Анисимова А.В., Перевощикова Н.К.
Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В последние годы большое внимание уделяется вопросам формирования здоровья детей и подростков. Тем не менее, отмечается рост показателей заболеваемости детского населения по некоторым классам болезней. Обзор дитературы посвящен изучению проблем формирования здоровья детей и подростков на современном этапе. Показаны особенности состояния здоровья детей различных регионов России и роль программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику факторов риска неинфекционных заболеваний в детской популяции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:дети; подростки; формирование здорового образа жизни.
Anisimova A.V., Perevishchikova N.K.
Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo
MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF THE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
In recent years, great attention is focused on issues of the health of children and adolescents. Nevertheless, the growth of incidence of the children's population of some classes of illnesses. The article is devoted to the study of the problems of the health of children and adolescents at the present stage. Shows the features of health status of children of different regions of Russia and the role of programmes aimed at the promotion of health and prevention of noncommunicable disease risk factors in the children's population.
KEY WORDS: children; adolescents; formation of a healthy way of life.
Последние годы характеризуются положительными сдвигами демографической ситуации в стране. Согласно докладу министра здравоохранения Российской Федерации [7], за последние пять лет увеличилось число родившихся (на 21,2 %), снизилось число умерших (на 11,2 %) и впервые за последние годы снизились показатели естественной убыли населения в 5,2 раз. Приоритетным в сфере развития здравоохранения обозначено профилактическое направление. Построение стратегии профилактики по отношению к детскому населению объединяет возможности своевременной коррекции факторов риска, донозологической диагностики и формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Согласно уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». В современном обществе здоровье рассматривается как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. Здоровье детей складывается из многих факторов: генетически детерминированной предрасположенности к заболеваниям, здоровья будущих родителей, их состояния в момент зачатия (употребление наркотиков, алкоголя), условий проживания, питания, общего уровня культуры, течения беременности, родов, раннего периода адаптации новорожденного, грудного вскармливания.
Корреспонденцию адресовать:
АНИСИМОВА Анна Владимировна, 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России.
Тел. 8 (3842) 36-64-59; +7-913-307-12-89. E-mail: ane-cka@mail.ru
Исследования последних лет свидетельствуют об ухудшении показателей физического и психического здоровья подростков, проявляющихся в нарушениях опорно-двигательного аппарата, миопии слабой и средней степени, нервно-психической неустойчивости, снижении функциональных возможностей и сопротивляемости организма [10]. Кислицына О.А. (2011) в качестве независимых факторов, влияющих на здоровье школьников, рассматривает биологическую наследственность, социальное и физическое окружение (тип семьи, размер домохозяйства, материальное положение семьи, тип и размер жилья, тип поселения), факторы, характеризующие процесс семейного воспитания (наличие психических расстройств у родителей, их образ жизни, занятость), поведенческие факторы подростков (потребление алкоголя, табака, занятия физкультурой, спортом) [13].
Школьный возраст характеризуется своеобразием роста и развития, как в биологическом аспекте, так и в социальном. К концу школьного возраста происходит завершение процессов роста, созревания и одновременно наступает этап вступления в трудовую жизнь — профессиональное самоопределение, подготовка к самостоятельному труду, к службе в армии, что во многом определяет будущее человека, его физическое и психическое здоровье, успешность [18]. Именно в этом возрасте происходит реализация детерминированной генетической программы, заканчивается становление психосоциального статуса, формирование различных органов и систем, что отмечается своеобразием течения многих состояний и заболеваний [4]. На основании данных выборочных углубленных осмотров подростков, проведенных в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, доказано увеличение распространенности хронических заболеваний среди школьников за время обучения в 1,5 раза, увеличение частоты функциональных
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ _________ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
отклонений, нервно-психической патологии в старшем школьном возрасте. Согласно данным, полученным в результате научных исследований ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, в настоящее время не более 2-15 % детей можно признать здоровыми [2]. Проводимый мониторинг хронических неинфекционных заболеваний показывает достоверный рост их распространенности среди детского населения и снижение числа детей с 1-й и 2-й группами здоровья. Между тем, число детей с 1-й группой здоровья, по данным ряда авторов, в различных регионах России колеблется от 8 до 36 %, а со 2-й — от 46 до 57 %, что обусловлено различными методическими подходами к изучению данной проблемы [3]. Различие уровня здоровья детей в зависимости от территории проживания и загрязнения окружающей среды показало исследование, проведенное в Оренбургской области. В сельских районах 1-ю группу здоровья имели 13,93 % детей, 2-ю — 53,73 %, что в целом (67,67 %) выше, чем в городах [28].
Немаловажное значение на характеристики здоровья современных подростков оказывает и школьная среда. Так, доказано, что при практически равном количестве детей первой и второй групп здоровья при поступлении в школу, количество таковых значительно снижается к времени окончания обучения. Ухудшение состояния здоровья детей, проявляющееся морфофункциональными нарушениями, более выражено в критические школьные годы (1-е, 5-е, 9-е классы). Растет количество подростков с Ш-й группой здоровья. Наиболее характерны эти тенденции для образовательных учреждений «нового» типа, таких как лицеи и гимназии [3, 8, 34]. В подростковом возрасте завершается созревание органов и систем в биологическом плане, происходит становление и социально-психологическая адаптация личности. Именно в этот период наиболее ярко проявляются гендерные различия показателей здоровья девушек и юношей, которые необходимо учитывать при планировании коррекционных мероприятий [42].
