ЗАВИСИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ОТ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Лиходед Я.В., Клопов Р.В., Лиходед В.С.
Запорожский национальный университет
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальных исследований, целью которых была оценка зависимость здоровья школьников 7-14 лет проживающих в 30-км зоне АЭС от их образа жизни. Произведен сравнительный анализ с нормативными показателями, определена степень взаимосвязи уровня физического здоровья с психоневрологическими расстройствами, сформированностью гигиенических навыков, успеваемостью, режимом дня, пропусками по болезни. Выявлены причины нарушения здоровья школьников и пути их коррекции.
Ключевые слова: школьник, здоровье, образ жизни, обучение.
Анотація. Лиходед Я.В., Клопов Р.В., Лиходед В.С. Залежність здоров’я школярів від їхнього способу життя. В статті представлені результати експериментальних досліджень, метою яких була оцінка залежності здоров'я школярів 7-14 років, які проживають у 30-км зоні АЕС, від їх способу життя. Проведений порівняльний аналіз з нормативними показниками, визначений ступінь взаємозв'язку рівня фізичного здоров'я з психоневрологічними розладами, сформованістю гігієнічних навичок, успішністю у навчанні, режимом дня, пропусками за хворобою. Виявлені причини порушення здоров'я школярів і напрямки їх корекції Ключові слова: школяр, здоров'я, спосіб життя, навчання.
Annotation. Lihoded Y a.V., Klopov R.V., Lihoded V.SDependence of health of schoolboys on their mode of life.
The article focuses on the results of the experiment related to research into correlation between health and lifestyle of schoolchildren residing in the 30-km satellite area of nuclear power plant. The authors present the comparative figures, define the degree of interdependence of health and mental disorders, hygienic skills, academic performance, classes missed on illness. The article outlines the main reasons for health disorders and ways of its normalizing.
Keywords: schoolboy, health, mode of life, learning.
Введение.
Согласно современным представлениям, здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, что превышает суммарную значимость таких факторов, как наследственность, состояние окружающей среды, доступность и качество медицинских услуг [1,2].
Особая роль принадлежит этой зависимости в процессе формирования здоровья у детей и подростков которое может быть успешным только при условии рационального режима дня, оптимальной двигательной активности и полноценного питания.
Соответственно можно предположил, что у детей, проживающих в 30-км зоне АЭС, одной из главных причин, обуславливающих неудовлетворительное состояние здоровья, является несоблюдение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ), как и в любом другом регионе.
Работа выполнена по плану НИР Запорожскогонационального университета
Формулирование целей работы.
Цель работы: определить направления оптимизации образа жизни школьников7-14 лет, проживающих в 30-км зоне АЭС в соответствии с гигиеническими обоснованными нормами двигательной активности, рационального режима учебы и отдыха, питания с целью повышения эффективности учебного процесса за счет нормализации уровня физического здоровья.
Результаты исследо ваннії.
Для выяснения причин неудовлетворительногосостояния здоровья школьников 7-14 лет проживающих в 30-км зоне АЭС нами использована методика, предложенная сотрудникамиРеспубликанскогоНИИ охраны здоровья детей и подростков [3]. Результаты анкетирования позволяют определить соответствие отдельных компонентов дня школьника и его образа жизни в целом возрастным гигиеническим нормам и требованиям. В итоге определяется уровень сформированности гигиенических навыков, который может быть оценен как очень плохой (15-22 балла), неудовлетворительный(23-30), удовлетворительный(31-38), хороший (более 38 баллов). В любом случае имеют место соответствующие рекомендации: от немедленных и принципиальных до желательных, что расширяет возможности методики от оценочных до коррекционных
Использование указанной методики для оценки уровня сформированности здорового образа жизни (УСЗОЖ) у энергодарских школьников позволило установить, что у 42,11% семиклассников он характеризуется как неудовлетворительными очень плохой, и лишь у одного из школьников в полной мере соответствует возрастным гигиеническим нормам (см табл. 1).
Таблица 1
Оценка уровня сформированности ЗОЖу школьников 13-14 лет (%)
Хороший У довлетворительный Неу довлетворительный Очень плохой
1,32 56,57 39,47 2,64
Хотя данные, представленные в таблице 2, не подтверждают предположение о прямой зависимости физического здоровья от уровня сформированности ЗОЖ, по нашему мнению, их следует трактовать как свидетельство того, что неудовлетворительныйобраз жизни определяет ухудшениездоровья.
