Научная статья на тему 'Село Панская Слобода: история и современность'

Село Панская Слобода: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2191
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ / ПАНСКАЯ СЛОБОДА / ПРОМЫСЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурдин Евгений Анатольевич

На основе неопубликованных архивных, картографических и устных источников впервые кратко рассматривается прошлое и настоящее правобережного села Панская Слобода (МО «г. Новоульяновск» Ульяновской области), причём главный акцент сделан на его раннюю историю, динамику и хозяйственные занятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Село Панская Слобода: история и современность»

94(470)"17/21

Е. А. БУРДИН

СЕЛО ПАНСКАЯ СЛОБОДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

На основе неопубликованных архивных, картографических и устных источников впервые кратко рассматривается прошлое и настоящее правобережного села Панская Слобода (МО «г. Новоульяновск» Ульяновской области), причём главный акцент сделан на его раннюю историю, демографическую динамику и хозяйственные занятия.

Ключевые слова: локальная история, народонаселение, Панская Слобода, промыслы.

Панская Слобода, несмотря на необычное название и близость к городам Новоульяновск и Ульяновск, до сих пор остаётся одним из малоизученных поселений Ульяновского правобережья. Но в процессе работы по проекту «Историко-культурное наследие Ульяновского правобережья: замечательные прибрежные поселения» летом 2016 г. удалось выявить немало информации, касающейся истории.

Сейчас поселение располагается в низине между крупным селом Криуши и г. Новоулья-новск, на берегу Куйбышевского водохранилища, причём связано с ними асфальтовыми дорогами, которые находятся в плачевном состоянии. С самого основания оно входило в состав территории, относящейся к Симбирску -Ульяновску, что отражено в известных административно-территориальных изменениях XVII - XX вв. Панская Слобода находится в 13 км к юго-востоку от Новоульяновска, в 3 км от Криуш и в 39 км к югу от центра Ульяновска. В настоящее время она входит в МО «город Новоульяновск».

По некоторым данным, селение первоначально именовалось «Будниковская слобода», так как его жители занимались будным промыслом, т. е. занимались выгонкой смолы и дёгтя [1, с. 52]. Ныне существующее название возникло после появления в слободе переселенцев-поляков (панов), или иноземцев. Между прочим, оно является единственным в России, в отличие, например, от соседних Криуш. Опрошенные старожилы связывают основание села именно с поляками, которые позже смешались с русским населением, и оно стало преобладающим [2, с. 1]. По их замечанию, ударение в первом слове делается на первый слог.

На первой карте, на которой обозначена Панская Слобода (карта Симбирского наместничест-

© Бурдин Е. А., 2016

ва 1792 г.), она именуется как «Слобода Спа-ская». Что это - ошибка картографа, или ещё один вариант названия поселения? В просмотренных мной источниках XVIII - начала XX в. нигде не упоминается второе наименование села - по церкви (Николаевской), что было в то время весьма распространённой практикой.

Примерная дата основания Панской Слободы известна - это 1663 г., когда летом «...присланы были из Москвы в Симбирск иноземцы, польские люди, взятые в полон под Смоленском, и поселены отчасти в самом городе, особою слободою, где теперь Панская улица, получившая от этого свое название, отчасти на государевой порозжей земле, между дворцовыми слободами Кременскою и Кривушинскою (позже село Криуши - Е.А. Б.), по обеим берегам реки Змеевки, недалеко от Волги, где и образовали деревню Панскую» [3, с. 40]. Понятно, что скорее всего поселение возникло в 1664 г. Однако если оно первоначально на самом деле называлось «Будниковская Слобода», то, возможно, существовало до этого. Если его основали действительно в 1663-1664 гг., то первое наименование через некоторое время (как минимум через 14 лет, в 1678 г.) было заменено на «Панскую Слободу». Мог ли сочетаться будный промысел и охрана внешних границ? Конечно, поскольку здесь проживали не только поляки, но и русские, которые могли заниматься данным промыслом (проживание вторых отмечено в источнике 1678 г.).

В отличие от крестьян других поселений Ар-бугинской волости, жители деревни не пахали землю, а были обязаны охранять и защищать данную местность от посягательств внешних врагов. Но со временем, когда государственные границы отодвинулись от Симбирска и его окрестностей, необходимость в их охране отпала, и поляки смешались с местным русским населением. По мнению П. Мартынова, в начале XVIII в. селение окончательно потеряло «иноземный характер» [3, с. 40].

