HISTORICAL SCIENCES
ЗАВИСИМОСТЬ ЧИСЛЕННОСТИ ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1929-1945 ГГ. ОТ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Бартов В.П.
магистр богословия,
научный сотрудник кафедры Теологии и истории Христианства, Евроазиатская богословская семинария (Москва)
DEPENDENCE OF THE NUMBER OF PROTESTANT COMMUNITIES IN THE TULA REGION IN 1929-1945 FROM THE RELIGIOUS POLICY OF THE STATE
Bartov V.P.
master of theology,
Senior Researcher of the Department of Theology and History of Christianity,
Eurasian Theological Seminary (Moscow)
Аннотация
Целью статьи является показать зависимость между численностью верующих в протестантских общинах Тульской области и политикой государства, проводимой в отношении верующих. Результатом проведенного исследования стало заключение, что государство способно временно полностью прекратить публичную деятельность христиан в отдельно взятом регионе страны.
Abstract
The purpose of the article is to show the dependence between the number of believers in the Protestant communities of the Tula region and the state policy conducted against believers. The result of the study was the conclusion that the state is able to temporarily completely stop the public activity of Christians in a particular region of the country.
Ключевые слова: протестанты, сектанты, баптисты, репрессии, Тульская область, толерантное отношение, контроль.
Keywords: Protestants, sectarians, Baptists, repressions, Tula region, tolerant attitude, control.
Контроль за религиозной жизнью протестантских общин в России со стороны светской власти осуществлялся начиная с момента их появления на территории государства. Степень влияния государственных институтов на протестантские общины зависела от количества протестантов в регионе, от их активности, от толерантности представителей РПЦ, стоящих у руководства епархии данного региона. Революция 1917 года коренным образом изменила устройство Российского государства, провозгласив коммунистическую концепцию построения общества. Сама идея в принципе исключала возможность нахождения в новом социуме людей с религиозным мировоззрением. Религия была объявлена «опиумом для народа», религиозное сознание - пережитком буржуазного прошлого, вера в Бога - предрассудком, нуждающимся в перевоспитании или ликвидации.
Взирая на радикальные перемены, произошедшие в России с 1917 года, протестанты с радостью встретили ряд декретов, принятых советской властью. Испытав жестокие гонения от самодержавия, протестанты надеялись на большее понимание к религиозным убеждениям со стороны нового государства. Действительно, годы первого десятилетия советской власти, когда правительство решало в первую очередь политические, экономические, военные задачи по сохранению и укреплению своего положения, были отмечены оттепелью в отношении к верующим протестантских деноминаций.
Следствием лояльного отношения государства в этот период к протестантам стал «четырехкратный рост численности евангельских христиан и баптистов в стране (с 200 тыс. в 1917 г. до 800 тыс. к 1928 г.)» [12, а 12]. В этот период протестанты не только активно занимались миссионерской деятельностью, но и решали организационные вопросы, проводили региональные и Всероссийские съезды, занимались вопросами межконфессиональных отношений, приобретения и строительства церковных зданий, определением своего отношения к государству и общественной жизни.
Правящими структурами молодого советского государства веротерпимость декларировалась только в правовой сфере, но «еще в 20-е годы был запущен механизм скорейшей ликвидации религиозных объединений, регулируемый Антирелигиозной комиссией при Политбюро ЦК ВКП(б), деятельность которой была окружена строгой секретностью» [10, а 361]. Обстановка двадцатых годов для запуска этого механизма не была благоприятной, но начиная с 1929 года была запущена антирелигиозная кампания, ставившая целью к 1937 году покончить с верующими в советском государстве [12, а 12]. Так к концу 1920-х годов для протестантов закончился период, который исследователи этого исторического периода не редко называют «золотым десятилетием».
Начиная с марта 1929 года началась усиленная идеологическая работа по предотвращению распространения протестантизма. Баптисты и евангельские христиане, наиболее многочисленные религиозные группы, представлявшие протестантов в стране, государство позиционировало как антисоветские элементы, ведущие «подрывную деятельность в интересах международной буржуазии» [13, с. 392]. Принятием государством нескольких резолюций, сотни тысяч законопослушных граждан в лице верующих протестантских церквей, были объявлены агентами и шпионами мирового капитализма, ведущими контрреволюционную деятельность и работу, направленную против социалистических преобразований.
