Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 12 (227). История. Вып. 45. С. 10-15.
ИСТОРИЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ
Г. Н. Чагин
ЗАВОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ И ИХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС В XIXВЕКЕ
В статье рассматривается историко-культурное развитие поселений, возникших при заводах, и наиболее важные объекты наследия, которые сохранились до нашего времени.
Ключевые слова: поселение, завод, застройка, архитектура, культура, быт, жилище, одежда, театр.
История металлургического развития Пермского края знает 60 заводов, а это значит, что существовало 60 больших и малых заводских поселений. В них сосредотачивались гидросооружения, средства труда, запасы топлива, инженерные специалисты, рабочие, представители разных слоев интеллигенции. На предзаводской площади, обязательной для таких поселений, строились административные, торговые, жилые господские и культовые здания. В целом ансамбль зданий получался однотипным на всех заводах не только Пермского края, но и других территорий Урала1.
В. Н. Татищев в своем «Горном уставе» предлагал называть заводские поселения «горными заводами». Таковыми, как пишет Н. С. Попов в начале XIX в., их осознавало и население: «Селения, принадлежащие к фабрикам чугуноплавильным, медеплавильным, молотовым и проч., известны вообще под именем горных заводов»2.
Ученые расходятся во мнении, к какой категории поселений - городских или сельских
- относить заводские поселения3. Тому есть ряд причин. Во-первых, не существовало правительственного решения о признании их городами, и поэтому в них не функционировали учреждения по статусу «Городового положения» 1785 г., хотя это были промышленные поселения с соответствующей планировкой и архитектурой, с населением, в основном занятым в производственной сфере. Во-вторых, в быту населения сохранялось немало черт крестьянского образа жизни. В-третьих, не все городские поселения, имеющие этот статус официально, имели промышленное производство и поэтому не обладали высоким социально-экономическим уровнем развития.
В XIX в. основополагающим документом являлся «Проект Горного положения для управления заводов хребта Уральского» от
13 июля 1806 г. Согласно этому документу заводы признавались городским поселением с получением наименования ‘горный город’, установлением особого управления, сначала со стороны Пермского горного правления, с 1831 г. - Уральского горного правления в Екатеринбурге, а также горного округа и горного начальника. Но статус горного города на Среднем Урале имели только Екатеринбург и Дедюхин. Причем Дедюхин был безуезд-ным (заштатным) городом. Сопоставляя все аспекты развития заводского поселения, ряд исследователей для определения его статуса применили понятие ‘город-завод’4.
Одну из ярких характеристик облика заводского поселения Пермского края оставил нам Родерик Импи Мурчисон - английский ученый-геолог, совершивший в 1840-1841 гг. экспедиции в Пермский край, результатом которых стало выделение в строении Земли пермской геологической системы. Мурчисон с большой похвалой отзывался о заводских поселениях: «Ни одно географическое или статистическое сочинение не может передать ясного понятия о блестящем состоянии этих средоточий промышленности [т. е. заводских поселений. - Г. Ч.], каждое из них и более населено, и находится в более цветущем положении, нежели многие города, обозначенные на карте крупными буквами; не имея вовсе в виду вдаваться в политико-экономические подробности, не можем не заметить, что при горных заводах, и правительству, и частным лицам принадлежащих, находятся многие тысячи мастеровых и непременных работников, которых жилища и домовитость редко уступают мануфактурным городам Европы»5.
В этой характеристике очень важно свидетельство выдающегося ученого о том, что пермские заводские поселения имели облик европейских городов.
Культуре и быту населения заводских поселков как нового типа поселений были присущи устойчивые особенности. Пусть это были не столь однородные этнические черты, как у крестьянства, но всё же имелись реальные основания говорить о слое этнической специфичности, который следует воспринимать как часть народной культуры. Впервые на эту особенность обратили внимание участники экспедиции Института этнографии Академии наук, когда они в 1954 г. провели обстоятельные полевые исследования в заводских поселениях Пермского края6. Позднее некоторые отличия быта не только рабочих, но и других слоев населения отметили исследователи, которые имели в своем распоряжении в основном документальные источники. Но наблюдения их, касательно Пермского края, фрагментарные.
