УДК 338.2
зависимость экономической и военной безопасности россии от состояния защищенности стратегически важных объектов
д.А. кузнецов,
аспирант кафедры предпринимательства и экономической безопасности E-mail: [email protected] пермский государственный
национальный исследовательский университет, пермь, российская федерация
Предмет/тема. Анализ системы обеспечения экономический и военной безопасности России показывает, что она сильно зависит от состояния защищенности стратегически важных объектов, которая нуждается в системной концепции обеспечения безопасности. Это предусматривает взаимосвязанное решение определенных стратегических задач как в целях определения угроз, так и в целях формирования системы самой системы защиты.
Цели/задачи. В статье представлен вариант концепции обеспечения комплексной защиты стратегических объектов России, которая охватывала бы как нормативно-правовые и организационные меры, так и инженерно-технические и технологические мероприятия.
Методология. В настоящей работе применены горизонтальный и вертикальный сравнительный анализ, которые использованы для изучения структуры экономических явлений. Рассмотрена структура стратегических объектов Российской Федерации, раскрыта проблема современного обеспечения защищенности и безопасности стратегических объектов России в целях повышения ее экономической и военной безопасности. Автором показана важность применения современных систем охраны и контроля за доступом к таким объектам, а также осуществления финансирования обеспечения защищенности данных объектов, особенно в связи с сегодняшней сложной геополитической ситуацией в мире.
Результаты. Сегодня обеспечение безопасности стратегических объектов Российской Федерации нуждается в комплексной системной концепции для выполнения необходимых и достаточных условий в
деле защиты данных объектов. Данная концепция должна состоять из нормативно-правовых, организационных, инженерно-технических, технологических и инвестиционных мероприятий и направлена на повышение всех сфер безопасности объекта как в сфере физической защиты, так и в сфере информационной и социальной защиты стратегического объекта.
Выводы/значимость. Необходимость разработки комплексной системной концепции по защите стратегических объектов Российской Федерации по обеспечению ее экономической и военной безопасности сегодня не вызывает сомнений и находится на личном контроле Президента РФ. Ведь чем выше безопасность стратегических объектов, тем выше и безопасность России.
Ключевые слова: стратегический объект, состояние защищенности стратегического объекта, экономическая безопасность, военная безопасность, зависимость
Современный мир быстро меняется. Он становится более сложным и динамичным, появляются новые возможности для развития каждого из государств, а также усиливаются вызовы и угрозы их безопасности. Развитие безопасности среды в мире и вокруг России определяется процессами, связанными с формированием многополярной модели мироустройства, усилением влияния новых центров сил, решением неурегулированных конфликтов вблизи государственной границы России, усилением роли финансово-экономических факторов
в международных отношениях. Такие тенденции будут сохраняться и в долгосрочной перспективе1 [1, 10, 12, 14, 15, 18, 19].
Важным фактором формирования условий, которые будут влиять на уровень безопасности нашего государства, остается уровень защищенности стратегически важных объектов России. Сегодня под предприятиями стратегического назначения понимают такие предприятия, которые обеспечивают экономическую независимость страны, ее государственность. Опасность проникновения нарушителей на объекты стратегического значения России, некоторые из которых являются ядерными объектами, грозит безопасности не только Российской Федерации и ее граждан, но и мировой безопасности. Поэтому важным является защита данных объектов от всевозможных угроз и предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации2 [2-9, 11, 13, 16, 20].
Объекты стратегического значения - крупные административно-промышленные и военные объекты, уничтожение или овладение которыми в ходе военных действий может привести к коренному изменению обстановки на театре военных действий, обеспечить выполнение стратегических задач и в целом определить исход войны. К ним относятся: ракетные позиции, авиационные базы и аэродромы, военно-морские базы и порты, склады ядерного оружия, командные пункты и штабы, а также объекты органов государственной власти и управления, крупные административно-политические, промышленные центры и энергетические узлы [14].
Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 утвержден «Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»3, в кото-
1 Материалы заседания Совета безопасности РФ 5 июля 2013 года, посвященного вопросам совершенствования военной организации России на период до 2020 года. URL: http://kremlin.ru; Послание Президента России Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. URL: http://kremlin.ru; Севастьянов С. Перспектива безопасности российского Дальнего Востока внутренние и внешние вызовы и возможности. URL: http://acpss.org/wp/09/ chapter3.pdf; Федораев С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина // Электронный журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России». URL: http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V2/15.pdf.
