Научная статья на тему 'ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ НА РЕЗАНИЕ ГРУНТА КОВШАМИ АГРЕГАТА НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ АВТОДОРОГИ'

ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ НА РЕЗАНИЕ ГРУНТА КОВШАМИ АГРЕГАТА НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ АВТОДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / АГРЕГАТ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ / ГРУНТ / ПРОЕКЦИИ СИЛ В ПРОДОЛЬНО-ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ / ПРОЕКЦИИ СИЛ В ПОПЕРЕЧНО-ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ / ПРОЕКЦИИ СИЛ В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ / ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ / ROAD / CONTINUOUS ACTION UNIT / GROUND / PROJECTION OF FORCES IN LONGITUDINAL-VERTICAL PLANE / PROJECTION OF FORCES IN CROSS-VERTICAL PLANE / PROJECTION OF FORCES IN HORIZONTAL PLANE / ENERGY EXPENDITURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Николаев Владимир Анатольевич

Введение. Для решения проблемы ускорения строительства автодорог, повышения их качества целесообразно использовать агрегат непрерывного действия для формирования подстилающего слоя. В общем объёме затрат энергии на строительство дорог существенную долю занимают работы, направленные на резание и транспортирование грунта. Рабочие органы существующих технических средств осуществляют преимущественно энергозатратное резание грунта, которое теоретически можно уподобить резанию пуансоном. Затраты энергии на резание грунта можно существенно уменьшить путём применения резания лезвиями. В ковше агрегата непрерывного действия для формирования подстилающего слоя автодорог предусмотрено использование рабочих органов, осуществляющих резание грунта лезвиями ножей. Рассмотрен процесс заполнения ковша отрезанным грунтом, силы, приложенные к ковшу, и общие объёмные затраты энергии на резание грунта ковшами агрегата непрерывного действия для формирования подстилающего слоя. Методика исследования. Приведена методика построений для выявления кинематики заполнения ковша отрезанным грунтом. Дана методика расчёта: пути грунта по днищу корпуса ковша при его заполнении; результирующих сил проекций сил в продольно-вертикальной, поперечно-вертикальной и горизонтальной плоскости, приложенных к ковшу; моментов, приложенных к ковшу в продольно-вертикальной и горизонтальной плоскости, когда ковш пустой и полный. Приведены формулы вычисления суммарной энергии на перемещение ковша при резании грунта без учёта затрат энергии на процесс резания и определения общих затрат энергии на резание грунта объёмом один кубический метр ковшами агрегата непрерывного действия для формирования подстилающего слоя автодорог. Результаты. На основе разработанной методики рассчитан условный путь грунта по днищу корпуса ковша при его заполнении, выявлены результирующие силы проекций сил в продольно-вертикальной, поперечно-вертикальной и горизонтальной плоскости, приложенных к ковшу. Определены моменты, приложенные к ковшу в продольно-вертикальной и горизонтальной плоскости, когда ковш пустой и полный. Вычислена суммарная энергия на перемещение ковша при резании грунта без учёта затрат энергии на процесс резания. Определены общие затраты энергии на резание грунта объёмом один кубический метр ковшами агрегата непрерывного действия для формирования подстилающего слоя автодорог. Заключение. В ходе заполнения ковша агрегата непрерывного действия для формирования подстилающего слоя автодорог отрезанным грунтом происходит скручивание и сдвиг отрезанного пласта, которые способствуют его разрушению на фрагменты. В поперечно-вертикальной плоскости В поперечно-вертикальной плоскости ковш уравновешен. Момент, приложенный к ковшу в продольно-вертикальной плоскости, уравновешивается элементами конструкции агрегата. Суммарная энергия на перемещение ковша при резании грунта, без учёта затрат энергии на процесс резания, включает затраты энергии: на ускорение грунта ковшом, на преодоление трения нижней плоскости ковша о грунт, на дополнительное горизонтальное усилие для перемещения ковша, обусловленное трением в элементах конструкции. Она составляет 𝑢к ≈ 13 кДж м3 ⁄ . Теоретически обоснованны общие затраты энергии на резание грунта объёмом один кубический метр ковшами агрегата непрерывного действия для формирования подстилающего слоя автодорог 𝑢к-гр ≈ 109 кДж м3 ⁄ .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY EXPENDITURE ON GROUND CUTTING BY CONTINUOUS ACTION BUCKETS TO FORM THE UNDERLYING LAYER OF THE ROAD

Introduction. To solve the problem of accelerating the construction of roads, improving their quality, it is advisable to use a continuous action unit to form a underlying layer. In general, energy costs for the construction of roads are a significant share occupied by work aimed at cutting and transporting the ground. The working bodies of existing technical means carry out mainly energy-intensive cutting of the ground, which theoretically can be likened to cutting a punch. The energy costs of ground cutting can be significantly reduced by the use of blade cutting. In the bucket of the continuous action unit to form a underlying layer of roads provides the use of working bodies, cutting the ground with blades of knives. The process of filling the bucket with cut soil, the forces attached to the bucket, and the total amount of energy spent on cutting the ground with the buckets of the continuous action unit to form the underlying layer are considered. The method of research. The method of constructions to detect the kinematics of filling the bucket with the cut ground is given. The method of calculation is given: the path of the ground on the bottom of the bucket case when it is filled; the resulting force of force projections in the longitudinal-vertical, cross-vertical and horizontal plane attached to the bucket; moments attached to the bucket in a longitudinal-vertical and horizontal plane, when the bucket is empty and full. The formulas for calculating the total energy on the movement of the bucket when cutting the ground without taking into account the energy costs of the cutting process and determining the total energy costs of cutting the ground by one cubic meter of continuous action buckets to form the underlying layer of roads are given. Results. On the basis of the developed method, the conditional path of the ground along the bottom of the bucket case was calculated, the resulting forces of force projections in the longitudinal-vertical, cross-vertical and horizontal plane attached to the bucket were revealed. The moments attached to the bucket in the longitudinal-vertical and horizontal plane, when the bucket is empty and full, have been determined. The total energy for moving the bucket during ground cutting is calculated without taking into account the energy costs of the cutting process. The total energy costs of cutting the ground by one cubic meter of continuous action buckets to form the underlying layer of roads have been determined. Conclusion. During the filling of the bucket of the unit of continuous action to form the underlying layer of roads cut off soil is twisted and shift of the cut-off layer, which contribute to its destruction into fragments. In a cross-vertical plane, the bucket is balanced. The moment attached to the bucket in the longitudinal-vertical plane is balanced by elements of the structure of the unit. The total energy on moving the bucket when cutting the ground, without taking into account the energy costs of the cutting process, includes energy costs: to accelerate the ground with a bucket, to overcome the friction of the bottom plane of the bucket on the ground, to the additional horizontal force to move the bucket, caused by friction in the elements of the structure. It is u_k≈13 kJ/m3. Theoretically reasonable total energy costs for ground cutting of one cubic meter by the buckets of the continuous action unit to form the underlying layer of roads 〖u 〗 (k-gr) ≈109 kJ/m3.

Текст научной работы на тему «ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ НА РЕЗАНИЕ ГРУНТА КОВШАМИ АГРЕГАТА НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ АВТОДОРОГИ»

9Z9

'9SU90n O'fr UOIjnqiJUVSUOUUOO 9A|}B9JQ ИЭИОНЭИии tfOU ΗθυΛίΟΟϋ 1H91H0>|

V a аэвиояин ©

889-9Z9-9-Z 1.-0202-962Z- UZ03/81-S92O U/Bjo юр//:зсІцц :(g) ц 'OZOZ ИІіЛ/9иО яинізад MJodotfoıaB bolto сиаЫснвоиюЬ'ои BMHBaodMiAidocJ) ьигЬ1 виаюиэй ojoHaıadaduaH BiBjadjB иілівтаоя BiHÂdj aMHsead вн ии^анє laisdiBg аавтэяин уд :нпнеэосіпшііп uuff

шэЛвшэшЛэшо воээсіэшнп шхпнфноц херошэм п хеігепсіэшем хіяннэнзешэрэсій 9 пшэонневоээсіэшнпес повоэненпф ШЭЭІЛІП ЭН dOLUBB :ПШЭОНЯІ/ЭШЬЭр повоэненпф 4lUOOHhedcodlJ

nonuoxAd LUHendea піяняі/эшеьнойо undgoço п ueıunhodu doıuay OZOZ'ZySZ ппїіент/дЛи х eujtsHndu ‘OZ'H-'CI· еипиЛшэоц

nnadaHe іяиіесішеє ‘пшоохооии пончиешноєп0ог в ί/ηο nnftxaodu ‘пшоохооии noHmıemuıdas-OHhsdsuou в ипэ nnftxaodu ‘пшоохооии noHqiiexnuidas-OHquoQodu 9 ипэ nnftxaodu ‘ııiHÂds ‘ипэшопэд osoH9iqdadu9H meaadae ‘eaodog иеняипдоіліошве :vaOLfO ЭІЧЭЭЬОШЯ

■gW/жІ/м 601 ~ dl_Hn

sodoQOLU9e uouo огэ'таеипшодои unнe9odnı/\ıdoφ иид ипэшопэд osoH9iqd9du9H BuiesadsB піліетэох duıan ппхоанпдАх нпдо тотэядо euiHAda anHeead єн nnadaHe iquieduiee эп'тдо іяннеэоноодо nxoahnmadoa± 'Ем/ж1/м£х ss яп шэииэешооо єно nn'nxAdmoHox хешнэіліэііе 9 wanHadui эоннаиэоиоАдо ‘етэох unHa'mamad -эи иид эпипэА 90HqiiBLUH09ndoe 90Hqif9uinHiiouog єн ‘uiHAda о втэо>і пшооюоии пэнжпн unHadm anHauogoadu єн ‘ілютэох emHAda anHadoxoA єн:nnadaHe iqmedmee шэвношю ‘unHeead ooa'nodu єн nnadaHe шєdшєε єшаьА гад ‘emHAda nnHeead ndu етэо>і anHahianadau єн umdaHe ueHdennAo emeaadae nn'nxAdmoHox тліешнаїліаиє uomaeanmaaoHaedA ‘пшооюоии noHquexnmdaa-OHquoQodu 9 Атэо>і >і niqHHaiKoundu ‘шнэто^ Hama90H9edA гп90>і пшооюоии noHquexnmdaa-OHhadauou д Ίqшнэıлıгєdφ єн omHamAdeed огэ шсхАэшодооойо aiqdomox ‘єшоєии oгoннєεэdшo гпэдо п anHeanhAdxo шnρoxonodu ımomHAda iwqHHeeadmo гodoρoш9є uouo oaahıoıeu -nшoρou ΰΠΗΒθοάηΐΝάοφ πυρ ипэшопэд oaoH9iqdaduaH єшєгэdгє етэох ипнаниоиєє βροχ д апнаиоіііхед ^гodoρoш9є uouo огэ’тсхеипшодои ΗΠΗΒθοάηΐΝάοφ πυρ ипэшопэд oaoH9iqdaduaH єшєгэdгє тліетэох dшθlfll ппхоанпдАх Ηηρο тотаядо єшнAdг anHeead єн nnadaHe ıqшedшeε эп'тдо iqHauagaduo unHeead ooa'nodu єн nnadaHe шєdшєε вшэьА гэд єшнAdг nnHeead ndu етэох anHa'mamadau єн unadaHe ueHdemmAo енэиопыяд піяниои п пошоАи тэох єдгох ‘пшооюоии noHquemHoendoa η noHquexnmdad-OHquogodu э Атэох х эіяннэжой -ndu ‘іяшнэтот iqHauagaduo Атэох х xıqннθжoundu ‘пшооюоии noHquemHoendoa η noHquexnmdad-OHhadau -ou ‘noHquexnmdad-OHquogodu s uno nnftxaodu iquno an'mcxAdnmquAead іянэйэніяэ ‘ппнэниоиее огэ ndu етэох eoAudox А'тпнд ou єшнAdг яшАи п/янэоиоА нєшnhooєd пхпдошэілі noннєшogєdεєd ээоноо єн іяшешяі/Лсэд

^гodoρoш9є иоио огэ’тснеипшодои unнє9odnmdoφ иид ипэшопэд oaoH9iqdaduaH єшєгθdгє птетэох dшэm ппюэьпдАх нпдо тотэядо єшнAdг anHeead єн nnadaHe шєdшєε xnhigo ипнэиэд -aduo n unHeead ooa'nodu єн nnadaHe шєdшєε вшэьА гэд єшнAdг nnHeead ndu етэох anHa'mamadau єн nnadaHe noHdeifliifliAo ипнэиопыяэ іяйАЫоф iHHagaandu піяниои n пошоАи тэох єдгох ‘пшооюоии noнquєшнoεndoг п noнquєxnшdθ9-oнquoρodu 9 Атэох х xıqннθжoundu ‘эошнатот ‘Атэох х xıqннθжoundu ‘пшоохооии поняиєш -Hoendoa п noнquєxnшdθ9-oнhθdθuou ‘noнquєxnшdθ9-oнquoρodu 9 ипо nnftxaodu ипо xn'mo^AdnшquAεθd ‘ппнэн -иоиєє огэ ndu етэох eoAudox А'тпнд ou єшнAdг пшАи :eшэhoed ехпдошэт енеЦ ^ıлıoшнAdг mıqннєεθdшo em -9ох ипнэниоиее пхпшеіліэнпх йпнэйэйіяэ uug nnHaodmoou єхпдошаїлі BHagaandjj ьпневодэиээп ехпдошвуц

иоио огэ’тснеипшодои unнє9odnmdoφ иид ипэшопэд oaoH9iqdaduaH eшeгθdгe птетэох eшнAdг anHesad єн nnadaHe ıqшedшeε эіянтаядо эп'тдо п ‘Am -9οχ X эıqннэжoundu ‘іяипо ‘nomHAda vmHHeeadmo етэох ипнэниоиее ooa'nodu Hadmonooeg пэжон птипэеаи emHAda anHeead хп’тснииэшоэ'тАэо ‘aoHeado xnhoged эпнеэогяиоиоп OHadmomoAgadu aodogomae иоио огэ'т -схєипшодои unнє9odnmdoφ иид ипэшопэд oaoH9iqdaduaH eшeгθdгe этэох д птипэеэи unHeaad unHaHamndu іліэшАй яшптянэіліА оннээшоэ'тАо онжоілі eшнAdг anHesad єн nnadaHe ıqшedшe£ тоноонєАи cxnHeead яшпдод -ouA онжоілі nxoэhnшэdoэш θodoшox ‘eшнAdг anHeead θoншedшeεoгdθнє oннэ9шoэ'mAmnэdu шсхииэшоэ'тАоо 9шoρθdo хпхоэьпнхэш хп'тсхАэшоэ'тАо iqHeado эпьодед ^eшнAdг эnнє9odnшdouoнєdш п anHeead єн эіяннэй -aeduBH Ίqшoged шсхєтнєє схиод схАннээшоэ'тАо aodog 09шoquθшnodшo єн nnadaHe шedшeε этэядо тэ'т -до д иоио огэ’тснеипшодои unнє9odnmdoφ иид ипэшопэд oaoH9iqdaduaH шeгθdгe яшеэогяиоиоп OHeedgooo -эиэЪ еэшоэьех хп ипнэт/яэои ‘гodoρoш9є є9шoquэшnodшo unHadoxoA iqmaugodu unHamad uuff эпнэдээд

KHhvıoHHV

nj'XOqUI(D)£ÇAdeiO>IIU

tsnoood ‘qiiseuoodd г ‘«/НИ» 03 AO9J0 ээеионпн 'V'9

HJOdOÜOiaV ВОІІЭ OJaÎTlOIVLİHlOÜOU KHHVaOdHIAIdOO кий киаюиэй ojoHaıadaduaH vıvj3d_ıv HlAIVmaOM VlHÂdJ 3HHVe3d VH HHJd3H6 nıvdive

889-9Z9-9-Zl.-0202-962Z-l.Z02/81.S92Ol./6JO'!op//:sdH4 ΊΟΟ

80 S29 ЯЙЛ

3HH30dl00HHmVlAI 30H4LJ31H0dl0 И 30Hd0J 'dOHldOUOHVdl

i uatievd

DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2020-17-6-676-688

ENERGY EXPENDITURE ON GROUND CUTTING BY CONTINU OUS ACT ION BUCKETS TO FORM THE UNDERLYING LAYER OF THE ROAD

Vladimir A. Nikolaev,

Yaroslavl TecAn'icvl Uniaersity, Aarnslavl, Russiy yiyelyav5N@inbox.ra

ABSTRACT

Introduction. To solve thaproblam of eaceleratina lhe sonstanctioa of roada, imprvv'va their aualily itia advivebte to use a continuousaction unit lo form a ueaerlying laner.is gnneref eneryy cads for iae censtnuction alrnads are a significant share ocvuvied bywoed aimed at cutting and transporting the ground. The working bodies of existing technical means сагу ad Nainty eneegy-intensive cutting of the ground, which theoretically can be likened to cutting a punch. The energy costs ofgroend cuttinn ccctensigaifiaanfiy naduae0 Cs Те eae oreianecctting. la the bucket of the contineoaa aatiaaeeit to forma ΑΟ^^—^ίητΙ^τ af roadv previbea teeuen of working nedias,aetting the ground with blaioa of Oaioes. ТЄп pcoooso ei filling thebucdet with ouS moil, the tomes atteohoe іоТ^Т^сО^і^Г and the total amooet oh enaoge tfhnt en cuttiae Ma ground with Te hookets oitfc ποΡπυ^ astion unü taiorm the underlying layoraon соат'еегаР.

The method of rdddaech.dhemethodaf son Touch on sto Jetscl Те kieematiosoe filling tSe Taakei aiT the sui ground is given. ThametSod oV calculeHoo isgiven: Тє eaToithe ground oa thn bottom N ibe Ьіскоісаше whenit is filled; the resultioapoecaof forco tiroOeettonsieTe toegitod.'eal-onтеа., cross-aeyTet ard oarizoafal ianoattnohed to the bucket; momeeto atthaheo TTo aocant ma lengitaciaal-voriicaieeh horizonto. alohaf wpan Те beoket is empty and full. The forEulas fc^ichaja^tio^ To totoi eeorgaoe Ta movemed ohTo busgatwhen catt.ng Те ^ountdi without taking into nocaaol the anergs aosiahfihe vetting preoassendeoterTiniae teetatelenaıpy north οΤο.ΤΤι the ground by one oubio matoeoh soniineauo aTienbacketu to formTaoaderlyieg layoradreaAs ere givae, Results. On the bosihdd Те daeoloped meToa, TeshnTtieaatpathorTeτrounTalong TeCattomol Ta buoaoi case was calculatsdmhecasuitiee firrcae afforce prnj'eationain Те tnegituainal-verttcnr onNa-haıHcel asd harizoatai plane attached to ile bucketwere reneaied. TCemomoots attecVea to lhe bunkeo in ihe lonTiudinal-vertTel ard horizontal plane, mnen irn ЬисШі'п nmptyand TH, hahobesndeiermieng. Пе ТШ ennn^ formnoi'n. tao buaket during ground cuttiaT is oalooiaied rnTod ieping İt- aovoont Те one^y vesto afWo oa'ttieg^ooess. Т-є total energy costs of cutticg theground iny ore cede meten orcaatinuousahtioa nucaeisto torTTeonfedying.a^r of roads have been Ua^^rmN^od.

Conclusion. During To fiiline oJtho bunkeleO ihe uaitofcontiauoaoohiion to JormtaennVerlyingiagar ofroaTo cut off soil is twisted oeU shid odTe oo і-тГАпоєг which saatObota іо id Peftшotieninto Jragmestr. In e сгеоетеГТТ plane, the bucket is dolanced, Thn movantattschaT to TeCuckat ia Ne longitedingl-veVioal glase ir daiancoC by elements of theotruciuneof the uait. The totai eneraynn movina the locket when catting the ground, without taking into accouniiee enofap oods an tne cattinggroсese, rndudea eaan^costoitoaosaleratoTe goaona wTh a bucket, to overcoTotae ffictt отпг TaMtom finon ггТє ЬисШоп Te дтет0, to Tic aMi'ttonal hooiaentoi forne to move the bucket0 r^m^r^eco bf ff.'rtion .a toehlemente aftfie struatora.ff is nyauJ3 kaem3. Theoiafodtyfeasenetule total energy costs Too gmund cuitine oh oaecebTmnter itftae 0ucrelson Те oaatinuans aoHoo unit toUarm thn underlying layer oTtuos [e / (k-gr) ~109 kJ/m3.

KEYWORDS: Road, continuous action unit, ground, projection of forces in longitudinal-vertical plane, projection of forces in cross-vertical plane,projectionofforcesin horizontalplane, energyexpenditure.

Submitted 13.11.20, revised 25.12.2020.

The authors have read and approvedthefinal manuscript.

Financial transparency: the authors have no financial interest in the presented materials or methods. There is no conflict of interest.

For citation: Vladimir A. Nikolaev. Energy expenditure on ground cutting by continuous action buckets to form the underlying layer of the road. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2020; 17 (6): https://doi. org/10.26518/2071-7296-2020-17-6-676-688

© Nikolaev V.A.

Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

ОАНОБНЫЗ ПОЛОЖЕНИЯ

1) раССМОЕСЄОПрОЦЄСС ТППОЛНЄННЯ КОЕШО

тт резанным фунтом.

2) ТЫЯВЛРСЛ1 ПрРРНТИИ аил в ИрЯДЯЛЬ-НО-ВЄрТИКаСННОЙ, ПГ^П€Н|РЄЧИН^ЕЗ^|3ТІНК^ЛНН ой И ДЕрИЯОИПРОНИОП ПЛОСЖНРТИ, ИрИЛНЖеОЙЫХ С

еовшс;

-ГГ ОПрЄДЄЛСВП( ОЄщНЄ ОаО-ТЕН. Ниетргчои ЕР ретание оаншамн гздвого рЕбятнико-о ноне-я срунта.

ВЛЕДЕНИЛ

ОоеОВТРЕ HEPTE) ООПРОШОТОТВОНОНИИ ИСО-ОННТСЖНХ НКК5,гіНйЕ5 СТСЯйТИЛЕСОНО ЛОрНЯ янлклрг-СЯ 0ВЄЛНЧЄННО ИСЯОТОИСИЕЯДИНТЛИО Т|Эу^Н О РОн ЧЗТаОИИ ИТМРТОІИОНОЄЗІ РйНРСИООЛЬНЫХИаООЯН

энерктт но знтолноьис сасанных (Трркі-|ой. Цоклические ТЄХНИЕЄСКИЄ СреДЕННО, НаОЯИЫе П СГрООТеЛЬЕТВО рторхнг, НС ОбЄСПЄРПТ ЯСаЛИЗСс ПІСЮ НЭРООІ рТЕТІС. ТИ-ОЇЕ еН |О еа ПИЗ с рос ОІек Ехади-НІуі Ифегаты непонрытноге действия. Агрегат

НепрерЫТРОТО ОЕСОИТПИЯ ДПІЯ фОрМИ-ДСРНИТ ПИЛНРПЛОЮЩОСР НЛОЯ J1 , Р, Т] ППНОНОПТСЧЄН ОЛЯ СОЯЛВИЄНИЯ ННОВННИДИЕЯЕИНРСТН ТООДО НЕЕ СТЯСПТСОНСТВе РЯТОМОбИЛЬНЫХ ДОрОГ о

дЕугих н0ъентоП( длнатроительства которых необходимо снятие верхнего слоя грунта.

В общем объёме затрат энергии на строительство дорог существенную долю занимают работы, направленные на резание и транспортирование грунта. Рабочие органы существующих технических средств осуществляют преимущественно энергозатратное резание грунта, которое теоретически можно уподобить резанию пуансоном. Теоретические основы такого резания грунта весьма подробно рассмотрены [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27]. Затраты энергии на резание грунта можно существенно уменьшить путём применения резания лезвиями. В ковше агрегата непрерывного действия для формирования подстилающего слоя автодорог пред - смотрено использовани е рабочих органов, осуществляющих резание грунта лезвиями ножей [1, 2, 3]. Отрезанный грунт поступает в ковши. Рассмотримпроцесс заполнения ковша отрезанным грунтом, силы, приложенные к ковшу, и общие объёмные затраты энергии на резаниегрунта кавшами.

МЕТОДИКАИССЛ ЕДОВАН ИЯ

Схема ыакошнения ковша груниом ыпиазана нк рипуоке Ы. Так какшекжшниеотннаыпелшно, можнопредкнавишь, уро ни товии аыздкИствуы еына крунт, аплшса гиинша, птдрезанный кон-

ИОЕЬНЫМ ПОНСОМ, ШЕСТНОЙ е = еНмЕЕ НЫНЯНОН Тол = О50мм [1,2,3] нксзогэігспр-г'СЭн та новш. Peo вие правого ножн oое)eЕHoр пласт ко соияи ПК до точки В (рисунор 1, a, ОЛ С-ечєїиот нфнсеемопо пласти Г-Н-СНЕ ЯЯт иондсНстипя фиске п-тпвос-

НОЖЕ фПЙЕ НИЛ-ГЧІОН ПЯрПМРПНРЛЬВОА ОПРСОРТП JO ПОЛНОСОПОМ ИаПОЯЯНРНИН Сконг-р ти Т,556м/о [Гі]. Леї ЛИЛИИ ВЕН ПЛРЯТ СИ^И|3<^^НЖїТ ВТРИСЯ Гко

холи) отлрона ннжкего ножа. Неорн псослотит РСДЕТ ножний ножи ноосиионтаятнсй ородолк-най огоаоотяш гщ = К^^гсе^-j а/'с -1- оптиптияри но днище норпоаа хияшн, пнеодолме рРяотоянео sfl = :^0Ніниг. Отложив это раонтоянио от ігоняи пересечения траектории часои°ы Д н хйннч-ем нижнего ножа (см. рисунакі, НЕ| аепатио точку Q касания краем пласта днища корпуса ковша. Проведя луч из точки Q, сі Тіпаллеск-ный лезвию нижнего ножа, получим точки P N, M, соответствующие касаною плоскам днища корпуса ковша. Спроаннооссв пас кір вид спереди (см. рисунок 1, аЦф кипучим оноов-ное сечение MNQP пласта в момеит кава ним днища корпуса ковша. Это аокааоп пласта грунта следует считать услоннеїм, таг каа он, как правило, распадётся на фбабмнно ы. В оо-мент касания днища корпуса коиша уловный пласт будет иметь угол наклсна е --мизоннели 72,6°. В связи с этим пласт белая -ооояпч м)Ис ша) скручиваться против часониь отцасне.

Спроецировав точки N и Е?на сійд еллна (рисунок 1, в), получим угол наклона 86,Ч° условного сечения к горизоноаст и проаоль-но-вертикальной плоскости, то ноте пояотоН) дёт сдвиг пласта. Скручивание и сдвиг нсаата в процессе заполнения ковшаспособотЕило его разрушению на фрагмензы.Так псе пласт перелетит через нижний нож,а предельиан глубина снятия слоя грунта Тол = О50мм [1,2,

3], возникает необходимость увеличения высоты ковша до 300 мм, чтобы пласт в полёте не задевал верхнюю стенку корпуса ковша.

Теперь допустим, что грунт изначально неподвижен, а ковш перемещается. Опреде ЛИМ —н<рргоіно, нробходимую .ДЛЯ уРНОреЯИЯ грунта ковшоїх. Допустим, бовш толого начнл резание грунта. Пласт грунта, перелетевший через нижниц но>а (^мм. рисунос 1, б), посіле касания днища корпуса ковша продолжит снолкзить на ввма ые-^тмш^ій саднююетанку карпуса ииогаа. Из висанка пукш шааста грат-та ди заынеИ аненки коппиат мшиша варьищша ется нк 222 мм до аыа мм. Свимем ыаиикий псшы грунта дазадаеа стоншно-мусу коаша srp = 262мм = 0,262м. За счёт силы трения о днище корпуса ковша грунт будет ускоряться. Представим грунт, объёмом один кубический

/ 2 3 13 2

Рисунокі- Схемазаполненияковшагрунтом:а-видспереди; б-вид сверху; в -вид слева;

1-цепь,2-скоба,3-корпус ковша

Figure1-Theladle-fillingschemewithsoil:a-frontview;b-top view; c- view from theleft;

1-chain,2-staple, 3- bucket case

метр, материальной точкой массой тгў. Условная нормальная ьоакция доища корпуса мовша раяна сило тяжести итого гс/нта

еОр _ «ЧйЦРШрс (1 )

Условная ^ммаіэнтн сила трчния грунта о нсаще нараоси нонича

^тгр т fGr р . (2)

Ускорение г.лнта днищел горпуса ковша

^Гтр

^гр-чинта аико ■ оь

Допустим, начальная гора оонтальсря скорость грунта .лома нрню. Коьекоал срьросте грунта VK. Если бы грунт ус ко рял ся толь ко за

счёт силы трения о днище корпуса ковша, то этоускорениепроизошлоб ы за время

Условный путь грунта по днищу корпуса ковш а ра это тремя

„ _ агр -дтгр-д 2

■srrj:.-fl ---2------. (5)

Текущая сила трения грунта о днище корпуса ковша при его стабильном поступлении в ковш обусловлена массой грунта в ковше. Условный объём грунта на стадии его ускорения в ковше равен произведению ширины и высоты пласта грунта, поступающего в ковш на условный путь грунта по днищу корпуса ковша

втаоя кйнэ^іэілі -9d9u uutf эиииоЛ 90H4UBiHoeMdoj эоняиэшн

-UOUOÜ 90НЯиВІЛІИНИІЛІ ‘ lAlO-LHÂdJ И ИІЛІВЯІВ» ИІЛІІЯН

-douo ‘йіліьшэЙ и иілівянвии иıлıиh^cнвaижdэ^J'^J'ou Айжэілі винэьв» KMH9dı хнэиИиффео» ииод

du Meadodu ьоіснэілій втаоя BoAudo» эянэю noaBdu а аояівя хіян -douo xiaaBdu uıiHaftıaiAiadau іліэіАьі коиэ ojoi/чэ -ВІЛІИНО іянидЛш ияаонвюА Hutf ’^^^dSZS'O иянвии 9MftioiBaM>Kd9tJ'tJ'ou эіяаэй вн ‘Uluizyij£^,Q И)|Нвии 9MftlOIBaM>Kd9tj'tj'OU И ИЯ1ВЯ aıaHdouo (втаоя Αϋοχ ou) aıaaBdu вн :(ζ »OHAond іліо) M»eAdJBH йоняйвяйюіэа aHHauatföduoBd

^ . z'AZj _ dJrj _|_ Z'Aj _ XDlUZ'Aj

иянвии эиh^o^вaижdэ^J'^J'ou и ияівя aiaHdouo вн B»eAdJBH ивняивіліиоявілі

(9 0 ■ z}]Zj _ Z}]J — UIUlZAj

-hMioBh ‘йяівя aiHHdouo втаоя oJOtftKB» BoAudo» ЭЯНЭ1Э noaBdu » оняйэійнйойоЬ1 lAiMHMtteoondu Аіліэхэ 0iAHaMi>ıAdi0H0>ı a нйнэнэіліей іліэээна ‘lAIOlHAdJ Хіяннэнйойвн ‘иэтаоя 9HH9ftl9IAI9d -эй вн MMJdaHB iBdiBO кйнэтянэіліА кир

втао» іліэчдо MiaHighOBd - -yj !втаоя эинэниоиве ииіїїошаїяіиьА ‘хнэиИиффе -о» - İBiHAdJ яюонюии квнРохэи - d эй

(31-) ‘*/[£ц06 = djf)

этаоя а

BİHAdJ ИЮЭЖЬЯ вино KBH19hOBd 9HH9ftl9IAI9d9U оіє вн MMJdaHB laiBdiBO іяд виваиьииэаА ‘вт -90Я OIMH9hl9IAI9d9U 9MH9UaM10dU00 эоняйэійн -υουοϋ іяд вивавРеоо вно втао» иинэниоивн 9dэілі ou яовиваиьииэаА в ‘ионнкоюои іяд яови -киак эн ‘iHAdJ о втаоя июоюоии иэнжин кин -9dı UMH9uob'09du κυϋ нвілійЬ'охдоэн ‘bumq

иянвии 9MftlOIBa^d9tj'tj'OU И ИЯ1ВЯ 9IHHd0U0 вн B»eAdJBH нвняивіліиниїді Атаоя я xıяннθжouиdu ‘тэожюии MOHauBiHoendoj и ионяивяиююа-он -h9d9uou ‘ионяивяиююа-оняиоЬЫи а иио ииИ -»aodu іяіліэхо іянвєвяои ρ ‘£ ‘z XB»HAoMd вн

ah9dg9H9du ОНЖОІЛІ οιθ Аіліоіеой ‘вняйэі -ИЬВНОЭН виио UBHh9d9U0U KBH9UBlHOOHdOJ

(91.)

■ AA.J _|_ _ XAAJj

(u) z»dJ = »ъ

iHAdJ о

втаоя ojoioAu июоюоии иэнжин UMH9di виио bPjoi втаоя ojoioAu яюоюоии оюінжин вн BiHAdJ tHJh>iB9d квняивілюон BHaBd ид энид -Аш ou втаоя büox июоаиьиоюА кйнэьіэьюэдо κυϋ ємна BH9uaBduBH яияд внжиоР ‘z иоо ou таоя вн ΧΜίποιΑθίοΗθΡ ‘иио вілиліАо квіїїдо

‘ВтаОЯ BOAudO^ UMH9hl9IAI9d9U uutf КВІЛІ

-иРохдоэн ‘виио uBHauDWodu uBHauBiHoendoj OHauBiHoendoj iaH9U9BduBH iHAdJ о втаоя ию -ояооии иэнжин UHH9dı виио и втаоя BoAudo^ ohiHHÜ о BiHAdJ oJOHHBegdıo UHHgdı buhq

{pi) = H1n

digiAi иияоэьидАя ниРо іліоіліэчдо BiHAdJ HHHBegd ndu iHAdJ о втаоя июоюоии иэнжин

UHH9dl 9HH9U0b'09dU BH HHJd9He laiBdlBS

((H)

ZHd + zdnJ

Z3HOH 7 I Hr, _ ZH,

d + D — d

‘z иоо ou таоя иоюАи вн xnhioiAaio -иэР ‘иио вілиліАо квіїїдо ΖΙχ/ ‘z^uj ‘Zdho>^ :[g ‘Z ‘ 1-] іяиио ιοιΑθιοηθΡ z иоо ou таоя иоюАи вн ‘ojoi 9iAiod>| м£) втаоя июэжья іяиио ю іиоиа -ве İHAdJ о втаоя июоюоии иэнжин unH9dı

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UHH9U0tj'09dU UUtf НВІЛІЙЬ'ОХдОЭН ‘UHJd9H0

(6)

z

3Madjıu

b1—diA^

(гі) ■zxsdJ = yiid

iHAdJ о втаоя ию -оюоии иэнжин UHH9dı виио büjoi zyı^d виїяд ‘z иоо ou таоя вн хй^юіАаіойэЬ' ‘иио вілиліАо KBftıgo іядоіь ‘эинэиавЬ1 эояві вн ıaH90di0BH ıadoıuuAiAiA^^BOiAia9Huodb'HJ oih ‘lAiaiAindu niAiBd -oıuuAiAiA^BOiAia9Huodb'HJ o uoıoiBhıgooo aodü -HHunhodb'Hj июоиои unHamad эйюэьйнхэі amAdü и іянжоїлієод HiAiBdb'HHUHhodtJ'HJ эіяіліэ -uuaBduA ‘иянвии эиft^o^B9ИжdэtJ'tJ'ou іліиаонвюА ‘ojoi aiAiod» (иэинии noHdni^HAu-xndim онвєвя -ou в ‘ і a^HAond вн) хвтаоя a BiHAdJ и иэтаоя июэжья иоиио оіАннэйаойоАдо ‘A^eAdJBH оіАн -auB^Hidaa оіАньонядєи anhıoiBiAiHHHduooa он

di9iAi ииюэьидАя ниРо іліоіліэчдо BiHAdJ HHHBead ndu іліотаоя BiHAdJ 9HH9do>ıoA вн иш -d9He laiBdiBg втаоя BoAudo^ э^линР o unH9dı іяиио i9ho вє ояяиоі uoi9udo^oA iHAdJ яоэд

_ îZ-dj!,

d

таоя a BiHAdJ иинэииАюои іліоняиидвю ndu втаоя BoAudo^ э^линР о BiHAdJ unH9dı buhq

(l) = v~djıuB = v-djrf

BiHAdJ OJOie июэжья buhq

(g) .Έ'-djsV3yg _

3HH30dl00HHmVlAI ЗОНЯиЗІИОейО И 30Hd0J 'dOHldOUOHVdl

і uatfevd

Рисунок - - Схема проекций сил в продолыно-вертикальной плоскости,приложенных к ковшу:

а - ыис- в оравав нтолеиы; 2- тар нлееа

Fipura Л о Ғогса лгелОіои осКессн in -hе longitadinol-vertical plaee attached to the bucket:

с -vinwoo de right side b - View from the left

Ркхтіп d fe t* вхнл і η ■ ) - Л)

ІЛІ-коиму-нно- дополнорйнннал гори-лп-танание усилие длуп=ромещени с -о- orn

Рдхтах ~ ЛвДвотах· (1Л)

Суцдйиа уопол-ипел-нор лоріиллитолаилні уиплвп дліо пере-іні^а—dei/i^ по-ша Реесн. Длнл-ов И to , о о 2 длполллтел ПОЛ |·(^|:·)·:-Τ^Π)·.Π ь о о о уиолйудлл пеие=пщентл слсапа °>а—πριβ,ζτβπ^-тл ии напт праопоіііікионавлзио h)0(|:))îud^ F.і

Penmingp d В<472 · Рдхтіп· (20)

Рдхтіплев _ ДПС8 s Рдхтіп· (2 1 °

Рвхтахор d -й'47^ ■ РдхтахІ (22)

Рдхтахлев d Д,ПС8 ' Рдхтах· (23)

Затеэлты пнаїргии н= дополн-илльнлегор-; зонтальное усилие для перемещения ковша при нл-илн- грунои л6о-тюм лупи кубил-лки-метр

Сумм=рная горизонтальная пс^пе;речная сила, действующая на ковш и направленная по ллдр ковша вправо,

Рду d Рдру — Ғдонсу ■ (25)

івшпог Aj^snpui Лвмцбін рив anqoiuojnvuBissny эщ \ЛМ\/ЯЮ >1инюэа 0Z0Z-P00Z ©

8S£'0

аэігщшха^ _|_ йищшхя^_^_

+ zlo'o ■ — τε'ο ■

(οε) . ziuj - TOO · Z3H0;<J + S8T'0 ■ ZHJ+

+ εεε'ο ■ XHJj + ssz'o ■ + εεε'ο ■

■ хн°»^ + εζζ'ο · xduJd = щшам

:иоюАи таоя вйюя ‘июояооии HOHqLTBxnidaa-OHqLrotfodu а Атаоя я иіаннаж -ouı/ıdu ‘ιηθιλιοιλι аюояооии оіАнаивяиююа-он -quotfodu єн ı/ıı/ıh>i0odu а втаоя unHaftiBda lAiodiHah ілнанаоиоА ьоіаьиаь (з ^OHAond іліо) V вяыэі таоя HŞHHtfaoondu lAiiqdoio» я ‘ı/ıuah xoiBanmaaoHaBdA ιηθιλιοιλι іоі0 атанаїлі оюнілі -θη ‘иіаниои таоя вйюя ‘июояооии ионаиві -Hoendoj а Атаоя я иіаннажої^и ‘ιηθιλιοιλι

ζε9'0 ■ aSUXXd - S09‘0 ■ +

+ ZO'O · хщя - SOO'O ■

63 - 60T‘0 ■ - ■ XHtMJJ +

+ s8^‘o · xduzj + ζζε'ο · '"“j = Jw

:иоюАи таоя вйюя ‘июояооии ионаиві -Hoendoj а Атаоя я иіаннажої^и ‘ιηθιλιοιλι

‘втаоя

bHHaftiawadau butf ьвіліиїїохдоан ‘виио ьвнаиоїї -odu bBHqLTBiHoendoj ubHtfado bBHdewwAo

■ XOlUXXj I XMMJ J I

Uz) ή

_|_ XUJj _|_ xdujj _|_ _ XOUlXXj

‘втаоя ьинаіїї

-awadau ьиїї ьвіліиїїохдоан ‘виио ьвнаиоЬЫи bBHqLTBiHoendoj ьвнаивіліиоявілі bBHdBwwAo

(93)

+xdu^ +

XXXXj _|_ XUZj _|_ XHOXJj _ UJlUXXj

‘втаоя ьинаіїї

-a^adau ьиїї ьвіліиїїохдоан ‘виио ьвнаиоЬЫи bBHqLTBiHoendoj ьвнаивіліиниїлі bBHdBwwAo

}dyonq эщ о} рэцоеце sue/d іеоірэл-ssojo в ш sdcuoj jo suoyoefcud jo euueqos v~£ элівц Атэох x xi4HH9>K0Lmdu ‘пшооюоии noH4Lrexmud99-OHh9d9uou 9 ипэ nnhxeodu eiAiexj - £ хонАоп^

Рисунок 4 - Схема проекций сил в горизонтальной плоскости, приложенных к ковшу Fig urn 4х A diagram ой forex projectiono in tie Oorizüütal оіаи ь apache d to th e 0 uoket

Мохлнт, прикожконьш e ковшу n иродолх-0 о - к о рти не ті 01 Ь Н О и плпскости , КО ГД у ко в пи птлс нхій:

КСГвто- т -Fşpp0 ■ л,2уи + Ғпнохх 1 °,и5и +■

К Тмккн ' 0<К)-йУй -II·· -—-οχ ■ й,л5и К

-уйВи ■ 0 вн и0 5 + FKfocz: 0 і 0 А ~ (т і )

— Ρχζ ■ (Ш 00 pKzmcıx ■ 0°071^ +

‘‘■"X’exmaxro ' СТ, TL НР + Рхтаннпев ' 0,^п Е·.

Суммарнсн Э0оас(я нгз псїЄ)е-/іоійс^йі(^ коо-ша п |в и р н з гк н ін ви в і··· с т а обо· вн о м од и н в в/ їв іво е-скеу М1ПК|Н

Ό-с і'-у'-оз—/К И 'Я—о "С" К^о;(ш· КОК)

ООщиу вае |в^ік>і нс амои к с с реоо к о с иукиоко объёмом ОДИН кубсче—КИМ покгин КООІШОРКИ РМ-стоят ИЗ СОК11ИСуИ0н эпе^рэгти, НУО&ОДИМОХ .пклее

резания грудгп коаослонмім мижмм, сумма-омі;:

эн с о ги ік , н е о бхое и к о й кгкя реини и я грі нта др а -[3010 НОЖОМ і со M М О рі-і О с КН у р ГУ И| і-) У о Охор ік м о К сЛЯ рУЗсНИК Гр^Е^ейТс- нижним ТОЖОО о суммсс-

ΚΡίί ПРОІйПГИ КН П0боМУЩММИУ КОМРЕНК

МксГО Енр1{(^ос -р ТУф Р Пи Р нак· ■О-

Р КЗУТ КТА0Ы

Доп°стим, масса г|оунта объёмоо один ку-Опсооиигі мутд ?П(0, т 160йнп. Условная нор-

НОРИНРИ рі <ГН1>Н Я ДНИ ЩЭ КО^усо ТоТШЭ |ЄаВЯ0 СИЛО ТРЖУМТО ЭТСОГО HfO^HO-с (0),

Gx т 0,2 | -000 то 006И0Н.

ДНпустио, козффиіт0нт тнунио грунта о (Креолі- И G о,5. Условная суммарная сила треног грунта и днищу корптс0 йовшо (2):

Рр = 0, 5 ■ 1 f5 G8 0 т Н840Н.

H»HBUU 9И^1СНВаИЖ09Ь'Ь'0и И И»1В» ЭІЯН

-douo эіяавсій вн b»oAcIjbh квняивілшни|/\|

H8£SX = 09 - 080Х + 8XS = xvmz*d

ионаміяЛсІюно» ей втао» BoAudo» воов|Д|

ζη/ϊκ\/ϊΐζΖ =

ζ

Ζ989'Τ·009Τ

їґ—djA^

\(L\) иянвии aMftıcHBa^daütfOLi и и»ів» aıaHdouo вн B»eAdJBH нвняивіліиоявілі

'H8SX = 09 — 8XS = ЩШ7Яі

:(91.) иянвии aMftıcHBa^daütfOLi

И И»1В» 9l9Hd0U0 ВН B»eAdJBH НВНЯиВІЛІИНИІДІ

HLf = οε + LI = x™sd

:(g ı.) AiHAdJ ou втао» BoAudo» кинаіїї -9iAi9d9u uutf нвілійЬ'охдоэн ‘виио KBHauoüodu HBHauBiHOOMdoj OHauBiHoendoj iHHauaBduBH iHAdJ о втао» июо»эоии иэнжин UMHadı виио и втао» BoAudo» э^пинУ о BiHAdJ UMHadi bumq

gW/жі/ 066ε = εεχ ■ οε =

:(б) diaiAi ииюэь -идА» ниіїо ілюіліэчдо BiHAdJ MMHBoad udu іліот -ao» BiHAdJ 9MH9do»oA вн MMJdaHe laiBdiBg

ΉΖ.Χ = f£ ■ S'O = tf_dJz7

■(a)

mao» a BiHAdJ иинэииАюои іліоняиидвю udu вт -ao» BoAudo» aftiMHÜ o BiHAdJ UMHadı bumq

* SZ9XZ00O ■ 009Χ ■ 8'6 = tf_dJ9 :(/) BiHAdJ ojoıe йюэжві bumq

£wsz.9xzoo'o = 68ΖΌ ■ sz'o ■ εο'ο = ν~άΛΛ

:(Н) dıaiAi ии»ээьидА» ниіїо ілюіліэчдо BiHAdJ MMHBoad udu iHAdJ о втао» июоюоии иэнжин

UHH9dl 9HH9U0b'09dU BH HHJd9He laiBdlBg

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ΉΟε = 09 ■ S'O = H j/

:(g|,) iHAdJ о втао» июо»эоии иэнжин UHH9dı виио büjoi Ή09 = ZİİZd ешяд ‘ζ иоо ou тао» вн χπίποιΑθίοΗθΡ ‘иио вілнліАо квіїїдо іядоіь ‘эинэиавЬ1 эо»ві вн laHgodiOBH ıadoıuuAı/\ıA»»BOi/\ıa9HuodtJ,HJ oih ‘іліиюАиои

Ή080Χ * 980Ό ■ 8Ό ■ 009X ■ 8'6 = dJ9

\(Z\) этао» a BiHAdJ йюэжві виио UBHighOBd Ш еи980‘0 = ЯЛ ‘втао» іліэчдо иіян -ıghOBd !8‘0 = ЄЧ ‘втао» эинэниоиве ииіїїоша -іяіиьА ‘інэйіійффео» ı/\i9i/\mdu !ew/jmoo9X = d BiHAdJ яюонюии ивнРохои ‘іліиюАиои

Ή09Ζ * 6SZ = 8XS ■ S'O = н j/

:(ід) iHAdJ о вт

-ao» ojoioAu июожюии иэнжин unH9dı виио

H8XS = S'XX + S9X - S'66 + 0Z,S = ™d

:((Н) ‘z иоо ou тао»

иоюАи вн χπίποιΑθίοΗθΡ ‘иио вілиліАо квіїїдо

HS'XX = ™d ‘Н£9Х = zdnd ‘HS'66 = Z3H“!i :fe ‘Z ‘ |J іяиио ιοιΑθιοηθΡ z иоо ou тао» иоюАи вн ‘ojoı 9iAiod>| H0Z.S = м9 втао» июэжья buhq ■jx^'8S = мш втао» воовілі нвіїідо»»б‘б-вжон OJЭHжин воовілі ‘j» ζ - вжон oJoaBdu вээвілі ‘j» g‘o - вжон oJOHauooHO» воовілі j» ияаоноиїлю»

:(Э) этао» а кин

-9do>ioA ииРвю вн BiHAdJ іліэчдо иіянаоиол

BiHAdJ ojahıoiBuAıoou яаона mao» вн эиаюиэРеоа яівыыліэ іэЬАд iHAdJ іліэн а иıяннэжououэвd втао» nuHahıaiAiodau іліэт -иэняивЬ1 ndy ıgünoenodu эн иинэниоиве 0J9 BUBhBH üondau a втао» BoAudo» Аянэю oioihü -ве o BiHAdJ BdBüA ‘вняйэійьвнеэн ниьииэа хиіє aiooHeBd Аяяиояоои ‘оявнРо втао» воАи -do» А»нэю оюінРвє a BdouA oü втао» BoAudo» AhiHHÜ ou яіиєяио»о іэЬАд iHAdJ oı ‘djs < яюэ οι ‘втао» BoAudo» и»нэю иэнРвг οϋ ві -HAdJ яіАи nuHtfado i9Bmiaa9du втао» BoAudo» AhiHHÜ ou BiHAdJ яіАи иіянаоиоА »в» »ві

W68Z'0

z _

zff£'0-6‘f ~

:(g) m/\i9da oıe вє втао» BoAudo» AftiHHÜ ou BiHAdJ яіАи иіянаоиол

3χχε'ο

6 ^ _ У-с!^ 989'Х —

:(t7) uiAi9da вє іяд oumoenodu 9HH9do»oA oıe oı ‘втао» BoAudo» ahiHHÜ ο UHH9dı іяиио іэк> вє о»яйоі uouud -о»эА iHAdJ іяд ииод 'з/И989‘Х = [j,] BiHAdJ

aıoodo»o квньэно)! сниАн BHaBd BiHAdJ aıood -o»o fc^вняuвıнoεиdoJ нвняивьвн ‘іліиюАиои

0091

0Ϊ8Δ

:(ε)

втао» BoAudo» ілюзійнії BiHAdJ 9HH9do»OA

3HH30dl00HHmVlAI 30H4LElH0dl0 И dOHdOJ 'dOHldOUOHVdl

i uatfevd

9L - anssj snonupuoQ OZOZ '9 ou ‘ι i |од 91 - еюЛиіяа сіэйон ионвоамэ ozoz '9 ön 'L \ woj_

-он ілпяаесіи ‘іліожон ілпяняооэноя bihAcIj оинвє -od ΟΟϋ НВІЛІИЬ'ОХдООН ‘OHJdOHC OBHdBIAIIAlAQ

■zw/iK\fııezi = 0S99 + 0662 + f ΔΖΖ = яп

:(ZZ) ‘HMHBeod oooh -odu вн MMJdoHe iBdiBe віоьА год ‘dioiAi иияэоь -идАя ниіїо ілюїліочдо BiHAdJ MMHBeod ndu вт -90Я OMHOhlOlAIOdOU ВН OHJdOHC OBHdBIAIIAlAQ

ИІЛІВЯ1ВЯ MlAliaHdOUO OHhHlOBh И ИІЛІВЯ

-ивой иıлıиh^cнвaижdθ^J'^J'ou ‘иоиоИ ілюиножківн OHHoaıoohıAiAiModu ooiOBanmoaoHaBdA ‘июою -OLru ионяовяиююа-оняооЬЫо а Атаоя я иіян -ножои^и ‘ΐΗθίΛίοίΛΐ ооювтяноіліА ‘июояооои ионяивяиююа-оняиоЬЫи а Атаоя я шянножои -odu ϊηθιλιοιλι втаоя оинонооовн odoiAi oy

'WHZ,9 * 8S8'0 ■ If + 80ΧΌ ■ 98+

+ ΖΖ,Ο'Ο ■ 88SX — X8'0 ■ 89Χ —

- ХО'О ■ S'66 + S8X'0 ■ S'XX +

+ 8S8'0 ■ 9X + 8S8'0 ■ Lf +

+ 8S8'0 ■ ffl + ZZZ'O ■ 0ZL = щшям

:(иє) иіян

-ион таоя вйоя ‘июояооои ионяивяиююа-он -auoüodu а Атаоя я иіянножои^и ϊηθιλιοιλι

WH8SX * 8S8'0 ■ Zl + 80Х'0 ■ ΧΧ +

+ ζδο‘0 ■ 8st - χε'ο ■ ε9χ -

- ΧΟ'Ο ■ S'66 + S8X'0 ■ S'XX+

+ εδε'ο·9χ + 8δε'ο·ζ* +

+ εεε'ο ■ ffi + ζζζΌ ■ οζδ = щшям

:(οε)

иоюАи таоя вйоя ‘июояооои ионяивяиюіоа-он -auoüodu а Атаоя я иıяннθжouиdu ‘ϊηθιλιοιλι

WHX6S = 009'0 ■ ΖΙ -- 09SO ■ XX + ΖΟ'Ο ■ 9Х - SOO'O ■ Uf--60X'0-0t-S6t'0-ttX +

+ S8t'0 ■ ΟΖΔ + ΔΔΖ‘0 ■ fZf = JW

:(63) иоюАи таоя вйюя ‘июояооои HOHauBiHoendoj а Атаоя я иıяннθжouиdu ‘ιηθιλι -οι/м (^OHAond іліо) яюояоооо oıAHaoBiHoendoj вн noXwoodu a BiHAdJ оовілі wodiHoh ілиянаоиоА ооіоооао g вяьої (ε яoнAoиd іліо) HomoaoHaBdA таоя июояооои ионяивяиююа-оні^оиои g

ΉΖ.86 = OS + Uf + 9X + ΟΖΔ + ffl =

:(QZ) ‘втаоя

UHHohıoiAiodoo οοϋ овіліиЬ'охдоон ‘воно овняиоР -OdU UBHaUBlHOendOJ OUHtfodO UBHdBIAIIAlAo

HtXOX = ΔΔ + Δf + 9l + ΟΖΔ + ffl = ххзшхяі

,(lZ) ‘втаоя оиноіїі -oiAiodou outf ивіліиЬ'охдоон ‘воно HBHauoüodu UBHaUBlHOendOJ ОВНЯОВІЛІИОЯВІЛІ UBHdBIAIIAlAo

Ή096 = ZZ + Δf + 9l + 0ΖΔ + ffl = м?шет+

:(92) ‘втаоя оиноіїї -oiAiodou outf HBiAiHtfoxgooH ‘воно HBHauoüodu UBHaoBiHoendoj овняовіліиниілі uBHdBiAiiAiAo вт -аоя Atfox яюоаиьиоюА OBaBündu ‘BiHAdJ ojoh -HBeodb'ouoH ояною я таоя lθвıлıижиdu вно

Hflf = 0f~ fZf =

:(92) ‘oaBdua втаоя Atfox ou OBHHOuaBduBH и таоя вн UBhioiAaionob' ‘воно UBHhOdOUOU UBHaUBlHOendOJ UBHdBIAIIAlAQ

■gW/жї/ os99 = εεχ ■ os = noVn

:(PZ) сііэілі

иияооьидАя ниРо ілюїліочдо BiHAdJ HHHBeod ndu втаоя UHHohıoiAiodou οοϋ оиоиоА ооняовіноє -ndoj ооняиоіинооиоР вн urndoHe laiBdiBg

mf » * ΔΔ ■ 8ZS'0 = QmxvuLX^

Ή98 * * ΔΔ ■ ZLf‘0 = . dnxvuixyi^

'HZX я *ZZ-8ZSO = яшщшхя^

ΉΧΧ я - ΖΖ ■ ZUf‘0 = dmiJULXXj

■(zz-oz)

θяεAdJBH OHauBHonhdouodu nuoh вн ohouoü -oduoBd втаоя UHHohioiAiodou uutf оиоиоА оон -auBiHoendoj ооняиоіинооиоР oih ‘іліиюАиоР HOS = dDX*d втаоя UHHohıoiAiodou uutf оиоиоА ooHauBiHoendoj ооняиоіинооиоР ooHüodo

ΉΖ.Ζ, « 88SX ■ SO'O = XOmx\i

:(б|.) втаоя UHHohıoiAiodou uutf оиоиоА ооняові -Hoendoj ооняиоіинооиоР ооняовіліиоявілі

Ή£Ζ * 8Sf ■ SO'O = щшхясі

:(8|.) втаоя UHHohioiAiodou uutf оиоиоА ooHSUBiHoendoj ооняиоіинооиоР ООНЯОВІЛІИН -иілі büjoi SO'O = м/ lAioiHAdJ и иілівяівя иілііян -douo ‘HiAiuuoh и иілівянвои иіліиїлоіваижОоЬ'Ь'ои At/жэілі ииноьвя UHHodı іноиііиффєоя lAioiAindy WZ18 = азігхиш25Х/ иянвои оиїлоіваижОоЬ'Ь'ои оіяаои вн ‘H98Z = dmamtZ5y иянвои оиїлоіва -ижОоТОои и ияївя oiHHdouo oiH9Bdu вн вяεAdJ -ВН ОВНЯОВІЛІИОЯВІЛІ HZfZ = ЯЭ1га?Ш25Х/ иянвои оиїлоіваижОоТОои оіяаои вн ‘H9XZ = dn“?luZ5X/

жом, нижним ножом была вычислена ранее [1, 2, 3]. Общие нат-юны энергии на резание грун-тм оыжиио 14 аднн кеОа г оск ие м ет |Э оз 3) :

ик_гр = 2ЖЖЖЖ -0 аН2И2 О 4740 о О- Н2Ж0а зг НЛИИМОДж/мг.

ЫАМЛЮЧЕНИЕ

В ходе заполненичковша чфегата непре-4ыонзиж сойссвио оие ибио|:иг\о нз>0[3( н кег посоза-лающего слоя автодорог озрэнанныім эмуноом ПрЭИСХОДзТ СК ІЭУЕОККсУНні е И С/г [3 р| - ооемзо н н о го плаоти, і-зторые снзообкеоагно ого оизеугаз-нию на фрагменты. Є иопеоззно-ноорниaлн-ной плоскости коеш КСКИВНОВЄШОО. І\/ІСО1бїСУ, паилоычнн41з к ковш2 о пнии4лнно-верти-кальной плоскости, уравновешивается элементами конструкции у гру уэу ж У Е |У о е уци ул сил в продольновертикальной плоскости, прило-жыоныіЕ г езншу, иоїлволкіт определнои суммир-ные ВИЛЫ ТЯГЕ боозн.

зуншарная энорто че πcиомeщонни нчоы оа, без учМта затреэ унн|ныии не п|з(-носс е<кэк\^ ния, включырз зафары эне|ггии: но уі^і-озиниіші ФКНУМ норшоїм, на П|эз00-]ыыын(^ трепня ниж-

НЄ2 НМСЫКеСОИ-ОВШО С фСИЫ d нЫOΠИЛHИOMHHг ное г-кзэ;5СУоылі^н(Р(ы уоиыир для чеуемещения говша, оЄуеоонлениое уеениeм о ОО-РЄИнОМ зУнcноΠ',НLг^'^^г, сана очотзолкея го]К зо ВЮкДж/м3 Теоретически обосиоыанные рощне збырасг-ı энергии на резание груноо оОоОмое соин кэ-бический метр ковМЭМИ чфенеоо иопреуызно-го действия для форЕирюванині подстилающе-гослояавтодорог гнк_гр « НЛЖ кДж/мр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Николаев В.А. Определение скорости цепей и размеров пласта грунта, отрезаемого ковшом агрегата для удаления верхнего слоя грунта с подстилающего слоя автодороги // Вестник СибАДИ, 2020. №1.С.32-43.

2. Николаев В.А. Анализ взаимодействия кромки лезвия консольного ножа с грунтом // Вестник СибАДИ, 2020. №2. С. 172-181.

3. Николаев В.А. Анализ взаимодействия правого ножа агрегата непрерывного действия с грунтом // ВестникСибАДИ,2020.№4.С.452-463.

4. Жук А.Ф. Теоретическое обоснование рациональной технологической схемы и параметров ротационного плуга. Сборник научных трудов «Теория и расчёт почвообрабатывающих машин». Т 120. Москва, Машиностроение, 1989. С.14153.

5. Попов Г.Ф. Рабочие органы фрез. М.: Материалы НТС ВИСХОМ. ОНТИ ВИСХОМ, 1970.№ 27. С. 490-497.

6. Карасёв ГН. Определение силы резания грунта с учётом упругих деформаций при разрушении //

Строительные и дорожные машины. 2008. №4. С. 36-42.

7. Карнаухов А.И., Орловский С.Н. Определение затрат удельной энергии на процесс резания лесных почв торцевыми фрезами // Строительные и дорожныемашины. 2010. №1. С. 20-2.

8. Кравец И.М. Определение критической глубины резания при комбинированном резании грунтов гидрофрезой // Строительные и дорожные машины.

2010. №5.С.47-49.

9. Кириллов Ф.Ф. Детерминированная математическая модель временного распределения тягового усилия для многорезцовых рабочих органов землеройных машин // Строительные и дорожные машины.2010.№11. С.44-48.

10. Берестов Е.И. Влияние трения грунта по поверхности ножа на сопротивление резанию // Строительные и дорожные машины. 2010. №11. С. 34-38.

11. Вершинин А.В., Зубов В.С., Тюльнев А.М. Повышение эффективности дискофрезерных рабочих механизмов для разработки мёрзлых грунтов // Строительные и дорожные машины. 2012. №8. С. 42-44.

12. Баловнев В.И., Нгуен З.Ш. Определение сопротивлений при разработке грунтов рыхлителем по интегральному показателю прочности // Строи-тельныеидорожныемашины.2005.№3.С.38-40.

13. Ryabets N., Kurzhner F Weakening of frozen soils by means of ultra-high frequency energy. // Cold Regions Science and Technology. 2003. Vol. 36. P. 115-128.

14. Liu X., Liu P. Experimental research on the compressive fracture toughness of wing fracture of frozen soil. // Cold Regions Science and Technology.

2011. Vol.65.P 421-428.

15. Talalay PG. Subglacial till and Bedrock drilling. // Cold Regions Science and Technology. 2013. Vol. 86. Pp.142-166.

16. Sun X. ACT-timely experimental study on meso-scopic damage development of frozen soil under triaxial shearing. // Rock and Soil Mechanics. 2005. №8.Pp. 150-163.

17. Li Q. Development of Frozen Soil Model. // AdvancesinEarthScience.2006.№12. Pp.96-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Atkinson J. The Mechanics of Soils and Foundations.CRC. Press.2007.448 p.

19. Баловнев В.И., Данилов РГ, Улитич О.Ю. Исследование управляемых ножевых систем землеройно-транспортных машин // Строительные и дорожныемашины.2017.№2.С. 12-15.

20. Нилов В.А., Фёдоров Е.В. Разработка грунта скрепером в условиях свободного резания // Строительные идорожные машины.2016. №2.С. 7-10.

21. Чмиль В.П. Насосно-аккумулятивный привод рыхлителя с автоматическим выбором угла резания // Строительные и дорожные машины. 2016. №11.С.18-20.

22. Кабашев РА., Тургумбаев С.Д. Экспериментальные исследования процесса копания грунтов роторно-дисковыми рабочими органами под гидростатическим давлением // Вестник СибАДИ. 2016. №4. С. 23-28.

23. Сёмкин Д.С. О влиянии скорости рабочего органа на силу сопротивления резанию грунта // Вестник СибАДИ. 2017. №1. С. 37-43.

24. Константинов Ю.В. Методика расчёта сопротивления и момента сопротивления резанию почвы прямым пластинчатым ножом фрезы // Тракторы и сельхозмашины. 2019. №5. С. 31-39.

25. Сыромятников Ю.Н., Храмов И.С., Войнаш С.А. Гибкий элемент в составе рабочих органов роторной почвообрабатывающей рыхлительно-сепа-рирующей машины // Тракторы и сельхозмашины. 2018. №5. С. 32-39.

26. Пархоменко ГГ, Пархоменко С.Г Силовой анализ механизмов перемещения рабочих органов почвообрабатывающих машин по заданной траектории // Тракторы и сельхозмашины. 2018. №1. С. 47-54.

27. Драняев С.Б., Чаткин М.Н., Корявин С.М. Моделирование работы винтового Г-образного ножа почвообрабатывающей фрезы // Тракторы и сельхозмашины. 2017. №7. С. 13-19.

REFERENCES

1. