Научная статья на тему 'Буераки: село-призрак'

Буераки: село-призрак Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1346
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЕРАКИ / СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбакова Александра Васильевна, Бурдин Евгений Анатольевич

Рассматривается история правобережного ласть). Основу публикации составляют научный оборот, а также устные источники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Буераки: село-призрак»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 908 (470.42)

А. В. РЫБАКОВА, Е. А. БУРДИН

БУЕРАКИ: СЕЛО-ПРИЗРАК

Рассматривается история правобережного села Буераки (Сенгилеевский район, Ульяновская область). Основу публикации составляют уникальные архивные документы, ранее не вводившиеся в научный оборот, а также устные источники.

Ключевые слова: Буераки, Сенгилеевский район, локальная история.

Село Буераки, расположенное в 10 километрах от Сенгилея, сейчас существует по большей части номинально. Нет уже в Буераках того биения жизни, которое присутствовало здесь с незапамятных времен. Проект «Историко-культурное наследие Ульяновского правобережья: замечательные прибрежные поселения» призывает нас обратить внимание на подобные Буеракам затерянные уголки Ульяновской области, почувствовать интерес к истории и судьбе небольших сел.

Село Буераки расположено на правом берегу Волги в 10 километрах от Сенгилея. Ближайшие села - Вырастайкино и Новая Слобода - находятся в восьми километрах от Буерак. Административно оно входит в состав Новослободского сельского поселения Сенгилеевского района.

Дорога к Буеракам в настоящее время совершенно непригодна для путешествий: асфальтового покрытия, судя по рассказам жителей соседних сел, не было здесь никогда. В Буераки можно добраться только по грунтовой дороге, проложенной вдоль поля, но и она подойдёт далеко не для любой машины. Примерно на середине пути дорога уходит в небольшой лесной массив, и там проехать уже сможет либо внедорожник, либо очень отчаянный храбрец. Трудно представить, как жители добирались до свои домов в плохую погоду.

Буераки отмечены на самой первой официальной карте Российской империи 1745 г., что даёт возможность определить верхнюю границу времени образования самого села. Ни в одном архивном документе не указывается точная дата, но исходя из того, что именно в этом районе проходила засечная черта, на протяжении которой основывались оборонительные поселения,

© Рыбакова А. В., Бурдин Е. А., 2017

можно предположить, что и Буераки были в своё время таким селом. Следовательно, основано оно в последней трети XVII в. и не позднее 1745 г.

Данные о населении села приводятся в церковных документах: так, клировая ведомость за 1859 г. сообщает о 9 военных и 600 крестьянах удельного ведомства (из них 280 мужчин и 320 женщин) [1, л. 111 об.]. К 1913 г. число жителей увеличилось - в 155 дворах проживало 740 человек, но к 1952 г. их количество сократилось почти вдвое [2, с. 83]. Документы, составленные в связи с затоплением Куйбышевского водохранилища, сообщают о 378 переселяемых жителях [3, л. 86]. Время не пощадило Буераки. Всероссийская перепись 2010 г. сообщала только о трёх постоянных жителях, а по данным на 1 января 2016 г. в селе теперь обитают только заезжие дачники из Ульяновска, Белого Яра и Тольятти. Число их не превышает 20-30 человек в летний период [4].

В настоящее время в Буераках не функционирует ни одно учреждение - даже администрация села находится в Елауре. Буераки расположены вдоль Волги, дома дачников стоят на улицах Ленина и Родниковой. До затопления Куйбышевского водохранилища село частично выдавалось на восток, но при подготовке ложа эта часть села была затоплена и перенесена на более высокое место [5, с. 201].

Окрестности Буерак с давних пор являются широким полем для археологических исследований. Следует учесть и тот факт, что вся территория Сенгилеевского уезда уже в XIX в. была научно признана местом расположения средневековых булгарских городищ, а народные легенды об этих местах ходят среди жителей с незапамятных времен. Исследования, проводимые в районе Буерак с XIX в., продолжают поражать учёных все новыми находками.

Так, в километре от нынешнего села Буераки располагается городище Буераки I, относящееся к X - XII вв. Треугольное городище окружено тремя рядами валов, глубокими оврагами, и находится на высоком мысу - строители сделали все, чтобы защитить поселение. Вероятно, рядом с укреплённым городищем ранее находилось и масштабное селище. Городище изучалось в своё время Т. Г. Масленицким, В. Н. Поливановым, в 1870-х гг. - М. И. Извозчиковым, в 1951 г. - П. Д. Степановым, в 1973 г. - Г. М. Буровым, а в XXI в. его изучением занимаются сотрудники Сенги-леевского краеведческого музея. Группы «чёрных археологов» регулярно посещают и территорию городища, нанося археологическому памятнику непоправимый урон.