При проведении профилактических осмотров большой информативностью обладают методики комплексной оценки физического развития, особенно важным является использование региональных нормативов. По данным Кучма В.Р. (2011), установлены достоверные связи показателей физического развития детей образовательных коллективов с уровнем санитарноэпидемиологического благополучия учреждений различного типа, реализацией в них профилактических и оздоровительных мероприятий, с факторами, характеризующими раннее детство, условиями образа жизни детей и социально-психологическими портретами семей и распределением детей по группам здоровья. Неоднородность населения России предполагает возможную специфику физического развития
различных этнических групп страны [14]. Физическое развитие населения подросткового возраста г. Владивостока характеризуется высокой частотой отклонений у каждого 4-5-го школьника — дисгармонией, связанной с дефицитом массы тела и, несколько реже, с ее избытком, преимущественно у девочек; в структуре отклонений замедленные темпы роста встречались чаще, чем ускоренные в большинстве возрастных сроков [12]. Подобные тенденции физического развития детей и подростков отмечены в Чеченской республике [30]. Показатели уровня физического развития подростков Ямало-Ненецкого автономного округа достаточно высоки во всех возрастных категориях и конституциональных типах, снижение их отмечено у лиц с артериальной гипертензией, снижение динамометрического индекса зафиксировано у лиц с избыточной массой тела [17]. При обследовании более 10000 детей из 6 Федеральных округов России (Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный) избыточная масса тела зарегистрирована у 11,8 %, а ожирение — у 2,3 % детей [25]. Рост распространенности избыточной массы тела в детской популяции многих стран позволяет отнести это заболевание к неинфекционной эпидемии [43, 44]. Изучая тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий, Кучма В.Р. с соавт. (2009) выявили отсутствие прироста размерных признаков и кардинальных изменений в уровне биологической зрелости, уменьшение доли лиц с нормальным физическим развитием и рост отклонений, особенно среди юношей, за счет избытка массы тела, прогрессирующее снижение силовых возможностей [19]. Обобщенные данные по уровню физического развития детей Российской Федерации за последние годы показали замедление процессов акселерации и их смену в сторону децелерации в старших возрастных группах (15-17 лет), снижение показателей мышечной силы в большинстве возрастно-половых групп детей [39].
При оценке показателей развития школьников целесообразно использовать не только показатели роста и веса, но и физиометрические параметры, такие как мышечная сила и измерение жизненной емкости легких [40]. Одной из причин снижения физио-метрических показателей у современных детей, по сравнению с аналогичными показателями сверстников 70-х годов прошлого века, называют малоподвижный образ жизни современных детей. [26]. В исследовании, проведенном Чагаевой Н.В. и соавт. (2011), показано достоверное снижение физической работоспособности у современных подростков, по сравнению с 1994 годом (в среднем на 3,1 Вт у мальчиков и на 4,1 Вт у девочек), и мышечной силы, как у мальчиков, так и у девочек, в среднем на 1,3 кг. В то же
Сведения об авторах:
АНИСИМОВА Анна Владимировна, аспирант, кафедра поликлинической педиатрии, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: ane-cka@mail.ru
ПЕРЕВОЩИКОВА Нина Константиновна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: nkp89@mail.ru
■ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_________
время, отмечалось достоверное увеличение жизненной емкости легких (в среднем на 0,05 л у мальчиков и на 0,09 л у девочек), которое авторы расценили как компенсаторно-адаптационный ответ на хроническую гипоксию школьников — жителей промышленных городов [40]. У детей, занимающихся спортом, выявляется более гармоничное физическое развитие, регистрируются высокие корреляционные связи показателей длины и массы тела с параметрами окружности грудной клетки и жизненной емкости легких [1]. Сравнительные исследования физического развития школьников России и Украины установили отсутствие различий в морфологических показателях, однако отмечены негативные тенденции в функциональных показателях респираторных возможностей и силовых качеств у киевских школьников [20].
Здоровье подростков зависит и от климато-геог-рафических факторов. Высокие широты воздействуют на организм низкими температурами и низкой длительностью светового дня, высокой активностью космических излучений и магнитных полей, близким расположением от поверхности почвы вечной мерзлоты, жестким аэродинамическим режимом, что приводит к развитию дезадаптации, снижению резервов гомеостаза и, как следствие, задержке морфофункционального развития и росту заболеваемости. Уменьшение светового дня и снижение содержания витамина D является фактором риска развития аутоиммунных, сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний [31]. Исследование, проведенное в республике Коми и Пермском крае, говорит об эпидемии гиповитаминоза среди российских детей [14]. Аналогичная ситуация с обеспеченностью подростков витамином О отмечается и в ряде европейских регионов, Китае, Канаде (38-42 %) [45, 46, 48]. Проживание детей на высоких географических широтах приводит у девушек и юношей к повышению массы тела [16]. У девушек, проживающих в горных районах, отмечается стабильный рост числа инфекционных и эндокринных заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, что является в дальнейшем причиной смертности новорожденных от патологических состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий [29].
