УДК 340.0(09)+947.1/.9(571.52)
ЗАВОЕВАНИЕ МАНЬЧЖУРАМИ ТЕРРИТОРИИ ТУВЫ
Самдан А. А.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE CONQUEST BY THE MANCHUS THE TERRITORY OF TUVA
Samdan A.A.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье на основе монгольских источников предпринята попытка изучения истории, завоевания территории Тувы монгольскими войсками.
Ключевые слова: Алтын-ханы, ойраты, Бубей, дзайсан Хоролмай, восстание Чингунджава, тувинские племена
The article attempts to investigate the history of the conquest of the territory of Tuva rather Mongolian troops on the basis of Mongolian sources.
Key words: Altyn-khans, Oirats, diamonds, dzaysan Horolmay, Chingundzhava uprising Tuvan tribes.
Почти вековой конфликт Алтын-ханов и ойратов привел к уничтожению наиболее мощного в военно-политическом отношении государства хотогойтов и выдвижению на историческую арену разрозненных, раздробленных ойратов, которые смогли впоследствии образовать Джунгарское ханство с единой централизованной властью.
Известно, что тувинские племена входили в состав государства Алтын-ханов. В период наибольшего возвышения Алтын-ханы сумели завоевать народы, проживающие в сопредельных районах Южной Сибири и превратить их в своих данников. Алтын-ханы установили внешние сношения с русскими и стали играть заметную роль в истории Южной Сибири.
Наиболее известный халхаско-ойратский конфликт 1587 г., где принял участие тувинский князь Сайн-Маджик со своим войском численностью полторы тьмы всадников подробно описан в «Ойратской исторической песне» [1; 2; 3].
Затем была череда междоусобных войн между ойратами и Алтын-ханами, которые «коренным образом изменили внутреннее и внешнее положение всего ойратского общества и оказали серьезное влияние на обстановку в Центральной Азии, Южной Сибири и Нижнем Поволжье» [3. С. 89]. В 1667 г. состоялась последняя война, в которой Алтын-ханы потерпели поражение и их государство перестает существовать. Последнего представителя Алтын-ханов - Лувсан-тайжи - ойратский хан Сенге взял в плен вместе с близкими людьми, а также с его «кыштымами с женами и детьми тысячи две» [Цит по: 3. С. 143]. Самого Лувсан-тайжди подвергли «унизительному наказанию: ему отрубили руку по плечо, а в рот клали собачье мясо» [3. С. 142-143; 4. С. 137].
Ойраты неоднократно ставили вопрос перед русским государством о возврате кыштымов, перешедших в подданство русского царя и плативших ему ясак. Не дождавшись каких-либо результатов, ойраты прибегали к активным наступательным действиям. Их войска время от времени появлялись в Красноярске, Томске, Кузнецке. Джунгарский хан Сенге в районе р. Хемчик держал отряды под командованием своего дяди Данзана и двоюродного брата Баахан-Манджи, «находившиеся там до конца жизни Сенге» [3. С. 146]. Его преемник - Галдан-Бошокту хан - даже перенес свою ставку в верховья Енисея из Или, поближе к российским границам и держал здесь 5-тысячное войско.
В начале XVIII в. новая волна русской колонизации была устремлена в верховья Енисея. В 1707 г. за очень короткое время был построен Абаканский острог, а в 1718 г. - Саянский, который значительно укрепил позицию русских в данном регионе. С другой стороны, стремительно усилилась завоевательная политика маньчжуров. Их натиск был остановлен ойратами, на чьей стороне выступали многие тувинские князья.
В начале XVIII в. Севен-Рабдан, племянник Галдана, который еще при жизни последнего объявил себя правителем Джунгарского государства, решил восстановить прежние владения, которые были утеряны в связи с поражением войск Галдана. Се-вен-Рабдан заявил маньчжурам, что земли от Или вплоть до Хема и Хемчика принадлежат джунгарам. «Маньчжуры, получив это заявление Севен-Рабдана, ясно поняли его намерения восстановить джунгарские владения и тотчас же начали принимать меры к обузданию "дерзких стремлений властолюбивого князя". С этой целью они старались, прежде всего, уменьшить число его сообщников, а посему кочевавших к западу от гор таннуских урянхаев, на которых более всего мог рассчитывать Севен-Рабдан, как на своих деятельных помощников в возмущении Халхи, подчинили ведению Дзасакту-хановского дзасака Донмока, кочевавшего в урочищах по Иртышу и Урунгу-голу» [5. С. 276].
