Научная статья на тему 'Завод и кафедра'

Завод и кафедра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / ПРОИЗВОДСТВО / КАДРЫ / ИННОВАЦИЯ / DEPARTMENT / PRODUCTION / PERSONNEL / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлов Владимир Федорович, Дмитриев Владимир Анатольевич, Распопов Владимир Яковлевич

Показано сотрудничество ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» и кафедры «Приборы управления» Тульского государственного университета по подготовке кадров и научно-техническим разработкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горлов Владимир Федорович, Дмитриев Владимир Анатольевич, Распопов Владимир Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORY AND DEPARTMENT

The cooperation between JSC «Michurinsky Plant «Progress» and the chair «Maa-agement devices» af the aula aStat Umveerity in framing personnel and scientific and technical developments was shoun.

Текст научной работы на тему «Завод и кафедра»

Chernomorskii Alexander Isaevich, candidate of technical sciences, professor, chernomorsckya yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Veremeenko Konstantin Konstantinovich, candidate of technical sciences, docent, konstvera,rambier. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Koshelev Boris Valentinovich, candidate of technical sciences, docent, borisko4 7@yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University)

УДК 531.383

ЗАВОД И КАФЕДРА

В.Ф. Горлов, В. А. Дмитриев, В.Я. Распопов

Показано сотрудничество ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» и кафедры «Приборы управления» Тульского государственного университета по подготовке кадров и научно-техническим разработкам

Ключевые слова: кафедра, производство, кадры, инновация.

Введение. Мичуринский завод «Прогресс» основан Министерством авиационной промышленности в 1957 г. как Государственный союзный завод п/я 10 для производства приборов и элементов авиационной техники.

В 1992 г. завод преобразуется в акционерное общество «Мичуринский завод «Прогресс» (МПЗ).

Предприятие располагает литейным и заготовительным производствами, включая штамповку и изготовление деталей из пластмассы, парком механообработки, цехом гальванопокрытий и покраски, намоточными и сборочными производствами, службами метрологии и контроля, цехом контрольных испытаний, инструментальным производством, техническими службами.

Сегодня завод располагает парком новейших станков ведущих мировых производителей: обрабатывающими центрами и прецизионными токарными станками М1ТБи1БЕ1К1, БСНЛиВЬШ., электроэрозионными станками с ЧПУ 8001СК, зубофрезерным станком КОЕРГЕЯ, а также оборудованием других фирм.

Система управления качеством сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 в области разработки и производства ВВТ, стандартов СРПП ВТ, включая ГОСТ РВ 0015-002-2012.

В настоящее время завод выпускает большое количество различных изделий, используемых практически на всех типах и видах летательных аппаратов, воздушного и наземного вооружения, производимых в России.

Другим направлением деятельности завода являются разработка и выпуск гражданской продукции для газовой и энергетической отраслей [1].

Кафедра «Приборы управления» (ПУ) Тульского государственного университета (ТулГУ) ведет свою историю от кафедры «Гироскопические приборы и устройства», основанной в 1961 г. в Тульском механическом институте для подготовки кадров по одноименной с названием кафедры специальности [2]. В 1963 г. на кафедре была открыта специальность «Электрооборудование летательных аппаратов» из-за возрастающей потребности в инженерах этого профиля в связи с развитием гражданского самолетостроения. В связи с уменьшением спроса на специалистов оборонных профилей в 90-е годы ХХ столетия на кафедре были открыты специальности «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» в 1992 г. и «Приборостроение» в 1993 г. В 1998 г. по инициативе ФГУП «КБП», в настоящее время АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова», на кафедре начата подготовка по специальности «Оптико-электронные приборы и системы».

В настоящее время на кафедре ПУ ТулГУ подготовка кадров ведется по двухуровневой системе (бакалавриат, магистратура) по следующим направления и профилям: «Системы управления движением и навигация» (24.03.02), «Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации» (24.04.02), «Оптотехника» (12.03.02), «Оптико-электронные приборы и системы» (12.03.02), «Электротехника и электроэнергетика» (13.03.02), Электрооборудование летательных аппаратов» (13.03.02).