2 О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 09.01.1996 N° 3-ФЗ (с изм. и доп.); Долги стратегических предприятий теперь будут гаситься за счет взносов РФ в их уставный капитал. URL: http://newsru.com/finance/21jan2011/ strateg_bancr.html.
3 Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ: Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 (ред. от 05.02.2015).
ром к стратегическим отнесены федеральные государственные унитарные предприятия, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. В данный перечень входят предприятия оборонной промышленности (Амурский патронный завод «Вымпел»), предприятия транспортной инфраструктуры (Центр аэронавигационной информации гражданской авиации), предприятия средств массовой информации (Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), предприятия связи (Почта России), научно-исследовательские институты (Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации - ФГУП «НИИСУ»), предприятия добывающей промышленности (Акционерная компания «АЛРОСА») и многие другие.
Однако на сегодняшний день в Российской Федерации не только предприятия являются объектами стратегического значения. В России также существуют и стратегически важные города, такие как Нижний Тагил, Сочи, Зеленогорск, Саров, Магнитогорск, поселок Новый. Так, в Нижнем Тагиле расположен один из крупнейших по объему производства комбинат - Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), который считается самым важным предприятием в мире по переработке ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд. Также на НТМК работает единственный в России универсально-балочный стан по выпуску широкополочных балок и колонных профилей с высотой профиля от 150 до 1 000 мм.
Стратегически важным городом признан и Сочи, в котором с 7 по 23 февраля 2014 г. проводились XXII зимние Олимпийские игры. Там, согласно Указу Президента РФ, были приняты максимальные меры безопасности во время проведения Олимпиады, а также запрещено на указанный период проведение массовых мероприятий.
Закрытым и стратегически важным городом является Зеленогорск. Особый статус бывший Красноярск-45 (предыдущее название города)
-17 (302) - 2015-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorities and security
получил благодаря расположенному в нем Электрохимическому заводу, на котором производят низкообогащенный уран.
В Сарове, городе Нижегородской области, расположен Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), который занимается конструированием и обеспечением научной поддержки всего жизненного цикла ядерного оружия, обладает огромными возможностями проведения теоретических и экспериментальных изысканий. Необходимо отметить, что у Сарова есть уникальный город-побратим, а именно - Лос-Аламос (США), крупнейший центр исследований в области ядерной физики и производства ядерного оружия в США. Данный населенный пункт, так же, как и Саров, является стратегически обособленной территорией под особой охраной. Ученые самого секретного города России и самой закрытой лаборатории США активно сотрудничают, начиная с 1990-х гг., причем решают в рамках открытых научных направлений сложнейшие задачи атомной энергетики.
В Магнитогорске расположено одно из крупнейших металлургических предприятий - Магнитогорский металлургический комбинат. Комбинат входит в число мировых производителей стали и занимает лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России. Отличается полным производственным циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов.
Поселок Новый расположен в Сергиево-По-садском районе Московской области. Поселок небольшой, в нем проживает порядка 5 000 чел. Но к поселку Новому примыкает ФГУП «Радон», специализирующееся на обращении с радиоактивными отходами средней и низкой активности4.
Вышеописанные стратегически важные для России объекты, предприятия и города нуждаются в особой охране и защите в целях обеспечения как экономической, так и военной безопасности Российской Федерации, ее граждан, а также мировой безопасности, ведь многие объекты являются ядерными.
Сегодня для обеспечения безопасности стратегически важных объектов в России применяются различные инструменты, методы и средства, которые представляют собой совокупность организационно-правовых, экономических, технических,
4 Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://rg.ru.
-17 (302)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
охранных, режимных, специальных и иных средств и инструментов, используемых органами исполнительной власти, собственником и эксплуатирующей организацией объекта для организации и обеспечения его защиты.