Предъявление таких серьезных обвинений протестантам повлекло за собой привлечение репрессивных механизмов государственного аппарата. Антирелигиозная пропаганда не сумевшая достичь своей цели в искоренении религиозного сознания у верующих, была заменена другим методом - физическим устранением верующих через высылку их в другие места проживания, ссылки, тюрьмы, лагеря, расстрелы. Репрессии 1930-х годов превзошли по своей жестокости и размаху гонения, которые пережили протестанты в эпоху К.П. Победоносцева. Можно строить гипотезы, каким было бы продолжение жизни протестантов в СССР, если бы осуществление планов по ликвидации верующих не остановила Великая Отечественная война, заставившая поменять приоритеты в государственной политике.
События, связанные с развитием протестантизма, происходившие на территории СССР, имели место и в Тульском регионе. Отличием являлась масштабность этих событий, обусловленная рамками региона и количеством проживавших в нем протестантов.
Прошедший в Москве в апреле 1929 года второй Всесоюзный съезд воинствующих безбожников принял резолюцию, которая декларировала: «Сектантские организации в лице верхушек, проповедников, активистов являются политической агентурой... и военно-шпионскими организациями международной буржуазии. ...8.ч.2. К числу сект, имеющих мировое распространение, принадлежат баптисты, евангелисты, адвентисты, методисты. Это наиболее сильные, материально обеспеченные и применяющие «более совершенные и разносторонние формы и методы работы сектантские организации» [9]. Несмотря на законопослушный, трезвый, нравственный образ жизни, который проявлялся протестантами в повседневной жизни, государство официально позиционировало их, как некое чуждое явление в советской действительности. Следствием такой позиции было насаждение населению страны непримиримого отношения ко всем верующим. Протестантов при этом представляли, как нечто чужеродное, враждебное и несвойственное советскому человеку.
После десяти лет относительно спокойной религиозной жизни, верующим снова пришлось
столкнуться с неприязненным отношением общества, которое целенаправленно культивировалось государственными структурами. Т.К. Никольская описывает положение протестантов в России: «В новых условиях положение русских протестантов уже ничем не отличалось от положения Русской Православной Церкви, других религий и конфессий. Все они подверглись жестким гонениям и понесли огромные человеческие потери. Принципы войны с религией были едины для всех вероисповеданий» [11, с. 94]. Благоприятное время для формирования и развития протестантских общин в 19201929 гг. закончилось. Советская власть, которая в период после революции репрессивные меры применяла в основном к представителям Православной Церкви, теперь окончательно укрепившись, перешла в наступление на религию, как на враждебную идеологию. Верующие всех конфессий и деноминаций, в том числе и протестанты вновь оказались в числе лиц преследуемых государством. Лояльное отношение протестантов к советской власти не избавило их от репрессий со стороны государства, которой подверглись верующие всех религиозных организаций.
Десятилетний период терпимого отношения государственной власти к протестантам явился слишком коротким для Тульских протестантов, чтобы успеть сформировать духовно зрелые, крепкие общины евангельских христиан имеющих свою историю. Дефицит профессиональных служителей, также сказался на духовной поддержке в повседневной жизни верующих в Туле во время наступивших репрессий в 1930-е годы. Эти факторы привели к закрытию всех протестантских общин и уменьшению количества евангельских христиан, численность которых всегда была незначительной в Тульском регионе и только начала увеличиваться в 1920-е годы. Гонения 1930-х годов оказали разрушительное действие на молодые общины евангельских христиан и не дали сформироваться надежному основанию, на котором могли бы созидаться протестантские общины в годы после Великой Отечественной войны.
Начавшееся с 1928 года усиливавшееся давление со стороны государства было направлено в первую очередь на руководителей общин, проповедников Евангелия, миссионерские отделения союзов евангельских верующих. В 1928 году прекратилось издание журнала «Христианин». В 1930 году, деятельность Союза евангельских христиан была приостановлена. Руководитель Союза евангельских христиан в 1929 году И.С. Проханов и некоторые другие видные деятели протестантских деноминаций выехали за границу и назад уже не вернулись. Несмотря на лояльное отношение И.С. Проханова к советской власти, ему не разрешили въезд на Родину.
Гонения на верующих, происходившие на территории всей страны, коснулись и верующих Тульского региона. Один из активнейших проповедников Евангелия, участвовавший в основании общин евангельских христиан в Туле, М.П. Чернопятов также подвергся преследованиям. В «Истории
евангельских христиан-баптистов» о нем написано: «В период с 1930 по 1935 год М.П. Чернопятов трудился проповедником в Тульской церкви и секретарем Тульского окружного отдела евангельских христиан. В последующие годы он находился в Сибири и нес труд в Новосибирской области» [8, c. 552]. С.Н. Савинский более конкретно пишет, о каком «труде» идет речь в отношении М.П. Чернопятова: «В Туле арестовали М.П. Чернопятова и осудили на 5 лет. Он отбывал срок в Мариинских лагерях» [12, c. 125]. Религиозную деятельность он возобновил только после окончания Великой Отечественной войны.