Обучение по трем различным направлениям и профилям на одной кафедре на первый взгляд кажется избыточным. В действительности, если иметь в виду применение объектов изучения, то предметные области оказываются вполнее взаимосвязанными. Например, оптико-электронная аппаратура наблюдения, слежения и целеуказания на подвижных объектах любого базирования требует гироскопической стабилизации и управления, а применение различных электрических машин в качестве двигателей, датчиков момента и положения вполне очевидно в гиростабилизированных системах оптико-электронной аппаратуры. Примеры можно продолжать.

Кафедра «ПУ» ТулГУ обладает современной учебно-лабораторной базой по профилям подготовки «Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации» и «Электрооборудование летательных аппаратов», а значительная часть лабораторных работ по профилю «Оптико-электронные приборы и системы» проходит в АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова».

275

Цель статьи заключается в анализе результатов сотрудничества современного завода с многоплановым производством и университетской кафедры.

Сотрудничество между кафедрой «ПУ» ТулГУ и МЗП вначале было ограничено подготовкой молодых специалистов, в дальнейшем к этому направлению добавились повышение квалификации инженерно-технических работников (ИТР) и совместные опытно-конструкторские работы (ОКР).

Подготовка кадров ИТР. На МЗП была направлена первая большая группа молодых специалистов выпуска 1968 г., в их числе Б.Л.Розенфельд, Л.Г.Корепанов, Н.В.Якушев и другие. В последующие годы пока сохранялась система распределения вплоть до начала 1990-х годов на МЗП направлялись молодые специалисты, в том числе В.А.Дмитриев (выпускник 1973 г.), почетный выпускник кафедры, с 1996 по 2013 гг. -генеральный директор МЗП. На МЗП продолжают трудиться выпускники кафедры разных лет: М.И.Стрыгин - заместитель генерального директора по качеству (выпускник 1976 г.) А.М.Мусатова, Ю.А.Смирнова, Ж.В.Попова (выпускник 1989 г.) и другие.

Следует отметить, что выпускники других кафедр ТулГУ успешно трудятся на МЗП. В их числе технический директор Ю.В.Ведешкин, выпускник 1994 г. кафедры робототехнических систем.

Необходимо особо отметить инициативу В.А. Дмитриева, имеющую большое социально-нравственное значение, о направлении на учебу в ТулГУ воспитанников Заворонежского детского дома с. Заворонежское Мичуринского р-на. На заводе уже успешно трудятся выпускники кафедры 2010 г. С.В.Егоров (заместитель начальника цеха), Д.А.Вяткин (инженер-технолог 3-й категории) и выпускник 2012 г., Д.А.Остапец (инженер-технолог 2-й категории). Также работают на МЗП выпускники 2010 г., переехавшие в г.Мичуринск из других городов - М.И.Егорова (инженер-технолог 3-й категории) и С.И.Шепилов (главный конструктор).

В настоящее время по договорам с МЗП на кафедре обучают студентов из г.Мичуринска. Этот во многом уникальный опыт подготовки кадров стал возможным благодаря неформальной работе начальника отдела технического обучения и развития персонала И.В.Тушмаковой и директора по управлению персоналом Ю.В.Митиной.

В повышении интереса к специальности огромное значение имеют производственные и преддипломные практики, которые, как правило, проводятся с оформлением студентов на рабочие специальности.

Следует отметить доступность, несмотря на занятость, таких специалистов, как заместитель технического директора С.П.Ермилов, главный конструктор В.И.Сорокин, начальник лаборатории Г.П.Ермилова для получения консультаций руководителями практик от кафедры по проблемным вопросам производства и возможным направлениям совершенствова-

ния подготовки студентов в связи с текущими и перспективными задачами завода. В качестве примера можно отметить, что в 1990 г. по инициативе главного конструктора В.А.Шевякова был разработан учебный план для новой специализации, одобренной Министерством образования, «Радиоэлектронные устройства гироскопических систем управления и навигации». Была подготовлена не только учебно-методическая документация, но и организована учебная лаборатория. К сожалению, это начинание не удалось реализовать, так как у завода изменились приоритеты. Но поставленная заводом задача и работа кафедры по ее реализации привели к пониманию необходимости усиления подготовки по электронике и микропроцессорной технике. Эта необходимость нашла отражение в учебных планах по всем трем направлениям обучения студентов. Корректировка учебных планов в этом направлении была выполнена под руководством профессора кафедры Ю.В.Иванова.

