курения в семье. Больше половины опрошенных школьников (57,1%) указывают, что в их семье курит один из родителей или оба.
На поведение молодежи большое влияние оказывает среда. И если подростки видят, что в их окружении (родители, учителя, друзья, кумиры) курят, то это, несомненно, будет способствовать увеличению числа молодых курильщиков. Первая выкуренная сигарета у школьников, как правило, — следствие любопытства, которое свойственно юному человеку, познающему мир и самоутверждающемуся в нем. Кроме этого, стремление детей и подростков к тому, чтобы уподобить образ и стиль своей жизни образу и стилю жизни взрослых, делает их восприимчивыми к рекламе табака.
Среди студентов в возрасте от 18 до 28 лет курящих оказалось 36,3 из 100 опрошенных. Особый интерес представляет изучение курения среди студентов медицинской академии, так как именно их как будущих врачей можно рассматривать в качестве «модельной группы» для остального населения в отношении образа жизни. Трудно переоценить роль врача в первичной и вторичной профилактике курения. Так, курильщиков в медицинской академии (30,2 среди юношей и 9,1 среди девушек на 100 опрошенных) достоверно меньше (р<0,001), чем в других высших учебных заведениях, где курят 89,0 юношей и 50,0 девушек из 100 анкетированных. Начало курения у 72,5% студентов приходится на возраст от 14 до 18 лет. Респираторные симптомы за последний год были отмечены у 37,5% курящих студентов, а обструктивный синдром когда-либо регистрировался у 45,0% данной категории.
Среди взрослого населения Удмуртской Республики всего курящих оказалось 43,0 из 100 опрошенных, при этом мужчин — 73,4, а женщин — 20,5. Средний возраст начала курения у мужчин достоверно меньше (р<0,001), чем у женщин, и составляет соответственно 19,0 и 23,5 года. В среднем пациенты выкуривали от 10 до 30 сигарет в день и продолжали курить, несмотря на наличие кашля, мокроты и одышки.
Наиболее информативными показателями, отражающими интенсивность курения, являются индекс курящего человека, рассчитываемый как количество выкуренных в день сигарет, и индекс пачек-лет, рассчитываемый как произведение количества сигарет, выкуриваемых в день, и стажа курения, деленное на 20. В случае, если индекс превышает 120, речь идет о злостном курильщике. Интенсивность курения с возрастом увеличивается: у мужчин — со 142,6 до 168,5, а у женщин —
с 98,0 до 129,2. Индекс пачек-лет отражает интенсивность курения в течение жизни и позволяет проиллюстрировать курительный статус популяции. Среди мужчин число лиц с индексом пачек-лет более 25 увеличивается с 20 до 49 лет, среди женщин максимальная активность курения приходится на возраст 20—39 лет.
Таким образом, уже в детском и подростковом возрасте формируется привычка и тяга к курению, которая сохраняется в последующие возрастные периоды. Меньший процент курящих студентов в медицинской академии в сравнении с курящими в других высших образовательных учреждениях можно связать с большим в силу специального образования осознанием вреда табакокурения. Частота курения среди взрослого населения Ижевска составила 73,4 у мужчин и 20,5 у женщин на 100 обследованных. Анализ распространенности курения популяции свидетельствует о необходимости проведения активных профилактических мероприятий.
При первичной профилактике табакокурения в популяции следует ориентироваться на Европейскую хартию о запрещении табака, согласно которой каждый человек имеет право на свежий воздух, свободный от табачного дыма, имеет право на информацию о риске для здоровья, связанном с курением табака. Так как никотин вызывает привыкание или болезненное пристрастие с явлениями абстиненции, прекращение курения становится сложной задачей для курильщиков, и многие из них нуждаются в специальной медицинской помощи. Разработка мер общественного и медицинского характера по борьбе с табакокурением должна идти с учетом возрастных, профессиональных, социальных, ментальных особенностей населения. Безусловно, это сложно, но необходимо.
Литература
1. Хорунов, А.Н. К вопросу распространенности хронического бронхита в зависимости от активного курения среди сельского населения Якутии / А.Н. Хорунов, В.М. Макаров // Материалы IX Национального конгресса по болезням органов дыхания: тез. докл. — М., 1999. — С.371.
2. Чучалин, А.Г. Хроническая обструктивная болезнь легких / А.Г. Чучалин. — М.: Атмосфера, 2008. — 567 с.
3. Buist, S. European respiratory monograph 25: Respiratory diseases in women / S. Buist, C.E. Mapp // Eur. Respir. Soc. J. — 2003. — № 8. — С.104.
4. IARC. Monographs on the evaluation of carcinogenic risk of chemicals to humans. Tobacco Smocing. — Lyon: IARC. — 1986. — Vol. 38.
5. Stover, D.E. Women, smoking and lung cancer / D.E. Stover // Chest. — 1998. — Vol. 113. — Р.1—2.
© с.в. Лазарева, 2010 УдК 616-057.87-07
^^ здоровье и образ жизни студентов учреждений = начального и среднего профессионального образования
Софья Владимировна Лазарева, ст. лаборант кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия Росздрава» [[email protected]; (843) 236-11-91]
Реферат. Представлены результаты исследования здоровья и образа жизни студентов (учащихся) учреждений начального и среднего профессионального образования по данным анонимного анкетирования и выкопировки сведений
из отчетно-учетной документации. Выявлено, что распространенность хронических заболеваний увеличивается с каждым последующим курсом учебы. В структуре заболеваемости с первого до последнего курса лидирующую позицию занимают болезни глаза и его придаточного аппарата, доля их неуклонно растет с каждым последующим курсом обучения. Болезни органов пищеварения на I и II курсах занимают 2-е место, а на III и IV курсах отодвигаются на 4-е вследствие увеличения доли таких классов заболеваний, как болезни системы органов дыхания и болезни костно-мышечной системы. Болезни костно-мышечной системы на III и IV курсах стали занимать 2-е ранговое место. Увеличилась доля болезней нервной системы. Уровень заболеваемости по данным обращаемости также имеет тенденцию к увеличению на каждом последующем курсе обучения. В структуре заболеваемости по данным обращаемости на первом году учебы лидирующие позиции занимают болезни органов дыхания, некоторые инфекционные и паразитарные заболевания, болезни органов пищеварения, на II, III и IV курсах — болезни органов дыхания, пищеварения, травмы. Сравнение показателей общей заболеваемости по обращаемости и заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров показывает их существенное различие за счет существенной доли в структуре заболеваемости по данным профилактических осмотров таких классов заболеваний, как болезни глаза и его придаточного аппарата и болезни костно-мышечной системы. Вызывает тревогу образ жизни учащейся молодежи. Среди студентов распространены такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, наркотиков.
Ключевые слова: студенты, учащиеся, подростки, образ жизни, заболеваемость по обращаемости, заболеваемость по данным профилактических медосмотров, вредные привычки.
HEALTH AND WAY OF LIFE OF STUDENTS OF PRiMARY AND SECONDARY PROFESSiONAL EDUCATiONAL iNSTiTUTiONS
S.V. LAZAREVA
Abstract. Results of examination of health and way of life of students of primary and secondary professional educational institutions are presented according to the data of anonymous questioning and copying out information of reports records documentation. It is found that the prevalence of chronic diseases increases with each subsequent year of studies. In the structure of morbidity from the first till the last course the diseases of the eye and its appendages take the leading position, their proportion is steadily growing with each subsequent course of studies. Digestive apparatus diseases at the I and II courses are on the 2nd place, and at the III and IV courses they are drawn back to the IV place owing to the increase of the proportion of such classes of diseases as diseases of respiratory and musculoskeletal system. Diseases of musculoskeletal system at the III and IV courses are to be on the 2nd place. A proportion of nervous system diseases has increased. The level of morbidity according to records on appealability also has the tendency for an increase in the each subsequent year of studies. In the structure of morbidity according to the data on appealability on the first year of studies respiratory system diseases, some infections and parasitic diseases, digestive system diseases are at the leading positions, and on the II, III and IV years — diseases of respiratory system, digestive system and traumas. The comparison of indices of total morbidity according to appealability and morbidity according to the data on prophylactic medical examinations reveals their significant difference owing to the significant proportion of such classes of diseases as diseases of an eye and its appendages and musculoskeletal system diseases in the structure of morbidity according to the data on prophylactic examinations. Way of life of students causes trouble such bad habits as smoking, taking alcoholic drinks, drugs.
Key words: students, studying youth, adolescents, way of life, morbidity according to appealability, morbidity according to the data on prophylactic medical examinations, bad habits.
На современном этапе развития нашего общества в российской науке все большее внимание отводится проблемам подростков и молодежи [2, 4, 10, 11, 16, 18]. Формирование здорового образа жизни молодежи становится одной из ключевых задач социальной политики.
Ничто не в состоянии способствовать укреплению здоровья людей больше, чем осознание ими основных факторов, вызывающих болезни или способствующих их возникновению, и принятие мер по ослаблению их негативного воздействия на здоровье. Лучший способ предотвращения заболеваний — здоровый образ жизни и поддержание условий среды обитания, уменьшающих вероятность болезней. Самая большая трудность в этом — создание мотивации к нему [12, 17].
Комплексный анализ факторов, оказывающих прямое, опосредованное и (или) кумулятивное воздействие на показатели здоровья студентов, является необходимым условием для разработки научно обоснованных, отвечающих современным реалиям медико-организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья студентов [6]. Поэтому задачами нашего исследования явилось изучение статистических показателей заболеваемости, позволяющих оценить частоту
и характер заболеваний, а также закономерностей их распространенности среди учащейся молодежи и особенностей образа жизни студентов (учащихся).
Материал и методы. Настоящее медико-социальное исследование проведено в 2005—2006 гг. в шести учреждениях начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан. Объектом исследования явились учащиеся I—IV курсов дневных отделений. Всего обследовано 1 990 учащихся.
Для изучения заболеваемости учащихся была разработана специальная карта состояния здоровья и успеваемости студентов (учащихся) учреждений начального и среднего профессионального образования, которая заполнялась на основе выкопировки данных из отчетно-учетной документации [«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у), «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма № 030/у), «Медицинская карта студента» (форма № 025-3/у), справка о временной нетрудоспособности].
Для изучения образа жизни учащихся и студентов была разработана специальная анкета, которая включила в себя 66 вопросов, имеющих от 2 до 10 вариантов ответов, всего 272 варианта. Она имеет следующие разделы: общие данные (пол, возраст, место житель-
ства, место учебы, курс обучения), состояние здоровья и его оценка респондентом, диспансерное наблюдение, медицинская активность, физическая активность, образ жизни, девиантное поведение и характеристика вредных привычек, режим питания, жилищно-бытовые характеристики, отношение к учебе и преподавателям, успеваемость.
Анкетирование проводилось на основе добровольности, по общепринятой методике непосредственно автором и специально подготовленными работниками в учебных аудиториях. Перед анкетированием учащихся подробно инструктировали по заполнению анкет.
Результаты и их обсуждение. В результате обработки данных было установлено, что 39,8% учащихся I—IV курсов (32,8% юношей и 46,9% девушек) составили лица, приехавшие из сельской местности, 60,2% (67,2% юношей и 53,1% девушек) проживают в городе. Возраст учащихся — от 14 до 27 лет (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Характеристика обследованных студентов (учащихся) учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. в зависимости от возраста (абс. число; %)
Возраст, лет Абс. число %
14 3 0,2
15 204 10,3
16 340 17,1
17 626 31,4
18 437 22,0
19 257 12,8
20 79 4,0
21 12 0,5
22 6 0,3
23 8 0,4
24 6 0,3
25 5 0,3
26 2 0,1
27 5 0,3
Итого 1 990 100,0
Среди лиц, принявших участие в исследовании, на долю юношей приходится в среднем 49,85%, а девушек — 50,15%. Эти показатели существенно варьируют в отдельных образовательных учреждениях. Так, например, доля мужчин существенно низка в медицинском и педагогическом училищах, она составляет соответственно 16,9 и 11,4%. Обратная картина наблюдается в профессиональных училищах и сельскохозяйственном техникуме, где доля юношей варьирует в пределах 37,5—78,8%.
Общий уровень распространенности заболеваний исследуемого контингента учащихся на I курсе по данным обращаемости составил 307,4±23,6 на 1 000 учащихся (табл. 2).
Исследование позволило выявить некоторые особенности структуры заболеваемости первокурсников. Традиционно 1-е ранговое место принадлежит болезням органов дыхания, доля которых составляет 47,8% [при уровне (147,0±18,3) случая на 1 000 учащихся].
На 2-м месте — некоторые инфекционные и паразитарные болезни [15,6%, при уровне (48,1±11,0)%о], далее следуют болезни органов пищеварения [13,0%, при уровне (40,1±13,9)%о]. 4-е ранговое место принадлежит травмам, отравлениям [9,6%, при уровне (29,4±8,6)%о]. Вышеперечисленные классы болезней фактически исчерпывают заболеваемость учащихся и составляют в сумме 86,0%.
Уровень заболеваемости по обращаемости учащихся II курса составляет (368,3±22,8)%о (табл. 3). Анализ структуры заболеваемости второкурсников по данным обращаемости показал, что наибольшую долю у юношей и у девушек составляют заболевания органов дыхания [соответственно (144,0±22,8)%о и (212,3±28,0)%о], на 2-м месте — болезни органов пищеварения [(42,4±13,0)%о и (61,3±16,4)%о]. Далее следуют инфекционные и паразитарные болезни [(29,7±11,1)%о и (37,7±13,1)%о]. 5-е и 4-е места делят между собой болезни нервной системы [соответственно у юношей и у девушек (25,4±10,1 )%о и (28,3±11,3)%о] и травмы и отравления. Увеличился уровень заболеваемости болезнями мочеполовой системы как у юношей, так и у девушек — (21,2±9,3)%о и (23,5±10,5)%о. Обращения по вышеназванным классам в сумме составляют 91,5% от всех обращений второкурсников.
Как и у первокурсников, в структуре заболеваемости по обращаемости II курса доминируют болезни органов дыхания, но доля их существенно возросла — со (147,0±18,3)%о до (176,3±18,0)%о. На 2-е место у второкурсников в отличие от первокурсников вышли болезни органов пищеварения, уровень обращаемости по этим заболеваниям стал в 1,3 раза выше. Доля болезней данного класса составляет (42,4±13,0)%о у юношей и (61,3±16,4)%о у девушек.
Со 2-го места на 3-е спустились инфекционные и паразитарные болезни [(33,5±8,4)%о].
Уровень заболеваемости учащихся III и IV курсов по обращаемости составляет (414,3±49,2)%о (табл. 4). Как и на I и II курсах, уровень заболеваемости по обращаемости девушек превышает уровень заболеваемости юношей [(441,6±34,6)%о против (385,8±34,7)%о].
Анализ структуры заболеваемости по обращаемости показал, что 1-е место по-прежнему занимают болезни органов дыхания [(136,5±17,0)%о], хотя доля их существенно уменьшилась. Обращает на себя внимание увеличение по классу заболеваний пищеварительной системы [(57,0±11,5)%о против (51,3±10,4)%о на II и (40,1±13,9)%о на I курсе].
Начиная с 3-го рангового места, у учащихся III курса наблюдается расхождение в уровнях заболеваемости по обращаемости по отдельным классам болезней с данными учащихся I и II курсов. Так, на 3-м месте стоят травмы и отравления [(37,2±9,4%о], на 4-м — болезни нервной системы [(34,7±9,1)%о]. 5-е и 6-е места делят между собой болезни глаза и костно-мышечной системы [по (32,2±8,8)%о], 7-е и 8-е места — инфекционные и паразитарные болезни и болезни мочеполовой системы [по (27,3±8,0)%о].
С целью уточнения показателей здоровья рассматриваемого контингента нами также проведена оценка результатов углубленного медицинского осмотра учащих-
Т а б л и ц а 2
Уровень и структура заболеваемости студентов (учащихся) I курса учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. по данным обращаемости в зависимости от пола (на 1 000 учащихся; в %)
Класс заболеваний Ранговое место Уровень заболеваемости P±m Структура заболеваемости (в % к итогу)
по МКБ-10 Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола
1. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 2 2 2 52,9±16,3 43,2±14,9 48,1±11,0 18,2 13,5 15,6
X. Болезни органов дыхания 1 1 1 127,0±34,5 167,6±27,4 147,0±18,3 43,7 52,6 47,8
XI. Болезни органов пищеварения 3 3 3 42,3±14,5 37,8±14,2 40,1±13,9 14,5 11,8 13,0
XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 4 4 4 26,4±11,5 27,0±13,5 29,4±8,6 9,1 8,5 9,6
Прочие 42,3±14,5 43,2±14,9 42,8±10,5 14,5 13,5 13,9
Итого 290,9±33,2 403,8±34,3 307,4±23,6 100,0 100,0 100,0
Т а б л и ц а 3
Уровень и структура заболеваемости студентов (учащихся) II курса учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. по данным обращаемости в зависимости от пола (на 1 000 учащихся; в %)
Класс заболеваний по МКБ-10 Ранговое место Уровень заболеваемости P±m Структура заболеваемости (в % к итогу)
Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола
1. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 3 3 3 29,7±11,1 37,7±13,1 33,5±8,4 9,3 8,9 9,1
VI. Болезни нервной системы 4—5 4—5 4—5 25,4±10,1 28,3±11,3 26,8±7,6 8,0 6,7 7,3
X. Болезни органов дыхания 1 1 1 144,0±22,8 212,3±28,0 176,3±18,0 45,3 50,0 47,9
XI. Болезни органов пищеварения 2 2 2 42,4±13,0 61,3±16,4 51,3±10,4 13,3 14,4 13,9
XIV. Болезни мочеполовой системы 6 6 6 21,2±9,3 23,5±10,5 22,3±6,9 6,7 5,5 6,1
XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 4—5 4—5 4—5 25,4±10,1 28,3±11,3 26,8±7,6 8,0 6,7 7,3
Прочие 29,7±10,5 33,0±12,2 31,3±8,1 9,3 7,8 8,5
Итого 317,8±29,4 424,4±33,9 368,3±22,8 100,0 100,0 100,0
ся, проведенного группой врачей-специалистов, включающей терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, отоларинголога, эндокринолога и гинеколога.
В результате медицинского осмотра учащиеся были разделены на группы здоровья. Основная масса обследованных (больше 60,0%) отнесена ко второй и третьей группам здоровья. Эта тенденция прослеживается на всех курсах обучения. Количество студентов (учащихся), имеющих первую группу здоровья, уменьшается при переходе на каждый последующий курс обучения. Так, на I курсе первую группу здоровья имеют 29,9% обучающихся, на II — 24,8%, на III — 20,6%. Напротив, количество студентов, имеющих четвертую
группу здоровья, при переходе на каждый последующий курс обучения увеличивается. На I курсе четвертую группу здоровья имеют 2,5% обучающихся, на II — 3,4%, на III и IV — 5,2%.
Распространенность хронических заболеваний среди студентов (учащихся) I курса учреждений начального и среднего профессионального образования г Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. представлена в табл. 5.
Наше исследование позволило установить, что уровень заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров первокурсников составляет 839,5±19,0 на 1 000 учащихся.
Т а б л и ц а 4
Уровень и структура заболеваемости студентов (учащихся) III и IV курсов учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. по данным обращаемости
в зависимости от пола (на 1 000 учащихся; в %)
Класс заболеваний по МКБ-10 Ранговое место Уровень заболеваемости P±m Структура заболеваемости (в % к итогу)
Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола
1. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 7—8 6—8 7—8 25,4±11,1 29,1±11,6 27,3±8,0 6,6 6,6 6,6
VI. Болезни нервной системы 5—6 3 4 30,5±12,2 38,8±18,1 34,7±9,1 7,9 8,8 8,4
VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 5—6 4—5 5—6 30,5±12,2 34,0±12,6 32,2±8,8 7,9 7,7 7,8
X. Болезни органов дыхания 1 1 1 121,8±23,3 150,5±24,8 136,5±17,0 31,6 34,1 32,9
XI. Болезни органов пищеварения 2 2 2 45,6±14,9 67,9±17,5 57,0±11,5 11,8 15,4 13,7
XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 4 6—8 5—6 35,5±13,2 29,1±11,7 32,2±8,8 9,2 6,6 7,8
XIV. Болезни мочеполовой системы 7—8 6—8 7—8 25,4±11,1 29,1±11,6 27,3±8,0 6,6 6,6 6,6
XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 3 4—5 3 40,6±13,9 34,0±12,6 37,2±9,4 10,5 7,7 9,0
Прочие 30,5±12,2 29,1±11,6 29,7±8,5 7,9 6,6 7,2
Итого 509,9±34,7 441,6±34,6 414,3±49,2 100,0 100,0 100,0
Т а б л и ц а 5
Частота и структура хронических заболеваний среди студентов (учащихся) I курса учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. по данным профилактических медицинских осмотров (на 1 000 обучающихся; в %)
Класс заболеваний по МКБ-10 Ранговое место Число случаев заболеваний (на 1 000 обучающихся) Структура заболеваемости (в % к итогу)
Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола
IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 8 8 8 31,7±12,8 43,2±14,9 37,4±9,7 3,9 5,0 4,5
VI. Болезни нервной системы 7 5 7 52,9±16,3 86,5±20,6 69,5±13,1 6,5 10,0 8,3
VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 1 1 1 158,7±26,6 173,0±27,8 165,8±19,2 19,5 20,1 19,7
VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка 9 9 9 21,2±10,4 16,2±9,2 18,7±6,9 2,6 1,9 2,2
IX. Болезни системы кровообращения 6 6 6 63,5±17,7 81,1±20,0 72,2±13,4 7,8 9,4 8,6
X. Болезни органов дыхания 5 3 4 79,4±19,6 108,1±23,8 98,9±15,4 9,7 12,6 11,8
XI. Болезни органов пищеварения 3 2 2 116,4±23,3 113,5±23,4 115,0±16,5 14,3 13,2 13,7
XIII. Болезни костно-мышечной системы 2 4 3 132,3±24,6 91,9±21,2 109,6±16,2 16,2 10,7 13,0
XIV. Болезни мочеполовой системы 4 7 5 95,2±21,3 70,3±18,7 82,9±14,3 11,9 8,2 9,9
Прочие 63,5±17,6 75,6±19,4 69,5±13,2 7,6 8,9 8,3
Итого 814,8±20,0 859,4±18,0 839,5±19,0 100,0 100,0 100,0
В структуре заболеваемости по классам болезней первые три места занимают соответственно болезни глаза и его придаточного аппарата (19,7%), органов пищеварения (13,7%) и костно-мышечной системы (13,0%). На 4-м месте — болезни системы органов дыхания [(98,9±15,4)%о], на 5-м — болезни мочеполовой системы [(82,9±14,3)%о], на 6-м — болезни системы кровообращения [(72,2±13,4)%о].
Таким образом, болезни глаза и его придаточного аппарата занимают лидирующее место в структуре заболеваемости по данным профилактического медицинского осмотра среди первокурсников учреждений начального и среднего профессионального образования. Болезням костно-мышечной системы принадлежит 2-е место среди юношей и 4-е — среди девушек. Болезни органов пищеварения среди студентов (учащихся) мужского пола занимают 3-е место, а среди девушек выдвинулись на 2-е. Болезни органов дыхания у девушек занимают 3-е место, у юношей — лишь 5-е.
Частота и структура хронических заболеваний среди студентов (учащихся) II курса учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. по данным профилактических медицинских осмотров на 1 000 изучаемого контингента и в % представлены в табл. 6.
По данным табл. 6, уровень заболеваемости второкурсников составляет (875,1±15,6) случая на 1 000 учащихся.
