Крестьянцева М.М.
ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ РОДИТЕЛЕЙ19
ГБОУ ДОД «Дом детского творчества» Приморского района Санкт-Петербурга, mk@keylink.ru
Есть разные дети. Дремать на плече У ласковой мамы им сладко и днём. Их слабые ручки не рвутся к свече, -Они не играют с огнём. Есть дети, как искры: им пламя сродни. Напрасно их учат: «Ведь жжётся, не тронь!»
Они своенравны (ведь искры они!)
И смело хватают огонь. Есть странные дети: в них дерзость и страх.
Крестом потихоньку себя осеня, Подходят, не смеют, бледнеют в слезах И плача бегут от огня.
Марина Цветаева
Начался новый учебный год.
Для многих детей, которые пошли в детские сады и в школы этот день стал началом новой жизни -учиться самостоятельности, учиться сосуществовать в новом обществе, учиться знаниям, а главное, что для них самое страшное, учиться оставаться без мамы, папы (бабушки, дедушки).Некоторым детям страшно дойти до класса, боязно общаться с одноклассниками, отвечать перед всем классом на вопросы учителя, и, тем более, выходить к доске.
Бояться-нормально для ребят дошкольного и младшего школьного возраста. Страхи предохраняют их от опасностей: от беготни по проезжей части, высовывания в открытое окно, баловства с огнем. Они приходят к ребенку и с появ-
19Krestyantseva M.M. The dependence of children of preschool and primary school the age of the parents / State budgetary institution of additional education of children of children's creativity houses Primorsky district of St. Petersburg,
лением в их жизни новой школы и новой учительницы. И если страхи не уходят самостоятельно, значит, ребенку нужна помощь. Потому что страхи растут и набирают силу. Важно остановить их в начале, пока они не переросли в серьёзную зависимость от родителей, в упрямство или даже одиночество, которые помогут им преодолеть временной интервал отсутствия родителей рядом. Эмоционально зависимы от родителей дети, которые подвергались постоянному контролю родителей, в результате чего у них развивалась неуверенность, неумение противостоять внешнему миру. Они безропотно воспринимают авторитет родителей и сами не могут принять никаких решений. Они не мыслят себя вне жизни родителей, «купаются» в их любви, внимании, заботе и ласке. Даже наказания и нравоучения за капризы и непослушание существуют для них только в жизни рядом с родными.
Рядом с родителями такие дети чувствуют себя беспомощными, за которых решают абсолютно все - чем накормить, что одеть, что и когда делать, с кем общаться, а с кем нет, что для них хорошо, а что плохо. Со временем чувство беспомощности нарастает, и справиться с преодолением собственной неуверенности и страхом не соответствовать желаниям родителей ребенку становится все сложнее.
Один из наиболее страшных видов зависимости - полное поглощение личности ребенка. Подобная ситуация характеризуется суицидальными наклонностями. Ребенок начинает думать, что его бросили, больше не любят, он никому не нужен, он всему окружающему миру чужой и т.д. Представляет, как будут страдать родители, если его не станет, будут жалеть и мучиться. Обычно, в таких ситуациях требуется помощь психолога, чтобы осознать, насколько далеко зашел процесс и попытаться помочь родителям и ребенку вырваться из замкнутого круга.
Ребенок должен понять, что мир не ограничивается только семьей и тем, что эта семья ему может дать.
