министерства иностранных дел Танды-Тыва Арат Республики по урегулированию государственных границ в 1921 - 1944 гг.//Материалы научно-практической конференции 20 октября 2000 г.: К 70-летию со дня образования Хакасской автономной области. - Абакан: отдел издат. деятельности ХРИПКиПРО «Роса», 2000. - С.103-114.
24. Сат С. Ч. Формирование и развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921 -1944 гг.).: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. - Иркутск, 2000. - 26 с.
25. Саая С.В. К оценке политических репрессий в Тувинской Народной Республике в 1930 - 1940 гг. //Сибирь в изменяющемся мире. История и современность: мат-лы всероссийской научн.-теорет. конф., посвященной памяти профессора В. И. Дулова. - В 2-х кн. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 2007. - Кн. 2. - С. 106 - 115. Саая С.В. Причины политических репрессий в Тувинской Народной Республике в 1930 - 1940 гг. (статья) Вестник Тывинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. - Кызыл, ТывГУ, 2009. - с. 61 - 65.
26. Саая С.В. Роль советского государства в изменении международно-правового статуса Тувинской Народной Республики в 1944 году. //Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Научный сборник молодых исследователей. - Выпуск № 6. - Абакан: изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. - с. 38 - 44.
27. Саая С.В. Историко-правовая база развития межрегиональных и внешнеэкономических связей Хакасии. (тезисы) Сборник тезисов и докладов 2-й региональной научно-практической конференции: Интеллектуальные ресурсы ХТИ - филиала КГПУ Хакасии, 17—18 ноября 1999 г., г. Абакан.- Абакан: Изд-во ХТИ - филиала КГПУ, 1999. - с. 10-13. Саая С.В. Геополитический статус Тувы как предпосылка развития межрегиональных связей в первой половине ХХ в. //Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы 1-ой межрегиональной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов и студентов. При поддержке РФФИ (грант № 09-06-06810-моб_г). - Кызыл, 2009. - С. 60 - 62.
Самдан А.А. ТУВИНСКИЕ ОТОКИ1 В СОСТАВЕ ХАЛХИ
На основе источников монгольских средневековых авторов и официального историографического сочинения маньчжуров «Илэтхэл шастир» автор рассматривает вопрос вхождения тувинских оттоков в состав монгольских хошунов Халхи в период Цинской империи. В состав Северной Монголи входил в общей сложности двадцать один тувинский отток. Все они впоследствии были переданы в подчинение будийн-дарга Тувы.
Samdan A.A.
Tuvan otoki (clans) in the Halkhi body The article gives a full description of Tuvan отоки into Mongolian hoshuuns in the periods of Zen Empire. About twenty one оток consisted in Northern Mongolia. All of them were given into dependaance of Tuvan bugdiyn-darga.
История Тувы доманьчжурского периода и последующее вхождение тувинских племен в состав Цинской империи освещаются в исследованиях Г.Е. Грумм-Гржимайло, Р.М. Кабо, В.И. Дулова, Л.И. Потапова, М.Х. Маннай-оола, В.А. Моисеева и других известных ученых. Но, тем не менее, остаются малоизученными отдельные вопросы, в частности, вхождение тувинских отоков в состав монгольских хошунов и аймаков Халхи. Привлечение источников монгольских средневековых авторов, монголоязычных тувинских летописей и официального историографического сочинения маньчжуров «Илэтхэл шастир» позволит дать цельную последовательную картину происходивших событий.
:Оток (монг. ойу) - административная единица, феодальный удел, в котором объединялось определенное число аилов (селений), состоявших в свою очередь из определенного числа ореге (дворов, семей). Во главе каждого оттока стоял даруга - начальник или старшина. По своим размерам оттоки не превышали уделов -хошунов.
По сведениям монгольских источников, после смерти последнего чингизида Баян-Мункэ, земли урянхайцев наследовал Саму-Буйма, младший сын Гэрэсэндзэ. Последний имел две жены: от старшей из монгольского рода уджгэн по имени Хатангай родились Ашихай (1530), Ноентой Хатан-Батор (1531) Онохуй-Уйдзэн (1534), Амин-Дурал (1536), Дарь-Томор (1540), Далдав-Хондлон (1542) и от младшей Монхуй, урянхайки по происхождению, родились Алтайн-Авай (1542), Саму-Буйма (1544), Мянгалан-Авай (1545), Тумэнхэн-Авай (1546) [1]. После смерти Гэрэсэндзэ Халха была разделена между шестью сыновьями Хатангай, а Саму-Буйма наследовал земли урянхайцев, т.е. исконные земли, которые принадлежали родным со стороны матери. В его кочевья входили Алтай, оз. Убсу-нур.
Халха при потомках Гэрэсэндзэ была разделена на правое и левое крыло. Ашихай, Саму-Буйма и другие со своими подданными входили в правое крыло. Они образовали впоследствии Дзасакту-хановский аймак. А потомки Онохуй-уйдзэна, которые входили в левое крыло, образовали Сайн-нойоновский аймак. В эти два аймака, как мы впоследствии увидим, входили часть тувинских отоков.
В конце ХУ1 в. внук Ашихая Шолой-Убаши хун-тайджи (1577-1652) образовал государство Алтын-ханов, в которое входили хотогойтские и тувинские племена и занимало довольно обширную территорию: на севере простиралось до Саянских гор, на юге - до Монгольского Алтая, на Западе -до верховьев Иртыша, а на востоке - до оз. Хубсугула. Но уже вскоре оно значительно ослабевает и одной из причин тому было вовлечение в вопрос престолонаследия Дзасакту-хановского аймака Алтын-хана Лувсан-тайджи и ойратского Сенге. По сведениям монгольских источников известно, что третий из династии Алтын-ханов - Лувсан-тайджи после смерти Дзасакту-хана Норбу, которому он формально подчинялся, в 1661 г. вмешался в вопрос о престолонаследии. Лувсан-тайджи убил нового хана Ванчика и посадил на его место своего кандидата, старшего брата Цу-Мергена. Тушету-хан Чахундорджи заступился за Ванчика и разбил Цу-Мергена. Лувсан-тайджи ушел на р. Туба и построил там острог. Он признал русское подданство, но вскоре был разбит сыном Батыра хун-тайджи - Сенге и пленен. А Цу-Мерген «бежал к ойратам» [2]. В 1688 г. в Хурэн-Бэлчирском сейме Лувсан-тайджи был лишен власти. Здесь монгольские и ойратские правители не смогли договориться и выработать единый план действий против маньчжурской экспансии. В результате междоусобных войн между ними часть тувинских племен оказались под властью ойратского Галдан-бошокту-хана.
Известный монголовед А.М. Позднеев охарактеризовал положение тувинских племен следующим образом: «После войн Галдана урянхайские поколения явились в совершенном брожении; одна часть их поддалась маньчжурам, другая осталась в Джунгарском подданстве, третья, наконец, не признана над собой ничьей власти, кочевала на пространстве Монголии отдельными хотонами» [3].
