Научная статья на тему 'Зависимость состояния психического здоровья спортсменов от уровня их квалификации'

Зависимость состояния психического здоровья спортсменов от уровня их квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
928
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-ЕДИНОБОРЦЫ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СИМПТОМЫ ЗДОРОВЬЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ / ATHLETES / WRESTLERS / MENTAL HEALTH / SYMPTOMS OF HEALTH / SPORT QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алёшичева А.В.

Установлена зависимость состояния психического здоровья спортсменов от уровня их квалификации. Показано, что стремление спортсменов повысить свое мастерство и квалификацию, что всегда требует участия в крупных соревнованиях, чаще всего, вызывает физические и нервно-психические перенапряжения, негативные изменения в психике и ухудшение психического здоровья. Спортсмены средней квалификации имеют меньшее количество нарушений в психике и лучшие показатели психического здоровья. Следовательно, «психологической платой» за рост спортивного мастерства является снижение уровня психического здоровья спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алёшичева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dependency of athletesmental health from their level of proficiency was determined. These have been shown to athletes’ tendency to improve their proficiency and qualification mostly there is a cause of physical, neuro and psychological over tension, negative changes in psyche and regression of the mental health.Athletes with mid-qualification have less disorders in psyche and more indexes of mental health. Consequently, psychological payment for growing sport proficiency is deduction of athletesmental health level.

Текст научной работы на тему «Зависимость состояния психического здоровья спортсменов от уровня их квалификации»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.07

ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ ОТ УРОВНЯ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ

А.В. Алёшичева

Установлена зависимость состояния психического здоровья спортсменов от уровня их квалификации. Показано, что стремление спортсменов повысить свое мастерство и квалификацию, что всегда требует участия в крупных соревнованиях, чаще всего, вызывает физические и нервно-психические перенапряжения, негативные изменения в психике и ухудшение психического здоровья. Спортсмены средней квалификации имеют меньшее количество нарушений в психике и лучшие показатели психического здоровья. Следовательно, «психологической платой» за рост спортивного мастерства является снижение уровня психического здоровья спортсменов. Ключевые слова: спортсмены-единоборцы, психическое здоровье, симптомы здоровья, квалификация спортсменов.

Проблема психического здоровья личности интенсивно стала изучаться только в последнее десятилетие. В то же время следует отметить, что исследования реакций психики у специалистов, осуществляющих свою деятельность в сложных экстремальных условиях, проводились давно [2, 4, 6, 9]. В большинстве исследований авторы выявили в психике этих лиц наличие высокого уровня тревожности, агрессивности, раздражительности, конфликтности [6, 9, 10]. Имеются также сведения о том, что в сложных и экстремальных условиях деятельности негативные изменения в психике переходят в пред-патологические и патологические [9, 10].

Большинство исследователей, регистрируя указанные изменения в психике, указывают на необходимость их психологической коррекции [15, 19, 20] или разработки способов предупреждения [5, 6]. Однако, как в названных, так и в большом количестве других исследований, речь не идет о сохранении психического здоровья. В лучшем случае анализируется возможность активизации физической работоспособности, например, путем уменьшения когнитивной озабоченности [18], тревожности [16, 17], стресса [22] или повышения мотивации и самооценки [21].

Хотя и в этих работах также речь не идет о сохранении психического здоровья спортсменов, а внимание концентрируется на том как повлиять на их психику, чтобы достигнуть высоких спортивных результатов.

В исследованиях медиков, которые рассматривали вопросы соматического здоровья у спортсменов высокой квалификации [7], бывших спортсменов [14], женщин, занимающихся спортом [13] проблема психического здоровья рассматривалась как второстепенная и тем более не решались вопросы его сохранения.

Вместе с тем, общеизвестно, что в последние десятилетия требования к спортсменам, особенно в спорте высших достижений и в профессиональном, стремительно возрастают. При этом спортсмены переносят чрезмерные не только физические, но и нервно-психические нагрузки, негативно влияющие на психику. Однако проблема психического здоровья спортсменов и тем более его сохранения, даже в пределах психологии спорта, мало волновала исследователей. Происходило это потому, что психологи спорта концентрировали свое внимание на поиске способов влияния на психику спортсменов с целью активизации ее функций и мобилизации их на достижение высоких результатов в соревнованиях. При этом, вопрос о том, какой «ценой» достигались желанные победы, не решался, т.е. авторы опирались на распространенное мнение о том, что у спортсменов здоровье всегда крепкое.