Для усмирения ойратов маньчжурский император Канси направил войско в трех направлениях, но из-за наступивших холодов войска были вынуждены остаться на перезимовку у границ Джунгарии [6. С. 91]. Воспользовавшись наступившей тишиной, Бубэй, который был предводителем тувинских племен после распада государства Алтын-ханов, в связи с войнами Галдана потерял часть подданных тувинцев, внес предложение Канси о покорении им тувинских племен. Бубэй написал прошение императору, где было сказано: «Пустые разговоры джунгаров основаны на том, что они надеются на урянхайцев, которые являются для них «границей и опорой». Отправьте меня, раба, и я их заставлю следовать за мной. Если будут сопротивляться, то сразу пошлю войска и завоюю их. Император согласился и отправил его» [7. Л. 1].
В последний месяц осени 1715 г. бэйлэ Бубэй со своим полуторатысячным отрядом, а также с другими монгольскими князьями выступил против тувинских племен и заставил одного из влиятельных тувинских князей дзайсана Хоролмая вместе с подданными перекочевать с Хемчика на р. Чуй [7. Л. 1]. Но Хоролмай
периодически сбегал с переселенных мест, якобы охотясь. Когда же Бубэй в очередной раз поймал его, то маньчжурский император помиловал Хоролмая, и он был отпущен. После этого случая Хоролмай отправил своего сына Хулухуна к императору с намерением принять маньчжурское подданство. Тогда маньчжурский император «смягчил условия пребывания» и разрешил поселить его ближе к родным землям. Бубэй переселил Хоролмая на новый охранный пункт на р. Тэс. Но вскоре Хоролмай снова сумел сбежать и в местечке Хурган-Шавар вновь был пойман Бубэем и возвращен на прежнее место [8. С. 151].
В 1717 г. Бубэй со своим отрядом из трех тысяч солдат, немалую часть которого составляли войска монгольских феодалов Дзасакту-хана Шанби, Тушету-хана Данзан-Дорджи и других князей, второй раз появился в западных районах Тувы и северо-восточной части Монгольского Алтая. «В апреле 1718 г. сообщают китайские летописи, его войска уже действовали в районе р. Бар-Бургасу, где уничтожили кочевья тувинских князей Лубсана, Силабусыра, Сагала и других» [9. С. 37].
Многие тувинские и алтайские племена, захваченные в плен маньчжурскими войсками, были переданы в рабство монгольским нойонам, разграблены или же насильственно переселены в другие кочевья. «Маньчжурский император Канси в своих указах министрам и генералам неоднократно подчеркивал, что "захват и переселение урянхов" он полагает весьма важным делом». Так, в разные годы были переселены несколько сот тувинцев в урочище Баин-Зурхэ и свыше тысячи подданных дзайсана Лубсан-Шырапа - в чахарские кочевья. «По данным, приведенным главнокомандующим алтайской армией Хэлитея в одном из докладов трону, уже в июне 1717 г. цинские войска взяли в плен более 2500 тувинцев и алтайцев» [9. С. 37]. Как свидетельствуют русские архивные источники, «Бубэй в урянхайских местах великое сделал разграбление и многих при этом отвел с собою в плен...» [9. С. 37]. Эти действия вызвали ответную реакцию не только местного населения, но и ойратов, которые считали себя сюзеренами тувинских племен.
За преданное служение маньчжурам Бубэй был удостоен звания гуна. Кроме того, за военные заслуги в борьбе с ойратским ханом Севен-Рабданом и за покорение тувинского князья Хоролмая, яростного сторонника независимости, был награжден званием бэйлэ.
В 1726 г. снова бежал Хоролмай, пытаясь уйти в Джунгарию. Как писал А.М. Позднеев, основываясь, возможно, на «Илэтхэл шастир»: «Бубэй тотчас же командировал своего второго сына Эренчина для поимки Хурулмая (Хоролмая - А.С.). в урочище Тучжи (Тоджа - А.С.), а сам отправился в местности, лежащие по Кему и Кемчику, где захватил и казнил всех сотоварищей Хурулмая, принимавших участие в восстании» [5. С. 320]. Таким образом, тувинский дзайсан Хоролмай не раз возглавлял своих подданных в борьбе против маньчжур.