Как известно, Халха вошла в состав Цинской империи в составе трех аймаков: Тушэту-хана, Цэцэн-хана и Дзасакту-хана. Одним из крупных в
Дзасакту-хановском аймаке был Дурегчи-ван хошун, который был основан в 33 году правления Цзян-Луна (1694 г.). Родоначальником хошуна являлся Гэндэн, потомок Алтан-хана Шолой-Убаши, назначенный в Хурэн-Бэлчирском сейме правителем хотогойтов и тувинских племен, известный в русских документах как Эрдэни кон-тайзи или Дайчин кон-тайзи []4. Об этом сказано в «Илэтхэл шастир»: «титул его (Гэндэна) Дайчин. Его дедом был Шолой-Убаши, отца звали Хандтай». Гэндэн за военные заслуги в борьбе с врагом маньчжуров - ойратским Галданом был удостоен звания бейле. После смерти Гэндэна в 1697 г. хошуном правил его старший сын Сунжинсэнгэ. Третьим правителем был Бубей. Последний сделал попытку вернуть земли Алтын-ханов, утраченные в результате войны с ойратами. Бубэй внес предложение маньчжурскому императору Канси о покорении им тувинских племен. Как отмечают тувинские летописи, бэйлэ Бубэй написал прошение императору, где указал, что урянхайцы являются «границей и опорой» (qasiy-а tusiy-e) западных монголов - ойратов и просил разрешения отправить его «покорить» их. «Если, - указывается в источнике, - будут сопротивляться, то срочно отправлю войска и завоюю». На это маньчжурским императором был дан положительный ответ и Бубэй с другими монгольскими князьями выступил против тувинских и алтайских племен. В тувинской летописи говорится, что в последний месяц осени 1715 г. бэйлэ Бубэй напал на улусы и заставил одного из «влиятельных тувинских князей» дзайсана Хоролмая перекочевать с Хемчика на новый охранный пункт на р. Тэс. Подданные Хоролмая были захвачены в плен.
В 1717 г. по приказу Канси в районы военных действий была переброшена маньчжуро-китайская армия. В нее также входили монгольские отряды под командованием цзянь-цзюня Хэлитея. Бубэй со своим отрядом и трех тысяч солдат, немалую часть которого составляли войска монгольских феодалов Дзасакту-хана Шанби, Тушету-хана Данзан-Дорджи и других князей, опять появился в западных районах Тувы и северо-восточной части Монгольского Алтая. Бубэй возвратил ярого противника маньчжуров Хоролмая, который бежал, и снова поселил его на р. Тэс. «В апреле 1718 г. сообщают китайские летописи, его войска уже действовали в районе р. Бар-Бургасу, где уничтожили кочевья тувинских князей Лубсана, Силабусыра Сагала и др.» [5]. Многие тувинские и алтайские племена, захваченные в плен маньчжурскими войсками были переданы в рабство монгольским нойонам, разграблены или же переселены в другие кочевья. «Маньчжурский император Канси в своих указах министрам и генералам неоднократно подчеркивал, что «захват и переселение урянхов» он полагает весьма важным делом» [6]. В разные годы были переселены несколько сот тувинцев в урочище Баин-Зурхэ и свыше тысячи подданных дзайсана Лубсан-Шырапа - в чахарские кочевья. «По данным, приведенным главнокомандующим алтайской армией Хэлитея в одном из докладов трону, уже в июне 1717 г. цинские войска взяли в плен более 2500 тувинцев и алтайцев» [7].
За преданное служение маньчжурам Бубей был удостоен звания гуна. Кроме того, за военные заслуги в борьбе с ойратским ханом Цевен-Рабданом
и за покорение тувинского князя Хоролмая, яростного сторонника независимости, был награжден в 1723 г. званием бейле. Тувинские племена участвовали в бесчисленных войнах в составе ойратов, монголов и следствием этого стало бедственное положение простого народа. В связи с этим Бубей, как видно из документа в источнике «Илэтхэл шастир», выделил огромную сумму - 18.000 ланов серебра в кредит для закупки скота населению. Бубей умер в 1730 г. и управление наследовал его старший сын Банди, который также верно служил маньчжурам и воевал против ойратов. После смерти последнего в 1737 г. его заменил Чингунджав, правивший 19 лет. Следует отметить, что о нем вообще мало сведений в китайских и монгольских источниках и только исключением является «Илэтхэл шастир». В 1751 г. за торговые связи с ойратами он был освобожден с должности и лишен всех званий. Вместо него, после тщательного подбора кандидатов, был назначен его родственник Эренчин. Последний в 1727 г. вместе в отцом Бубеем возвратил бежавшего из Халхи тувинского князя Хоролмая. За это и другие заслуги был награжден званием тайджи I степени, позже еще и званием гуна. В 1753 г. последовал приказ о поимке дзахчинского Мамуда, но Эренчин ссылаясь на то, что «убежала лошадь» не поймал его, чем вызвал гнев у помощника цзянь-цзюня Ценгунджава. Но весной 1754 г. под предлогом «за недостаточное принятие мер при покорении тувинских племен» был отстранен и в тот же год Чингунджав был восстановлен в своей должности. За военный поход в Или Чингунджаву присвоили звание джун-вана и назначили помощником цзянь-цзюня, что говорит об его особых заслугах перед маньчжурским императором. Кроме того, он вошел в историю как один из предводителей антиманьчжурского освободительного движения по всей Северной Монголии второй половины XVIII в. Он предстает перед нами как противоречивый человек - верный служитель императора и в то же время как организатор антиманьчжурской борьбы в Халхе. Китайский император ценил его за покорение тувинцев и несколько раз прощал его провинности и, как было сказано выше, даже был восстановлен в должности, чего случалось очень редко за весь период существования Цинской империи.