Многолетние исследования систем защиты стратегических объектов свидетельствуют о необходимости системной концепции обеспечения безопасности каждого конкретного объекта, что практически предусматривает комплексное взаимосвязанное решение руководством объекта нескольких блоков задач, а именно:
1) определение стратегии комплексной безопасности;
2) обеспечение безопасности от физического проникновения нарушителя на территорию и в помещения охраняемого объекта;
3) защита информации;
4) защита от прогнозируемых к применению средств скрытого контроля;
5) защита от диверсионно-террористических средств;
6) защита систем связи;
7) учет человеческого фактора в системе обеспечения безопасности;
8) возможность применения нарушителем отечественного или зарубежного оружия, которое может быть применено им для разрушения объекта;
9) организация системы контроля доступа [7]. При определении стратегии комплексной безопасности решаются проблемы классификации, систематизации и дифференциации возможных угроз для объекта, определяют, с одной стороны, структуру и задачи службы охраны, а, с другой стороны, - нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность службы охраны объекта с позиции юриспруденции. На основе анализа ресурсов, технико-экономических показателей и социальных аспектов безопасности разрабатывают меры по обеспечению безопасности объекта. Решая вопросы обеспечения безопасности от физического проникновения нарушителя на территорию объекта или в его помещения, моделируют стратегию и тактику поведения нарушителя на основе анализа доступности объекта, всесторонне рассматривают средства его безопасности. На основе определения жизненно важных центров объекта разрабатывают принципы и схемы оборудования его техническими средствами охранного теленаблюдения, средствами инженерной, технической и специальной защиты
- 2015-
NATIONAL INTERESTS: priorities and security
рубежей охраны. После этого выбирают окончательный вариант состава и номенклатуры технических средств.
Защита информации обеспечивается специальными методами. Для этого разрабатывают концептуальную модель защиты, в которой решают широкий круг задач защиты по всем возможным каналам утечки информации (языковой, визуальной, виброакустической, электромагнитной и т.д.). Осуществляют классификацию каналов связи и на ее основе разрабатывают методы оптимизации связи, криптографической защиты и защиты телефонных сетей связи, поскольку каналы связи являются самыми доступными для перехвата информации нарушителем. На основе моделирования различных способов приема информации нарушителем вне помещения посредством применения направленных микрофонов и лазерных средств осуществляется пассивная или активная защита.
Что касается защиты информации в автоматизированных системах обработки информации, то здесь особое место занимает разработка и внедрение специальных математических и программных методов защиты операционных систем, баз данных и серверов, методов идентификации пользователей, ввода паролей, ключей и антивирусных программ от несанкционированного доступа и копирования информации и ее искажения. Дополнительно разрабатывается регламентированная документация.
Задачи защиты объекта от прогнозируемых к применению средств скрытого контроля ориентированы на модель нарушителя, которым может быть работник этого объекта, или на осуществление контрразведывательных мероприятий при получении оперативной информации о том, что преступные группировки проявляют интерес к охраняемому объекту. Работа службы безопасности объекта направлена на решение специфических задач, начиная от выбора и установки средств скрытого контроля в целях усиления организационно-режимных мер защиты от потенциальных нарушителей.
Задачи защиты от диверсионно-террористичес-ких средств (ДТС) решают специальными методами защиты - методами исследований, классификации и моделирования вариантов активных действий террористов, изучением всех возможных способов доставки на территорию объекта диверсионно-террористических средств и технических способов осуществления диверсий. На основе этих исследований выбирают аппаратуру ДТС, образуют дополнительные пункты контроля и проверки и пр. [6].
Человеческий фактор в системе обеспечения безопасности объекта играет значительную роль, поскольку именно здесь важно качественное решение ряда специфических задач, а именно:
1) тщательная проверка работников, которые устраиваются на работу;
2) разработка и реализация мероприятий по изучению личного состава работников, особенно тех, в действиях которых прослеживается угроза безопасности объекту за счет их влияния на сотрудников фирмы, их близких или родственников;
3) разработка и реализация мероприятий по обеспечению операции «чистые руки» [7].
Что касается исследований отечественного и зарубежного оружия, которое может быть применено нарушителем для разрушения объекта, то здесь анализируются способы применения преступными группировками разных видов оружия, взрывчатки или других веществ для возможного осуществления террористической акции.
Поэтому здесь разрабатываются методы и способы их выявления, локализации и обезвреживания, параллельно оценивают эффективность систем охраны и обороны объекта.
Организация системы контроля за доступом направлена на реализацию процедур проверки личности человека, который пытается открыто проникнуть на территорию объекта, в помещение или в режимную зону. Поэтому здесь решают задачи идентификации (распознавания лица) по совокупности его общих и личных признаков и аутентификации.