В числе репрессированных оказались не только руководители христианских объединений, но и многие десятки тысяч простых верующих по всей стране. «Так, по далеко не полным данным, собранным в 60-е годы Г.П. Винсом, число репрессированных братьев и сестер в годы разгула воинствующего атеизма (1929 - 1940 гг.) достигало 25 тысяч» [4, c. 137]. О положении верующих в этот период можно судить по воспоминаниям тех немногих доживших до наших дней христиан, которые являлись живыми свидетелями происходивших событий. Документы, письма верующих, отчеты, фотографии хранимые родственниками -лишь немногие свидетельства, по которым можно воспроизводить события того времени.
Особенно жестокие и тотальные репрессии 1935-1941 годов происходивших в Советском Союзе коснулись огромного числа людей всех слоев общества. Христиане не были исключением. Вынесение приговоров было поставлено на поток. Решения принимались и приводились в исполнение незамедлительно. Одним из примеров является материал из архива Церкви ЕХБ «Благодать» города Тулы: «Выписка из протокола заседания тройки при управлении НКВД СССР от 14 сентября 1937 года. Дело № 5859 Слушали: По обвинению Зени-ной Елизаветы Ивановны 1884 года рождения. Уроженки г. Тулы, без определенных занятий. Обвиняется в том, что являясь активной сектанткой с 1937 года, занималась вербовкой граждан в секту евангелистов. У себя на квартире собирала сектантов с которыми систематически проводила агитацию. Постановили: Зенкину Елизавету Ивановну -РАССТРЕЛЯТЬ» [1].
Суды «троек» проходили по всей стране, но так как не предавались огласке, то определить реальное число расстрелянных, отправленных в ссылки, пропавших без вести верующих, очень сложно. Выявить всех верующих репрессированных в 1930-е годы фактически невозможно, поэтому трудно осознать масштабы трагедии, постигшей протестантов в СССР. От репрессий пострадали не просто отдельные личности, а целые семьи. Часто общины, которые прекратили свое существование в период репрессий смогли снова начать свою деятельность только в 1950-ые годы, а некоторые общины не смогли возродиться совсем.
Современник исследуемого периода времени М.П. Чернопятов, рассказывал М.И. Андриевскому
о положении евангельских христиан в Тульской области в предвоенные годы следующие факты. В Туле евангельскими христианами в 1920-ые годы было организовано пять религиозных общин. Судя по фотографиям проводимых в Туле областных съездов евангельских христиан, общая их численность могла составлять несколько сотен человек [2]. К началу 1940-х годов все они были закрыты. Руководители общин подверглись преследованиям или сосланы в лагеря. Часть верующих, из-за страха подвергнуться репрессиям, отказалась от своих убеждений. Другая часть верующих оставалась верными своим убеждениям «в душе», но перестала каким-либо образом внешне проявлять свою принадлежность к христианству. Третья категория верующих, руководствуясь чувством безопасности, прекратила вести проповедническую деятельность, ушла в глубокое подполье, но продолжала хоть редко, но собираться группами по несколько человек для духовного общения и молитвы, используя при этом глубокую конспирацию. Верующие не имели духовного руководства, были разобщены, а с началом войны еще больше деморализованы из-за призыва мужчин в армию. Поэтому к 1941 году видимая религиозная жизнь евангельских христиан в Тульской области практически прекратилась [7].
С началом Великой Отечественной войны перед советским государством встала более важная задача, чем проведение антирелигиозной кампании против собственного народа - борьба с фашистской Германией. С началом войны, когда закончилась мирная жизнь, а на смену ей пришли гибель родных и близких людей, неопределенность будущего, страх перед неизвестностью - все это привело к повышенной религиозности населения, которому власти не препятствовали. В 1941 году прекратился выпуск журнала «Безбожник», являвшийся орудием в борьбе с верующими. Властью были предприняты действия, чтобы пробудить чувство патриотизма у религиозного населения страны и побудить верующих в оставшихся религиозных общинах к жертвенности, усиленному труду на рабочих местах в тылу, к добровольной записи в ряды Красной Армии. Так, например, служитель евангельских христиан, М.П. Чернопятов после отбывания пятилетнего срока за проповедническую деятельность, впоследствии был призван в армию, прошел всю войну, к ее окончанию имел офицерское звание.
