Научная статья на тему 'Здоровье человека в его движении к совершенству: философские размышления'

Здоровье человека в его движении к совершенству: философские размышления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
802
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯЦИЯ / МОРАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИОПРИРОДНАЯ ГАРМОНИЯ / НООСФЕРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ / POPULATION / MORAL AND SPIRITUAL VALUES / SOCIO-NATURAL HARMONY OF NOOSPHERE FOUNDATION OF HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорычев Александр Михайлович

Здоровье есть великое благо жизни, условие для исполнения всех целей и замыслов человека, построения счастливого общества. В любом возрасте, в любой период жизни человек стремится к гармонии с самим собой и окружающим миром. Здоровье выступает важным показателем этой гармонии. Здоровье и развитие человека интегрированы природой, в своём единстве выражают философию жизни человеческой популяции, смыслы разумного жизнеустройства человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Health in Its Movement Towards Perfection: Philosophical Reflections

Health is a great blessing of life, the condition for implementation of all purposes and intentions of man, build a happy society. At any age, at any time during the life of a person strives for harmony with oneself and the world. Health is an important indicator of this harmony. Health and human development of an integrated nature, in its unity Express the philosophy of life of the human population, the sense of reasonable life of man and society.

Текст научной работы на тему «Здоровье человека в его движении к совершенству: философские размышления»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 50-59.

УдК 61:796/799 ББК 60.0:75.0

здоровье человека в его движении к совершенству: философские размышления

А. М. Егорычев

ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия

Здоровье есть великое благо жизни, условие для исполнения всех целей и замыслов человека, построения счастливого общества. В любом возрасте, в любой период жизни человек стремится к гармонии с самим собой и окружающим миром. Здоровье выступает важным показателем этой гармонии. Здоровье и развитие человека интегрированы природой, в своём единстве выражают философию жизни человеческой популяции, смыслы разумного жизнеустройства человека и общества.

Ключевые слова: популяция, моральные и духовные ценности, социоприродная гармония, ноос-ферные основания здоровья.

Жизнь человека можно рассматривать как непрерывный процесс его качественного преобразования, программного (генетически заложенного) и сознательного движения к достижению гармонии с самим собой и окружающим миром. Все стадии онтогенеза, которые проходит человек в своём развитии, есть нелинейное движение живого вещества (космопланетарной материи) к определённой цели, не совсем понятной и слабо осознанной человечеством.

Тем не менее человек в своём историческом развитии и становлении сотворил культуру, которая сегодня позволяет всему человечеству двигаться в определённых этнических и общечеловеческих этических границах к реализации своих социальных целей, продолжая поиск разумных моделей по взаимоотношению с природой, всем универсумом. Сотворённые многотысячелетним опытом этнокультурные рамки, в определённой мере, сдерживают и нейтрализуют потоки негативной энергии, вырабатываемые конкретным сообществом и в целом всей человеческой цивилизацией.

В социокультурных потоках, творимых человеческой цивилизацией, и происходит процесс рождения, развития и становления человека как индивида и личности социального и духовного порядка. Рожая детей, отдавая им свою любовь, заботу и защиту, воспитывая и оберегая их, человек творил свой внутренний мир на законах любви и согласия. Выражая любовь к детям, человек переносил её также на весь окружающий мир, начинал ощущать и понимать законы жизни огромного универсума, где всё взаимосвязано и взаи-мопроникнуто любовью и гармонией.

Все этапы его жизненного пути (стадии онтогенеза) имеют свой сакральный смысл для жиз-неосуществления программ развития как самого человека, так и всего человеческого сообщества, поиска идеала нового, более совершенного мироустройства.

В контексте наших рассуждений «болезнь» и «смерть» можно рассматривать как патологию в развитии и становлении человека. Настоящая патология носит физиологический, психологический, социальный, духовный и космологический характер. Тем не менее, несмотря на сложный характер патологии (болезни и смерти), человечество с самого начала своего существования стремится понять глубинные причины, лежащие в основе этой патологии, найти средства избавления от неё. Ясно одно, с патологией необходимо вести непре-кращаемую борьбу, как на личностном плане, так и на общественном и государственном уровнях.

Рождение человека есть не только великий космический проект по продолжению жизни человеческой популяции, где каждый индивид наделён энергией, выражающейся в его стремлении более полного развития своих программ. Это одновременно и проект его личностного накопления жизненного и духовного опыта, раскрытия в каждом возрастном этапе нечто индивидуального, особенного, с возрастом — выход на уровень нового понимания жизни и, по непонятной причине,— гибель индивида, всего накопленного индивидуального опыта и потенциала (преждевременная физическая смерть). С позиции жизненной логики, современной науки и философии развития человека и общества, это труднообъяснимый момент.

