ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 94(470)"17/21" Е. А. БУРДИН
ЗАЖИТОЧНАЯ ШИЛОВКА: ИСТОРИЯ СТАРИННОГО ВОЛЖСКОГО СЕЛА
На основе неопубликованных архивных, картографических и устных источников впервые кратко рассматривается прошлое и настоящее правобережного села Шиловка (Сенгилеевский район Ульяновской области), причём главный акцент сделан на его раннюю историю, демографическую динамику и хозяйственные занятия.
Ключевые слова: локальная история, народонаселение, Шиловка, промыслы.
По сравнению с расположенными выше по Волге Панской Слободой и Криушами по истории Шиловки имеется немало исследований краеведов и учёных. И этот факт неудивителен, поскольку село в начале XX в. заслуженно считалось самым богатым в Симбирском уезде и вторым по количеству населения [1, с. 35]. Недаром до сих пор среди старожилов бытует выражение (поговорка): «Если Шиловка не город, то и Волга - не река», которое говорит о былом величии (значении) села и о высокой самооценке его жителей, гордости за свой «город».
В ходе работы по проекту «Историко-культурное наследие Ульяновского правобережья: замечательные прибрежные поселения» летом 2016 г. удалось выявить много новой информации, касающейся истории села.
В настоящее время Шиловка располагается в долине, между селом Криуши и посёлком Цемзавод, а слева от неё (если смотреть со стороны водохранилища) высится Малашкина гора, которая является объектом пристального внимания палеонтологов и геологов. Старожилы рассказывали, что там жила бабушка Малашка [2]. Сейчас гора наполовину обрушилась в водохранилище. У её подножья до сих пор течёт речка Брусянка, ранее впадавшая в Волгу. До 1917 г. рядом с горой работал кирпичный завод (на противоположном конце села действовал меловой завод).
Шиловка - пока единственное правобережное селение региона, по которому в центральных архивах удалось обнаружить уникальные кино-и фотодокументы. Они хранятся в Российском
© Бурдин Е. А, 2017
государственном архиве кино- и фотодокументов (РГАКФД). Это семь чёрно-белых фотографий, сделанные Н. М. Петровым в 1927 г. На них изображены: 1) грузовые суда у шиловской пристани; 2) грузовое судно близ Шиловки; 3) грузчики во время работы на сельской пристани; 4) верблюд, везущий повозку с арбузами (на заднем плане - пристань); 5) торговля арбузами на пристани; 6) вид жилых домов в Шиловке на берегу Волги; 7) погрузка женщинами арбузов на баржи у пристани. Все они выложены на сайте РГАКФД в свободном доступе [3]. Также в указанном архиве хранится документальный фильм 1946 г. о волжском судоходстве, в котором есть сюжет «Село Шиловка на берегу реки» [4].
Как и Криуши, поселение входило в состав территории, относящейся к Симбирску - Ульяновску, что отражено в известных административно-территориальных изменениях XVII - XX вв. Шиловка находится в 21,6 км к юго-востоку от села Криуши (до затопления по дороге в пойме расстояние было около 8 км), в 26,4 км к северо-западу от посёлка Цемзавод и в 60 км к югу от центра Ульяновска. Сейчас она относится к Сенгилеевскому району и является частью Туш-нинского сельского поселения.
В источниках второй половины XVII в. село именовалось как «Шиловская слобода» [5, с. 219]. На карте Синбирского уезда в первом атласе Российской империи 1745 г. оно указывалось под современным названием - «Шиловка». Селение располагалось ближе к коренной Волге, чем Криуши - практически на берегу, при впадении в неё маленькой речки Брусянка.
Этимология названия села до сих пор не выяснена. Возможно, оно происходит от прозвища (фамилии) одного из основателей - Шило или
Шилов. Отмечу, что в России существует как минимум четыре мелких населённых пункта с аналогичным наименованием (в Вологодской, Ростовской и Смоленской областях, Краснодарском крае). В Сибири есть две небольшие реки под названием «Шиловка».
