Научная статья на тему 'Здоровье детей школьного возраста и пути его улучшения на современном этапе'

Здоровье детей школьного возраста и пути его улучшения на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1626
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЬНИКИ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / HEALTH / MORBIDITY / SANITARY MEASURES / REHABILITATION / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игишева Людмила Николаевна, Казакова Любовь Михайловна

Представлен обзор отечественных и зарубежных авторов по проблеме здоровья детей школьного возраста. Авторы особое внимание уделили факторам, определяющим высокую заболеваемость и способам сохранения и улучшение состояния здоровья учащихся в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Игишева Людмила Николаевна, Казакова Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a home and foreign literature survey devoted to the problem of school-age children's health. The authors pay attention to the factors which determine high morbidity and substantiate contemporary approaches to sanitary measures and pupils' rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Здоровье детей школьного возраста и пути его улучшения на современном этапе»

Л.Н. Игишева, Л.М. Казакова

Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра факультетской педиатрии, Кафедра госпитальной педиатрии, г. Кемерово

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Представлен обзор отечественных и зарубежных авторов по проблеме здоровья детей школьного возраста. Авторы особое внимание уделили факторам, определяющим высокую заболеваемость и способам сохранения и улучшение состояния здоровья учащихся в современных условиях.

Ключевые слова: здоровье, школьники, профилактика, заболеваемость, реабилитация.

There is a home and foreign literature survey devoted to the problem of school-age children's health. The authors pay attention to the factors which determine high morbidity and substantiate contemporary approaches to sanitary measures and pupils' rehabilitation.

Key words: health, morbidity, sanitary measures, rehabilitation, pupils.

В последние годы здоровье детей и подростков стало предметом особой тревоги общества. И это понятно, поскольку последствия негативных тенденций состояния здоровья подрастающего поколения касаются таких фундаментальных ценностей, как трудовой, оборонный, репродуктивный и интеллектуальный потенциал страны. Сложившаяся в России ситуация со здоровьем детей, а основная доля среди детской популяции — это школьники и воспитанники детских домов и интернатов (70 %), является следствием многих причин. Одними из них являются: гипертрофированный приоритет больного ребенка и больничной помощи, отставание фундаментальной педиатрической науки от конкретных запросов детства в связи с недостаточным финансированием, потребительское отношение к своему здоровью членов общества и неправильное воспитание детей, отсутствие стереотипов самосох-ранительного поведения [1].

Решение вопросов сохранения здоровья детей 617 лет имеет свои особенности, поскольку, помимо указанных негативных моментов и неблагоприятных факторов, которые влияют на все население, этот контингент испытывает на себе действие так называемых школьных факторов риска здоровью (ШФР). К этим факторам относятся: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника, нерациональная организация учебной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной, низкая грамотность педагогов, родителей и самих детей в

вопросах охраны и укрепления здоровья. Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно, 911 лет ежедневно. Опасность влияния ШФР усиливается тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, накапливаются в течение нескольких лет. Кроме того, микросимтоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимания до тех пор, пока не переходит в клинически значимую патологию [2].

Новый подход к оценке и обеспечению здоровья человека базируется на ряде основных принципов: комплексность или системность (понятие целостности — гармоничности представляется основным в понимании здоровья), функциональность (оценка состояния организма идет через эффективность выполнения его актуальных функций), индивидуальный подход [3]. Ключ к решению проблемы здоровья, как глобальной, общепопуляционной, национальной идее, следует искать через индивидуальное здоровье, — дефиницию, менее разработанную по понятиям, структуре, методам измерения и оценки, но являющуюся центром всех оздоровительных программ, социальной политики любого уровня [4].