Педагог, психолог детского учреждения, заподозривший в ребёнке такую зависимость, должен поговорить с родителями ребёнка, разъяснить им сложность ситуации, и вместе они должны найти пути решения. Нужно учить ребёнка самостоятельно общаться, принимать решения, определять, что ему нравится, чего хочется, что ему интересно, понять, что жизнь прекрасна и удивительна для НЕГО. Родители должны стать ребёнку партнёрами, а не тоталитарными руководителями его жизни.Конечно, подобные проблемы невозможно решить за
один день. Потребуется продолжительное время, чтобы ребёнок научился воспринимать себя в этом мире личностью, существующей рядом с родителями, с друзьями, с окружающей природой, имеющим возможность быть самостоятельным, уверенным в себе человеком. Родители должны вовремя увидеть, рассмотреть, понять ситуацию, когда ребёнок становится слишком от них зависимым. И главная помощь должна исходить в первую очередь от них. При необходимости правильного и конструктивного анализа ситуации - родители должны обратиться к психологу. Пример из жизни № 1:
В зоологический кружок мама привела 6-тилетнюю дочь. На занятии девочка сидела, вздрагивая оглядывалась на дверь, в глазах четко проглядывался страх. Когда все дети вошли в зверинец, в глазах ребёнка был ужас. Выяснилось, что девочка очень боится зверушек. Но еще больше она испугалась, оставшись наедине с преподавателем, ребятами, да еще «страшными» зверями ... без мамы. Побелевшими губами она шептала «Мама! Мама!..». Преподаватель, заметив полуобморочного ребёнка, конечно же подошёл, взял за руку. Девочка заплакала: «Хочу к маме, она меня бросила.» Мама на вопрос преподавателя ответила категорично: «Дочь выросла, пусть привыкает к взрослой жизни. Мы её холили, лелеяли, вырастили (это в 6 лет!). Да. Животных она всегда боялась - даже кошку не заводили. Пусть борется со своими страхами.» А испуганный ребёнок лихорадочно пытался ухватится за руку любимой мамы, пытаясь понять почему и как можно дальше жить без её «холения и лелеяния», в глазах был испуг, слёзы и отчаяние..
Этот пример свежий. Преподаватель решил изначально сам обратиться за консультацией и советом к психологу, как правильно решить эту ситуацию. В первую очередь помощь нужна, видимо, маме. Пример из жизни № 2.
В первый класс поступил мальчик. В его поведении четко просматривалась агрессия, грубость и стремление к одиночеству. Из разговора с ним учителя выяснилось, что он рос самым любимым, самым нужным, самым умным и замечательным для родителей ребёнком. Он спал с ними, смотрел допоздна передачи, ужинал в ресторанах и т.п. И вдруг у него появился конкурент - родилась сестричка. Он её возненавидел. До этого события родители принадлежали только ему, он от них полностью зависел, они всё за него решали, для него всё делали. И вдруг, кто-то стал претендовать на ЕГО родителей. Дома он несколько раз
забирался на подоконник и требовал от родителей, чтобы они выбросили сестрёнку, либо выпрыгнет в окно ОН. Его уговаривали, просили, плакали. Он соглашался, но продолжал всё чаще и чаще угрожать родителем расправой над сестрой или суицидом. Преподаватель обратился за помощью к психологу. Над этой ситуацией работали долго. В первую очередь консультация требовалась родителям. Через полгода мальчик начал воспринимать сестрёнку, как члена своей семьи, подружился с одноклассниками, хорошо и с интересом учился. Перестал быть зависим от родителей. А родители к воспитанию сестры подошли более разумно, следуя советам психолога.
«Родители для человека - значительно больше, чем просто люди, а наши отношения с ними - это не просто отношения между тремя (двумя) личностями. Когда мы были совсем маленькими, мы познавали не мир, нас окружавший, а наших родителей, которые этот мир олицетворяли. (Андрей Курпатов).
Ключевые слова: охрана здоровья, психическое благополучие. Keywords: health, moral.
УДК 159.913
В.А. Кулганов, Л.В. Митяева
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКИИ20
Санкт-Петербургский государственный университет, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского Санкт-Петербург,kulganof@mail.ru ;
ГБОУ СОШ №297, Санкт-Петербург, Luba-55516@yandex.ru
Психическое здоровье включает в себя определенный резерв сил человека, состояние равновесия психических процессов, умение их использовать, что дает эффективную адаптацию в обществе. Для адекватного отражения внутри-психических механизмов окружающей действительности и социальной зрело-
20KulganovV., Mitiaeva L .Formation adolescent mental health through bodily-oriented methods of psychological correction