Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТ ЭКСПОРТА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ЗАВИСИМОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТ ЭКСПОРТА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
топливно-энергетический комплекс / нефтегазовые доходы / дефицит федерального бюджета / экономическая безопасность / внешние и внутренние угрозы / манипулирование валютным рынком / бегство капитала.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко Алексей Петрович

В статье исследуются проблемы зависимости федерального бюджета от экспорта углеводородов, его наполняемости в условиях экономического кризиса, снижения спроса и мировых цен на углеводородное сырье, активного перехода развитых стран к альтернативной «зеленой энергетике», а также рассматриваются и предлагаются способы их решения в целях обеспечения экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТ ЭКСПОРТА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

ЗАВИСИМОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТ ЭКСПОРТА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Терещенко А.П., пенсионер МВД РФ, полковник полиции в отставке, к.э.н.,

г. Краснодар

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, нефтегазовые доходы, дефицит федерального бюджета, экономическая безопасность, внешние и внутренние угрозы, манипулирование валютным рынком, бегство капитала.

Аннотация. В статье исследуются проблемы зависимости федерального бюджета от экспорта углеводородов, его наполняемости в условиях экономического кризиса, снижения спроса и мировых цен на углеводородное сырье, активного перехода развитых стран к альтернативной «зеленой энергетике», а также рассматриваются и предлагаются способы их решения в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) объединяет нефтегазовые и смежные отрасли промышленности и является на протяжении последних трех десятков лет основой экономики России и наполняемости бюджета.

ТЭК

Рисунок 1 - Структура топливно-энергетического комплекса

После ликвидации СССР бюджет новой России почти наполовину стал формироваться за счет нефтегазовых доходов, получаемых от экспорта углеводородов. Почти 40% первичных энергоресурсов сегодня экспортируется, что отражает экспортно-сырьевую ориентацию

современной российской экономики. Для сравнения в СССР в период с 1980 года по 1990 год доля топливных и энергетических доходов в бюджете страны составляла в среднем 7,9 %. Максимальный уровень был зафиксирован в 1985 году - 10,28 %, минимальный в 1990 году - 5,22 % [1].

В России в период с 2006 года по 2019 год доля нефтегазовых доходов составляла в среднем 42 %, а с учетом данных кризисного 2020 года - 37%. Максимальный уровень зафиксирован в 2014 году - 51,2 %, минимальный в 2020 году - 28,0 %.

Из-за отличий статистического учета современной России и СССР, доля нефтегазовых доходов в бюджете СССР определялась на основании данных статьи «топливо и электроэнергия».

Таблица 1 - Доля топливно-энергетических доходов в бюджете СССР и нефтегазовых доходов в бюджете РФ_

Доходы, % СССР

Топливо энергетика 1980 1981 1985 1986 1987 1988 1989 1990 -

7,69 8,94 10,28 8,69 8,42 7,50 6,82 5,22

Доходы, % РФ

Нефть газ 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2019 2020

46,8 47,3 46,1 50,2 51,2 36,0 46,0 40,8 28,0

В 2020 году наблюдается значительное снижение доли топливно-энергетических доходов в бюджете страны и его зависимости от экспорта той же нефти. В реальности зависимость бюджета конкретно от нефтяных цен не упала, а выросла. Если в 2019 году бюджет балансировался при 50 долларах за баррель Urals, то в 2020 году для балансировки бюджета цена должна была составить уже 80 долларов для исключения дефицита бюджета.

К нефтегазовым доходам относятся:

- поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ;

- экспортные пошлины на энергоносители;

- поступления от налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях.

На резкое снижение доли нефтегазовых доходов в 2020 году повлияли снижение поступлений от НДПИ (- 36 %), объемов экспорта и вывозных таможенных пошлин (- 56 %), цен на углеводороды и общий спад экономической активности в странах Европы вследствие начала общемировой пандемии.

Учитывая глубокую зависимость бюджета страны от поступления нефтегазовых доходов, отрицательные колебания спроса, снижение добычи и цен на углеводороды ставят под угрозу экономическую безопасность государства.

«Экономическая безопасность» - это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Таблица 2 - Уровень снижения объемов добычи и выработки энергоносителей по итогам 2020 года __

Энергоноситель Нефть Газ Уголь Электроэнергия

Снижение, % 9 6 9 3

Казалось бы, несмотря на снижение уровня добычи и выработки энергоносителей в 2020 году по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, одновременный рост ненефтегазовых доходов позволил минимизировать дефицит российского бюджета и предположить, что страна «не в полной мере, но все-таки начинает слезать с так называемой нефтегазовой иглы». Появились мнения, что данной тенденции способствовала начавшаяся реструктуризация экономики и выход на мировые рынки иных видов высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Однако анализ состава ненефтегазовых доходов за 2020 год показал, что они были сформированы, в том числе за счет:

- продажи доли государства в Сбербанке - 2,8 трлн. руб. (сделка Правительство РФ, ЦБ РФ, Сбербанк);

- продажи на аукционе прав на долю квот вылова водных биоресурсов - 100 млрд. руб.;

- роста продажи драгоценных металлов, в первую очередь золота;

- роста продажи продовольствия, в первую очередь зерновых культур (рост на 20 %).

Рост продажи золота был связан с прекращением ЦБ РФ пополнять резервы, в итоге оно пошло на экспорт. А резкий рост продажи зерновых обусловлен запланированным правительством РФ введением превентивных мер по запрету их вывоза на случай возникновения в стране перебоев с продовольствием. В результате этого аграрии, до введения запрета, резко усилили темпы экспорта зерна [2].

Это в свою очередь привело к росту цен на продукцию аграриев на внутреннем рынке и подстегнуло инфляцию. Таким образом, ожидание быстрой и устойчивой тенденции замещения нефтегазовых доходов ненефтегазовыми доходами, является преждевременным.

Нестабильность в ценообразовании и колебания спроса на продукцию нефтегазового комплекса, в том числе вследствие «нефтяных войн» в рамках стран-участников деятельности ОПЕК, ставят под угрозу наполняемость бюджета и выполнение принятых социальных обязательств государства. Обострение конкурентной борьбы за мировые рынки сбыта требует мобилизации ресурсов для повышения эффективности добычи разведанных запасов углеводородов за счет увеличения инвестиций в разработку и применение отечественных новейших технологий, позволяющих снижать себестоимость добычи и качество переработки сырья.

Таблица 3 - Страны с крупнейшими запасами нефти и газа*

Страна НЕФТЬ ГАЗ*. Всего

место млрд. барр. место млрд. барр.

Иран 3 208 2 188 396

Саудовская Аравия 2 258 8 35 394

Венесуэла 1 304 7 37 341

Россия 8 80 1 229 309

Канада 4 169 13 11 180

Катар 13 25 3 145 170

Ирак 5 145 12 21 166

ОАЭ 7 98 9 35 133

США 9 53 5 70 123

Туркменистан 15 1 4 115 116

Кувейт 6 102 14 10 112

Нигерия 11 37 9 31 68

Китай 12 26 6 36 62

Ливия 10 48 15 8 56

Алжир 14 12 11 26 38

*Млрд. барр. нефтяного эквивалента

По объему разведанных объемов нефти и газа Россия занимает четвертую позицию в рейтинге стран мира с самыми крупнейшими запасами углеводородов. Первую тройку составляют Иран, Саудовская Аравия, Венесуэла. По запасам газа наша страна занимает первую позицию. В первую тройку также вошли Иран и Катар. Однако по разведанным запасам нефти Россия занимает только восьмую позицию, по объемам ее добычи - вторую позицию.

Таблица 4 - Десятка стран с крупнейшими объемами добычи нефти

Страна 2019 год, млн. тонн В % от общемировой добычи

США 746,7 16,7

Россия 568,1 12,7

Саудовская Аравия 556,6 12,4

Канада 274,9 6,1

Ирак 234,2 5,2

Китай 191,0 4,3

ОАЭ 180,2 4,0

Иран 160,8 3,6

Бразилия 150,8 3,4

Кувейт 144,0 3,2

Мировое сообщество постепенно находит пути решения проблемы распространения коронавирусной инфекции и ликвидации пандемии. В связи с этим в недалекой перспективе прогнозируется восстановление экономики после ощутимого спада вследствие введения практически всеми странами мира ограничительных мер по передвижению граждан, капиталов и, как следствие, финансовых потоков.