Обеспечение защиты стратегически важных объектов требует относительно высокого финансирования как для оборудования объектов необходимым инженерно-техническим оборудованием, так и в целях формирования и подготовки сил контроля и реагирования. Финансирование происходит как за счет самого объекта (самофинансирование), так при помощи государственных программ. Однако, к сожалению, осуществить финансирование защиты только за счет собственных или государственных средств не всегда возможно, поэтому в настоящее время существует достаточно широкий ряд направлений привлечения негосударственных источников финансирования, таких как инвестирование, государственно-частное партнерство, предоставление кредитов и пр.
Необходимо отметить, что финансирование осуществления защиты стратегически важных
-17 (302) - 2015-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorities and security
объектов может осуществляться не только за счет отечественных, но и за счет зарубежных средств. Так, США спонсировало систему физической защиты ядерно опасных объектов России, также отдельные компании США занимались оборудованием стратегически важных объектов инженерно-техническими системами защиты, дабы избежать того, чтобы в перспективе похищенный ядерный материал или изделия, которые его содержат, не были направлены против них самих. По оценкам экспертов, вполне реально примерное соотношение: каждый доллар, вложенный в физическую защиту российских объектов, прямо пропорционален 27 долл., которые потребуются для нейтрализации угрозы в том случае, если вдруг произойдут хищение и переориентирование ядерно опасного материала против США.
В связи с этим, конечно, для России существовала более существенная опасность, связанная с возможностью снабжения поставляемой на особо важные объекты продукции из-за рубежа средствами несанкционированного доступа к информации, а также с доступом иностранного обслуживающего персонала на стратегические объекты, которые должны быть под особым контролем. Тем не менее на сегодняшний день, в связи со сложной геополитической ситуацией на мировой арене из-за украинского кризиса все работы США по физической защите ядерных объектов России заморожены, средства на них уже исключены из бюджета Минэнерго США на 2015 г. в рамках санкций против России. При этом МИД России резонно напомнил США, что использование санкционных инструментов - вещь обоюдоострая и может бумерангом ударить по самим США5.
Несомненно, что защита стратегических объектов является исключительно важной для обеспечения национальной безопасности страны. В этих целях создаются и внедряются новейшие системы охраны и системы контроля и управления доступом. Необходимо отметить, что особую роль в обеспечении безопасности стратегически важных объектов играют средства физической защиты.
Задачами системы физической защиты являются:
• предотвращение совершения незаконных действий (или бездействия) потенциальным правонарушителем на стратегически важном объекте (особенно содержащим ядерную установку и ядерные материалы);
5 Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://rg.ru.
-17 (302)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
• обнаружение правонарушителей в зоне ограничения доступа;
• задержка продвижения правонарушителей в зонах ограничения доступа;
• реагирование на действия правонарушителей;
• смягчение последствий незаконных действий по отношению к объекту стратегического значения [6].
Предотвращение совершения незаконных действий (или бездействия) потенциальным правонарушителем обеспечивается проведением специальной проверки лиц для предоставления допуска к выполнению особых работ; созданием зон ограничения доступа; организацией доступа в зоны ограничения; организацией пропускного и внутреннего режима объекта; организацией охраны и обороны объектов; соблюдением процедур по физической защите; информированием общественности о способности системы физической защиты противостоять нарушителям и о существующих угрозах жизни и здоровью населения в случае совершения незаконных действий.
Обнаружение правонарушителей в зоне ограничения доступа обеспечивается оборудованием зон ограничения доступа к жизненно важным местам и контрольно-пропускных пунктов, инженерно-техническими средствами системы физической защиты; установкой на пультах физической защиты средств отображения и оценки сигнала тревоги и записи информации, связи с постами стражи подразделений охраны, персоналом подразделений физической защиты, патрулями; проверкой лиц, их личных вещей, вещей, которые они проносят, транспортных средств на наличие веществ и предметов, свободное передвижение с которыми в пределах зон ограничения доступа запрещается; патрулированием территории; введением маршрутизации.
Задержка продвижения правонарушителей зонами ограничения доступа обеспечивается: установлением физических барьеров на вероятных маршрутах продвижение правонарушителей; выполнением подразделением охраны задержки продвижения обнаруженных нарушителей.
Реагирование на действия правонарушителей обеспечивается: оборудованием пультов физической защиты, средствами оповещения о тревоге и средствами связи с силами реагирования; подготовкой и оснащением сил реагирования; своевременными и эффективными действиями сил реагирования.