Зависимость уровня физического здоровья от образа жизни выражается в том, что примерно у 90% школьников оба изучаемые показатели оцениваются как неудовлетворительные
Таблица2
Распределение школьников по группам в зависимости от уровня физического здоровья и УС ЗОЖ
У ровень здоровья n УС ЗОЖ, %
хороший У довлетворительный Неу довлетворитель ный
Низкий 35 2,86 57,14 40,00
Ниже среднего 18 - 55,55 44,45
Средний 16 - 62,50 37,50
Выше среднего 6 - 66,66 33,33
Высокий 1 - 100 -
В данном случае речь идет уже не о динамике процесса, а о его последствиях В то же время отчетливо проявляется связь психоневрологическихрасстройств (ПНР) с низким уровнем УС ЗОЖ (табл. 3).
Таблица 3
Распределение учащихся по группам в зависимости от УС ЗОЖ и наличия ПНР (%)
УС ЗОЖ N ПНР
Хороший 1 -
У довлетворительный 43 35,55
Неу довлетворительный 30 66,66
Очень плохой 2 100
Указанные закономерности наглядно представлены на рис. 1 - уровень физического здоровья у школьников 13-14 лет практически не зависит от их образа жизни, тогда как выраженность психоневрологическихрасстройств характеризуется достоверной отрицательной корреляцией с УС ЗОЖ.
В свою очередь, несоблюдение принципов рационального режима дня и питания, низкий уровень двигательной активности негативно сказывается на учебной деятельности школьников, о чем свидетельствует достоверная корреляция между количеством пропусков занятий по болезни, успеваемостью и уровнем сформированности ЗОЖ (рис. 1). _____________________________
Уровень физического здоровья
.Выраженность
гс их он ей рологиЧ еС к И X расстройств
0,36*
Пропуски занятий но болезни
0,58*
*- достопериость корреляции (р<0,05)
Рис. 1 - Корреляция (R) уровня сформированности здорового образа жизни (ЗОЖ) с показателями здоровья и
успеваемости у школьников 13-14 лет из 30-км зоны А ЭС.
О
7%
50,47%
48%'
Обозначения:
Обозначения:
П^альше 6 12 - б часов □ меньше 2 Q больше 2 Н1_2часа Пменее1
Двигательная активность (часы/сутки)
10,62%
53,98%
Пребывание на открытом
воздухе (часы/сутки) 620%
58,40% 34,40%
35,40%
Обозначения:
П постоянно □ иногда
Утренняя зарядка (выполнение)
нет
Обозначения:
I I постоянно И иногда П нет
Закаливающие процедуры (выполнение)
Обозначения Обозначения:
О больше 4 ЦЦ 3 - 4 приема Н 2 и менее I I больше 3 11 - 3 часа I Меньше 1
Режим питания (приемы Приготовление домашних
пищи/сутки) заданий (часы/сутки)
Обозначения: Обозначения:
13 и больше Ц до 1 П нет П больше 9 И 8 - 9 часов |Щ меньше 8
Время просмотра телепередач Продолжительность ночного
(часы/сутки) сна (в часах)
Рис. 2. Режим дня школьников из 30-км зоны А ЭС
Как свидетельствуют данные, представленные на рис. 2 наиболее существенными недостатками режима дня обследованных школьников являются:
- низкий уровень двигательной активности (у 52%);
- пренебрежение закаливанием (93,8%) и утренней зарядкой (89,38%);
- недостаточная продолжительность ночного сна (у 29,2%);
- несоблюдение режима питания (21,37%).
Соответственно, удовлетворительноеи плохое самочувствие в конце учебного дня отмечается у 71,05% учеников
Таким образом, можно заключить, что у детей, проживающих в 30-км зоне АЭС, к 15-летнему возрасту не формируется оптимальный уровень ЗОЖ, что является одной из главных причин неудовлетворительного состояния из здоровья.
Важнейшей функцией школы является обучение детей и подростков а критерием эффективности учебновоспитательной работы - их успеваемость
Влияние оздоровительных мероприятий на организм детей и подростков как фактора, улучшающего их адаптацию к учебной деятельности - одна из основных проблем педагогики и гигиены. В частности, не вызывает сомнений тезис о положительной связи здоровья и успеваемости [4].
Однако в исследованиях такого рода чаще речь идет о хронической патологии, тогда как не меньшую роль в дезадаптации школьников к учебной деятельности могут играть функциональные нарушения их физического и психического развития. Так, Н.Т. Лебедевой, наблюдавшей одних и тех же школьников с первого по десятый класс, установлена взаимосвязь их двигательного режима, здоровья и успеваемости - у 83% учащихся успеваемость и двигательная активность изменялись однонаправленс[4]. Выполнение гигиенически обоснованного двигательного режима почти в 2 раза снижало текущую заболеваемость школьников повышало их успеваемость Учащиеся 1-7 классов, выполняющие норму суточного числа движений, пропустили по болезни в 1,8 (девочки) ив 4,1 раза (мальчики) учебных дней в году, меньше по сравнению со своими сверстниками с низким уровнем двигательной активности Среди школьников 1-4 классов, выполняющих двигательный режим, средний балл успеваемости составил 4,3, а среди учащихся с малой локомоторной активностью - 3,7.
