 6].

Чаще всего здоровье рассматривается как нормальное функционирование организма на всех уровнях организации и отсутствие болезненных состояний и изменений, как «естественное состояние организма, характеризующееся его полной

уравновешенностью с биосферой и отсутствием выраженных болезненных изменений» [13]. Данный подход предполагает нормоцентрированную методологию исследования здоровья, основанную на выявлении среднестатистических показателей нормы функционирования организма и формулировании универсальных рекомендаций по сохранению индивидуального здоровья. Универсальность понимания здоровья с позиций нормоцентрированного подхода составляет его сильную сторону, но в этом кроется и ряд методологических ограничений.

Во-первых, очень трудно определить четкую границу между нормой и патологией, даже рассматривая только соматические аспекты здоровья. В области психики разделение нормы и ненормы еще сложнее. На практике исследователям приходится вводить понятия «предболезнь», «пограничное состояние», «адаптационный синдром» и тому подобные, чтобы обозначить отклонения от нормы, не являющиеся патологией. Во-вторых, новейшие достижения в области медицины и биологии показали, что норма функционирования у каждого организма индивидуальна и изменяется на разных этапах онтогенеза.

Исследуя феномен «здоровье человека»,

О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов (2001) приходят к выводу о том, «что здоровье не может быть ограничено рамками нормальности уже потому, что все однажды устоявшееся, привычное и нормальное с течением времени неизбежно исчерпывает себя и преодолевается в ходе духовного, социального и личностного развития, тогда как стремление быть здоровым исконно, имманентно присуще человеческой душе, а потому не может быть преодолено как нечто отжившее» [10, с. 7].

Таким образом, нормоцентрированный подход по отношению к здоровью неправомерен, так как представления о здоровье детерминированы определенным социокультурным подтекстом, в котором они формируются.

В последние десятилетия, благодаря работам таких известных отечественных ученых, как

Н.А. Агаджаняна, Н.М. Амосова, Р.И. Айзмана, И.И. Брехмана, В.П. Казначеева и др., представление о здоровье существенно изменилось [1; 2; 3; 9;

13].

И.И. Брехман одним из первых предложил информационно-психологическую трактовку сущности здоровья: «Здоровье человека - его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [9, с. 27].

В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье - это динамическое состояние, включающее «процесс сохранения и развития физиологических свойств, потенций психических и социальных. Процесс максимальной продолжительности жизни при опти-

мальной трудоспособности и активности» [13, с. 55].

В своей трактовке понятия «здоровье», отечественные и современные ученые акцентируют внимание на интегративных показателях человека, подчеркивая, что здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности, хотя и выделяют в этом определении различные характеристики: здоровье как состояние; здоровье как норма; здоровье как способность к развитию; здоровье как мера адаптации человека» и др.

Определение составляющих здоровья строится на концептуальной основе представления об организме как единой, целостной и саморегулирующейся системе.

Таким образом, здоровье целесообразно рассматривать как баланс четырех основных составляющих: физического, психического, социального и нравственного компонентов. Методологической основой для такого представления является целостная (холистическая) модель здоровья.

Физическое здоровье составляет уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные процессы. Таким образом, человек должен заботиться о своем физическом здоровье и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Психическое здоровье представляет собой состояние психической сферы человека. Она определяется эмоционально-волевым и мотивационно-потребностным компонентами личности и зависит от самосознания личности и осознания ею ценности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения и познавательные функции).

Нравственное здоровье - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, в нашем случае, в социальной жизни обучающегося. Отличительными признаками нравственного здоровья являются: сознательное и ответственное отношение к учебе и общественной жизни, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни современного студента. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, таких, как доброта, честность, открытость, чуткость и т.д.

Социальное здоровье - это степень социальной адаптации человека в обществе, наличие предпосылок для разносторонней и долговременной активности в социуме. Социальное здоровье также принято рассматривать в аспекте адаптации как приспособление к условиям общественной жизни [13, с. 13].

Рассматривая компоненты здоровья и представляя данный феномен как сложную систему, отметим характеристики этой системы, которые необходимо учитывать в образовательном процессе:

1) антропологичность - обусловлена тем, что в рамках здоровьесберегающего образования ведется речь о здоровье только человека, что требует учета его психической, духовной и социальной составляющих;

2) интегральность - связана с тем, что здоровье и реализация процесса его сохранения осуществляется с учетом всех знаний о человеке, добытых науками, в которых он является предметом изучения; а это обеспечивает сохранение целостности человека, способствует достижению здоровья в единстве всех его составляющих, определяет способ отбора из наук о человеке таких необходимых и достаточных знаний, которые позволяли бы эффективно сохранять, укреплять и наращивать здоровье;

3) личностно-ориентированная направленность процесса сохранения здоровья - детерминирована тем, что индивид является одновременно и субъектом и объектом своей деятельности по творению своего здоровья, в то время как практически во всех науках, изучающих человека, субъект и объект разведены во времени и пространстве;

4) педагогическая направленность процесса формирования культуры здоровья - в рамках целостного педагогического процесса проявляется в том, что педагоги и обучающиеся учатся быть здоровыми, приобретая определенные знания о здоровье и соответствующие умения;

5) гуманистичность - обусловлена признанием здоровья главной ценностью человеческой жизни [16, с. 14].

Для сохранения здоровья принципиальное значение имеет образ жизни человека, он определяет здоровье на 50%. Н.Е. Щуркова, подчеркивая важность освоения образа жизни, достойного Человека культуры, непосредственно связывает этот процесс с ценностью здоровья. По убеждению этого ученого, жизнь человека должна быть наполнена высокодуховным содержанием, в котором присутствуют три классические ценности: ИСТИНА, ДОБРО и КРАСОТА. Педагог, по ее мнению, должен обладать главными ценностями и способствовать формированию позитивного отношения к этим ценностям у своих воспитанников. Очевидно, что под «красотой» понимается духовная и физическая красота, гармония содержания и формы. А здо-

ровый образ жизни, - это тот образ жизни, который исповедает человек культуры. Соответственно, в модели Н.Е. Щурковой, основанной на культурологическом подходе, заложен нравственный компонент здоровья, который должен быть основополагающим в процессе личностного развития. Индивидуальное восхождение человека к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

- накопления знаний о человеке и окружающем мире;

- овладения человеком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

- интериоризации ценностей человеческой культуры.

Для становления образа жизни, достойной Человека, важно наличие всех трех компонентов и целесообразных связей между ними [17].

По мнению исследователей Е.В. Бондаревской,

В.В. Серикова и др., здоровый образ жизни рассматривается в качестве приоритетной цели лич-ностно ориентированного образования [8, с. 23]. И действительно, регулируя свою деятельность в соответствии с характеристиками здорового образа жизни, человек способен самореализовываться и самосовершенствоваться, качественно решать актуальные для жизнедеятельности задачи .

Таким образом, анализируя ценностные характеристики здоровья, мы приходим к выводу, что в них представлена совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Очевидно, что развитие здоровья зависит от объективных общественных условий, социально-экономических факторов; конкретных форм жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга; системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло здорового образа жизни.

Задачами развития здоровья и здорового образа жизни в системе образования являются:

- формирование духовной сферы личности;

- укрепление здоровья, усвоение правил и норм здорового образа жизни, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза;

- физическое (точнее физкультурное) образование обучающихся, включающее формирование специальных знаний в области физической культуры; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта;

- совершенствование тех функциональных свойств или возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности;

- физическое развитие и т.п.

Для формирования здоровья и здорового образа жизни необходимо ориентироваться на возможности трех уровней:

- социального: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инфраструктурного: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактический (спортивные) учреждения, экологический контроль;

- личностного: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Представленные уровни создают основу для развития ценностно-смыслового компонента здоровья, включающего приоритет ценности здоровья и отношение к нему как к основной жизненной ценности в системе жизнедеятельности личности; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни на основе понимания и эмоционального переживания значимости здорового образа жизни в достижении идеалов социальной и личной жизни; желание и способность осознавать и транслировать ценности культуры здоровья в практической деятельности; выраженность желания заниматься работой по формированию собственной культуры здоровья.

Библиографический список

1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. - Новосибирск: НГУ. -1996. - 28 с.

2. Агаджанян Н.А., Чижов А.Я. Болезни цивилизации // Глобалистика: Энциклопедия. - М., 2003. - С. 92-95.

3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1991. - 192 с.

4. Апанасенко Г.Л. Валеология: еще раз о теории и практике // Валеология. - 2011. - № 4. -

С. 56-61.

5. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. - 560 с.

6. Белов В.И., Гриценко В., Котова А.А. Понятие нормы как центральной парадигмы здоровья // Здоровье: сущность, диагностика и оздоровительные стратегии: Материалы I междунар. науч.-практ. конф. - Радом, 2001. - С. 78-81.

7. Быкова Е.С. Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии: Дис. ... канд. фи-лос. наук. - Тула, 2007. - 155 с.

8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 25-29.

9. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: ФиС, 1990. - 206 с.

10. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Академия, 2001. - 352 с.

11. Дубровина И.В. Психологический словарик. - М.: Владос, 1998. - 50 с.

12. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//:www. rg.ru/2012/12/30obrazovanie-dok.html (дата обращения 1.05.2013).

13. Казначеев В.П. Введение в проблему общей ва-леологии / Валеология. - 1996. - № 4. - С. 70. - 106 с.

14. Маджуга А.Г. Научные основы эколого-ва-леологического образования студентов в ракурсе здравоцентрической педагогической парадигмы // Вестник Российского государственного университета им. Канта. - 2009. - Вып. 5. - С. 84-89.

15. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград: Перемена, 1994. - 150 с.

16. Третьякова Н.В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2009. - 176 с.

17. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.