Смягчение последствий незаконных действий обеспечивается: наличием резервного пульта физи-
- 2015-
NATIONAL INTERESTS: priorities and security
ческой защиты; способностью системы физической защиты функционировать в условиях кризисных ситуаций; учетом мероприятий по физической защите в планах аварийной готовности и аварийного реагирования; наличием высококвалифицированного персонала.
При решении задач охраны стратегически важных объектов необходимо использовать только новейшие системы охраны, к взлому которых у нарушителей не будет доступа. Нельзя давать правонарушителям ни малейшей возможности нарушить безопасность стратегического объекта.
Сегодня, согласно Военной доктрине Российской Федерации6, одной из основных военных угроз является деятельность по дезорганизации и нарушению функционирования стратегических объектов, а одной из главных задач по праву считается обеспечение охраны и обороны таких объектов. Согласно Указу Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» угрозами военной безопасности являются действия, направленные на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, функционирования стратегических объектов (особенно ядерных), основными источниками угроз национальной безопасности являются действия, направленные на дезорганизацию нормального функционирования таких объектов7.
Таким образом, качественная охрана и защита стратегически важных объектов Российской Федерации влияет не только на безопасность самих объектов, но и на военную и экономическую безопасность страны, ее граждан. Существует прямая зависимость между безопасностью стратегических объектов и национальной безопасностью страны: чем выше и качественнее безопасность стратегических объектов, тем выше безопасность России.
Сегодня при постановке задач обеспечения комплексной безопасности стратегических объектов можно выделить 3 основных момента:
1) необходимо обеспечить определение и упорядочение объектов и субъектов безопасности, понятийного аппарата в конкретных сферах деятельности;
2) требуется разработка функционально полной архитектуры комплексов средств безопасности
6 Военная доктрина Российской Федерации: утверждена Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976.
7 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014).
объектов с повышенными рисками угроз безопасности;
3) целесообразно наладить отечественное производство необходимых средств обеспечения безопасности, снизить зависимость от поставок оборудования и программных средств из других стран, исключить риски частичной утраты национальной безопасности. И, конечно же, все это невозможно без увеличения финансирования в области разработок систем безопасности со стороны государства. А для этого нужно разработать комплекс мер по законодательному обеспечению организационно-правовых вопросов разработки современных инженерно-технических решений и их внедрения в систему безопасности стратегических объектов России.
Подводя итог исследования, можно сделан вывод, что взаимосвязанное решение задач системной концепции обеспечение безопасности стратегически важных объектов, в каждом из которых существуют свои подходы, методы и способы их решения, должно полностью обеспечивать надежную защиту объекта. Только в таком случае можно говорить о выполнении необходимых и достаточных условий в деле защиты объектов от подготовленного и технически обеспеченного нарушителя.
Сегодня можно выделить ряд направлений деятельности, влияющих на функционирование системы безопасности стратегических объектов. Среди таких направлений, в частности, обозначены:
• нормативно-правовое и организационное взаимодействие по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на стратегических, критически важных объектах;
• инженерно-техническое и технологическое обеспечение мероприятий, связанных с защищенностью стратегических объектов и элементов их инфраструктуры;
• организация антитеррористической защиты стратегических объектов;
• обеспечение глобальной автоматизированной системы управления безопасностью на стратегических объектах.
Таким образом, экономическая и военная безопасность России напрямую зависит от безопасности стратегических объектов страны. Поэтому сегодня требуется ряд оперативных и существенных мер на федеральном и региональном уровнях по правовому, организационно-методическому, финансовому и техническому обеспечению безопасности стратегически важных объектов РФ.
Список литературы
1. Безопасность России. Геополитические вопросы безопасности. Энциклопедический словарь-справочник / под общей ред. В.Л. Манилова. Авт. кол-в: В.А. Баришполец, В.Л. Манилов, Н.А. Махутов. М.: МГФ «Знание», 2008. 830 с.
2. Бугаков В.П., Тельный А.В. Инженерно-техническая защита информации. Системы контроля и управления доступом: учеб. пособие / под ред. М.Ю. Монахова. Владимир: Владим. гос. ун-т, 2006. 104 с.
3. Барсуков B.C. Безопасность: технологии, средства, услуги. М.: Кудиц-Образ, 2001. 496 с.