Для развития здоровья немаловажна и экологическая обстановка в местах проживания и обучения детей. Исследования, проведенные И.Н. Ильченко и соавт. (2012), показали достоверно более высокие значения уровня АД у детей, проживающих вблизи крупных автомагистралей, весо-ростовые характеристики обследованных школьников, напротив, достоверно увеличивались по мере удаления мест проживания от трасс [11]. Хронические воздействия тяжелых металлов оказывают значительное воздействие на состояние здоровья школьников, проживающих в круп-
ных городах России и других стран [47]. Котыше-вой Е.Н. (2008) выявлена зависимость антропометрических признаков физического развития у детей от химического загрязнения атмосферного воздуха районов проживания, проявляющаяся снижением всех размерно-весовых характеристик у мальчиков, массы тела и окружности грудной клетки у девочек, увеличением вариативных признаков, в основном за счет низких, в том числе и крайних, градаций, астени-зацией телосложения девочек [15]. Имеются данные о более высокой распространенности дефектов образа жизни (нарушение режима сна, прогулок, низкая двигательная активность) среди школьников, проживающих в промышленных районах, особенно часты эти отклонения среди девушек. Имеются данные о различиях приверженности школьников к ведению здорового образа жизни в зависимости от типа образовательного учреждения. Так, распространенность поведенческих факторов риска, таких как употребление алкоголя, наркотиков, выше среди учащихся массовых школ, а нарушения режима сна и прогулок — для гимназистов [9].
Социально-экономические и гигиенические факторы, по мнению многих исследователей, являются ведущими по влиянию на состояние здоровья населения. Вклад социальных факторов стабильно составляет около 50 %, доля влияния факторов окружающей среды в крупных промышленных городах колеблется в пределах 24-33% [33]. Имеются данные о значительном влиянии уровня дохода и благополучия семьи на состояние здоровья детей и показатели заболеваемости [24]. Нарушения физического развития одинаково часто встречаются в семьях с различным материальным достатком, однако в семьях с высоким уровнем достатка преобладают дети с дисгармоничным развитием за счет избытка массы тела, как относительно длины, так и относительно средневозрастных показателей; в малообеспеченных семьях дети чаще имеют более низкие показатели длины тела. Выявленные особенности во многом могут быть объяснены спецификой питания и двигательной активности у детей из семей с различным уровнем достатка [23]. Установлено, что дети из бедных сельских семей являются группой медико-социального риска и нуждаются в адресных профилактических и гигиенических мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья на уровне семьи. Дети из бедных семей достоверно чаще болеют инфекционными болезнями (20,0 на 100 против 8,2 на 100 в благополучных семьях), болезнями нервной системы (соответственно, 27,5 и 14,3), глаза (соответственно, 17,5 и 4,1). Менее половины детей из бедных семей имеют физическое развитие, соответствующее возрастной норме (47,5 % против 65 % в обеспеченных семьях). В категорию риска вошли более поло-
Information about authors:
ANISIMOVA Anna Vladimirovna, postgraduate student, department of polyclinic pediatrics, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. Email: ane-cka@mail.ru
PEREVOSHCHIKOVA Nina Konstantinovna, doctor of medical sciences, professor, head of department of polyclinic pediatrics, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: nkp89@mail.ru
вины детей из бедных семей и только 27,5 % из материально обеспеченных [21].
Общепризнано, что растущий организм находится под постоянным воздействием средовых факторов, остро реагирует на изменения. Одним из индикаторов адаптационно приспособительных реакций организма является сердечно-сосудистая система (ССС), которая весьма чутко реагирует на воздействие различных факторов. У детей, проживающих на территориях, загрязненных различными промышленными выбросами, регистрируется достоверное увеличение распространенности функциональных нарушений и заболеваний ССС. Артериальная гипертензия в настоящее время является самой распространенной кардиоваскулярной патологией и за последнее время отмечается тенденция к ее значительному омоложению. По данным популяционных исследований, проведенных в нашей стране, распространенность артериальной гипертензии среди подростков составляет до 25 % [5, 38]. К адаптационным реакцям организма на воздействие факторов внешней среды относятся сдвиги вегетативного равновесия, определяемые с помощью показателей сердечно-сосудистой системы, среди которых особое место занимают параметры вариабельности сердечного ритма (ВСР). При этом наиболее чуствительным индикатором активации симпатической системы организма, происходящей при психоэмоциональном стрессе, является показатель индекса напряженности регуляторных систем. Исследования, проведенные Степанян Л.С. и соавт., показали, что психоэмоциональная нагрузка значительно увеличивает показатели индекса напряженности, способствует централизации ритма и может служить ранним обьективным критерием дезадаптации [35].
В настоящее время в детско-подростковой среде сформировались значительные медико-социальные проблемы, характеризующиеся резким ростом частоты дезадаптационных нарушений, суицидов, проявлений агрессии, асоциальных, в том числе криминальных, форм поведения, употребления психоактивных веществ, алкоголя и наркотиков [6]. Низкий уровень психического здоровья детей приводит к ограничению возможности получения полноценного общего среднего и профессионального образования, влияет на возможность дальнейшего трудоустройства, приводит к уменьшению числа здоровых лиц активного трудоспособного возраста и связанных с этим экономическим потерям государства. Когнитивные функции, к которым традиционно относят память, речь и интеллект, представляют собой самые сложные функции головного мозга, с помощью которых подрастающее поколение осуществляет процесс рационального познания мира, свое вхождение во «взрослый» мир. В данном контексте речь идет о качестве «человеческого капитала», который включает здоровье, образование и мотивацию к труду, напрямую связанные с психическим здоровьем, начиная с детского возраста [49, 50]. Психосоматический компонент выявляется в развитии 70 % заболеваний детей и подростков [37]. Для подростков, активных пользователей мобильных телефонов и персональных компью-
теров, характерны высокий уровень агрессивности, тревожности, враждебности и социального стресса, низкий уровень стрессоустойчивости, резистентности, склонность к артериальной гипотонии. Негативное влияние мобильных телефонов и компьютеров на здоровье школьников увеличивается с увеличением длительности и кратности их использования [41].
В критические школьные годы, на переходных этапах обучения, отмечается заметное нарастание уровня школьной тревожности. Среди тревожных отмечается высокий удельный вес детей с нарушениями физического развития. Имеются данные о влиянии социально-психологической адаптации на здоровье подростков. Доказано, что неблагоприятные отношения в семье провоцируют увеличение тревожности, снижение показателей качества жизни подростков [8]. В подростковом возрасте большинство детей имеют выраженное напряжение механизмов адаптации, непосредственно влияющее на ростовые процессы. Интенсивная образовательная деятельность тормозит прирост длиннотных и широтных признаков, массы тела, способствует большему распространению дисгармоничного физического развития за счет избытка массы тела среди мальчиков. Употребление алкоголя и табака снижает показатели уровня адаптации у подростков на 10-16,5 %. Воздействие на организм подростков различных видов психоактивных веществ приводит к напряжению механизмов адаптации, оказывая влияние на функциональное состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем [6].
В последние годы ведется активная разработка программ, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающие технологии стали внедряться в Европе еще с 1970-х годов. В настоящее время в 27 странах Европы инициирована программа по укреплению здоровья населения [43, 44]. Внедренная в Оренбурге комплексная многофакторная программа «Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний и их факторов риска в популяции детей и подростков 6-17 лет» показала значимое уменьшение распространенности социально значимых заболеваний среди подростков. При анализе эффективности программы показан рост информированности об управляемых факторах риска хронических неинфекционных заболеваний с 24 % до 82 %, на 25 % увеличилось количество школьников, занятых в спортивных секциях, улучшилось состояние здоровья по показателям физического развития [22]. В отраслевой программе «Охрана и укрепление здоровья детей на 2003-2010 гг.» особо подчеркнута важность изучения здоровья детей и ранней диагностики состояния предболезни, обоснованы превентивные и профилактические мероприятия. В рамках изучения эффективности программы проведено изучение медико-социальной характеристики семей, которое свидетельствует об увеличении числа родителей — приверженцев здорового образа жизни (с 27,8 % до 43,6 %), повышении уровня медицинской активности населения (с 36,7 % до 77,9 %), более тесном контакте родителей с медицинскими работни-
■ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_________
ками ЛПУ, способствующем снижению уровня общей заболеваемости детского населения [12].
В 2010 г. в Научном центре охраны здоровья детей РАМН, при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства науки и образования, ЮНИСЕФ, была разработана Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» — документ, гармонизирующий европейские и российские подходы к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков [36]. Согласно приказу МЗиСР РФ № 597н от 19 августа 2009 г. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 № 430н), организована всероссийская сеть Центров здоровья для детей [27]. Созданные на базе амбулаторно-поликлинических учреждений, они призваны решать следующие задачи: информирование родителей и детей о вредных и опасных для здоровья человека факторах и привычках, формирование у населения принципов «ответственного родительства», обучение родителей и детей гигиеническим навыкам, включаю-
щее мотивирование их к отказу от вредных привычек, динамическое наблюдение за детьми группы риска развития неинфекционных заболеваний, оценка функциональных и адаптивных резервов организма детей, прогноз состояния здоровья ребенка в будущем, консультирование по сохранению и укреплению здоровья детей, включая выдачу рекомендаций по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха с учетом возрастных особенностей.
Динамично развивающейся сети Центров здоровья принадлежит ведущая роль в донозологической диагностике и своевременной коррекции факторов риска. Информирование детей и подростков о нормах и принципах ведения здорового образа жизни в сочетании с ранним выявлением и коррекцией факторов риска развития неинфекционных заболеваний будет способствовать снижению уровня заболеваемости и смертности населения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алимарданова, М.А. Особенности соматометрических и функциональных показателей детей младшего школьного возраста с разным двигательным режимом, проживающих в г. Ташкенте /М.А. Алимарданова //Педиатрия. - 2011. - № 1. - С. 117-121.
2. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации /А.А. Баранов //Педиатрия. - 2012. - № 3. - С. 9-14.
3. Басманова, Е.Д. Особенности физического развития детей в школах разного типа /Е.Д. Басманова, Н.К. Перевощикова //Рос. педиатр. журн. - 2009. - № 1. - С. 52-55.
4. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие /М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фар-бер. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
5. Бударина, Л.А. Обмен холестерина у детей и подростков промышленных городов Восточной Сибири /Л.А. Бударина, И.В. Кудаева //Гигиена и санитария. - 2010. - № 6. - С. 20-23.
6. Войцех, В.Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи /В.Ф. Войцех, Е.В. Гальцев //Соц. и клин. психиатрия. -2009. - № 2. - С. 17-25.
7. Выступление Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой на расширенном заседании коллегии Минздрав-соцразвития России 28 сентября 2012 г. - Режим доступа: http://ckazhi.ru/news/773 (дата обращения: 12.02.2012).
8. Гончарова, Г.А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ /Г.А. Гончарова, Д.С. Надеждин //Гигиена и санитария. - 2009. - № 2. - С. 30-33.
9. Давыденко, Л.А. Обоснование дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни школьников /Л.А. Давыденко //Гигиена и санитария. - 2010. - № 1. - С. 80-82.
10. Здоровье детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях /В.Д. Медведков, Н.И. Медведкова, С.В. Аширова, И.В. Сильдушкин //Педагогико-психолог. проблемы физ. культуры и спорта. - 2010. - Т. 15, № 2. - С. 68-72.
11. Ильченко, И.Н. Воздействие тяжелых металлов и угрозы здоровью школьников - жителей центрального административного округа г. Москвы /И.Н. Ильченко, А.А. Самуйленко, С.М. Ляпунов //Соц. аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. - 2012. - № 2. -Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/398/30/lang,ru/ (дата обращения: 10.01.2013).
12. Итоги реализации национального проекта «Здоровье» в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях /Н.В. Полунина, В.В. Полунина, Л.В. Кудряшова, В.Н. Авсаджанишвили //Педиатрия. - 2012. - № 3. - С. 21-25.
13. Кислицына, О.А. Детерминанты здоровья подростков /О.А. Кислицына //Соц. аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. -2011. - № 3. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/311/30/lang,ru/ (дата обращения: 13.01.2013).
14. Козлов, А.И. Долговременные изменения антропометрических показателей детей в некоторых этнических группах РФ /А.И. Козлов, Г.Г. Вершубская, Д.В. Лисицын //Педиатрия. - 2009. - № 3. - С. 63-66.
15. Котышева, Е.Н. Анализ антропометрических показателей физического развития детей 5-7 лет в условиях промышленного города /Е.Н. Ко-тышева, Н.А. Дзюндзя, М.Ю. Болотская //Педиатрия. - 2008. - № 2. - С. 140-143.
16. Кузнецова, Д.А. Функциональное состояние подростков с учетом влияния высоких широт /Д.А. Кузнецова, Е.Н. Сизова, О.В. Туля-кова //Соц. аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/vi-ew/412/30/lang,ru/ (дата обращения: 15.02.2013).
17. Куценко, В.А. Комплексная характеристика здоровья подростков Ямало-Ненецкого автономного округа: Автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 /В.А. Куценко. - М., 2006. - 25 с.
18. Кучма, В.Р. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России /В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт //Гигиена и санитария. - 2011. - № 4. - С. 53-59.
19. Кучма, В.Р. Тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Ю.А. Ямпольская //Гигиена и санитария. - 2009. - № 2. - С. 18-20.
20. Кучма, В.Р. Физическое развитие московских и киевских школьников /В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина, А.Г. Платонова //Гигиена и санитария. - 2011. - № 1. - С. 75-78.
21. Лебедев, Д.Ю. Образ жизни бедных сельских семей и заболеваемость детей /Д.Ю. Лебедев //Соц. аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/266/30/lang,ru/ (дата обращения: 24.01.2013).
22. Лебедькова, С.Е. Политика и стратегия профилактических программ хронических неинфекционных заболеваний у школьников /С.Е. Ле-бедькова, Г.Ю. Евстифеева //Педиатрия. - 2011. - № 1. - С. 112-116.
23. Леонова, И.А. Физическое развитие детей в семьях с различным материальным положением /И.А. Леонова, М.М. Хомич //Гигиена и санитария. - 2010. - № 2. - С. 72-74.
24. Мирзонов, В.А. Влияние социальных факторов на иммунный статус детей Нижегородской области / В.А. Мирзонов //Гигиена и санитария. - 2010. - № 1. - С. 71-73.
25. Мироненко, Н.Г. Применение здоровьесберегающих технологий у учащихся первой ступени обучения /Н.Г. Мироненко //Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М., 2010. - С. 401-403.
26. Ниязова, Г.Т. Гигиенические аспекты формирования нарушений в росте и развитии детей школьного возраста Каракалпакстана: Ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.07 /Г.Т. Ниязова. - Ташкент, 2008. - 28 с.
27. Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 597н от 19 августа 2009 г. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 № 430н)
28. Распространенность детей с первой и второй группами здоровья в зависимости от уровня и характера антропогенного загрязнения территорий проживания /В.В. Суменко, С.Е. Лебедькова, В.М. Боев, А.Н. Рощупкин //Педиатрия. - 2011. - № 6. - С. 147-151.
29. Сабгайда, Т.П. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основных классов в постсоветский период /Т.П. Сабгайда, О.Б. Окунев //Соц. аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/ (дата обращения: 24.02.2013).
30. Саидова, Л.И. Территориальные различия состояния здоровья детского населения Чеченской республики /Л. И. Саидова, Е.В. Зем-лянова //Соц. аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/vi-ew/411/30/lang,ru/ (дата обращения: 26.02.2013).
31. Смирнова, Г.Е. Роль витамина Д в развитии детского организма и коррекция его дефицита /Г.Е. Смирнова, А.В. Витебская, Н.А. Шмаков //Consilium medicum. Педиатрия. - 2010. - № 3. - С. 7-12.
32. Содержание витамина Д у детей школьного возраста Приуралья и Северо-Запада РФ /А.И. Козлов, Ю.А. Атеева, Г.Г. Вершбутская, В.Г. Рыженков //Педиатрия. - 2012. - № 1. - С. 144-148.
33. Состояние здоровья детского населения в Москве по данным социально-гигиенического мониторинга /А.В. Иваненко, И.Ф. Волкова, А.П. Корниенко и др. //Гигиена и санитария. - 2009. - № 6. - С. 64-66.
34. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары /И.Г. Кретова, Н.В. Русакова, И.И. Березин и др. //Педиатрия. - 2011. - № 1. - С. 125-129.
35. Степанян, Л.С. Стресс-индекс как индикатор вегетативной регуляции при работе с компьютером /Л.С. Степанян, А.Ю. Степанян, В.Г. Григорян //Гигиена и санитария. - 2010. - № 6. - С. 50-55.
36. Стратегия «Здоровье и развитие здоровья подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова и др. - М., 2010. - 108 с.
37. Суханов, А.В. Ассоциация артериального давления, пульса и состояния когнитивных функций в подростковом возрасте: популяци-
онное исследование /А.В. Суханов, Д.В. Денисова //Артер. гипертензия. - 2012. - № 4. - С. 378-384.
38. Усольцева, Т.А. Состояние сердечно-сосудистой системы и физическая работоспособность подростков промышленного города: Ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.06 /Т.А. Усольцева. - Кемерово, 2009. - 22 с.
39. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сб. материалов /под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. - М., 2013. -
Вып. VI. - 192 с.
40. Чагаева, Н.В. Комплексная оценка физиометрических параметров физического развития школьников /Н.В. Чагаева, А.Н. Попова //Гигиена и санитария. - 2011. - № 2. - С. 72-75.
41. Черненков, Ю.В. Гигиенические аспекты изучения влияния мобильных телефонов и персональных компьютеров на здоровье школьников /Ю.В. Черненков, О.И. Гуменюк //Гигиена и санитария. - 2009. - № 3. - С. 84-85.
42. Шанина, Т.Г. Гендерные особенности отдельных показателей здоровья подростков 15-17 лет /Т.Г. Шанина //Соц. аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. - 2011. - № 5. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/363/30/lang,ru/ (дата обращения: 24.02.2013).
43. Banda, D. A history of health technology assessment at the European level /D. Banda, F.B. Kristensen, E. Jonsson //Int. J. Technol. Assess. Health Care. - 2009. - Vol. 25, suppl. 1. - P. 68-73.
44. Basaldua, N. Common predictors of excessive adiposity in children from a region with high prevalence of overweight /N. Basaldua, E. Chi-quete //Ann. Nutr. Metab. - 2008. - Vol. 52, N 3. - P. 227-232.
45. Davies, J.H. Preventable but no strategy: vitamin D deficiency in the UK /J.H. Davies, N.J. Shaw //Arch. Dis. Child. - 2011. - Vol. 96. -P. 614-615.
46. Foo, L.H. Low vitamin D status has an adverse influence on bone mass, bone turnover, and muscle strength in Chinese adolescent girls /L.H. Foo, Q. Zhang, K. Zhu //J. Nutr. - 2009. - Vol. 139. - P. 1002-1007.
47. Ghanizadeh, A. Helping families for caring children with autistic spectrum disorders /A. Ghanizadeh, M.J. Alishahi, H. Ashkani //Arch. Iran Med. - 2009. - Vol. 12, N 5. - P. 478-482.
48. Johansson, C. Road traffic emission factors for heavy metals /C. Johansson, M. Norman, L. Burman //Atmosph. Environ. - 2009. - Vol. 43, N 31. - P. 4681-4688.
49. Vitamin D status in the Norwegian population /K. Holvic, L. Brunvand, M. Brustad, H.E. Meyer //Solar Radiation Hum. Health. - 2008. - Vol. 1. -P. 216-228.
50. Voll, R. Social participation and vocational integration as an objective of child and adolescent psychiatric rehabilitation /R. Voll //Z. Kinder Jugendpsychiatr. Psychother. - 2009. - Vol. 37, N 4. - P. 421-429.
REFERENCES:
1. Alimardanova M.A. Somatometric features and functional performance of primary school children with different motoring living in Tashkent. Pediatriya. 2011; 1: 117-121 (In Russian).
2. Baranov A.A. The health status of children in the Russian Federation. Pediatriya. 2012; 3: 9-14 (In Russian).
3. Basmanova E.D., Perevothikova N.K. Features of the physical development of children in different types of schools. Ros. pediatr. zhurn. 2009, 1: 52-55 (In Russian).
4. Bezrukikh M.M., Sonjkin V.D., Farber D.A. Age physiology (physiology of the child) : uchebnoe posobie. M.: Akademiya; 2009 (In Russian).
5. Budarina L.A., Kudaeva I.V. Cholesterol exchange in children and adolescents in the industrial towns of eastern Siberia. Gigiena i sanitariya. 2010; 6: 20-23 (In Russian).