Примерами явного влияния на учебный процесс стало содержание книги «Авионика России», которую в связи с 40-летием кафедре подарил завод. Ее содержание, в том числе разделы «Пилотажно-навигационные комплексы», «Электрооборудование», «Оптико-электронные аппараты», подтвердило, что все три направления и соответствующие им профили являются основой подготовки по аппаратно-программному комплексу летательных аппаратов - авионике [3]. Учебный курс с аналогичным названием является частью учебного плана для магистрантов направления подготовки «Системы управления и навигация», а для бакалавров этого направления разработан курс «Микросистемная техника»

[4].

Отметим, что гироскопическая продукция МЗП (гироскопы с кар-дановым и шарикоподшипниковым подвесами, гиростабилизаторы) является предметом изучения в учебниках [5] и учебных пособиях [6].

Повышение квалификации ИТР. Наиболее продуктивной формой повышения квалификации является обучение на 72-часовых курсах с выдачей удостоверения об их окончании. Программы курсов согласовываются с руководством завода и зависят от текущих или перспективных задач МЗП. Небольшие по количеству участников группы, как правило, от шести до десяти человек, дают возможность полноценно использовать лабораторные возможности кафедры. Особенно продуктивны результаты обучения, если инженеры приезжают с конкретными задачами, которые они решают на своих рабочих местах.

В условиях любого завода, в том числе и МЗП, все же трудно практически на две недели отвлекать работников от производства. В этом случае для чтения лекций и консультаций по конкретным темам приглашались преподаватели кафедры. С подобными миссиями выезжали С.В.Рогов, Ю.В.Иванов, Д.М.Малютин, В.Я.Распопов.

277

Группа ИТР МЗП с преподавателями кафедры (2008 г.) (второй ряд слева: И.П. Морозов, Ю.В. Иванов, Д.М. Малютин,

крайний справа - С.В.Рогов)

Здесь можно отметить, что г. Мичуринск со статусом наукограда имеет одно высшее учебное заведение - Аграрный университет, который готовит технических специалистов, но с профильным образованием, далеким от гироскопической техники. В связи с этим понятна озабоченность руководства МЗП о необходимости дополнения общетехнических знаний выпускников Аграрного университета специальными знаниями, хотя бы на уровне основных понятий, гарантирующих осмысленное участие в производстве изделий авиационного профиля.

Очевидно, что собственные перспективные разработки МЗП, помимо серийного производства, требуют подготовки кадров высшей квалификации. Началом этой работы можно считать обучение в заочной аспирантуре ТулГУ за счет завода главных конструкторов тематических направлений П.Е.Желтикова (научный руководитель Р.В.Алалуев) и С.И.Шепилова (научный руководитель В.Я.Распопов).

Следует отметить, что процесс обмена профессиональной информацией является взаимным. Преподаватели кафедры, имея возможность общения с руководством МЗП и главными специалистами, получают информацию о состоянии и направлениях развития авиационной и других отраслей. Например, весьма поучительны совместные, почти регулярные посещения МАКС в г. Жуковский с пояснениями об образцах авиационной техники ее замечательного знатока С.П.Ермилова (выпускник МАИ).

278

Лекция В.Я. Распопова о современных типах гироскопов: в первом ряду слева направо Д.М. Малютин, В.А.Дмитриев, В.П.Рожков, М.В.Каплин, Ю.В.Ведешкин, В.Ф.Горлов, Ю.В.Митина

МАКС 2011 г. Заместители технического директора МЗП С.П. Ермилов (слева), А.А. Нечаев (справа)

279

Опытно-конструкторские работы. Одной из первых хоздоговорных работ, выполненных в 1988 г. по инициативе В. А. Шевякова, была ОКР по разработке стенда с автоматизированным измерением характеристик гироскопа МГТУ-05, разработанного ОКБ «Темп-Авиа». Тематика по разработке испытательных стендов продолжалась, но наиболее значимые ОКР были выполнены, начиная с 2001 г., их можно разделить на три группы: выполненные по инициативе МЗП, по предложениям кафедры и ОКР по заданию третей стороны, в которых кафедра «ПУ» ТулГУ и МЗП являются соисполнителями.