В отличие от Канси, его преемник Юнчжэн начал мирные переговоры с джунгарами по установлению границ. На территориальные претензии Севена-Равдана Юнчжэн в своем послании ясно дал понять ему о том, что земли Хема и Хемчика до Бома входят в состав Цинской империи, поскольку они принадлежат
халхаскому владетелю Бубэю и стороннику маньчжуров, ойратскому Серен-Ванбу. Также заявил о том, что, прежде всего, необходимо пересмотреть вопрос заселения ойратами урочищ Кобдо и Улангома и предложил «Севена-Равдану согласиться на проведение пограничной линии по Монгольскому Алтаю» [9. С. 39]. Переговоры зашли в тупик. Забегая вперед скажем, что переговоры продолжились при преемнике Севена-Равдана - Галдан-Серене и только в 1735 г. были установлены границы между Джунгарией и Цинской империей. Таким образом, маньчжурский император разделил правление над тувинскими племенами между бэйлэ Бубэем, халхаским владетелем и Серен-Ванбу - ойратским [9. С. 39; 10. С. 39].
Обеспокоенные новыми восстаниями, а также с целью усмирения населения маньчжурские власти провели ряд реформ. Весной 1724 г. они вызвали к себе бэйлэ Бубэя. Последний заявил, что он оказал своим подданным тувинцам материальную помощь в виде живого скота на деньги, которые он взял под проценты у улясутайского цзянь-цзюня Хэлитея, тем самым оказал финансовую помощь. Деньги (18 000 с лишним лан серебра) Бубэй должен был платить из своего ежегодного жалованья. Маньчжурский император освободил его от уплаты и приказал отправить Хелитею соответствующее указание [7. Л. 2].
Затем провели налоговую реформу. В 1726 г. маньчжурский император разрешил бэйлэ Бубэю собирать пушной налог в размере пяти соболей с одного ореге (двора). Но буквально на следующий год он же значительно уменьшил размер собираемого налога. «Из годового налога в пять соболей (с каждого двора) -говорилось в императорском указе, - вычесть два соболя. Налог 1045 ореге, подданных Бубэя с вычетом составит две тысячи девяносто соболей, а с 380 ореге, подданных Серен-Ванбу - семьсот тридцать шесть соболей». Таким образом, налоговый вычет с 1425 ореге, подданных монгольских князей составил почти две тысячи соболей. Было принято решение на эту сумму сделать подарки монгольским князьям соответственно численности податного населения. Так, Серен-Ванбу получил 80 коров, 800 овец, а Бубэй - 100 коров, 1200 овец [8. С. 154].
Оказанная материальная помощь, а именно вычет пушного налога оказали положительную роль, поскольку в результате бесчисленных войн тувинские племена оказались в очень тяжелом положении. Основное население было перебито или переселено, скот и имущество разграблены.
После смерти ойратского хана Галдан-Серена междоусобица среди джунгаров растянулась почти на семь лет, что, конечно, привело к ослаблению и расколу прежде сильного государства и было на руку цинским властям. Ойратские князья не смогли объединиться и дать отпор врагу. Тем не менее, конфронтация между цинскими властями и ойратскими князьями продолжилась в течение трех лет (1755-1758). В эту борьбу включились халхаские и хотогойтские князья. В результате падения Джунгарского ханства произошло фактическое закрепление территории Тувы в составе Цинской империи.
Таким образом, территория Тувы рассматривалась маньчжурами в качестве «стратегического плацдарма и буферной зоны» [9. С. 130] и их основные силы были
направлены на изоляцию ойратов. Тувинские монголоязычные летописи свидетельствуют о том, что тувинские племена были завоеваны бэйлэ Бубэем и халхаскими нойонами в конце 1715 г. и были фактически включены в состав Цинской империи. Поскольку тувинские племена считались «ненадежными», склонными к восстаниям, то в соответствии с китайской традицией часть их была переселена в отдаленные районы Цинской империи.
Бубэй умер в 1730 г. и управление наследовал его старший сын Банди, который также верно служил маньчжурам и воевал против ойратов. После смерти последнего в 1737 г. его заменил Чингунджав, правивший 19 лет. Следует отметить, что о нем вообще мало сведений в китайских и монгольских источниках, за исключением «Илэтхэл шастира». В 1751 г. за торговые связи с ойратами он был освобожден с должности и лишен всех званий. Вместо него, после тщательного подбора кандидатов, был назначен его родственник Эренчин. Последний известен тем, что в 1727 г. вместе с отцом Бубеем возвратил бежавшего из Халхи тувинского князя Хоролмая. За это и другие заслуги был награжден званием тайджи 1 степени, позже еще и званием гуна. В 1753 г. последовал приказ о поимке дзахчинского Мамуда, но Эренчин ссылаясь на то, что «убежала лошадь» не поймал его, чем вызвал гнев у помощника цзянь-цзюня Ценгунджава. Но весной 1754 г. под предлогом «за недостаточное принятие мер при покорении тувинских племен» был отстранен и в тот же год Чингунджав был восстановлен в своей должности. За военный поход в Или Чингунджаву присвоили звание джун-вана и назначили помощником цзянь-цзюня, что говорит об его особых заслугах перед маньчжурским императором. За поимку ойратского Нимы был награжден званием ванна [7. Л. 2]. В 1753 г. он был лишен всех званий. Он вошел в историю как один из предводителей антиманьчжурского освободительного движения по всей Северной Монголии второй половины XVIII в. Он предстает перед нами как противоречивый человек - верный служитель императора и в то же время как организатор антиманьчжурской борьбы в Халхе. Маньчжурский император ценил его за покорение тувинцев и несколько раз прощал его провинности и, как было сказано выше, даже был восстановлен в должности, чего случалось очень редко за весь период существования Цинской империи.
Согласно материалам тувинских монголоязычных источников, после смерти бэйлэ Бубэя в 1737 г. его сын Чингунджав стал предводителем одного хошуна и четырех сумонов Танну-Урянхая и наследовал звание бэйлэ [11. Л. 1]. Но как мы видели ранее, Чингунджав приходился Бубэю внуком.
По сведениям монгольских источников, подданными Чигунджава были их хотогойты, бага хотогойты, мянгаты, халиучины, тогосы (токусы) и шичинуды, а также шестнадцать отоков урянхайцев [12. С. 121; 13. С. 41]. Эти же сведения подтверждаются китайскими источниками [9. С. 80].
Летом 1756 г. хотогойтский Чингунджав поднял восстание против маньчжуров. Он призвал монгольских феодалов принять в нем участие и апеллировал тем, что цины в войне против ойратов использовали население и скот Халхи, что привело к резкому ухудшению их жизни. Но его призыв не был услышан халхаскими феодалами,
последние остались лояльными к маньчжурам. Чингунджава поддержали в большей части тюркоязычные племена Саяно-Алтая.
В монгольских источниках указывается, что в число повстанцев входили сто халхаских, двести пятьдесят хотогойтских и пятьсот урянхайских (тувинских - А.С.) солдат [13. С. 269; 14. С. 119].
На подавление восстания Чингунджава были мобилизованы все силы маньчжуров, т.к. цинский император боялся того, что к восставшим могут присоединиться и ойраты. В указе, изданном императором говорилось, что вместо того, чтобы воевать против Амарсаны и казахского Аблая, Чингунджав «мобилизовал своих подданных и поднял смуту в Халхе». Осенью 1756 г. император издал указ о поимке Чингунджава, где говорилось, что при покорении тувинских племен его главной целью было не приведение их императору, а мобилизация их для участия в антиманьчжурском движении. Кроме того, ему инкриминировалось невыполнение указа императора в поимке провинившегося тувинского князя Омбо и приговорил Чингунджава к смертной казни.
За сохранение его жизни выступил глава Северной Монголии Джебзун-Дамба-хутухта, который был сторонником маньчжуров, но император не изменил своего мнения.
Осенью 1756 г. Цэнгунджав отправил Намжила с войском для поимки Чингунджава. И уже к ноябрю 1756 г. восстание было подавлено. Чингунджав вместе с семьей также бежал и в декабре 1756 г. был пойман на границе с Россией, а в феврале 1757 г. все были казнены в Пекине. Но вспомнив заслуги деда Чингунджава - Бубэя, император помиловал его пятилетнего младшего сына от казни, о чем был издан указ. В частности, в нем говорилось, что «необходимо казнить предателя Чингунджава и его потомков, и лишь учитывая заслуги бейле Бубэя помиловать и сохранить жизнь младшего сына Бари».
По сведениям монгольских источников, по указу императора от 29 февраля 1757 г. шесть отоков Чингунджава объединили и отдали наиболее отличившимся военачальникам: бэйлэ Ванбу-Дорджи два сумона, гуну Дорж-Сэдэну - один сумон, и один сумон - тайджи Даши-Пунцогу. Таким образом, тувинские племена после войн с маньчжурами оказались раздробленными. Продолжительные завоевательные войны и участие тувинских племен в восстании Чингунджава привели к уничтожению огромного количества людей, скота и имущества.
Библиографический список
1. Лыткин Ю. Материалы для истории ойратов // Астраханские губернские ведомости. 1861.
2. Козин С.А. Ойратская историческая песнь о разгроме халхаского Шолой-Убаши-хунтайджи в 1587 г. // Советское востоковедение. Т. IV. 1947.
3. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. - М.: Наука, 1983.
4. Чертыков В.К. Хакасия в XVII - начале XVIII века и ее взаимоотношения с Россией и государствами Центральной Азии. - Абакан, 2007.
5. Позднеев А. Монгольская летопись «Эрдэнийн эрихэ». Подлинный текст с переводом и пояснениями. - СПб., 1883.
6. Монгол улсын tyyx. Детгеер боть. (XVII-XX зууны эхэн). - Улаанбаатар, 2004.
7. ГАРТ. Ф. 115. Оп. 1. Д. 6 а.
8. Оюунжаргал О. Манж Чин улсын хил хязгаарын бодлого (Тагна Урянхай Манж Чин улсад багтсан ба тэлэнгэд, табун, кэрсахал, хиргис нарыг Хар меренд нYYлгэсэн тухай) // ActaHistorica. Tomus IX. Fasc. 1-34. - Улаанбаатар, 2008.
9. Моисеев В.А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая (XVIII в.). - М., 1983.
10. Оюунжаргал О. Манж Чинулсаас монголчуудыг захирсан бодлого. - Улаанбаатар, 2009.
11. Научный архив ТИГПИ. Д.364. Л. 1.
12. Taldan. Erdeni-yin erike kemekl telke bolai. Ce. Nasanbaljir keblel-dl beletkebei. - UlaYanbaYa-tur, 1960.
13. Чингунжаваар удирдуулсан Ар Монгол дахь тусгаар тогтнолын тэмцэл (1756-1758). -Улаанбаатар. 1963.
14. Монгол улсын шастир. Б. 2 - Улаанбаатар, 1997. Bibliograficheskij spisok
1. Lytkin Yu. Materialy dlya istorii ojratov // Astrahanskie gubernskie vedomosti. 1861.
2. Kozin S.A. Ojrat-skaya istoricheskaya pesn' o razgrome halhaskogo SHoloj-Ubashi-huntajdzhi v 1587 g. // Sovetskoe vostokovedenie. T. IV. 1947.
3. Zlatkin I.Ya. Istoriya Dzhungarskogo hanstva. - M.: Nauka, 1983.
4. Chertykov V.K. Hakasiya v XVII - nachale XVIII veka i ee vzaimootnosheniya s Rossiej i gosudarstvami Cen-tral'noj Azii. - Abakan, 2007.
5. Pozdneev A. Mongol'skaya letopis' «EHrdehnijn ehriheh». Podlinnyj tekst s perevodom i poyasneniyami. - SPb., 1883.
6. Mongol ylsyn tYYh. Dеtgееr bot'. (XVII-XX zuuny ehkhehn). - Ulaanbaatar, 2004.
7. GART. F. 115. Op. 1. D. 6 a.
8. Oyuunzhargal O. Manzh CHin ulsyn hil hyazgaaryn bodlogo (Tagna Uryanhaj Manzh CHin ulsad bagtsan ba tehlehngehd, tabun, kehrsahal, hirgis naryg Har m^rand nYYlgehsehn tuhaj) // ActaHistorica. Tomus IX. Fasc. 1-34. - Ulaanbaatar, 2008.
9. Moiseev V.A. Cinskaya imperiya i narody Sayano-Altaya (XVIII v.). - M., 1983.
10. Oyuun-zhargal O. Manzh CHinulsaas mongolchuudyg zahirsan bodlogo. - Ulaanbaatar, 2009.
11. Nauchnyj arhiv TIGPI. D.364. L. 1.
12. Galdan. Erdeni-yin erike kemekl telike bolai. Ce. Nasanbaljir keblel-dl beletkebei. -UlaYanbaYa-tur, 1960.
13. Chingunzhavaar udirduulsan Ar Mongol dah' tusgaar togtnolyn tehmcehl (1756-1758). -Ulaanbaatar. 1963.
14. Mongol ulsyn shastir. B. 2 - Ulaanbaatar, 1997.
Самдан Аяна Анай-ооловна - к.и.н., доцент, кафедры теории, истории государства и права Тувинского государственного университета, г. Кызыл. E-mail: [email protected]
Samdan Ayana - candidate of historical Sciences, assistant professor of the Department of Theory and History of State and Law of Tuvan State University, Kyzyl. Email: [email protected] П