Неподалеку от села в разные годы было обнаружено ещё два селища бронзового века: Буераки II и Буераки III. Буераки II найдено и исследовано сотрудником Ульяновского краеведческого музея Г. М. Буровым в 1973 г., им же обнаружено несколько предметов: фрагмент одного сосуда, днище другого, кости животных. А сорок лет спустя в районе селища были найдены другие предметы, тоже относящиеся к бронзовому веку. Из-за того, что впоследствии на месте селища жили и булгары, предметы обеих эпох смешались в толще земли. К булгарскому периоду здесь относятся керамические предметы, а к бронзовому - кинжал, наконечник копья, рыболовный крючок. Исследователями было сделано предположение, что все эти предметы относятся к могильнику срубной культуры - вероятно, из-за близости места обнаружения предметов к селищу [6, с. 29-30].

Третье Буеракское селище зафиксировали в 2009 - 2010 гг. в поле рядом с городищем. Поскольку на территории памятника не были обнаружены оборонительные сооружения, исследователи сделали вывод о жилом, гражданском типе поселения. По всему полю, на протяжении более одного километра, с севера на юг, были найдены различные металлические предметы, обломки костей животных и осколки булгарской гончарной керамики коричневого и оранжевого цветов, среди них один обломок из белой глины с эмалью голубого цвета (снаружи) и белого (внутри). В южной стенке этого оврага прослеживались остатки хозяйственных ям глубиной и шириной около 1 метра с обломками костей в их нижней части. К 2012 г. эти ямы уже не сохранились, вероятно, осыпались. Ямы такого же размера видны и в стенках обрыва на территории близлежащего Буеракского городища I [7, с. 3].

Вероятнее всего, найденный археологический комплекс, состоящий из селищ и городища, в годы функционирования представлял собой единое целое. Селища служили местом обыден-

ного поселения булгар, а городище служило убежищем от набегов врага. Учитывая общую историю поселений Сенгилеевского района, можно с большой долей вероятности предположить, что Буеракское поселение подверглось вражескому нападению во второй половине XII в. Спорным остается вопрос о дальнейшей судьбе поселения: пока нет доказательств его последующего существования, которые могли бы пролить свет на историю этого булгарского памятника.

Кроме того, в список объектов культурного наследия включён памятник воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне [8].

Жизнь в Буераках вращалась, по большей части, вокруг небольшого количества тем: религия, семья, хозяйство. Но и в таком сравнительно узком кругу актуальных вопросов всё же удалось найти интересные моменты.

Украшением любого села, конечно же, считалась церковь. Поскольку вся активность сосредотачивалась по большей части вокруг повседневных работ и религиозных обрядов и праздников, то церковь становилась центром культурной, духовной и социальной жизни села. Сами прихожане в 1847 г. решили возвести церковь, а в декабре 1849 г. её освятили. Новая церковь была деревянной, имела каменный фундамент, крыша и купол были покрыты медянкой, а стены здания окрашены краской. При храме была и колокольня, совпадающая по внешнему виду с самим храмом. Престол при церкви освятили во имя Святителя и Чудотворца Николая [1, л. 108]. В 1885 г. церковь была перестроена заново. В ранний период существования церкви причт жалования не получал и находился в бедственном положении, а в начале XX в. зарплата священника составляла 300 руб., псаломщика 100 руб. в год [1, л. 26]. Немалый интерес представляют взаимоотношения причта Буеракской церкви со старообрядцами.

Указанная проблема в Сенгилеевском уезде, как и во всей Симбирской губернии, в те времена стояла довольно остро. Известно, что реформы патриарха Никона вынудили массы старообрядцев, не признававших новые церковные порядки, скрываться в отдалённых частях страны. В середине XVII в. одной из таких отдалённых частей оказалось именно Среднее Поволжье, куда и устремились раскольники. Г. Перетяткович, видный историк XVIII в., также отмечает склонность раскольников к объединению между собой, поиску новых связей среди верующих: «всюду они соединялись между собой, привлекали к себе недовольных общественными и религиозными порядками того времени, строили городки, из которых распространяли своё влияние на соседние места, стараясь

возбуждать людей к действиям против Московского правительства. Иногда раскольники собирались в большие шайки, грабили на Волге людей, приступали к городам в низовом Поволжье и наводили страх на местных воевод» [9, с. 245].