Наиболее часто в практической деятельности органов здравоохранения динамика состояния здоровья детского населения оценивается по заболеваемости, как объективному массовому явлению [5,

6]. Показатели заболеваемости отражают реальную картину жизни и позволяют разрабатывать меры по охране и улучшению здоровья детского населе-

■ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ния в масштабах страны. Но при изучении заболеваемости важно учитывать, что достижения науки увеличивают показатели заболеваемости. Часто при медицинских осмотрах у детей школьного возраста диагностируют много неизвестных по материалам первичной обращаемости хронических заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний глаз, болезней опорно-мышечной системы, невротических расстройств, анемий. Количество этих, так называемых «школьно-значимых», болезней в настоящее время практически столько же, сколько во времена Ф.Ф. Эрисмана [7, 8]. По данным различных авторов и результатам всероссийской диспансеризации (2002), тенденции роста заболеваемости по всем классам болезней в условиях экономического расслоения общества в стране сохраняются. Так, детей с алиментарно-зависимыми болезнями стало на 28 % больше, отмечается так же увеличение на 74 % аллергических болезней и злокачественных новообразований. В общем, заболеваемость детей хроническими неинфекционными заболеваниями увеличилась более чем на 22 %. К окончанию школы до 50 % подростков имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья [9, 10, 11]. Максимальные темпы роста числа заболеваний отмечены у подростков, у учащихся школ нового типа (гимназий, лицеев) [12].

Структура первичной, общей и накопленной заболеваемости по обращаемости и медицинским осмотрам отличается у детей разных возрастных групп и зависит от множества различных факторов. В отличие от непосредственных причин болезней (этиологических факторов, генетических дефектов или инфекционных агентов), факторы риска способствуют возникновению и развитию заболеваний. По мере накопления данных о факторах риска предполагались разные подходы к распределению их по группам. Наиболее часто выделяют 4 группы: биологические, условия жизнедеятельности, медико-социальные и медико-организационные. Знание факторов риска особенно важно при изучении и борьбе с хроническими неинфекционными заболеваниями. Число факторов риска огромное и их количество с каждым годом увеличивается [13]. Управление факторами риска составляет основу профилактической медицины, формирование здоровья детей в современных условиях неразрывно связано с созданием устойчиво функционирующей системы управления факторами риска [14]. При изучении и математическом анализе факторов риска заболеваний был получен ответ на основной вопрос медицины: от чего непосредственно зависит здоровье и нездоровье человека, была выведена формула обусловленности здоровья (в скобках данные ВОЗ):

- генетические факторы — 15-20 % (20 %);

- состояние окружающей среды — 20-25 % (20 %);

- медицинское обеспечение — 10-15 % (7-8 %);

- условия и образ жизни людей — 50-55 % (5352 %) [15].

Приведенные данные свидетельствуют, что доля условий и образа жизни превышает половину всех

воздействий. Образ жизни связан с поведением (в широком смысле слова), активностью, деятельностью взрослого человека, ребенка. Образ жизни отвечает на вопрос, как, каким образом человек думает, ведет себя, действует. Условия жизни отвечает на вопрос, что человека окружает [15]. В возрасте от 6-7 до 17-18 лет основная деятельность у большинства детей — это учебная, и окружают его большую часть дня, а порой и весь день, условия воспитательно-образовательного учреждения, условия школы. «Школьный фактор — учебная нагрузка, условия обучения» в этот период онтогенеза (восходящий период) является одним их самых важных.

Поскольку научно доказано, что влияние образа и условий жизни на здоровье наибольшее, то и усилия по его сохранению и совершенствованию должны быть направлены на формирование здоровых условий и здорового образа жизни школьников. Здоровый образ жизни как система складывается из трех взаимосвязанных основных элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций [16]. В здоровом образе жизни питание является определяющим, т.к. оказывает положительное влияние на двигательную активность и эмоциональную устойчивость. Оно является одним из важнейших условий, обеспечивающих гармоничный рост детей, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальное интеллектуальное развитие и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов [5]. Питание — это главный «ключ» к управлению развитием и формированием здоровья детей и будущих взрослых. Питание является важнейшим фактором внешней среды, который из внешнего непосредственно трансформируется во внутренний [17].

Понятие рационального питания включает соблюдение двух основных принципов: сбалансированности, соблюдения режима питания, основанных на научной концепции Покровского А. А. (1964). Рацион детей школьного возраста обязательно включает пищевые вещества (макро- и микронутриенты) в сбалансированном соотношении с возрастными потребностями организма, а так же по отношению друг к другу. Нормы физиологических потребностей школьников разработаны и утверждены Министерством здравоохранения в 1992 году [18]. Ассортимент продуктов должен быть разнообразным и включать мясные, рыбные, молочные, кисломолочные продукты. Обязателен широкий ассортимент овощей и фруктов, т.к. недостающие витамины и минеральные соли одних компенсируют другие, то же относится и к ассортименту круп. Полезны субпродукты, продукты моря. В неделю дети должны получить 30-32 видов продуктов. Меню рекомендуется составлять таким образом, чтобы мясные, рыбные и другие богатые белками продукты дети получали в первую половину дня, т.к. они повышают обмен и оказывают возбуждающее действие.

Важно грамотно сочетать блюда и продукты. Необходимо учитывать, что при увеличении физи-

ческой нагрузки квота углеводов увеличивается, при повышении умственной нагрузки увеличивается квота белков. Отсутствие каких-либо продуктов, особенно тех, которые являются источниками незаменимых веществ, можно заменить другими, учитывая при этом содержание в них незаменимых нутриентов. В основе режима питания лежат физи-олого-биохимические механизмы, в его понятие входит: а) строгое соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними; б) правильное количественное распределение пищи на отдельные приемы;

в) культура поведения за столом. Рекомендуется принимать пищу не ранее чем через 3-3,5 часа и не позднее 4-4,5 часов после предыдущего приема. Поэтому горячие питание в школе является важным условием сохранения здоровья [18, 19].

Нарушение питания в любом возрастном периоде может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, нарушениям роста и развития, в том числе к возникновению и прогрессированию заболеваний практически всех органов и систем. Поэтому продолжает расти число алиментарно-зависимых нарушений здоровья и заболеваний у обучающихся, таких как отставание в росте, дисгармоничность физического развития, снижение работоспособности, зоб, анемия, остеопения, зубной кариес и др.

Общая структура питания в современной России характеризуется снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов (мясо, мясопродукты, рыба, молочные продукты, растительные масла, фрукты, овощи). При этом существенно увеличивается потребление хлеба и картофеля. В результате, на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: дефицит животных белков, полиненасыщен-ных жирных кислот, выраженный дефицит витаминов, пищевых волокон, недостаточность минеральных веществ и микроэлементов [1, 7, 20]. Ведущим по степени негативного влияния в настоящее время является дефицит микронутриентов, который эво-люционно запрограммирован. Одним из наиболее эффективных и быстрых путей улучшения питания является витаминизация пищи, использование у детей природных высокоактивных компонентов, содержащихся в меде и дикорастущих травах, и витаминно-минеральных комплексов [5, 21, 22]. Выделяя 6 способов улучшения питания, ВОЗ ставит на 1-е место образование в области питания. Воспитание традиций искусства принятия пищи, желания есть полезные и необходимые продукты — залог хорошего здоровья, т.к. известно, что питание — мощнейший инструмент первичной профилактики болезней и формирования здоровья у детей. Равных по значимости инструментов у специалистов образовательных учреждений пока нет [17, 23].

Многочисленными исследованиями доказано, что с поступлением в школу общая физическая активность ребенка падает во много раз, у 80 % школьников выявляется низкий уровень физической активности. В соответствии с гигиеническими требованиями, ежедневная двигательная активность

у школьника должна составлять не менее двух часов в день [24]. В существующей традиционной практике ей отводится лишь 10-18 % общего бюджета времени [5, 17]. В то же время, двигательная активность рассматривается как естественная потребность на всех этапах онтогенеза человека, в особенности в период развития, который совпадает с обучением в школе [25, 26]. Аршавский И.А. (1967) отмечал, что двигательная активность необходима как фактор декодирования и реализации программы индивидуального развития, содержащейся в генетическом коде. Физические упражнения — неспецифические раздражители, которые вовлекают в ответную реакцию все регуляторные механизмы и выступают в качестве общего воздействия на организм человека. Они стимулируют через проп-риорецепцию физиологические процессы, обмен веществ в организме и повышают тонус нервной системы, а значит ее чувствительность и способность к реагированию [27]. Благодаря тесным структурнофункциональным связям моторного анализатора с лимбической системой, мышцы принимают участие и в регуляции эмоциональных состояний. Мышечная активность способствует снижению тревожности, эмоционального напряжения, оказывает антис-трессорный эффект и нормализует психоэмоциональную сферу, снижает агрессивность, увеличивает уверенность в себе и улучшает самооценку, способствует снятию фрустраций [28, 29]. Регулярные физические нагрузки — эффективное средство профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, патологии скелетно-мышечной системы, тревожных и депрессивных состояний, стрессорных повреждений и многих других патологических состояний [25, 30, 31].