В структуре заболеваемости ведущую роль, как и на I курсе, занимают болезни глаза и его придаточного аппарата, на которые приходится несколько больше случаев [(171,9±17,8)%о]. На 2-м месте стоят болезни системы пищеварения, уровень которых также несколько увеличился [(122,8±15,5)%о]. Как и на I курсе, 3-е и 4-е ранговые места занимают болезни костно-мышечной системы [(116,1±15,1)%о] и системы органов дыхания [(111,6±14,9)%о].
На II курсе 5-е место заняли болезни системы кровообращения [(80,4±12,8)%о], им уступили болезни мочеполовой системы [(78,1±12,7)%о], которые теперь на 6-м месте. 7-е место занимают болезни нервной системы, 8-е — болезни эндокринной системы, 9-е — болезни кожи и подкожной клетчатки.
В целом уровень заболеваемости вырос по всем классам болезней, кроме психических расстройств [(21,4±7,4)%о против (15,6±3,5)%о], болезней уха [(18,7±6,9)%о против (17,9±6,3)%о], кожи и подкожной клетчатки [(24,1±7,9)%о против (22,3±6,9)%о] и врожденных аномалий.
Частота и структура хронических заболеваний среди студентов (учащихся) III—IV курсов учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005— 2006 гг. по данным профилактических медицинских осмотров на 1 000 обучающихся и в % представлена в табл. 7.
Т а б л и ц а 6
Частота и структура хронических заболеваний среди студентов (учащихся) II курса учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. по данным профилактических медицинских осмотров (на 1 000 обучающихся; в %)
Класс заболеваний по МКБ-10 Ранговое место Уровень заболеваемости P±m Структура заболеваемости (в % к итогу)
Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола
IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 8 8 8 38,1±12,4 47,2±14,5 42,4±9,5 4,6 5,2 4,8
V. Психические расстройства 10 9—10 10 16,9±7,0 14,2±6,5 15,6±3,5 2,0 1,6 1,8
VI. Болезни нервной системы 7 5—6 7 59,3±15,3 89,6±19,6 73,7±12,4 7,1 9,8 8,4
VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 1 1 1 161,0±23,9 184,0±26,6 171,9±17,8 19,3 20,0 19,6
VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка 9 9—10 9 21,2±9,3 14,2±6,5 17,9±6,3 2,6 1,6 2,0
IX. Болезни системы кровообращения 6 5—6 5 72,0±16,8 89,6±19,6 80,4±12,8 8,6 9,8 9,2
X. Болезни органов дыхания 4 2 4 89,0±34,3 136,8±23,6 111,6±14,9 10,7 14,9 12,8
XI. Болезни органов пищеварения 3 3 2 118,6±21,1 122,6±22,6 122,8±15,5 14,2 13,4 14,0
XIII. Болезни костно-мышечной системы 2 4 3 131,5±21,9 99,0±20,5 116,1±15,1 15,8 10,8 13,2
XIV. Болезни мочеполовой системы 5 7 6 84,7±18,1 70,8±17,6 78,1±12,7 10,1 7,7 8,9
Прочие 42,4±13,0 47,2±14,5 44,6±9,7 5,0 5,2 5,1
Итого 834,7±24,2 915,2±19,2 875,1±15,6 100,0 100,0 100,0
Т а б л и ц а 7
Частота и структура хронических заболеваний среди студентов (учащихся) III—IV курсов учреждений
начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг. по данным профилактических медицинских осмотров (на 1 000 обучающихся; в %)
Класс заболеваний Ранговое место Уровень заболеваемости P±m Структура заболеваемости (в % к итогу)
по МКБ-10 Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола Юноши Девушки Оба пола
IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 8 8 8 35,5±13,3 53,4±15,6 44,7±10,3 3,6 5,4 4,6
V. Психические расстройства 9 9 9 25,4±11,1 29,0±11,7 27,3±8,0 2,6 2,9 2,8
VI. Болезни нервной системы 7 5 5 66,0±17,6 101,9±21,1 84,4±13,8 6,7 10,4 8,6
VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 2 1 1 177,7±27,2 194,2±27,6 186,1±19,4 18,1 19,8 19,0
IX. Болезни системы кровообращения 6 6 6—7 81,2±19,4 82,5±19,1 81,9±13,7 8,3 8,4 8,4
X. Болезни органов дыхания 4 2 3 116,7±22,9 145,6±24,6 131,5±16,8 11,9 14,9 13,4
XI. Болезни органов пищеварения 3 3 4 126,9±23,7 131,1±23,5 129,0±16,7 12,9 13,4 13,1
XIII. Болезни костно-мышечной системы 1 4 2 203,0±28,6 121,3±22,7 161,3±18,3 20,7 12,3 16,5
XIV. Болезни мочеполовой системы 5 7 6—7 91,4±20,5 72,8±18,1 81,9±13,7 9,3 7,4 8,4
Прочие 55,8±16,4 48,5±14,9 52,1±11,0 5,7 4,9 5,3
Итого 979,6±10,0 980,3±10,7 980,2±22,8 100,0 100,0 100,0
Уровень заболеваемости учащихся III и IV курсов составляет (980,2±22,8)%о. Рассмотрение заболеваемости по классам болезней выявило, что на 1-м месте остаются болезни глаза и его придаточного аппарата, но уровень их существенно вырос и составил (186,1±19,4) случая на 1 000 учащихся.
На 2-е ранговое место выдвинулись болезни костно-мышечной системы [(161,3±18,3) случая на 1 000 учащихся], а на 3-е — болезни органов дыхания [(131,5±16,8) случая на 1 000 учащихся]. Болезни органов пищеварения занимают теперь 4-е место, хотя уровень их несколько увеличился (129,0±16,7). С 7-го места на 5-е поднялись болезни нервной системы (84,4±13,8). 6-е и 7-е места делят между собой болезни мочеполовой системы (81,9±13,7) и системы кровообращения (81,9±13,7). В целом уровень заболеваемости по всем классам болезней продолжает увеличиваться.