Знаковым событием периода Великой Отечественной войны стало объединение Всесоюзного Совета евангельских христиан (ВСЕХ) и Союза баптистов в один союз Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов (ВСЕХиБ), который с 1 января 1946 года был переименован во Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Объединение евангельских верующих в один союз было инициировано государством для осуществления более эффективного контроля над деятельностью религиозных объединений. Осуществлять этот контроль должен был Совет по делам религиозных культов (СДРК), председателем
которого с 1944 года стал полковник НКВД И.В. Полянский [12, с. 164].
На местах политику государства претворяли в жизнь уполномоченные, действовавшие при Советах Народных Комиссаров союзных и автономных республик, краевых и областных исполкомах. В Тульской области обязанности уполномоченного СДРК до 1958 года исполнял председатель исполкома Тульского областного Совета А.А. Горбачев. [5]. В тех местах, где население преимущественно было православным, а представителей других религий и конфессий было немногочисленным, вначале действовали только уполномоченные по делам Русской Православной Церкви. Именно такой ситуация была в Тульской области, в которой подавляющее число верующих составляли православные верующие, а представителей протестантской конфессии юридически вообще не существовало, так как не было ни одной зарегистрированной протестантской общины.
Первая половина ХХ века наглядно показывает зависимость протестантских общин от вероисповедной политики государства. На примере Тульского региона, несмотря на небольшое количество протестантских верующих, можно увидеть закономерность, проявившуюся во влиянии государственной власти, способствующее или препятствующее росту протестантских общин. В этот период, государство стало основным фактором, определявшим положительную или отрицательную динамику количественного роста общин.
Лояльное отношение советской власти в первые годы своего правления к религиозным меньшинствам отразилось в значительным количественном росте евангельских общин на территории Тульского региона и способствовало формированию у них ложного чувства защищенности со стороны новой государственной власти. Толерантное отношение к протестантам прекратилось в 1929 году, не дав осуществиться многим планам протестантских руководителей, возлагавших свою надежду на мирное сосуществование верующих и советской власти в условиях новой политической системы. Изменчивость государственной вероисповедной политики позволяет сделать вывод о том, что государство терпимо относилось к протестантам столько времени, сколько считало нужным. Позиция соглашательства, компромисса и поддержки советской власти, некоторыми протестантскими руководителями не дали ожидаемых преимуществ протестантским общинам. Независимо от лояльности верующих к существующей политической власти или лояльности власти к верующим в определенный период, ситуация может резко измениться в любой момент, в зависимости от взятого государством курса в вероисповедной политике. В рассматриваемом периоде времени отношение к верующим со стороны государства изменилось от толерантного до крайне нетерпимого.
Репрессивная политика государства по отношению к протестантам в 1930-ые годы в Тульской области полностью прекратила организованную проповедническую деятельность протестантских
общин, дезорганизовала верующих, лишила руководящего состава, многих заставила отказаться от своих религиозных убеждений. Этот факт приводит к мысли о том, что при наличии политической воли, государство локально может прекратить существование христианской церкви. Неоправданным ожиданием протестантов являются неверно истолкованные слова Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» [3]. Это место Библии не может служить основанием для убеждения, что любая религиозная община или даже деноминация не может быть ликвидирована светской властью. В Библии речь идет о Вселенской Церкви, которая не подвластна земной власти. Ситуация с протестантами Тульской области периода репрессий показала, что государство не только в состоянии приостановить деятельность религиозных общин, но способно полностью ликвидировать религиозные общины. Подобное развитие событий подводит к выводу, что протестантам следует быть морально готовыми оказаться в духовной изоляции, которая может выражаться в отсутствии религиозных руководителей, в отсутствии возможности совместных богослужений, в эмоциональном давлении от резкого уменьшения числа единоверцев, в ограничении возможности свободно исповедовать свои убеждения без негативных последствий.
Моральная готовность к испытаниям христианской веры не является достаточным условием позволяющим пережить время гонений. Во время испытаний верующие должны уметь самостоятельно поддерживать веру в ожидании изменений в вероисповедной политике государства. Намеренная демонстрация христианских убеждений в период гонений, провоцирует карательные меры со стороны государства и приводит к полному физическому уничтожению верующих. Отсутствие верующих в регионе после периода репрессий, затрудняет работу миссионеров по восстановлению новых христианских общин, так как работу по формированию религиозных общин приходиться совершать, не имея поддержки со стороны местных верующих. История местной общины верующих начинает создаваться заново.