В то же время в работах последних лет показано, что в экстремальных условиях соревнований, особенно когда на спортсменов ложится персональная ответственность за результаты выступлений, в их психике возникает значительное количество негативных изменений [1, 10].

Однако, как эти изменения влияют на психическое здоровье спортсменов? Какие пути и способы предупреждения травмирования их психики? Какова должна быть стратегия и поведение спортсмена, чтобы достичь спортивного долголетия, сохранить психическое здоровье и после того, когда он оставить спорт? Как отражается на состоянии психического здоровья спортсменов разной квалификации занятия спортом? На перечисленные и ряд других вопросов аргументированные ответы найти сложно, отсутствуют также и практические рекомендации спортсменам посвященные сохранению их психического здоровья.

Таким образом, мы можем отметить, что проблема психического здоровья личности спортсменов освещалась в одиночных, фрагментарных исследованиях, хотя она, безусловно, актуальна и имеет большое практическое значение.

Настоящее исследование проведено при участии спортсменов разной квалификации (от начинающих до мастеров спорта международного класса). Выборка состояла из 125 лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет. Тестировались спортсмены, которые занимались экстремальными видами спорта - рукопашный бой, дзюдо.

Все спортсмены были разделены на четыре группы. Первая группа - без спортивного разряда (n=31). Вторая группа - со 2 и 3 разрядами (n=32). Третья группа - перворазрядники и кандидаты в мастера спорта (КМС) (n=32). Четвертая группа - мастера спорта (МС) и мастера спорта международного класса (МСМК) (n=30).

Психическое здоровье определяли по методике С.С. Степанова [12], адаптивные возможности - по методике экспресс-диагностики адаптивности, психическое здоровье и социальные дисфункции путем диагностики «Общего здоровья GHQ-28» [8]. Количественные данные обрабатывались по рекомендациям Е. В. Сидоренко [11].

Применение методики «Общее здоровье GHQ-28» позволяет получить сведения об уровнях проявления таких негативных качеств личности как тревога и депрессия, которые при значительном повышении ухудшают психическое здоровье. В таблице 1 приведены данные, позволяющие представить взаимосвязь между уровнем мастерства спортсменов, которое определяется их квалификацией, и симптомами их соматического и психического здоровья.

Таблица 1

Показатели общего здоровья спортсменов, имеющих разную квалификацию (X ± т, п=125, в баллах)

Факторы Группы спортсменов Уровень достоверности р)

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4

А 8,7±0,67 6,4±0,72 10,3±1,45 15,4±1,71 2,4 <0,05 2,6 <0,05 1,9 >0,05 2,2 <0,05 2,5 <0,05 2,3 <0,05

В 10,2±0,45 8,5±0,37 13,6±0,85 16,7±0,72 2,9 <0,01 2,8 <0,01 2,3 <0,05 2,6 <0,05 2,7 <0,05 2,7 <0,05

С 11,6±0,81 9,5±0,73 12,4±0,31 13,6±0,36 2,0 >0,05 2,3 <0,05 2,3 <0,05 2,7 <0,05 1,9 >0,05 2,6 <0,05

Б 7,0±0,27 6,1±0,21 8,2±1,17 12,5±1,20 2,7 <0,05 2,8 <0,01 3,1 <0,01 2,5 <0,05 2,4 <0,05 2,6 <0,05

О 37,5±2,35 30,5±2,17 44,5±3,64 58,2±4,02 2,4 <0,05 2,5 <0,05 2,2 <0,05 2,6 <0,05 2,7 <0,05 2,5 <0,05

Примечание: А - соматические симптомы; В - тревога и бессонница; С - социальные дисфункции; D - депрессия; О - общий уровень здоровья.

Представленные данные позволяют отметить, что диагностируемые симптомы здоровья, по мере повышения спортивной квалификации спортсменов, ухудшаются. Однако регистрируемые изменения имеют нелинейный характер. Так, например, показатели соматических симптомов у начинающих были хуже, чем у спортсменов 2-3 разряда на 2,3 балла.

Из данных этой таблицы следует, что все оцениваемые респондентами показатели и симптомы здоровья ухудшаются с ростом спортивного мастерства, которое неотъемлемо от повышающейся ответственности за выступления, роста напряженности, психической усталости и истощения. При этом волнообразность изменений свидетельствует о том, что у спортсменов, переносящих не больше по интенсивности нервно-психические нагрузки, тестируемые показатели были лучше, чем у начинающих. А у спортсменов более высоких разрядов они ухудшались. Так, наибольшие изменения у мастеров спорта получены по фактору В (тревога и бессонница) они равны 16,7 баллам, по фактору А (соматические симптомы) - 15,4 баллов, по фактору С (социальные дисфункции) - 13,6 баллов, по фактору D (депрессия) - 12,5 баллов. А общий уровень здоровья у мастеров спорта, по сравнению с второразрядниками, ниже на 27,7 баллов.