В целом быт заводского населения характеризовался более расширенными культурными потребностями, но в то же время наблюдалось влияние крестьянской культуры, поскольку среди рабочих значительную прослойку составляли старообрядцы. Таким образом, к изучению быта рабочих следует подходить дифференцированно, различая быт всех слоев населения заводских поселений. Задача эта важная, но в литературе она не получила еще освещения.
В Пермском крае к рубежу Х1Х-ХХ вв. наиболее развитыми заводскими поселениями являлись Пожва, Майкор, Чермоз, Очёр, Павловский, Дедюхин, Добрянка, Полазна, Суксун, Нытва, Лысьва, Пашия, Чусовой, Мотовилиха. При этом большинство из них превосходили уездные города Чердынь, Соликамск, Осу, Оханск по численности населения и инфраструктуре. Среди всех заводских поселений Пермского края особо выделялся поселок при Мотовилихинском заводе. Очевидцы давали ему такую характеристику: «Огромное селение Мотовилиха численностью жителей, постройками и внешним ви-
^ ^ 7
дом напоминает хороший уездный город»7.
В ряде поселений за счет расширения производства и торговли увеличивалось население, и в них создавался типичный городской уклад жизни. В советские годы такие поселения стали городами областного или районно-
го значения (Александровск, Кизел, Нытва, Чермоз, Очер, Лысьва, Добрянка, Чусовой) и поселками городского типа (Суксун, Павловский, Юго-Камский, Пожва, Майкор, Полазна, Пашия).
Помимо высказанной исследовательской темы, внимания заслуживает изучение тех объектов материальной культуры, которые сохранились до нашего времени. Поселения продолжают отличаться большой упорядоченностью застройки по линейному типу. Примерами подобных поселений являются города Очёр, Лысьва, Суксун, Нытва, Павловский, Добрянка, Пашия.
Материал, составляющий историкокультурное наследие заводских поселений Пермского края, достаточно обширный, и в небольшой статье хотя бы основной объем сведений представить невозможно. Мы лишь продемонстрируем самое важное, чтобы привлечь внимание исследователей для изучения и написания обстоятельного труда по культуре и быту населения заводских поселений Пермского края.
В поселениях заводского характера нынешний центр обычно совпадает с центром, сформировавшимся в XVIII - начале XX в. И это уже является ярким показателем сохранения традиций. Уличная система планировки, когда жилые дома располагаются по обеим сторонам проезжей части и обращены фасадами друг к другу, изначально являлась традиционной (Нытва, Лысьва, Очер). В отдельных случаях по берегам прудов и рек допускалась рядовая застройка, и тогда улица, как правило, проходила перед домами по краю берега (Суксун, Павловский, Очер, Пожва). Во всех поселениях выделялись территории под строительство жилых домов: состоятельным людям - в центре, а менее обеспеченным - на значительном расстоянии от него. Элементы такой застройки можно видеть в Очёре, Суксуне, Нытве, Лысьве, Кусье-Александровском. Для всех заводских поселений проекты размещения материальных объектов составлялись архитекторами заводских контор, поэтому в этом просматривается много общих черт.
Заводской вариант жилища обычно представлял собой не только трехкамерный дом (изба, клеть-горница и сени между ними), какой преобладал в сельской местности. Нередко дома рабочих были с одним жилым помещением, разделенным перегород-
ками и сенями. Два, а то и три окна дома и одно окно сеней обращались на улицу. Такие дома, построенные в начале XX в., имеются в Павловском, Суксуне, Пожве, Майкоре.
На рубеже XIX-XX вв. преобладающими становились двухкамерные дома в один этаж, а у состоятельных хозяев - в два этажа, при этом первый этаж использовался под кухню и мастерскую. Нередко жилище было пятистенным, когда две избы разделялись пятой капитальной стеной. В нем обычно поселялись большие семьи. Примеры подобного вида жилищ сохраняются в Молебке, Кыну, Суксуне, Лысьве, Нытве, Добрянке, Полазне, Пашии.