Уроки физического воспитания и физкультурные паузы на других уроках не могут компенсировать дефицит движения у школьников. Помогают решать проблему введение в расписание школьных занятий третьего урока физической культуры, занятия в спортивных секциях. Новым подходом является введение в школьную жизнь динамических (подвижных) перемен, проведение их на свежем воздухе в виде подвижных игр, бега трусцой, поскольку известно, что оздоровительным эффектом обладают только аэробные упражнения [26, 32]. При этом известно, что большие физические нагрузки являются стрессом для организма, особенно детского. Высокоинтенсивные физические упражнения могут вызвать значительную активацию симпатоадреналовой системы, привести к хроническому физическому перенапряжению растущего организма с преимущественным нарушением функционального состояния сердечнососудистой системы [33, 34, 35]. Результаты исследований физиологии спорта свидетельствуют, что значительные тренировочные нагрузки приводят у спортсменов к изменениям в организме, характеризующимся как адаптация специализации. Преимущественное развитие получают те функции и структуры организма, от которых зависит достижение высоких спортивных результатов [36].

■ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Таким образом, практический опыт и научный анализ показывают, что как недостаток, так и избыток мышечной активности неблагоприятно влияют на организм. В то же время, оздоровительное влияние физических нагрузок наиболее хорошо проявляется при нахождении некоего оптимума в дозировании, при котором не формируется адаптация специализации, а повышаются адаптивность, устойчивость организма ребенка к влиянию неблагоприятных факторов среды. Следовательно, основным направлением использования двигательной активности в медицине и образовании является ее оптимизация. В настоящее время считается, что при оптимизации нагрузки необходимо учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида. Можно считать, что по отношению к режиму двигательной активности оптимальность и индивидуальность — синонимы [37, 38].

Существует несколько подходов для оптимизации двигательной активности человека. Один из них — гигиенический. Он направлен на установление средних значений этой активности для различных групп населения и выработку на их основе нормативов. Подобные рекомендации основаны на массовых исследованиях здоровых людей с нормальным морфофункциональным развитием, находящихся в благоприятных условиях окружающей среды и имеющих рациональное физическое воспитание [26, 38]. В них не учитываются индивидуальные особенности, функциональные резервы и т.д. Вычленение индивидуального оптимума на основе средних показателей невозможно. Гигиенические нормативы могут служить лишь определенным ориентиром, характеризующим норму реакции. Другой подход направлен на достижение благоприятного оздоровительного результата, но он малопригоден для практического использования из-за субъективности оценок [25, 37].

Более адекватный подбор двигательной активности осуществляется с помощью исследовательского подхода, при котором ставится задача — определить направленность процесса адаптации к мышечным нагрузкам в сторону ухудшения или улучшения. При подборе физической нагрузки по исходным данным наиболее важным является использование информационных подходов, так как способность к достижению оптимального эффекта зависит от состояния систем управления, соотношения ее центральных и автономных, внешних и внутренних элементов. Эффективной оказалась попытка оценить состояние организма при разных уровнях двигательной активности по данным математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) [39, 40]. Показано, что в процессе адаптации организма к двигательной активности, в связи с совершенствованием автономных механизмов регуляции, снижается централизация управления, усиливается дыхательная аритмия. Напряжение механизмов адаптации ведет к повышению централизации управления сердечным ритмом и дыхательная аритмия существенно уменьшается [39,

41]. К настоящему времени решена проблема оптимизации двигательной активности с использованием кардиоинтервалографии с учетом возрастных и типологических особенностей ВСР, создан автоматизированный комплекс, позволяющий оперативно получать информацию об эффективности воздействия [42, 43].

В ходе реализации воспитательно-образовательного процесса в современной школе и проведения профилактической, оздоровительной и коррекционной работы важно уделять внимание психологическому здоровью ребенка. Необходимость совместной деятельности психолого-педагогической и медицинской службы очевидна [44]. Любое нарушение психологического здоровья связано с внутренними (врожденными или сформированными в результате ранних влияний) особенностями психоэмоциональной сферы и с воздействующими в процессе жизни внешними факторами [45, 46]. Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, система социально-психологических и педагогических условий конкретной школы может как способствовать, так и препятствовать развитию и сохранению психологического здоровья. В соответствии с этим, целью медико-физиологической и психолого-педагогической работы является профилактика и своевременная коррекция нарушений в психоэмоциональной сфере [44].

