Научная статья на тему 'Здоровье и медицина: когнитивный подход'

Здоровье и медицина: когнитивный подход Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
257
60
Поделиться
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ / КОГНИТИВНАЯ КАРТА / ФАКТОРЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ / НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Кудашов Вячеслав Иванович

Когнитивный образ мира, являясь восприятием реальности, определяет и контролирует наши реакции и поведение. Практические технологии когнитивного подхода предлагают конкретные приемы для разрешения конфликтующих убеждений и замены старых убеждений новыми, способными более эффективно поддерживать здоровье.

Текст научной работы на тему «Здоровье и медицина: когнитивный подход»

ФИЛОСОФИЯ И БИОЭТИКА

© КУДАШОВ В.И.

ЗДОРОВЬЕ И МЕДИЦИНА: КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

В.И. Кудашов

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, зав. - д.ф.н., проф. В.И.

Кудашов.

Резюме. Когнитивный образ мира, являясь восприятием реальности, определяет и контролирует наши реакции и поведение. Практические технологии когнитивного подхода предлагают конкретные приемы для разрешения конфликтующих убеждений и замены старых убеждений новыми, способными более эффективно поддерживать здоровье.

Ключевые слова: здоровье, когнитивные науки, когнитивная карта, факторы заболеваний, нейролингвистическое программирование, неврологические уровни.

Кудашов Вячеслав Иванович - д.ф.н., проф. зав. каф. философии, этики, эстетитки и медицинской деонтологии с курсом политической социологии КрасГМУ; e-mail: vkudashov@mail.ru, тел. 8(391)2217174.

Современные когнитивные науки представляют собой междисциплинарный подход, объединяющий исследователей познания, изучающих закономерности приобретения, преобразования, представления, хранения и воспроизведения информации. К ним относят философию (прежде всего, эпистемологию и методологию науки), лингвистику, антропологию, нейрофизиологию,

психологию, проблематику искусственного интеллекта. Базовое положение когнитивного подхода состоит в том, что люди реагируют на собственный опыт, а не на «объективную» реальность, поэтому наша когнитивная карта и является для нас единственной «реальной» реальностью. Интересно, что некоторые новейшие направления медицинских исследований все больше отклоняются в сторону области, которая до сих пор считалась сферой деятельности психологов, и сейчас уже трудно провести четкие разграничения между физическими и ментальными факторами заболеваний.

Разум и тело постоянно подталкивают друг друга к здоровью или болезни. Организм не заболевает - человек делает это. Но быть здоровым - не то же самое, что не быть больным. Здоровье парадоксально: нельзя непосредственно заставить себя стать здоровым, остается только наблюдать за тем, как удивительная способность организма исцелять себя начинает действовать сама собой. Здоровье не означает отказ от удовольствия, являясь естественным следствием образа жизни: взаимоотношений, диеты, окружающей обстановки. Здоровье - не предмет собственности, это процесс, это результат мыслей и чувств, это образ существования. Современная медицина преуспела в лечении таких тяжелых состояний, как переломы, раны, аппендицит, серьезные инфекционные заболевания, которые хорошо поддаются лечению антибиотиками. Она действительно может спасти жизнь. Кроме того, у нее есть эффективные средства лечения многих опаснейших заболеваний. Но с такими болезнями, как аллергия, гипертония, артрит, астма, рак, остеопороз, вирусные инфекции и нарушения пищеварения медицина управляется значительно менее уверенно. Уже известно очень много о механизмах заболеваний, но не о механизмах здоровья. Десять человек могут в равной степени подвергнуться действию инфекции, но лишь двое из них заболеют. Медицина во всех подробностях расскажет, как они заболели, но почему только эти двое? И что защитило остальных? Многие постоянно подвергаются воздействию болезнетворных микроорганизмов, никому не удается полностью избежать стрессов и неприятностей. И все-таки болезнь оказывается исключением, а не правилом.

Иммунная система работает постоянно, стараясь сохранить здоровье, точно так же как сердце продолжает биться, а легкие дышать. Очевидно, снижение иммунитета играет решающую роль при любой болезни, в противном случае мы болели бы постоянно. Здоровье и болезнь в этом смысле являются субъективными переживаниями, которые определяются индивидуальной когнитивной картой. Мы сами определяем уровень своего здоровья, главным образом оценивая свои ощущения. Все мы живем в одном и том же мире, но почему-то одни в нем счастливы, а другие несчастны. Одним он представляется полным возможностей и ресурсов, а другим - угрожающим, опасным или безнадежным. Каждый человек живет в окружающем его мире, и только при условии учета всех существенных особенностей этого окружения можно говорить об адекватной адаптации к реальности, ее специфическим свойствам и характеристикам. Исходя из собственного опыта, имеющихся знаний и привычных способов деятельности в мире, люди строят собственные когнитивные карты реальности, или субъективный образ мира [1]. Наиболее важной характеристикой последнего является его полезность с точки зрения комфортного существования и обеспечения жизнедеятельности организма.

В течение всей жизни психическая активность человека направлена на познание реальности в целях наиболее адекватного приспособления к изменчивым условиям внешнего мира. Считалось, что для улучшения условий собственного бытия человеку необходимо познать, во-первых, законы развития и функционирования явлений и процессов окружающей его объективной действительности, во-вторых, установить закономерности функционирования психической субъективной реальности, то есть того, как формируется когнитивный образ мира, как представляются знания о мире. При этом первая задача решалась благодаря естествознанию, включающему науки, базирующиеся на математическом способе описания реальности, а вторая задача была отдана на откуп философии и гуманитарному знанию. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый к настоящему времени в познании фундаментальных законов природы, законы социальной жизни людей изучены недостаточно.

Середина прошлого века ознаменовалась формированием целой совокупности наук, которые сконцентрировали свое внимание именно на вопросе адаптации человека к его окружающей физической и социальной реальности. Эти науки получили название когнитивных, поскольку основным объектом их анализа стали познавательные процессы и механизмы, с помощью которых и обеспечивается адекватная адаптация человека к реальности [7]. Когнитивные науки изучают структуру субъективного опыта человека, причем делают это не в традиционной, например, для философии абстрактной форме, а принципиально в эмпирическом ключе. Это означает, что в них важную роль играют моделирование, эксперимент и проверка в противоположность построению теорий и гипотез. Следовательно, наилучший способ понять когнитивные науки - проверить их результаты в собственном опыте. Можно сказать, что когнитивные науки предоставляют человеку методы и технологию того, как управлять собственным мышлением.

Человек реагирует не на действительность как таковую, а на то, как она репрезентирована, отражена в его «карте мира». Эти карты состоят из убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. Внутренние репрезентации взаимодействуют с физиологией, создавая психические состояния, которые затем управляют нашим поведением [4]. Прежде, чем изменятся эмоции, реакции, мышление и т.п., должна измениться внутренняя когнитивная карта человека. Люди реагируют на собственный опыт, а не на саму реальность. Мы не знаем в точности реальности, в которой существуем, поэтому для нас наша когнитивная карта и есть эта реальность. Когнитивную карту мира, исходя из которой мы действуем, рисуют нам наши чувства, убеждения и жизненный опыт. Но эта карта не может быть абсолютно точной, в противном случае она была бы одинаковой у каждого нормального человека. Некоторые репрезентации лучше, другие хуже, но именно они реально управляют нами в той степени, в которой мы не осознаем их. Иногда для решения реальных проблем оказывается полезным применить виртуальные средства, аналогично тому, как при решении физических задач используют комплексные числа: исходная задача содержит только действительные величины, ответ

получается также действительным, но в процессе вычислений удобно оперировать мнимыми выражениями.

Человек в жизни похож на корабль, плывущий по опасному и бурному морю. Если когнитивная карта указывает ему на рифы и мели, то он продвигается успешно, если же карта неверна, то жизнь подвергается опасности. Когнитивные науки дают человеку возможность изменять репрезентации, чтобы иметь большую свободу действий. Как именно они это делают - предмет нейролингвистического программирования (НЛП). Существует множество определений НЛП, каждое из которых подчеркивает одну из сильных сторон данного подхода. Одни авторы, в первую очередь, видят в НЛП технологии психологического влияния, другие - эффективные методы психотерапии, третьи -технологии психологического или бизнес-консультирования, четвертые указывают на его возможности в области развития личности и т.д. Определения подобного рода верны лишь отчасти, поскольку не отражают принципиальное отличие НЛП от других направлений практической психологии, за счет которого достигается его эффективность. Если характеризовать не на функциональном уровне, очерчивая область продуктивного использования НЛП, а на методологическом, анализируя внутреннюю аксиоматику и стратегии технологий, разработанных в рамках данного подхода, то НЛП - это технологии продуктивной реорганизации персонального опыта человека, позволяющие организовать этот опыт таким образом, чтобы он расширял возможности человека во взаимодействии со средой.

НЛП постулирует, что представления человека о мире есть только одна из возможных моделей этого мира и эффективность взаимодействия человека с миром определяется качествами этой модели [3]. НЛП строит модели мастерства во всех областях человеческой деятельности: в здоровье, спорте, общении, обучении и учебе, бизнесе и управлении, чтобы сделать эти умения доступными другим людям. НЛП занимается исследованием структуры субъективного опыта как нашего собственного способа построения своего уникального внутреннего мира, поэтому оно вполне подходит для того, чтобы исследовать здоровье.

В НЛП три составляющих части. Часть «нейро» имеет отношение к неврологии

- к тому, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом. «Лингвистическое» относится к языку - к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка. «Программирование» указывает на те повторяющиеся последовательности мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение. Не бывает такой универсальной диеты, комплекса упражнений или какого-то позитивного мышления, которые годились бы для каждого и на все времена. Потребности различны не только у разных людей, они могут изменяться со временем и у одного человека. Поэтому необходимо научиться находить модели своего собственного состояния совершенства и укреплять свое здоровье.

НЛП не представляет собой какой-то альтернативный метод лечения, это -единство идей и методов мышления. Речь идет не о том, чтобы открыть некую «правильную» модель мира, а о том, чтобы обогатить свою собственную модель, расширить личную когнитивную карту мира. Технологии НЛП являются практической ветвью когнитивных наук. Когнитивный подход обладает мощной прикладной частью в виде экспериментальной когнитивной психологии, развитой фундаментальной когнитивной философией, и для соответствия идеалу научного направления ему не хватало практических технологий. Не пытаясь охватить всю необъятную сферу НЛП, рассмотрим некоторые самые важные пути применения НЛП для улучшения здоровья и благополучия.

Прежде всего, необходимо уделить внимание убеждениям, касающимся здоровья. Ведь они влияют и на то, как мы действуем, и на то, как мы живем, усиливая или, наоборот, ослабляя воздействие медицинских средств лечения. Мы можем сами оказывать влияние на свое здоровье, ведь тело является неотъемлемой частью человека, а не чем-то таким, что время от времени заставляет болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять самоё себя. Здоровье необходимо создавать каждый день своей жизни. Его не найти в лекарствах и его не раздают доктора, какими бы ни были их философия и методы лечения - традиционными или нетрадиционными. Ослепленные

необыкновенным действием открытых в медицине новых лекарств или методов лечения, мы забываем, что все это лишь героические меры борьбы с болезнью, которая уже зашла слишком далеко. Ведь болезнь - это последний сигнал о том, что что-то не в порядке и требует вмешательства. Для большинства более важным для здоровья оказывается то, что мы делаем прямо сейчас.

«Быть здоровым» - это то, чем мы активно занимаемся, что мы делаем. «Здоровье» - это существительное, нечто статичное. Есть различие в понимании этих слов. Мысленная картинка, представляющая слова «быть здоровым» содержит в себе ощущение движения. В противоположность этому, картинка «здоровья» скорее всего, похожа на неподвижную фотографию. Это пример НЛП

- того, как слова, которыми мы пользуемся, изменяют наше субъективное восприятие. Застывшая картинка здоровья может выглядеть как что-то отдельное, чего можно достичь когда-нибудь в будущем, а не то, что можно переживать прямо сейчас. Быть здоровым - это состояние баланса, включающего тело, разум и дух, такое естественное состояние, которое называют «быть самим собой». Не существует такого «рецепта здоровья», который удовлетворил бы каждого, каждый уникален, и столь же уникальным является состояние равновесия. Это равновесие подобно равновесию акробата, идущего по перекладине, постоянно покачиваясь, чтобы сохранять баланс. Так же не существует монолитного состояния здоровья в противоположность нездоровью. Наши тела все время подстраиваются к изменяющимся окружающим условиям. Никто не может полностью избежать нездоровья, потери, неприятностей, но каждый как может справляется с превратностями судьбы. В наших телах таится огромный запас внутренних способностей поддерживать здоровье, который мы часто игнорируем, обращаясь за помощью в медицинский кабинет, хотя мы нуждаемся в медицинском лечении, чтобы усилить естественно протекающие процессы выздоровления и снова вернуться в состояние равновесия.

Многие заболевания можно условно разделить на нездоровье и болезнь. Болезнь представляет собой доказуемый патологический процесс, а нездоровье является субъективным переживанием, ощущением, что все идет не очень

хорошо. Мы ощущаем нездоровье в теле, но оно оказывает влияние на все стороны нашей жизни: работу, взаимоотношения с другими людьми и на то, как мы относимся к самим себе. Современная медицина склонна обращаться с нездоровьем как с болезнью. С точки зрения лечения, болезнь представляет собой особый случай нездоровья, который может потребовать профессионального медицинского вмешательства. Болезнь наступает тогда, когда мы теряем равновесие и нуждаемся в помощи со стороны, чтобы восстановить его. И болезнь не проходит без мобилизации способности к выздоровлению [6].

Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. Это понимание было забыто в XVII веке, когда западное научное мышление, во главе которого стоял Декарт, разделило человеческое существо на две отдельные части: тело (soma) и разум (psyche). Два различных слова породили дуалистический способ мышления и медицину, в которой господствующее положение заняло тело. Исследования психологического влияния на тело не признавались законными вплоть до XX века. Субъективный опыт не принимался в расчет, пациент представлял собой тело, которое следовало лечить, и медицина сосредоточивалась, главным образом, на лечении болезней и нездоровья как отклонений от биологической нормы, применяя физическое вмешательство, чтобы компенсировать любой дисбаланс.

У медицинской науки есть свои ограничения, которые обнаруживаются сразу, как только мы сами заболеваем. Повышение качества лечения не означает улучшения здоровья, медицинская помощь совершенствуется, но количество заболеваний продолжает расти и наиболее мучительные из них продолжают оставаться неподвластными медицине. Ни в коей мере не принижая достижения медицины, повышающие как продолжительность жизни, так и ее качество, отметим, что самые значительные успехи в здравоохранении были достигнуты благодаря нейтрализации загрязнений, очистке воды, пастеризации молока и улучшению питания. Именно это привело к значительному росту качества и

продолжительности жизни. Мы здоровее сегодня не столько потому, что получаем лучшее медицинское обслуживание, когда заболеваем, сколько потому, что заболеваем меньше. Главный эффект большинства достижений медицины заключается в том, что люди теперь способны жить дольше со своими болезнями.

Представители крайнего направления холистической медицины заявляют, что каждый человек способен вылечиться без всяких лекарств, если же у него не получается, значит, он просто недостаточно усердно это делает. Но идея о том, что, вызвав у себя болезнь самостоятельно, без помощи врачей, человек должен уметь избавиться от нее также без их помощи, является несостоятельной. Любое заболевание, в особенности серьезное, типа злокачественной опухоли, показывает, что в теле сильно нарушено равновесие, и надо предпринять все необходимые и уместные в данном случае шаги для восстановления баланса. Любое заболевание является комбинацией различных факторов, многие из которых выходят за пределы нашего контроля. То же самое относится и к выздоровлению. Как неразумно чувствовать полную ответственность за свое здоровье, точно так же бессмысленно целиком возлагать ответственность на медиков и не прикладывать никаких собственных усилий. Поэтому говорить, что мы вызываем свои болезни и, следовательно, несем ответственность за их лечение, было бы сильным упрощением.

У нас много ресурсов, которые можно использовать для того, чтобы стать и оставаться здоровым, и современные медицинские средства - лишь один из них. Здоровье - это образ жизни в целом, и на него оказывают влияние очень многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические. Одни факторы поддаются нашему влиянию в значительной степени, другие - только частично, а третьи вовсе не поддаются. НЛП предлагает полезный способ мышления о различных уровнях контроля и влияния (их называют «неврологическими уровнями» или просто «логическими уровнями»), который имеет практическую пользу при работе со здоровьем. Эта концепция была разработана Робертом Дилтсом [5].

Первый уровень - это факторы окружающей среды: загрязненность воздуха, качество пищи, лекарства, основные средства медицинского вмешательства. Особенно важным является социальное окружение. Было проведено несколько исследований на животных, когда увеличение их численности при сохранении всех остальных элементов окружения приводило к росту детской смертности, повышению частоты возникновения атеросклероза и снижению сопротивляемости к болезням. Возможно, что социальное проектирование в известной степени ставит такой же эксперимент на людях, и мы только начинаем осознавать некоторые его последствия [2]. Проблемы перенаселения, методы производства продуктов питания и состояние воздуха находятся вне контроля большинства людей. Друзья, семья и коллеги по работе тоже являются частью нашего окружения, и собрано огромное количество данных, подтверждающих, что качество наших взаимоотношений оказывает очень сильное влияние на здоровье. В некоторых исследованиях оно затмевает даже такие факторы, как место проживания и достаток. Одиночество, изоляция и плохие взаимоотношения с другими людьми представляют собой значительную опасность для здоровья.

