Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Владимир Сорокин
Завет Божий
Опубликовано: Христианское чтение. 1991. № 1. С. 31-50
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
БИБЛЕЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАВЕТ БОЖИ Й*
Проф. прот. В. Сорокин
ЗАВЕТ БОЖИЙ ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ
<гПомните вечно завет Его».
(1 Парал. XVI, 15).
ОСПОДЬ не набирает Себе особый народ, не выделяем Себе из всего остального рода человеческого один яарод, а именно создает условия для возрастания нового народа путем благословения одной благочестивой четы — Авраама и Сарры. Об отделении, выделении или избрании особенного народа Божия нельзя говорить потому, что еврейского народа или даже племени, как такового, не существовало в то время, когда совершилось призвание Авраама.
Господь есть Отец всех людей. Он посылает свет, теплоту и дожди как на добрых, так и на злых, одинаково, как на язычников, ,т£к и,на иудеев, любит всех людей и всем жёлает спастись и в разум истины прийти.
* Продолжение. Начало см. э № 1—3 «Вестника ЛДА».
Господь по Своему усмотрению призывает одного Авраама и заключает с ним особый завет — частный. И этим частным заветом Своим с родом Авраамовым Господь не разрушает общего Завета Своего с Адамом и всем человечеством. Напротив, завет Господа с Авраамом стоит в подчиненном и служебном отношении .к Завету Бога с Адамом, как средство к его осуществлению. Не отверг Господь все остальные народы земли, призвав Авраама, но как раз этим и показал Свое попечение о подготовке средств для ниспослания небесного благословения на всех. Господь приближает к Себе Авраама, снисходя к нему до положения союзника по обоюдному завету и клятве, чтобы в потомстве этого избранника воспитать и приготовить достойных служителей тайне спасения, обещанного всем народам земли без исключения. Не ради Авраама был заключен завет с ним, а для служения всеобщему бла.гу человечества. Завет Бога с Авраамом — это еще одно на'поминанне о том, что Бог не оставил мира, но что Он промышляет обо всем творении.
Такое подчиненное и служебное положение частного завета с Авраамом по отношению к общему Завету с Адамом ясно видно из обстоятельств жизни этого праотца. Сам Авраам факт своего призвания, а также историю разных Богоявлений и бесед с ним Бога не рассматривал как свое VIcключитeльнoe преимущество перед другими людьми но религиозному признаку. Во всю свою жизнь он никогда и ни к кому не относился отрицательно только пото-му, что он избранник, а все остальные отверженные. То же надо сказать об Исааке, Иакове и их детях.
Когда Авраам, а потом и Ревекка не желают брать жен для сыновей своих из дочерей ханаанских, а желают из дочерей халдейского рода (Быт. XXIV, 3—4; XXVII, 46; XXVI, 35'; XXVIII, 8; ср. XXIV, 5—8), в этом случае Авраам и Ревекка оберегают религиозную и чисто нравственную сторону своих домов. Семейные обычаи ханаанок не, похожи были на обычаи евреев, и поведение дочерей ханаанских было в нравственном отношении ниже поведения дочерей халдейских.
Когда дети Иакова считают непозволительным брачный союз сестры своей с князем сихемским как с человеком необре-занным, в этом случае они, очевидно, обрезанием только прикрывали свой хитрый план мести:
«И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с луказ-ством-» (Быт. XXXIV, 13).
Союзы военно-оборонительные (Быт. XIV, 24), союзы родовой дружбы, скрепляемые религиозными обычаями взаимной клятвы во имя Божие (Быт. XX, 15; XXVI, 26—Э1), союзы се-
мейные или брачные заключались беспрепятственно между обрезанными и необрезанными, и в религиозном отношении не представлялось ни одной из сторон никаких препятствий. Сам Авраам женится на Хеттуре и берет ее не из Месопотамии. Все дети Иакова не идут жениться за Евфрат и находятся в тесной дружбе с домами и племенами ханаанскими (Быт. XXXVIII,, 12, 20). Потомство Авраама в земле Ханаанской ведет себя так, как будто между ними и другими народами нет никакого различия в религиозном плане. Да, их разделяет завет и обетование Божие. Но это не является причиной вражды, они живут я ведут себя как верующие в Бога.
В XIV главе книги Бытие рассказывается об освобождении Авраамом пленного Лота. При этом Авраам встречается с Мел-хиседеком. Мелхиседек дарами хлеба почтил в Аврааме победителя врагов его. Авраам громадной жертвой десятины и принятием благословения почтил в Мелхиседеке священника Бога Вышняго. В религиозном отношении Авраам, несмотря на то, что сам был в своем роде на самом высоком положении прино-сителя законной жертвы Богу Вышнему, стал в подчиненное положение по отношению к Мелхиседеку.