Невроз, невротические реакции являются формой психической адаптации (с проявлением признаков дисадаптации), сопровождаются развитием патологического психовегетативного синдрома. Эти состояния — самые распространенные нервно-психические нарушения у детей, «школьно-значимая» патология [45, 46]. Для профилактики и лечения этих пограничных психических нарушений предлагаются различные методы, преимущественно медикаментозные вмешательства [47, 48]. В условиях образовательных учреждений приоритет должен быть у немедикаментозных методов. В настоящее время в условиях школы широко применяются психотерапевтические мероприятия, на всех возрастных этапах эффективна музыкотерапия, оказывающая успокаивающее или активизирующее влияние на эмоциональный статус ребенка, у младших школьников эффективна сказкотерапия [49].

Необходимость широкого внедрения немедика-метозных методов для коррекции пре- и патологических состояний у детей послужила основой внедрения в практику БОС (биологической обратной связи) сеансов для коррекции и совершенствования регуляторных систем организма, психовегетативных нарушений. Основой создания концепции БОС послужили знания механизмов психофизиологической регуляции [50]. Сеансы БОС — психофизиологический процесс, позволяющий управлять состоянием собственного организма. Ранее не ощущаемый параметр с помощью технических средств становится доступен для восприятия, но в организме пока просто нет необходимых путей для управления. Постепенно, с помощью тренировок, на основе уже

имеющихся механизмов, формируются новые пути регуляции, позволяющие манипулировать своим психоэмоциональным состоянием. Сеансы БОС помогают улучшить психосоматический статус детей, совершенствуют механизмы регуляции [50].

При решении проблем, связанных с ухудшением здоровья детей 7-18 лет, оптимизм вызывает тот факт, что «школьный фактор» управляем. Задача всех специалистов (педагогов, медицинских работников, психологов) — превратить школу из фактора риска здоровью в фактор улучшения здоровья. Это сейчас является наиболее сложной задачей, в различных регионах страны решается созданием и реализацией программ «Школа здоровья» [51, 52].

Отдельные профилактические, оздоровительные и реабилитационные методы не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. Новое качество решения проблемы может дать объединение этих методов в систему взаимосодействия всех специалистов образовательных учреждений, родителей и государства для достижения общего результата — формирования здоровьеформирующего жизненного стереотипа индивидуума.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баранов, А.А. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы /А.А.Баранов //Педиатрия. -2003. - № 5. - С. 4-7.

2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы опыт применения. Метод. реком. /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002. - 80 с.

3. Кураев, Г.А. Психофизиологические представления о формировании, развитии и сохранении здоровья человека /Г.А. Кураев, Б.В. Войнов //Вестн. новых мед. технологий. - 2004. - Т. 9, № 1-2. -С. 5-6.

4. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты /А.Г. Щедрина. - Новосибирск, 2003. - 164 с.

5. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник /В.Р. Кучма. -М., 2001. - 387 с.

6. Громбах, С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков /С.М. Громбах //Вестн. АМН СССР. - 181. - С. 29-34.

7. Щепин, О.П., Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985-2000 гг. /Щепин О.П., Тищук Е.А. //Рос. педиатрич. журнал. - 2004. - № 1. - С. 47-49.

8. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: Пособие для врачей /В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин и др. - М., 2002. - 69 с.

9. Максимова, Т.М. Особенности состояния здоровья детей в условиях социальной дифференциации населения /Т.М. Максимова, О.Н. Гаенко //Рос. педиатрич. журнал. - 2003. - № 6. - С. 35-38.

10. Кучма, В.Р. Состояние здоровья и медицинское обеспечение подростков Российской Федерации /В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева //Вестн. академии медицинских наук. - 2003. - № 8. - С. 6-10.

11. О проекте Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации /О.В. Шарапова, А.А. Корсунский А.А. Никольская и др. //Рос. вестн. перинатол. и педиатрии. - 2004. - № 5. - С. 6-7.