Примерами ОКР, выполненных по техническим заданиям (ТЗ) МЗП, являются малогабаритная система ориентации (МСО) магнитометрического типа (2003-2004 гг.) и универсальный асинхронный электропривод запорной арматуры с выдвижным шпинделем и оптико-электронным датчиком положения (2010-2013 гг.). Разработка МСО магнитометрического типа, комплексированная с акселерометрической системой ориентации, потребовала проведения серьезных исследований по девиации магнитных датчиков и алгоритмов определения углов наклона объекта, на котором размещается МСО [7].

Разработка универсального асинхронного электропривода с интеллектуальной системой управления для запорной арматуры атомных электростанций была выполнена в соответствии с приказом № 218 Минобр-науки, в соответствии с которым завод (МЗП), выигравший конкурсную заявку, получал бюджетные деньги и перечислял их исполнителю - вузу (ТулГУ). Важнейшее значение имела строгая финансовая дисциплина по расходованию средств, которая надлежащим образом исполнялась финансово-экономической службой МЗП, возглавляемой А.Ю. Тернавским. Работа была успешно выполнена и благодаря тесному взаимодействию сотрудников кафедр «ПУ» и «Детали машин и механизмов» ТулГУ и специалистов завода А.В. Дмитриева, М.В. Терешкина, Ю.В. Ведешкина и сотрудников производственных цехов. Принимаемые технические решения обсуждались на технических совещаниях МЗП и утверждались генеральным директором.

По результатам ОКР изготовлена опытная партия электроприводов, испытанных на арматуростроительных заводах, проведена международная конференция, опубликованы многочисленные научные труды, в том числе в зарубежных изданиях, а также итоговая монография [8].

Технические решения, заложенные в конструкцию электропривода, в том числе запатентованные, послужили основой для разработки малогабаритного, многофункционального электропривода для трубопровода арматуры кораблей ВМФ. Работа, выполненная коллективом авторов МЗП и ТулГУ (В.Я.Распопов, В.И. Родионов, М.Г. Погорелов) отмечена премией им.С.И. Мосина за 2016 г.

Обсуждение технического решения по электроприводу на кафедре «ПУ» (справа налево): В.А. Дмитриев, М.В. Терешкин,

В.Ю.Иванов, Р.В. Алалуев

Лауреаты премии им. С.И. Мосина 2016 г. (слева направо): В.Ф. Горлов (генеральный директор ОАО «МЗП» с 2012 по 2017гг.), В.Я. Распопов, В.А. Дмитриев, А.В. Дмитриев, Ю.В. Ведешкин

Из ОКР, выполненных по инициативе кафедры, можно отметить разработку беспилотного летательного аппарата (БПЛА) сельскохозяйственного назначения (2009, 2010 гг.) и микросистемного автопилота (АП) для БПЛА. Первая разработка интересна тем, что в качестве планера использована одна из авиамоделей, выпускаемая в Китае, вполне доступная по цене, даже с учетом ее возможной потери в результате аварии. Доступность по цене БПЛА обусловлена также применением недорогой пирометрической курсовертикали. БПЛА применялся Аграрным университетом г.Мичуринска для обследования состояния опытных садов. Микросистемный АП обладает малыми энергопотреблением, массой и габаритами, имеет ОР8-приемник и может быть применен на любых малоразмерных подвижных объектах любого базирования. Особенности построения гировертикали и микросистемного АП приведены в работе [4].

После совещания в МЗП (справа налево): А.Е. Яковлев, начальник отдела КБП; Д.М. Малютин; В. С. Фимушкин, начальник отделения КБП; В.А. Дмитриев, В.Я. Распопов

Одной из ОКР, выполненной по заданию ГНПП «Сплав», явилась разработка измерителей угловых перемещений (ИУП-01, ИУ-02) продольной оси летательных аппаратов. ИУП-01 имеет электрический привод и может работать в режиме генератора при отключенном питании, а ИУП-02 имеет пружинный запуск с последующей работой ротора на выбеге. ОКР была выполнена большим коллективом исполнителей, включающим группу конструкторов из ГНПП «Сплав», инженера-конструктора Н.В. Сорокину (МЗП), разработчиков кафедры «ПУ» (В.И.Горина, С.В, Телухина), и завершилась выпуском опытной партии, прошедшей лабораторные и заводское испытания.