Уровень заболеваемости по обращаемости и по данным профилактических осмотров представлен в табл. 8.
На I курсе заболеваемость по данным обращаемости составила (307,4±23,6), а по данным профилактических медицинских осмотров — (839,5±19,0), это в 2,7 раза выше. Такая же тенденция прослеживается и на остальных курсах обучения. Так, на II курсе заболеваемость по данным профилактического осмотра выше в 2,4 раза, а на выпускных — в 2,3 раза, чем заболеваемость по данным обращаемости.
Такую разницу в показателях можно объяснить, сравнив структуру заболеваемости. Так, основную до-
Т а б л и ц а 8 Уровень заболеваемости по обращаемости и по данным профилактического осмотра студентов (учащихся) учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя за 2005—2006 гг. по курсам учебы (%>)
Показатель заболеваемости Курс
I II III—IV
Заболеваемость по данным обращаемости 307,4±23,6 368,3±22,8 414,3±49,2
Заболеваемость
по данным про-
филактического
осмотра 839,5±19,0 875,1±15,6 980,2±14,8
лю (76,4%) заболеваемости по данным обращаемости составляют болезни органов дыхания (47,8%), некоторые инфекционные и паразитарные болезни (15,6%) и болезни органов пищеварения (13,0%).
В структуре заболеваемости по данным профилактических осмотров существенную долю, помимо заболеваний органов пищеварения и органов дыхания, занимают болезни глаза и его придаточного аппарата и болезни костно-мышечной системы. Последние два класса заболеваний, как правило, имеют хроническую форму в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма, что не заставляет обучающихся обращаться в амбулаторно-поли-клинические учреждения.
Таким образом, различия уровней заболеваемости по данным обращаемости и профилактических осмотров среди студентов (учащихся) учреждений начального и среднего профессионального образования связано с различием их структуры.
Более наглядно различия уровней заболеваемости по данным обращаемости и профилактических осмотров видны на рис. 1.
Одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни является физическая активность. Физическая культура как часть общей культуры общества является мощным средством укрепления здоровья, всестороннего развития человека. Благоприятное воздействие физической культуры на организм человека возможно в течение всей жизни, но особо значимый характер средства физкультуры приобретают в подростковом возрасте [7].
Как показало наше исследование, занятия по физкультуре регулярно посещают 91,8% учащихся, из них 5,5% по состоянию здоровья занимаются в группе лечебной физкультуры. Освобождены от занятий физической культурой 8,2% респондентов (7,5% юношей
Курсы учебы
Заболеваемость по данным обращаемости. ш Заболеваемость по данным профилактических осмотров.
и 8,9% девушек). Распределение учащихся по группам занятий физкультурой в зависимости от курса обучения представлено на рис. 2.
Занимаются физическими упражнениями самостоятельно, делают зарядку только 22,0% учащихся (51,7% юношей и 48,3% девушек). Посещают спортивную секцию 17,0% (25,9% юношей и 8,2% девушек) и занимаются бегом 4,2% (63,9% юношей и 36,1% девушек). Таким образом, больше половины обучающихся испытывает недостаток двигательной активности. Это подтверждается следующими ответами респондентов. Так, 36,2% (24,9% юношей и 47,4% девушек) учащихся отметили, что им трудно выполнять такие физические нагрузки, как бег, поднятие тяжестей; 6,9% (8,9% юношей и 4,9% девушек) — трудны умеренные физические нагрузки; 12,7% (12,0% юношей и 13,3% девушек) — трудно подняться по лестнице на высоту нескольких этажей; 10,6% (11,1% юношей и 10,0% девушек) — пройти расстояние более 1 км.
Вызывает тревогу тот факт, что только каждый десятый (10,3%) студент следит за своим питанием, а 22,9% опрошенных питаются только один или два раза в день.
Рис. 1. Уровни заболеваемости по данным обращаемости и профилактических медицинских осмотров обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования г. Чистополя за 2005—2006 гг.
(на 1 000 обучающихся)
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
87 86,8 85,1 84 3
9'7 8,2 8,6
6,7____-___
-&тЗ-,-"""* -,-&7-,-—
3,5
| || ||| IV Курсы учебы
" Основная группа ЛФК л Освобожден
Рис. 2. Распределение студентов (учащихся) четырех курсов учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя по группам занятий физкультурой (%)
Причем девушки в течение дня принимают пищу гораздо реже, чем юноши.
Примечательно, что 62,0% участников опроса принимают витамины (56,7% юношей и 67,2% девушек). Но, к сожалению, при переходе на старшие курсы количество студентов, принимающих витамины, уменьшается.
Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказываются на состоянии здоровья молодежи и населения в целом. Привычки, сопряженные с риском для здоровья, являются, к сожалению, неотъемлемой характерной чертой процесса взросления, они зачастую способствуют формированию у молодого человека ложного понимания своей взрослости [1, 14]. Поэтому работу по формированию здорового образа жизни и отрицательного отношения к курению целесообразно проводить в школе и в профессиональных учебных заведениях [3].
Данные нашего исследования весьма неутешительны: курит примерно треть — 38,7% учащихся, доля курящих юношей составила 57,3%, а девушек — 20,2%. Курили, но бросили — 10,4% учащихся (9,4% юношей и 11,3% девушек). Обнадеживает тот факт, что 50,9% (33,3% юношей и 68,4% девушек) респондентов ответили, что никогда не будут курить.
Большая часть опрошенных учащихся начали курить в возрасте 13—16 лет, в этом возрасте начали курить 64,6% юношей и 67,7% девушек.
Отрадно то, что на вопрос «Хотите ли Вы бросить курить?» 59,9% студентов дали положительный ответ, среди них 58,7% юношей и 63,3% девушек, 7,8% (6,7% юношей и 11,0% девушек) — активно пытаются это сделать. 11,4% респондентов не намерены расстаться с этой вредной привычкой (13,0% юношей, 7,1% девушек); ответ 20,9% участников опроса — «Не знаю».
Интересным представляется тот факт, что доля тех, кто пробовал бросить курить, уменьшается от курса к курсу.
