Научная статья на тему 'Континуум нарушений здоровья у детей в регионе АЭС'

Континуум нарушений здоровья у детей в регионе АЭС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СМЕРТНОСТЬ / СКРИНИНГ-ТЕСТИРОВАНИЕ / КОНТИНУУМ / ЗДОРОВ'Я / СМЕРТНіСТЬ / СКРіНіНГ-ТЕСТУВАННЯ / HEALTH / MORTALITY / HEALTH LEVEL / SCREENING TESTING / NPP / CONTINUUM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лиходед Виктор Степанович, Клопов Роман Викторович, Лиходед Ярослав Викторович

Представлены данные о нарушениях здоровья у детей 7-14 лет. Проанализированы уровень здоровья, структура заболеваемости, смертность. Определены перспективные направления коррекционно-профилактической работы. Безопасный уровень индивидуального здоровья у детей к началу репродуктивного и трудоспособного периода (15 лет) может сформироваться лишь в единичных случаях. Своевременные профилактические и лечебные мероприятия позволяют остановить каскад донозологических и патологических изменений, обеспечить возврат к исходному потенциалу индивидуального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuum of violations of health for children in the region of NPP AREA

Information is presented about violations of health for children 7-14 years. A health level, structure of morbidity, death rate, is analysed. Perspective directions are certain to correction-prophylactic works. A safe individual health level for children to beginning of genesial and able to work period (15 years) can be formed only in solitary instances. Timely prophylactic and medical measures allow to stop the cascade of prenosological and pathological changes, provide a return to initial potential of individual health.

Текст научной работы на тему «Континуум нарушений здоровья у детей в регионе АЭС»

Континуум нарушений здоровья у детей в регионе АЭС

Лиходед В.С., Клопов Р.В., Лиходед Я.В.

Запорожский национальный университет

Аннотации:

Представлены данные о нарушениях здоровья у детей 7-14 лет. Проанализированы уровень здоровья, структура заболеваемости, смертность. Определены перспективные направления коррекционно-профилактической работы. Безопасный уровень индивидуального здоровья у детей к началу репродуктивного и трудоспособного периода (15 лет) может сформироваться лишь в единичных случаях. Своевременные профилактические и лечебные мероприятия позволяют остановить каскад донозологических и патологических изменений, обеспечить возврат к исходному потенциалу индивидуального здоровья.

Ключевые слова: здоровье, смертность, скрининг-

тестирование, континуум.

Лиходед В.С., Клопов Р.В., Лиходед Я.В. Континуум порушень здоров'я в дітей у регіоні АЕС. Представлено дані про порушення здоров'я у дітей 7-14 років. Проаналізовано рівень здоров'я, структура захворюваності, смертність. Визначено перспективні напрямки корекційно-профілактичної роботи. Безпечний рівень індивідуального здоров'я у дітей до початку репродуктивного і працездатного періоду (15 років) може сформуватися лише в одиничних випадках. Своєчасні профілактичні і лікувальні заходи дозволяють зупинити каскад донозологічних і патологічних змін, забезпечити повернення до вихідного потенціалу індивідуального здоров'я.

здоров'я, смертність, скрінінг-

тестування, континуум.

Likhoded V.S., Klopov R.V., Likhoded Y.V. Continuum of violations of health for children in the region of NPP AREA.

Information is presented about violations of health for children 7-14 years. A health level, structure of morbidity, death rate, is analysed. Perspective directions are certain to correction-prophylactic works. A safe individual health level for children to beginning of genesial and able to work period (15 years) can be formed only in solitary instances. Timely prophylactic and medical measures allow to stop the cascade of prenosological and pathological changes, provide a return to initial potential of individual health.

health, mortality, health level, screening testing, NPP, continuum.

Введение.

Согласно современным валеоцентричным концепциям между двумя противоположными категориями жизнедеятельности - здоровьем и болезнью - нельзя провести четкой границы. Включение адаптационнокомпенсаторных механизмов и их активация, максимальное напряжение и, наконец, истощение, которое приводит к развитию заболевания, есть различные состояния организма между нормой и патологией [1-5].

Для оценки и характеристики потерь репродуктивного здоровья целесообразно применение принципа континуума (от лат. сопйпииш - непрерывное, сплошное), в соответствии с которым процесс деструкции здоровья представляется непрерывной цепью изменений: отклонения от нормы ® функциональные нарушения ® пограничные состояния ® предболезнь ® болезнь ® инвалидность ® смерть [6, 7].

Постепенно происходит разделение детей на группы с плохими и хорошими показателями, которое с возрастом усугубляется, создавая благоприятные условия для формирования хронической патологии и ранней инвалидности.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости поиска новых путей укрепления здоровья детей, проживающих в экологически загрязненных зонах.

Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - анализ уровня здоровья детей и определение перспективных направлений коррекционно-профилактической работы.

Результаты исследований.

Данные, представленные, на рис. 1, свидетельствуют

о том, что безопасный уровень индивидуального здоровья у детей проживающих в 30-км зоне АЭС, к началу репродуктивного и трудоспособного периода (15 лет) может сформироваться лишь в единичных случаях.

Так, риск мертворожденности в г.Энергодаре составляет 0,6% (усредненные данные), а вероятность смерти в возрасте до 14 лет - 0,07%.

© Лиходед В.С., Клопов РВ., Лиходед Я.В., 2010

Смертность детей в г. Энергодаре в среднем составляет 11 случаев/год, 3 из которых приходится на травмы и отравления.

В связи с основной причиной умирает 8 детей, в том числе от врожденных аномалий - 4 (50%), отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде - 3 (37,5%) и новообразований - 3 (12,5%).

Вероятность инвалидности в возрасте до 15 лет равняется 1,4%, (14 инвалидов/1000 детей), а хронической заболеваемости по данным диспансерного обследования - 29,5%.

Для энергодарских школьников 13-14 лет характерны скрининг-тестируемые заболеваемость (71,8%) и распространенность психоневрологических расстройств (43,3%), неудовлетворительный уровень физической подготовленности (89,7%) и физического здоровья (95,5%).

В целом можно сделать вывод, что безвозвратные потери здоровья у детей и подростков составляют менее 1% (смертность), частично-компенсируемые - 1,4% (инвалидность), восстановимые (хронические заболевания и функциональные нарушения) - около 96%.

Обобщенные данные, представленные на рис. 2, свидетельствуют о том, что из всех проанализированных показателей популяционного здоровья у детей, проживающих в 30-км зоне АЭС, достоверно повышена по сравнению с областным уровнем заболеваемости. При этом, как отмечалось ранее, она имеет ряд особенностей, которые характерны для населения территорий, находящихся в зоне влияния АЭС [8].

Таким образом, основными причинами неудовлетворительного состояния здоровья у детей, проживающих в г. Энергодаре, следует считать высокую заболеваемость вне ее связи с радиационным фактором, морфофункциональной основой которой являются нарушения физического и психического развития.

Однако, исходя из утверждения автора программы «Школяр» В. А. Шаповаловой [9], что всем детям с низким уровнем физического здоровья свойственны хронические заболевания, которые часто не диагностируются в условиях обычных профилактических осмотров,

Рис. 1. Нарушения здоровья у детей 14 (_) и 7 (---) лет, проживающих в 30-км зоне АЭС.

Обозначения: 1- мертворожденность; 2 - смертность; 3- инвалидность; 4- хроническая заболеваемость; 5-психоневрологические расстройства; 6 - скрининг-тестируемая заболеваемость; 7,8 - неудовлетворительный уровень физической подготовленности и физического здоровья соответственно.

Таблица 1

Распределение школьников 7-14 лет по уровням физического здоровья (УФЗ)

N УФЗ

Низкий ниже среднего Средний выше среднего Высокий

436 194 / 44,5 146 / 33,49 79 / 18,12 15 / 3,44 2 / 0,46

Примечание: абсолютные значения / %.

можно заключить - к группе предположительно больных следует отнести около половины всех школьников г. Энергодара (табл. 1).

Соответственно к группе практически здоровых относится около 4% школьников (уровни «высокий» и «выше среднего»), остальные же дети находятся либо в состоянии предболезни (уровень «ниже среднего»), либо для них характерна высокая степень риска, пополнить группы детей с выраженными нарушениями здоровья.

Эти показатели несколько хуже, чем данные, полученные нами при обследовании запорожских школьников [10] среди которых здоровыми являются 9,6%. Однако в 30-км зоне АЭС достоверно выше процент школьников с низким уровнем здоровья (45,9%), что соответствует более высокому региональному показателю детской заболеваемости и свидетельствует о недостаточной эффективности профилактических меро-

приятий.

За время обучения в 1-8 классах количество детей с низким уровнем не только не уменьшается, но даже увеличивается на 3,5 %. Среди обследованных 14-летних школьников только 4,5% характеризуется вышес-редним уровнем здоровья, тогда как показатели высокого уровня отсутствуют вообще (рис. 3)

Следовательно, можно заключить, что оздоровительная работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях города - спутника АЭС, малоэффективна, поскольку ее главной задачей является лечение хронических заболеваний, а не их профилактика с помощью современных валеометрических и превентивнокоррекционных методов.

Соответственно представляется перспективным широкое использование методов скрининг-тестирования, позволяющих выявить начальные, часто не манифестированные, признаки различных заболеваний.

Использование такого методического подхода позволяет не только определить группу риска, но и рационально организовать лечебно-профилактическую работу с детьми, имеющими донозологические нарушения здоровья.

Безусловно, что окончательный диагноз является прерогативой врача, но своевременное обнаружение отклонений в развитии ребенка, их коррекция с помощью немедикоментозных средств и методов - обязанность и школы, и родителей.

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют

о том, что высокий риск хронической заболеваемости характерен для 47,39% обследованных детей. Патологический индекс у обследованных школьников состав-

ляет 0,62, а наличие двух заболеваний одновременно возможно у 12,1% детей, трех - у 2,49%, четырех - у 0,66%.

Полученные нами данные превышают результаты диспансерного обследования этих же детей, согласно которым имеют хронические заболевания 29,5% из их числа.

Главенствующая роль в структуре заболеваемости, охарактеризованной с помощью метода скрининг-тестирования, принадлежит психоневрологическим расстройствам (рис. 4). На их долю приходится 71,2% от общего числа выявленных заболеваний, и они характерны для 50,4% обследованных школьников.

20

10

%

60

14,9 15,3

54,1 51,6 к8 с х

40

20

6

р4

12

7,6

6,1

0

0

0

2

1768

20

1204

10

16,5

14

2

1

1,1

1,3

1 2 3 4 5 6

Рис. 2. Показатели здоровья детского населения г. Энергодара (ш) и Запорожской области ( )

1 - рождаемость; 2 - рождаемость мальчиков; 3 - мертворожденность; 4 - первичная заболеваемость; 5 - инвалидность; 6 - смертность; * - достоверные различия (р < 0,05)

%

100

80

60

40

20

1 2 3 4 5 6 7 8

классы

Примечание: _|. низкий; . I ниже среднего; ^ средний;

-- выше среднего; н высокий.

Рис. 3 - Распределение школьников из 30-км зоны АЭС по уровням физического здоровья (%)

Таблица 2

Скрининг-тестирование заболеваний у школьников 7-14 лет из 30-км зоны АЭС

п Кол-во больных Кол-во заболеваний Кол-во заб./чел.

абс. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

498 236 47,39 308 0,62

29,3 . -

3,6

50,4

9,9

Рис. 4 - Скрининг-тестирование заболеваемости школьников из 30-км зоны АЭС

Примечания: ЕЗ -здоровые дети; ЕЗ -психоневрологические расстройства; ЕЗ - кардиоревмато-логические; Э -пульмонологические; 83 -остальные

заболевания, в том числе: гастроэнтерологические - 1,44%,стоматологические и ЛОР-заболевания - по 0,72%, эндокринные и нефрологические - по 0,36%.

Полученные данные соответствуют результатам других авторов, свидетельствующих о том, что нарушения психического здоровья свойственны 30-40% современных детей и подростков [11]. Причем, около 20% пограничных психических нарушений, проявляющихся в школьном возрасте, впоследствии приобретают хронический характер.

Результаты скрининг-тестирования, полученные нами, соответствуют общепринятым представлениям об ухудшении здоровья детей за время их обучения в школе. Известно, что практически здоровыми можно считать менее половины выпускников школ Украины, а общий рост заболеваемости у детей определяется, в первую очередь, увеличением числа психоневрологических нарушений, заболеваний дыхательной и сердечнососудистой систем [3,12-14].

Соответственно, основное внимание в коррекционнопрофилактической работе со школьниками из 30-км зоны АЭС целесообразно уделить именно трем указанным нозологическим группам, исходя из возрастнополовых особенностей их этиологии.

Выводы.

В целом можно заключить, что к 14-летнему возрасту у мальчиков и девочек в условиях города-спутника АЭС формируется комплекс нарушений психического и физического здоровья, причины и механизмы которого можно охарактеризовать лишь посредством наблюдений в динамике и ретроспективного анализа.

Результаты, представленные на рис. 5, свидетельствуют о том, что уровень неблагополучия здоровья (УНЗ) у детей за время их обучения в школе достоверно возрастает как в целом, так и по основным нозологическим группам.

Средний УНЗ составляет у первоклассников 62,4 балла и не имеет достоверных половых различий, которые проявляются у учащихся 4-го класса - УНЗ у девочек становится более высоким.

Особенно значимо эта разница проявляется у 8-классников, когда УНЗ у девочек достигает 129,3 балла и в 1,7 раза превышает УНЗ у мальчиков. Указанные закономерности характерны и для возрастной динамики психоневрологических расстройств, однако, им свойственна важная особенность - в ряде случаев превышается пороговое значение, равное 27,2 баллам, что свидетельствует о низком уровне психического здо-

ровья у большинства обследованных школьников.