По заданию ГНПП «Сплав» выполнена разработка акселерометра с частотным выходом (2009 г.). В основу разработки акселерометра с частотным выходом положена конструкция акселерометра АК-5-50, серийно выпускаемого МЗП. Частотный выход и алгоритмическая компенсация температурных погрешностей акселерометра делают возможным его включение в цифровые информационно-измерительные системы динамичных подвижных объектов [9].

В 2015, 2016 гг. кафедрой «ПУ» по заданию ОАО «КБП им. академика А.Г. Шипунова» разработан гироскопический датчик углов (ГДУ) на базе гироскопа, серийно выпускаемого МЗП, для работы в системе стабилизации и управления оптико-электронной аппаратурой. Промышленное производство осваивает МЗП.

В разработке ГДУ заняты В.С, Фимушкин, А.Е. Яковлев, Б.В. Гря-зев (АО «КБП»); Р.В. Алалуев, Д.М. Малютин, Ю.В, Иванов, А.В.Ладонкин, В.Я. Распопов (кафедра «ПУ» ТулГУ); С.И. Шепилов, А. А. Начаев (МЗП).

Заключение. Мичуринский завод «Прогресс» является не только серийным заводом, выпускающим продукцию для авиационной, нефтегазовой и других отраслей экономики РФ, но и участником инновационных разработок. Кафедра «Приборы управления» ТулГУ - многолетний, надежный партнер в подготовке кадров, повышении квалификации ИТР и проведении совместных ОКР.

Список литературы

1. Бельянинова С.Н., Кузьмина Л.Я., Семёнов Е.М. По имени «Прогресс». Мичуринск: ИП «Потапов В.С.», 2007. 215 с.

2. Распопов В.Я., Родионов В.И. Плавание сквозь годы. Тула: Гриф и Ко, 2001. 216 с.

3. Грязев М.В., Кухарь В. Д., Распопов В.Я. Подготовка специалистов по авионике в Тульском государственном университете // Известия вузов. Приборостроение. 2012. Т. 55. № 12. С. 56-59.

4. Распопов В.Я. Микросистемная авионика. Тула: Гриф и Ко, 2010.

247 с.

5. Лукьянов Д.П., Распопов В.Я., Филатов Ю.В. Прикладная теория гироскопов: учебник. С.Петербург: Гос. научный центр РФ «ОАО» Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2015. 315 с.

6. Распопов В.Я. Теория гироскопических систем. Гиростабилиза-торы: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 386 с.

7. Система для определения параметров ориентации подвижного объекта по показаниям магнитных датчиков / М.Г. Погорелов, Д.М. Малютин, А.П. Шведов // Датчики и системы. 2009. № 5. С. 51 - 55.

8. Электропривод трубопроводной арматуры / Р.В. Алалуев [и др.]; под ред. В.Я. Распопова. М.: Машиностроение, 2012. 385 с.

283

9. High - precisionalgorithmiccompensation of temperature instability of accelerometersscaling factor / R.V. Alaluev [et al.] // Automation and Remote Control. 2011. Vol. 72. № 4. P. 853 - 862.

Горлов Владимир Федорович, ген. директор, progressatntl. ru, Россия, Мичуринск, ОАО «МЗП»,

Дмитриев Владимир Анатольевич, канд. экон. наук, пом. ген. директора, progressatntl.ru, Россия, Мичуринск, ОАО «МЗП»

Распопов Владимир Яковлевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, tgu-pu@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FACTORY AND DEPARTMENT V.F. Gorlov, V.A. Dmitriev, V. Ya. Raspopov

The cooperation between JSC «Michurinsky Plant «Progress» aad the chair «Maa-agement devices» af the «ula Staae Univeerity in training personnel and scientific and technical developments was shoun.

Key words: department, production, personnel, innovation.

Gorlov Vladimir Fedorovich, general director, progressatntl. ru, Russia, Michurinsk, JSC "Michurinsk Plant" Progress",

Dmitriev Vladimir Anatolievich, candidate of economics sciences, assistant to the general director,« progressa tntl.ru, Russia, Michurinsk, JSC "Michurinsk Plant" Progress",

Raspopov Vladimir Yakovlevich, doctor of technical sciences, professor, head of chair, tgupu'a yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.