Одним из обобщающих факторов, влияние которого на личность спортсменов с разным спортивным опытом было изучено нами, является адаптация. Эти данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели уровня адаптации спортсменов разной квалификации (Я + гл. п=125, в усл.ед.)

Факторы Группы спортсменов Уровень достоверности (t; р)

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4

КВ 2,02±0,09 2,30±0,08 1,81±0,14 1,79±0,15 2,3 2,7 2,7 1,8 1,9 1,7

<0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05

СО 7,24±0,28 6,43±0,25 10,62±1,20 11,79±1,71 2,2 2,5 2,4 2,7 2,2 2,6

<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

СР -8,52±0,08 -8,30±0,07 -8,96±0,21 -9,25±0,34 1,8 2,5 2,3 2,4 2,2 2,5

>0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

ПУ 6,14±0,19 5,63±0,18 7,85±0,81 8,57±0,85 2,7 2,2 2,6 2,6 2,4 2,3

<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Т 5,82±0,21 5,15±0,18 7,47±0,73 8,68±0,79 2,6 2,3 2,7 2,9 2,6 2,8

<0,05 <0,05 <0,05 <0,01 <0,05 <0,01

Р 6,06±0,13 5,51±0,15 5,36±0,21 5,04±0,28 2,9 2,1 2,8 1,9 2,2 2,1

<0,01 <0,05 <0,01 >0,05 <0,05 <0,05

КА 0,40±0,03 0,51±0,03 0,31±0,02 0,22±0,05 2,4 2,3 2,6 2,5 2,7 2,5

<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Примечание: КВ - вегетативный коэффициент; СО - степень отклонения от аутогенной нормы; ПУ - психическое утомление; Т - тревожность; Р - работоспособность; КА - коэффициент адаптации.

Полученные результаты показывают, что с ростом спортивного стажа и срока пребывания в статусе «действующего» спортсмена, адаптивные показатели спортсменов ухудшаются. Конкретно у мастеров спорта уменьшаются показатели вегетативного коэффициента (на 0,57 усл.ед.), психического утомления (на 2,94 усл.ед.), тревожности (на 3,53 усл.ед.). При этом работоспособность остается на более высоком, чем у второразрядников, уровне, а коэффициент адаптации уменьшается. Хотя, как он, так и показатель саморегуляции у спортсменов с небольшим стажем и 2-3 разрядом выше, чем у начинающих. Это подтверждение положительного влияния занятий спортом, которые увеличивают такой важный показатель как саморегуляцию и адаптированность, по сравнению с новичками. Однако, увеличение стажа спортивной деятельности и квалификации спортсменов ведет к ухудшению и этих показателей и, в целом, снижению компонентов их адаптации. В данном случае ухудшение адаптации у мастеров спорта следует понимать не как снижение приспособленности к осуществлению своего вида деятельности (в определенно виде спорта), а как повышение «психологической цены» при длительных нервно-психических напряжениях, сопровождаемых деятельность спортсменов.

В нашем исследовании особенно показательной относительно психического здоровья, является динамика данных психического утомления. На наш взгляд, именно эта шкала может быть маркером уровня психического здоровья исследованных лиц, потому что при любом виде деятельности увеличение психического утомления однозначно ухудшает психическое здоровье человека. Спортивная деятельность в этом смысле не является исключением.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при норме психического утомления 5 усл.ед. у спортсменов без разряда, т.е. начинающих, психическое утомление было 6,14 усл.ед.; у второразрядников - 5,63 усл.ед.; у перворазрядников

- 7,85 усл.ед., а у мастеров спорта - 8,57 усл.ед. Это означает, что широкомасштабные соревнования, персональная ответственность за выступления на них у высококвалифицированных спортсменов приводят к накоплению психического утомления и как следствие ухудшению их психического здоровья.

Увеличение тревожности выше определенного уровня также связывают с ухудшением качества деятельности и психической в том числе. В нашем исследовании увеличение тревожности у спортсменов происходило по мере роста их спортивной квалификации. Однако у спортсменов второй группы, т.е. имеющих 2-й или 3-й спортивный разряд, тревожность была ниже на 0,67 усл.ед., чем у начинающих. Следовательно, рост тревожности - это тоже один из существенных факторов, негативно влияющих на психическое здоровье исследованных лиц.