До императора дошли слухи о том, что Чингунджав отправил тувинца по имени Норов-Данзан для предупреждения о надвигающейся опасности Амарсану. Но он в очередной раз был помилован. В указе, изданном императором говорилось, что вместо того, чтобы воевать против Амарсаны и казахского Аблая, Чингунджав «мобилизовал своих подданных и поднял смуту в Халхе». Осенью 1756 г. император издал указ о поимке Чингунджава, где говорилось, что при покорении тувинских племен его главной целью было не приведение их китайскому императору, а мобилизация их для участия в антиманьчжурском движении. Кроме того, ему инкриминировалось невыполнение указа императора в поимке провинившегося тувинского князя Омбо и приговорил Чингунджава к смертной казни. За сохранение его жизни выступил глава Северной Монголии Джебзун-Дамба-хутухта, который был сторонником маньчжуров, но император не изменил своего мнения. Осенью 1756 г. Цэнгунджав
отправил Намжила с войском для поимки Чингунджава. В это смутное время из хошуна выехали все кто мог, а мужское население участвовало в антиманьчжурском восстании. Чингунджав вместе с семьей также бежал и в декабре 1756 г. был пойман на границе с Россией, а в феврале 1757 г. все были казнены в Пекине. Но вспомнив заслуги деда Чингунджава - Бубея, император помиловал его пятилетнего младшего сына от казни, о чем был издан указ. В частности, в нем говорилось, что «необходимо казнить предателя Чингунджава и его потомков, и лишь учитывая заслуги бейле Бубея помиловать и сохранить жизнь младшего сына Бари». В 1756 г. должность наследовал сын Эренчина - Ванбу-Дорджи. За военные заслуги в борьбе с ойратскими Даваци и Амарсаной был награжден павлиньим пером. Он, как свидетельствует источник, помогал китайскому императору в поимке Чингунджава. Данный поступок высоко оценил император и наградил его высокими званиями и должностями. Он правил хошуном меньше года и после его смерти хошун наследовал старший сын Цэдэв. Он за 28 лет правления был награжден различными знаками, званиями и должностями, в том числе по указу китайского императора в 1781 г. титул бейле сделал наследственным и навсегда закреплен за его потомками. Последним правителем, упоминаемый в сочинении, является Цэвдэнджав, назначенный на должность правителя хошуна в 1785 г.
В хошун Дуурэгч входили два тувинских отока - Маады и Чооду, которые кочевали по Бии_хему и его притокам Тапсе и Уюку.
Вторым тувинским хошуном был хошун Далай-гуна, который выделился из Дурегчи-ван хошуна. Первым правителем был Шагжи, сын Гэндэна. Шагжи вместе со своим старшим братом Бубеем участвовал в покорении тувинских племен (1715 г.) и поимке ойратского Лувсан-Шарава (1717 г.), за что в 1724 г. ему выделили хошун и присвоили звание гуна. В данный хошун входил Шалык сумон, располагавшийся по р. Самагалтаю.
Третьим тувинским хошуном был хошун Ахай-бейле, который был основан позже всех в 1757 г. Родоначальником хошуна являлся также потомок Гэндэна - Даши-Пунцаг, который отличился перед маньчжурами за военные заслуги в борьбе против тувинцев и Джунгарским ханством. Кроме того, он принял активное участие в подавлении антиманьчжурского восстания и поимке Чингунджава. В награду в 22 году правления Цянь-Луна (1757 г.) ему было выделен хошун. Через год он за освобождение пойманного тувинского «предателя и вора» Амгалангуда был освобожден от должности. Но после того, как он самолично его поймал и казнил, был восстановлен. Даши-Пунцаг правил 22 года и его наследовал Гомбоджав, правивший до 1796 г. В хошун Ахай-бэйлэ Дзасакту-хановского входил тувинский оток Сартул, кочевавший по р. Шуурмаку.
Как известно, Сайн-нойоновский аймак образовался в результате дробления аймака Тушету-хана. К первоначальным 19 хошунам впоследствии были присоединены еще 3 хошуна, два из которых являлись ойратскими хошунами. В состав последних входили 17 тувинских отока.
Тувинские племена, кочевавшие в бассейне р. Хемчик, были данниками вана Рабдана (Арабдана), который входил в хошун Бишрэлт бэйлэ Сайн-нойоновского аймака. После смерти Арабдана цзянь-цзюн Цогбадраху своим указом отправил своего сына бэйлэ Шарадма поделить хемчикских тувинцев между сыновьями Арабдана-бэйсэ Цэрэбом и гуном Дамби [8]. Бэйсэ Цэрэбу достались семь отоков или три сомона тувинских племен. В годы правления Сандагдоржи семь тувинских отоков были переданы в Управу бугдийн-дарга Тувы с сохранением сдаваемого ими количества налога. Из семи отоков образовали один хошун, известный впоследствии как Бээзи хошун (монг. Бэйсэ).
К гуну Дамби перешли десять сомонов. Но в 1764 г. за участие в антиманьчжурском восстании Чингунджава гун Дамби был лишен своего звания и данников. Правителем десяти сомонов был назначен дзайсан Шараб. Его хотели подчинить ближайшему монгольскому правителю, но поскольку такового не оказалось, присоединили к бугдийн-дарга Тувы, которым в то время был Монанджаб. Из десяти сомонов образовали один хошун, который стал называться Хемчикским. По данным известного историка Дулова, в состав этого хошуна входили следующие отоки: Донгак, Куулар, Тулюш, Соян, Сарыглар, Кара-Сал, Кужугет, Кыргыс, Долооннар, Тумат, Саая. Согласно тувинским летописям, Хемчикский хошун в 1808 г. был присоединен к четырем хошунам Танну-Урянхая [9].
В каждом сомоне были назначены дзанги, аругсан [10] дзанги, орулан-хухэгчи. Таким образом, почти треть тувинцев входили в состав монгольских хошунов. В Халху входили двадцать один тувинский оток. Все они впоследствии были переданы в подчинение бугдийн-дарга Тувы.
1. Bjamba. Asarayci neretü-yin teüke. Orosil bicijü, keblekü-dür beledkejü tayilburi kigsen Pringlei. Ulayanbayatur, 1960. С. 72-73.
2. Горохова Г.С. Очерки по истории Монголии в эпоху маньчжурского господства. М., 1980. С. 19.
3. Позднеев А. Монгольская летопись «Эрдэнийн эрихэ». Подлинный текст с переводом и пояснениями. СПб., 1883. С. 279.
4. Кон-тайзи - (монг. хун-тайджи). Титул князей.
5. Моисеев В.А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая (XVIII в.). М., 1983. С. 36
6. Там же. С.38.
7. Там же.
8. Бурдукова Т.А. «История прежних нойонов тувинского народа»//Мо^оИса. К 750-летию «Сокровенного сказания». М., 1993. С.136.
9. Там же. С.134
10. Аругсан-(aruysan) означает «исполняющий обязанности».
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Ванчигийн Удвал, Н.А. Ондар ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ И КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В СТРАНАХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