ФАКТОРИНГ, ФОРФЕЙТИНГ И СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ: ИННОВАЦИОННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИОД ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКТИВАМИ © Солдатова А.О.*
Leasing Virtual Club, г. Москва
Внедрение новаций может осуществляться как путем разработки новых продуктов и технологий, так и посредством модификации уже существующих инструментов. Инструменты финансирования под обеспечение активами (факторинг, форфейтинг и секьюритизация) служат наглядным примером перехода на новый уровень взаимодействия между банками-кредиторами и корпоративными заемщиками в лице торговых, финансовых и инвестиционных компаний. Мировой опыт свидетельствует о том, что объектно-ориентированное финансирование оказывается по-своему выгодным всем участникам сделки и в ряде случаев более эффективно по сравнению с традиционными каналами финан-сирования.
В настоящей статье речь пойдет о трех примерах объектного финансирования: факторинге, форфейтинге и секьюритизации. Это инновационные инструменты финансирования, основанные на выделенных активах, предполагающих уступку денежного требования. Если факторинг и форфейтинг традиционно относятся к торговому финансированию, преимущественно применяемому в торговых сделках, секьюритизация - это область так называемого структурированного финансирования. Структурированное или по-другому структурное финансирование - это инновационное направление финансирования, при котором кредитное качество выпущенных долговых обязательств оценивается на основе прямой гарантии третьей стороны или на основе качества активов заемщика, а не на основе финансовой устойчивости заемщика. В англоязычной литературе данная модель финансирования носит название финансирования под обеспечение активами (Asset-based Finance) и ее условно можно разделить на две группы:
- финансирование дебиторской задолженности (Receivables Financing);
- финансирование под иные виды активов (Asset-based Lending -ABL).
Финансирование дебиторской задолженности объединяет в себе ин-войс-дискаунтинг или финансирование счетов (invoice discounting) и факторинг (factoring). В свою очередь ABL включает в себя финансирование под обеспечение различных видов активов, в т.ч. основных средств и нематериальных активов.
* Кандидат экономических наук.
Объектно-ориентированное финансирование, торговое или коммерческое финансирование, финансирование под обеспечение активами - в той или иной форме все это объединяет одно - возможность уступки требований по контракту, приносящему доход в пользу третьего лица. Под активом обеспечения понимается финансовый актив, который порождает периодические денежные платежи (обуславливает поток платежей в будущем). Как правило, его принято называть базовым активом. В общем случае речь идет о денежных требованиях (дебиторской задолженности) компании по существующим (текущим) или заключаемым контрактам (секьюритизация будущих требований). Это могут быть кредитные договоры, торговые контракты, договоры лизинга. В англоязычной литературе - это underlying asset или underlying collateral. Благодаря механизму «переупаковки» (repackaging) финансовые активы могут быть использованы в качестве источника финансирования предприятия, обеспечения и способа выхода на международные рынки капитала.
Факторинг, форфейтинг и секьюритизацию объединяет основополагающий принцип обособления активов заемщика от остального имущества предприятия (unbundling) и, как следствие - встроенный в сделку механизм уступки или передачи прав требования от кредитора к третьей стороне. Отделение активов означает отделение рисков активов от рисков заемщика. Таким образом, финансовые активы, уступаемые третьей стороне при проведении операций факторинга и секьюритизации, выступают одновременно в качестве источника финансирования (генерируют доход) и обеспечения по сделке (залог). Факторинг и секьюритизация рассматривают уступленную дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение по сделке, а финансирующая сторона определяет цену по качеству уступаемой дебиторской задолженности. Кроме того, все рассматриваемые инновационные инструменты финансирования относятся к беззало-говому финансированию. Их также объединяет безоборотность операции. При секьюритизации продажа пула активов предприятием-инициатором секьюритизации производится без права регресса (или с существенным ограничением такового права), аналогично уступке прав требований в случае безрегрессного факторинга и форфейтинга. При секьюритизации, равно как и в случае скрытого факторинга, передача активов не сопровождается уведомлением должника.
