Научная статья на тему 'Завет Божий и урок грехопадения'

Завет Божий и урок грехопадения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
756
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Завет Божий и урок грехопадения»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Владимир Сорокин

Завет Божий и урок грехопадения

Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 3. С. 64-86

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

БИБЛЕЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАВЕТ БОЖИЙ *

Проф. прот. В. Сорокин

ЗАВЕТ БОЖИЙ И УРОК ГРЕХОПАДЕНИЯ

«Раб рабов будет он у братьев своих»

(Быт. IX, 25)

Премудрое и спасительное попечение Творца с первых же мгновений после грехопадения предоставило человеку возможности увидеть и почувствовать разницу того, что значит слышать непосредственно «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. III, 8) и что значит стыдливо скрываться «от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. III, 8).

Следовавшие сразу же после грехопадения события свидетельствуют, насколько тесным было единство человека с окружающим его миром и к каким последствиям повело несоблюдение Завета Божиего. Грехопадение человека привело к оскудению в человеке, а затем и во всем человечестве Божественной любви и доверия, к утрате мира и справедливости, что обусловило распад человеческих отношений.

Вместо доверчивой любви к Богу у людей после грехопадения появилась вражда к Богу, выразившаяся в боязни Бога; как от врага своего прячется согрешивший человек от Бога (Быт. III, 8—10). Как должен был помрачиться от греха разум человека, раньше такой светлый и острый, что мог наречь имена всем скотам, всем птицам небесным и всем зверям земным. После грехопадения затмился светлый ум людей до того, что они пытаются скрыться от Бога.

В целостном человеке появилась разобщенность, раздвоенность. Пока человек был целомудрен, то есть целостно мудрствовал

* Продолжение. Начало см. в №№ 1—2.

и целостно любил, он не знал вожделения и не стыдился своей наготы. Теперь же, после грехопадения, он спрятался от глаз Бо-жиих. Человек оказался в ложном положении и по отношнию к Богу и по отношению к себе. Он устыдился своей наготы и спрятался от Бога. В русском языке это состояние нашло выражение в словах «обольщение», «прельщение», «прелесть», «лесть», «ложь».

Далее видно, как люди не любят больше уже друг друга, а только себя. Адам перекладывает вину на Еву, желая спасти себя от гнева Божия.

Видно также, какая вражда вместо мира и любви воцаряется в отношениях человека к животному миру и наоборот (Быт. III, 12, 15); какая вражда растительного мира и самой земли к человеку (Быт. III, 17, 18, 19).

Греховная вражда эта начала развиваться, углубляться и обостряться, — и скоро в семье Адама и Евы она привела к ужасному греху братоубийства. Обратим внимание, за что убил Каин Авеля. За то, что Авель оказался лучше его. Должно было бы быть все по-другому. Каин, увидев, что Авель лучше его, должен был, покаявшись, осознав свою ошибку, стремиться к самосовершенствованию, просить Авеля научить его, как сделаться лучше... Но Каин убивает Авеля. И мы видим, как очерствел сердцем и помрачился совестью Каин от греха. Бог ведь предупредил Каина, что он близок к греху (Быт. IV, 6, 7). А Каин, вместо того "чтобы бороться с грехом, только еще больше разжигал его в сердце своем. Братоубийство — это еще одно следствие грехопадения.

Следствием грехопадения было также постепенное угасание духа в человеке. Библия так повествует об этом:

«Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа».

(Быт. VI, 1—8)

Почти ничего духовного не осталось в человеке; все заглохло; говорила и заявляла о себе только плоть. Обострилась вражда: с юности люди походили больше на зверей, чем на людей.

Не стало на земле человека, как садовника, хранителя и созидателя Божиего мира. Человек стал звероподобным хищником.

5 Вестник Ленинградской Духовной Академии № 3

65

Следствием грехопадения была безумная гордость, овладевшая человеком. Она сначала проявилась в Хаме, сыне Ноя. Библия так повествует об этом:

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет; и он умер».

(Быт. IX, 20—29)

Мы видим, как возомнил о себе Хам, дерзнув посмеяться над своим отцом. Лучше и выше отца своего, праведного Ноя, вообразил себя Хам. К чему это привело? «Раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. IX, 25). К беспросветному рабству, рабству у рабов приводит гордость. Проявившаяся сначала у Хама, гордость быстро охватила всех людей. Библия об этом так повествует:

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся полицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у них язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

(Быт. XI, 1—9)

Незначительный случай — открытие выделки кирпича — дает повод людям вообразить, что они таким путем доберутся до неба. К чему привела эта гордость? К полному отупению: люди перестали понимать друг друга, находясь на небольшом участке земли.

Последствия грехопадения говорят о том, что путь эгоизма, гордыни, противостояния и вражды — путь хищничества, путь борьбы за существование, путь нарушения Завета Божиего. Это есть путь смерти.

Однако, несмотря на отступление от путей Божиих, Господь не оставил согрешившего человека без всякой заботы о нем. Как

мудрый воспитатель, Господь многомилостиво и долготерпеливо всяческими способами зовет человека на путь счастья, то есть на путь спасения.

.. .Все тьма, да тьма... Все «нет», да «нет»... О злая мудрость отрицанья! А пред мирами — тот же свет Горит с годины мирозданья.

Лишь над духовной нищетой, Ярмом безверия томимой, Не виден пламенник святой — Огонь любви неугасимой!

Да будет свет!.. В лучах зари Взойди над сумрачной пустыней. О Свете Тихий! Озари Глаза слепцов Твоей святыней!

А. Коринфский

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ПЕРВОЕВАНГЕЛИЕ

«Семени твоему, которое есть Христос»

(Гал. 111, 16)

Грех расстроил не только человеческое общество, но имел последствия и для всего творения.

«Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя».

(Быт. IV, 12)

В третьей главе книги Бытия раскрываются последствия грехопадения. В ст. 14—15 этой главы приведены слова с упоминанием жены, змия и их потомства:

«И сказал Господь Бог змию: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

(Быт. III, 14—15)

Здесь в величественном художественном образе очерчен путь духовной брани в человеке между светом и тьмой, правдой и ложью, добром и злом, смирением и гордостью.

«Эта высокодраматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю

5*

67

и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда, по слову Писания, будет Бог «всяческая во всех»

(I Кор. XV, 28; ср. Ин. XII, 32)».

(Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. I. Пятокнижие Моисеево. СПб, 1904. С. 27—28.)

По отношению ко злу, олицетворением которого является диавол, проклятие указывало на вечное и непрестанное отчуждение его от любви Божией (Иуд. 6); обречение же диавола на пресмыкание указывало на его полное унижение (Ср. Пс. 71, 9). В начале этого будущего унижения диавола Сам Господь указывает на внутреннюю оппозицию, которая существует между добром и злом, между светом и тьмой (Ин. III, 19—20; VII, 7; I Ин. II, 15).

Под змием и его семенем разумеются все низменные грехи и пороки человеческие, все враги царства Божия на земле, то есть, во-первых, диавол и все аггелы его, во-вторых, люди нечестивые, которые в Священном Писании называются «порождениями ехидны» (Мф. III, 7; XII, 34; XXIII, 33), «чадами диавола» (I Ин. III, 10), и, в-третьих, наконец, Антихрист, последний враг рода человеческого (2 Сол. II, 3).

Под «семенем жены» Церковь понимает сынов Царства Божия, то есть людей благочестивых, которых Господь называет «чадами Божиими» (Ин. I, 12—13), и Самого Христа Спасителя, Который родится от жены (Гал. IV, 4). Конечным результатом борьбы, положенной Богом между семенем змия и жены, будет совершенная победа над диаволом; «Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. III, 15), то есть благодатная жизнь в Божественной любви окончательно восторжествует. Исполнение этого обетования можно видеть только в искупительной смерти Христа Спасителя, Который пришел на землю, чтобы «разрушить дела диавола (I Ин. III, 8) и связать «змия, змия древнего, иже есть диавол и сатана» (Апок. XX, 2). Таким образом Господь, как любящий Отец, сразу же дал человеку спасительную надежд^ на победу в борьбе.

«Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучем животворной надежды было оно для наших прародителей, впервые услышавших из уст Самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно и именуется «Первоеванге-лием», т. е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу».

(Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. I. Пятокнижие Моисеево. СПб, 1904. С. 27—28.).

Эта радостная весть была путеводной звездой для древнего человечества на пути его духовного роста и совершенствования. Адам выразил свою радость и веру в обещанного Искупителя в наименовании жены своей Е в о ю, то есть жизнью (Быт. III, 20), а Ева — в наименовании трех сыновей своих — Каина (приобре-

тение — IV, 1), А в е л я (плач или суета — IV, 2) и С и ф а (основание — IV, 25).

В Новом Завете св. ап. Павел, изъясняя смысл подобного же обетования Аврааму о «семени» его, через которое получат благословение все народы (Быт. XXII, 18), говорит: «Семени твоему, которое есть Христос» (Гал. III, 16). Христианская Церковь видит в словах суда Божия над змием первое обетование о Спасителе и потому называет это обетование Первоевангелием, то есть радостной вестью о победе. Это Первоевангелие было основополагающим в деле поддержания веры людей в заботу Божию о судьбах всего человеческого рода. Вера в то, что вечный Завет Божий сохраняется, была нормой религиозной жизни древнего человека. Обещание о Спасителе было той светлой точкой, вокруг которой сохранялось и поддерживалось истинное знание о вечном Завете между Богом и человеком. Несмотря на отчуждение человека от Бога, Бог не оставляет человека. Вновь и вновь Господь подает надежду, устанавливая и восстанавливая Свой Божественный вечный Завет.

ЗАВЕТ БОЖИЙ, УСЛОВИЯ И ЦЕЛЬ ЕГО

«И вспомню Завет вечный» (Быт. IX, 16)

Завет Божий предполагает весьма определенные отношения Бога и человека. Со стороны Бога эти отношения состоят в даровании людям откровения и благодатной помощи, а со стороны человека — в усвоении этого откровения и проведении его в жизнь. Одним из откровений Божиих является то, что священный дар жизни требует сохранения верности Богу. Верность же предполагает соблюдение Завета Божиего. В Завете Божием есть свои условия и цель.

I. Условия:

а) жизнь от Бога и с Богом

«И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

(Быт. II, 7)

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».

(Ин. X, 10)

б) творческая целенаправленная деятельность с Богом

«И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его».

(Быт. II, 15)

«И услышал я голос с неба, говорящий мне, напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит

Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними».

(Откр. XIV, 13)

в) любовь к Богу и ближнему

«Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всеми силами твоими».

(Втор. VI, 9)

«Люби ближнего твоего, как самого себя».

(Лев. XII, 18)

«Кто не любит, тот не познал Бога: потому что Бог есть любовь».

(I Ин. IV, 8)

II. Цель: вечная жизнь в любви Божией

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих. . .»

(Втор. XXX, 19—20)

«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

(Ин. XX, 31)

В Библии повествуется о многих случаях, когда Господь напоминал людям о Завете. Поэтому Библия есть история Завета Божиего, то есть рассказ о том состоянии, когда люди чувствовали себя в Завете Божием и когда они стремились оказаться вне его.

В Библии воспроизведена деятельность человека в Завете Божием. Библия — это живое свидетельство о качественной стороне Завета Божиего. Библия — это постоянно раскрытая книга, на страницах которой ясно отмечена мера того, как должен вести себя человек, чтобы, во-первых, не прерывалось его благодатное общение со своим Творцом, а во-вторых, чтобы совершенствование творения всегда соответствовало цели Завета Божиего — вечной жизни в любви Божией.

.. .Блажен, в чьем сердце мир глубокий, Кто верит в Бога и людей, Кто никогда от зла далекий, Не лгал пред совестью своей.

Он не один под небесами. На каждый дружеский привет Природа всеми голосами С любовью шлет ему ответ.

Но Божьих звезд любовный взор,

Улыбка неба голубого Для сердца темного и -злого Живой мучите.II.иый укор.

Д. С . Мережкпвскии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАВЕТ БОЖИЙ И СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА

«Освящаитесь и будьте святы, и;> Я Господь Бог ваш свят»

(Лев. XI, 44

В истории человеческого рода яркими факторами обозначена вехи стремления людей доказать, что другой цели в жизни нет, кроме той, о которой в Библии сказано: «И виде Бог, яко добро» (Быт. 1, 8).

В Библии приведены конкретные события, которые показывают, что исполнение Завета ведет к обнаружению Любви Божией во всем творении, а неисполнение — к разделению и разобщению, к оскудению любви.

После того как человек покинул рай, Господь не закрыл человеку пути знаний и не отнял у него свободы. Человеку, пожелавшему вступить на путь самости и гордыни, была предоставлена полная возможность испытать свои силы и увидеть результаты своей деятельности.

Уже первые сообщения о жизни человека вне рая говорят о том, что у свободного человека всегда есть два пути: жить в условиях Завета или жить так, как будто его и вовсе нет. Завет для человека становится школой, где он постигает законы Божественного Промышления о мире вообще и о самом себе в частности. Теперь понятие Завета у человека связано с воспоминаниями о первозданной чистоте и о том, что это состояние для человека достижимо при условии веры в Избавителя и соответствующей жизни по этой вере. Первоевангелие для древнего человека наполняло истинным смыслом понятие Завет.

Находясь вне рая, человек прежде всего вводит в соответствующую норму окружающую его жизнь.

В это время формируется семья, то есть упорядочиваются отношения между полами, и появляется та ячейка общественной жизни, которая составляет его основу. Еще будучи в раю, человек, увидев свою спутницу жизни, провозгласил формулу брака: «Будут два одна плоть» (Быт. II, 24).

Божественное повеление «плодитесь и размножайтесь» (Быт. I, 28) положило начало умножению рода человеческого, через появление детей и образование по мере их возрастания новых и новых семей.

Первые имена людей, называемые Библией, как бы приоткрывают нам те чувства и убеждения, которыми они жили и которые исповедовали.

Первый человек носит имя АДАМ. Оно означает «земля» и говорит, с одной стороны, о том, что по телесному составу человек родственен тому миру, в который вступил он по сотворении, а с другой стороны, напоминает, что он прах и, осмелившись восстать на Творца, должен найти свое место в неизбежном возвращении в ту же землю, тлен и прах, с которыми сроден по составу. Святая Церковь и поныне воспевает:

«Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возврати-вый в землю, от нея же взят бых, на еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися».

(Из Последования погребения)

Спутницу жизни Адам назвал ЕВА. Это имя означает «жизнь». В это имя человек вложил, с одной стороны, надежду, что, сам став во грехе смертным, он может сохранять жизнь свою лишь в детях своих, рождаемых женами, а с другой стороны, упование на то обетование о спасительном «семени жены», которое сотрет главу змия, обетование, которое дал Господь человеку перед изгнанием из рая.

Первенец первой семьи получил имя КАИН, что значит «приобретение». Такое имя дано именно в смысле надежды, что в нем осуществится данное Богом обетование.

Его брат получил имя АВЕЛЬ. По толкованию Иосифа Флавия, древнего ученого-историка, обозначает это имя «плач», потому что с течением времени стали меркнуть надежды на легкий возврат к легкомысленно потерянному блаженству, святости и чистоте.

Важным моментом в истории первобытного человека является наметившееся разделение труда. (Библия характеризует это краткой формулой: первые дети первых людей занимались каждый своим делом: Каин — земледелием, а Авель — скотоводством.) Совершенно ясно, что это разделение наметилось постепенно, но самые склонности к разным видам добывания пищи стали проявляться в людях рано.

И наконец, в это время устанавливается, взамен непосредственного духовного богообщения в раю, новая форма богообщения в виде жертвоприношения и молитвы. Человек чувствовал себя в Завете Божием, а потому и находил новые формы своего общения с Творцом. Это есть ответ человека на зов Творца.

Изгнанные из рая люди скоро почувствовали всю свою беспомощность и бессилие, и мысли их стали устремляться к Богу в поисках помощи, а после получения ее исполнялись благодарностью и хвалой. Основным моментом религии в это время была молитва просительная, благодарственная или хвалебная. Людей, однако, не удовлетворяло только словесное или мысленное обращение к своему Творцу. Как у существ духовно-телесных, у них была потребность и каким-то внешним признаком выразить свою верность, признательность Богу и любовь к Нему.

Святитель Иоанн Златоуст пишет:

«Кто, скажи мне, привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в совести... Он знал и понимал, что надлежит из своего имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод; не потому что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы.. . показать свою приз нательность».

(Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IV. СПб., 1898.

С. 162.)

Таким выражением явилось «жертвоприношение», когда люди, в знак готовности все отдать любимому и почитаемому Богу, стали приносить Ему в. дар самое лучшее, свое дорогое (первые плоды, первый приплод стад и т. д.) из того, что имели. Богу физически жертва не нужна. Он ее ни есть, ни пить не станет; и вот люди, чтобы выявить свой жертвенный порыв, стали уничтожать приносимое, чаще всего сжигая его... А чтобы еще более подтвердить, что это совершается в честь Бога, стали для жертвоприношений строить жертвенники, как бы возвышая жертву Богу. Нередко это подчеркивалось созданием жертвенников еще и на возвышенных местах. Отсюда поздние жертвенники стали называться алтарями. В этом проявилась истинная мудрость и правильное применение своих знаний. Это тот путь, который ведет к святости, потому что святость есть разумное сочетание вертикального и горизонтального мышления и действия человека. Грех, как правило, есть бессмысленность и невежество.

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ДЕЙСТВИЯ ГРЕХА

«Грех не должен над вами господствовать»

(Рим. VI, 14)

Этот установившийся порядок был, однако, лишь переходным моментом к великому подвигу человека за восстановление своего утраченного достоинства и доверия. Гордыня, как злая сила, уязвившая человеческое существо, не могла, конечно, помириться с той мирной и богобоязненной жизнью, которую пытался построить Адам. Она наносит удар изнутри, разрушивший, как карточный домик, все видимое благополучие людей и доказавший, что однажды усвоенный грех, подобно заразе, способен таиться, не умирая.

Ударом явилось братоубийство.

Священное Писание повествует об этом так:

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец. Спустя несколько времени. Каин принес от плодов земли дар

Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и от чего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь добро, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин . на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема».

(Быт. IV, 1—16)

Заметим, Авель принес первородных от стада и тук (жир), то есть лучшее, что имел. Каин принес плоды. О том, что они были отборными, лучшими, Библия не говорит. Очевидно, и в молитвах, в духе, с которыми принесены были жертвы, была разница. Авель, постаравшийся принести лучшее, горел, по мнению св. Отцов, рвением, любовью, устремленностью к Богу. Каин же, принесший просто плоды, как полагают, принес их движимый не любовью и не жаждой восстановления нарушенного Завета с Богом, а скорее страхом, как бы Бог, если не «милостивить» Его, не стал бы плохо к нему относиться и карать его. Одним двигала любовь, другим — животный страх самообороны и самоограждения. Жертва одного была даром, другого — подкупом, взяткой, отступным. Господу угодна любовь, искренность, чистота мотивов. Бог неподкупен и нефальшив. Жертва Авеля будет принята, жертва Каина — отвергнута. Как об этом узнали жертвоприносящие?.. Полагают, что и в древности об этом судили по направлению дыма, но могло быть и какое-либо другое явление. Точных данных мы не имеем.

«И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел».

(Быт. IV, 4—5)

Св. Иоанн Златоуст говорит:

«Этими словами Писание хочет сказать, что Бог сообщил им

познание о том, что Он расположением одного был доволен, а безрассудство другого отринул».

(Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IV. СПб, 1898,

С. 164.)

Как реагировал на отвержение Каин? Вместо того, чтобы заглянуть в душу свою, проверить и обнаружить, что в ней послужило поводом к отвержению жертвы, чтобы покаяться и очиститься от этого, Каин, недостойным жертвоприношением показавший наибольшее развитие в нем власти греха, противостояния, оказывается не в силах сойти с темной тропы потакания распоясавшимся страстям. Библия повествует, что, когда жертва Каина не была принята, он «сильно огорчился», и «поникло лицо его».

Но это огорчение не было огорчением раскаяния. Каин не подумал о том, что он принес жертву недостойную, и, не чувствуя никакого раскаяния или сознания вины (что, очевидно, не позволяла ему сделать гордыня), ощутил в себе лютую зависть к брату, который оказался «предпочтенным», более «удачливым» в принесении жертвы. Зависть породила злобу и ненависть. В это время Господь заговорил в Каине голосом совести и обличил его. Но Каин не послушал голоса Божия. Снова человек не ответил на зов Божий. Злоба в нем продолжала возрастать и, ища удовлетворения, породила злопамятство и жажду мести. И Каин отмстил сознательно; заманив брата в уединенное место, он убил его. Так зло, противостояние, сначала внедрившееся в души людей, начало из покоренных им душ наносить удары вовне, и принесло свои злые плоды. Люди, сотворенные едиными по телу и духу, членами одной семьи, почувствовали начало того разделения, которое через многие тысячелетия древние римляне выразили пословицей: «Человек человеку — волк». Состояние греховности (первородный грех) становится фактом, порабощающим и расслояющим человечество, а обещание о Спасителе — Первоевангелие, сказанное человеку в раю, — являлось силой, движущей человечество по пути добра, единства и свободы.

В преступлении братоубийства как бы сделан вызов Творцу, руками твари Божией посягнувшей на другую тварь. В ответ последовало грозное обличительное явление Творца заблудившейся свободной, разумной твари — человеку Каину.

Явившийся ему Господь вопросил Каина: «Где Авель, брат твой?» (Быт. IV, 9). Снова вопрос человеку Господом был дан как повод привести в раскаяние и осудить грех в себе и своих поступках. Но Каин злом духовно ослеплен и принижен. Вместо раскаяния он отвечает дерзкой изворотливостью и запирательством: «Не знаю! Разве я сторож брату своему?» (Быт. IV, 9).

Снова надо напомнить, что Завет есть диалог Бога и человека, и снова человек не желает быть в этом диалоге.

Потемненное грехом сознание Каина словно мыслит, что можно скрыть сделанное от Всеведца Творца Бога... Но Господь указывает

Каину, сколь пагубно восставать против воли Творца. Господь предупреждает Каина. И это предупреждение не приводит потемненное сердце Каина к сознанию вины. Зато он, предавшийся страстям и низким инстинктам, ощущает теперь животный страх перед наказанием. Он, убивший брата своего, эгоистично думает только о своей безопасности, боится, что другие его братья и сестры, которые несомненно были в первочеловеческой семье, отомстят ему по тому же закону злобы, которому стал служить он сам.

В ответ на это опасение Господь предрек Каину, что те, кто осмелится пойти в жизни эгоистическими путями мести и злобы, проложенными Каином, сами будут вечно жить в страхе возмездия и породят истребительное, длительное зло кровавой мести, которая является основой межнациональной розни и вражды. При этом важно заметить, что только наказание беспокоило Каина, а не сам грех.

Дальше Библия говорит, что Господь «сделал Каину знамение» (Быт. IV, 15). Что это за знак? Мы называем «печатью Каина» тот внешний отпечаток страстей, злобы и преступности, который часто, еще до знакомства с человеком, рекомендует нам его. Святые Отцы склонны думать, что и у Каина зло наложило на выражение лица свой отталкивающий отпечаток, закрепленный судом Божиим, как грозное предупреждение всем людям.

Животный страх, который овладел человеком-убийцей, стал его судьей. Каин не осмелился остаться среди близких своих. Оставив местожительство своих родителей, Каин двинулся с женой своей к Востоку и поселился на земле Нод (слав. Наид); построив здесь город, он назвал его в честь сына своего Енохом (Быт. IV, 16—17); заметим, назвал не в благодарность Богу, а руководствуясь своим честолюбием.

Из потомства Каина выделяется Ламех, первый показавший пример многоженства (Быт. IV, 18—19). Одна жена его Ада родила Иавала (слав. Иоавала), положившего начало кочевой жизни (Быт. IV, 20), и И увала, изобретателя музыки (Быт. IV, 21). Другая жена Ламеха Цилла (слав. Селла) родила Тувалкаина (слав. Фавела), изобретателя земледельческих и воинских орудий из меди и железа; сестру Тувалкаина Ноему предание называет изобретательницей женских нарядов и украшений (Быт. IV, 22). Гордый великими изобретениями своих детей, особенно Тувалкаина, Ламех высокомерно говорит своим женам, что теперь ему не страшны никакие враги, что если за смерть Каина обещано было отмстить всемеро, то теперь за Ламеха, с помощью медного и железного орудия его сына отмстится семьдесят раз всемеро (Быт. IV, 23—24).

Таким образом, в роду Каина зло продолжает свое разрушительное действие. Но, надеясь на милость Божию, его потомки, хотя и развивали вложенные в них способности познавать природу (Библия замечает, что именно здесь появились ремесла, искусство и так далее), в то же время употребляли их во зло, потакая страстям; в их среде зародилось многоженство; они признавали «право силы»

законом. Самые высшие стремления к светлому люди стали употреблять на восхваление зла.

«Потомки Каина — только сыновья человеческие, трагически обреченные на смерть («Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне»,—говорит Ламех). Проклятые возделанной землей, впитавшей в себя кровь Авеля, они становятся первыми горожанами, изобретателями техники и искусства. С ними появляется и цивилизация — это огромная попытка восполнить отсутствие Бога. Люди стараются забыть Бога или заменить Его: забыть в ковке металлов, отдав себя в плен земной тяжести и сообщаемому ею непроницаемому могуществу, подобно Тувалкаину, «отцу всех ковачей орудий из меди и железа» (Быт. 4, 22), или же заменить его праздником искусства, томительным утешением музыки, подобно Иувалу, «отцу всех играющих на гуслях и свирели». Искусство появляется здесь как ценность культурная, а не культовая; это — молитва, недоходящая никуда, потому что она не обращена к Богу. Порождаемая искусством красота замыкается сама в себе и своей магией приковывает к себе человека. Эти изобретения человеческого духа полагают начало культуре, как культу некоей абстракции, в которой нет Того Присутствующего, к Которому должен быть обращен всякий культ...»

(Вл. Л о с с к и й. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. БТ, сб. 8. М., 1972. С. 165).

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ ПОСЛУШАНИЕ

«Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Мы вошли в огонь и воду, и ты вывел нас на

Св0б0ду(Пс. 66, ,0, 12)

Что же касается других потомков Адама, то братоубийство показало первым людям бездну греха и заставило их крепче стремиться к воссозданию Завета с Богом. Уже в ближайших поколениях у них появляется добрый обычай молитвенно взывать ко Господу, религиозно подчинять свою жизнь закону совести и правды. Начало такого усиленного богообщения Слово Божие приписывает Сифу и его потомкам.

Начиная с Адама, в преемственном роде допотопных патриархов, Библия перечисляет следующие десять мужей: АДАМ (Быт. V, 3—4), СИФ (Быт. V, 4—8), ЕНОС (Быт. V, 6—11), КАИНАН (Быт. V, 9—13), МАЛЕЛЕИЛ (12—17), ИАРЕД (15—20), ЕНОХ (18—24), МАФУСАЛ (21, 25—27), ЛАМЕХ (25—31) и НОЙ (28, 31). При этом перечне Библия указывает год жизни, на котором тот или другой патриарх родил сына, годы, прожитые им после этого, и общее число всех лет, прожитых патриархом. Из этих указаний видно, что патриархи были награждены необычайным долголетием: рождая детей в 230 лет (Адам), 190 (Енос) и другие,

они жили почти до тысячелетнего возраста (Адам — 930, Иаред — 962, Мафусал — 969).

В преемственном роде допотопных патриархов Библия особенно останавливается на Енохе, о котором делает таинственное указание, что, в то время как другие умирали, «ходил Енох перед Богом» и «не стало его потому, что Бог взял его». Святые Отцы Православной Церкви считают эти слова за указание на то, что Енох великим напряжением веры достиг такой святости, что Господь принял его к Себе чудесным образом помимо смерти. По преданию Церкви, он явится перед вторым пришествием, обличит антихриста и тогда будет слугами антихриста убит, но воскреснет в момент сошествия Господа для суда над миром (Енох явится с другим праведником, не вкусившим смерти, — Илией). Умерщвленные перед самым всеобщим воскресением, они тем самым вкусят «оброка греха», то есть смерти, ибо «несть человек, иже жив будет и не согрешит».

Зараза греха широко влилась в человеческую среду, и постепенно забвение Бога и Его правды дошло до такой степени, что память о Творце и духовном назначении человека сохранилась только в одной семье праведного Ноя. Развитие в людях греха грозило подавить свободу человеческого существа и сделать людей рабами зла. Воздействие зла (греха) на человеческие существа отрицательно' сказывалось на жизни людей. В рассказе Библии о Сифитах и Каинитах обращает на себя внимание иссякание в людях прежде всего любви Божией и как результат иссякание силы жизни. Когда человек, находясь в раю, соблюдал условия Завета, то тяга к жизни в Боге давала человеку возможность бессмертия. Эта струя вливалась в человека в непосредственном непрерывном богообщении. Грехопадение же стало на ее пути преградой и поставило человека в ряд обычных живых существ в отношении смертности тела. Иссякание запаса райских сил выпукло характеризуется Библией указанием возрастов допотопных наших предков, где мы видим нисходящие числа, чуть ли не от тысячи лет и до нормального нынешнего человеческого возраста, характеризуемого словами псалма так:

«.. .возраст наш семьдесят лет, при большой крепости восемьдесят лет».

(77с. 89, 10)

Подытоживая результаты жизни человеческой в предпотопный период, период древнейшей истории человечества, следует заметить, что путь гордыни человека все время вел к тому, чтобы ограничить его самим собой и отвратить его от мысли и дела от Бога. Жизнь без Бога опустошает, обедняет и ожесточает, а жизнь в Боге и с Богом обогащает, наполняет смыслом и любовью.

Начало жизни человека характеризуется любвеобильными отношениями человека с Богом до тех пор, пока сам человек не избирает путь противостояния и вражды. Причем в библейском повествовании ясно видны клевета и зависть, леность и непослушание.

«И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

(Быт. III, 4—5)

Господь указал человеку цель — быть образом и подобием Божиим. Господь также указал человеку пути к достижению этой цели. Человек цель не подменяет, но пути избирает свои.

Господь указал человеку на главное условие его бытия — любовь. Человек избирает путь вражды, когда клевету на Бога, Который якобы по зависти запретил вкушать плоды от дерева познания добра и зла, принимает за истину.

Господь указал человеку постоянный труд, как непременное условие своего развития и совершенства. Человек принимает путь лености и небрежения: сорви яблоко, вкуси, и сразу без труда достигнешь цели уподобления Богу.

Господь указал человеку путь соответствия и послушания законам Божиим. Человек предпочитает свой путь сомнения, а затем непослушания и нарушения закона. Как только Ева стала на путь лукавства и лжи, сразу же плоды дерева показались ей вкусными, красивыми, а главное заманчивыми, потому что дают знание.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание».

(Быт. III, 6)

До грехопадения человек любил Бога и относился к каждому явлению в мире, как к Божиему творению, которое надо заботливо возделывать. После грехопадения человек любовь к Богу переменил на любовь к миру и в каждом явлении мира ищет только удовлетворения своей похоти. Человек относится к миру как хищник, без любви к Богу человек теряет истинное представление о себе и превращается в потребителя. Чтобы восстановить человека в своем достоинстве, Библия говорит:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира этого. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

(I Ин. II, 15—17)

Что пережила Ева, то переживает каждый человек в тот или иной момент своей жизни. Каждому человеку так или иначе, рано или поздно предстоит решить вопрос: какими путями пойдет он в жизни своей к той цели, которая горит в его душе, — Божиими или своими. Человек всегда стоит перед выбором: или вера, как послушание закону воли Божией, или нарушение закона Божиего; надежда, как постоянный труд над усовершенствованием мира, или

лень, праздность и уныние; любовь, как самоотверженное стремление служить Богу, или вражда, ненависть и эгоизм.

Грех человека заключен не в цели, а в путях и средствах к цели. Поэтому как бы хороша ни была цель, она никогда не может оправдать средства, если они плохие.

Человек в избранной им борьбе за существование научился пользоваться металлами, а путь эгоизма и гордыни выковал из них мечь и вложил его в руки человека для убийства... Человек боролся за улучшение условий жизни, а путь эгоизма и гордыни использовал их, чтобы привязать его к земному больше, чем к небу. . . Человек запел свою первую песню, а путь эгоизма и гордыни вложил в нее слова собственного восхваления, насилия и преступления... Человек завел семью, а путь эгоизма и гордыни подменил ее сластолюбием многоженства. В результате допотопное человечество расслоилось и ожесточилось.

Человечество глубоко погрязло в грехе, а всеобщее развращение человечества стремилось извратить условия Завета Божиего. Во всей жизни человека видна была фальшь, ложь и неправда. Чтобы изобразить это греховное состояние, в котором находилось человечество, Бытописатель употребляет человекообразное выражение: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. VI, 6). Как Вездесущий и Всемогущий, Господь не может, конечно, в чем-либо раскаиваться (Быт. VI, 5—7; ср. I Цар. XV, 11, 35). Раскаяние в настоящем случае приписывается Богу для обозначения конечного развращения человечества, не оставлявшего уже места Божию милосердию. Человек не только не отвечал на зов Божий, но и сознательно извращал Завет Божий.

. . .Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит, И сознает свою погибель он И жаждет веры — но о ней не просит. Не скажет ввек с мольбою и слезой, Как не скорбит пред замкнутою дверью: Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!

Ф. И. Тютчев (Наш век)

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ПРАВЕДНИК НОЙ

«Ной ходил пред Богом»

(Быт. VI, 0)

Исцеляющим действием Творца против гибельного увлечения рода человеческого грехом эгоизма и гордости явился потоп. По-

топ — это не наказание, а лечебное средство. Потоп, о котором рассказывается в Библии, обычно называют всемирным. Современная наука установила, что он не был всемирным в смысле наводнения по всей земле, но соглашается с тем, что он был всемирным в смысле всечеловечности, ибо поразил все тогдашнее человечество на узком участке его первообитания по выходе из рая — в районе, видимо, Месопотамии и Армении.

Вот как говорит об этой мировой катастрофе известный английский археолог Леонард Вулли:

«Мы убедились, что потоп действительно был, и нет никакой нужды доказывать, что именно об этом потопе идет речь в списке царей, в шумерийской легенде, а следовательно и в Ветхом Завете. Разумеется, это отнюдь не означает, что все подробности легенды достоверны. В основе ее лежит исторический факт, однако поэты и моралисты излагают историю потопа каждый на свой лад. Вариаций много, но суть остается неизменной. В Библии говорится, что вода поднялась на восемь метров. По-видимому, так оно и было...

Разумеется, это был не всемирный потоп, а всего лишь наводнение в долине Тигра и Евфрата, затопившее населенные районы между горами и пустыней. Но для всех, кто здесь жил, долина была целым миром...»

(Вулли Л.Ур Халдеев. М., 1961. С. 35—36.)

То, что потоп имел всечеловеческое значение, доказывается тем, что у всех основных племен и народов древнего мира в легендах, верованиях или песнях сохранилась память и о нем, и о спасшихся от него по воле Божией праведниках. На фоне этих свидетельств библейский рассказ выступает как документ всемирно-исторического всечеловеческого значения.

В такой чрезвычайной ситуации Господь избирает от лица всех людей Ноя, человека праведного и непорочного «в роде своем» (Быт. VI, 9), и возобновляет Свой Завет. В Библии об этом повествуется так:

«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию. Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. И сказал Бог Ною и сынам его с ним:

6 Вестник Ленинградской Духовной Академии № 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

81

Вот Я поставлю Завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю Завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение Завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением Завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню Завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение Завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотию, которая на земле».

(Быт. VIII, 20—IX, 17)

Завет, возобновленный Богом и Ноем, объемлет не только все человечество («и семени вашему по вас»), но и все творение в силу тех тесных таинственных уз, которые установлены Творцом между человеком и неразумной природой (Рим. VIII, 19—22). Завет, положенный между Богом и всеми творениями, имеет своим основанием духовное единство между Богом и человеком. Первобытный союз богообщения, установленный в раю, был нарушен человеком через грехопадение. После потопа этот союз восстанавливается. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя слова Господа к Ною «се Аз поставляю завет Мой», говорит:

«Премудро сказал „поставляю", т. е. вот Я возобновляю то, что было совершенно разрушено за грехи людей, и поставляю (восстанавливаю) завет Мой вам и семени вашему по вас. Заметь человеколюбие Господа: простираю, говорит, завет не до вас только, но объявляю, что он будет ненарушим и с вашими потомками».

(Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IV. Кн. ¡.СПб.,

1898. С. 287.)

Условиями этого восстановленного завета со стороны Бога полагается обещание не наказывать более человечество и земли потопом (Быт. VI, 18; IX, 8—17), то есть относиться к земле с милостию и не с гневом; со стороны человека требовалась твердая вера в непреложность 3Íoro завета и соединенных с ним благ. Видимым знамением завета полагается «дуга на облацех», то есть радуга, сопутствуемая обыкновенно дождем. Таким образом, радуга, указывая сама по себе на дождь и потоп, то есть на гнев, являя, по выражению Филарета, митрополита Московского, знамение безопасности в самом действии опасности, этим самым, по мысли Творца, испытывала и воспитывала веру человека в непреложность божественных обетований. Но сущность и значение завета

Ноева не ограничивается указанным смыслом. Обещание Господа милостиво относиться к греховному миру указывало на то полное примирение неба с землею, которое должно было совершиться через искупительную смерть Христа Спасителя. В этом отношении возобновление Завета Божиего с Ноем есть дальнейшее развитие первообетования о семени жены, имевшего сокрушить главу змия. Такой именно общий смысл дает завету Ноя пророк Исайя:

«Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь».

(Ис. 54, 10)

Отсюда радуга, согласно указанию пророка Иезекииля (I, 28) и св. ап. и ев. Иоанна Богослова (Апок. IV, 3), есть символ царства Сына Божия, нисходящего с неба на землю. Следовательно, завет Бога с Ноем означает вечный Завет любви между Богом и всем человечеством. Поэтому св. Церковь от лица всего творения молится:

«.. .не на дугу, юже в знамение завета на облацех поставил еси, Господи, но на Твоя щедроты взираем»

(Молитва в каноне во время безведрия).

.. .Твоя гроза меня умчала И опрокинула меня. И надо мною тихо встала Синь умирающего дня.

Я на земле, грозою смятый И опрокинутый лежу. И слышу дальние раскаты, И вижу радуги межу.

Взойду по ней по семицветной И незапятнанной стезе — С улыбкой тихой и приветной Смотреть в глаза Твоей грозе.

А. Блок. 1906

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ПРАВЕДНИК АВРААМ

«Посмотрите на Авраама, отца вашего»

(Ис. 51, 2)

Одним из наиболее важных повествований о Завете Божием является библейское повествование о Завете Бога с Авраамом.

С Авраама начинается в Библии тот исторический период, который имеет свое название — патриархальный. Он обнимает историю трех патриархов — Авраама, Исаака и Иакова — до переселения евреев в Египет. Оценка этого периода в плане понимания «Завет» имеет принципиально важное значение.

6*

83

«Завет Бога с Авраамом становится таким центральным событием в истории Церкви Ветхозаветной, к которому сходятся и из которого исходят все главные нити путей Божиих, которыми приготовлялось спасение человеку».

(Проф. Щ е г о л е в Н. Призвание Авраама и церковно-историческое значение этого события. Киев. 1873. С. 1.)

Обратимся к словам Священного Писания Быт. XII, 1—3:

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословящих тебя, и злословящих тебя прокляну: и благословятся в тебе все племена земные».

Что здесь главное, вечное, неизменное, а что второстепенное, временное, изменяемое с точки зрения вечности и Завета Божия?

1) Стих 1: Кочевник-пастух получает повеление оставить родные места и идти в неведомую землю, которую Господь впоследствии обещает отдать потомству его в собственность,— признак вспомогательный.

2) Стих 2: Одинокого и бездетного старика Господь обещает сделать родоначальником великого и многочисленного народа, которого впереди ожидает знаменитая историческая будущность,— признак вспомогательный.

3) Стих 3, часть 1: Аврааму, пришельцу и страннику в чужой земле, где нравы и обычаи не на высоте, Господь обещает Свое личное и непосредственное покровительство и всемогущую защиту от всякого врага и недоброжелателя: враги Аврааму — враги Божии и друзья Аврааму — други Божии — признак вспомогательный.

4) Стих 3, часть 2: Благополучие во всех делах его; счастье и богатство будут сопутствовать Аврааму всегда, потому что постоянно будет сопутствовать ему благословение Божие,— признак вспомогательный.

5) Стих 3, часть 3: В обетовании Божием Аврааму: «благословятся о тебе вся племена земная» заключаются и причина, и цель призвания этого патриарха в особую землю и к особому завету с Богом. Авраам с будущим потомством своим призывается богом послужить великому таинству воплощения Сына Божия от семени жены и таинству совершения им спасения мира. Святой Апостол Павел помогает нам точно узнать значение этого завета:

«Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак, верующие благословляются с верным Авраамом».

(Гал. III, 8—9)

Это главный признак заключенного Богом с Авраамом Завета. Не сам по себе Авраам с его потомством являются причиной и источником благословения Божия для всех людей, а его вера в Божественный Промысел о мире и обо всем человечестве. Авраам

вступает в Завет с Богом и как представитель своего будущего плотского потомства, и как представитель веры в тайну Божественного обетования от лица всех людей.

Первые четыре признака носят характер временный, бытовой, материальный, земной. Взятые отдельно сами по себе, они не содержат духовного, вечного. И только пятое, последнее обетование наполняет их глубоким смыслом. «И благословятся в тебе все племена земные» — здесь меньше всего сказано о личных и временных выгодах самого Авраама. Зато здесь отчетливо выражена мысль о том, что забота Божия обнимает все человечество и вместе с благословением низводит на всех людей блага небесные. Это и является целью призвания Авраама. Это обетование, этот завет Сам Господь неоднократно разъяснил Аврааму и его потомкам. Земные, временного характера обетования повторялись Богом Аврааму, Исааку, Иакову в разнообразных выражениях; но это обетование всегда повторяется в одних и тех же словах без изменения и прибавления, как неизменный догмат, как очевидная истина, как вершина всех желаний. На эту истину обращается все внимание патриархов, она составляет сущность тех особых отношений, которые характеризуют патриархальный период. Обратимся снова к тексту Священного Писания.

«От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли».

(Быт. XVIII, 18)

«Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

(Быт. XXII, 17—18)

«Господь явился Исааку и сказал: «Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные».

(Быт. XXVI, 4)

«Иаков видит: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные».

(Быт. XXVIII, 12—14)

Чтобы Авраам не посчитал себя лично источником благословения Божия для всего мира, Господь сначала говорит ему: благословятся «в тебе» (слав, «о тебе») все племена земные; затем говорит:

благословятся они «в семени твоем» (слав, «о семени твоем»). А чтобы Исаак не посчитал себя этим семенем, ему сказано: «в семени твоем» (слав, «о семени твоем») благословятся народы. Иакову также сказано: «благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (слав, «благословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем»).

Первая весточка или Первоевангелие об Избавителе, Искупителе, Спасителе было той идеей, которая пронизывала жизнь людей в древнее время. Под Ним понималась и ожидалась всегда одна личность, один человек, а не целое потомство или поколение. Для Авраама, Исаака и Иакова величайшим утешением было то, что это семя благословения произойдет из их рода. Авраам с будущим потомством своим призывается Богом послужить великому таинству воплощения Сына Божия от семени жены и таинству совершения Им спасения мира. Здесь важно заметить, что Авраам со своим потомством избран Господом из многочисленных народов ветхозаветного человечества как их общий представитель; Авраам взят, как способный слушать голос Божий и подчинять Ему всю жизнь. В противоположность Адаму, который «убоялся Бога», и Каину, который отверг зов Божий, Авраам призван ответить верой и любовью на голос Божий.

Авраам не выделен из среды отверженных. Он призван по безусловной любви Божией, а не потому только, что народы уклонились от пути истинного богопочитания. Авраам и «чада Авраамли» призваны для особых целей слушать глас Божий, то есть принимать непосредственные откровения от Бога, «ходить во всех путех Его», хранить заповеди, оправдания и судьбы Его, какие Он будет открывать ему.

Продолжение следует

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.