Процесс промышленного развития отразился на отделке жилых и общественных построек. Общей заметной тенденцией было покрытие крыш листовым железом и широкое использование металла, в том числе художественного. Решетки, скобы, петли, дверные запоры, воронки водосливов, навершья дымовых труб («надымники») - устойчивое явление, кое-где сохранившееся до нашего времени (Павловский, Очер, Суксун, Лысьва, Пожва, Майкор). Во внутренней отделке дома получают широкое распространение штукатурка и побелка стен.
Обилие однотипных усадеб в заводских поселениях всегда сильно поражало приезжих. Эту особенность, например, сохраняет Молебка, бывшее заводское поселение, а ныне село на р. Сылве. Здесь распространен тип усадьбы, носящий название «на три коня». Для него характерно наличие трех примыкающих друг к другу двухскатных крыш: одна на доме, вторая на холодном дворе и третья на теплом дворе, где амбары, погреб, завозня размещались параллельно двору и дому и таким образом образовывали третий ряд строений. Но некоторые дома в с. Молебка имеют четырехскатные крыши, как следствие развития типологии жилища. Они характерны для усадеб зажиточных рабочих, которые стремились к дробному членению жилой площади согласно ее функциональному использованию. Подобное жилище имели рабочие на восточной стороне Урала - в Первоуральске, Староуткинске, Ревде, Нижнем Тагиле8.
Богатые особняки в заводских поселениях единичны. Их мы обнаруживаем в Чермозе, Лысьве, Нытве, Суксуне, Очёре, Пожве. Характерные больше для провинциальной архитектуры, они не могли не влиять на вос-
приятие художественного облика поселения. Среди них ярким примером служат дома заводовладельцев Всеволожских в Пожве, Шуваловых в Лысьве, Каменских в Суксуне.
Непременной частью убранства домов являлась деревянная и каменная резьба. В дереве преобладает пропильная (сквозная) резьба. В резном уборе заводского жилища обнаруживается большее, чем в селах и деревнях, разнообразие направлений классического, барочного и эклектического стилей. Но, несомненно, здесь немало примеров того, что в развитии декорирования жилища присутствовало влияние города и села. По данным этнографов, декорирование имело широкое распространение в конце XIX - начале XX в. Эта картина наиболее ярко предстает в Суксуне, Нытве, Юго-Камском, Очёре, Павловском, Пашии.
К сожалению, декор рабочего жилища Прикамья никем не изучался, хотя эта форма бытования народного искусства широко сохраняется в наше время. Посещая некоторые заводские поселения, задаешь себе один и тот же вопрос: как возможно было достичь такого многообразия в бытовой художественной культуре и гармоничного воплощения его в соответствующей среде? Например, в поселке Павловском никого не оставят равнодушными печные трубы более 40 домов: над надетыми на них железными кожухами возвышаются миниатюрные елочки, а иногда и фигурки всадников на конях. В поселке Суксун удивляют деревянные с резьбой витые полуколонны с капителями, которыми закреплены углы жилых домов.
Одежда населения заводских поселений была очень близка к городской одежде, хотя и имела от нее некоторое отличие. Чаще шили ее из фабричных тканей. Многие современники отмечали щеголеватость в одежде заводского населения. Следствием проникновения в конце XIX в. в заводскую среду городского костюма является характеристика одежды, которую дал ей один из современников в поселке Чермозского завода: «...одевается молодежь исключительно в немецкое платье»9, т. е. не местных фасонов.
