Научная статья на тему 'ЗДАНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ'

ЗДАНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театр / городской пейзаж / Новосибирск / графический дизайн / конструктивизм / неоклассицизм / theater / cityscape / Novosibirsk / graphic design / constructivism / neoclassicism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Владимир Николаевич Курилов

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, являющийся памятником архитектуры федерального значения, считают брендом го-рода большинство жителей мегаполиса. Архитекторы и дизайнеры активно поддерживают это мнение. Однако отношение многих ответственных за продвижение имиджа Новосибирска как туристического и культурного центра далеко не однозначно к этому зданию. Анализируя драматические факты проектирования, строительства и изменение статуса в градостроительной ситуации, а также в сознании разных общественных групп, автор находит аргументы в оправдание устоявшегося символа города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVOSIBIRSK STATE ACADEMIC OPERA AND BALLET THEATER IN FINE ARTS AND DESIGN

The Novosibirsk State Academic Opera and Ballet Theater is an architectural monument of federal significance. Most of the metropolis residents consider it as the brand of the city. Architects and designers strongly support this opinion. However, the attitude of the artists towards this building is rather contradictory. The author explores the ambiguous reflection of the image of the opera house in the works of Novosibirsk artists of different periods. He goes into detail describing the internal political situation during the design and construction of the theater, which has far-reaching consequencesin every area of life. He also finds the root causes of this not only in the creative attitudes of the painters, but also in the building itself, its architectural style, town planning, artistic features, historical, social and political vicissitudes associated with it. The policy of the authorities was expressed in the establishment of total control over creative organizations, the rapid change and imposition of stylistic attitudes in the 1930s, which led to the violent breakdown of the creative positions of recognized masters. There were significant economic costs associated with the reconstruction of most of recently erected buildings. There took place unjustified reprisals against designers and builders either. The final result of the global construction is viewed not just as a theater building, but as a monument to the official imperial policy in general and in the field of culture in particular. In addition to the image assessment, the status of the building in the urban planning situation of the city also changed over time. Building around it became denser, the unsuccessful park design of the theater square with the construction of a dense sculptural group in front of the building and the haphazard construction of high-rise buildings in the background led to the object's loss of compositional dominance in the city center. As a result, some authors became interested in it but some of the artist skept indifferent not only to the theatre but to Novosibirsk as well. Their works are always esteemed comprehensively from the historical, social and art history points of view. The classification of the urban landscape, developed by the author in previous articles, helps him to approach the study systematically. He is able now to determine the role of the object of study in works of fine art and graphic design and the significance of this object for the artists themselves.

Текст научной работы на тему «ЗДАНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 54. С. 146-154. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 146-154.

Научная статья

УДК 73/76+725.1:78/79(571.14) doi: 10.17223/22220836/54/13

ЗДАНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ

Владимир Николаевич Курилов

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова, Новосибирск, Россия, [email protected]

Аннотация. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, являющийся памятником архитектуры федерального значения, считают брендом города большинство жителей мегаполиса. Архитекторы и дизайнеры активно поддерживают это мнение. Однако отношение многих ответственных за продвижение имиджа Новосибирска как туристического и культурного центра далеко не однозначно к этому зданию. Анализируя драматические факты проектирования, строительства и изменение статуса в градостроительной ситуации, а также в сознании разных общественных групп, автор находит аргументы в оправдание устоявшегося символа города. Ключевые слова: театр, городской пейзаж, Новосибирск, графический дизайн, конструктивизм, неоклассицизм

Для цитирования: Курилов В.Н. Здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета в изобразительном искусстве и дизайне // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 146-154. doi: 10.17223/22220836/54/13

NOVOSIBIRSK STATE ACADEMIC OPERA AND BALLET THEATER IN FINE ARTS AND DESIGN

Vladimir N. Kurilov

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, Novosibirsk, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The Novosibirsk State Academic Opera and Ballet Theater is an architectural monument of federal significance. Most of the metropolis residents consider it as the brand of the city. Architects and designers strongly support this opinion. However, the attitude of the artists towards this building is rather contradictory. The author explores the ambiguous reflection of the image of the opera house in the works of Novosibirsk artists of different periods. He goes into detail describing the internal political situation during the design and construction of the theater, which has far-reaching consequencesin every area of life. He also finds the root causes of this not only in the creative attitudes of the painters, but also in the building itself, its architectural style, town planning, artistic features, historical, social and political vicissitudes associated with it. The policy of the authorities was expressed in the establishment of total control over creative organizations, the rapid change and imposition of stylistic attitudes in the 1930s, which led to the violent breakdown of the creative positions of recognized masters. There were significant economic costs associated with the reconstruction of most of recently erected buildings. There took place unjustified reprisals against designers and builders either. The final result of the global construction is viewed not just as a theater building, but as a monument to the official imperial policy in general and in the field of culture in particular. In addition to the image assessment, the status of the

© В.Н. Курилов, 2024

building in the urban planning situation of the city also changed over time. Building around it became denser, the unsuccessful park design of the theater square with the construction of a dense sculptural group in front of the building and the haphazard construction of high-rise buildings in the background led to the object's loss of compositional dominance in the city center. As a result, some authors became interested in it but some of the artist skept indifferent not only to the theatre but to Novosibirsk as well. Their works are always esteemed comprehensively from the historical, social and art history points of view. The classification of the urban landscape, developed by the author in previous articles, helps him to approach the study systematically. He is able now to determine the role of the object of study in works of fine art and graphic design and the significance of this object for the artists themselves.

Keywords: theater, cityscape, Novosibirsk, graphic design, constructivism, neoclassicism

For citation: Kurilov, V.N. (2024) Novosibirsk State Academic Opera and Ballet Theater in fine arts and design. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i is-kusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 146-154. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/13

Примечательно, что проектировалось и строилось это здание не в качестве оперного театра. Анекдотичная история: строили совсем другое, а получился оперный театр - имеет, однако, весьма драматический контекст. Уже возведенное здание имело иное назначение - Дворец науки и культуры (ДНиК). Возведенное к 1933 г. в основных объемах здание ДНиК, «построенное по новой технологической схеме синтетического театра планетарно-панорамного типа художника М.И. Курилко и архитектора Т.Я. Бардта по проекту архитектора А.З. Гринберга» [1. С. 84]. 1930-е гг., переломный этап в истории страны, роковым образом изменил не только внешний облик, но и назначение этого сооружения. Главные изменения заключались в новой политике и директивных указаниях ВКП(б) всем творческим союзам на смену стилистических направлений: отказ от левацких экспериментов и переход к социалистическому реализму в искусстве, неоклассицизму в архитектуре. «...Благодаря консерватизму вкусов вождей партии официальная позиция новой власти тяготела скорее к точке зрения культурной преемственности, хотя и не вполне последовательно» [2. С. 274]. Это привело к раздору в стане бывших союзников. Курилко и Бард, закоренелые академисты, согласились, что в проекте Гринберга «сухой конструктивный стиль фасадов, бедность архитектуры и желательно иметь большую декоративность и богатство» [3. С. 55]. Ярые конструктивисты (в недавнем прошлом) И.А. Бурлаков и Б.А. Гордеев подвергли «особо острой критике» конструктивистский проект Гринберга, заявив, что «эта мода прошла», а также новации «сложной механизации» Курилко и Бардта, призвав к пересмотру внутренней организации в сторону традиционного театра. «В августе 1935 года комиссия Научно-технического совета (НТС) Наркомпроса (Москва) постановила изменить проект ДНиК в соответствии с требованиями театра оперы, балета и драмы традиционного типа и потребовала упростить специальное сценическое оборудование театра. Командированный в Новосибирск из Москвы архитектор Г.М. Данкман подготовил проект перестройки здания под оперный театр.» [4. С. 252]. При этом репрессиям подвергли не только конкурировавших между собой архитекторов разных стилистических школ, но и заодно инженеров за превышение сметной стоимости строительства, избежать которой никак не удалось бы, учитывая значительные переделки. И все же в итоге несмотря на кардинальное изменение стилистики здания, к чести архитекто-

ров они смогли показать превосходный результат. Тот факт, что в конструктивистском «аскетическом и бедном проекте архитектора Гринберга» были заложены классические основы симметрии и купольная конструкция, помог новым разработчикам удачно трансформировать фасады в ордерную систему классицизма. «Здание реконструировано под театр оперы и балета во 2-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета по проекту архитекторов А.Б. Куровского, В.С. Биркенберга и Б.А. Гордеева по технологическому варианту архитектора Г.М. Данкмана, расчеты конструкций выполнены инженером Л.М. Гохманом» [3. С. 113]. На Всемирной выставке 1937 г. в Париже макет театрального здания был удостоен Гран-при. «Можно порадоваться, что реконструкция театра оказалась в руках высоких профессионалов» [5. С. 11]. С тех пор город Новосибирск уже не идентифицируется без здания оперного театра.

Разумеется, строительство такого гигантского объекта в еще небольшом сибирском провинциальном городке привлекало внимание всех жителей Новосибирска, в том числе и немногочисленных художников. В 1930-е гг., в процессе долгого строительства этого здания, художники изображали его в скетчах, репортажных рисунках для газет. Таков дружеский шарж Н.М. Фукина 1933 г. показывающий «летучее совещание» архитекторов на строительстве ДНиК [7. С. 39]. Или набросок Г.Г. Ликмана 1934 г., где стройка с уже воздвигнутым куполом видна в просвете между зданиями Дома Ленина и Промбанка (нынешняя мэрия). Жанровый рисунок для газеты А.Д. Силича «Готовимся к весне» 1935 г. воспроизводит уборку снега на улице [8. С. 10]. Здесь купол сооружения в центре композиции изображен самодостаточным и эффектным объектом городской среды, несмотря на то, что зажат с двух сторон уходящими в перспективу фасадами зданий. Заметим, что открытие театра состоится только через десять лет. «К сожалению, эпоха конструктивизма, функционализма, символического романтизма почти никак не отразилась в станковой живописи новосибирцев того времени» [9. С. 293]. Сколько-нибудь значительных произведений с видами столь серьезной для всей страны стройки так и не появилось. Однако длительный период строительства давал работу художникам, декорирующим огромные строительные леса со стороны Красного проспекта к пролетарским праздникам.

Общеизвестно пренебрежительное отношение художников к городскому пейзажу Новосибирска. Вероятно, это отражение настроений большинства его немалого населения. На протяжении более чем столетней истории он был и остается перевалочным пунктом в сознании многих людей, хотя для многих реально этот пункт так и остался конечным. Большинство художников не идентифицируют себя с местом жительства, со своим городом. Он кажется им недостойным воспроизведения на полотнах. Облик сибирской столицы никогда не вдохновлял их. Чрезвычайно плодотворный Александр Щуриц, например, честно признавался, что его никогда не привлекал городской пейзаж Новосибирска. И таково мнение большинства живописцев. Хотя, пожалуй, не найти ни одного художника, который бы хоть раз не пытался воспроизвести наш город. Разумеется, каждый делал это по-своему. У каждого были свои мотивы, свои побуждения и свои предубеждения. Свои методы и своя стилистика. Свои мысли и свои чувства.

Наиболее грандиозное впечатление театр производил во второй половине 1940-х, когда он только начал функционировать, площадь перед ним была расчищена от деревянных строений и на этом месте создано что-то вроде открытого регулярного французского партерного парка, а задний план был девственно чистым. Но это счастливое для здания время не было запечатлено на полотнах живописцев. И только редкие фотографии тому свидетельство. Черно-белыми фотографиями и воспользовался в наши дни Михаил Казаков-цев, написав грандиозную серию ностальгических картин. В этой серии новосибирский оперный театр занимает почетное место [10. С. 51, 81, 105].

Для усиления эмоционального воздействия театра на людей его должна окружать большая открытая незастроенная площадка, чистая охранная зона. Это было предусмотрено проектом 1930-1940 гг., но об этом быстро забыли. Здание отгородили от города на уровне Красного проспекта мощной активной скульптурной группой с Лениным во главе. Парк перед оперным зарос высокими деревьями с плотными кронами. На складывающееся заниженное градостроительное значение оперного театра в структуре городской среды обращают внимание многие художники еще с 1930-х гг., когда здание находилось в процессе строительства. Как ни стараются художники поместить это здание в центр композиции, с какого бы ракурса ни подходили к нему, в реальной ситуации всю грандиозность его передать невозможно. Казалось бы, стрелки Вокзальной магистрали и улицы Ленина выходят на главный фасад театра и он должен открыться во всей красе. Но каждый раз мешает окружающая застройка. Все эти явные градостроительные недоразумения, безусловно, воздействовали на снижение доминирующей роли здания в структуре центра города и его визуального бренда.

Тем не менее значение здания оперного театра в Новосибирске как главного символа города признано большинством жителей буквально с момента его открытия. Именно с этого времени он занял прочное место в кинохрониках, наборах фотооткрыток и фотоальбомах. Нас, давно рисующих акварельные виды города, всегда беспокоила мысль, почему никто не догадается издать набор открыток с рисованными видами Новосибирска. Объяснить это можно тем, что подавляющее большинство местных художников не считали городской пейзаж провинциального индустриального Новосибирска достойным воспроизведению на своих полотнах. А те немногие живописцы и графики, кто все же уделял большое внимание урбанистике города, ставили для себя совсем другие задачи, нежели открыточное тиражирование его видов. С начала 2000-х гг. мы серьезно задумались над восполнением этого пробела, разработав несколько вариантов таких наборов и даже запатентовав один из них. Издать тираж таких открыток у нас не было средств. Считая, что в продвижении имиджа Новосибирска более всего должна быть заинтересована мэрия, мы безуспешно пытались продвинуть свой проект через департаменты культуры, образования и даже через посредничество Новосибирского отделения Союза журналистов России. Увы, в мэрии были другие приоритеты, она всегда была неприступна для нас, хотя было потрачено много времени на оформление безуспешных заявок на различные гранты. Но мы не отказались от своей идеи и, спустя десятилетие, смогли осуществить ее, найдя спонсора в лице руководителя строительной фирмы «Полис-строй», которая полностью оплатила тысячный тираж. Этот первый в Новосибирске тираж аква-

рельных видов города в 2009 г. достаточно быстро разошелся благодаря содействию городской сети газетных киосков «Экспресс». На обложке набора красовалось, разумеется, главное здание города. Воодушевленные долгожданным успехом и получив небольшую маржу от продаж, мы на эти средства самостоятельно начали печатать разрозненные открытки и распространять их через сувенирные киоски и книжные магазины, впоследствии открыв ИП. Поначалу продавцы с удовольствием брали оригинальную продукцию на реализацию, и мы стали расширять ассортимент, выпуская футболки, пакеты, календари и другую сувенирную продукцию с видами города (рис. 1). Увы, успех был недолгим. Некоторые магазины были поглощены крупными московскими и отказались от нашей продукции, другие требовали снижения стоимости до уровня дешевого китайского многотиражного ширпотреба, что было нереально, а третьи просто закрывались и бесследно исчезали вместе с нашей продукцией. По причине полного разорения ИП пришлось закрыть [11. С. 59]. Позднее, в 2011 г., вышел наш новый набор открыток с видами города по заказу администрации Железнодорожного района Новосибирска в связи с 75-летием этого района. Следом стали выпускать открытки и другие акварелисты: Вера Брусенко, Наталья Табатчикова и др.

Рис. 1. Курилов В.Н. (р. 1957) Футболка с рисунком оперного театра. Проект автора. 2010 г.

Fig. 1. Kurilov V. N. (b. 1957) T-shirt with a drawing of the opera house. The author's project. 2010.

Знаменитое здание не могло не появиться на упаковке качественной новосибирской продукции, и прежде всего кондитерской. Новосибирская шоколадная фабрика, одна из лучших в стране в то время, выпускала шикарный двухъярусный набор шоколадных конфет с рисованным оперным театром на верхней крышке упаковки, а по периметру объемной восьмигранной коробки изображена вся панорама площади перед оперным театром (рис. 2). Когда этот подарочный набор впервые появился на прилавках, он привлекал неизменное внимание покупателей и многие годы пользовался исключительным спросом. Существовало много и другой упаковки с изображением оперного театра.

СИБИРСК

Рис. 2. Упаковка набора шоколадных конфет. Автор неизвестен. Фото автора статьи Fig. 2. Packaging of a set of chocolates. The author is unknown. Photo of the author of the article

Дизайнеры отдавали должное этому зданию как безусловному бренду города. Однако относительно Новосибирского оперного театра мы не раз слышали мнения ответственных работников, выступающих заказчиками той или иной продукции, чтобы в качестве графического изображения на ней было что угодно, только не оперный, который «всем набил оскомину». Это распространенное мнение существует с советских времен. И все же в Новосибирске не найти бренда, равного зданию оперного. Мы всегда стремились показать свежие образы этого объекта, чтобы опровергнуть нелестное мнение не только в среде заказчиков, но и среди своих студентов, вместе с которыми выполнили немало работ, отмеченных высокими оценками и дипломами международных выставок. Оспаривать факт присутствия изображения театра на всевозможных носителях в качестве айдентики Новосибирска невозможно. Но это и подтверждает его свойства общепринятого бренда. Примеров тому бесконечное множество: обложки книг, справочников, билетов, афиш и т.д. Каждое печатное издание о городе, в каком бы виде оно не было подано, без изображения главного здания города не обходится. Его изображали очень многие художники, чья жизнь была связана с Новосибирском. Николай Грицюк известен как художник-станковист, но и в качестве иллюстратора он успел запечатлеть наш город и его неизменный символ (рис. 3).

Рис. 3. Новосибирск. Книга-справочник составлена коллективом авторов под руководством Н.Н. Протопопова.

Художник И.Е. Вяткин. Новосибирск. 1957. Фото автора в ГЦИНК им. Н.П. Литвинова

Fig. 3. Novosibirsk. The reference book was compiled by a team of authors under the direction of N.N. Protopopov. Artist I. E. Vyatkin Novosibirsk. 1957. Photo of the author in the State Scientific Research Center named after N. P. Litvinov

В советское время много внимания уделялось монументальному искусству. Фасады и интерьеры общественных зданий часто украшались гигантскими панно, барельефами, фресками, витражами и т.д. Кое-что сохранилось и до наших дней. В оформленном витражами станции метро «Речной вокзал» художник В.П. Сокол обошелся без идеологической подоплеки. Здесь, как в иллюминаторах теплохода, представлены сибирские города с их знаковыми архитектурными сооружениями. Герой нашего исследования и здесь занимает центральное место (рис. 4). Дизайн сувенирной продукции находит новые формы самовыражения, иногда обращаясь к забытым древним приемам, но уже с применением современных технических средств. Такова серия объемных сувенирных открыток Никиты Кутенкова, среди которых и наш Театр оперы и балета (рис. 5).

Рис. 4. Сокол В.П. (1927-1990) Мозаика на станции метро «Речной вокзал». Фото автора Fig. 4. Sokol V. P. (1927-1990) Mosaic at the «River station» metro station. Photo of the author

Рис. 5. Кутенков Н. Объемная открытка. Фото автора в Музее истории архитектуры Сибири

им. С.Н. Баландина

Fig. 5. Kutenkov N. Voluminous postcard. Photo of the author in the Balandin Museum of the History

of Architecture of Siberia

Бесспорно, здание Театра оперы и балета считается брендом города Новосибирска, расположенное на центральной площади города, самое большое театральное здание в России, выдающееся с архитектурной точки зрения. Драматичная история его возведения, трагическая судьба его архитекторов и строителей, знаменательная дата открытия, череда не столь давних скандальных событий, вырвавшихся из внутритеатрального пространства, делают его объектом особого внимания не только для жителей города. Являясь памятником федерального значения, важным государственным объектом, он внешне и внутренне всегда считался выражением официальной имперской политики в сфере культуры и потому, в пику этой политике, часто игнорировался художниками, и без того обходящими любовью Новосибирск. При этом, признавая исключительные художественные, архитектурные, исторические качества здания, большинство архитекторов, художников, дизайнеров, других категорий жителей признают его брендом города, возможно, за неимением более достойного. В этом качестве он и нашел свое отражение во многих произведениях изобразительного искусства и дизайна, более чем другие архитектурные объекты Новосибирска.

Список источников

1. Пивкин В.М. Статья. На дыбу жизни поднят я судьбою... // Дарование. 1997. № 3. 92 с.

2. Жидков В.С. Театр и власть. 1917-1927. От свободы до «осознанной необходимости». М. : Алетей А, 2003.

3. Пивкин В.М., Евстешина Д.С. Архитектор Т.Я. Бардт: известный и неизвестный. Новосибирск : ГАУ НСО НПЦ, 2005. 138 с.

4. Невзгодин И.В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. Новосибирск : ГАУ НСО НПЦ, 2013. 318 с.

5. Баландин В. С. Здание новосибирского театра оперы и балета. Концептуальные парадоксы // Творчество и современность: сетевое издание. 2020. № 1 (12). С. 6-12. URL: http://www.nsktvs.ru/node/235

6. Ложкин А. Оперный. Проектирование // Журнал ПРО. Проект Россия. 2005. № 22 (2).

62 с.