В настоящее время имеются сотни концепций и теорий, объясняющих каждый этап в онтогенетическом развитии человека. Рассмотрим один из них — «старость», который привлекает исследователей в силу своей физической ограниченности (конечности). Интерес к природе старения вполне объясним и понятен. Именно в это время у человека происходит качественная перестройка сознания (исключим всякую патологию), позволяющая видеть мир по-особому. Можно образно выразиться — видеть, воспринимать и понимать мир в новом качественном измерении. Это «качественное измерение» человека отличается новым духовным порядком.

Перестройка затрагивает и все психофизиологические процессы, протекающие в организме пожилого человека, выводя их на новый уровень функционирования. Наше понимание этого момента состоит в следующем: если в этот период происходит органичное согласование перестраиваемых структур организма и личности (сознания и самосознания) с существующими законами космической гармонии, то человек, как личность космопланетарного формата, выходит на новый онтогенетический этап развития, продолжая свой эволюционный путь. Этот этап, несущий высокий уровень духовной энергии, имеет огромное значение для развития мировой культуры и цивилизации.

В современной науке есть интересные концептуальные воззрения на природу старости, возможности человека этого возраста и его развития (В. П. Казначеев, С. В. Казначеев, И. И. Брехман, В. И. Гарбузов, А. И. Субетто, Р. М. Хайруллин, Д. А. Тихонов, А. А. Мирин, М. П. Свитайло, О. А. Рагимова, др.).

К сожалению, старость как социальное явление сегодня воспринимается и трактуется в качестве конечного этапа и субтерминальной фазы заката жизни человека. Конечно, на это есть свои обстоятельства и причины. Самая главная — это преждевременная смерть, наступающая в пожилом возрасте, с которой никак не может примириться человек и в целом — человечество. Русский физиолог и антрополог И. И. Мечников отмечал, что из всех дисгармоний человеческой природы самая главная есть несоответствие краткости жизни с потребностью жить гораздо дольше [3].

Можно отметить, что трактовок понимания феномена «старости» достаточно много, они отражают не только научное воззрение на природу старения организма человека, но и опираются на

конкретную методологию и подходы. Одним из важнейших подходов является биосфероцентри-ческий, который в своём основании опирается на философию реализма. Настоящий подход получил свою реализацию во многих современных концепциях, связанных с построением разумного общества — ноосферой.

Современный учёный, академик В. П. Казначеев рассматривает категорию «здоровье» через динамическое состояние систем человека, считая, что здоровье — это процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни [2]. Добавим к этому определению лишь одно: ...процесс, имеющий прямую зависимость от духовного развития личности, его мировоззренческой позиции.

Сегодня в научном мире существует мнение о том, что качественные характеристики здоровья человека, продолжительность жизни имеют прямую зависимость от его мировоззренческой позиции, психологических установок, мотивов жизни, уровня духовного развития. Именно этот фактор становится определяющим в построении новой концепции жизнеустройства человека и в ближайшем будущем будет выступать критерием здоровья каждой личности.

Старение организма, как отмечают учёные,— это естественный процесс, после которого приходит физическая смерть. Возникает несколько вопросов: Что есть смерть? Что же такое старение организма? Насколько продолжительна старость? Может ли человек быть бессмертным? Как сделать пожилого человека счастливым и полезным для общества? Может ли человек обладать полным здоровьем при глобальной патологии окружающей жизни?

Ответы на эти и подобные вопросы волнуют человечество уже не одно столетие. Тем не менее все научные достижения не дают полного ответа ни на один поставленный вопрос. Более того, отношение практически любого государства к проблеме старости носит прагматический характер, что только усугубляет настоящую проблему. Как правило, человек с пенсионной книжкой — это балласт для государства. Это лишние финансовые затраты и отвлечение многочисленных ресурсов общества на поддержание старости.

Рассмотрим феномен старости несколько в иной плоскости — оптимистической. Феномен

старости, с нашей позиции, необходимо рассматривать в рамках целостного процесса онтогенеза человека, так как этот возрастной период (все его качественные характеристики) есть следствие (продукт) всего пройдённого жизненного пути (всех этапов) личности пожилого человека.

Траектория рождения, развития и становления человека от момента зачатия (зигота) до физической смерти включает ряд этапов: прогрессивный; стабилизирующий; регрессивный (рис. 1).

Человек проживает несколько основных периодов: детство, юность, зрелость и старость. Обозначенные периоды жизни человека имеют свои локальные пространственно-временные характеристики, синергетично взаимосвязанные. Онтогенез человека, включая детство, юность, зрелость и старость, проходит как минимум через десять точек бифуркации. Каждая точка бифуркации имеет эволюционный посыл, выражающийся в переходе на более совершенный уровень развития.

Проходя через очередной бифуркационный кризис (возрастной этап), человек приобретает новое качество: новое тело, психику (сознание), интеллект, духовность, другое и, в конечном итоге, завершает весь цикл физической смертью — переходом в новое измерение жизни (?).

От рождения до 35 лет человек (этап прогресса) находится в стадии активного раскручивания своих биокосмических и социогенетических про-

грамм. Примерно с 35 до 60 лет человек находится на стадии стабилизации и коррекции этих программ и при этом выходит на принципиально новый уровень своего функционирования. Начиная с 60 лет (этап регресса), он естественным путём, следуя неизвестным законам, идёт по траектории разрушения этих программ и жизненных сил, готовится к переходу в новое пространство жизни (?).

Необходимо отметить, что период 35-65 лет — это не только стадия стабилизации, но и стадия высокого качественного выражения потенциала личности (эмоционального, интеллектуально-творческого, коммуникативного, духовно-нравственного, иного).

Траектория развития и становления человека как личности, от рождения до перехода (физической смерти) в новое пространство жизни, проходит по генетическим и космопланетарным программам в ритмах физического, биологического, психологического, социального и космического времени. Здесь присутствует один важный момент, требующий своего глубокого осмысления. Дело в том, что «время», как категория материальная, существует в зависимости от всех вселенских структур, включая и человека. Каждый онтогенетический этап в развитии человека, по всей видимости, имеет своё особенное время, что придаёт специфическое своеобразие моменту проживания индивида.

Все возрастные этапы (точки бифуркации) на генетическом и социокультурном уровнях системно взаимосвязаны и обусловливают цикличность и непрерывность развития человека. Необходимо отметить, что между точками бифуркации не существует жёстких границ, что предполагает наличие определённой преемственности в индивидуальном развитии человека. Каждый последующий этап генетически, онтологически и эволюционно зависим от предыдущих, которые создают базис (информационный, энергетический, интеллектуальный, иной) на дальнейшее устойчивое развитие этой сложной системы. Изначально, генетически заложенная тенденция на устойчивость развития системы создаёт эволюционные предпосылки для успешного раскручивания заложенных в человеке программ и их реализации. Вопрос лишь в том, успевает ли человек раскрыть, осознать и полно реализовать все свои программы за полный жизненный цикл в 60-80 лет?

Практика жизни и соответствующий анализ наследия известных представителей человечества (учёных, мыслителей, писателей, поэтов, изобретателей, педагогов) показывает, что все они оставили после себя огромное количество нереализованных планов и задумок. Можно только представить, на какой уровень развития вышло бы человечество, если бы эти планы были реализованы. И это если учитывать лишь интеллектуальную составляющую их потенциала.

Предложенная «Модель онтогенеза человека» не есть форма окончательного отражения генетики онтогенеза человека. Это модель есть усреднённый вариант жизни человека сегодняшнего времени. Даже признав необходимость и естественность биологической смерти, человек не может примириться с мыслью краткости жизни (60-84 года). Известные русские учёные-физиологи И. П. Павлов, И. М. Сеченов и В. М. Бехтерев считали смерть лишь патологией в этом возрасте, преждевременно убивающей человека, однако при этом не отрицали естественного угасания жизни.

Родоначальник русского космизма Н. Ф. Фёдоров (1829-1903) считал смерть не изначальной и безусловной необходимостью, страстно призывал противопоставить ей силу разума человека, веря в бесконечность и бессмертие человека [7]. Сегодня эта идея имеет высокое признание в философском и научном мировом сообществе.

Здравый смысл подсказывает, что у человечества немного много шансов для организации гар-

моничного общества, где всем хорошо и все счастливы, т. е. общества ноосферного порядка, если жизнь человека как индивида будет такой краткой.

Ноосфера в трудах последователей В. И. Вернадского (В. П. Казначеева, А. И. Субетто, С. И. Григорьева, А. М. Егорычева, В. К. Батурина, В. И. Патрушева) выступает высшей формой разумного жизнеустройства, где человеческий разум создаёт предпосылки для построения управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образования. Именно ноосфера позволит человеку и обществу войти в социоприродную гармонию, где нет места болезням как проявлению дисгармонии. Здоровье, будучи философской категорией, в учении ноосферизма понимается как естественная норма жизнедеятельности человека, отвечающая социоприродной гармонии, и условие прогрессивной эволюции человека и человечества. Ноосферными основаниями здоровья выступают прежде всего мировоззренческие аспекты как отдельного индивида, так и всего общества (коллективное сознание), касающиеся сущности существования человека и социума в органичном единстве с природой и космосом.

Именно во времени реализуются лучшие программы человека, выражающие его гуманность, нравственность, духовность, составляющие истинную его сущность и смысл существования человеческого сообщества.

Как показывает практика жизни, обозначенные качества человека лучше всего проявляются и реализуются в период от 60 лет и далее. Именно в этом возрасте человек может с огромной эффективностью творить мир духовного порядка, внося в социальную ткань общества смысл и понимание человеческого духа, составляющего единство и гармонию человеческого бытия. Тем более что уже существуют научные данные, которые говорят о высокой активности нервных клеток, всей сложной нервной системы человека этого возраста. Учёные предполагают, что именно в 60-65 лет происходит новое качественное преобразование человеческого интеллекта и сознания, начинает по-новому раскрываться их огромный потенциал, требующий особого отношения, со стороны как самого индивида, так и общества. К сожалению, практически во всех странах мирового сообщества отношение к человеку этого возраста в большинстве случаев основано на предубеждении, которое сводится к одному: старость — это балласт государства и общества, требующий

огромной заботы, лишних социальных средств и финансовых затрат.

Традиционно старость связывают с наступлением пенсионного возраста. Сложившееся общественное мнение и социальные стереотипы с детских лет способствуют формированию и укреплению системы взглядов на реальный мир, на отношение человека к разным возрастным периодам и соответствующим им формам поведения. Человек, проходя все возрастные этапы, вынужден подстраиваться под общепринятые и утвердившиеся социальные нормы и стандарты, «играть» по принятым правилам.

Наука также утверждает свои научные стереотипы, прописывает возрастные нормы и характеристики. В ряде научных концепций возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных условиях. При этом в этих концепциях зачастую просто отсутствует «живая личность». Так, словарь практического психолога чётко и однозначно даёт определение: «Старость — заключительный период жизни, условное начало коего связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества» [5]. Вот пример типичного научного стереотипа в определении этого важного и сложного возрастного периода.

Любопытное толкование даёт этимологический словарь русского языка понятию «старый»: «Общеславянское, имеющее соответствие в других индоевропейских языках (ср. лит. storas — «толстый, сильный, тяжёлый», др.-исл. storr — «большой, гордый», др.-инд. sthiras — «крепкий» и др.)» [8]. Как видим, в определении понятия «старый» присутствуют прилагательные только позитивного направления: сильный, тяжёлый, большой, гордый, крепкий. Это говорит о том, что не всегда в индоевропейских языках понятия «старый» и «старость» воспринимались как нечто слабое, уходящее, ненужное, заключительное в жизни. Это уже другой социальный стереотип, к сожалению, уже ушедший.

В русской культуре также зародилось и существует прекрасное явление и понятие «старчество». В широком смысле «старчество» понималось как сложное явление духовно-нравственного порядка, система особых взаимоотношений христианина со своим духовным руководителем,

старцем. «Старец. Человек, как правило, пожилой, в русской православной традиции достигший высокой степени религиозного подвижничества, обладающий даром прозорливости, опытный духовный наставник» [4].

Отношение к пожилому человеку, достигшего высокой духовности, в русской культуре всегда вызывало большое уважение. Старец признавался избранником Божиим, воплощающим живой образ святости, пример для подражания. Многие из старцев были отшельниками, удалялись от «мира», проживали уединённо в «пещере», пустыни, скиту или в маленькой избушке на краю деревни или в лесу. Они всецело посвящали себя духовному совершенствованию. Старцы-миряне брали под своё руководство верующих мирян. Как правило, старец имел не только богатый духовный, но и практический опыт решения житейских проблем, умел толковать Священное Писание, др. В основе духовного руководства лежали требования христианской морали, а старческое воспитание строилось на принципах послушания и смирения. Всем обращавшимся к нему давал нравственные советы, беседовал на религиозные темы, ободрял и поддерживал.

Старчество оказало заметное влияние на русскую культуру в целом, сформировало своеобразный институт нравственного воспитания народа. В народном сознании были прочно утверждены взгляды на значимость и роль пожилого человека в жизни общины, русского общества в целом.

Прошли века, наступил XXI в. со своими смыслами и ценностями, нормами и стереотипами поведения, отношением к пожилому возрасту. Многие лучшие исторические социокультурные традиции забыты, многие разрушены. Пожилой человек сегодня не имеет той ценности и значимости, которую он имел в прошлые эпохи. Сегодня, в эпоху торжества рыночных отношений его опыт и духовный потенциал практически не востребован. Налицо проблема социального здоровья пожилого человека.

Проблема социального здоровья пожилого человека — это и проблема его личностной, социально-профессиональной востребованности. Смысл жизни многих людей, вышедших на пенсионный рубеж, сегодня в России заключается в необходимости постоянного участия в труде, в ощущении своей социальной значимости. К огромному сожалению, в современных рыночных отношениях всё более и более ужесточаются (сужаются) возрастные границы профессиональ-

ной деятельности. Пожилой человек становится всё менее востребованным по многим профессиональным профилям, даже в нарушение всякой логики и трудового законодательства. Отказ от рабочего места, с указанием возрастной причины, достаточно тяжело воздействует на психику человека, не только долгие годы честно и успешно трудившегося на благо всех, но и продолжающего сохранять высокий профессиональный уровень и высокую творческую мотивацию. Тем более для многих труд есть единственный способ удовлетворения своих потребностей.

Анализ данных, характеризующих здоровье пожилого поколения в России за последние годы, совсем неутешительный. Идёт активный процесс «выбывания» представителей пожилого возраста из списка живых. Настоящая ситуация, к сожалению, имеет затяжную тенденцию.

Современные научные данные, характеризующие процесс старения, достаточно противоречивы (А. В. Колосов, Е. А. Альтшулер, Б. Стрелер, Л. Хейфлик, Л. А. Гаврилов, В. В. Фролькис, К. Шаи, А. А. Подколзин, В. Н. Крутько, В. И. Донцов, М. В. Ермолова, др.).

На самом деле, проблема исследования процесса старения носит гетерогенный характер, получаемые данные имеют значительные отличия друг от друга. Это объясняется прежде всего несоответствием выбора методов исследования самой проблеме и системой выборки (взятыми представителями пожилого возраста, имеющих самые разные характеристики: возраст, уровень образования и культуры, состояние здоровья, жизненный опыт, сложившиеся привычки и установки, пр.). Тем не менее есть оптимистические результаты и выводы, характеризующие этот возрастной период. За внешними проявлениями старения скрывается огромный потенциал, требующий своего изучения, поддержки и коррекции. Анализ научной литературы самого разного направления показывает, что настоящая проблема неоднозначная, имеет высокий социальный статус и значимость. Вот мнения, характеризующие состояние пожилого возраста сегодня:

- снижение интеллектуальных способностей не является неизбежным и обязательным для всех пожилых людей;

- 15 % пожилых людей сохраняют юношеский уровень когнитивных способностей практически без изменений;

- проявляемый высокий уровень агрессии у пожилых людей является ответной реакцией на

возросшую зависимость от окружающих, потерю уверенности в завтрашнем дне;

- профессиональный и жизненный опыт обеспечивает возможность пожилым людям выполнять многие производственные задачи на более высоком уровне, чем это способны сделать их молодые коллеги;

- стереотипность в привычках пожилых людей вносит большой вклад в стабилизацию трудового коллектива, обеспечивая сохранность традиций и обычаев организации;

- духовно-нравственный потенциал пожилых людей может и должен эффективно использоваться государством и обществом в решении многих воспитательных задач в поддержке молодого поколения.

Необходимо обратить внимание на один важный момент: многочисленные исследования показывают, что лица, которые демонстрировали творческое отношение к деятельности на протяжении всей жизни, в пожилом возрасте по творческим способностям не отличаются от молодых людей и не уступают им в решении каких-либо проблем. Так, авторы коллективной монографии «Интегрированная старость: практика социального участия» пришли выводу о том, что если к пожилому возрасту «.не присоединяются серьёзные заболевания, то само по себе старение организма не ограничивает человека в выполнении большинства социальных ролей» [1].

Таким образом, анализ соответствующей литературы по обозначенной проблеме позволяет говорить о значительном преувеличении степени негативных возрастных изменений в научных обозрениях, а также о бытующем предубеждении в массовом сознании по отношению к людям пожилого возраста. Пришло время принятия следующего принципиального положения: старость есть естественный процесс онтогенеза, «стадия высокой зрелости», когда накопленный человеком потенциал обладает особыми характеристиками и, прежде всего,— духовностью.

Если принять как объективную реальность нравственный и духовный порядок, образующий единство человеческого бытия и придающий ему особый смысл развития, то он должен в своём проявлении и существовании опираться на материальную и духовную природу человека, поддерживаться ею, ибо, как справедливо считал В. С. Соловьёв, вещественное бытие может быть введено в нравственный порядок только через своё просветление и одухотворение [6].

А стабильность и одухотворение любого общества в определённой мере зависит от уровня социального признания государством и обществом пожилого поколения, его необходимым фактором в устойчивом эволюционном развитии общества.

Итак, человек, находящийся в жизненном цикле в период от 60 лет и далее, необходим социальному космосу для исполнения своей особой миссии, выражающей высоко осознанную любовь, милосердие, добро, взаимопереживание и сострадание, так как только через обозначенное происходит истинная эволюция человеческого сообщества.

Рассмотрение человека в целостном процессе онтогенеза позволяет понять его не только как момент развития и умирания живого вещества, но и как продукт его социокультурной и духовной истории, где он, человек, выступает главной действующей творческой силой. А так называемая старость есть естественный и важнейший период онтогенеза человека, определяющий качественный ход эволюции любого общества, в целом — всего человечества. В своё время Н. Ф. Фёдоров выдвинул идею органического прогресса, ориентированного на преображение физического существа человека. Великий философ считал, что тело есть вместилище души и должно быть всецело подчинено сознанию, регулируемое и одухотворённое. И только тогда произойдёт полнота власти духа над материей, теснящего и наконец, вытесняющего из бытия силы распада, тления, смерти. При этом философ призывал к выработке плана преобразовательной деятельности всего человечества [7].

Рассмотрение движения (развития) человека от одной стадии бифуркации (возрастного этапа) к другой при анализе его психофизического, социального и духовно-нравственного развития, на которых человек рассматривается как развивающаяся личность, позволяет применить (приложить) концепцию жизненных сил (Ш. Ауробиндо, В. П. Казначеев, С. И. Григорьев) в процессе исследования человека как суперсистемы синерге-тического порядка.

Авторские концепции, несмотря на определённые индивидуальные подходы в понимании настоящей проблемы, позволяют понять человека в совокупности всех его множественных характеристик, прояснить диалектику его социализации и самоорганизации как основного принципа живой и косной материи. И, самое главное, понять «старость» как органичный и естественный про-

цесс в развитии человека, ибо этот возраст характеризует его выход на принципиально новый этап личностной и социальной эволюции. А разного рода болезни, приводящие к физической смерти, необходимо воспринимать как патологию, отклонение от нормы, т. е. то, что не определяется свободным разумным решением (по И. Канту) и от чего необходимо избавляться, т. е. лечить либо «вытеснять» (по Н. Ф. Фёдорову).

Человек приходит в этот мир с изначально заложенной программой развития, однако, как сущность высокого социального порядка, рождается только благодаря социокультурному окружению. Его эффективное становление как личности, вхождение в социальные структуры любого общества, самоорганизация и полная самореализация зависят как минимум от трёх основополагающих факторов, их органичного взаимовлияния — наследственности, среды и воспитания (рис. 2).

Рис. 2. Модель развития и формирования человека

Наследственность в контексте наших рассуждений понимается как основной базис, дающий начало и определяющий направление и перспективу развития человека. Наследственность есть свойство обеспечивать материальную, психическую, социальную, духовно-нравственную, космическую перспективу и функциональную преемственность между поколениями. Можно выделить как минимум шесть составляющих программ (форм) наследственности: космическая (матрица энергии, космической информации, траектории разви-

тия); биосферная (информация обо всех формах жизни на планете Земля); человеческого рода (матрица накопленного биосоциокультурного опыта человечества); этническая (социокультурная память опыта отдельных социальных групп); родовая (память какого-либо семейного рода); семейная (память состояния и опыта родителей). Все формы наследственности содержат огромный генетический опыт самого разного порядка, который выступает базисом бесконечного во времени и непрерывного в онтогенезе процесса развития человека.

Эффективная реализация программ всех видов памяти возможна лишь при условии активного включения человека в социальную среду и его взаимодействие со всеми её социальными институтами. Именно среда как социокультурный аспект в развитии человека приводит к пробуждению всех форм наследственности и программ его развития, при непременном условии — действии третьего фактора — воспитания. Воспитание — есть главный фактор в силу своего осознанного и целенаправленного воздействия на индивида. Это есть целенаправленный, сознательно организуемый и управляемый процесс по формированию личности с заданными параметрами и характеристиками.

Органичное единство обозначенных факторов способствует формированию личности, т. е. общественного существа, отличительной чертой которого является сознание и самосознание, сформировавшихся на основе общественно-трудовой деятельности в социокультурных условиях конкретного общества. Фактор воспитания, являясь определяющим и интегрирующим по отношению к факторам «наследственность» и «среда», в силу своей важности по сути должен занять в социальной политике всех национальных государств приоритетное положение. Однако сегодня это не так. Воспитание как социальный институт практически вытеснен из сферы национального образования России.

На определённом возрастном этапе развития человека под воздействием фактора воспитания включается механизм саморазвития, который принимает наиболее выраженную форму в зрелые годы, и наиболее личностно-согласован-ную — в период «старости». В этом возрасте, как правило, у человека происходит «проникновение чувства ценности в жизнь», внутреннее согласование всех чувств, желаний, смыслов и ценностей, происходит рождение мудрости.

Принято считать, что система образования является основной надстройкой, которая определяет формирование человека как личности (при этом мы вкладываем в понятие «личность» качества и свойства высокого духовно-нравственного порядка). Данный тезис об образовании можно принять априори при следующих непременных условиях:

1. Смыслы и ценности, выражающиеся конкретной системой образования, должны соответствовать ценностям и ментальности культуры того общества, где оно функционирует.

2. Воспитание, как обязательная составляющая системы непрерывного образования, должно быть связано с его содержанием, определять его восприятие и направленность, исходя из моральных и духовных ценностей, составляющих достояние культуры конкретного этноса, народа.

3. Цели образования, точно так же как и требуемый ими уровень знания, определяются куль-туроцентричным (духовно-нравственным) подходом, исходя из характера этнической культуры общества, его национальных особенностей; перспективой завтрашнего дня (будущего времени), вектором развития ноосферного общества.

Трудно представить образование, все его разнообразные структуры и звенья без творчества «пожилых» — учителей, профессоров, воспитателей, наставников, которые в силу своего жизненного опыта, глубоко личностно-осмыслен-ного знания, накопленной, выстраданной любви к жизни и пришедшей мудрости способствуют созданию особой психологической, духовной среды любого воспитательно-образовательного учреждения. К этому необходимо присоединить высокую профессиональную квалификацию, знания, опыт, уважение и чувство уверенности. Следует также отметить, что период активной работоспособности и творческой продуктивности у людей умственного труда не только значительно выше, чем у людей, занимающихся физическим трудом, но и то, что он продолжается до самого конца жизни, как бы поздно он ни наступил.

Человек в ходе своего развития через систему национального социального образования, которое мы понимаем как бесконечный процесс от рождения человека, захватывающий все его выше обозначенные этапы жизни (см. рис. 1), объективирует себя, непрерывно, каждое мгновение жизни воплощает себя в социокультурном процессе семьи, учебном и трудовом коллективе, этническом объединении, в целом — обществе. Лишь

приняв социально-значимую (духовную) цель, он способен выйти за пределы своего собственного (личностного), «эгоистического» бытия, при этом не разрушая себя (как об этом пишут некоторые философы и социологи), свою самоидентичность, а открывая себя будущему, тем самым вырабатывая особую любовь к жизни как категорию вселенского порядка, про которую говорил Н. Ф. Фёдоров и которая, по его мнению, приведёт человечество к бессмертию [7].

Объективируя себя в общественном мире через цели духовно-нравственного порядка, человек одновременно и субъективирует себя, «выделывает себя» (по М. Ф. Достоевскому), развивает свою субъективность. Развитие человека есть процесс бесконечный, затрагивающий все возрастные этапы, включая и пресловутую «старость» (стадия высокой зрелости). Ибо если развитие как важнейший механизм эволюции материи исключить из данного этапа существования человека, то можно ли говорить о победе над старостью и бессмертии человечества?

В вопросе изменения парадигмы жизни, включающей проблему «старости», большую роль может сыграть институт социального образования. Социальные установки, создаваемые системой социального образования, как готовность и предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определённом направлении (по Д. Н. Узнадзе), могли бы в корне изменить отношение к этому важному периоду жизни человека. Создаваемые социальные установки с опорой на современные научные данные смогут обеспечить устойчивый целенаправленный характер отношения человека и общества к проблемам этого возраста. Речь идёт как о готовности каждой личности к адекватному принятию всех этапов онтогенеза и, соответственно, самого позднего периода (целевая модификация субъекта), так и постепенном формировании общественного сознания к принятию «старости» как активного творческого периода в жизни человека.

Все выработанные человечеством источники развития личности (природные, психические, со-

циокультурные, политические, духовные, коммуникативные, творческие, иные) в идеале должны быть интегрированы в единый поток, который обладает характеристиками созидания, терпимости, взаимопомощи, любви, самопожертвования, соборности, коллективизма. Именно эти индивидуальные потоки, с обозначенными характеристиками, сливаются в единый глобальный социальный (этнический, национальный, общечеловеческий) поток, «живоносную силу» (по Н. Ф. Фёдорову), которая и ведёт всё человечество к построению ноосферного общества и в итоге — к бессмертию.