Новшества в одежду заводских жителей приходили с различной долей интенсивности. Люди состоятельные чаще покупали готовую одежду или шили ее из фабричных тканей. В тех поселениях, где усиленно развивались промыслы и торговля, например,
при Добрянском заводе, домотканина шла на рабочую одежду, а сарафаны, платья, фартуки шили из ярких фабричных тканей - ситцевых, атласных, кашемировых. Платки, шали, наколки из сатина становятся основными головными уборами. В начале XX в. одежду на городской манер чаще всего готовили свои швецы и портные. Обычно это были жены мастеровых и рабочих. Они шили пальто, сюртуки, рубашки с крахмальной грудью10.
В Юго-Камском поселке служащие и те из рабочих, кто приторговывал, надевали «сюртучный костюм», дополняя его перчатками и часами. Женщины любили носить казачки и юбки из одной и той же ткани. Среди молодежи распространялись шапки из материала, имитирующего каракуль.
Обувь тоже отличалась от крестьянской. Женщины надевали башмаки с резинками или на пуговицах, а мужчины - хромовые или лаковые сапоги. Чаще всего их шили местные чеботари. Но при всех изменениях в одежде, которые происходили на рубеже XIX-XX вв., поразительной стойкостью бытования обладали традиционные сарафан, рубаха-косоворотка, кафтан. Несомненно, это было вызвано преобладанием в заводских поселках старообрядческого населения.
О традициях и новациях в народном костюме писал И. И. Архангельский: «Заводского крестьянина вы всегда отличите по платью. Он одет щеголевато. Служащие заводские, равных положений и званий, носят немецкое платье, волосы стригут и часто, как чиновники, бреются. В подражание им и рабочая молодежь ходит стриженая, в сюртуках; носит длинные щегольские сапоги с калошами, в сухое даже время. Народ постарше одевается летом в зипуны (халат) шерстяные, самодельные и носит высокие, как цилиндры, шляпы. Старики и народ победнее ходят в лаптях. На работе: в кирпичной фабрике, при добыче руды, перевозке угля и проч., эта обувь считается самой удобной и легкой; ею тогда не гнушаются и заводские франты - молодые рабочие. Женщины по части нарядов из кожи, как говорится, лезут. Драповые бурнусы, модное пальто, кофты разной материи, платья шерстяные и шелковые - так и пестрят в праздничное время в церкви или на гулянье... Впрочем, мастеровому и средства позволяют хорошо одеваться»11.
Нередко в заводских поселениях наблюдались глубокие процессы интеграции куль-
турной среды всех слоев населения, причем результаты их осознавались самими жителями. О таком явлении, например, поведал священник В. Протопопов, прислав в 1849 г. в Ученый архив Русского географического общества «Этнографические сведения о жителях Юговского купца Кнауфа завода Осинского уезда12»: «.население так между собой сблизилось, сроднилось, уравнялось, что нет никаких признаков разночинства <.> оно перестало обращать внимание на то, откуда их предки <...> живут и думают так, как будто они коренные здешние жители»13.
Результаты аналогичного процесса констатировал еще один наблюдатель: «На Урале и теперь не редкость встретить не только в одном заводском округе, но и в одном заводе, потомков представителей как самых разнообразных типов русского народа, так и инородческого, даже иноземного населения. Но вся эта разнохарактерность происхождения сгладилась под гнетом общей доли и выработалась в особый, все-таки характерный тип горнозаводского рабочего. По отзывам всех наблюдателей, горнозаводские рабочие
- одни из более развитых интеллигентных представителей рабочего класса, и даже крепостное право не могло окончательно обезличить их и забить, как обезличило и забило массу крестьянского населения»14.
Культурный потенциал заводских поселений всегда оставался достаточно разнообразным и высоким. Здесь были больницы или госпитали, действовали различные учебные заведения. Каждый раз появление их становилось событием. Так, «Пермские губернские ведомости» в 1899 г. сообщали, что в поселке Кыновского завода состоялось «открытие и освящение нового здания больницы, устроенной заводоуправлением по всем требованиям современной медицины»15. Вскоре больница получила статус госпиталя Кыновского горнозаводского округа. Здание этого лечебного учреждения сохранилось до нашего времени.