12. Здоровье школьников и реформирование школьного образования /Ильин А.Г., Степанова М.И., Раппопорт И.К. и др. //Рос. пе-диатрич. журнал. - 1999. - № 5. - С. 14-18.

13. Бржезовский, М.М. Методологические аспекты изучения факторов риска неинфекционных заболеваний у детей /М.М. Бржезов-ский //Педиатрия. - 1990. - № 3. - С. 67-72.

14. Щеплягина, Л.А. Факторы риска и формирование здоровья детей /Л.А. Щеплягина //Рос. педиатрич. журнал. - 2002. - № 2. -С. 4-6.

15. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения /Под ред. Ю.П. Лисицина. - Казань, 1998. - 697 с.

16. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Уч. пособие для студентов высших уч. заведений /Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М., 2000. - 192 с.

17. Воронцов, И.М. Диетология развития - важнейший компонент профилактической педиатрии и валеологии детства /И.М. Воронцов //Педиатрия. - 1997. - № 3. - С. 57-61.

18. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений: Санитарные правила (СП 2.4.2.786 - 99). - М., 1999

19. Анисимова, Н.В. Гигиеническая оценка условий обучения школьников /Н.В. Анисимова, Е.А. Каралашвили. - М., 2002. - 46 с.

20. Политика в области питания населения России /В.А. Княжев, А.А. Баранов, И.Я Конь и др. //Рос. педиатрич. журнал. - 1999. -№ 5. - С. 65-67.

21. Использование в питании детей витаминно-минеральных комплексов /В.М. Коденцова, А.В. Трофименко, О.А. Вржесинская и др. //Педиатрия. - 2003. - № 4. - С. 73-77.

22. Коровина, Н.А. Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у детей: Справочное пособие для врачей /Н.А. Коровина, И.Н. Захарова, А.Л. Заплатников. - М., 2000. - 54 с.

23. Трофименко, Л.С. Концепция совершенствования питания как фактор здоровья детей и подростков /Трофименко Л.С. //Педиатрия. - 1997. - № 6. - С. 86-88.

24. Алифанова, Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников /Л.А. Алифанова //Педиатрия. - 2002. - № 6. - С. 37.

25. Куликов, В.П. Потребность в двигательной активности /В.П. Куликов, В.И. Киселев. - Новосибирск, 1998. - 144 с.

26. Рубанович, В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры /В.Б. Рубанович. - Новосибирск, 1997. - 164 с.

27. Могендович, М.Р. Лекции по физиологии моторно-висцеральной регуляции /М.Р. Могендович. - Пермь, 1972. - 35 с.

28. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия /К. Купер. - М., 1987. - 192 с.

29. Эверли, Дж.С. Стресс: природа и лечение /Дж.С. Эверли, Р. Ро-зенфельд. - М., 1985. - 224 с.

30. Левченко, К.П. Двигательные режимы в профилактике и лечении неврозов /К.П. Левченко //Вопр. курортол., физиотерапии и ЛФК. - 1990. - № 2. - С. 48-53.

31. Меерсон, Ф.3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам /Меерсон Ф.3., Пшенникова М.Г. - М., 1988. -256 с.

32. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология /Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д., 2000. - 248 с.

33. Смирнов, И.Е. Избыточная двигательная активность: влияние на здоровье подростков /И.Е. Смирнов, С.Д. Поляков, С.В. Хрущев //Рос. педиатрич. журн.

34. Дембо, А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом /А.Г. Дембо. - М., 1984. - 304 с.

■ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

35. Pichot, V. Relation between heart rate variability and training load in middle-distance runners /V. Pichot, F. Roche, J.M. Gaspoz //Med. Sci. Sports Exerc. - 2000. - V. 32(10). - P. 1729-1736/

36. Солодков, А.С. Адаптация в спорте: состояние, проблемы, перспективы /А.С. Солодков //Физиология человека. - 2000. - Т. 26, № 6. - С. 87-93.

37. Виру, А.А. Аэробные упражнения /Виру А.А., Юримяэ Т.Д., Смирнова Т.А. - М., 1988. - 142 с.

38. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье детей и подростков /А.Г. Сухарев, В.И. Теленчи, О.А. Шелонина //Обзорная информация «Медицина и здравоохранение». Серия: Гигиена. -М., 1988. - 73 с.

39. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии /Р.М. Баевский. - М., 1979. - 298 с.

40. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability /Standards of Measurements, Physiological Interpretation and Clinical Use //Circulation. - 1996. - V. 93. - P. 1043-1065.

41. Controlled 5-mo aerobic training improves heart rate but not heart rate variability or baroreflex sensitivity /Loimaala A., Huikuri H., Oja P. et al. //J. Appl. Physiol. - 2000. - V. 89(5). - P. 1825-1829.

42. Галлеев, А.Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности /А.Р. Галлеев: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Новосибирск, 1999. - 142 с.

43. Рифтин, А.Д. Модель распознавания функциональных состояний организма на основе математического анализа сердечного ритма //Физиология человека. - 1990. - № 3. - С. 165-172.

44. Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С.М. Громба-ха. - М.,1988. - 272 с.

45. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия /А.И. Захаров. -СПб., 1998. - 336 с.

46. Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: Руков. для врачей /Д.Н. Исаев. - СПб., 2000. - 512 с.

47. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков /Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - М., 2000. - 320 с.

48. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: Пособие для врачей /В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин и др. - М., 2002. - 69 с.

49. Шевченко, Ю.С. Музыкотерапия в комплексном лечении нервнопсихических расстройств у детей и подростков /Ю.С. Шевченко //Социал. и клинич. психиатрия. - 1982. - Т. 2, Вып. 2. - С. 97-100.

50. Сметанкин, А.А. Метод биологической обратной связи /А.А. Сме-танкин //Биологическая обратная связь. - 1999. - № 1. - С. 4-6.

51. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса /В.И. Макарова, Г.Н Дегтярева, Н.В. Афанасенкова и др. //Рос. педиатрич. журнал. - 2000. -№ 3. - С. 60-64.

52. Усанова, Е.П. Здоровье школьников: проблемы и пути решения /Е.П. Усанова //Рос. педиатрич. журнал. - 1999. - № 6. - С. 32-34.

БЛАГОРОДНАЯ МИССИЯ СОСКИ-ПУСТЫШКИ -ПРЕДОТВРАЩАТЬ ВНЕЗАПНУЮ СМЕРТЬ МЛАДЕНЦЕВ Пустышки могут защищать детей от синдрома внезапной смерти СВС, утверждает доктор Fern R. Hauck из Вирджинского университета (США). В своей статье, опубликованной в журнале Pediatrics, он утверждает: "Мы предприняли этот мета-анализ, чтобы количественно оценить защитный эффект пустышек против СВС, а также чтобы дать рекомендации по их применению".

На основании анализа базы данных MEDLINE, с января 1966 по май 2004 обнаружены 384 статьи про пустышки и их ассоциацию с СВС, заболеваемостью и иными побочными эффектами. Из этих 384 статей, девять соответствовали критериям оригинальных исследований "случай-контроль", причем ни одного проспективного обсервационного исследования. Каждое исследование оценивалось по шести критериям рабочей группы американской академии педиатрии "по СВС и положению во сне". Подсчитывались суммарное отношение шансов (СОШ) и соответственный доверительный интервал (ДИ), разрабатывались рекомендации по пятибалльной таксономии (от А до Е). По данным от семи исследований в метаанализе, одну внезапную смерть можно предотвратить на каждые 2733 детей, которые применяли пустышку для засыпания. Возможно, исследователи учли не все возможные дополнительные факторы.

"Риск СВС значительно сокращается, если используют пустышку, особенно для засыпания" отмечают авторы. "Следует рекомендовать применять пустышку каждый раз". Уровень рекомендации по критериям доказательной медицины - В.

При грудном вскармливании пустышку рекомендуют после установления хорошего сосания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как может помогать пустышка? Понижение порога возбудимости, раньше проснется при апноэ, профилактика западения языка, сон на спине. Способствует поведению, понижающему риск СВС. Резюмируя вышеизложенное, авторы считают доказанным, что пустышка защищает от СВС, а пустышку следует рекомендовать всем младенцам. Относительно поголовного применения пустышки можно не соглашаться, но принять во внимание нужно.

Источник: www.medafarm.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.