Относительно изменений уровня собственно психического здоровья у исследованных единоборцев можно судить после анализа данных, полученных путем использования методики С. С. Степанова, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели уровня психического здоровья спортсменов разной квалификации (А' ± т. п=125, в %)

Уровни психического здоровья Группы спортсменов Уровень достоверности (t; p)

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4

Низкий 16,04±1,45 21,6±1,71 24,07±0,81 35,58±4,02 2,5 <0,05 2,4 <0,05 2,6 <0,05 2,4 <0,05 2,2 <0,05 2,7 <0,05

Средний 51,43±0,82 49,14±0,72 47,34±0,56 43,35±1,45 2,2 <0,05 2,3 <0,05 2,6 <0,05 2,7 <0,05 2,4 <0,05 2,5 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий 32,52±0,93 29,23±0,86 28,52±0,19 21,07±2,54 2,6 <0,05 2,7 <0,05 2,2 <0,05 2,5 <0,05 2,7 <0,05 2,4 <0,05

Полученные данные подтверждают высказанную выше мысль: по мере роста спортивного мастерства и, естественно, квалификации спортсменов уровень психического здоровья снижается. Так, количество высококвалифицированных спортсменов с высоким уровнем психического здоровья, по сравнению с второразрядниками, меньше на 8,16 %. Соответственно, со средним - на 5,79 % и с низким - на 13,98 %.

Анализируя зависимость уровня проявления психического здоровья от спортивной квалификации спортсменов, следует отметить, что детерминантами его снижения являются возрастание интенсивности и количества стрессогенных факторов в их спортивной деятельности, интенсификация физических нагрузок, увеличение количества травм, причем и психики в том числе, и главное, психологические переутомления в экстремальных условиях соревнований.

Следовательно, стремясь повысить свою квалификацию, спортсмены интенсифицируют спортивную деятельность, что является первоисточником ухудшения их психического здоровья. Хотя у спортсменов 2-й группы уровень психического здоровья выше, чем у начинающих, что свидетельствует о позитивном влиянии небольших по интенсивности нагрузок на психику спортсменов.

Выводы

1. Установлено, что повышение спортивной квалификации сопровождается увеличением тревоги, депрессии, соматическими и социальными дисфункциями. Уровень психического здоровья спортсменов также ухудшается по мере роста спортивного мастерства.

2. Увеличение тревожности, психического утомления и ухудшение саморегуляции у спортсменов высокой квалификации приводит к снижению показателей их адаптации к нервно-психическим напряжениям, особенно в период соревнований и к негативным изменениям психического здоровья.

3. Получение более высоких показателей составных компонентов психического здоровья спортсменов, имеющих невысокий уровень спортивной квалификации (2-3 разряд) означает, что выполняемые ими физические и психические нагрузки положительно влияют на их психическое здоровье. Иначе говоря, их спортивная деятельность является умеренной, а психическое здоровье более крепким, чем у их высококвалифицированных коллег. Следовательно, «психологической платой» за высокую спортивную квалификацию является уменьшение уровня психического здоровья спортсменов.

The dependency of athletes' mental health from their level of proficiency was determined. These have been shown to athletes' tendency to improve their proficiency and qualification mostly there is a cause of physical, neuro and psychological over tension, negative changes in psyche and regression of the mental health. Athletes with mid-qualification have less disorders in psyche and more indexes of mental health. Consequently, psychological payment for growing sport proficiency is deduction of athletes' mental health level. Keywords: athletes, wrestlers, mental health, symptoms of health, sport qualification.

Список литературы

1. Психические состояния спортсменов, детерминирующие их психическое здоровье / А. В. Алешичева // Рудиков-ские чтения : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции психологов спорта и физической культуры, 26-29 мая 2013 года. - Москва, 2013. - С. 173-175.

2. Голованов Ю. Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях : дис. ... кандидата психол. наук : 19.00.06 / Голованов Юрий Николаевич. - М., 2001. - 230 с.

3. Даровская Н. Д. Индивидуальные особенности психической адаптации личности в опасных профессиях (На материале деятельности инкассаторов) : дис. ... кандидата психол. наук : 19.00.03 / Даровская Надежда Дмитриевна. - Москва, 2000. - 169 c.

4. Зазыкин В. Г Психолого-акмеологические основы деятельности специалиста в особых условиях : автореф. дис. на соискание ученой степени д. психол. наук : спец. 19.00.13 «Психология развития, акмеология» / Зазыкин В. Г. - М., 1995. - 33 с.