К нуждам заводской службы были приспособлены школы для детей мастеровых и непременных работников в Чермозе, Пожве, Добрянке, Полазне, Лысьве. Когда требовалось обучать детей техническим знаниям и ремесленным специальностям, учителями становились представители чиновничества заводского ведомства. Дети заводских служащих обладали правом бесплатного обучения, в чем приходится видеть сословный подход
в образовании. Лучшие ученики по распоряжению заводского начальства направлялись для обучения в специальные учебные заведения - Уральское горное училище, Горную техническую школу, Пробирное училище и Школу земледелия и горнозаводских наук
С. В. Строгановой в Санкт-Петербурге.
Заводские поселения являлись центрами развития науки, литературы, искусства. Здесь формировались творческие кадры, внедрялись передовые достижения и распространялись научные знания. Так, в Чермозе в 1829 г. по проекту архитектора И. М. Подьячева строится церковь Рождества Богородицы с часами-курантами, изобретенными заводским механиком Е. Епишиным. На двух циферблатах, размещенных на западном фасаде церкви, показываются часы и минуты, месяцы года и дни месяца, фазы Луны в соответствии с датами. Архитектор А. З. Комаров проектирует Свято-Митрофаниевскую церковь в поселке Добрянского завода. Художник И. Н. Поляков, выпускник Чермозского художественного училища, создает видовые заводские пейзажи Чермоза, Полазны, пишет иконы для местных храмов16.
На Пожевском чугуноплавильном и железоделательном заводе под руководством выдающегося инженера, основоположника порошковой металлургии П. Г. Соболевского в 1817 г. были построены два первых камских парохода и созданы термолампы - источники газового освещения. Здесь же в 1839 г. строится первый отечественный паровоз широкой колеи. Типичная для русского классицизма постройка - дом владельца Пожевского завода - возводится в 1812-1817 гг. по проекту архитектора П. Д. Шретера.
В поселке Очёрского железоделательного завода инженер-механик Н. И. Мальцев и горный инженер П. А. Вологдин в 1885 г. устанавливают солнечные часы. Эти часы в наше время сохраняются в первоначальном виде.
Служащие и рабочие Лысьвенского горного округа сооружают в 1908 г. памятник бывшему владельцу округа графу П. П. Шувалову: проект по их заказу выполнял известный скульптор Л. В. Шервуд (1871-1954).
Поселок Полазна - родина писательницы
А. А. Кирпищиковой, в творчестве которой запечатлена жизнь заводского населения. Из крепостных заводчиков Всеволожских
вышел писатель И. С. Сигов. В его романе «На старом Урале» и других произведениях представлена живая, реалистичная картина общественной и культурной жизни Пожвы и Майкора. В поселке Пашийского завода в семье священника родился известный математик И. М. Первушин. Признанием его открытий явилось избрание членом Петербургской и ряда зарубежных академий наук.
Особым явлением культуры были театры, которые действовали почти при каждом заводе. Отнюдь не следует соглашаться с мнением некоторых исследователей, что в российской провинции театров было меньше, чем в столице. Наиболее ярко протекала театральная жизнь в Очере, Пожве, Чермозе, Лысьве, Кыну, Суксуне. История театра в Очере началась в 1807 г. по благословению заводовла-дельца П. А. Строганова и длится до нашего времени.
В Пожве сначала организовался хор с оркестром, а когда в 1814 г. прибыл на завод
В. А. Всеволожский, то развернулась кипучая театральная жизнь. Здесь шли не только отечественные произведения, но и модные французские оперы и водевили. По поводу репертуара Пожевского театра в исследованиях отмечается: «Сверяя этот список с пьесами, шедшими в те годы на профессиональных подмостках, мы можем констатировать значительное совпадение репертуара московских и петербургских театров и крепостного театра Всеволожского»17. В 1818 г.
В. А. Всеволожский вывез труппу в Санкт-Петербург, где она пользовалась успехом.