Потепление в отношении государственной вероисповедной политики в годы Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что власть снова стала искать поддержку у разных социальных слоев населения, в том числе и у верующих. Этот факт подтверждает, что репрессивная политика государства не существует вечно, но также подвержена изменениям. Верующим в эти периоды истории необходимо набраться мужества и терпения, чтобы по возможности с наименьшими потерями пережить тяжелые времена. При этом государство не оставило намерения контролировать религиозную жизнь верующих в Бога граждан. Инициированное государством объединение различных протестантских деноминаций в один союз - ВСЕХБ -подтверждает неизменное желание государства влиять на религиозные общины. Отделение церкви от государства [6], декларируемое Конституцией
СССР, в реальной жизни не находило подтверждения.
Таким образом, отношение со стороны государства к протестантам Тульской области за период 1929-1945 гг. менялся с толерантного до репрессивного, а затем снова до терпимого. Изменчивость вероисповедной политики государства непосредственно отражалась на численности протестантов в Тульском регионе и демонстрировала зависимость количества верующих в религиозных общинах от взятого государством курса в вопросе отношения к религии, церкви, вере. Опыт поколения христиан, живших в рассматриваемый период времени, показывает о потенциальной возможности прекращения официальной деятельности религиозных общин в отдельно взятом регионе.
Список литературы
1. Архив МРО Церковь ЕХБ «Благодать» города Тулы.
2. Архив РО Церкви Евангельских христиан «Святой Троицы» города Тулы.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. Союз церквей Евангельских христиан. 1993. Мф. 16:18.
4. Винс, Г.П. Тропою верности. Elkhart. 1997.
5. ГАТО. Фонд Р-3354. Уполномоченный Совета по делам религий по Тульской области. Опись 2.
6. Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Ы1р://сошйШюп. garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения 25.07.2018).
7. Интервью с Андриевским М.И. записано Бартовым В.П. Тула. 22.11.2012 г.
8. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: ВСЕХБ, 1989. 624 с.
9. Материалы II Всесоюзного съезда воинствующих безбожников. М., 1929.
10. Митрохин, Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: РХГИ, 1997. 480 с.
11. Никольская, Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2009. 356 с.
12. Савинский, С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1967-1917). СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1999. 424 с.
13. Санников, С.В. История баптизма. Одесса: ОБС, «Богомыслие», 1996. 496 с.
308 с.
БОРОТЬБА З ПОЖЕЖАМИ НА ТЕРИТОРП ХАРК1ВЩИНИ У ПЕРШ1Й ПОЛОВИН1 1930-Х
РОК1В.
Харламов М.1.
кандидат iсторичних наук, доцент кафедри сощальних i гумантарних дисциплт Нацюнального унгверситету цившьного захисту Украши (м. Харюв), доцент.
FIRE FIGHTING IN THE KHARKIV REGION IN THE FIRST HALF OF 1930s.
Kharlamov M.I.
Ph.D. (historical sciences), Associate Professor of department of social and humanitarian disciplines of the National university of civil protection of Ukraine (с. Kharkiv), Associate Professor.
Анотащя
В статп дослщжуються питания пожежно! охорони територп Харшвсько! округи УСРР з 1930 по 1935 ргк. Характеризуются особливосп стану пожежного реманенту, кадрового забезпечення у галузi боротьби з вогнем, фшансування пожежних команд. Також розглядаються шляхи та засоби полшшення стану пожежно! безпеки Харшвського регюну у дослщжуваний перюд.
Abstract
The article deals with the issues of fire protection of the territory of the Kharkiv district of the USSR from 1930 to 1935. Characterized by the peculiarities of the state of the fireman, staffing in the field of combating fire, financing of fire brigades. The ways and means of improving the fire safety of the Kharkiv region during the study period are also considered.
Ключов1 слова: пожежш дружини, Харшвщина, пожежний реманент, пожежна безпека, заходи, бо-ротьба з пожежами.
Keywords: fire brigade, Kharkiv region, fire-fighting equipment, fire safety, measures, fight against fires.
На тепершнш час сучасш науковщ дослвджу-ють питання вторично! регюналктики достатньо активно, питання дослщження юторп Харшвсько! обласп також е предметом наукового защкавлення юторишв, про що сввдчить достатньо велика шль-шсть дисертацш захищених в Укра!ш за останнш час. Однак, як зазначалося автором у попередшх роботах, дослвдники оминають у сво!х роботах ю-торичш питання розвитку пожежно! охорони нашо!
держави, в тому числ i Харшвсько! обласп сучас-но! Укра!ни. Автор ставить перед собою завдання у данш робот розкриття стану пожежно! безпеки на Харшвщиш у першш половиш 1930-х рошв. Великий масив архiвних джерел з вищезазначених пи-тань ще не вводився у науковий общ таким чином ми маемо змогу довести до сучасно! науково! вторично! стльноти нову шформацш, де в чому з ш-ших позицш оцшити поди, що вщбувалися в нашiй