Так, на I курсе положительно на этот вопрос ответили 9,1 % студентов, на II — 7,3%, на III — 7,7%, на IV — 7,1%.
В 96,54% случаев молодые люди курят сигареты. Среди остальных предпочтений анкетируемые выделили папиросы и табак.
В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим все большее внимание уделяется проблеме распространенности алкоголизма среди молодежи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих злоупотреблению ими алкоголем [19, 21].
Что касается распространенности употребления алкогольных напитков, среди обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования ситуация выглядит следующим образом. Никогда не употребляли алкоголь лишь 7,6% учащихся (6,9% юношей и 8,3% девушек). Далее ответы распределились следующим образом: один раз в неделю употребляют алкогольные напитки 23,3% анкетированных (32,5% юношей и 14,2% девушек), один раз в месяц — 10,7% (9,9% юношей и 11,5% девушек), очень редко — 58,5% (50,7% юношей и 65,6% девушек).
В структуре видов употребляемых молодежью напитков 1-е ранговое место занимает пиво, на употребление которого указало более половины опрошенных (54,0%), далее следуют вина (26,5%), водка (9,3%) и другие крепкие алкогольные напитки (5,1%). 5,1% респондентов употребляют «что придется».
Интересно, что от курса к курсу меняются предпочтения студентов относительно алкогольных напитков. Так, на I курсе пиво предпочитают 59,0% употребляющих алкоголь, на II — 55,2%, на III — 44,3%, на IV — 54,4%, тогда как вину и водке на I курсе отдают предпочтение 29,7% учащихся, на II — 32,8%, на III — 47,8%, на IV — 40,4%.
Особую тревогу вызывает рост распространенности наркомании среди молодежи [8, 6, 15].
Так, по данным нашего исследования, каждый 10-й студент (9,9%) употреблял наркотическое средство. Среди юношей этот процент составляет 14,9, среди девушек — 5,0. Один раз в жизни пробовали наркотические средства 7,1% учащихся (10,8% юношей и 3,5% девушек), иногда употребляют — 1,2% (1,9% юношей и 0,5% девушек), употребляют регулярно — 1,6% (2,2% юношей и 1% девушек).
Наиболее часто молодежь употребляет следующие виды наркотических средств: марихуану (77,4%), кокаин (4,1%), героин (1,4%). На остальные наркотические средства приходится 17,1% случаев.
Несмотря на вышеизложенное, 65,7% опрошенных считают свой образ жизни здоровым.
Безопасность интимных отношений является показателем не только сексуальной, но и общей культуры человека. В нашем обществе нарастает тревога в отношении репродуктивного здоровья российской молодежи, особенную тревогу вызывает здоровье девочек-подростков [5, 7, 9, 13, 20]. Так, на момент опроса 45,9% обучающихся уже имели сексуальный опыт Среди девушек этот показатель составил 24,6%, среди юношей — 67,3%. Данные о количестве студентов, имеющих опыт половой жизни, приведены на рис. 3.
У большей части опрошенных юношей половой дебют состоялся в возрасте от 14 до 16 лет (68,7%), у девушек — от 15 до 18 лет (80,9% случаев).
На вопрос «Знакомы ли Вы с методами предупреждения беременности?» 67,9% девушек и юношей (соответственно 69,3% и 66,5%) ответили положительно, 13,2% (9,9% юношей и 16,4% девушек) отметили, что об этом им «хотелось бы узнать побольше», остальные 18,9% (23,6% юношей и 14,2% девушек) не знакомы с методами предупреждения беременности. Чем старше курс, тем большее количество респондентов отвечают, что знают методы предупреждения нежелательной беременности, желающих «узнать об этом побольше» тоже становится больше.
Для предохранения от нежелательной беременности 88,7% учащихся стараются использовать презерватив; 3,6% — гормональные препараты. Химическим
методам (противозачаточные кремы, гели, суппозитории и др.) отдают предпочтение только 0,8% анкетированных. Такие малоэффективные методы, как спринцевание, прерванный половой акт, физиологический метод, применяют 6,9% сексуально активных юношей и девушек.
Несмотря на это, у 7,7% девушек, имеющих интимный опыт, был случай прерывания беременности.
Выводы:
1. Распространенность хронических заболеваний, выявленных при проведении профилактического медицинского осмотра, увеличивается с каждым последующим курсом учебы. Так, на III курсе она была в 1,2 раза выше, чем на I, и в 1,1 раза выше, чем на II.
2. В структуре заболеваемости по данным профилактического медицинского осмотра с I по IV курс лидирующую позицию занимают болезни глаза и его придаточного аппарата, уровень их неуклонно растет с каждым последующим курсом обучения. Болезни органов пищеварения на I и II курсах занимают 2-е место, а на III и IV курсах отодвигаются на 4-е за счет увеличения доли таких заболеваний, как болезни системы органов дыхания и костно-мышечной системы. Болезни костно-мышечной системы на III и IV курсах стали занимать 2-е ранговое место. Увеличилась доля болезней нервной системы. На выпускном курсе этот класс заболеваний занимает уже 5-е ранговое место.
3. Уровень заболеваемости по данным обращаемости имеет тенденцию к увеличению на каждом последующем курсе обучения.
4. В структуре заболеваемости по данным обращаемости на первом году учебы лидирующие позиции занимают болезни органов дыхания, некоторые инфекционные и паразитарные заболевания, болезни органов пищеварения, на II, III и IV курсах — болезни органов дыхания, органов пищеварения, травмы.
5. Сравнение показателей общей заболеваемости по обращаемости и заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров показывает их существенное различие за счет существенной доли в структуре заболеваемости по данным профилактических осмотров болезней глаза и его придаточного аппарата и болезней костно-мышечной системы.
IV Курсы учебы
Рис. 3. Данные о количестве студентов (учащихся) всех курсов учреждений начального и среднего профессионального образования г. Чистополя Республики Татарстан за 2005—2006 гг., живущих половой жизнью (%)
6. Вызывает тревогу образ жизни учащейся молодежи. Так, режим дня соблюдают только 29,7% анкетированных, занимаются физическими упражнениями самостоятельно, делают зарядку только 22,0%, только каждый 10-й (10,3%) студент следит за своим питанием.