В 1665 г. по указу Алексея Михайловича здесь, на Арбугинских полях, была заведена десятинная пашня, а на ней поселили дворцовых волостных беглых крестьян [6, с. 36]. Собственно Шиловку в 1666 г. как небольшой острог на подступах к городу по приказу симбирского воеводы основал отряд казаков [7, с. 446]. Однако по источнику 1678 г. в селении проживали только крестьяне [5, с. 219]. Непонятно, куда делись казаки (возможно, они учитывались отдельно?). Как и жители многих близлежащих населённых пунктов, шиловские крестьяне никогда не были крепостными, а до 1861 г. принадлежали удельному ведомству.
Первые сведения о численности населения Шиловки относятся к 1678 г., когда в слободе находилось 60 крестьянских дворов и 188 человек, а также 74 двора бобылей и 145 человек, а всего 134 двора и 333 человека [5, с. 219].
По 5-й ревизии 1795 г. в селе проживало 1225 мужских душ (женские не учитывались), поэтому можно говорить об общем количестве жителей в пределах не менее 2500 человек [1, с. 32]. В 1859 г. в удельной Шиловке Симбирского уезда при реке Волга и речке Брусяна в 402 дворах было 1341 мужчина и 1701 женщина (всего 3042, или в 1,3 раза больше, чем в Криушах, а дворов больше в 1,5 раза), а также имелись церковь и пристань [8, с. 12]. Несколько позже, в 1883 г. в селе насчитывалось уже 662 двора и 3491 человек (1613 мужчин и 1878 женщин, кроме храма имелась одна школа) [9, с. 24]. В 1913 г. в Шиловке было аж 935 дворов и 5434 жителя (2663 мужчины и 2771 женщина) [10, с. 27]. В документе отмечался национальный состав жителей - русские. Кроме двух церквей здесь работали одно двухклассное министерское училище, церковно-приходская школа, почтово-телеграфное отделение, приёмный покой, три пароходных пристани, базар по четвергам, а среди промыслов выделялось садоводство. Удивительно, но во второй половине XIX и начале XX вв. численность жителей села, в отличие от подавляющего большинства других в данном регионе, стремительно увеличивалась. И это несмотря на плохое качество сельскохозяйственных угодий.
Летом 1895 г. в Шиловке открыли приёмный покой с постоянным фельдшером, для чего купец И. А. Гаврилов подарил дом, а в 1898 г. сюда
из Тушны перевели почтово-телеграфное отделение со сберегательной кассой [1, с. 37-38].
По состоянию на первое января 2016 г. в Шиловке постоянно живут 894 человека (в три раза меньше, чем в Криушах) в 262 домах, а в 321 доме - дачники (по ним точных данных нет) [11]. Примерное соотношение коренных и временных - 45 и 55%, то есть здесь тенденция превращения старинного поселения в дачный (коттеджный) посёлок выражена, по сравнению с теми же Криушами и некоторыми другими правобережными населёнными пунктами, очень сильно. По итогам сельскохозяйственной переписи, которая прошла в августе 2016 г., в селе 644 подсобных хозяйства (дачники тоже разводят домашнюю птицу и скот) [11].
На данный момент в Шиловке действуют следующие предприятия и организации: средняя общеобразовательная школа (11 классов), детский сад, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), почта, шесть магазинов, меловой завод (ООО «Меловой завод Шиловский»), сельхозпредприятие ООО «Шиловский», две пилорамы и две мельницы.
Сейчас в селе 15 улиц: 40 лет Октября, 8 Марта, Волжская, Володарского, Дачная, К. Маркса, Комсомольская, Ленина, площадь Революции, Советская, Советской Армии, Совхозная, Фрунзе, Фурманова, Чапаева, а также два переулка - Ленина и Чапаева. Как и почти во всех других сельских поселениях, местная история в этих названиях не отражена никак. Но всё же шиловцы сумели здесь отличиться. Когда я узнал, что в селе есть площадь Революции, то удивился, ведь площадь в сельской глубинке - редкость, тем более имеющая своё наименование. Увы, оказалось, что на самом деле это просто длинная улица. Тем не менее, замысел был оригинальным.
В памяти старожилов сохранились старинные названия районов Шиловки: Подгоры - часть села у Волги (ныне затоплена), Грызовка (Грызов сад), Скочишка (район около леса) и Харитоновка (жило много Харитоновых) [12, с. 3].