Несмотря на существующие сходства факторинга и форфейтинга от секьюритизации в части уступки денежных требований, очевидны их принципиальные отличия в срочности уступаемых требований. Секьюритизация - это долгосрочное финансирование (от 3 до 7 лет). Операции факторинга
- это краткосрочные сделки. Договор факторинга не превышает в среднем 90 дней или 3 месяца. Редко встречается верхний предел - 180 дней. Поэтому факторинг относят к инструментам краткосрочного финансирования в
целях пополнения оборотного капитала предприятия. Форфейтинг - это среднесрочный механизм финансирования сроком от 1-3 лет. Различен и предмет уступки для каждого из рассматриваемых финансовых механизмов. Для сделок секьюритизации является финансовый рынок, в то время как для факторинга это преимущественно торгово-промышленные операции, а форфейтинг сохраняет лидерство в экспортных сделках. Используемый способ рефинансирования также специфичен для каждого из примеров инновационного объекгного-финансирования. Преимущественно используемый при секьюритизации эмиссионный канал финансирования (а в случае форфейтинга - это вексельное обращение) позволяет существенно снизить стоимость привлекаемых на фондовом рынке средств, т.к. эмитируемые обеспеченные ценные бумаги или ABS (Asset-backed securities) высоконадежны и обладают устойчивым и понятным денежным потоком, генерируемым по базовому финансовому активу. Несмотря на то, что в сделках секьюритизации финансирование покупки денежных требований продавца может производиться не только за счет эмиссии обеспеченных ценных бумаг, но и в т.ч. путем привлечения синдицированных кредитов, сама этимология слова (securities - ценные бумаги) раскрывает приоритетный канал финансирования в этом случае.
Секьюритизация - продукт американской экономики, а потому США устойчиво сохраняют за собой господство на мировом рынке секьюритизации, составляя порядка 80 % в общемировом объеме операций. Факторинг, зародившись в Европе, и по сей день преобладает именно в европейских странах, занимая порядка 70 % от общемирового объема факторинга.
Мировой опыт свидетельствует о том, что объектно-ориентированное финансирование оказывается по-своему выгодным всем участникам сделки и в ряде случаев более эффективно по сравнению с традиционными каналами финансирования.
Предприятия, продающие свои денежные требования по договору факторинга, увеличивают оборачиваемость своих средств, получая приращение рынка сбыта продукции за счет покупателей, не имеющих достаточных собственных оборотных средств и оплачивающих товары после их реализации. Банки и другие кредитные организации, выкупающие денежные требования расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, получая дополнительный доход от посредничества. Факторинг необходим и новым предприятиям в отрасли, которые пытаются выйти на рынок с новой торговой маркой. Для покупателей внедрение факторинга в расчеты за товары или услуги означает возможность получить товарный кредит большого объема и на значительный срок с оплатой после реализации, увеличить объем закупок и повысить свою конкурентоспособность за счет расширения ассортимента, льготных цен на товары.
Форфейтинг представляет собой эффективный способ среднесрочного кредитования клиентских операций, преимущественно во внешнеторговой
деятельности, обладающий важными преимуществами для всех участников сделки. Во-первых, поскольку ставка дисконта остается фиксированной на весь период сделки, экспортер может точно рассчитать свои цены поставки. Во-вторых, схема позволяет экспортеру полностью перенести большую часть финансовых рисков на форфейтера. В-третьих, экспортер получает финансирование сразу после поставки товаров (услуг) по основному договору. Для импортера выгоды форфейтинга состоят в возможности получения средне- или долгосрочного кредита и быстроте оформления документации по сделке. По сравнению с традиционным кредитованием форфейтер (банк) получает от операции более высокий доход, кроме того, сможет реализовать приобретенные долговые обязательства на вторичном рынке.