140 I баллы все заболевания

120 100 80 60 40 20 __

0

50

40

30

20

10

0

психоневрологические расстройства (27,2)

4 5

классы

7 8

Рис. 5 Скрининг-тестирование заболеваний мальчиков (—) и девочек (---) из 30-км зоны АЭС

Примечание. В скобках указана критическая сумма баллов.

Риск кардиоревматологических и пульмонологических заболеваний у мальчиков и девочек достоверно возрастает к 8-му классу, причем половые различия достоверно проявляются у 6- и 7-классников.

Очевидно, что в процессе оздоровительной работы следует учитывать как возрастные и половые особенности формирования здоровья у детей и подростков, так и роль отдельных факторов в его ухудшении.

Для детей из 30-км зоны АЭС таковыми являются

2

3

4

5

6

7

8

2

3

6

нарушения психического и физического здоровья, обусловленные функциональными отклонениями и заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, развивающиеся на фоне снижения резистентности организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Очевидным представляется тот факт, что в условиях повышенного радиационного риска особенно важна превентивная реабилитация детей и подростков дошкольного и младшего школьного возраста на уровне морфофункциональных нарушений, поскольку своевременные профилактические и лечебные мероприятия позволяют не только остановить каскад донозологических и патологических изменений, но и обеспечить возврат к исходному потенциалу индивидуального здоровья.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем нарушений здоровья у детей в регионе АЭС.

Литература:

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии: [монография] / Роман Маркович Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 259 с.

2. Безматерных Л.Э. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья / Л.Э.Безматерных,

В.П.Куликов // Физиология человека, 1998. - Т. 24. - С. 79-85.

3. Беседина А.А. Прогнозирование с помощью математических методов донозологических состояний у детей школьного возраста / А.А.Беседина, М.В.Кривоносов, Л.В.Подрыгало, ГН.Даниленко // Охрана здоровья детей и подростков. - Респуб. межвед. сб. - Вып. 2. - К.: Здоровье. - 1996. - С. 144-147.

4. Казначеев В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения: [монография] / В.П.Казначеев, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева. - М.: Медицина, 1980. - 222 с.

5. Маликов Н.В. Адаптация: проблемы, гипотезы, эксперименты: [монография] / Николай Васильевич Маликов. - Запорожье: ЗГУ, 2001. - 359 с.

6. Кобринский Б.А. Концепция континуума переходных состояний от нормы к патологии и значение компьютерного мониторинга здоровья детей / Б.А.Кобринский // Российский Вестник перина-тологии и педиатрии. - 1993.-№ 2. - Т. 38. - С. 3-7.

7. Няньковский С.Л. Формування здоров’я дітей і профілактика його порушень на підставі комп’ютерного моніторингу: [монография] /

С.Л.Няньковский. - Львів: Аверс, 1997. -. 131 с.

8. Лиходед В.С., Клопов Р.В., Лиходед Я.В. Здоровье детей в регионе: [монография] / В.С.Лиходед, Р.В.Клопов, Я.В.Лиходед. АЭС. - Запорожье, 2006. - 194 с.

9. Шаповалова В.А. Функциональная и физическая подготовленность детей школьного возраста в онтогенезе: диагностика и оздоровление немедикаментозными средствами: дис... доктора мед. наук: 14.00.12 / Шаповалова Валентина Андреевна. - К., 1994. -225 с.

10. Лиходед В.С., Скиба Т.А., Лиходед Я.В. Сравнительная оценка состояния здоровья у школьников из 30-км зоны АЭС. Фізична культура, спорт та здоров'я нації / Матеріали III Міжн. науково-практичноі конф. Київ-Вінниця. 1998 Т.ІІ. - С.186-188.

11. Сердюковская ГН. Задачи психогигиены и пути её развития / Г.Н.Сердюковская // Психогигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 224 с.

12. Коренев Н.М. Медико-социальные проблемы состояния здоровья современных школьников / Н.М.Коренев, С.А.Левенец, Г.Н.Даниленко // Здоров’я школярів на межі тисячоліть / Мат. наук.-практ. конф. УНДІ ОЗДП. - Харків, 2000. - С. 2-6.

13. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: [пособие] /

Н.ТЛебедева. - Мн.: Універсгтзцкае, 1998. - 221 с.

14. Хрипкова А.Г. Здоровье школьников /А.ГХрипкова // Биология в школе. - М., 1998. - С. 11-14.

Поступила в редакцию 22.01.2010г.

Лиходед Виктор Степанович Клопов Роман Викторович Лиходед Ярослав Викторович [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.