Несомненно, пока у человека и человеческого сообщества нет надлежащей его предназначению (как образа Бога) цели жизнедеятельности и жизнеосуществления, обладающей высоким духовным и социальным смыслом, до тех пор человек не сможет осознать свою истинную природу. Не осознав собственную истинную природу, он не сможет управлять её дальнейшим истинным развитием и, в будущем, выйти на границы достижения бессмертия. Поэтому социальное образование нами рассматривается не только как приоритетный социальный институт в развитии государства, но и как процесс личностного сотворения (саморазвития, самоопределения, самовоспитания, самоорганизации, др.). Это процесс, который требует от всех структур государства и общества такой организации института социального образования, которая бы соответствовала времени ноосферной эпохи и способствовала бы творению человека духовного и разумного.

В этой эпохе будет произведена полная «реабилитация» старости, где все преимущества этого прекрасного возраста найдут достойное место в творческом строительстве нового общества и где не будет месту эгоизму, болезням и бездуховности. В этом обществе будущего произойдёт «сотрудничество божественных и человеческих энергий» и, как результат — «эволюционное восхождение человечества», т. е. выход его в бессмертие, как мечтал великий русский романтик и философ Н. Ф. Фёдоров.

Список литературы

1. Интегрированная старость: практики социального участия : коллектив. моногр. / М. Э. Елютина, П. Тейн, П. П. Великий. Саратов : Наука, 2007. 254 с.

2. Казначеев, В. П. Ноосферная экология и экономика человека / В. П. Казначеев, А. А. Кисельников, И. Ф. Мингазов. Новосибирск, 2005. 448 с.

3. Мечников, И. И. Избранные биологические произведения / И. И. Мечников. М., 1956.

4. Баранов, Д. А. Мужики и бабы: мужское и женское в русской традиционной культуре : иллюстр. энцикл. / Д. А. Баранов, О. Г Зимина. СПб. : Искусство, 2005. 688 с.

5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск : Харвест, 1997. 800 с.

6. Соловьёв, В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьёв. М., 1989.

7. Фёдоров, Н. Ф. Сочинения : в 4 т. / Н. Ф. Фёдоров. М., 1995-1999.

8. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка : пособие для учителей / Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1975. 543 с.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Егорычев Александр Михайлович — доктор философских наук, профессор Социального института Московского городского педагогического университета, эксперт по образованию и культуре Департамента Президента РФ, Москва, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 50-59.

human health in its movement towards perfection:

philosophical reflections

A. M. Egorychev

Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Social Institute of Moscow City Pedagogical University, Expert on Education and Culture Department of the President of the Russian Federation, Moscow, Russia

Health is a great blessing of life, the condition for implementation of all purposes and intentions of man, build a happy society. At any age, at any time during the life of a person strives for harmony with oneself and the world. Health is an important indicator of this harmony. Health and human development of an integrated nature, in its unity Express the philosophy of life of the human population, the sense of reasonable life of man and society.

Keywords: population, moral and spiritual values, socio-natural harmony of noosphere Foundation of health.

References

1. Integrirovannaya starostj: praktiki socialjnogo uchastiya [Integrated age: the practice of social participation] : kol. Monografiya / M. Eh. Elyutina, P. Teyjn, P. P. Velikiyj. Saratov : Nauka, 2007. 254 s.

2. Kaznacheev, V. P. Noosfernaya ehkologiya i ehkonomika cheloveka [Noosphere ecology and economy person] / V. P. Kaznacheev, A. A. Kiseljnikov, I. F. Mingazov. Novosibirsk, 2005. 448 s.

3. Mechnikov, I. I. Izbrannihe biologicheskie proizvedeniya [Elected biological works] / I. I. Mechnikov. M., 1956.

4. Baranov, D. A. Muzhiki i babih: Muzhskoe i zhenskoe v russkoyj tradicionnoyj kuljture [Men and women: men and women in the Russian traditional culture] : illyustr. ehncikl. / D. A. Baranov, O. G. Zimina. SPb. : Iskusstvo, 2005. 688 s.

5. Slovarj prakticheskogo psikhologa [Dictionary practical psychologist] / sost. S. Yu. Golovin. Minsk : Kharvest, 1997. 800 s.

6. Solovjev, V. S. Sochineniya [Compositions] : v 2 t. / V. S. Solovjev. M., 1989.

7. Fedorov, N. F. Sochineniya [Compositions] : v 4 t. / N. F. Fedorov. M., 1995-1999.

8. Shanskiyj, N. M. Kratkiyj ehtimologicheskiyj slovarj russkogo yazihka [Short etymological dictionary of the Russian language] : posobie dlya uchiteleyj / N. M. Shanskiyj. M. : Prosvethenie, 1975. 543 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.