Научная статья на тему 'Когнитивное управление формированием здорового образа жизни'

Когнитивное управление формированием здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
432
107
Поделиться
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОГНИТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Кудашов В. И.

Современное состояние образа жизни требует ухода от патернализма, активной жизненной позиции человека по отношению к собственному здоровью, к другой организации когнитивного управления формированием своего образа жизни. В статье исследованы нынешнее состояние дел в сфере здорового образа жизни, указаны имеющиеся группы технологий когнитивного управления и рассмотрены их перспективы в сфере формирования здорового образа жизни.

Cognitive management of healthy life style formation

The modern life style needs to go away from the paternalism, active life position about self-health, to another way to cognitively manage the formation of healthy life style. The paper presents modern condition of healthy life style, groups of cognitive technology of management. The perspectives in the sphere of healthy life style formation are also discussed.

Текст научной работы на тему «Когнитивное управление формированием здорового образа жизни»

ФИЛОСОФИЯ И БИОЭТИКА

© КУДАШОВ В.И.

УДК 614.2:312.6:616-082

КОГНИТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В.И. Кудашов

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого,

ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра философии и социально-гуманитарных наук, зав. - д.ф.н., проф. В.И. Кудашов.

Резюме. Современное состояние образа жизни требует ухода от патернализма, активной жизненной позиции человека по отношению к собственному здоровью, к другой организации когнитивного управления формированием своего образа жизни. В статье исследованы нынешнее состояние дел в сфере здорового образа жизни, указаны имеющиеся группы технологий когнитивного управления и рассмотрены их перспективы в сфере формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, формирование здорового образа жизни, когнитивное управление, система медицинской профилактики, социальные технологии.

Вопросы здоровья и долголетия, качества и смысла жизни принадлежат к числу вечных философских проблем. В наше время необычайно актуализируются некоторые существенные аспекты этой проблемы. В условиях современной России массовое ухудшение здоровья населения все более объясняется не только изменениями среды обитания в результате экологических и техногенных катастроф, но и изменением общего характера экономической, социальнополитической и духовно-нравственной жизни всего населения. Все это не могло не вызвать всплеск интереса к проблеме здоровья в самых различных сферах научного знания. Назрела насущная необходимость выработки государственной программы оздоровления нации, включение ее своим основным содержанием в «национальную идею». Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации недавно завершило Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия — 2010». Цели конкурса состояли в поиске лиц и организаций, которые имеют проекты и программы, связанные с формированием здорового образа жизни, а также в отборе наиболее интересных проектов для дальнейшего распространения опыта и инициирования новых проектов. Здоровый образ жизни и культура здоровья объявлены одним из приоритетов государственной политики России [1].

Состояние здоровья населения России является критическим: сокращается продолжительность жизни, падает рождаемость, преобладает смертность над рождаемостью, происходит алкоголизация и наркотизация не только взрослых, но и детей. Причины такого положения дел кроются не только в недостаточности или недоступности медицинского обслуживания, не только в слабости научно-технической базы и дефиците информации по сохранению и восстановлению здоровья, но и в ценностных ориентациях современного человека, в специфике социокультурных факторов, влияющих на образ жизни и отношение людей к собственному здоровью. К сожалению, эти вопросы исследованы недостаточно, прежде всего, с позиций философско-теоретического подхода в их осмыслении - по сути, здоровье до сих пор не подвергалось всестороннему, системному изучению именно как социокультурный феномен. Всплеск интереса к социальным аспектам здоровья обусловил активизацию исследований философами социальной ценности здоровья, методологических аспектов измерения здоровья, его нравственных основ, «нормы» здоровья и др. Активно разрабатывались категории «образ жизни», «уровень жизни», «качество

жизни», «здоровый образ жизни» как характеристики сферы жизнедеятельности и системы факторов, обусловливающих здоровье.

Разработка и реализация моделей формирования здорового образа жизни предполагает поэтапное развитие комплекса межведомственных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения на региональном, муниципальном, сельском, локальном, групповом и индивидуальном уровнях. Но для достижения этих целей и задач необходимо единое представление о понятии «здоровый образ жизни». В современных условиях здоровье перестает быть только личным делом человека, оно становится проблемой жизни и смерти этноса, социума в целом. Рассматривая проблему здоровья, совершая поиск путей её решения, как для себя, так и для общества в целом, каждый человек сознательно или невольно опирается на имеющийся у него запас знаний и представлений о себе, об окружающем мире и о взаимодействии человека вообще и себя, в частности, с этим миром. За всю обозримую историю развития человечества многократно изменялись эти представления, но наиболее динамично и кардинально они изменились во второй половине прошлого века. Одновременно с изменением научнофилософской парадигмы, а точнее, в диалектической взаимосвязи с этим, изменились претензии человека к своему бытию, в том числе и к своему здоровью. Но, как и всегда было в таких переломных точках истории, новый уровень требований гораздо быстрее и увереннее распространяется и овладевает умами и стремлениями людей, внедряется в массовое обыденное сознание, чем распространяются новые знания и на их основе осваиваются новые возможности, необходимые для удовлетворения этих новых претензий.

Поэтому очевидной является необходимость подхода к решению проблемы здоровья на современном уровне требований и претензий именно с позиций современной научнофилософской парадигмы. Здоровье - это экзистенциальная характеристика человека, и при его изучении, а тем более, при попытках как-то на него воздействовать, обязательно надо знать, что такое человек, как он включён в окружающую его действительность, и как эта действительность влияет на него и его здоровье. Очевидно, что залогом успешного решения любой проблемы является правильное изначальное понимание и определение предмета и вытекающих из этого задач. Поэтому, если успеха в решении проблемы здоровья нет, то это говорит, прежде всего, о неадекватности этого понимания. Именно неадекватное понимание человека, его предназначения на Земле и его эволюционных задач, проявляющееся во всех сферах человеческого бытия, и является главной причиной антропологического и всеобщего кризиса мировой культуры.

Добившись реальных и действительно великих достижений в области рационального знания, мы убедились сегодня, что в отличие от технических средств, для понимания, эксплуатации и ремонта которых достаточно рационального знания, для действительного решения проблемы здоровья человека рационального знания недостаточно: человека необходимо рассматривать в единстве его рациональной и трансцендентальной целостности. Поэтому только с помощью философии, соединяющей в себе рационально-логическое и духовно-практическое познание, что позволяет выйти за пределы чистой внутринаучной рефлексии и постигать «краевое» знание, можно приблизиться к истинному пониманию сущности человека и его здоровья, а значит и к сущности здоровья общества. Для формирования мотиваций здорового образа жизни необходимо создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке здорового образа жизни.

В 2009 году Минздравсоцразвития России начало реализацию программы по формированию здорового образа жизни «Здоровая Россия» [2]. Главной проблемой, вызвавшей потребность в этой программе, стало непонимание здоровья как ценности многими людьми. Слишком много россиян не склонны думать о здоровье как о собственном ресурсе и капитале, не склонны активно заботиться о нем. Вызвано это не столько сложными и острыми проблемами организации здравоохранения, сколько отношением людей к собственному здоровью. Поэтому насущно необходимо радикально изменить общественное понимание, чтобы здоровый образ жизни стал нормой бытия каждого гражданина России. Но очевидно, что такие сложные задачи, как

формирование нового образа жизни, могут быть решены, только если в их решении заинтересованы и участвуют разные стороны общества, и если между этими сторонами налажена эффективная коммуникация и обмен лучшим опытом.

Одним из главных вопросов, который следует решить для успешной реализации задач по формированию здорового образа жизни населения - кто будет делать эту работу? Исходя из того, что она межведомственная и требует участия большого количества специалистов на региональном, муниципальном, локальном и индивидуальном уровнях, необходима сеть структур, профессионально осуществляющих организацию и координацию этой работы на всех уровнях. Такой структурой, учитывая почти вековой опыт работы российского здравоохранения, может быть региональная система медицинской профилактики: региональные, городские центры медицинской профилактики, отделения, кабинеты медицинской профилактики, фельдшерско-акушерские пункты, создаваемые в последнее время центры здоровья. Для решения любой задачи на высоком качественном уровне необходимы специалисты, осуществляющие свою деятельность в рамках этих задач на постоянной основе. Совместители, как правило, не обладают достаточными знаниями, умениями, опытом и временем для достижения желаемых результатов и могут быть только ведомыми.

Развитие структур медицинской профилактики - одна из важнейших стратегий в реализации задач формирования здорового образа жизни населения. При этом в некоторых регионах и центрах России уже можно наблюдать явный тренд в сторону усиления здорового образа жизни, активного поддержания здоровья, отношения к нему как к ценности, ресурсу и даже капиталу. Но с другой стороны, если попытаться систематизировать все существующие теории по поводу того, что же такое собственно «здоровый образ жизни», то не только не сможем получить на это универсальный ответ, но и даже на простую инвентаризацию имеющихся точек зрения и позиций потребуется немало времени и сил. Проблема в том, что все эти позиции и теории будут строиться на совершенно различных методологических основаниях, жизненных моделях и философских допущениях.

Вряд ли сейчас возможно добиться крупных успехов в увеличении потенциала здоровья и продолжительности жизни населения исключительно за счет развития института здравоохранения, поскольку это уже было сделано на первом этапе эпидемиологического перехода, когда продолжительность жизни граждан увеличилась, а состояние здоровья значительно улучшилось в связи с усилением институциональных форм здравоохранения. Стремление делегировать приоритет ответственности за свое здоровье внешним обстоятельством является устойчивой характеристикой массового сознания, которая сформировалась в условиях патерналистского характера советского здравоохранения на протяжении последних десятилетий. В новых экономических обстоятельствах актуализировалась потребность увеличения личной ответственности индивида за свое здоровье. В настоящее время эта тенденция характерна в большей степени для молодых людей, лиц с высоким уровнем материальной обеспеченности и хорошим здоровьем. Уровень гигиенической информированности и грамотности российского населения настолько низок, что является фактором, снижающим профилактические возможности индивида предотвратить элементарные заболевания, адекватно реагировать на проводимые профилактические программы; фактором, усугубляющим последствия травм и несчастных случаев вследствие неумения оказать себе и другим первую медицинскую помощь. Чем ниже уровень образования человека, тем меньше у него потребность в информации о здоровье. Сегодня, когда Россия пока безуспешно пытается перейти границу средней для многих стран продолжительности жизни в 70 лет, она вынуждена переходить ко второму этапу эпидемиологического перехода, который требует ухода от патернализма, активной жизненной позиции человека по отношению к собственному здоровью, и к другой организации когнитивного управления формированием здорового образа жизни.

Понятие «когнитивного управления» используется для усиления более привычного понятия «формирование», поскольку необходимо постоянно отслеживать, как проектные изменения влияют на естественные процессы, и корректировать их. Любые технологические изменения предполагают определенное воздействие на природу человека и его сознание, и в этом состоит

эффект когнитивного управления. Если еще в первой половине прошлого века социальные перемены можно было осуществлять, опираясь на естественнонаучные представления о социальной организации и тоталитарные проекты, то сейчас, в связи с радикальными изменениями видения стратегий социального развития, с процессами дифференциации общества и различения социальных дискурсов, необходимость именно когнитивного управления - то есть управления знаниями, смыслами, пониманием - резко возрастает.

Необходимость когнитивного управления стимулируется и изменениями в других форматах общественного сознания, оставляя открытым вопрос о качественном влиянии на глубинные слои в самой культуре. Увеличивается отрыв от прошлого и растёт неопределённость при принятии решений, незыблемые истины становятся всё более сомнительными, устаревание жизни знаний ускоряется каждые несколько лет, власть силы и денег переходит к власти информации; «классы» с их жёсткими социальными границами заменяются всё время перестраивающимися и размытыми «информационными сообществами». Мир вокруг нас становится всё менее определённым, а его структуры всё менее долговечными. На место определённой и вполне материальной основы индустриального общества - капитала и труда - приходят неосязаемые информация и знание, а на место вертикальных схем организации и управления с их иерархией уровней и мест приходят размытые схемы сетей и возникающих и исчезающих узлов сети.

В данной ситуации как философы, так и социальные технологи, задействованные в сфере общественных отношений, ощущают большой недостаток в таких гуманитарных знаниях, которые позволяли бы мыслить и схватывать действительность социальных коммуникаций несмотря на её разнородность и изменчивость. Необходимы навыки, которые позволяли бы эффективно жить и действовать в изменяющихся условиях, нужны подходы, которые, не были бы исходно излишне отягощены излишне оптимистичными, так и излишне пессимистичными оценками, поскольку это не позволяет увидеть суть и механизмы происходящего. В профессиональной практике разрабатывается достаточно много представлений технологического уровня, но, не имея под собой понятийно-категориальных оснований, они дают лишь мозаичную картину и находятся на уровне опытных технологий и индуктивных знаний. Тем не менее, уже сейчас можно выделить вполне определенные группы технологий когнитивного управления:

1. Рефлексивное управление, включающее рекламу, брендинг и формирование культурных образцов преимущественно через визуальное восприятие (кино и телевидение).

2. Управление знаниями, объединяющее новые типы знаний (тесты, базы данных) и традиционные знания (факты, методики, модели, проблемы, задачи).

3. Управление через сообщества (партии, общественные организации, молодежные движения, Интернет-сообщества, профессиональные ассоциации) и разделяемые ими образы жизни.

4. Инфраструктурное управление, которое включает различные социальные структуры образования, физкультуры, искусства, питания, формы досуга, корпорации, сети.

5. Нормативное управление, в том числе законодательство; религиозные и моральные предписания; стандарты образования, лечения, бизнеса; организационные схемы и стратегии.

Главным фактором, определяющим отношение человека к здоровью, являются социокультурные и психологические установки, формирующиеся в сознании человека с детства (в семье, в дошкольных учреждениях, школе) и закрепляемые социально значимым окружением и средствами массовой информации. Поэтому подготовку человека к самостоятельной заботе о своем здоровье невозможно осуществить без разработки последовательной, планомерной, системной программы по изменению отношения к здоровью как к главной жизненной ценности. Решающую роль в формировании первых представлений об отношении к своему здоровью играет семья, социокультурная среда и социально значимое окружение.

Социокультурное и психологическое программирование является главным фактором формирования ложных установок по отношению к здоровью в детском возрасте и последующего

небрежного обращения со своим здоровьем. Влияние на здоровье населения средств массовой информации в целом носит отрицательный характер, поскольку механизмы пропаганды и убеждения направлены на формирование ложных установок в сознание человека, провоцирующих его на нездоровое поведение. В практике оздоровления, эффективном разрушении ложных взглядов, избавлении людей от вредных привычек и опасных, разрушающих здоровье стереотипов поведения необходимо обращение к философии и искусства исцеления. Необходимо сосредоточиться на формировании рефлексивного отношения человека к собственному телу, закрепив: позитивный образ «я» и адекватную самооценку, то есть признание себя и доверие к собственной природе и организму; уверенность в себе, основанная на вере в свои потенциальные возможности и способности к когнитивному самоуправлению посредством разума, эмоционального настроя и самовнушения; поведенческие намерения и собственно поведение относительно основных факторов, определяющих здоровый образ жизни.

С одной стороны, очевидна необходимость формирования позитивных видов поведения в сфере здоровья, с другой стороны, большинство видов поведения, важных с точки зрения влияния на здоровье, вызвано мотивами, которые не связаны непосредственно со здоровьем и в значительной степени программируются в индивидуальные паттерны и институциональную жизнь семей и сообществ. При этом поведение в сфере здоровья как результат определенной общепринятой каждодневной деятельности, не требует осознанной мотивации, являясь в большей степени следствием воздействия культуры, а не личностных мотивов и убеждений. Схемы поведения, зависящие от сознательной мотивации, оказываются менее устойчивыми, чем те, которые являются естественным итогом воздействия социальных норм и традиций. Подтверждением этого служат изменения, произошедшие в последние десятилетия в разных странах в связи с усилением внимания к здоровью населения (например, уменьшение распространенности курения на Западе). Тем не менее, остается актуальным поиск такой позитивной ориентации на здоровье, которая бы могла выступать в качестве основы для формирования соответствующего отношения к здоровью.