Пахотная земля близ Шиловки, как и у многих других соседних селений, была неплодородной, более того - каменистой. Единственное более-менее урожайное поле находилось на расстоянии примерно в 21 км [1, с. 35]. Это обстоятельство, а также близость Волги предопределили специфику местных форм хозяйствования.
До создания Куйбышевского моря напротив Шиловки, на пойменных волжских островах перед селом Тургенево, располагались обширные заливные общественные луга и
небольшие площади тальника (использовался для плетней). Наличие большого количества качественного сена позволяло шиловцам держать много домашнего скота. Кроме того, в луговых угодьях было множество богатых рыбой озёр, которые в начале XX в. арендовал местный купец Гаврилов [1, с. 35-36]. Немало рыбы водилось и в самой Волге. Отсюда вытекал соответствующий промысел. Лучшая рыба доставлялась в Москву и Петербург, остальная продавалась в окрестных поселениях и городе Сенгилей [13, с. 11]. Местное население было настолько избаловано хорошей и дешёвой рыбой, что, например, чехонь никто не ел. Поэтому её сбывали в районах, где ощущался острый дефицит рыбы - Посурье и в чувашских селениях.
Но основным занятием шиловцев являлось садоводство. Самые ранние сведения о нём содержатся у М. Арнольдова (1868): «...сады по обе стороны села идут вёрст на 7 (7,5 км -Е. А. Б.). Разводят яблони, смородину, сливы, дули (род груши - Е.А. Б.) и груши. Смородину возят в Самару, а яблоки идут даже на р. Белую, т. е. в Уфимскую губернию. Крестьяне жалуются, что вот уже третий год мало родится плодов в их садах. Нынешнее лето червь попортил яблони, против чего не принималось никаких мер; пробовали впрочем, обирать червь, но пользы оказалось мало. Всего под садами здесь около 150 десятин (164 га - Е.А. Б.), вот в каких широких размерах развито садоводство. Есть даже свои питомники» (орфография и пунктуация выправлена - Е.А. Б.) [13, с. 11].
К 1903 г. общая площадь садов увеличилась до 200 десятин (218,5 га), один сад занимал от 0,55 до 21,9 га [1, с. 36]. Их имели более половины домохозяев, причём у многих было по два, а у шестерых - по три. Доходы от продажи садоводческой продукции составляли до 2000 рублей в год [1, с. 36].
Л. Н. Синегубов рассказывал: «У многих были свои сады, которые до сих пор оставили свои названия, например: Каргины сады, Ситанов сад, Модиев (Модник) овраг (территория перед старой пристанью), Калачёв сад у святого родника рядом с лесом и др. Все бугры, все овраги были заняты садами. Сквозь по Волге были сады, продавали на корню их. Приезжал богатый человек, выкупал этот сад и нанимал молодёжь. Яблоки славились на всю Волгу» [12, с. 2-3].
В Шиловке было развито куроводство, характерное для некоторых поселений Сенгилеевского уезда в районе села Новодевичье. Многие обыватели держали по 30-40 кур,
яйца от которых осенью скупали жители соседних селений [1, с. 37]. Во второй половине XIX в. в селе работало более 20 горшечных заводов, но из-за невысокого качества местной глины их продукция не получила широкого сбыта и постепенно данный промысел пришёл в упадок [1, с. 37]. Как минимум с середины XIX в. здесь известна добыча мела. В 1860-е гг. она ежегодно составляла более 500 тысяч пудов (8,2 тыс. тонн) [13, с. 11]. Мел отправляли в поволжские города на строительные нужды.
Широкое распространение среди шиловцев получило отходничество. Некоторые из них плавали матросами на пароходах по Волге, другие уезжали на нефтяные заводы в Баку (сведения относятся к рубежу XIX-XX вв.) [1, с. 37]. Средний крестьянин того времени имел просторную избу, три лошади, три коровы, до 20 овец и сад.