Таблица 4
Взаимосвязь успеваемости и состояния здоровья у школьников 7-14 лет
У спеваемость баллы п Физическое здоровье, баллы Физическая подготовленность баллы Психоневрологические расстройства, баллы Режим дня, баллы Пропуски занятий по болезни, уроки/1 чел/уч.год
В целом (3,92±0,03) 306 44,32±0,84 28,05±1,76 31,07±2,43 34,1±1,4 28,2±1,73
В том числе:
Мальчики (3,84±0,05) 141 46,5±1,62* 33,15±1,15* 23,18±3,5* 33,8±1,2 26,35±1,5
Девочки (4,05±0,05) 165 35,12±1,18 28,02±1,3 36,99±2,84 35,4±1,8 29,14±1,2
Средний балл:
5,0-4,0 146 42,92±1,36 26,19±1,28 29,4±3,76 36,5±1,2* 23,9±1,2*
3,99-3,0 160 45,03±1,32 28,92±1,35 31,79±2,94 31,7±1,1 29,5±1,12
Премечания: *- достоверность различий в сравниваемых группах (р < 0,05)
Данные, представленные в табл. 4, в основном соответствуют результатам Н.Т. Лебедевой, характерным для школьников с активным двигательным режимом. У энергодарских детей и подростков средний балл успеваемости составляет 3,92, а количество пропусков по болезни - 28,2 уроков^ чел.
Однако при этом у них физическое здоровье оценивается как «ниже среднего), физическая подготовленность как «низкая». Для школьников характерна высокая вероятность психоневрологических расстройств (пороговое значение 27,2 балла) и УС ЗОЖ, требующий коррекции (ниже 38 баллов).
Следует отметить, что авторы методики, использованной нами для оценки УС ЗОЖ, трактуют ее результаты как показатель сформированности гигиенических навыков. Соответственно, валеологическое образование и воспитание школьников следует рассматривать как важное условие повышения эффективности учебного процесса. У спеваемость девочек несколько выше, чем мальчиков, хотя у них относительно ниже уровень физического здоровья и физической подготовленности а также больше выраженность ПНР.
При этом режим дня и количество пропусков занятий у мальчиков и девочек различаются недостоверно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что дети, различающиеся по успеваемости, в основном характеризуются одними и теми же параметрами физического и психического здоровья. Однако у них достоверно различаются количество пропусков занятий по болезни и уровень сформированности гигиенических навыков.
Выводы.
Следовательно, оптимизация образа жизни школьников в соответствии с гигиеническими обоснованными нормами двигательной активности, рационального режима учебы и отдыха, питания позволяет
влиять на эффективность учебного процесса.
Соответственно, основные причины нарушения здоровья у школьников из г. Энергодара, можно предполагать не в связи со специфическими социально-экологическими условиями района размещения АЭС, а с общими недостатками сложившейся системы формирования здоровья подрастающего поколения
В триаде социальных функций школы «обучение - воспитание - оздоровление) иерархическая последовательность сугубо условна. Ухудшение здоровья детей ставит под сомнение само существование нации, в связи, с чем необходимы разработка и реализация разноуровневых (государственная - школьная) программ превентивной коррекции здоровья в условиях общеобразовательной школы.
В частности, это важно для радиационно-контролируемых регионов, условия которых определяют у детей широкий спектр морфофункциональных нарушений физического и психического развития, что обуславливает необходимость его своевременной превентивной коррекции [5,6].
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем зависимости здоровья школьников от их образа жизни.
Литература:
1. Паффенбаргер Р.С., Ольсен Э. Здоровый образ жизни. К.: Олимпийская литература, 1999.- 319 с.
2. Сердюковская Г.Н. Задачи психогигиены и пути её развития // Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской Г.Г ельница - М.: Медицина, 1985. -224 с.
3. Скринінг-тестування здоров’я дітей шкільного віку та підлітків // Методичні рекомендації! - Харків, 1996.
- 24 с.
4. Лебедева Н.Т., Лебедев В.М. Индивидуальные проявления двигательной активности школьников / Оптимізація процесу фізичного виховання в системі освіти. - Київ-Тернопіль. - 1997. - С. 171-173.
5. Лиходед В.С., Клопов Р.В., Лиходед Я.В. Физическая реабилитация персонала АЭС. Запорожье: ЗГУ, 2003.
- 203 с.
6. Лиходед Я.В., Клопов Р.В. Лиходед В.С. Здоровье детей в регионе АЭС - Запорожье, 2006. - 193 с.
Поступила в редакцию 17.05.2008г.