Главным локомотивом восстановления и развития экономического прогресса в современном мире являются доступные и сравнительно недорогие энергетические ресурсы. Таким образом, будет обостряться конкурентная борьба за рынки сбыта между поставщиками, в первую очередь нефти и газа, в том числе с использованием «запрещенных приемов».

Кроме того, продвигаемая сейчас европейскими странами и США «зеленая повестка» может оказаться не менее опасной в дополнение к упавшему вследствие пандемии спросу на нефть и продукцию от ее переработки.

Из стран-лидеров по добыче нефти самое уязвимое положение имеет Россия по следующим причинам:

- более высокая доналоговая операционная себестоимость барреля нефти - 20 долл. (Саудовская Аравия - 9 долл.)

- завязка бюджета на экспорт нефти (бюджет США на добычу нефти не завязан, сланцевую добычу легко остановить и возобновить).

- доля нефти в ВВП России вдвое больше (15%), чем у США.

- корреляция динамики российского ВВП с движениями цены на нефть - 99% [3].

Исходя из этого, ведение «нефтяных ценовых войн» с ближайшими конкурентами - США и Саудовской Аравией и невзвешенные подходы в противодействии попыткам с их стороны манипулировать рынком может оказаться дестабилизирующим фактором в экономической и политической сферах России, подрывать ее экономическую и национальную безопасность.

И здесь обозначается другая очень важная проблема - поведение курса рубля по отношению к доллару. Для экспортеров углеводородов снижение курса рубля выгодно, так как, чем дороже доллар, тем больше средств в рублевом эквиваленте поступает экспортеру и предоставляет ему

возможность рассчитаться с государством по различным бюджетным обязательствам.

Кроме того, в текущих условиях падение цены на нефть на $1 за баррель приводит к снижению доходов бюджета на 70 млрд. руб. Это с одной стороны. С другой - рост курса доллара к рублю на 1 руб. приводит к увеличению доходов бюджета на 180-200 млрд. руб. за счет того, что рублевая выручка экспортеров растет [4].

Однако для развития других отраслей экономики и реальной сферы производства, а также остановки падения уровня жизни и обнищания граждан, данная ситуация имеет негативный характер и является питательной средой для недобросовестных участников, манипулирующих валютным рынком.

Необходимо учитывать и тот факт, что в связи с утратой технологического суверенитета значительная часть субъектов экономической деятельности России использует зарубежные продукцию, услуги, технологии и НИОКР, которые приобретаются за американские доллары и евровалюту. Это подрывает инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов.

В 2014 году в России перешли к свободному плавающему курсу рубля. Этим немедленно воспользовались международные спекулянты, наварившие на обрушении курса рубля не менее 25 млрд. долл. С тех пор рубль занял прочное место самой волатильной валюты в мире, обгоняя ближайшую из стран двадцатки, Турцию, по этому показателю вдвое. Россия стала раем для международных спекулянтов и долиной смерти для новаторов, которые утратили базовые ориентиры для планирования инвестиций [5].

При введении в 2014 году плавающего курса рубля финансовым регулятором были приведены следующие доводы:

1. Плавающий курс действует как «встроенный стабилизатор» экономики, что является его основным преимуществом по сравнению с управляемым курсом.

2. Плавающий курс помогает экономике подстраиваться под меняющиеся внешние условия, сглаживая воздействие на неё внешних факторов.

Например, при росте цен на нефть рубль укрепляется и это снижает риски «перегрева» экономики, а при падении цен на нефть происходит ослабление рубля, что оказывает поддержку отечественным производителям за счет увеличения объемов экспорта и стимулирования импортозамещения.