4. Волхонский В.В. Системы охранной сигнализации. 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Экополис и культура, 2005. 204 с.
5. Власенко М.Н. Организационные аспекты и проблемы кадрового обеспечения хозяйствующих субъектов специалистами сферы информационной безопасности в современных условиях рыночной экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24. С. 64-70.
6. Гарсиа М. Проектирование и оценка систем физической защиты. М.: Мир, 2003. 392 с.
7. Коротких В.Е., Киселев О.С. Современные средства технической безопасности: учеб. пособие. Казань: Новое знание, 2003. 232 с.
8. Крахмалев А.К. Средства и системы контроля и управления доступом: учеб. пособие. М.: НИЦ «Охрана» МВД России, 2003. 84 с.
9. Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 3. С. 43-52.
10. Крошилин С.В. Информационные войны на микро- и макроуровне и их влияние на экономи-
ческую безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 7. С. 46-50.
11. Нилов В.А., Членов А.Н., Шакиров Ф.А. Технические средства охранно-пожарной сигнализации. М.: НОУ «Такир», 1998. 146 с.
12. Нургалиев Р.Г. Приоритеты - обеспечение безопасности, ликвидация экономических основ организованной преступности и финансовой базы терроризма, совершенствование борьбы с коррупцией // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 2. С. 65-69.
13. СиниловВ.Г. Системы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации: учебник // 3-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 352 с.
14. Фарамазян Р.А. Военно-экономическое обеспечение национальной безопасности России в многополярном мире. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 93 с.
15. Худолеев В. Приоритеты обороны страны // Красная звезда, 14.02.2013.
16. Членов А.Н., Мосягин А.Б. Приемно-конт-рольные приборы систем охранно-пожарной сигнализации. М.: НОУ «Такир», 1998. 81 с.
17. Шиндин А.И. Информационная безопасность как решающий фактор для достижения бизнес-целей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 5. С. 70-72.
18. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 806 с.
19. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. 768 с.
20. Юрьева Л.В. Особенности и проблемы системы информационной безопасности в металлургических холдингах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 10. С. 74-80.
National Interests: Priorities and Security Threats and Security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
DEPENDENCE OF THE RUSSIAN ECONOMIC AND MILITARY SECURITY ON THE SECURITY OF STRATEGIC FACILITIES
Dmitrii A. KUZNETSOV
Abstract
Importance Analyzing the system of Russia's economic and military security, it is possible to see to what extent it depends on the security of strategically important facilities, thus raising the need in a system concept of security. It implies a concurrent solution of strategic objectives in order to determine threats and set up a security system.
Objectives The research aims at developing a versatile concept for comprehensive security of the Russian strategic facilities that would embrace legislative, regulatory and organizational measures, and engineering the technological activities.
Methods The research relies upon a horizontal and vertical comparative analysis to study the structure of economic phenomena. I examine the structure of the Russian strategic facilities; reveal issues of contemporary security and safety of the Russian strategic facilities in order to increase its economic and military security. I explain why it is important to apply modern systems for security and control of access to such facilities, and finance mechanisms for ensuring the security of the facilities, especially in the current complicated geopolitical circumstances. Results To ensure the security of the Russian strategic facilities, there should be a system concept to meet necessary and sufficient conditions and requirement for protecting those facilities. The concept should stipulate legislative, regulatory, organizational, engineering, technological and investment activities to enhance every aspect of facilities' security in terms of physical, information and social protection. Conclusions and Relevance There is no doubt in the need to devise a comprehensive systems concept for protecting strategic facilities of the Russian Federation and ensuring its economic and military security. The President of the Russian Federation personally monitors the issue. The more protected are the strategic facilities, the higher is the security of the Russian Federation.
Keywords: strategic facilities, security, protection, economic security, military security, dependence
References
1. Makhutov N.A., Barishpolets V.A., Manilov V.L. Bezopasnost ' Rossii. Geopoliticheskie voprosy bezo-pasnosti. Entsiklopedicheskii slovar '-spravochnik [Security of Russia. Geopolitical issues of security. Encyclopedic dictionary and reference book]. Moscow, MGF Znanie Publ., 2008, 830 p.
2. Bugakov V.P., Tel'nyi A.V. Inzhenerno-tekhni-cheskaya zashchita informatsii. Sistemy kontrolya i upravleniya dostupom [Engineering and technological protection of information. Access control and administration]. Vladimir, Vladimir State University Publ., 2006,104 p.