Важнейшие сведения о ранней истории Панской Слободы, основанные на описи города

Симбирска и его уезда 1678 г., приводит Г. Пе-ретяткович: «На Арбугинских же дворцовых землях между Кременскою и Криушинскою слободами в описываемое время находим деревню Панскую, состоящую из иноземцев, о которых сказано, что они сюда «переведены из Казани»; иноземческих дворов в деревне было более тридцати; у них «во дворех живут русские люди», кажется, в качестве захребетников; здесь же живут и несколько русских бобылей. Что касается обязанности, возложенной правительством на иноземцев..., то о ней в описи несказанно ничего; говорится только, что «иноземцы деревни Панской и русские люди великаго государя десятинной пашни не пашут». Судя же по той цели, с какою раньше поселены были Смоленские иноземцы четырех знамен на Закамской линии, а также Полоцкие иноземцы на луговой стороне Волги, следует предположить, что на иноземцев деревни Панской здесь возложена была та же обязанность, что и на остальных служилых людей: охранять и защищать здешний край от внешних опасностей» [4, с. 219-220].

Прочитав список жителей деревни, я не увидел в нём ни одного иностранного (польского) имени. Перечислю только первые десять: Васька, Микитка, Фомка, Ивашка, Мишка, Микишка, Ермошка, Филатка, Гришка, Федька. Типично русские имена! В чём же дело? Могу привести только два объяснения сему феномену: 1) писарь под «иноземцами» имел в виду людей из другой земли - в данном случае Смоленской (по отношению к Симбирску и его окрестностям она являлась западной и «иноземной», между этими городами 1278 км - огромное для XVII в. расстояние); 2) пленных поляков насильно обратили в православную веру и дали им новые имена. В любом случае совершенно очевидно, что смоленские переселенцы сильно отличались от поволжских крестьян и служилых людей и наверняка испытывали серьёзное влияние польской культуры, поэтому их могли воспринимать, независимо от национальной принадлежности, как иноземцев.

Кроме того, согласно описи, Панская деревня была причислена к уже существовавшим пяти арбугинским слободам (Кремёнская, Кривушин-ская, Шиловская, Тушнинская и Ключищенская) именно в 1678 г., а основу её населения составляли поляки, захваченные в плен под Смоленском. В тот момент в селении имелось 38 дворов и 106 человек (32 двора с 84 иноземцами и 10 захребетниками, 6 дворов русских бобылей, в которых проживало 12 человек) [4, с. 218-219]. По количеству населения Панская Слобода являлась самой малочисленной среди остальных. Наиболее крупными были Кремёнская Слобода (150 дворов и 437 жителей), Шиловская (134 и 433) и Кривушинская (124 и 443).

Согласно 5-й ревизии 1795 г. в селе проживало 209 мужских душ (женские не учитывались), поэтому можно говорить об общей численности населения в пределах 500 человек [5, с. 32]. В 1859 г. в удельной Панской Слободе Симбирского уезда, располагавшейся при реке Волга и речке Змеёвка в 85 дворах было 418 мужчин и 512 женщин (всего 930) [5, с. 12]. Более подробно количество и социальный состав населения села расписывался в клировых ведомостях. Так, в 1864 г. в 104 дворах проживало 988 селян, в т. ч. 942 удельных крестьянина, 35 военных и один мещанин [6, л. 14 об.]. Указывались и 26 раскольников секты Спасова согласия. Позже, к 1883 г. здесь насчитывалось уже 216 дворов и 1104 человека (540 мужчин и 564 женщины, также в селе кроме храма работала школа) [7, с. 24]. В 1913 г. в Панской Слободе было 302 двора и 1850 человек (900 мужчин и 950 женщин) [8, с. 27]. Особо отмечался национальный состав жителей - русские. Помимо церкви в селе действовали земское училище, две пароходных пристани, а среди промыслов выделялось садоводство.

По состоянию на первое января 2016 г. в Панской Слободе постоянно живут 136 человек, временно - около 70 человек (по ним точных данных нет), всего более 200 домов [9]. В общем, ситуация похожая на другие прибрежные поселения - коренные жители уезжают и вымирают, а приезжают горожане, строя дачи и загородные дома в зависимости от финансовых возможностей.

В настоящее время в селе действуют следующие организации: почта, фельдшерско-акушерский пункт и один магазин. Сейчас здесь всего лишь пять улиц: Горького, Коммунаров, Ленина, Новая линия и Рыбака. Радует тот факт, что в названии хотя бы одной улицы отражён местный колорит (улица Рыбака). До создания в 1956-1957 гг. Куйбышевского водохранилища в Панской Слободе были следующие улицы: Алексеевка, Большая (главная), Золотовка, Мартыновка, Новая линия и Сиротская [10]. Иногда упоминается ещё одна - Подгорная. Интересно отметить, что планировка села является квартальной (прямоугольной). Вероятно, здесь топографические условия не подсказывали определённую конфигурацию, поэтому и появилась преднамеренная форма. Кроме того, этот факт может свидетельствовать и о том, что селение изначально застраивалось по аналогии с близлежащей укреплённой крепостью - Симбирском, т. е. под контролем государства.