Многочисленные факты и исследования доказывают, что поведение и многие представления человека не всегда являются результатом его свободного выбора. Чаще всего это результат взаимодействия естественно-природного человеческого организма с социальной средой и социокультурным окружением. Причем, с одной стороны, это может быть проявлением объективных или спонтанных влияний социума, а с другой стороны, они производны от целенаправленного воздействия на него. Вот почему определенные установки, поведение и ценности человека могут быть поняты лишь в связи с его конкретной социальной и субкультурной принадлежностью, особенностями статуса и ролевых характеристик государства, в котором он проживает. И здесь не обойтись без выхода на глобальные исторические процессы, происходящие в политике и экономике в тот или иной отрезок времени.

Таким образом, сформировались объективные общественные и научные предпосылки для теоретической и практической разработки когнитивного управления отношения к здоровью как социокультурного образования, как механизма совершенствования здоровья на уровне индивида, группы, общества в системе функционирования основных социальных институтов. На протяжении последних десятилетий феномен «отношения к здоровью» претерпел трансформацию, связанную с ростом инструментальной ценности здоровья как ресурса для достижения других жизненных благ. Теоретическое осмысление феномена здоровья привело к изменению вектора исследований - от анализа атрибутов болезни и медицины к изучению здоровья здорового индивида и социально-культурных факторов формирования здоровья. Наиболее распространенными интегральными показателями отношения к здоровью на уровне индивида являются: самооценка здоровья, имеющая временную и территориальную устойчивость; ценность здоровья, занимающая первые места в иерархии ценностей различных групп населения; удовлетворенность здоровьем, которая находится в тесной связи с удовлетворенностью жизнью; деятельность по заботе о здоровье, выражающаяся в соответствующих практиках.

Поведенческий фактор, рассматриваемый в рамках концепции самосохранительного поведения, характеризуется двумя основными стимулами заботы о здоровье - ухудшением

здоровья и страхом перед заболеванием - имеющими лечебную, а не профилактическую направленность. Поведенческий фактор опосредует действие всех остальных факторов. Социально-экономические факторы, занимающие одно из ведущих мест в обусловленности состояния здоровья, оказывают не только текущее, но и пролонгированное воздействие. Среди этих факторов наиболее значимыми для здоровья являются материальное положение, экологическая ситуация, качество питания. Актуальная проблема в сфере здоровья сегодня -отсутствие государственной идеологии здоровья. В законодательных документах продолжает доминировать взгляд на индивида как на объект приложения лечебных технологий, а не как на субъекта, формирующего свое здоровье и отвечающего за него.

Анализ института семьи в качестве субъекта формирования отношения к здоровью свидетельствует о том, что современная семья слабо выполняет свои функции по обеспечению необходимого уровня здоровья из-за собственной некомпетентности в этой сфере. Низка значимость семьи в создании позитивных типов самосохранительного поведения. Школа и система образования в целом не имеют концепции сохранения и развития здоровья школьников. Обучение в школе, кроме того, способствует развитию специфических «школьных болезней». Специалистами признается необходимость введения в школьную программу предмета, направленного на укрепление здоровья и формирование разумного отношения к нему. Нужно запустить процессы циркуляции и получения знаний о здоровье, об управлении здоровьем, о технологиях и формах здорового образа жизни. Остро стоит задача формирования нового знающепонимающего поведения, постоянной коммуникации вокруг темы здоровья и здорового образа жизни. Здесь существует важная проблема перевода теоретических, экспертных знаний в проектно-прикладные технологии через механизмы когнитивного управления, и это только начало сложного пути формирования здорового образа жизни.

COGNITIVE MANAGEMENT OF HEALTHY LIFE STYLE FORMATION

V.I. Kudashev

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Abstract. The modern life style needs to go away from the paternalism, active life position about self-health, to another way to cognitively manage the formation of healthy life style. The paper presents modern condition of healthy life style, groups of cognitive technology of management. The perspectives in the sphere of healthy life style formation are also discussed.

Key words: health, formation of healthy life style, cognitive management, system medical prevention, social technologies.

Литература

1. http://www.zdravo-russia.ru/

2. http://www.minzdravsoc.ru/health/zozh