Второй уровень - поведение. Здесь два аспекта касаются здоровья: избегать нездоровых привычек и развивать здоровые. Это приводит сразу к третьему уровню - к повторяющимся последовательным действиям и привычкам. Например, маловероятно, что одна сигарета принесет какой-нибудь вред, но привычка курить связана с повышением вероятности развития заболеваний сердца и легких. Привычное поведение не останавливается волевым усилием, чаще всего его можно изменить, определив цель, стоящую за привычкой, и выбрав более здоровый способ ее достижения. Это тот уровень, который в НЛП называется «стратегии» - ставшие привычными способы мышления и

реагирования. Стратегии - это последовательности мыслительных операций, которые используются постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям. В поведенческой терапии есть данные о том, что такие состояния разума, как депрессия и пессимизм, оказываются связанными с определенными проблемами здоровья. Это результаты привычных способов мышления.

Четвертый уровень - убеждения и ценности. Они оказывают огромное влияние на здоровье, определяя то, как мы относимся к самим себе, как мы реагируем на других людей и какой смысл мы придаем нашим переживаниям. То, о чем мы думаем, как об идеальном убеждении, вызывает изменения в теле, которые оказываются ощутимыми и реальными. Убеждения и ценности не поддаются логическому обоснованию, хотя они не обязательно должны быть нелогичными. Пятый уровень - идентичность, восприятие самого себя, глубинные убеждения и ценности, которые определяют человека и его миссию в жизни в его же собственных глазах. Если у человека хроническое заболевание, он может считать себя «пациентом». Такое представление может тормозить выздоровление, ведь пациент это тот, кто болеет. С другой стороны, «Я - здоровый человек» является утверждением, которое может иметь огромное влияние на здоровье. И, наконец, шестой уровень - уровень духовности, связь с другими людьми и с тем, что оказывается выше личности.

Таким образом, здоровье воздействует на все логические уровни и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны каждого уровня. В нем много измерений: окружение, поведение, мысли, убеждения, идентичность и

духовность. НЛП, выделив эти уровни, предоставляет нам практические методы, позволяющие: действовать на уровне окружения, создавая и поддерживая прочные и хорошие взаимоотношения; действовать на уровне поведения и способностей, формируя здоровые привычки и стратегии мышления, предоставляющие нам возможность реагировать более изобретательно. Поэтому мы можем меньше подвергаться воздействию стресса и легче управлять своим состоянием; действовать на уровне убеждений и ценностей, осознавая свои убеждения и то, что является важным для нас. Изменение привычек не является самым прямым путем даже тогда, когда преимущества здорового образа жизни очевидны. Человек может знать, что делать и даже как делать, и, тем не менее, ничего не делать, потому что это не представляет для него никакой ценности, или он убежден, что это ничего не изменит. Практические технологии когнитивного подхода предлагают конкретные приемы для разрешения конфликтующих

убеждений и замены старых убеждений новыми, способными более эффективно поддерживать здоровье.

HEALTH AND MEDICINE: COGNITIVE APPROACH

V.I. Kudashov

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-

Yasenetsky

Abstract. Cognitive image of the world is the perception of reality and determines and manage our reactions and behavior. Practical technologies of cognition approach propose the ways for conflict solution and replace old beliefs by new ones. It would help to maintain the health by more effective way.

Key words: health, cognitive science, cognitive map, pathology factors, neurolinguistic programming, neurological levels.

Литература

1. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию. М., 2005. - С.18.

2. Бэйтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М., 2000. - С.35.

3. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. Одесса, 2001. - С.48.

4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т.

— Т. 1 М.: Академия, 2006. — С.44.

5. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб, 2001.- С. 91.

6. Кудашов В.И.Философские аспекты проблемы здоровья. - Красноярск: КГМА, 2007. - С.21.

7. Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма субъективной философии и гуманитарных наук. М.: Росспен, 2003. - С. 74.