В Библии нет указаний на то, что Мелхиседек принадлежал к еврейскому народу. Но зато в Библии ясно видно, что право благословения от имени Бога Вышняго и право на десятину принадлежало Мелхиседеку, а не Аврааму. Апостол Павел в своем послании к Евреям (VII гл.) с особенной настойчивостью объясняет мысль и доказывает, что Мелхиседек был выше Авраама, что священство первого выше священства левитскаго» происходившего от Авраама, как священство вечное выше священства временного. Поэтому Иисус Христос — Первосвященник по чину Мелхиседекову, а не по чину левитокому или Ааро-нову, что священство левитское в лице Авраама почтило десятиной священство Мелхиседеково. Из этих двух людей Божиих Мелхиседек — представитель общего, вечного и неизменного Завета Бога со всем человечеством. Авраам — представитель частного, временного и преходящего завета только с одним потомством его. Священство Мелхиседека есть священство во имя вечного Завета Бога с человеком, а Авраам, как и Аарон, первосвященник из рода его, — служители завета временного, частного. Равным образом Иисус Христос — Служитель Завета
вечного, первобытного Завета Бога с Адамом, а не временного, который установлен был между Богом и семенем Авраамовым.
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
(1 Кор. XV, 22).
«Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий».
(1 Кор. XV, 45).
ЗАВЕТ БОЖИЙ И «ЧАДА АВРААМА»
<гПознайте же, что верующие суть сыны Авраама»
(Гал. III, 7).
Встает еще один важный вопрос. 1Кто является «чадом Авраама»? Кто вступает в Завет Божий?
Ответ на этот вопрос дает св. ап. Павел в своем послании к Римлянам. Он раскрывает нам всю широту и глубину мысли Божией в наречении семени Аврааму именно в одном Исааке а потом в одном Иакове из двух сыновей Исаака. Св. ап. Павел говорит, что не все те, кто родился в племени Авраама, являются чадами, то есть не все плотские дети eiro являются обязательно детьми Божиими, но только те, кто верит в обещание Божиег кто рожден по вере в это обетование, кто призван к участию в Завете Бога с Авраамом и наследию обещаний Божиих.
«Не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его. Но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя».
(Рим. IX, 6—8).
Из этого ясно, что вера в Первоевангелие, в первый, вечный Завет есть единственный признак, но которому определяются «чада Авраама». Только эта вера может открывать путь к участию в обещаниях Завета Божия с Авраамом и для тех, которые не являются детьми Авраама по плоти. В то же самое время неверие в Первоевангелие может заградить путь к участию» в Завете с Авраамом и для тех, кто является по рождению потомком Авраама.
«Познайте же что верующие суть сыны Авраама».
(Гал. III, 7).
В XVII главе книги Бытие рассказывается о подготовке к установлению частного завета между Богом и патриархом Авраамом и его потомством. Схема и элементы этого Божественного Откровения Аврааму таковы:
1. «Я Бог Всемогущий» (Быт. XVII, 1) — Господь определяет Себя как договаривающуюся сторону.
2. «Ходи предо Мной» (Быт. XVII, 1) — Господь определяет предварительные условия, без наличия которых не может быть и речи о соглашении.
3. «Будь непорочен» (Быт. XVII, 1) — Человек должен всю жизнь свою построить, как если бы он жил в 'непосредственной близости к Божеству — ТЕОКРАТИЯ. Богоподчиненив становится ведущим принципом его жизни; человек должен своей жизнью и поведением быть достойным высокой договаривающейся с ним стороны.
4. «И поставлю завет Мой между Мною и тобою» (Быт. XVII, 2) — При соблюдении избранником вышеназванных условий Бог со Своей стороны гарантирует:
5. «И весьма, весьма размножу тебя» (Быт. XVII, 2) — Вечность <в потомстве (по крови).
6. «Ты будешь отцом множества народов» (Быт. XVII, 4) — Вечность в истории (по вере в Искупителя). Согласно указанию сз. ап. Павла, все верующие являются чадами Авраама по духу (Гал. III, 7, 29).
7. «И цари произойдут от тебя» (Быт. XVII, 6) — Грядущая слава, которая в духовно-таинственном смысле выразилась в происхождении от Авраама обетованного Семени жены, Искупителя мира, Который, по словам Писания, есть Царь царей >и Господь господствующих (Откр. XIX, 16), и вообще всех христиан, которые, по Апостолу, есть царокое священие, язы.к свят, люди обновления (1 Петр. 11, 9; Откр. I, 6). ' ' ' '
8. «И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, 'по которой ты странствуешь...» (Быт. XVII, 8) — Повторение завета о земле Обетованной :и закрепление ее за родом избранным.
