Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ НЕКОТОРЫХ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В РАСТИТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТАХ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРБИЦИДОВ В ТАДЖИКСКОЙ ССР'

ЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ НЕКОТОРЫХ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В РАСТИТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТАХ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРБИЦИДОВ В ТАДЖИКСКОЙ ССР Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ НЕКОТОРЫХ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В РАСТИТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТАХ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРБИЦИДОВ В ТАДЖИКСКОЙ ССР»

при их совместном присутствии изучено влияние мильбекса в сочетании с фозалоном на микросомальные ферменты (ОСФ). Мильбекс повышал активность ОСФ в 1—5-е сутки в 4 раза и в незначительной степени — на 15-е сутки. Фозалон увеличивал опасность ОСФ только в 1-е сутки. При совместном действии мильбекса и фозалона активность ОСФ возрастала в 1-е сутки в 7 раз. На основании полученных данных указанные авторы сделали предположение о том, что ослабление токсичности фозалона в комбинации с мильбексом происходит за счет индукции микросомальных ферментов печени.

Суммируя данные, приведенные в настоящем сообщении, можно заключить, что фозалон при совместном введении с мильбексом подвергается быстрому распаду. Одновременно происходит перераспределение последнего с последующим накоплением в жировой ткани.

Полученные материалы представляют интерес при изучении метаболизма пестицидов, механизма комбинированного действия пестицидов, изыскании средств терапии.

ЛИТЕРАТУРА Златев 3. Д., Якушко В. Е. — Гиг. труда, 1975, № 9, с. 55.

Поступила 15/ХП 1978 г.

УДК 613.26:613.27-02:632.95

К■ Б. Баратов

ЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ НЕКОТОРЫХ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В РАСТИТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТАХ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРБИЦИДОВ В ТАДЖИКСКОЙ ССР

Таджикский научно-исследовательский институт эпидемиологии и гигиены, Душанбе

Изучение содержания микроэлементов в продуктах растительного происхождения проведено в Гиссарской долине в 1973 г. Пробы растительных пищевых продуктов отбирали в период товарной зрелости на опытных участках Научно-исследовательского института земледелия Министерства сельского хозяйства Таджикской ССР. Микроэлементы (Ре, А1, Мп, Т>, Си и Мо) и остаточные количества примененных для обработок гербицидов определяли в моркови, болгарском перце, баклажанах, томатах, воде и почве. Содержание микроэлементов измеряли методом эмиссионного спектрального анализа. Количественное определение микроэлементов выполняли по 3 раза из каждой пробы для получения среднего показателя. Конечный результат выражался в микрограмм-процентах из расчета на сырую массу продукта.

Морковь (пучковой зрелости) исследовали на содержание микроэлементов в контрольных и опытных образцах при применении прометрина в дозе 1, 1,5 и 2 кг/га. Отмечена разница в содержании Ре и А1 между контрольным и опытными образцами моркови. Морковь, обработанная прометрином в дозах 1 и 1,5 кг/га, содержала на 11 — 22% больше Ре, чем в контроле. При дозе прометрина 2,0 кг/га отмечено уменьшение содержания Ре в ней на 22%. Содержание А! возрастало в опытном образце на 38% при дозе прометрина на 1 кг/га, но уменьшалось содержание А1 на 13% с увеличением дозы прометрина до 1,5 и 2 кг/га. Однако эти изменения не были статистически значимы (Я>0,05).

В отношении содержания Мо, Т|, N1, Си в опытных образцах по сравнению с контрольным существенной разницы не отмечено. Содержание Мп в моркови, обработанной прометрином в дозе 1,0 кг/га, не отличалось от контрольного; с увеличением дозы прометрина до 1,5 кг/га отмечено увеличение содержания его на 11%, при дозе 2 кг/га — на 56% по сравнению с контролем. Это изменение статистически достоверно <Р<0,05). При исследовании остаточного содержания гербицида в моркови (спустя 30 дней со дня обработки) установлено, что при применении его в дозе 1 и 1,5 кг/га он затем не обнаруживался, а при дозе 2 кг/га найдено его 0,012 мг/кг,т. е. более допустимого уровня. Остаточного количества гербицида в 70 пробах поливных вод не выявлено. Остатки его в 18 исследованных пробах почвы колебались от 0,015 до 0,135 мг/кг.

Болгарский перец исследовали спустя 64 дня после обработки на микроэлементы и остаточное содержание гербицида при использовании прометрина в дозах 1 и 1,5 кг/га. Содержание Ре уменьшилось на 44% при дозе прометрина 1,0 кг/га (Р< <0,05), при применении 1,5 кг/га изменений в уровне Ре в опытной пробе по сравнению с контролем не отмечено. Аналогичная зависимость наблюдалась в отношении Тк уменьшение его содержания на 40% (Р<0,05) при дозе 1,0 кг/га и только на 20% <Я<0,05) при дозе 1,5 кг/га. Содержание Си и Мо в опытных образцах болгарского перца снижалось тем больше, чем выше была доза прометрина. Так, отмечено уменьшение содержания Си на 33 и 44% по сравнению с контролем в перце, обработанном прометрином соответственно из расчета 1 и 1,5 кг/га. Изменения в содержании Мп

и AI в опытных образцах по сравнению с контролем оказались статистически недостоверны (Я>0,05). При этом обнаруженные сстаточные количества прометрина в болгарском перце находились на уровне допустимых, в почве он содержался в пределах от 0,008 до 0,110 мг/кг.