Нередко театральные коллективы приглашались не только на общественные, но и на семейные вечера. Так, В. Н. Берх, служивший советником Пермской казенной палаты, по случаю отъезда в Санкт-Петербург в 1821 г. устроил «пермякам подарок» - выступление в Перми приглашенных актеров крепостных театров из Очера и Пожвы.
По сообщению «Пермских губернских ведомостей», любители сценического искусства поселка Кын в конце XIX в. организовали театр, «дающий возможность обывателю получить эстетическое удовольствие, так необходимое и полезное в нашем уголке. 21 ноября ставили “Жертва за жертву”, драма Дьяченко, водевиль “Картинка с натуры”»18.
ПисательВ.И.Немирович-Данченко,побы-вавший в 1875 г. в поселке Александровского завода, в своих очерках отметил: «Вообще ра-
бочие, занимающиеся в механической мастерской, являются уже гораздо более развитыми, чем остальные. Они очень много читают, и не одну беллетристику, газеты для них делаются и потребностью. Здесь, например, в механической мастерской целые спектакли ставят, и часто. Недавно играли “Женитьбу” Гоголя, “Доходное место” Островского, “К мировому” В. Александрова. Вообще же в большом ходу здесь репертуар Островского. Нет такой пьесы его, которая бы здесь не была поставлена. По общим отзывам, играют отчетливо и толково. Зрителями являются администрация и рабочие со всего завода. Бывает человек до полутораста»19.
Таким образом, заводские поселения в течение длительного времени оставались крупными центрами производства и культуры. Промышленные предприятия были главными факторами их образования и развития. Культура и быт подчинялись нуждам производства и, как следствие, обретали своеобразие, обусловленное спецификой такого поселения.
Примечания
1 Иофа, Л. Е. Города Урала. Ч. 1. Феодальный период. М., 1951. С. 210-215, 258-265; Лотарева, Р. М. Города-заводы России XVIII
- первой половины XIX века. Екатеринбург, 1993. С. 5-6.
2 Попов, Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии. СПб., 1811. Ч. I. С. 331.
3 Голикова, С. В. Заводские поселки - особый тип уральских поселений XVIII - начала XX в. // Документ. Архив. История. Современность : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2003. С. 66-87; Чагин, Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX века. Пермь, 1995. С. 107-108; История Ура-
ла с древнейших времен до 1861 г. М., 1989.
С.422-423.
4 Иофа, Л. Е. Города Урала. С. 236.
5 Мурчисон, Р. И. Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского // Гор. журн. СПб., 1848. Кн. 1. С. 20-21.
6 Маслова, Г. С. Материальная культура русского сельского и заводского населения При-уралья (XIX - начало XX в.) / Г. С. Маслова, Т. В. Станюкович // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. М., 1960. С. 76-77.
7 Урал Северный, Средний, Южный : справ. кн. / сост. Ф. П. Доброхотов. Петроград, 1917.
С. 315.
8 Бубнов, Е. Н. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988. С. 82-93.
9 Новокрещенных, Н. Н. Чермозский завод, его прошлое, настоящее и летопись событий. СПб., 1889. С. 55.
10 Киселевская, С. Добрянский завод // Записки историко-бытового отдела Государственного Русского музея. Л., 1932. Вып. 2. С. 89-103.
11 Архангельский, И. И. Этнографические очерки горнозаводского населения Урала. Пермь, 1891. С. 9-10.
12 Ныне с. Калинино Кунгурского района Пермского края.
13 Архив Русского географического общества. Р. 29. Оп. 1. Д. 19. Л. 1-1 об.
14 Попов, Р. Горнозаводский Урал // Отечеств. зап. 1874. № 12. С. 331.
15 Перм. губерн. ведомости. 1899. № 222.
16 Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVIII - первой половины XIX века : каталог выставки. М., 1990.
17 Касперина-Азарян, А. Б. Театральная старина Урала. Екатеринбург, 1998. С. 85.
18 Перм. губерн. ведомости. 1899. № 261.
19 Немирович-Данченко, В. И. Кама и Урал. М., 1890. С. 125-126.