В знак непреложности обетования Господь дает Аврааму и его жеие новые имена. Это составляет как бы внешнюю форму заключения завета, так сказать, документальную его сторону.
Аврам отныне должен называться АВРААМОМ, а Сара — САРРОЙ. При этом следует заметить, что в семитических языках удвоение служит символом и выражением усиления или множественности. Таким образом, имя Аврам имело значение: отец высокий, великий и указывало на патриарха как на главу или начальника племени, имя же Авраам теперь означает «отец множества» и указывает на него как на родоначальника многих верующих в восстановление Завета. Точно так же имя Сара означает «госпожа моя», а Сарра — госпожа вообще, владычица многих, чем предуказывалось происхождение от нее многочисленного потомства.
Словами «И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю...
Ханаанскую во владение вечное; и буду им Богом» (ср. Быт. XII, 8; XIII, 14—»15; XIII, 17; XV, 7, 16—21) Господь в ближайшем смысле указывал на то, что плотские потомки Авраама, евреи, получат некогда во владение землю Ханаанскую. В духовно-таинственном же смысле эти слова обетования предуказывали на вступление духовных чад Авраама, то есть верующих в царство Мессии, Церковь Христову. Только в отношении к этим членам новозаветной Церкви Завет, поставленный Богом с Авраамом, может быть назван Заветом вечным. И только к членам новозаветной Церкви прилсжимо обетование Христа Спасителя:
«Се, Я с вами во все дни до скончания века».
(Мф. XXVIII, 20).
Другим видимым знаком этого вечного Завета Господь по-- стазляет обрезание крайней плоти всякого младенца мужского иола в восьмой день от рождения.
«И оказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною :и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего,, ибо он нарушил завет Мой».
(Быт. XVII, 9-14).
По указанию Писания обрезание имело нравственное и та-инственно-прообразовательное значение. В своем нравственном смысле и значении обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими греховными стремлениями, необходимость* самоограггичения не только плоти, но сердца и ушей, то есть отсечение, искоренение всех дурных сердечных помыслов, склонностей и стремлений (Втор. 10, 16; Лев. 26, 41; Иер. 4, Ю; Мез. 44, 9; ,Деян. 7, 51). Отсюда истинно обрезанным, по Апостолу, является не тот, у которого
«обрезание, .которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве».
(Рим. И, 28—29).
Что касается таинствешю-шрообразовательного значения обрезания, то значение это изъясняет св. ап. Павел. Так, в послании к Римлянам Апостол называет обрезание «печатью правды
веры» (IV, И, печатью праведности через веру), то есть обрезание было действенно и имело значение только при вере в обетованного Искупителя. В частности, Апостол видит в обрезании проОбразовательное указание на новозаветное крещение. Апостол говорит христианам, что во Христе
«вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним. в крещении».
(Кол. II, 11—12).
Таким образом, по Апостолу, рукотворенное ветхозаветное" обрезание предызображало собой нерукотворенное новозаветное обрезание —крещение, состоящее в совлечении тела греховного плоти или, как говорит Апостол в другом месте,
«в совлечении ветхого человека тлеющего в похотех прелестных и в облечении в нового человека, созданного по Богу в правде м в преподобии метины».
(Еф. IV, 22, 24).
По словам церковных песнопений, обрезание и совершение этого обряда именно в восьмой день по рождении младенца изображало будущую «непрестанную осмаго века жизнь, в нюже Владыка обрезался плотию» (Тропарь по 4-й песни канона 1 января). Совершение этого обряда указывало на искупление, когда «Господь человеческая прегрешения обрезует: дает спасение миру» (Кондак праздн. 1 января), «свет возсия новыя благодати» (Тропарь по 1-й песни канона 1 января). Как глубоко таинственный прообраз союза человека с Богом через веру во Христа, обрезание называется заветом вечным:
«И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным».
(Быт. XVII, 13)
Наказание, изрекаемое необрезанному: «истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. XVII, 14), можно понимать в смысле отлучения от общества верующих, лишения тех великих благ обетования, наследниками которых являются истинно обрезанные потомки Авраама — плотские и духовные.
ЗАВЕТ БОЖИЙ И ВЕРА АВРААМА
«Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность».
(Быт. XV, 6).
Первым практическим шагом к проведению завета в жизнь со стороны Божией было объявление Аврааму, что через год у
Него родится от Сарры сын Исаак, по линии которого и пойдет осуществление обетования об умножении рода Авраамова.
«И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей: Сарра. Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, м сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? л Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Ъогу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал Аврааму: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; м поставлю завет Мой с ним заветом вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, м весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от «его великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время 'На другой год. И Бог перестал говорить с Авраамом, и воешел от него».