Томаты исследовали спустя 110 дней пссле обработки гербицидом. Томаты сорта Плавневый, обработанные прометрином в дозе 1 кг/га, накапливали меньше А1 (на 59%, /><0,05). С увеличением дезы прометрина до 1,5 кг/га наблюдалось снижение содержания А1 в томатах на 84% (Я<0,05). Аналогичная зависимость уровня А1 отмечена и для томатов, обработанных кретазином. Изменения в содержании Fe, Ni и Mo в опытных образцах по сравнению с контрольным были статистически незначимы (Р>0,05).

При исследовании томатов на сстаточнсе содержание гербицида прометрина установлено, что пссле обработки из расчета 1 к г/га оно равнялось 0,06 мг/кг, из расчета 1,5 кг/га — 0,09 мг/кг. В почве сстаточнсе количество прометрина колебалось от 0,010 до 0,058 мг/кг, а кретазина — от 0,010 до 0,102 мг/кг. Таким образом, обнаруженные остаточные количества прометрина находились на уровне допустимых.

Для обработки баклажан использовали лрометрин и кретазин. Под влиянием прометрина не происходило уменьшения содержания Fe и Мп в опытных образцах по сравнению с контрольным. Уровень Си снижался на 30% при дезе прометрина 1 кг/га и на 60% — при дозе 1,5 кг/га. Баклажаны, обработанные кретазином, накапливали меньшее количество Fe и Мп. Так, баклажаны, обработанные кретазином в дозе 1,5 кг/га, накапливали 30 мкг%, что составляло 60% от контрольного содержания, а при дозе 2,0 кг/га — 10 мкг%, т. е. 20% (Я<0,05). Содержание Мп уменьшилось на 67 и 83% соответственно при дозах 1 и 1,5 кг/га. Си не обнаруживалась в опытных образцах, тогда как в контроле ее было 10 мкг%. Остаточное содержание гербицида в баклажанах оказалось на уровне допустимого, в почве прометрина обнаружено от 0,008 до 0,135 мг/кг, а кретазина — от 0,007 до 0,238 мг/кг.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы о том, что обработка гербицидами обусловливает нарушение микреэлементного состава пищевых продуктов растительного происхождения. Необходим регламентированный подход к обработке ядохимикатами полей, на которых произрастают сельскохозяйственные культуры.

Поступила 9/XI 1978 г.

УДК 814.37:678.7:628.1

В. О. Шефтель, И. М. Гринберг

МИ ГРАЦИЯ ВРЕДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ИЗ ПОЛ И ВИ Н И ЛХ ЛОРИДН ЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ВОДОСНАБЖЕНИИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических|масс, Киев

В последние годы значительно расширился выбер полимерных материалов, используемых в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения. Это предъявляет к санитарному надзору новые повышенные требования, стимулирует развитие санитарной химии полимеров.

Дальнейшее совершенствование методического и теоретического уровней научных и экспертных исследований в данной области нашло свое отражение в разработке новых гигиенических нормативов — допустимых уровней миграции (1976), при обосновании которых использован опыт гигиенического нормирования вредных веществ в воде открытых водоемов. В санитарную химию полимеров (в первую очередь применяемых в водоснабжении) эффективно внедрено математическое планирование экспериментов.

Исследования миграции вредных химических веществ из полимерных материалов в воду начались в СССР с работ С. Н. Черкинского, К. И. Акулова и М. Н. Рублевой, показавших возможность выделения в воду свинцовых и цинковых стабилизаторов из поливинилхлорида (ПВХ). Поскольку соединения свинца обеспечивают эффективную стабилизацию при малых затратах, они и до сих пор находят широкое применение. Поэтому интенсивно проводятся поиски их замены.

В процессе разработки нетоксичных рецептур винипластов мы исследовали водопроводные трубы из ПВХ, стабилизированные не свинцовыми, а оловоорганичес-кими соединениями.

На испытания было представлено несколько рецептур винипласта, стабилизированного диизооктилтиогликолятом дибутилолсва (ДИОТГДБО), токсичность которого изучена А. С. Игумновым и в нашей лаборатории.

Исследования по изучению миграции ДИОТГДБО из ПВХ в воду проведены на основе метода математического планирования эксперимента. Результаты изучения миграции оловоорганического стабилизатора ДИОТГДБО позволили сделать следую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.