7. Среди студентов распространены такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, наркотиков. Так, курит примерно треть (38,7%) учащихся, доля курящих юношей составляет 57,3%, а девушек — 20,2%. Никогда не употребляли алкоголь лишь 7,6% учащихся. Один раз в неделю употребляют алкогольные напитки 23,3% респондентов, один раз в месяц — 10,7%, очень редко — 58,5%. Каждый 10-й студент (9,9%) употреблял наркотическое средство.
8. Вызывает тревогу сексуальное поведение учащихся. Так, 45,9% анкетированных уже имели сексуальный опыт. Среди девушек этот показатель составил 24,6%, среди юношей — 67,3%. 18,9% опрошенных не знакомы с методами предупреждения беременности, а у 7,7% девушек, имеющих интимный опыт, был случай прерывания беременности.
Таким образом, необходимо дальнейшее изучение особенностей образа жизни учащейся молодежи и разработка научно обоснованных мероприятий по укреплению охраны их здоровья.
Литература
1. Абросимова, М.Ю. Медико-статистические особенности смертности молодежи в Республике Татарстан / М.Ю. Абросимова // Казанский медицинский журнал. — 2005. — № 1. — С.69—71.
2. Ахметзянова, Н.Ф. Гигиенические аспекты профилактики среди детей и подростков: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н.Ф. Ахметзянова. — Казань, 2000. — 23 с.
3. Бирюкова, Е.Г. Распространенность вредных привычек среди девушек в динамике трех лет обучения в профессиональном училище / Е.Г. Бирюкова, И.К. Рапопорт // Актуальные проблемы педиатрии: XI конгресс педиатров России, 5—8 февраля 2007 г.: тез. докл. — М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2007. — С.78.
4. Гигиенические и медико-социальные проблемы профессионального образования подростков на современном этапе /
B.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Е.И. Шубочкина [и др.] // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. — 2003. — № 4. — С.42—45.
5. Захарова, Т.Г. О проблеме репродуктивного здоровья / Т.Г. Захарова, Г.Н. Гончарова, Г.Н. Захаров // Здравоохранение Российской Федерации. — 2002. — № 3. — С.33—35.
6. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние проблемы, пути решения: монография / И.А. Камаев, Т.В. Поздеева, А.В. Дмитроченков,
C.А. Ананьин. — Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2005. — 312 с.
7. Иванов, А.Г. Особенности формирования семьи и репродуктивных установок молодежи / А.Г. Иванов // Здравоохранение Российской Федерации. — 2004. — № 4. — С.36—38.
8. Калачева, И.О. Изменения психики и поведения при токси-команиях у подростков / И.О. Калачева // Охрана психического здоровья детей и подростков: материалы IV конгресса педиатров России, 17—18 ноября 1998 г.: тез. докл. — М.: «ГЕОТАР-Медиа», 1998. — С.159—160.
9. Мингазова, Э.Н. Репродуктивное здоровье девушек-подростков (медико-социальное исследование учащихся образовательных учреждений): автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Э.Н. Мингазова. — Казань, 2002. — 42 с.
10. Можаев, Э.Л. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни / Э.Л. Можаев // Формирование культуры здоровья студентов: проблемы и перспективы: материалы Межуниверситетской науч.-практ. конф., 17—18 ноября 2005 г. — Казань: КГУ, 2005. — С.51—53.
11. Непряхин, Д.В. Научное обоснование принципов формирования здоровьесберегающего поведения студентов медицинского колледжа: дис. .канд. мед. наук / Д.В. Не-пряхин. — Рязань, 2005. — 21 с.
12. Решетников, А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): руководство / А.В. Решетников. — М.: Медицина, 2002. — 976 с.
13. Садыкова, Т.И. Комплексное медико-социальное исследование здоровья девушек-подростков: состояние, тенденции, пути оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи (на материалах Республики Татарстан): автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Т.И. Садыкова. — Казань, 2006. — 43 с.
14. Скворцова, Е.С. Распространенность курения среди подростков Московской области / Е.С. Скворцова, Н.З. Зубкова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2005. — № 1. — С.27—29.
15. Склянова, Н.А. Зависимость здоровья школьников от типа учебного заведения / Н.А. Склянова, В.В. Иванов, И.М. Барсукова // Охрана психического здоровья детей и подростков: материалы IV конгресса педиатров России, 17—18 ноября 1998 г.: тез. докл. — М.: «ГЕОТАР-Медиа», 1998. — С.49.
16. Сорокин, А.В. Системы реабилитации детей и подростков на современном этапе / А.В. Сорокин, В.А. Воробьева // Ремедиум Поволжье. — 2006. — № 5 (45). — С.25—26.
17. Социология: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во книготорг. центр «Маркетинг», 2002. — 1036 с.
18. Ушакова, М.А. Перспективы изучения здоровья школьников-подростков / М.А. Ушакова, Е.Г. Ушакова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2007. — № 4. — С.31—34.
19. Фархутдинова, Л.А. Распространение вредных привычек среди студентов и их возможная профилактика / Э.А. Фархутдинова, Р.А. Нургалиева, Е.В. Асафова // Формирование культуры здоровья студентов: проблемы и перспективы: материалы Межунивер. науч.-практ. конф., 17—18 ноября 2005 г. — Казань: КГУ, 2005. — С.156—158.
20. Чечулина, О.В. Репродуктивный потенциал девушек-подростков / О.В. Чечулина // Казанский медицинский журнал. — 2007. — Т. 88, № 2. — С.141—143.
21. Юлдашев, В.Л. К вопросу о факторах риска формирования аддиктивного поведения у подростков / В.Л. Юлдашев, С.Ш. Мурзабаева, А.Х. Турьянов // Охрана психического здоровья детей и подростков: материалы IV конгресса педиатров России, 17—18 ноября 1998 г.: тез. докл. — М.: «ГЕОТАР-Медиа», 1998. — С.157.