6. Voyjcekh V.F., Galjcev E.V. Adjustment disorders and suicidal behavior in young people. Soc. i klin. psikhiatriya. 2009; 2: 17-25 (In Russian).
7. Speech by Minister of Health of the Russian Federation on the VI Skvortsova expanded meeting Ministry of Russia on September 28 2012. -Rezhim dostupa: http://ckazhi.ru/news/773 (data obratheniya: 12.02.2012) (In Russian).
8. Goncharova G.A., Nadezhdin D.S. Development of sociopsychological adaptation of schoolchildren and vocational school pupils. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 30-33 (In Russian).
9. Davihdenko L.A. Rationale for differential approach to molding a healthy lifestyle in schoolchildren. Gigiena i sanitariya. 2010; 1: 80-82 (In Russian).
10. Medvedkov V.D., Medvedkova N.I., Ashirova S.V., Siljdushkin I.V. Health of children living in environmentally adverse territories. Pedagogi-ko-psikholog. problemih fiz. kuljturih i sporta. 2010; 2: 68-72 (In Russian).
11. Iljchenko I.N., Samuyjlenko A.A., Lyapunov S.M. Heavy metals exposure and health risks in thr schoolchildren residing in the central administrative district of Moscow. Soc. aspektih zdorovjya naseleniya: ehlektron. nauch. zhurn. 2012; 2. - Rezhim dostupa: http://vestnik.med-net.ru/content/view/398/30/lang,ru/ (data obratheniya: 10.01.2013) (In Russian).
12. Polunina N.V., Polunina V.V., Kudryashova L.V., Avsadzhanishvili V.N. Outcome of realization of national project «Health» in the children's outpatient clinics. Pediatriya. 2013; 3: 21-25 (In Russian).
13. Kislicihna O.A. Determinants of adolescents' health. Soc. aspektih zdorovjya naseleniya: ehlektron. nauch. zhurn. 2011; 3. - Rezhim dostupa: http://vestnik.mednet.ru/content/view/311/30/lang,ru/ (data obratheniya: 13.01.2013) (In Russian).
■ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_________
14. Kozlov A.I., Vershubskaya G.G., Lisicihn D.V. Long-term changes of anthropometric indicators of children in some ethnic groups in the Russian Federation. Pediatriya. 2009; 3: 63-66 (In Russian).
15. Kotihsheva E.N., Dzyundzya N.A., Bolotskaya M.Yu. Analysis of anthropometric indicators of physical development of children ages 5-7 years in industrial town. Pediatriya. 2008; 2: 140-143 (In Russian).
16. Kuznecova D.A., Sizova E.N., Tulyakova O.V. Functional status of teenagers in consideration of high latitudes. Soc. aspektih zdorovjya nase-leniya: ehlektron. nauch. zhurn. 2012; 3. - Rezhim dostupa: http://vestnik.mednet.ru/content/view/412/30/lang,ru/ (data obratheniya: 15.02.2013) (In Russian).
17. Kucenko V.A. Complex characteristics of adolescent health of the Yamal-Nenets Autonomous District. Kand. med. nauk. Avtoref. dis. Moscow; 2006 (In Russian).
18. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Scienttific-and-methodic bases of adolescents health protection in Russia. Gigiena i sanitariya. 2011; 4: 53-59 (In Russian).
19. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Yampoljskaya Yu.A. Trends in Moscow senior adolescent schoolchildren growth and development at the turn of millennia. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 18-20 (In Russian).
20. Kuchma V.R., Skoblina N.A., Platonova A.G. Physical development in Moscow and Kiev schoolchildren. Gigiena i sanitariya. 2011; 1: 75-78 (In Russian).
21. Lebedev D.Yu. Lifestyle of low-income rural families and their children's morbidity. Soc. aspektih zdorovjya naseleniya: ehlektron. nauch. zhurn. 2011; 1. - Rezhim dostupa: http://vestnik.mednet.ru/content/view/266/30/lang,ru/ (data obratheniya: 24.01.2013) (In Russian).
22. Lebedjkova S.E., Evstifeeva G.Yu. The policy and strategy of prevention programs of chronic non-communicable diseases in schoolchildren. Pediatriya. 2011; 1: 112-116 (In Russian).
23. Leonova I.A., Khomich M.M. The physical development of children in families with different financial position. Gigiena i sanitariya. 2010, 2: 72-74 (In Russian).
24. Mirzonov V.A. The influence of social factors on the immune status of the children of Nizhny Novgorod region. Gigiena i sanitariya. 2010; 1: 71-73 (In Russian).
25. Mironenko N.G. Application of health saving technologies for pupils of the first step of training. In: Materialih II Kongressa Rossiyjskogo obt-hestva shkoljnoyj i universitetskoyj medicinih i zdorovjya s mezhdunarodnihm uchastiem. Moscow, 2010; 401-403 (In Russian).
26. Niyazova G.T. Hygienic aspects of the formation of disturbances in the growth and development of school-age children in Karakalpakstan. Kand. med. nauk. Avtoref. dis. Tashkent; 2008: 28 (In Russian).
27. Prikaz Ministerstva Zdravookhraneniya i socialjnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii N 597n ot 19 avgusta 2009g. (v red. Prikaza Minzdrav-socrazvitiya RF ot 08.06.2010 №430n) (In Russian).
28. Sumenko V.V., Lebedjkova S.E., Boev V.M., Rothupkin A.N. The prevalence of children with a first and second groups of health depending on the level and nature of anthropogenic pollution of territories residence. Pediatriya. 2011; 6: 147-151 (In Russian).
29. Sabgayjda T.P., Okunev O.B. Trends of incidence and prevalence for the main classes of diseases among russian child, adolescent and adult population during the post-soviet period. Soc. aspektih zdorovjya naseleniya: ehlektron. nauch. zhurn. 2012; 1. - Rezhim dostupa: http://ves-tnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/ (data obratheniya: 24.02.2013) (In Russian).
30. Saidova L.I., Zemlyanova E.V. Territorial differentiation of children health in the Chechen Republic. Soc. aspektih zdorovjya naseleniya: ehlektron. nauch. zhurn. 2012; 3. - Rezhim dostupa: http://vestnik.mednet.ru/content/view/411/30/lang,ru/ (data obratheniya: 26.02.2013) (In Russian).
31. Smirnova G.E., Vitebskaya A.V., Shmakov N.A. The role of vitamin D in the development of the child's body and the correction of the deficit. Consilium medicum. Pediatriya. 2010; 3: 7-12 (In Russian).
32. Kozlov A.I., Ateeva Yu.A., Vershbutskaya G.G., Rihzhenkov V.G. The content of vitamin D in children of school age Urals and North-West Russia. Pediatriya. 2012; 1: 144-148 (In Russian).
33. Ivanenko A.V., Volkova I.F., Kornienko A.P. i dr. Pediatric population's health in Moscow according to the data of sociohygienic monitoring. Gigiena i sanitariya. 2009; 6: 64-66 (In Russian).
34. Kretova I.G., Rusakova N.V., Berezin I.I. i dr. State of health of pupils of educational institutions of different type of Samara. Pediatriya. 2011; 1: 125-129 (In Russian).
35. Stepanyan L.S., Stepanyan A.Yu., Grigoryan V.G. Stress index as an indicator of autonomic regulation while working on a computer. Gigie-na i sanitariya. 2010; 6: 50-55 (In Russian).
36. Baranov A.A., Kuchma V.R., Namazova-Baranova L.S. i dr. Strategy «The health and development health of adolescents of Russia» (harmonization of European and Russian approaches to the theory and practice of protecting and improving health of adolescents). Moscow, 2010; 108 (In Russian).
37. Sukhanov A.V., Denisova D.V. Associations of blood pressure, heart rate and cognitive function in the adolescents: A population-based study. Arter. gipertenziya. 2012; 4: 378-384 (In Russian).
38. Usoljceva T.A. Prevalence and risk factors for pathology of the cardiovascular system in adolescents in industrial city. Kand. med. nauk. Av-toref. dis. Kemerovo, 2009 (In Russian).
39. Physical development of children and adolescents of the Russian Federation: Sb. materialov pod red. A.A. Baranova, V.R. Kuchmih. Moscow, 2013; VI (In Russian).
40. Chagaeva N.V., Popova A.N. Comparative characteristics of the physiometric parameters of schoolchildren' physical development. Gigiena i sanitariya. 2011; 2: 72-75 (In Russian).
41. Chernenkov Yu.V., Gumenyuk O.I. Study of the influence of cellular phones and personal computers on schoolchildren's health: hygienic aspects. Gigiena i sanitariya. 2009; 3: 84-85 (In Russian).
42. Shanina T.G. Gender characteristics of the individual in health adolescents aged 15-17. Soc. aspektih zdorovjya naseleniya: ehlektron. nauch. zhurn. 2011; 5. - Rezhim dostupa: http://vestnik.mednet.ru/content/view/363/30/lang,ru/ (data obratheniya: 24.02.2013) (In Russian).
43. Banda D., Kristensen F.B., Jonsson E. A history of health technology assessment at the European level. Int. J. Technol. Assess. Health Care. 2009; Vol. 25, suppl. 1: 68-73.
44. Basaldua N., Chiquete E. Common predictors of excessive adiposity in children from a region with high prevalence of overweight. Ann. Nutr. Metab. 2008; Vol. 52, N 3: 227-232.
45. Davies J.H., Shaw N.J. Preventable but no strategy: vitamin D deficiency in the UK. Arch. Dis. Child. 2011; 96: 614-615.
46. Foo L.H., Zhang Q., Zhu K. Low vitamin D status has an adverse influence on bone mass, bone turnover, and muscle strength in Chinese adolescent girls. J. Nutr. 2009; 139: 1002-1007.
47. Ghanizadeh A., Alishahi M.J., Ashkani H. Helping families for caring children with autistic spectrum disorders. Arch. Iran Med. 2009; Vol. 12, N 5: 478-482.
48. Johansson C., Norman M., Burman L. Road traffic emission factors for heavy metals. Atmosph. Environ. 2009; Vol. 43, N 31: 4681-4688.
49. Vitamin D status in the Norwegian population /K. Holvic, L. Brunvand, M. Brustad, H.E. Meyer //Solar Radiation Hum. Health. 2008; 1: 216-228.
50. Voll, R. Social participation and vocational integration as an objective of child and adolescent psychiatric rehabilitation. Z. Kinder Jugendp-sychiatr. Psychother. 2009; Vol. 37, N 4: 421-429.