В начале XX в. П. Мартынов писал о занятиях обывателей Панской Слободы: «Вследствие дурного качества земли, жители мало занимаются её обработкой, так как сколько её не

удабривай, она никогда хорошего урожая не даст. По примеру соседних слобод, здесь разводят сады в значительном размере, бурлачат по Волге и, как особенность этого села, занимаются рыболовством: Панская слобода известна тем, что в ней живут коренные рыбаки; на Волге, против села, самый лучший улов стерляди» [3, с. 40-41].

Важным фактором развития промыслов и ремёсел в селе являлась нехватка сельскохозяйственных земель. В начале XX в. многие жители Панской Слободы работали грузчиками, матросами и лоцманами на волжских пристанях и судах [11, с. 27]. Для них река была кормилицей в полном смысле этого слова. Как, впрочем, и для рыбаков.

У жителей Панской Слободы до сих пор хранятся фотографии, запечатлевшие работу местных рыбаков. Большинство из них относятся к первой половине 1950-х гг., когда Волга была ещё в естественном состоянии и в ней водилось множество ценной рыбы. Если до 1930-х гг. рыбный промысел находился в частных руках, то затем власти создали рыбкол-хоз в составе двух бригад [12, с. 2]. На многих фотографиях запечатлён процесс вылова рыбы неводом, в т. ч. на фоне волжских островов (напротив села до затопления располагался огромный остров «Застенный», а между ним и берегом текла Воложка - старое русло Волги). Почти на всех снимках видно обилие пойманной рыбы, а также дощаники - большие деревянные плоскодонные рыбацкие лодки. На одном из фото отражено, как и сейчас говорят местные жители, «притонивание» невода - когда его вытаскивают на берег (притонивать (притонить) - вытаскивать невод (тоню) на берег, выволакивать; невод притонивают на отлогом и чистом месте; притонка - место, где невод вытаскивают на берег).

Удивительно, но термин «притонивание» упоминался 250 лет назад - в записках И. И. Лепёхина 1768-1769 гг. о рыболовстве в Симбирском крае: «Вылавливают рыбу неводом, который тянут подо льдом, пропихивая шест с верёвкой, прикреплённой к полам невода через прорубки, саженях в трёх одна от другой находящиеся. Когда невод протянут чрез всё озеро, тогда выбирают, где мельче, и на оном месте прорубают треугольную прорубь, куда вытаскивают полы невода; что у них притонивать называется» (орфография и пунктуация выправлены - Е. А. Б.) [13, с. 265]. Хотя здесь речь идёт о зимней рыбалке, такой же термин применяют и ныне при вылове рыбы неводом летом (весной). Долгое существование одних и тех же терминов говорит об устойчивости традиций рыболовного промысла.

Е. С. Красильникова рассказывала о занятиях

жителей Панской Слободы следующее: «Село было примечательно тем, что на берегу Волги сразу организовали рыбацкие общины - они ловили рыбу, сбывали её, солили, коптили, в бочках отправляли. Свой был бондарь, делали на берегу бочки - рыбу засоливали, коптили и закупоривали. Всё было ручное - наймут большую лодку и поехали, иногда её тянули бурлаки. Потом начало появляться много садовых насаждений. По склонам оврагов, кто не ленился, высаживали свои яблони. Имелся свой питомник. Всё расстояние на протяжении 7 км от Волги до леса было в садах (по склонам оврага). В садах было всё - от малины до яблонь и груш. Когда появилось много фруктов, на берегу построили паточный завод -перерабатывали яблоки и ягоды и делали патоку. Она тоже заливалась в бочки и её отправляли вниз до Астрахани (по словам моей бабушки). Потом в 1930-е гг. образовали колхоз «Красный садовод», а частные сады отбирали» [14, с. 1-2].

По свидетельству О. А. Сухановой, до коллективизации в селе работали паточный и крахмальный заводы, пристань Сенгилеевского пароходного товарищества, а затем организовали рыбколхоз (две бригады) и колхоз «Красный садовод» (400 га пашни и сады) [12, с. 2]. До 1972 г. действовала 8-летняя школа, потом её ликвидировали и детям пришлось ездить в Криуши.

Перед образованием Куйбышевского водохранилища в 1952-1955 гг. проводились работы по подготовке его ложа - на острове Застенный напротив села срубили весь вековечный лес, а дома двух нижних улиц Панской Слободы -Подгорной и Сиротской, перенесли на более высокое место [14, с. 2]. Но многие переселенцы не захотели остаться в селе и уехали в Ульяновск и Новоульяновск.

ИСТОЧНИКИ

1. См., напр.: Барашков, В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области. - Ульяновск, 1994. - 90 с.

2. См., напр.: Суханова О.А. Воспоминания / (записал Е. А. Бурдин 17.07.2016 г. в р.п. Ишеевка Ульяновский р-н Ульян. обл.). - 3 с.

3. Мартынов, П. Селения Симбирского уезда (Материалы для истории Симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде). - Симбирск, 1903. - 532 с.

4. Перетяткович, Г. И. Поволжье в XVII и начале XVIII века / Г. И. Перетяткович // Записки императорского новороссийского университета. Т. 34. - Одесса, 1882. - 403 с.

Захребетники - категория зависимого населения в России XV-XVII вв., представители которой не имели своего хозяйства и жили у крестьян или посадских людей, работали на них

и, как правило, не платили налоги (или платили частично).

Бобыли - в России XV - XVII вв. обедневшие люди, находившиеся в зависимости от землевладельцев. Занимались земледелием, ремеслом, мелкой торговлей и работали по найму. Бобыли не платили налогов государству, но платили владельцу более лёгкий оброк -бобыльщину.

5. Список населённых мест по сведениям 1859 г. Симбирская губерния. Вып. 39. - СПб., 1863. - 99 с.

6. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 134. Оп. 2. Д. 84.

7. Список населённых мест Симбирской губернии. - Симбирск, 1884. - 194 с.

8. Список населённых мест Симбирской губернии. - Симбирск, 1913. - 283 с.

9. Сведения предоставлены администрацией МО «город Новоульяновск». Там же отметили, что после прокладки газа здесь стали селиться посторонние люди, чужие для коренных жителей, что нередко вызывает их недовольство.

10. План-схема села Панская Слобода периода конца 1920-х - начала 1930-х гг. Составлена 18.11.1984 г. Личный архив Е.С. Красильниковой.

11. В 1913 г. здесь действовали 2 пристани // Список населённых мест Симбирской губернии. - Симбирск, 1913. - 283 с.

12. Суханова О. А. Воспоминания (записал Е. А. Бурдин 17.07.2016 г. в р.п. Ишеевка Ульяновский р-н Ульян. обл.).

13. К запискам путешествия академика Лепёхина. Часть первая. Путешествие от С.-Петербурга до Симбирска // Полное собрание учёных путешествий по России, издаваемое Императорской Академией наук по предложению её президента. Том третий. Записки путешествия академика Лепёхина. -СПб. : Императорская Академия наук, 1821. -540 с.

14. Красильникова Е. С. Воспоминания (записал Е. А. Бурдин 10.07.2016 г. в с. Панская Слобода МО «город Новоульяновск» Ульян. обл.).

Бурдин Евгений Анатольевич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «Культурология и музееведение» историко-филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, заместитель директора НИИ истории и культуры Ульяновской области им. Н. М. Карамзина.

Поступила 18.10.2016 г.

УДК 821.111(73).0 Е. Н. ГАЛЯТКИНА

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧЕТЫРЁХ ВАРИАНТОВ ПЕРЕВОДА РАССКАЗА ШИРЛИ ДЖЕКСОН «ЛОТЕРЕЯ»

Посвящена текстологическому анализу четырёх вариантов перевода рассказа «Лотерея» Ширли Джексон, выполненных О. А. Варшавер, издательством «Ведо», С. Шкарупо и В. Н. Дорогокуплей. По результатам анализа автором был составлен собственный перевод произведения, максимально приближенный к оригинальному тексту.

Ключевые слова: текстологический анализ, особенности перевода, рассказ «Лотерея», Ширли Джексон.

Данная статья посвящена сравнительному анализу четырёх переводов рассказа «Лотерея» ("The Lottery", 1948) американской писательницы, классика литературы XX века, Ширли Джексон. Рассмотрены перевод О. А. Варшавер

© Галяткина Е. Н., 2016

(1989), перевод от издательства «Ведо» (1991), перевод С. Шкарупо (1999), опубликованный в электронном издании «Лавка языков», и перевод В. Н. Дорогокупли, вышедший в издательстве «Эксмо» в 2013 году. На их основе был составлен собственный перевод оригинального произведения, максимально приближенный к авторскому варианту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.