Сенгилеевский уезд в этом отношении был сравнительно спокойным местом. Сведения уездных исправников за 1881 г. сообщают: «...Раскольники входят в сообщение с православными и некоторые из них даже с священниками, но неохотно с последними вступают в разговоры о вере. Детей своих раскольники крестят по своему обряду и в школы отдают редко; к местным властям и духовенству имеют уважение. В отчетном году число раскольников увеличилось на 23 человека обоего пола» [10, л. 262-262 об.].

Таким образом, старообрядцы как маргинальный, инородческий элемент социального строя русского общества представлялись властям и священникам не особенно опасной сектой. Работа в этом направлении действительно велась, и священники уездных церквей вели миссионерскую работу вполне успешно. Однако священник и пономарь Никольской церкви проявили в своё время к своим прихожанам (в том числе и староверам) истинно гуманное отношение.

Священник Пётр Васильев Голодяевский, пономарский сын, закончил Казанскую духовную академию в 1813 г. и был назначен в Сызрань в Казанскую церковь. Позже работал в с. Сунгур в Козьмодемьянской церкви, где согласился венчать пару раскольников без предварительного обращения молодожёнов в христианство. За это священника отправили в Буераки, где он и работал с 1848 г. [1, л. 109 об.]. Ссылка провинившегося священнослужителя в отдалённую деревню была и остаётся по сей день одним из предпочитаемых РПЦ способов наказания.

Пономарь Георгий Софоклов был перемещён в Буераки в 1855 г. за «повенчание дьячка до совершеннолетия и за сознание в переправке [.] годов в метрической книге». Уже находясь на посту, по неизвестной нам причине он атаковал крестьянскую лошадь, вооружившись топором, и нанёс ей увечья некоторой тяжести. За это его, впрочем, ссылать не стали, а наказали 300 поклонами и выплатой компенсации в размере 2 руб. серебром [1, л. 110 об.]. Клировая ведомость 1859 г. сообщала, что в Буераках раскольников нет [1, л. 112 об.].

Никольская церковь была разобрана в 1953 г., когда осуществлялась подготовка ложа будущего Куйбышевского водохранилища. Храм попал в зону затопления, и власти приняли решение

снести здание. Деревянные материалы, оставшиеся после демонтажа, были использованы для застройки новых Буераков. Некоторые дома, до сих пор находящиеся в селе, до сих пор хранят бревна и доски, оставшиеся от старой сельской церкви [11].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 134. О. 2. Д. 503.

2. Никитина, Н.И. Буераки // Ульяновская -Симбирская энциклопедия. Т. 1 / ред. и сост. В.Н. Егоров. - Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. - 592 с.

3. ГАУО. Ф. Р-1526. Оп. 5. Д. 498. Л. 86.

4. Сведения предоставлены районной администрацией.

5. Бурдин, Е.А. Волжская Атлантида: трагедия великой реки // Е.А. Бурдин. - Ульяновск: ИП Тухтаров В.Н., 2005. - 276 с.

6. Краеведческие записки. Альманах Сенги-леевского краеведческого музея им. А.И. Со-луянова. - 2014. - №7.- 228 с.

7. Краеведческие записки. Альманах Сенги-леевского краеведческого музея им. А.И. Со-луянова. - 2011. - №3. - 205 с.

8. Сводный список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Сенгилеевского района // URL: http://nasledie73 .ulgov.ru/28/835/412.html (дата обращения: 25.08.2016).

9. Перетяткович, Г.И. Поволжье в XVII и начале XVIII века // Записки императорского Новороссийского университета. Т. 34. Одесса: Типогр. П.А. Зеленаго, 1882. - 403 с. С. 245.

10.ГАУО. Ф. 76. Оп. 8. Д. 456.

11.Павлов Т.С. Воспоминания / записала А. В. Рыбакова 16.10.2016 г. в с. Вырастайкино (Сен-гилеевский р-н Ульян. обл.).

Рыбакова Александра Васильевна, аспирантка кафедры «Отечественная история» Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, научный сотрудник ОГАУК «Ленинский мемориал». Бурдин Евгений Анатольевич, доктор исторических наук, профессор кафедры «Культурология и музееведение» историко-филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, заместитель директора НИИ истории и культуры Ульяновской области им. Н. М. Карамзина.

Поступила 01.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.