(Быт. XVII, 15—22).
Авраам не задумался ни на мгновение исполнить повеления Господа, но даже и его великая вера изумилась сообщению об Исааке... Ему показалось на мгновение, что здесь закрыты для него законы естества... Недоумение и смех Авраама, с которыми он встретил слова обетования, не выражали неверия и сомнения в возможности исполнения обетования. О глубокой вере, с которой Авраам встретил обетование, засвидетельствовал св. ап. Павел, когда сказал, что патриарх «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл в вере тверд» (Рим. IV, 2Ю). Смех Авраама в настоящем случае был смехом радости, и потому халдейские таргумы передают здесь мысль еврейского подлинника словами «возрадовался», «изумился». Некоторые толковники предполагают, что этот смех разумеет Иисус Христос, когда говорит, что «Авраам... рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» (Иоан. VÏII, 56).
Далее следует ходатайство Авраама за Исмаила. В этом ходатайстве видна естественная сила любви отца к сыну и глубокое смирение патриарха, считающего себя недостойным тех великих милостей, которые Господь обещает ему, довольного уже тем, что Господь дал ему сына от рабыни Агари. В Своем ответе Господь подтверждает и объясняет Свое предсказание и успокаивает отцовские чувства к сыну. Он говорит, что рожденный от Сарры сын должен называться Исааком, что значит «смех», указывая своим именем на те чувства, с которыми Авраам встретил обетование Божие, — и на тот смех недоверия, с которым встретила впоследствии Сарра обетование о рождении от нее сына (Быт. XVIII, 12—' 15). Относительно же Исмаила Господь утешает патриарха откровением, что Измаил сделается
родоначальником многочисленного потомства, что от него -произойдет 12 народов (Быт. XXV, 12—г16).
Авраам, всегда послушный воле Божией, немедленно пополнил повеление Божие (Быт. XVII, 23—27). Он обрезал себя и всех своих домочадцев, показав этим благоустройство своего дома, то нравственное влияние, которое патриарх имел среди своих домочадцев. Измаилу в это время было 13 лет. Отсюда получил начало обычай аравийских племен и магометан, которые ведут свое происхождение от Исмаила, обрезываться на тринадцатом году жизни.
После веек описанных событий и как бы заключительным их аккордом Господь явился Аврааму непосредственно у дубравы Мамре, служившей центром кочевий последнего. Это первое по •близости общение Бога с человеком — Богоявление после изгнания из рая, а потому Церковь придает ему особое прообразо-©ательное значение. Восстановленный Завет Божий в этом Богоявлении ясно показал, что главное для человека почувствовать реальное присутствие Божие в мире. Важно, чтобы человек верил не в абстрактного Бога, а конкретно и реально верил личному Богу. Это был важный момент для всего ветхозаветного периода. Вот как повествуется об этом в Библии:
«и явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя днев+юго. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, >и омоют ноги ваши,- и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, м взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока, ы теленка приготовленного, и поставил перед ними; а сам стоял подле них лод деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала У входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных; и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это сама в себе рассмеялась Сарра, сказав: ««неужели я .действительно могу 'родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В 'назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, ¡и будет у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась, ибо она испугалась. Но Он сказал ей: нет, ты рассмеялась».
(Быт. XVIII, 1—15).
Что под видом трех странников явился Аврааму Бог, на это Бытописатель указывает в начале своего повествования: «Яви-ся же ему Бог...» (Быт. УХШ, 1). На основании указаний библейского текста можно видеть, что один из странников был лицом божественным, а два других странника были Ангелы. Так, один из странников прямо называется Господом (евр. Иеговой, XVIII, 13, 17, 22). Обращаясь к этому мнимому страннику, Авраам называет Его Судьей всей земли (Быт. XVIII, 25). Между тем два других странника называются ангелами (Быт. XIX, 1), и сами в словах, обращенных к Лоту, поставляют себя в служебное отношение к Богу. Они говорят: «.Господь послал нас» (Быт. XIX, 13). Поэтому новозаветное Писание говорит, что «некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. XIII, 2), или, как поясняет слова Апостола св. Церковь,
«стран нолюбивии древле Авраам Боговидец, и Лот славный, утре-диша Ангелы, м обретоша общение со Ангелы».
(Тропарь по 7-й песни канона 8 ноября).
Само число странников (три) усвоено было древней христианской иконографией, как символический образ для выражения тайны Святой Троицы.
Явление Бога Аврааму у дубравы Мамре ясно показало, что Завет есть длительный процесс воспитания и возрастании не одного только человека или какого-нибудь племени, а всего человечества. Завет Бога с Авраамом и связанные с ним обетования составляли наследственную принадлежность только тех .людей, которые руководствовались в своей жизни верой в пришествие Спасителя, Избавителя. Эта вера подвергалась испытанию, а вернее сказать, те, кто призван был хранить эту веру, воспитывались Господом в духе Завета Божия. Такому религиозно-нравственному воспитанию прежде всего были призваны патриархи. В Аврааме воспитывалась безграничная преданность веры его воле Божией и обетованиям Завета. В Исааку воспитывалась глубочайшая и невозмутимая преданность упования его на благое и премудрое водительство и на всемогущее покровительство Бога отца своего Авраама. В Иакове воспитывалось безграничное терпение любви. Несчастья и скорби были школой этого воспитания его.
Около трехсот лет воспитывались эти Праотцы-Патриархи при непосредственных богоявлениях. В последующих поколениях их имена произносились, как Ихмена представителей высоких добродетелей и как имена, с которыми Господь навсегда соединил Свое великое имя, как «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. III, 15). Для этих патриархов, странствовавших
у земле Ханаанской, не было в жизни никаких интересов выше и драгоценнее 'благ тех обетований, какие соединены были с заветом их призвания; в ожидании этих благ были все их надежны, все их величие, вся кх будущность.
...Вы, пастыри, вожди племен благословенных, Иаков, Авраам, восторженный мой взгляд Вас любит обретать, могущих и смиренных, В родительских шатрах, среди шумящих стад. Сколь вашей простоты величие пленяет, Сколь на востоке нам ваш славный след сияет!
В. Жуковский
ЗАВЕТ БОЖИЙ И ИЗБРАННИЧЕСТВО НАРОДА
сМного званых, а мало избранных».
(Мф. XX, 16)
За воспитанием трех праотцев следует период воспитания их потомков в народ Божий. Начало этому периоду следует полагать в Египте, а продолжение в сорокалетнем странствовании по Синайской пустыне.
Из Египта Господь освободил Израильский народ рукою крепкою и мышцею высокою, для того чтобы воспитать его в истинах Богооткровения. Освободившись от состояния безысходности рабства, израильтяне стали рабами Богу.
«Они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской».
(Лев. XXV, 39—42).
Но Господь не хочет владеть Своим народом без свободного согласия на то со стороны самого народа. При Синае Он призывает его к заключению взаимного завета.
«В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; т расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так окажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего м соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; мбо Моя вся земля; а вы будете у Меня Царством священников м народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым, И пришев
Моисей и созвал старейшин народа, и предложил им все сии словам которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним и будем послушны. И донес Моисей слова народа Господу. И оказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил-слова народа Господу»
(Исх. XIX, 1—9).
В Синайском завете уже целый народ становится в особые ближайшие отношения с Богом. Сам Бог становится его воспитателем. С этого времени история Израильского народа становится историей богоправления, в которой для разума людей открыта истина, а для воли указаны правила деятельности, законы.
Освободив еврейский народ из рабства Египетского и торжественно возобновив с ним завет, поставленный еще с праот-цем Авраамом для соблюдения в потомстве, его истинной веры» и откровений о Мессии, Господь Бог в то же время и с той же целью благоволил предложить им: хотят ли они иметь Его Царем своим и исполнять законы, которые Он дает им? Хочет ли> народ ззять на себя добровольное великое дело хранения правды Божией? Народ соглашается. Этим он берет на себя ответственность за судьбы всего человечества, которые теперь уже он не имеет права предать.
Как видим, Бог не насилует свободы воли... И здесь в призвании Он ждет волеизъявления человека, его ответа. Господь призывает, а человек или целый народ сам определяет свое избрание. Избрав путь своего служения, необходимо быть последовательным и ответственным до конца. Часовой на посту одинаково ответственен независимо от того, доброволец он шш нет. Ведь он несет ответственность за других. Отсюда понятно, почему в дальнейшем Господь тяжко взыскивает с евреев за отступничество. Это был уже не их только частный грех, а предательское преступление против судеб и грядущего счастья всего человеческого рода.
Поскольку евреи добровольно приняли предложение Бога № согласились хранить правду Божию, то вследствие этого еврей-ский народ стал народом избранным от лица всех народов, языком святым, царством священников, а Бог в собственном смысле был Царем этого народа (Исх. XIX, 6—8; Втор. VII, 6).
Господь Сам Себя называет Богом Авраама, Исаака и» Иакова, Богом еврейского народа:
«Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтобы быть вашим Богом»
(Лев. XXV, 38).
«И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог евреев...»
(Исх. IX, 13).
