ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
© Шишкова И.М., Яковлева Н.В., 2016 УДК 159.9:[614+616-058
ЗДОРОВЬЕ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ
ИМ. ШИШКОВА, Н.В. ЯКОВЛЕВА
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация
В статье проведен литературный обзор подходов к пониманию здоровья как научной категории. Рассмотрены точки зрения различных авторов, приведены различные подходы. Проведен исторический анализ подходов к пониманию здоровья.
Ключевые слова: здоровье, здоровье как научная категория, здоровьесбережение.
HEALTH AS A SCIENCE CATEGORY
I.M. SHISHKOVA, N.V. YAKOVLEVA
Ryazan state medical university named after academician I.P. Pavlov, Visocovoltnaya str., 9, 390026, Ryazan, Russian Federation
The article gives a literature review of approaches to understanding health as a scientific category. There are given different points of view of various authors. Historical analysis of approaches to understanding health is conducted.
Keywords: health, health as a science category, health care.
Высокие темпы развития современного общества предъявляют высокие требования к здоровью человека. Здоровый образ жизни является приоритетом государственной политики на различных уровнях организации общественной жизни. Политика здоровьесбережения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально-
техническую базу системы здравоохранения. Как указывается в приоритетном национальном проекте «Здоровье», одна из основных его целей - возрождение профилактического направления в здравоохранении, формирование здорового образа жизни населения. Государственная политика в области здравоохранения строится на следующих принципах:
1. поддержка мер по сохранению и укреплению здоровья населения;
2. отнесение здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности;
3. соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населе-
ния и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Однако государственная политика в области здравоохранения указывает лишь основные принципы этой работы и не предполагает готовых практических моделей организации здорового образа жизни человека в семье, в учебных заведениях и на работе.
Независимо от государственного строя и общественного порядка в любом социуме здоровье признается безусловной ценностью. Здоровье - важнейшая жизненная потребность и универсальная ценность человека. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье является «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В науках, занимающихся изучением здоровья, это определение рассматривается наиболее часто. Всемирная организация здравоохранения считает доказанным влияние факторов образа жизни на здоровье человека. Среди них выделяют поведенческие (например, уровень физической активности), физиологические (наличие врожденных и приобретенных заболеваний) и индивидуально-личностные факторы (мотивационная готовность, направленность личности на здоровьесбереже-ние, отношение человека к здоровью) [1].
Тем не менее, некоторые исследователи полагают, что определение ВОЗ является не совсем корректным. Так, например, С.В. Попова считает, что такое представление о здоровье «изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врождённые или приобретённые) физические дефекты, даже в стадии компенсации». А Б.В.Петровский (1978) отмечает две причины для критики определения ВОЗ: «Во-первых, понятие «полное социальное благополучие» очень широко и зависит не только от индивидуальных взглядов, но и от сформировавшихся социальных отношений в конкретной стране, а во-вторых, социальная полноценность человека далеко не всегда определяется его биологическом состоянием» [2].
Сторонники же данной трактовки здоровья (Х. Херман, Р. Муди) выделяют три основные идеи, из нее следующие:
1. душевное и социальное здоровье являются неотъемлемой составляющей здоровья;
2. понятия «физическое здоровье», «психическое здоровье» гораздо шире, чем просто «отсутствие болезни»;
3. социальное и психическое здоровье тесно связаны со здоровьем физическим и с поведением человека в целом.
Изначально здоровье понималось как отсутствие болезни, об этом говорили Платон, Аристотель, Авиценна. Но уже в начале XIX века Г.Гегель говорит, что здоровье -«пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием» и таким образом это понятие начинает приобретать более сложный и многогранный характер. В то же время С.П. Боткин определил здоровье как состояние равновесия жизненных проявлений, чуть позже (во второй половине XIX века) патофизиолог В.В. Пашутин сказал: «...идеальное здоровое состояние организма, то есть физиологическое, есть собственно фикция; такое состояние появляется в организме разве только временами».
Со времен XIX века медицина сделала огромный шаг вперед, однако и сейчас нет единого понимания и определения здоровья. Часто встречающейся точкой зрения исследователей остается рассмотрение здоровья как равновесия организма с окружающей средой. Здесь здоровье является функциональным оптимумом и гармонией между всеми структурами и системами организма.
В настоящее время в литературе все чаще встречается точка зрения, согласно которой здоровье характеризуется взаимодействием биологических и социальных факторов (В.Ф. Ломов, Н.В. Панкратьева) [3, 4]. А.Д. Степанов дал функциональное определение здоровья и предложил считать им такое состояние организма, при котором он может полноценно выполнять свои функции.
А.Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье - это целостное мно-
гомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развиваетсяв условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человекуосуществлять его биологические и социальные функции».
То есть мы можем понимать здоровье икак благополучие, и как самосохранение, и динамическое равновесие, и функциональный оптимум.
П.И. Копью в 1988 г. рассматривает до 79 определений здоровья человека, однако, по последним данным, различных определений может быть около 300.
В.А. Ананьев в своей работе «Введение в психологию здоровья» [1] говорит о том, что для человека важен не сам факт крепкого здоровья, а возможность выполнения своих жизненных функций и самореализации. То есть здесь к понятию здоровья следует относить и те формы поведения, которые способны улучшить или ухудшить состояние здоровья человека и качество его жизни.
Здоровье является необходимой предпосылкой для полной реализации биосоциальных возможностей человека, для удовлетворения его индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей. «Современные тенденции заболеваемости в развитых индустриальных обществах актуализировали идею индивидуальной ответственности человека за состояние своего здоровья» [3, 5, 6].
Таким образом, психология рассматривает здоровье человека комплексно, пытаясь соотнести все факторы, которые могут воздействовать на самочувствие и самоощущение человека (и их физиологические, социальные, психологические составляющие). Мы можем понимать здоровье и как благополучие, и как самосохранение, и динамическое равновесие, и функциональный оптимум.
Литература 1. Яковлева Н.В. Психологическое исследование генеза витальной мета-компетентности личности // Российский медико-биологический вестник
имени академика И.П. Павлова. 2015. № 4. С. 62-67.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: учеб. пособие. СПб. мед. акад. последиплом. образования, Балт. пед. акад., 1998. 146 с.
3. Колесникова Т.И. Мир человеческих проблем: Психологическая концепция здоровья. М.: Владос-Пресс, 2003.
4. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2006. 607 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).
5. Шишкова И.М., Яковлева Н.В. Влияние типа семейного воспитания и отношения к здоровью родителей на здоровьесберегающую деятельность ребенка младшего школьного возраста // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2015. №4 (11). С. 418-422.
6. Marks D., Murray M., Evans B. Health P sychology. Theory-Research-Practi ce (3rd ed.), 2011.
References
1. Jakovleva NV. Psihologicheskoe issledo-vanie genezavital'noj metakompetentnosti lichnosti [Psychological study of the genesis of the vital personalitymeta kompetent-nosti]. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald] . 2015; 4: 62-67. (in Russian)
2. Anan'ev VA. Vvedenie v psihologiju zdorovja: ucheb. posobie ntroduction to Health Psychology: a textbook]. SPb. med. akad. poslediplom. obrazovanija, Balt. ped. akad.; 1998. 146 p. (in Russian)
3. Kolesnikova TI. Mir chelovecheskih problem: Psihologicheskaja koncepcija zdorovja [World of human problems: Psychological concept of health]. M.: Vlados-Press; 2003. (in Russian)
4. Nikiforov GS. Psihologija zdorovja: uchebnik dlja VUZov [Health Psychology: A Textbook for high schools]. SPb.: Piter; 2006. 607 p: il. (Serija «Uchebnik dlja vuzov»). (in Russian)
5. Shishkova IM., Jakovleva NV. Vlijanie tipa semejnogo vospitanija i otnoshenija k zdorov'ju roditelej na zdorov'esberega-jushhuju dejatel'nost' rebenka mladshego shkol'nogo vozrasta [Influence of the type of family upbringing and attitude to health of parents on health-work child of primary school age]. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Lichnost' v menja-
jushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie» [Electronic scientific journal «Personality in a changing world: health, adaptation and development.»]. 2015; 4 (11): 418-422. (in Russian) 6. Marks D, Murray M, Evans B. Health Psychology. Theory-Research-Practice (3rd ed.); 2011.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шишкова И.М. - преподаватель кафедры общей психологии ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань.
Яковлева Н.В. - к.психол.н., зав. кафедрой общей психологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань.