Научная статья на тему 'ПРОЕКТ И ПОСТРОЙКА ОПЕРНОГО ТЕАТРА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ (ГОРЬКОМ): 1932-1935'

ПРОЕКТ И ПОСТРОЙКА ОПЕРНОГО ТЕАТРА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ (ГОРЬКОМ): 1932-1935 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
146
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / НИЖНИЙ НОВГОРОД / ТЕАТР / НАРОДНЫЙ ДОМ / КОНСТРУКТИВИЗМ / АР-ДЕКО / А.З. ГРИНБЕРГ / М.Т. СМУРОВ / П.П. МАЛИНОВСКИЙ / А.В. ЩУСЕВ / АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНКУРС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казусь Игорь Александрович

Оперный театр в Горьком, возникший по проекту архитекторов А.З. Гринберга и М.Т. Смурова в результате перестройки возведённого в дореволюционное время Народного дома, стал, видимо, первым оперным театром, построенным в советское время. Однако история строительства этого здания до сих пор не исследована. Оно было начато по конструктивистскому проекту, затем в связи с изменением направленности в советской архитектуре по результатам конкурса на Дворец Советов в Москве здание уже в ходе строительства было перепроектировано в стиле ар-деко. В этот период Гринберг, помимо Оперного театра, одновременно проектировал и строил Панорамно-планетарный театр в Новосибирске и Дворец культуры со зданием театра в соцгороде Горьковского автозавода. В 1933 году, когда фазы проектирования этих объектов в новой стилистике совпали, проект Оперного театра оказался для них своеобразным образцом, что определяет особое место рассматриваемого здания в истории отечественной архитектуры 1930-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND CONSTRUCTION OF THE OPERA HOUSE IN NIZHNY NOVGOROD (GOR'KY): 1932-1935

The Opera House in Gor'ky, which arose according to the project of architects A.Z. Grinberg and M.T. Smurov, as a result of the restructuring of the People's House built in pre-revolutionary times, became, apparently, the first opera house in the country, built in Soviet times. However, the history of the construction of this building has not yet been studied. It was started according to a constructivist project, however, then, due to a change in direction in Soviet architecture as a result of the competition for the Palace of Soviets in Moscow, the building had to be re-designed already during construction, in this case in the Art Deco style. During this period, Grinberg, in addition to the Opera House, simultaneously designed and built the Panoramic Planetary Theater in Novosibirsk and the Palace of Culture with a theater building in the social city of the Gor'ky Automobile Plant. In 1933, when the phases of designing these objects in the new style coincided, the project of the Opera House turned out to be a kind of model for them, which determines the special place of the building in question in the history of Russian architecture of the 1930s.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ И ПОСТРОЙКА ОПЕРНОГО ТЕАТРА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ (ГОРЬКОМ): 1932-1935»

Academia. Архитектура и строительство, № 2, стр. 27-38. Academia. Architecture and Construction, no. 2, pp. 27-38.

Исследования и теория Научная статья УДК 72.03

doi: 10.22337/2077-9038-2023-2-27-38

Проект и постройка Оперного театра в Нижнем Новгороде (Горьком): 1932-1935

Казусь Игорь Александрович (Москва). Кандидат архитектуры, советник РААСН, член-корреспондент МААМ. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России») (Россия, 111024, Москва, ул. Душинская, 9. НИИТИАГ). Эл. почта: igorkazus@maiL.ru

Аннотация. Оперный театр в Горьком, возникший по проекту архитекторов А.З. Гринберга и М.Т. Смурова в результате перестройки возведённого в дореволюционное время Народного дома, стал, видимо, первым оперным театром, построенным в советское время. Однако история строительства этого здания до сих пор не исследована. Оно было начато по конструктивистскому проекту, затем в связи с изменением направленности в советской архитектуре по результатам конкурса на Дворец Советов в Москве здание уже в ходе строительства было перепроектировано в стиле ар-деко. В этот период Гринберг, помимо Оперного театра, одновременно проектировал и строил Панорамно-планетарный театр в Новосибирске и Дворец культуры со зданием театра в соцгороде Горьковского автозавода. В 1933 году, когда фазы проектирования этих объектов в новой стилистике совпали, проект Оперного театра оказался для них своеобразным образцом, что определяет особое место рассматриваемого здания в истории отечественной архитектуры 1930-х годов.

Ключевые слова: памятник истории и культуры, Нижний Новгород, театр, народный дом, конструктивизм, ар-деко, А.З. Гринберг, М.Т. Смуров, П.П. Малиновский, А.В. Щусев, архитектурный конкурс

Финансирование. Статья подготовлена в НИИТИАГ (филиал ФГБУ ЦНИИП «Минстроя России»).

Для цитирования. Казусь И.А. Проект и постройка Оперного театра в Нижнем Новгороде (Горьком): 1932-1935 // Academia. Архитектура и строительство. - 2023. - № 2. - С. 27-38. doi: 10.22337/2077-9038-2023-2-27-38.

Design and Construction of the Opera House in Nizhny Novgorod (Gor'ky): 1932-1935

Kazus' Igor A. (Moscow). Candidate of Sciences in Architecture, Adviser of RAACS, Corresponding Member of MAAM, Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning (branch of the TsNIIP Minstroy of Russia) (9, Dushinskaya st., Moscow, 111024, Russia. NIITIAG). E-mail: igorkazus@mail.ru

Abstract: The Opera House in Gor'ky, which arose according to the project of architects A.Z. Grinberg and M.T. Smurov, as a result of the restructuring of the People's House built in pre-revolutionary times, became, apparently, the first opera house in the country, built in Soviet times. However, the history of the construction of this building has not yet been studied. It was started according to a constructivist project, however, then, due to a change in direction in Soviet architecture as a result of the competition for the Palace of Soviets in Moscow, the building had to be re-designed already during construction, in this case in the Art Deco style. During this period, Grinberg, in addition to the Opera House, simultaneously designed and built the Panoramic Planetary Theater in Novosibirsk and the Palace of Culture with a theater building in the social city of the Gor'ky Automobile Plant. In 1933, when the phases of designing these objects in the new style coincided, the project of the Opera

© Казусь И.А., 2023

House turned out to be a kind of model for them, which determines the special place of the building in question in the history of Russian architecture of the 1930s.

Keywords: monument of history and culture, Nizhny Novgorod, theater, people's house, constructivism, Art Deco, A.Z. Grinberg, M.T. Smurov, P.P. Malinovsky, A.V. Shchusev, architectural competition

Funding. The research was carried by the Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, branch of the TsNIIP Minstroy of Russia.

For citation. Kazus' I.A. Design and Construction of the Opera House in Nizhny Novgorod (Gor'ky): 1932-1935. In: Academia. Architecture and construction, 2023, no. 2, pp. 27-38. doi: 10.22337/2077-9038-2023-2-27-38.

Страна хронически теряет здания советского архитектурного авангарда 1920-1930-х годов, в том числе объекты, подчас имеющие охранный статус. Весьма показательна ситуация в Нижнем Новгороде, где помимо местных приверженцев новой архитектуры творили не только её лидеры М.Я. Гинзбург и И.А. Голосов, их единомышленник А.З. Гринберг, но и видный представитель европейского современного движения А. Люрса. Утрата здесь ценнейшего архитектурного достояния тех лет особенно наглядно проявилась в отношении произведений архитектора-художника Гринберга.

Выпускник Академии художеств по классу А.Н. Померанцева (строителя ряда павильонов выставки 1896 года в Нижнем Новгороде), Гринберг уже до революции неоднократно побеждал на градостроительных конкурсах Санкт-Петербурга [1, с. 229]. В советское время он стал известен как автор социально-новых типов зданий, давших импульс развитию центров ряда городов. Прежде всего, первого в СССР Дома Советов в Брянске и театра в Новосибирске, проектировавшегося как панорамно-планетарный с самым крупным на тот момент в мире куполом. В Нижнем Новгороде (затем Горьком) Гринберг построил второй в стране Дом Советов, Оперный театр, гостиницу «Интурист» (впоследствии «Москва»), гостиницу Горсовета (впоследствии «Россия» и «Волжский откос»), киноконцертный зал (сейчас кинотеатр «Мир»), пакгаузы Горьковского грузового порта [2] и до сих пор не изученные жилые дома на улице Минина. Нереализованными в этом городе остались конкурсные проекты Школы-театра им. В.И. Ленина в Сормово (1924)1, Центрального вокзала (1932) [3, с. 36], Дворца культуры в соцгороде Горьковского автозавода (1933-1934) [4] и проект Речного вокзала (1936) [5]. «Александр Гринберг, - отметила О.В. Орельская, - один из ведущих советских конструктивистов в 1920-1930-х гг. Когда в городе возводили здания по его проектам, это вызывало восторг у профессионального сообщества: "Свежий ветер перемен коснулся купеческого Нижнего"» [6]. Часть этих проектов, в том числе осуществлённых, Гринберг, тогда профессор кафедры промышленных зданий Московского

1 ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. Р-1679. Оп. 1 (1928 г.). Ед. хр. 383. Л. 52-53, 61.

архитектурного института, выполнил совместно с доцентом той же кафедры М.Т. Смуровым.

В 1997 году первой была снесена, не успев приобрести охранный статус памятника культурного наследия, гостиница «Интурист» (1931-1933) [7], являвшаяся одним из образцов раннего советского ар-деко. Следующей потерей в 2017 году стали железобетонные пакгаузы на Стрелке при впадении Оки в Волгу - произведение конструктивизма с уникальными кессонными перекрытиями. Пакгаузы разобрали в связи со строительством стадиона для состоявшегося в Нижнем Новгороде в июне-июле 2018 года финала Чемпионата мира по футболу [8]. В 2020 году не стало шестиэтажной гостиницы Горсовета (1931-1935), с 1993 года состоявшей на учёте как памятник истории и культуры регионального значения [9]. Говоря об очевидной тенденции, профессор О.В. Орельская подчеркнула, что «мы фактически потеряли крупнейшую в городе гостиницу, откуда взорам гостей открывались захватывающие дух заволжские дали, и рассуждаем, не снести ли здание Театра оперы и балета» [6].

Как и перечисленные утраченные здания, нижегородский Оперный театр в истории отечественной архитектуры отнюдь не рядовое строение. Уже в 1936 году художественный критик Д.М. Аранович в журнале «Архитектура СССР» «из всех многочисленных работ архитектора А.З. Гринберга как по значительности объёмов, так и по законченности планировочного и архитектурного решения», выделил именно Оперный театр в Горьком [10, с. 39]. В годы увлечения поисками нового универсального театра «массового действа» этот театр, возникший в результате перестройки ранее возведённого архитектором П.П. Малиновским Народного дома, был запроектирован Гринбергом отнюдь не в расчёте на впечатляющие проходы по сцене танков, кавалерии и демонстраций, а как традиционный классический, став, видимо, первым оперным театром, построенным в послереволюционную эпоху.

Это произведение, казалось бы, защищено изданным Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области приказом от 22 мая 2019 г. № 137 о включении действующего Театра оперы и балета им. А.С. Пушкина в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения (памятника) «с

наименованием "Здание театра оперы и балета", 1900-1903 гг., 1932-1935 гг., архитекторы П.П. Малиновский, А.З. Гринберг» [11]. В данной формулировке, не вполне отражающей реальную роль каждого из архитекторов, не учтён соавтор Гринберга архитектор М.Т. Смуров, на участие которого в проектировании театра указал сам Гринберг [3, с. 39].

Нависшая над зданием театра опасность связана с желанием построить в Нижнем Новгороде новый Оперный театр на 1000 зрителей, проект которого ещё в 2005 году был включён назначенным тогда губернатором В.П. Шанцевым в план строительства. В 2009 году в связи с неопределённостью места постройки этот проект не прошел государственной экспертизы. Затем было анонсировано намерение объявить в 2022 году международный конкурс на новый проект. Данные о его проведении не опубликованы, но Министерство культуры области «пока считает», что старое здание может стать второй площадкой будущего театра. Однако нижегородский политолог А.О. Суханов, информируя об этом, полагает более «целесообразным воссоздать» Народный дом [12].

Проект Оперного театра возник в неординарной ситуации - в это время Гринберг одновременно с ним проектировал Дворец культуры с театром на 1800 мест в соцгороде Горьков-ского автозавода [4] и Панорамно-планетарный театр на 3000 мест в Новосибирске [13]. В отличие от столь масштабных объектов, уже введённых в научный оборот, Оперный театр представлен весьма пунктирно [14, с. 136], что определяет актуальность рассмотрения истории его постройки.

Несмотря на наличие возведённого в 1896 году по проекту В.А. Шрётера Нижегородского драматического театра и построенных в 1928-1930 годы Канавинского и Сормовского дворцов культуры, имевших крупные театральные залы, потребность Нижнего Новгорода, ставшего в 1929 году краевым центром, в новом театре была значительна. Подобный дефицит тогда был характерен для страны в целом, о чём свидетельствует постановление СНК РСФСР от 7 октября 1930 года, определившее, что «в целях коренного улучшения театраль-

Рис. 1. Народный дом в Нижнем Новгороде. Архитектор П.П. Малиновский. 1900-1903 годы. Общий вид. Фото М.П. Дмитриева. 1903 год (источник: [35])

ного дела <...> все специально оборудованные театральные и кинотеатральные помещения, вне зависимости от того, в чьём ведении они находятся в настоящее время, должны быть переданы в трёхмесячный срок соответствующим организациям для использования их по прямому назначению» [15, с. 5].

Отражая переход к «этапу деятельного планирования» в сфере искусства [16, с. 2], член коллегии Наркомпроса архитектор В.А. Дедюхин в ноябре 1931 года на Всесоюзном совещании по капитальному строительству художественно-зрелищных предприятий заявил о значительном росте бюджетных ассигнований на строительство «театрально-культурных учреждений и предприятий»: если в 1930 году Наркомпрос вложил в это строительство лишь около 300 тыс. рублей, то в 1931-ом - 2,659 млн рублей, запланировав на 1932-ой ещё «несколько десятков миллионов», имея в виду строительство Театра им. Вс. Мейерхольда (2 млн рублей), Большого синтетического театра в Свердловске (8 млн рублей), Массового театра в Иваново-Вознесенске (5 млн рублей) и др. [17, с. 3-4]. В этом контексте в феврале 1931 года газета «Нижегородская коммуна» информировала о постановлении Горсовета «создать в Н.-Новгороде постоянный Оперный театр в здании Народного дома, которое необходимо переоборудовать» [18]. В июне 1931 года оно было поддержано решением Нижегородского крайкома ВКП(б) о расширении сети «художественных предприятий города» [19].

Предназначенный для переоборудования Народный дом был построен на Острожной площади (затем площадь Свободы) в 1900-1903 годы по инициативе А.М. Горького и Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии. Председателем совета Общества был адвокат А.И. Ланин, а его наиболее энергичными деятелями - автор проекта здания архитектор П.П. Малиновский (за несколько лет до того в качестве прораба воплотивший проект театра Шрётера), врачи В.Н. Золотницкий, Н.И. Долгополов и почётный член общества Ф.И. Шаляпин. Строительство «Здания просвещения, труда и отдыха», как оно первоначально называлось, было осуществлено на средства самого Общества и на частные пожертвования, наибольшие из которых были сделаны графиней С.В. Паниной и Ф.И. Шаляпиным, давшим для этой цели несколько благотворительных концертов. По просьбе Строительного комитета Общества городская управа отвела для возведения Народного дома участок 40*45 сажен с расчётом использования 600 кв. сажен под саму постройку, а «остальное место употребить под площадки для народных гуляний, игр, качелей» [20].

Поставленное на оси огромной площади, в её возвышенной части, это композиционно симметричное трёхэтажное (с цокольным этажом) кирпичное здание с накладным портиком главного фасада и угловыми башнями, приобрело брутальную массивность. Элементы стилистики классицизма с треугольными сандриками сочетались в нем с лучковыми перемычками окон и криволинейными сандриками, характерными для модерна (рис. 1). По сообщению «Нижегородской земской

газеты» тех лет, здание включило «обширный прекрасный зал для театральных представлений, народных чтений, лекций и т.п., вмещающий свыше полутора тысяч человек, помещения для народной столовой, для народной библиотеки-читальни, для занятий правления общества» [21]. Народный дом был открыт 5 сентября 1903 года концертом Шаляпина, а его театр - 16 декабря драмой Л.А. Мея «Царская невеста» [22]. Но в ситуации роста революционных настроений по распоряжению властей через пять месяцев этот центр просвещения был закрыт [18].

Переданный после революции в ведение Управления художественными предприятиями и учреждениями при Губпо-литпросвете Нижегородского губернского отдела народного образования Народный дом восстановил изначальную функцию культурно-просветительного центра с концертами и лекциями, спектаклями самодеятельных и антрепризных театров [22]. Но к началу 1930-х годов, как писал в «Нижегородской коммуне» журналист Л.А. Кудреватых, «огромнейшее здание Нардома наполовину пустовало, наполовину использовалось под кино, под собрания. И несколько лет подряд в Народном доме, около него ходили разные комиссии, рассуждали: "Здесь надо оборудовать большую сценическую площадку или для драмы, или для музкомедии, или для оперы". Составлялись проекты, планы, сметы, намечались сроки переоборудования Нардома» [23]. Надо полагать, что ещё существовавшие на тот момент подлинные чертежи Народного дома (генплан, планы этажей, главный фасад и продольный разрез) в 1925 году были скопированы именно в связи с этими намерениями2.

В ходе подготовительных работ выяснилось, что без капитальной реконструкции здания создание в нём современного театра невозможно, поскольку собранные на его строительство Обществом распространения начального образования

2 ЦАНО. Ф. Р-1679 (1925 г.). Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 1-2.

весьма ограниченные средства предопределили не только минимальность площади вестибюля и гардероба, который мог обслужить лишь часть зрителей, но и использование под фойе общедоступной чайной-столовой в цокольном этаже. Сцена представляла собой всего лишь эстраду с небольшими помещениями, обозначенными в проекте как «лектор» и «приборы», склады декораций отсутствовали [20] (рис. 2).

К «переоборудованию» Народного дома приступили после краевого партсовещания по вопросам культурного строительства, состоявшегося в июле 1931 года с участием первого секретаря крайкома ВКП(б) А.А. Жданова и специально прибывшего в Нижний Новгород наркома просвещения А.С. Бубнова [24]. Открытие театра было назначено «к XV годовщине Октябрьской революции» [23], то есть к 7 ноября 1932 года. Хотя Нижегородский филиал Гипрогора среди направлений своей работы предусматривал проектирование театров [25], проект перестройки здания был заказан Гринбергу. За собой Гипрогор оставил разработку конструкций и рабочих чертежей будущего театра. Несомненно, что внимание к Гринбергу привлекал строившийся по его проекту Панорамно-планетарный театр в Новосибирске, хотя к этому времени его уже знали в Нижнем Новгороде как архитектора краевого Дома Советов, автора проектов строившихся гостиниц и одобренного НКПС проекта Центрального вокзала.

Задание на эскизный проект «приспособления Народного дома под театр» совместно с Гринбергом 27 апреля 1932 года составили управляющий Нижегородским краевым Театральным объединением (ТЕО) П.М. Березин и директор будущего театра А.А. Коган. Оно предусматривало, что театр на 1500-1600 мест формируется «в результате пристроек и расширения существующего зрительного зала б. Нардома, причём ломке подлежат лишь задняя и передняя стены сцены и часть фасада, выходящего на пл. Свободы». Задание предусматривало пристройку вестибюля, фойе, 18-метровой

а) б)

Рис. 2. Народный дом в Нижнем Новгороде. Архитектор П.П. Малиновский. 1900-1903 годы: а) планы этажей. Копия 1925 года. «Чертил с натуры В. Правдин» [источник: ЦАНО. Р-1679 (1925 г.). Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 1-2]; б) зрительный зал. Фото начала 1900-х годов (источник: [36])

сценической коробки с портальной аркой высотой 8 м и боковых галерей-кулуаров для прохода в зрительный зал. «Площадка сценического действия с вертящимся кругом» и трюмом, решённая по принципу глубинной сцены, но без запасных карманов, предполагалась площадью 280 кв. м с размещением 70-ти музыкантов оркестра «в зале», в оркестровой яме. «Архитектурное оформление театра, - определил документ, - д<олжно> б<ыть> выявлено в простых, но современных формах», «существующая архитектура театра д<олжна> б<ыть> изменена, также как отделка зрительного зала. Окна в нем д<олжны> б<ыть> заделаны»3. Снесённые в ходе «приспособления» угловые башни с водоёмными баками, трактовавшиеся как «часть фасада», в задании не упоминались. Ориентированное, надо полагать, на опубликованные в начале 1932 года рекомендации о сокращении первоначальной весьма развёрнутой программы Большого синтетического театра в Свердловске [26, с. 57] задание на

а)

в)

Рис. 3. Проект Оперного театра в Н.-Новгороде. Архитектор А.З. Гринберг. 1932 год: а) боковой фасад [источник: ЦАНО. Ф. Р-3319 (1932 г.). Оп. 1. Ед. хр. 1 а. Л. 9]; б) продольный разрез по зрительному залу [источник: ЦАНО. Ф. Р-3319 (1932 г.). Оп. 1. Ед. хр. 1 а. Л. 10]; в) перспектива [источник: ЦАНО. Ф. Р-3319 (1932 г.). Оп. 1. Ед. хр. 1 а. Л. 13]

проектирование Оперного театра свидетельствовало о наметившемся возврате советского театра «к своему истинному призванию - быть театром» [27, с. 219].

Часть «синек» проекта, подписанных Гринбергом и датированных 8 и 11 мая 1932 года, сохранилась4. Отсутствие на них подписи Смурова даёт основание полагать, что к разработке первоначального проекта театра он, видимо, не привлекался (рис. 3 а). 15 мая 1932 года проект был рассмотрен на заседании президиума Нижкрайисполкома с участием заместителя председателя Крайисполкома А.Я. Буткевича, представителей ТЕО Березина и Когана, ведущих архитекторов края А.А. Тарасова (от Крайисполкома), А.А. Яковлева (от Нижгорсовета), С.А. Новикова (от Гипрогора), инженера Ф.Ф. Еше (от Нижкрайкомхоза), пожарного инспектора Демидова и самого Гринберга5. Перечисленные специалисты фактически были основным составом Экспертного совета Нижкрайкомхоза, который, вслед за проектом Оперного театра, 31 июля 1932 года рассмотрел и одобрил проект Дома Советов Гринберга и Смурова для Йошкар-Олы [28, с. 212].

Президиум Крайисполкома принял проект театра для дальнейшей разработки с предложением расширить до 4 м пристраиваемые боковые кулуары, «пол партера сделать с уклоном к сцене, в соответствии с чем повысить уровень балкона», «жилые помещения вынести из здания, поместив вместо них комнату для музыкантов». Объёмная композиция и внешний облик бывшего Народного дома и его интерьеры в результате создания новых капитальных стен и пристройки ряда объёмов кардинально изменились. От Народного дома были наследованы вытянутый план зрительного зала (с отдалением мест зрителей от авансцены до принятых тогда предельными 36,4 м), первоначальные стены зала, его балконы и амфитеатр (рис. 3 б).

В представленном проекте Гринберг применил конструктивистское сочетание гладких плоскостей с обширным

3 ЦАНО. Ф. Р-3319 (1932 г.). Оп. 1. Ед. хр. 1 а. Л. 54 Там же. Л. 7-13. 5 Там же. Л. 5-6.

Рис. 4. Конкурсный проект театра Дома Советов в Туле. Архитектор А.З. Гринберг. 1929 год. Перспектива (источник: [37, с. 650])

витражом главного фасада, идущее от его конкурсного проекта театра в составе Дома Советов в Туле (1929) (рис. 3 в, 4). Двухуровневое главное фойе, обращенное к площади Свободы, повторило аналогичный приём, использованный в тульском проекте. Расположив вестибюль, гардеробную и буфет в цокольном этаже, Гринберг избрал ранее редко использовавшееся в театральной практике «централизованное размещение гардеробной» [10, с. 39].

Для скорейшего обеспечения начала строительства президиум Крайисполкома поручил представителям ТЕО договориться с Крайкомстроем «о немедленном приступе» под руководством инженера Гипрогора Н.Г. Дынькова «к детальному обследованию состояния грунта, фундаментов и стен здания», завершив его в пятидневный срок с привлечением для буровых работ Геолого-разведочного бюро. Эта спешность была обусловлена необходимостью первоочередной разработки Гипрогором рабочих чертежей сценической коробки театра, к строительству которого планировалось приступить 15 июня6. Инженер Дыньков в 1927 году уже участвовал в аналогичном обследовании, по итогам которого выполнил предварительный проект здания холодильника Госрыбсиндиката на берегу Волги в Нижнем Новгороде. Предложенный им принцип его конструктивного решения для сложной гидрогеологической ситуации участка был использован проектно-строительным товариществом «Техбетон» в разработанном в сотрудничестве с М.Я. Гинзбургом и реализованном в 1928 году окончательном проекте холодильника [29].

Полный состав необходимых чертежей проекта был приведен ТЕО в его письме-заказе Гринбергу от 17 мая 1932 года на «архитектурную разработку эскизного проекта» театра. Письмом, отразившим комплексный подход к проекту будущего здания, было предусмотрено, что Гринберг передаёт заказчику: «планы всех этажей сценической части театра, продольный, поперечный разрез и разрез по служебной лестнице в 8-дневный срок»; «планы всех этажей остальной части театра и разрезы поперечный и продольный к 8 июня»; «чертёж типового кресла к 10 июня»; «чертежи типовых окон и дверей к 12 июня»; «все фасады к 15 июня»; «остальные чертежи и эскизы к 1 июля». К последней группе были отнесены «генплан участка с показанием на нём разбивки газонов, дорожек и т.д.», «рисунки лестничных перил и ограждения балконов», «детали лестничных ступеней и площадок», «внутренние перспективы фойе или буфета», «рисунки мебели: <...> столы и стулья для буфета и скамьи для фойе, кассы и вешалки для вестибюля», «рисунки арматуры или иного способа освещения мест общего пользования для зрителей»7, пояснительная записка с подсчётом кубатуры и площадей.

Календарный план производства работ предусмотрел координацию этапов строительства сцены, зрительного зала, балкона и др. с их окончанием 10 октября 1932 года8. Названным выше решением президиума Крайисполкома на Гринберга возлагалась «консультация по всем архитектурно-видовым вопросам во время перестройки здания». Общее техническое наблюдение и контроль работы были поручены архитектору А.А. Тарасову9, с которым Гринберг сотрудничал не только на строительстве нижегородского Дома Советов, но и ранее, в 1924-1926 годы, когда Тарасов, являясь брянским губернским инженером, входил в состав жюри конкурса на проект Дома Советов в Брянске и курировал его строительство [30].

Финансирование строительства театра на этом этапе было возложено на Крайсовпроф (300 тыс. руб.), Крайпотребсоюз (400 тыс. руб.) и Жилкооперацию (200 тыс. руб.) [23]. Однако докладными записками от 5 и 15 сентября 1932 года Березин и Коган информировали Краевой отдел народного образования, что, несмотря на «категорическое решение» крайкома ВКП(б) и Крайисполкома о постройке театра, при имеющихся темпах строительства из-за возникших сложностей финансирования оно может быть закончено только в 1934 году10. Возникшее замедление перестройки здания совпало с заказным конкурсом на проект Дворца Советов в Москве, по результатам обоих туров которого (март 1932 - февраль 1933), как известно, был принят курс на освоение архитектурного наследия.

Это изменение направленности предопределило необходимость корректировки стилистики фасадов не только нижегородского театра, но и уже вчерне построенного тогда театра в Новосибирске. При этом выполненный Гринбергом на принципах ар-деко проект стилистического переоформления Панорамно-планетарного театра в ходе предпринятых 9-10 мая 1933 года экспертиз с участием А.В. Щусева, И.В. Жолтовского, Г.П. Гольца и С.Е. Чернышева поддержки не получил11. Художественно-технический совет при Московском представительстве Запсибкрайисполкома 13 мая 1933 года констатировал, что, хотя «Гринбергу была дана возможность обогатить здание, но он остался на позициях <19>31 г.»12, то есть не отказался от принципиального конструктивизма своего проекта.

Избегая подобной критики в отношении театра в Горьком, Гринберг, сохранив конструктивистский витраж его главного фасада, запроектировал портик с упрощённо трактованными на принципах ар-деко спаренными квадратными в плане колоннами без капителей на общих для каждых двух колонн схематично трактованных базах. При этом, следуя утраченному при реконструкции фасадному решению Народного дома Малиновского с четырьмя пилястрами, Гринберг использовал то

6 ЦАНО. Ф. Р-3319 (1932 г.). Оп. 1. Ед. хр. 1 а. Л. 1.

7 Там же. Л. 2-4.

8 Там же. Ед. хр. 1 б. Л. 9.

9 Там же. Ед. хр. 1 а. Л. 1.

10 Там же. Ед. хр. 1 г. Л. 1 и об., 3.

11 ГАНО (Государственный архив Новосибирской области). Ф. Р-2050. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 6, 53-61 об.

12 Там же. Л. 4-5.

же количество пар колонн. Воссозданный тип классической композиции театрального здания в проекте был дополнен барельефами главного фасада (не осуществлены), парными скульптурами актёров на портике и углах протяжённого аттика (не осуществлены), а также диагональной клеткой на стенах сценической коробки (рис. 5 а). В интерьерах театра Гринберг применил приём «тектонической характеристики плафонов» [10, с. 40]: плафон перекрытия вестибюля обработан кессоном, трактуемый более лёгким плафон фойе декорирован только диагональной клеткой (рис. 5 в).

В своей статье Гринберг, называя соавтором Смурова, относит создание проекта нового стилистического решения Оперного театра к 1933 году [3, с. 39]. Возможность уточнения этой датировки косвенно даёт стенограмма очередного обсуждения в июне того же года вопроса «обогащения» фасадов новосибирского театра. В ходе обсуждения Щусев обратил внимание руководителя строительства театра инженера С.А. Полыгалина на «последнюю работу <Гринберга> в

13 ГАНО (Государственный архив Новосибирской области). Ф. Р-2050. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 45.

Н.-Новгороде - постройку завода», имея в виду Оперный театр, финансирование строительства которого к тому времени принял на себя Горьковский автозавод. «Моё мнение такое, - сказал Щусев, переходя к теме Панорамно-планетарного театра, - что следует просить А.З. <Гринберга> заострить своё внимание на моменте главного входа. Здесь могут быть применены барельефы, потом фигурные статуи, колонны нового типа»13. Это перечисление, безусловно, совпадает с элементами стилистических изменений в проекте Оперного театра и тем самым даёт основание отнести его к первой половине 1933 года. Поскольку конкурс на проект фасада строившегося Театра им. В.Э. Мейерхольда и этапы конкурсов на проекты Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко и Театра им. МОСПС, предложившие варианты возможного использования наследия в современной архитектуре, были объявлены лишь во второй половине 1933 года, горьковский Оперный театр может быть позиционирован как первый из театров, перепроектированных с целью «обогащения» архитектуры непосредственно в ходе строительства. При этом, в отличие от названных театров, фасады которых получили требуемую стилистическую трактовку с конкурсным привлечением других

б) в)

Рис. 5. Проект Оперного театра в Горьком. Архитекторы А.З. Гринберг, М.Т. Смуров. 1933 год: а) главный фасад (источник: [3, с. 39]); б) планы цокольного и первого этажей (источник: [3, с. 39]); в) фойе. Фото 1930-х годов (источник: [10, с. 41])

2 2023 33

авторов, конструктивистский Оперный театр был декорирован самим Гринбергом, воспринявшим новые ориентиры вслед за проектом Дворца Советов группы Б.М. Иофана.

Вопрос «Об окончании строительства Оперного театра» 29 марта 1934 года был рассмотрен на заседании бюро Горьков-ского крайкома ВКП(б) при участии его первого секретаря Э.К. Прамнэка и председателя президиума Крайисполкома Ю.М. Кагановича [31]. В итоге издававшаяся Горьковским автозаводом газета «Автогигант» сообщила, что 1 июня 1935 года «в помещении бывшего Народного дома (площадь Свободы) открылся Краевой оперный театр» (рис. 6 а). На «торжественном заседании», посвящённом этому событию, присутствовали «многочисленные гости: делегации заводов, научных учреждений, институтов, партийные, профсоюзные и хозяйственные работники», которых приветствовал один из ведущих проектировщиков автозавода, начальник его механического цеха инженер А.Е. Цукерман. Затем прибывшими из Москвы артистами Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко была показана опера Д. Верди «Травиата» [32]. Документально окончание строительства было оформлено приказом заведующего Краевым отделом народного образования Л.А. Цехера от 19 июня 1935 г.,14 после чего 24 октября театра был открыт для публики премьерой оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» [22].

Опираясь на опыт перестройки эклектичного здания Народного дома в современный Оперный театр15, Гринберг занял лидирующую позицию в конкурсе 1933-1934 годов на проект Дворца культуры в соцгороде Горьковского автозавода. Жюри конкурса, включившее горьковских архитекторов С.А. Новикова, В.А. Орельского, А.А. Яковлева и столичных представителей неоклассики и ар-деко И.П. Машкова, И.В. Рыльского, Г.П. Гольца и И.А. Голосова [33], «поручило» Гринбергу и руководителю Архитектурной мастерской Моссовета Щусеву «доработать свои проекты на основе замечаний экспертных комиссий, общественности и совета жюри», предложив «особое внимание обратить на богатство внутренней и наружной отделки здания» [34]. В итоге к исполнению был принят проект Дворца культуры Гринберга, в здании театра которого (не осуществлён) в укрупнённом масштабе использована, получив принципиально новое развитие, схема фасада строившегося Оперного театра с украшенным скульптурой портиком. При этом, аналогично плану Панорамно-планетарного театра, объём зрительного зала театра в соцгороде охвачен циркульным портиком - с круглой скульптурой и колоннами без капителей. В решении фасадов этого театра использованы идущие от того же проекта Панорамно-планетарного театра широкие ленты витражей, перемежающиеся с лентой барельефов (рис. 7).

14 ЦАНО. Ф. Р-3319 (1935 г.). Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 54.

15 Во изменение проекта Гринберга зрительный зал театра был переоформлен в связи с «подаренными» Н.С. Хрущёвым хрустальными люстрами [22], тогда же возник ступенчатый аттик с украшенной гирляндами люкарной, при последующих ремонтных работах - сюжетные росписи фойе и другие изменения интерьеров(рис. 6 б).

Такое сочетание в духе ар-деко конструктивизма и классики стало очевидной новацией театральной архитектуры тех лет.

Таким образом, в ряду проектов трёх театров Гринберга, различные фазы проектирования которых в 1933 году совпали, в условиях предпринятой переориентации направленности советской архитектуры горьковский (ныне нижегородский) Оперный театр стал своеобразным стилистическим образцом, на основе которого были сформированы возможные подходы к востребованному архитектурному решению как театра в Новосибирске, так и проекта неосуществлённого театра в соцгороде Горьковского автозавода. Это определяет особое место здания

б)

Рис. 6. Оперный театр в Горьком. Общий вид. Архитекторы А.З. Гринберг, М.Т. Смуров. 1932-1935 годы: а) фото 1935 года (источник: [35]); б) фото 1960-х годов (источник: [35])

Рис. 7. Проект театра в соцгороде Горьковского автозавода. Фасад. Архитектор А.З. Гринберг. 1933-1934 год. Фасад (источник: [10, с. 43])

Оперного театра в истории отечественной архитектуры и его ценность как памятника культуры эпохи 1930-х годов.

Принятые сокращения ВКП(б) - Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) Гипрогор - Государственный институт съемки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений Горсовет - Городской совет

Госрыбсиндикат - Государственный синдикат рыбной промышленности

Губполитпросвет - Губернский политико-просветительный комитет Запсибкрайисполком - Западносибирский краевой исполнительный комитет

Крайисполком - Краевой исполнительный комитет Крайком - Краевой комитет

Крайкомстрой - Краевая контора коммунального строительства Крайпотребсоюз - Краевой союз потребительских обществ Крайсовпроф - Краевой совет профессиональных союзов МОСПС - Московский областной совет профессиональных союзов Наркомпрос - Народный комиссариат просвещения Нижгорсовет - Нижегородский городской совет Нижкрайисполком - Нижегородский краевой исполнительный комитет

Нижкрайкомхоз - Нижегородский краевой отдел коммунального хозяйства

НКПС - Народный комиссариат путей сообщения СНК - Совет Народных Комиссаров

Список источников

1. Казусь, И.А. Архитектор Александр Гринберг и стилевые движения советской архитектуры 1920-1930-х годов / И.А. Казусь. - Текст : непосредственный // Архитектурное наследство. - 2013. - № 58. - С. 229-241.

2. Филимонова, Г. Пакгаузы по Оке на нижегородской Стрелке как «место памяти» Горьковского речного порта / Г. Филимонова. - Текст : электронный // Сайт Галины Филимоновой, 2017- URL: http://www.gttp.ru/MP/mp_221.htm (дата обращения 25.10.2021).

3. Гринберг,А. Общественно-коммунальное строительство в г. Горьком / А. Гринберг. - Текст: непосредственный // Советская архитектура. - 1934. - № 1. - С. 31-39.

4. Гордин, А.А. Проект Дворца культуры соцгорода Горьковского автозавода архитектора А.З. Гринберга / А.А. Гордин. - Текст : непосредственный // Приволжский научный журнал. - 2013. - № 4. - С. 180-185.

5. Мурманский,Л. Дать лучшие образцы архитектуры / Л. Мурманский. - Текст : непосредственный // Водный транспорт. - 4 марта 1936. - № 31.

6. Город в авангарде. Как конструктивизм прижился в купеческом Нижнем : беседа с О.В. Орельской / Текст : электронный // Аргументы и факты. Нижний Новгород, 2021. - URL: https://nn.aif. ru/society/persona/gorod_v_avangarde_kak_konstruktivizm_ prizhilsya_v_kupecheskom_m'zhnem (дата обращения: 15.02.2022).

7. Гостиница «Москва» (040. Ниж) / Текст : электронный // Сайт «Нижегородский конструктивизм», 2018.- URL: https:// vk.com/@nnconstructivism-gostinica-moskva-040-nizh (дата обращения: 25.10.2021).

8.Деревянно, Е. Железобетонные пакгаузы начали сносить на Стрелке в Нижнем Новгороде / Е. Деревянко, А. Ганин. -Текст : электронный // Сайт «Столица Нижний». - URL: https:// stnmedia.ru/news/1487/ (дата обращения: 25.10.2021).

9. Историческое здание гостиницы «Россия» снесено до основания / Текст : электронный // Сайт «Время», 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- URL: https://www.vremyan.ru/news/istoricheskoe_zdanie_ gostiniczy_rossiya_sneseno_do_osnovaniya.htm (дата обращения: 15.02.2022).

10. Аранович, Д.М. Театр и Дворец культуры в Горьком / Д.М. Аранович. - Текст : непосредственный // Архитектура СССР. - 1936. - № 3. - С. 39-43.

11. Объекты культурного наследия (Памятники истории и культуры) регионального значения г. Нижний Новгород / Текст : электронный // Официальный сайт Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, 2019. - URL: https://government-nnov. ru/?id=159301 (дата обращения: 15.02.2022).

12. Суханов, А. Народный дом предложено возродить в здании театра оперы и балета / А. Суханов. - Текст : электронный // Сайт «Время», 2022. - URL: https://www.vremyan.ru/ analitycs/narodnyj_dom_predlozheno_vozrodit_v_zdam'i_ teatra_opery_i_baleta.html (дата обращения: 15.02.2022).

13. Баландин, С.Н. Новосибирск: что остаётся в наследство? История строительства и архитектура здания театра оперы и балета : Монография / С.Н. Баландин, В.С. Баландин.

- Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1990. - 104 с. - Текст : непосредственный.

14. Орельсная, О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде : Монография / О.В. Орельская.

- Н. Новгород : Промграфика, 2005. - 192 с. - Текст : непо-средствнный.

15. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР об улучшении театрального дела / Текст: непосредственный // Рабис. - 1930. - № 41.

16. Гольдман, А. За трёхлетку искусств /А. Гольдман. -Текст : непосредственный // Рабис. - 1930. - № 2.

17. Эпохе строительства социализма - новый достойный её театр. Всесоюзное совещание по капитальному строительству художественно-зрелищных предприятий. Дневник совещания / Текст : непосредственный // Рабис. - 1931. - № 34.

18. Нижегородский театр оперы и балета. История. 1903 / Текст : электронный // Официальный сайт Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина, 2022. - URL: https://operann.ru/o-teatre/ istoriya-teatra (дата обращения: 15.02.2022)

19. К<удреватых>, Л. За перестройку художественной работы в крае / Л. К<удреватых>. - Текст : непосредственный // Нижегородская коммуна. - 17 марта 1932. - № 65.

20. Шайхутдинова, М. Архитектор Павел Малиновский / М. Шайхутдинова. - Текст : электронный // Открытый текст. Электронное периодическое издание. - 2013. - Т. 39. - URL: http://opentextnn.ru/old/history/famiLisarchives/note/39/ index.htmL@id=5039 (дата обращения: 15.02.2022).

21. 115 лет назад состоялось открытие (1903) Народного дома в Нижнем Новгороде / Текст : электронный // Официальный сайт Государственной архивной службы Нижегородской области, 2018. - URL: https://www.archive-nnov.ru/?id=10518 (дата обращения: 15.02.2022).

22. Владимирова, М. Нижегородская опера: тайны старого Дома / М. Владимирова. - Текст : электронный // Нижегородские новости. - 8 августа 2019. - URL: https://nnews.nnov.ru/ posts/54419 (дата обращения: 15.02.2022).

23. К<удреватых>, Л. Оперный театр построить в срок / Л. К<удреватых>. - Текст : непосредственный // Нижегородская коммуна. - 3 сентября 1932. - № 205.

24. II Краевое партсовещание по вопросам культстро-ительства. Основные звенья культурной работы. Доклад народного комиссара просвещения тов. Бубнова / Текст : непосредственный // Нижегородская коммуна. - 6 июля 1931. - № 184.

25. Нижегородский филиал Государственного института проектирования гражданских сооружений, планировки и съёмки городов «Гипрогор» / Текст : непосредственный // Нижегородская коммуна. - 23 мая 1932. - № 119.

26. Крутиков, Г.Т. Большой синтетический театр в Свердловске <врезка «От редакции»» / Г.Т. Крутиков. - Текст : непосредственный // Советская архитектура. - 1932. - № 1. - С. 57-73.

27. Кавтарадзе, С. Театр на политической сцене. Театральное здание в советской архитектуре 1930-х годов / С. Кавтарадзе. - Текст : непосредственный // Мир - театр: Архитектура и сценография в России. - Москва : Кучково поле, 2017. - С. 217-371.

28. Казусь, И.А. Дом Советов для Новосибирска, построенный в Йошкар-Оле (1930-1938) / И.А. Казусь. - Текст : непосредственный // Архитектурное наследство. - 2018. - Вып. 69. - С. 204-218.

29. Казусь, И.А. Неизвестная постройка М.Я. Гинзбурга: здание Холодильника Госрыбсиндиката в Нижнем Новгороде (1927-1928) / И.А. Казусь. - Текст : непосредственный // Баландинские чтения : сб. статей научных чтений памяти С.Н. Баландина. - Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, 2021. - Т. XVI. - С. 135-152.

30. Казусь, И.А. Строительство Дома Советов (1924-1926) в Брянске и развитие города / И.А. Казусь. - Текст: непосредственный // Советское градостроительство 1920-1930-х годов : Новые исследования и материалы. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2010. - С. 318-338.

31. Нижегородская партийная организация. Бюро Крайкома 1929-1936 гг. / Текст: электронный // Открытый текст.

Электронное периодическое издание, 2000 - URL: http:// opentextnn.ru/oLd/history/rushist/sovigu/nnpart/nnkraikom/ bureau/index.html@id=1904 (дата обращения: 15.02.2022).

32. В Горьком открылся Оперный театр / Текст : непосредственный // Автогигант. - 3 июня 1935. - № 124.

33. Жюри конкурса приступает к обсуждению проектов Дворца культуры / Текст: непосредственный // Автогигант. - 14 февраля 1934. - № 38.

34. Решение совета жюри по проектам Дома культуры / Текст : непосредственный // Автогигант. - 26 марта 1934. -№ 73.

35. Театр оперы и балета (103. Сов) . Нижегородский конструктивизм / Текст: электронный // Сайт «Нижегородский конструктивизм», 2019. - URL: https://vk.eom/@ nnconstructivism-teatr-opery-i-baLeta-103-sov (дата обращения: 15.02.2022).

36. Нижний Новгород. Часть 16. / Текст : электронный. 2013. - URL: https://humus.LivejournaL.com/3315243.htmL (дата обращения: 15.02.2022)

37. Гринберг, А.З. Строительство правительственных зданий / А.З. Гринберг. - Текст : непосредственный // Строительная промышленность. - 1930. - № 8-9. - С. 648-652.

References

1. Kazus' I.A. Arkhitektor ALeksandr Grinberg i stiLevye dvizheniya sovetskoi arkhitektury 1920-1930-kh godov [Architect ALexander Grinberg and StyListic Trends of the Soviet Architecture of the 1920s-1930s]. In: Arkhitekturnoe nasledstvo [Architectural Heritage], 2013, no. 58, pp. 229-241. (In Russ., abstr. in EngL.)

2. FiLimonova G. Pakgauzy po Oke na nizhegorodskoi StreLke kak «mesto pamyati» Gor'kovskogo rechnogo porta [Warehouses aLong the Oka on the Nizhny Novgorod Spit as a "PLace of Memory" of the Gorky River Port. In: Sait Galiny Filimonovoi [Websiteof Galina Filimonova], 2017. URL: http://www.gttp.ru/ MP/mp_221.htm (Accessed 10/25/2021). (In Russ.)

3. Grinberg A. Obshchestvenno-kommunaL'noe stroiteL'stvo v g. Gor'kom [PubLic and CommunaL Construction in the City of Gorky]. In: Sovetskaya arkhitektura [SovietArchitecture], 1934, no. 1, pp. 31-39. (In Russ.)

4. Gordin A.A. Proekt Dvortsa kuL'tury sotsgoroda Gor'kovskogo avtozavoda arkhitektora A.Z. Grinberga [The Project of the PaLace of CuLture of the Sotsgorod of the Gorky AutomobiLe PLant by Architect A.Z. Grinberg]. In: Privolzhskii nauchnyi zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal], 2013, no. 4, pp. 180-185. (In Russ., abstr. in EngL.)

5. Murmanskii L. Dat' Luchshie obraztsy arkhitektury [Give the Best ExampLes of Architecture]. In: VodnyiTransport [Water Transport], March 4, 1936, no. 31. (In Russ.)

6. Gorod v avangarde. Kak konstruktivizm prizhiLsya v kupecheskom Nizhnem : beseda s O.V. OreL'skoi [City at the Forefront. How Constructivism Took Root in the Merchant Nizhny: a conversation with O.V. OreLskaya]. In: Sait «Argumenty

i fakty. Nizhnii Novgorod» [Website "Arguments and Facts. Nizhny Novgorod"], 2021. URL: https://nn.aif.ru/society/persona/ gorod_v_avangarde_kak_konstruktivizm_pn'zhilsya_v_ kupecheskom_nizhnem (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

7. Gostinitsa «Moskva» [Hotel "Moskva"] (040. Nizh). In: Sait «Nizhegorodskii konstruktivizm» [Website "Nizhny Novgorod Constructivism"], 2018. URL: https://vk.eom/@ nnconstructivism-gostinica-moskva-040-nizh (Accessed 10/25/2021). (In Russ.)

8. Derevyanko E., Ganin A. Zhelezobetonnye pakgauzy nachali snosit' na Strelke v Nizhnem Novgorode [Reinforced Concrete Warehouses Began to Be Demolished at the Strelka in Nizhny Novgorod]. In: Sait«StolitsaNizhnii» [Website "Capital Nizhny"]. URL: https://stnmedia.ru/news/1487/ (Accessed 10/25/2021). (In Russ.)

9. Istoricheskoe zdanie gostinitsy «Rossiya» sneseno do osnovaniya [The Historic Building of the Rossiya Hotel was Demolished to the Ground]. In: Website "Vremya", 2017. -URL: https://www.vremyan.ru/news/istoricheskoe_zdanie_

gostiniczy_rossiya_sneseno_do_osnovaniya.htm (Accessed

002/15/2022). (In Russ.)

10. Aranovich D.M. Teatr i Dvorets kul'tury v Gor'kom [Theater and Palace of Culture in Gorky]. In: Arkhitektura SSSR [Architecture of the USSR], 1936, no. 3, pp. 39-43. (In Russ.)

11. Ob"ekty kul'turnogo naslediya (Pamyatniki istorii i kul'tury) regional'nogo znacheniya g. Nizhnii Novgorod [Objects of Cultural Heritage (Monuments of History and Culture) of Regional Significance]. In: Nizhny Novgorod. Ofitsial'nyi sait Upravleniya gosudarstvennoi okhrany ob"ektov kul'turnogo naslediya Nizhegorodskoi oblasti [Official website of the Office of State Protection of Cultural Heritage Objects of the Nizhny Novgorod Region], 2019. URL: https://government-nnov. ru/?id=159301 (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

12. Sukhanov A. Narodnyi dom predlozheno vozrodit' v zdanii teatra opery i baleta [It is Proposed to Revive the People's House in the Building of the Theater of Opera and Ballet]. In: Website "Vremya", 2022. URL: https://www.vremyan.ru/ analitycs/narodnyj_dom_predlozheno_vozrodit_v_zdanii_ teatra_opery_i_baleta.html (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

13. Balandin S.N. Balandin V.S. Novosibirsk: chto ostaetsya v nasledstvo? Istoriya stroitel'stva i arkhitektura zdaniya teatra opery i baleta [Novosibirsk: What is Left as a Legacy? History of Construction and Architecture of the Building of the Opera and Ballet Theatre], Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk book publishing house, 1990, 104 p. (In Russ.)

14. Orel'skaya, O.V. Arkhitektura epokhi sovetskogo avangarda v Nizhnem Novgorode [Architecture of the Era of the Soviet Avant-Garde in Nizhny Novgorod], Monograph. Nizhnii Novgorod, Promgrafika Publ., 2005, 192 p (In Russ.)

15. Postanovlenie Soveta Narodnykh Komissarov RSFSR ob uluchshenii teatral'nogo dela [Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR on the Improvement of the Theater Business]. In: Rabis, 1930, no. 41. (In Russ.)

16. Gol'dman, A. Za trekhletku iskusstv [For the Three-Year Art]. In: Rabis, 1930, no. 2. (In Russ.)

17. Epokhe stroitel'stva sotsializma - novyi dostoinyi ee teatr. Vsesoyuznoe soveshchanie po kapital'nomu stroitel'stvu khudozhestvenno-zrelishchnykh predpriyatii. Dnevnik soveshchaniya [The Era of Building Socialism - a New Theater Worthy of It. All-Union Conference on the capital construction of art and entertainment enterprises. Diary of the meeting]. In: Rabis, 1931, no. 34, pp. 3-4. (In Russ.)

18. Nizhegorodskii teatr opery i baleta. Istoriya. 1903 [Nizhny Novgorod Opera and Ballet Theatre. Story. 1903]. In: Ofitsial'nyi sait Nizhegorodskogo gosudarstvennogo akademicheskogo teatra opery i baleta imeni A.S. Pushkina [Official website of the Nizhny Novgorod State Academic Theater of Opera and Ballet named after A.S. Pushkin], 2022. URL: https://operann.ru/o-teatre/ istoriya-teatra (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

19. Kudrevatykh L. Za perestroiku khudozhestvennoi raboty v krae [For the Restructuring of Artistic Work in the Region]. In: Nizhegorodskaya kommuna [Nizhny Novgorod Commune], March 17, 1932, no. 65. (In Russ.)

20. Shaikhutdinova M. Arkhitektor Pavel Malinovskii [Architect Pavel Malinovsky]. In: Otkrytyi tekst. Elektronnoe periodicheskoe izdanie [Open text. Electronic periodical], 2013, Vol. 39. URL: http://opentextnn.ru/old/history/ familisarchives/note/39/index.html@id=5039 (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

21. 115 let nazad sostoyalos' otkrytie (1903) Narodnogo doma v Nizhnem Novgorode [115 Years Ago the Opening (1903) of the People's House in Nizhny Novgorod Took Place]. In: Ofitsial'nyi sait Gosudarstvennoi arkhivnoi sluzhby Nizhegorodskoi oblasti [Official website of the State Archival Service of the Nizhny Novgorod Region], 2018. URL: https:// www.archive-nnov.ru/?id=10518 (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

22. Vladimirova M. Nizhegorodskaya opera: tainy starogo Doma [Nizhny Novgorod Opera: Secrets of the Old House]. In: Nizhegorodskie novosti [Nizhny Novgorod News], August 8, 2019. URL: https://nnews.nnov.ru/posts/54419 (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

23. Kudrevatykh L. Opernyi teatr postroit' v srok [Build the Opera House on time]. In: Nizhegorodskaya kommuna [Nizhny Novgorod Commune], September 3, 1932, no. 205. (In Russ.)

24. II Kraevoe partsoveshchanie po voprosam kul'tstroitel'stva. Osnovnye zven'ya kul'turnoi raboty. Doklad narodnogo komissara prosveshcheniya tov. Bubnova [II Regional party meeting on issues of cultural construction. The main links of cultural work. Report of the People's Commissar of Education Comrade Bubnov]. In: Nizhegorodskaya kommuna [Nizhny Novgorod Commune], July 6, 1931, no. 184. (In Russ.)

25. Nizhegorodskii filial Gosudarstvennogo instituta proektirovaniya grazhdanskikh sooruzhenii, planirovki i s"emki gorodov «Giprogor» [Nizhny Novgorod branch of the State Institute for the Design of Civil Structures, Planning and

Surveying of Cities "Giprogor"]. In: Nizhegorodskaya kommuna [Nizhny Novgorod Commune], May 23, 1932, no. 119. (In Russ.)

26. Krutikov G.T. BoL'shoi sinteticheskii teatr v Sverdlovske <vrezka «Ot redaktsii»> [BoLshoy Synthetic Theater in Sverdlovsk <insert "Editor's note">]. In: Sovetskaya arkhitektura [Soviet architecture]. 1932, no. 1, pp. 57-73. (In Russ.)

27. Kavtaradze, S. Teatr na poLiticheskoi stsene. TeatraL'noe zdanie v sovetskoi arkhitekture 1930-kh godov [Theater on the Political Stage. Theater Building in the Soviet Architecture of the 1930s]. In book: Mir - teatr: Arkhitektura istsenografiya v Rossii [ World - theater: Architecture and Scenography in Russia]. Moscow, Kuchkovo poLe PubL., 2017, pp. 217-371. (In Russ.)

28. Kazus' I.A. Dom Sovetov dLya Novosibirska, postroennyi v Ioshkar-OLe (1930-1938) [The House of Soviets for Novosibirsk, BuiLt in Yoshkar-OLa (1930-1938)]. In: Arkhitekturnoe nasledstvo [Architectural Heritage], 2018, Iss. 69, no. 204-218. (In Russ.)

29. Kazus', I.A. Neizvestnaya postroika M.Ya. Ginzburga: zdanie KhoLodiL'nika Gosrybsindikata v Nizhnem Novgorode (1927-1928) [Unknown buiLding M.Ya. Ginzburg: the buiLding of the Gosrybsynikat Refrigerator in Nizhny Novgorod (19271928)]. In: Balandinskie chteniya [Balandinsky readings], a coLLection of articLes of scientific readings in memory of S.N. BaLandin. Novosibirsk, Novosib. state University of Architecture, Design and Arts named after A.D. Kryachkov, 2021, VoL. XVI, pp. 135-152. (In Russ.)

30. Kazus', I.A. StroiteL'stvo Doma Sovetov (1924-1926) v Bryanske i razvitie goroda [Construction of the House of Soviets (1924-1926) in Bryansk and the DeveLopment of the City]. In book: Sovetskoe gradostroitel'stvo 1920-1930-kh godov

: Novye issledovaniya i materialy [Soviet Urban Planning of the 1920-1930s: New Research and Materials]. Moscow, LIBROKOM PubL., 2010, pp. 318-338. (In Russ.)

31. Nizhegorodskaya partiinaya organizatsiya. Byuro Kraikoma 1929-1936 gg. [Nizhny Novgorod Party Organization. Regional Committee Bureau 1929-1936]. In: Otkrytyi tekst. Elektronnoe periodicheskoe izdanie [Open text. Electronic periodical], 2000. URL: http://opentextnn.ru/oLd/history/ rushist/sovigu/nnpart/nnkraikom/bureau/index.htmL@ id=1904 (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

32. V Gor'kom otkryLsya Opernyi teatr [The Opera House was Opened in Gorky]. In: Avtogigant, June 3, 1935, no. 124. (In Russ.)

33. Zhyuri konkursa pristupaet k obsuzhdeniyu proektov Dvortsa kuL'tury [The Jury of the Competition Starts Discussing the Projects of the Palace of Culture]. In: Avtogigant, February 14, 1934, no. 38. (In Russ.)

34. Reshenie soveta zhyuri po proektam Doma kuL'tury [March 26, 1934]. In: Avtogigant, March 26, 1934, no. 73. (In Russ.)

35. Teatr opery i baLeta (103. Sov) [Opera and BaLLet Theater (103. Sov)]. In: Sait «Nizhegorodskii konstruktivizm» [Website "Nizhny Novgorod constructivism"], 2019. URL: https:// vk.com/@nnconstructivism-teatr-opery-i-baLeta-103-sov (Accessed 02/15/2022). (In Russ.)

36. Nizhnii Novgorod. Chast' 16. [Nizhny Novgorod. Part 16]. URL: https://humus.LivejournaL.com/3315243.htmL (Accessed 02/15/2022) (In Russ.)

37. Grinberg A.Z. StroiteL'stvo praviteL'stvennykh zdanii [Construction of government buiLdings]. In: Stroitel'naya promyshlennost1 [Construction industry], 1930, no. 8-9, pp. 648-652. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.