Но почему избранным оказался еврейский, а не другой какой-нибудь народ? В ответе на этот вопрос важно знать, что человеку в силу его ограниченности не дано до конца знать волю Божию. Однако по примеру тех избранников на то или другое дело Божие, о которых повествует Библия, можно предположить, что Господь при избрании еврейского народа сообразовался со способностями и свойствами национального самосознания.
«Характер этого удивительного народа обнаруживает одинаково и силу Божественного начала в религии Израиля, и силу человеческого самоутверждения в национальной, семейной и личной жизни евреев и наконец силу материального элемента, окрашивающего все их мысли и дела».
(Соловьев В л. Собрание сочинений, Т. IV, СПб, б /г. С. 143.)
В Библии в равной степени говорится о еврейском и о всяком другом народе. Как рачительный хозяин избирает отдельное поле для своих опытов, так Господь избрал еврейский народ для тото, чтобы показать на нем действия Завета Божия. Описывая Завет Божий в истории еврейского народа, Библия каждой своей страницей говорит: это же самое в той или иной степени происходит и будет происходить с каждым народом и со всем человечеством.
Библия — это книга Завета Божиего, это книга, жизни всего мира. Библия и наука одинаково говорят, что мир во всей своей целостности живет по установленным Богом законам. Эти законы всегда и везде действуют одинаково. Например, везде и всегда в мире камень падает вниз: в Европе, в Азии, в Австралии, в VI веке, в XV и теперь в XX веке.
Есть разные законы в зависимости от того, где они действуют. Есть законы физические — тяжести, тепла, света; есть законы мысли, чувствований. Каждый закон определяет взаимоотношение определенного рода явлений. Этими законами должен руководствоваться человек в своих отношениях к миру. Если человек подчиняется законам мира, его жизнь складывается успешно и благополучно; и чем усерднее и точнее подчиняется, тем успешнее. Так в отношениях человека к физическим законам.
Но кроме этого видимого мира есть другой мир, невидимый, духовный. И с ним необходимо сообразоваться человеку в своих действиях. И здесь тоже есть законы, точно определяющие
отношение к этому миру. Эти законы необходимо знать, чтобы жизнь человека сложилась успешно, благотворно, благополучно.
Изученные и определенные многочисленными опытами законы физические собраны © отдельные книги, из которых можно узнать об этих законах все, что нужно.
В Библии собраны законы, определяющие отношение человека к невидимому миру.
Законы видимого мира везде и всегда одинаково действуют. И законы невидимого мира точно так же действуют: один ли человек, целый ли народ, все ли человечество, весь ли мир—вселенная, — законы одинаково должны применяться и одинаковое имеют действие; в VI ли столетии, в IX или XX столетии живет человек, народ или весь мир, — законы так же действуют, как и в I и III столетиях.
Библия своим содержанием охватывает людей всех народов всего мира всех времен.
В книгах законов видимого мира при их изложении и для их пояснения приводятся примеры, случаи, из которых становится ясным действие излагаемого закона.
Так и в Библии — книге законов невидимого >мира и его отношений к видимому. Также при изложении законов берутся примеры, уясняющие закон или из жизни отдельного человека, или целого народа, либо группы народов.
И так как еврейский народ поставил главной «руководящей основой своей жизни религиозность, то есть свое земное отношение к невидимому миру, то естественно, что жизнь этого народа и является самым ярким примером того, как складывается жизнь отдельного человека, целого народа и всего человечества, когда они определяют свою жизнь по законам и как в том случае, когда они почему-то нарушают эти законы.
З'десь важно иметь б виду, что речь идет не просто об усвоении Бога еврейским народом, а еврейского народа Богом, то есть не Бог служит человеку, а человек Богу, не Бог служит народу, а народ Богу.
«Будьте предо Мною святы, ¡ибо свят Я Господь Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои»
(Лев. XX, 26).
Господь способствовал созданию нового народа путем особых промыслительных действий для выполнения особой высокой
задачи — послужить благословением всех народов через имеющее произойти от них обетованное «семя жены».
«Целью ветхозаветного домостроительства Божия было не слить избранный народ Божий с другими народами, но совершенно наг оборот — обособить».
(Еп. Никак о р. Поучение в четверток шестой недели Великого^ поста. — Правосл. Обозр. 1884. Т. II. Май. С. 11.)
Акцент делается на особый вид отношений между Богом и призванным народом. Для этих отношений характерно правильное соотношение принципа свободы в сочетании с размерами власти и господства. Причем призвание еврейского народа не унижает и тем более не отвергает остальные народы. Устанавливая завет с еврейским народом, Господь не оставляет попечение о других народах. Весь остальной мир жил обыкновенной своей жизнью и имел свои пути познания путей Божиих. Еврейский народ призван Господом из среды прочих народов как их представитель, но о»н не выделен из среды отверженной. Преимущество призванного народа состоит не в том, что он занял исключительное положение у Бога, а в том, что он явился важнейшим звеном в служении всего мира целям божественного домостроительства.
«Итак, какое преимущество быть >иудеем или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие»
(Рим. III, 1—2).
Еврейский народ был призван для особых целей слушать глас Божий, то есть принимать непосредственные откровения от Бога, ходить во всех путях Его, хранить заповеди, оправдания и судьбы Его, какие Он будет открывать всему миру. При этом надо учесть, что Господь не отказался от общих 'Своих прав владычества и промышления над остальными народами.
«Мною клянусь: ¡из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него»
(Ис. 45, 23—24)
«Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, >и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф»
(Мал. I, И).
Не случайно при заключении Завета с еврейским народом Господь подчеркивает «ибо Моя вся земля» (Исх. XIX, 5).
Мелхиседек, царь Салима, праведный Иов являются живыми и яркими свидетелями Божественного попечения обо всем роде человеческом. Они не были евреями, но были исполнены благодатной силы и духовной жизни. Пророк Моисей в земле медиамской встречает доброго и благочестивого человека, которого сам же он называет священником. Это Иофор, на дочери которого и женился Моисей. Пророк Валаам также представляет другие народы по отношению к народу еврейскому, но о нем известно было, что благословляемые им будут благословенны у Бога и проклинаемые им будут прокляты Богом (Числ. XXII", XXIII, XXIV гл.).
Господь был Богом еврейского народа по особым воспитательным целям, но в то же время Он был Богом всех племен и народов, не в общем только значении божественной власти Своей над ними, но и в деле приготовления их к искуплению б Иисусе Христе:
«Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не ¡и язычников? Конечно, и язычников; потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру»
(Рим. III, 29—30).
ЗАВЕТ БОЖИИ И ЗАКОН
сЛюбовь есть исполнение закона».
(Рим. XIII, 10).
История человечества в целом и, в частности, история еврейского народа со времени появления среди него Моисея, как посланника Божия, вплоть до Рождества Христова, вся эта история есть непрерывная цепь величайших чудес и знамений, Богоявлений .и Богооткровений, пророков и других посланников Божиих, действовавших именем и силой Господа. Одним из важнейших средств воспитания людей был нравственный закон, данный Господом через Моисея и изложенный кратко в десято-словии:
1. Я Господь, Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела свои; а день седьмой — день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы те!бе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не воруй.
9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
10. Не желай жены ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, никакого скота его и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.
(Исх. XX, 2—17).
Десять заповедей Моисея определяют правильные отношения человека к Богу и ближнему.
Обязанности человека к Богу изложены в первых четырех заповедях: почитание единого Бога; не обоготворять каких-ли-
чувственных изображений, не унижать святого имени Божия и одну часть земной жизни употреблять на свои земные дела, ^ другую посвящать заботам о вечном спасении.
В остальных шести заповедях изложены обязанности человека к своему ближнему: почитать родителей, считать священным здоровье и жизнь любого человека, уважать святость супружеского союза, не посягать на собственность ближнего, говорить всегда истину.
По своему происхождению Моисеево законодательство принадлежит к чрезвычайным явлениям в истории: оно в своих главных началах дано Богом в один из величественнейших моментов в истории, когда Господь открывал Себя в непосредственном общении с человечеством через особо избранных для этого людей. Моисей не был виновником всех тех законов, которые были даны призванному народу. Об этом он сам свидетельствует, говоря:
«Вот я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете...»
(Втор. IV, 5).
Законодательство Моисея не только чудесно и чрезвычайно по внешнему образу его передачи, сколько чудесно по самому историческому его предназначению и сущности. Предназначение его вполне соответствует особенному положению народа
израильского в истории. Этот народ был призван Богом в качестве носителя великих воспитательных начал, имеющих значение для всего человечества. После падения человека греховность и испорченность получила преобладание над всем человечеством, сделалась основным движущим началом всей его жизни, проникла во все его сферы и отношения, так что почти совершенно заглохли здоровые зародыши истинного развития, заложенные при творении в основу жизни и деятельности человека. Начавшееся по ложному греховному направлению развитие человечества естественно не могло привести его к цели истинного развития, но постепенно все более и более удаляло от не;е, постоянно уменьшая сумму добра и справедливости и, на-борот, постоянно увеличивая сумму зла и неправды. При таком положении вещей цель всемирной истории никогда бы не получила своего осуществления. В людях греховного направления, в силу испорченности естественных сил и способностей, получали преобладание эгоистическо-материальные способности над духовными. Люди все более предавались господству греховных устремлений и в них находили 'наилучшее удовлетворение своих испорченных желаний. Результатом такого развития было полное подавление благороднейших и возвышеннейших сил человеческого духа, безграничное господство грубой силы, беспощадного эгоизма, полное извращение человеческих отношений,, в которых на место справедливости выступал произвол, подавляющий человеческую личность. В конце концов человечеству грозила крайняя степень развращения и попрания всякого человеческого достоинства, как это. и было отчасти у древних 'народов, где при глубоком извращении религиозных, нравственных и общественных понятий уже сами законы подчас способствовали дальнейшему развращению, увеличению несправедливости, служа средством угнетения друг друга.
Целью Завета Божия является вечная жизнь в любви Бо-жией (¡Втор. XXV, 19—20; Ин. X, 10; XX, 31). Постепенное восстановление условий Завета Божиего должно было получить свое осуществление. 'В противном случае человечеству грозило нравственное разложение и, как результат, всеобщая гибель. Для выполнения этой великой цели и избирал Господь сначала отдельных людей, затем семьи, племена, народы, которые 'получили от Господа истинные понятия, здоровое развитие и нравственную энергию бороться против всеобщего господствовавшего зла. Многократно Господь напоминал и восстанавливал Свой Завет — с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем, народом Израильским. Наиболее полное освящение и закрепление этот Завет имел в момент получения Моисеем законодательства.
Здесь произошло торжественное призвание целого народа быть носителем великих истин всемирно-исторического развития.
«Вы будете, — говорил тогда Господь, — Моим уделом из всех народов; вы будете у Меня царством священников И народом* святым»
(Исх. XIX, 5—6).
Это юридическое определение положения отдельного народа« в истории. Отсюда выясняется и его назначение. Он должен; был, вопреки всеобщегосподствовавшему принципу греховного развития, взращивать их и по возможности распространять в окружающем мире.
«Я, Господь, призвал Тебя в правду и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, :и поставлю Тебя в завет для народов, во свет для: язычников»
(Ис. 42, 6).
Поэтому в нем прежде всего должно было находить призвание и осуществление все святое, справедливое, человечное. Вопреки грубым принципам языческого мира, состоявшим в преобладании физических сил над духовным, здесь должно было* получить преобладание духовное начало, безграничный эгоизм? должен был получить ограничение в признании равноправности другого лица, несправедливость должна была уступить место высшему закону Божественной правды — отсюда и весь строй общественной и частной жизни должен был получить такое направление, в котором лучше всего могли быть выраженьр лежащие в его основе начала. Борьба за господство таких начал и представляет историю призванного народа. Но эти начала не им самим созданы, они даны ему в Синайском законодательстве, а законодательство по самой идее своей есть выражение свободного союза между Богом и народом, заключенного как бы между самостоятельными равноправными сторонами на условиях, свободно принимаемых народом. Свое назначение призванный народ мог исполнить только принятием и исполнением закона, договора, воплощением его добрых начал во все формьь своей жизни.
В соответствии с высокой целью Завета Божия и Синайское законодательство, как главное средство этого Завета, носит на> себе ту степень высокого совершенства, которая вообще отличает дела Божии от дел человеческих. Заповеди Моисея характеризуются высоким нравственным достоинством, святостью ш чистотой. Внешнее благосостояние призванного народа не было исключительной целью этих законов, а подчинялось другой высшей цели. Законы Моисеевы направлены были главным обра-
зом к тому, чтобы воспитать евреев в народ священный, как семя святое, для освящения всего человечества.
«Будьте предо Мною, <ибо Я свят Господь Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои»
(Лев. XX, 26).
В заповедях Моисея каждому человеку легко увидеть и почувствовать то, что для него является родным и «ак бы уже знакомым. Почему так? Потому что десять заповедей это не "что иное, как ясное, определенное и объективное изложение норм совести человеческой, данной Господом человеку при его «создании.
Святость не дана раз и навсегда, она задана, ее надо получить. Так же, как урожай на поле надо получить, но прежде 'чем получить, надо положить немало усилий по его выращиванию.
Весь смысл и значение Моисеева закона состоял в педагогическом, воспитательном назначении. Во время получения Моисеем закона и заключения завета с отдельным народом человечество жило, а точнее, находилось в состоянии поисков таких ♦путей Общественной жизни, которые обеспечили бы ему благополучное бытие и здоровое развитие.
Господь в Синайском законодательстве указывает, что такой путь возможен при условии, если взаимоотношения человека с !$>огом будут носить характер: Бог есть Отец, а человек есть сын.
«И знай в сердце твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего»
(Втор. VIII, 5).
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.