Ценовые преимущества секьюритизации по сравнению с традиционными источниками заимствования делают этот инструмент взаимовыгодным для всех участников сделки. Секьюритизируемые активы обособляются от остального имущества заемщика, а значит, обладают меньшим уровнем риска, чем инициатор секьюритизации. Ценные бумаги, эмитированные под обеспечение этих активов, имеют высокий инвестиционный рейтинг и размещаются под меньшую процентную ставку, чем ставка банковского кредита или необеспеченные активами корпоративные ценные бумаги, в результате чего заемщик имеет существенную экономию (зачастую приводя к снижению к средневзвешенной стоимости капитала WACC (WeightedAverage Cost of Capital) и высвобождению (для банков) собственного капитала. Секьюритизация способствует улучшению ряда финансовых показателей: ROE (Return on Equity), ROA - Return on Assets («тонкая настройка» баланса). Помимо ценовых преимуществ значение имеет репутационный эффект. Размещение компании на фондовом рынке - это первый шаг на международный рынок капитала, повышение надежности предприятия в глазах иностранных кредиторов и залог будущего выгодного кредитования. Для инвестора результат секьюритизации - инвестиционный продукт с определенным набором активов и достаточно предсказуемыми поступлениями и отвечающий принципом надежности, ликвидности и доходности (как правило, ставка ABS оказывается выше ставки государственных безрисковых казначейских бумаг).
Механизмом секьюритизации могут воспользоваться не только банки, но страховые, лизинговые, факторинговые компании, а также торговые и промышленные предприятия, а это - фундамент российской экономики. Поэтому необходимо обеспечить ликвидность российского фондового рынка для привлечения широкого круга инвесторов, создав необходимую инфраструктуру для предложения новых инвестиционных продуктов.
Список литературы:
1. Бакланова В. Состояние мирового рынка секьюритизации: итоги 2009 года и взгляд в будущее [Электронный ресурс] // Русипотека. - Режим доступа: www.rusipoteka.ru.
2. Бэр Ханс Питер. Секьюритизация активов. Секьюритизация финансовых активов - инновационная техника финансирования банков. - М.: Волтере Клувер, 2006.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - Часть 2; глава 24. Перемена лиц в обязательстве: § 1. Переход прав кредитора к другому лицу. - Статьи 382-290; § 2. Перевод долга. - Статьи 391-392.
4. Жан Жоб де Вриз Роббе, Поль Али. Секьюритизация и право. - М.: Волтере Клувер, 2008.
5. Новоселова Л. А. Сделки уступки прав (требования) в коммерческой практике. Факторинг. - М., 2004.
6. Покаместов И.Е. Факторинг: учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004.
7. Солдатова А.О. Секьюритизация активов: эффективный институт реструктуризации бизнеса // Сборник докладов первой межвузовской научной конференции «Современное состояние, инструменты и тенденции развития фондового рынка». - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - С. 238-248.
8. Солдатова А.О. Секьюритизация активов: эффективное управление рисками и оптимизация портфеля предприятия // Капитал и Право. - 2005. -№ 7. - С. 18-22.
9. Фабоцци Ф. Дж. Рынок облигаций: анализ и стратегии. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
10. Энциклопедия российской секьюритизации. - Cbonds, Rusipoteka.ru, 2008.
11. Callender F. Factoring Fundamentals: How You Can Make Large Returns in Small Receivables. - Dash Point Publishing. - March 1, 2010.
12. Kothari V. Securitisation: The Financial Instrument of the New Millennium. - Calcutta: Academy of Financial Services, 2003.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ © Тимошин А.Н.
Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области, г. Брянск
В статье рассматриваются проблемы алкогольного рынка на региональном и государственном уровне. Предлагаются конкретные мероприятия по совершенствованию работы отрасли, ее модернизации с учетом необходимости становления отрасли на инновационный путь развития. Предлагается переход к новому механизму государственного