5. Иванова М. Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. н. : спец. 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Иванова Мария Геннадьевна. - Кемерово, 2010. - 20 с.

6. Кирьянова Е. Н. Проявление риска в деятельности специалистов опасных профессий : автореф. дис. на соискание

ученой степени канд. психол. наук : спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология и эргономика» / Кирьянова Елена Николаевна. - М., 2003. - 20 с.

7. Мальцева А. Б. Динамика показателей состояния здоровья, качества жизни и организация медицинской помощи спортсменам высшей квалификации : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. мед. н. : спец. 14.00.51 «Восстановительная медицина, курортология и физотерапия» / Мальцева Анна Борисовна. - Москва, 2009. - 21 с.

8. Методы психологической диагностики / [сост. А. М. Мищенко]. - М., 1996. - 130 с.

9. Паронянц Т. П. Возникновение и проявление посттравматических стрессовых расстройств у работников органов внутренних дел в условиях выполнения миротворческой миссии ООН (на примере бывшей Югославии): дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.06 / Паронянц Тигран Павлович. - Харьков, 2004. - 209 с.

10. Самойлов Н. Г. Условия сохранения психического здоровья спортсменов в экстремальных условиях спортивной деятельности / Н. Г. Самойлов, А. В. Алешичева // Слобожанський науково-спортивний вюник. - Харьков : ХДАФК, 2012. - № 1. - С. 148-151.

11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Елена Васильевна Сидоренко. - СПб. : Речь, 2003. - 350 с.

12. Степанов С. С. Самооценка психического здоровья : Практикум по психологии здоровья; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2005. - С. 37.

13. Фазлетдинова И. Р. Оптимизация системы охраны репродуктивного и психического здоровья женщин-спортсменок : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. мед. н. : спец. 14.00.01 «Акушерство и гинекология» / Фазлетдинова Илюся Рафатовна. - Уфа, 2010. - 23 с.

14. Федоткина С. А. Научное обоснование модели оптимизации медицинской помощи бувшим спортсменам высокой квалификации : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. мед. н. : спец. 14.00.33 «Общественное здоровье и здравоохранение» / Федоткина Светлана Александровна. - Красноярск, 2005. - 20 с.

Об авторе

Алёшичева А.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и технических средств обучения Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, ANnamona@yandex.ru

УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Т.А. Макарченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена актуальной проблеме образования на современном этапе развития - проблеме психологического сопровождения внедрения инноваций в образовательный процесс. Рассматривается возможность методического обеспечения педагогов-психологов при внедрении ФГОС. Ключевые слова: психологическое сопровождение, образование, инновационная деятельность, проектирование, федеральный образовательный государственный стандарт.

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения стало важным этапом модернизации российского образования, существенно меняет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. И, несмотря на будущие позитивные изменения в развитии личности ученика, в повышении качества обучения, для всех субъектов образования этот период является сложным, так как сопряжен с рядом трудностей.

Наиболее значимой проблемой является готовность учителя, психолога к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту сложную, но интересную деятельность. Совокупность профессиональных знаний, умений, технологий образования не является еще гарантом успешного внедрения новых стандартов. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

По мнению самих педагогов, сложность возникает при разработке и внедрении индивидуального образовательного маршрута для каждого школьника, что предусмотрено ФГОС. Помощь учителям начальных классов нужна и в составлении новых планов, конспектов уроков, с учетом правильного формирования универсальных учебных действий и компетенций ученика. Психологический стресс при внедрении инновации, связан с повышенными требованиями к профессионализму учителя, ответственностью на качество знаний ученика на выходе из определенной ступени образования.

Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от изменений, происходящих в образовательной среде. В современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений работа психолога должна быть направлена создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, на индивидуализацию образовательных маршрутов, на сохранение психического здоровья учащихся.

Процесс сопровождения рассматривается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Суть идеи психолого-педагогического сопровождения - комплексный подход к решению проблем развития профессиональной компетентности педагога в новых образовательных условиях [3].

Сопровождая инновационный процесс, а внедрение ФГОС можно определить как инновацию, психолог должен уметь оценить степень инновационных рисков при внедрении новых образовательных стандартов, проводить экспертизу внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивать степень их эффективности и целесообразности.

Но, чтобы сопровождать современные инновации, оказывать психологическую помощь участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях, психолог сам должен быть профессионально компетентен в вопросах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.