3. Barsukov B.S. Bezopasnost': tekhnologii, sred-stva, uslugi [Security: technology, tools and services]. Moscow, Kudits-Obraz Publ., 2001, 496 p.
4. Volkhonskii V.V. Sistemy okhrannoi signalizatsii [Security alarm systems]. St. Petersburg, Ekopolis i kul'tura Publ., 2005, 204 p.
5. Vlasenko M.N. Organizatsionnye aspekty i problemy kadrovogo obespecheniya khozyaistvuyush-chikh sub"ektov spetsialistami sfery informatsionnoi bezopasnosti v sovremennykh usloviyakh rynochnoi ekonomiki Rossii [Organizational aspects and issues of recruiting information security specialists in modern market economy of Russia]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 24, pp. 64-70.
6. Garcia M. Proektirovanie i otsenka sistem fizicheskoi zashchity [The Design and Evaluation of Physical Protection Systems]. Moscow, Mir Publ., 2003,392 p.
7. Korotkikh V.E., Kiselev O.S. Sovremennye sredstva tekhnicheskoi bezopasnosti [Modern technical safety mechanisms]. Kazan, Novoe znanie Publ., 2003, 232 p.
8. Krakhmalev A.K. Sredstva i sistemy kontrolya i upravleniya dostupom [Tools and systems for access control and administration]. Moscow, Research Centre Okhrana of Russian Ministry of Internal Affairs of Russian Federation Publ., 2003, 84 p.
9. Korovyakovskii D.G. Pravovye osnovy, sposoby
i metody obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti bankovskoi deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh [Legal foundations, techniques and methods to ensure the economic security of banking in modern conditions].
Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2009, no. 3, pp.43-52.
10. Kroshilin S.V. Informatsionnye voiny na mikro- i makrourovne i ikh vliyanie na ekonomicheskuyu bezopasnost' [Information warfare at the micro-and macro-level and their impact on economic security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 7, pp. 46-50.
11. Nilov V.A., Chlenov A.N., Shakirov F.A. Tekhnicheskie sredstva okhranno-pozharnoi signalizat-sii [Technical tools of a security and fire alarm system]. Moscow, Takir Publ., 1998, 146 p.
12. Nurgaliev R.G. Prioritety - obespechenie bezopasnosti, likvidatsiya ekonomicheskikh osnov or-ganizovannoi prestupnosti i finansovoi bazy terrorizma, sovershenstvovanie bor'by s korruptsiei [Priorities: security, exterminating the economic ground for the organized crime and financial platform of terrorism, improving the fight against corruption]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2008, no. 2, pp. 65-69.
13. Sinilov V.G. Sistemy okhrannoi, pozharnoi i okhranno-pozharnoi signalizatsii [Security, fire and combined alarm systems]. Moscow, Akademiya Publ., 2006, 352 p.
14. Faramazyan R.A. Voenno-ekonomicheskoe obespechenie natsional'noi bezopasnosti Rossii v mnogopolyarnom mire [The military and economic framework of Russia's national security in a multipo-
lar world]. Moscow, Institute of World Economy and International Relations of RAS Publ., 2009, 93 p.
15. Khudoleev V. Prioritety oborony strany [Priorities of the National defense]. Krasnaya zvezda, 2013, February 14.
16. Chlenov A.N., Mosyagin A.B. Priemno-kontrol 'nyepribory sistem okhranno-pozharnoi signalizatsii [Alarm control panels of security and fire alarm systems]. Moscow, Takir Publ., 1998, 81 p.
17. Shindin A.I. Informatsionnaya bezopasnost' kak reshayushchii faktor dlya dostizheniya biznes-tselei [Information security as a crucial factor for achieving business objectives]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2008, no. 5, pp. 70-72.
18. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [The Economic Security of Russia] Moscow, Delo Publ., 2005, 806 p.
19. Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost' [Economic and National Security]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004, 768 p.
20. Yur'eva L.V. Osobennosti i problemy sistemy informatsionnoi bezopasnosti v metallurgicheskikh kholdingakh [The specificity and issues of information security systems in metallurgical holding companies]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2008, no. 10, pp. 74-80.
Dmitrii A. KUZNETSOV
Perm State University, Perm, Perm Krai, Russian Federation [email protected]