В селе проживало немало богатых людей, из которых выделялись купцы Иван Андреевич Гаврилов и Василий Александрович Петров [1, с. 36]. Первому принадлежали два парохода, десять барж и большой дом. Также он арендовал меловые горы и рыбные ловли на Волге и её пойме. Второй торговал осокоркой (кора крупного дерева семейства ивовых, применялась для изготовления рыболовных поплавков) и мочалой (лубяные волокна коры липы, из которых делали рогожи, кули и мочалки). Вообще в Шиловке насчитывалось около 20 домохозяев с капиталами в несколько тысяч рублей, остальные тоже не бедствовали, поэтому село считалось зажиточным.
В 1953-1955 гг. в связи со строительством Куйбышевского гидроузла низменная часть Шиловки была перенесена из зоны затопления на более высокое место (новую площадку).
ИСТОЧНИКИ
1. Мартынов, П. Селения Симбирского уезда (Материалы для истории Симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде) // П. Мартынов. - Симбирск, 1903. - 532 с.
2. Информация Д. А. Кочеткова.
3. РГАКФД. Симбирская губ. Сенгилеевский р-н. Шиловка с. http://rgakfd.altsoft.spb.ru/ showObject.do?object=1810069993&viewMode=D _60777059.
4. Фрагменты фильма можно посмотреть по ссылке: https://www.net-film.ru/film-27684/.
5. Перетяткович, Г. И. Поволжье в XVII и начале XVIII века // Г. И. Перетяткович / Записки императорского новороссийского университета. Т. 34. - Одесса, 1882. - 403 с.
6. Невоструев, К. И. О городищах древнего
Волжско-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской / К. И. Невоструев. - М., 1871. - 75 с.
7. Кузминский Н. А. С. Шиловка / Н. А. Куз-минский // Ульяновская - Симбирская энциклопедия. Т. 2. - Ульяновск, 2004. - 590 с.
8. Список населённых мест по сведениям 1859 года. Симбирская губерния. Вып. 39. -СПб., 1863. - 99 с.
9. Список населённых мест Симбирской губернии. - Симбирск, 1884. - 194 с.
10. Список населённых мест Симбирской губернии. - Симбирск, 1913. - 283 с.
11. Сведения предоставлены сельской администрацией.
12. Синегубов Л. Н. Воспоминания (записали Е. А. Бурдин и Д. А. Кочетков 22.08.2016 г.
в с. Шиловка, Ульян. обл.).
13. Арнольдов, М. Из путевых заметок по Симбирской губернии / М. Арнольдов. -Симбирск, 1868. - 28 с.
Бурдин Евгений Анатольевич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «Культурология и музееведение» историко-филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, заместитель директора НИИ истории и культуры Ульяновской области им. Н. М. Карамзина.
Поступила 18.10.2016 г.
УДК 82.0+017/019 М. В. ВЕРКОВА
СТРУКТУРА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО УКАЗАТЕЛЯ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА»
Излагаются структура и основные принципы подготовки библиографического указателя, работа над которым ведётся в рамках выполнения исследования по гранту РГНФ (теперь РФФИ) «Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (Х1Х-первая половина XX столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция».
Ключевые слова: библиографический указатель, русская литература, структура.
Исследованию отечественной литературы и её значения в разных аспектах уделяется в настоящее время большое внимание. РГНФ в рамках целевого конкурса проектов междисциплинарных исследований 2015 года «Русская классическая литература в мировом контексте» поддержан грант «Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX - первая половина XX столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция». Одним из результатов выполнения исследований по гранту должен быть библиографический указатель информационных ресурсов по тематике и проблематике гранта. Планируемое название -«Русская литературная классика (XIX-начала ХХ1 вв.)». Хронологически содержание указателя будет шире, чем исследование в рамках
© Веркова М. В., 2017
гранта, так как предполагается охватить ещё и вторую половину ХХ и начало XXI веков, что позволит отразить материалы более полно.
Параметры будущего указателя:
• по жанру - библиографический указатель, так как объём предполагается достаточно большим (как минимум две тысячи позиций списка), а группировка записей будет многоуровневой (подробнее о структуре см. далее);
• по читательскому адресу и целевому назначению - издание для специалистов-филологов, в помощь научной и учебной деятельности;
• по принципу отбора материалов - универсальный (в рамках проблематики гранта, конечно), так как туда будут включены как непосредственно публикации специалистов (библиография первой степени), так и указатели таких публикаций (библиография второй степени); ограничителями отбора материалов предполагаются