7. Архитектор Борис Гордеев. К 110-летию со дня рождения. 1903-1943. Жизнь, отданная городу / сост. В.П. Капустин, Е.А. Кузнецова. Новосибирск : ГАУ НСО НПЦ, 2013. 48 с.

8. Сибирь в графике Александра Силича. Возвращение забытых имен / сост. В.П. Капустин, Т.Н. Тарновская, Е.М. Щукина ; вступ. ст. С.П. Голиковой. Новосибирск : Белая стена, 2011. 48 с.

9. Курилов В.Н. Архитектурный пейзаж Новосибирска в аспекте изобразительного искусства. Приближение к теме // Баландинские чтения. 2015. Т. Х, ч. 2. С. 288-300.

10. Новосибирск. Портрет города. Городские пейзажи Михаила Казаковцева. Новосибирск : [б.и.], 2017.

11. Курилов В.Н. Архитектурный пейзаж Новосибирска в графическом дизайне конца ХХ -начала XXI века на примерах собственных разработок // Интерактивная наука: ежемес. между-нар. науч. журнал. 2017. № 12. 130 с.

References

1. Pivkin, V.M. (1997) Stat'ya. Na dybu zhizni podnyat ya sud'boyu... [Article. On the rack of life I am raised by fate...]. Talent. 3.

2. Zhidkov, V.S. (2003) Teatr i vlast'. 1917-1927. Ot svobody do "osoznannoy neobkhodimosti" [Theater and power. 1917-1927. From freedom to "conscious necessity"]. Moscow: Aleteyya.

3. Pivkin, V.M. & Evsteshina, D.S. (2005) Arkhitektor T.Ya. Bardt: izvestnyy i neizvestnyy [Architect T.Ya. Bardt: known and unknown]. Novosibirsk: GAU NSO NPC.

4. Nevzgodin, I.V. (2005) Konstruktivizm v arkhitekture Novosibirska [Architecture of Novosibirsk]. Novosibirsk: SB RAS.

5. Balandin, V.S. (2020) Zdanie novosibirskogo teatra opery i baleta. Kontseptual'nye paradoksy [The building of the Novosibirsk Opera and Ballet Theater. Conceptual paracons]. Tvorchestvo i sov-remennost': setevoe izdanie. 1(12). [Online] Available from: http://www.nsktvs.ru/node/235. pp. 6-12.

6. Lozhkin, A. (2005) Opernyy. Proektirovanie [The Opera Theatre. Design]. Zhurnal PRO. Proekt Rossiya. 22(2).

7. Kapustin, V.P. & Kuznetsova, E.A. (2013) Arkhitektor Boris Gordeev. K 110-letiyu so dnya rozhdeniya. 1903-1943. Zhizn', otdannaya gorodu [Architect Boris Gordeev. For the 110th anniversary of his birth. 1903-1943. A life given to the city]. Novosibirsk: GAU NSO SPC.

8. Kapustin, V.P., Tarnovskaya, T.N. & Shchukina, E.M. (2011) Sibir' v grafike Aleksandra Silicha. Vozvrashchenie zabytykh imen [Siberia in the graphics of Alexander Silich. The return of forgotten names]. Novosibirsk: Belaya Stena.

9. Kurilov, V.N. (2015) Arkhitekturnyy peyzazh Novosibirska v aspekte izobrazitel'nogo iskus-stva. Priblizhenie k teme [An architectural landscape of Novosibirsk in the aspect of fine arts. Approximation to the topic]. Balandinskie chteniya. 10(2). pp. 288-300.

10. Kazakovtsev, M. (2017) Novosibirsk. Portret goroda. GorodskiepeyzazhiMikhailaKazakov-tseva [Novosibirsk. A portrait of the city. Urban landscapes by Mikhail Kazakovtsev]. Novosibirsk: [s.n.].

11. Kurilov, V.N. (2017) Arkhitekturnyy peyzazh Novosibirska v graficheskom dizayne kontsa XX - nachala XXI vekov na primerakh sobstvennykh razrabotok [The architectural landscape of Novosibirsk in graphic design of the late 20th - early 21st centuries using examples of our own developments]. Interaktivnaya nauka. 12.

Сведения об авторе:

Курилов В.Н. - доцент, профессор кафедры коммуникационного дизайна Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Kurilov V.N. - professor Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk, Russia). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.04.2021; одобрена после рецензирования 04.01.2022; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 29.04.2021; approved after reviewing 04.01.2022; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.