3. Плавающий курс при увеличении спроса на валюту или ее предложения со стороны участников рынка в результате изменения разницы между внутренними и внешними ставками приводят к соответствующему изменению валютного курса, делает спекулятивные операции невыгодными [6].

После почти семи лет применения плавающего курса рубля, практически не один из вышеперечисленных доводов в полной мере не подтвердился. Кроме того, в условиях свободного трансграничного движения капитала и свободно плавающего курса рубля таргетирование инфляции путем манипулирования ключевой ставкой дает только временный результат, который может быть в любой момент подорван спекулятивной атакой извне.

В определенной степени снижение инфляции в последние годы достигалось ценой снижения и подавления конечного спроса со стороны обедневшего населения и неспособности проводить инвестиции. Показатель трансформации банками сбережений в инвестиции находится на низком уровне, зачастую кредитные организации уводят оборотные средства производственных предприятий в финансово-спекулятивную сферу и за рубеж.

Анализ динамики бегства капитала за рубеж показывает, что за период с 2007 года по 2019 год из экономики России выведено порядка 770 млрд. долл. Нелегальный вывоз капитала составил 326,9 млрд. руб. Только единожды, в 2007 году, отмечен чистый приток капитала в Россию в объеме около 87,0 млрд. руб.

175 150 125 100 75 50

• А- всего отток капитала по

154,1 133,7 • данным ЦБ РФ О В- нелегальный (теневой) вывоз капитала

80,5 Л 67,3 / \ 56,1 ,^^^3,9 59,7/ К,9 0 59,5 _ 3А4 О ^ П 31,3 26,7 45,8 О У 47,3 и О 15,4 • ф 1 34,1 34,4 41,2 38,°

3,1

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 2 - Объемы вывоза капитала из России в 2007-2019 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(млрд. долларов США)

0

Для обеспечения реального «слезания с нефтяной иглы», перехода от стагнации и рецессии к экономическому росту, нейтрализации различных внешних (в том числе санкционных) и внутренних угроз, важнейшим является принятие мер по структурной перестройке экономики, сокращению доли добывающих и увеличения доли обрабатывающих отраслей.

Целесообразным представляется поэтапное переориентирование деятельности предприятий ТЭК с экспорта углеводородного сырья (в

частности нефти) на изготовление готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью. Одновременно необходимо наращивать инвестиции в науку, образование, альтернативные источники энергии, развитие тех отечественных отраслей, возможность влияния на которые у «западных и восточных партнеров» будет отсутствовать или окажется минимальной.

Для наращивания инвестиционной и инновационной активности предприятий всех отраслей экономики государства необходимым и первоочередным является восстановление контроля над валютно-биржевой торговлей, с ликвидацией возможности финансовых спекулянтов использовать инсайдерскую информацию.

Основываясь на мировом опыте, необходимо жестко пресекать попытки манипулирования валютно-финансовым рынком в целях недопущения девальвации рубля и очередного всплеска инфляции. Это в свою очередь остановит многолетнее падение реальных доходов и уровня жизни граждан, сползание их к бедности и нищете.

Реализация перечисленных мер позитивным образом отразится на укреплении экономической и национальной безопасности государства, обеспечении его экономического суверенитета.

Литература

1. Харвонен А. А. Роль нефтяного сектора в экономиках России и СССР: сравнительный анализ. URL: https://saf.petrsu.ru/ (дата обращения: 05.03.2021).

2. Самофалова О. Российский бюджет получил уникальный доход. URL: https://vz.ru/economy (дата обращения: 07.03.2021).

3. Мовчан А. Картельные инвесторы: как борьба на рынке нефти скажется на экономике России. URL: https://biz.liga.net/ekonomika/ (дата обращения: 09.03.2021).

4. Романчук С. Почему ЦБ не стоит отказываться от свободного плавания рубля. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/ (дата обращения: 11.03.2021).

5. Глазьев С.Ю. Возникает риск обрушения рубля накануне президентских выборов». URL:httpw.busins://wwess-gazeta.ru/ (дата обращения: 14.03.2021).

6. ЦБ РФ. Зачем Банк России перешел к режиму плавающего курса? URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 11.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.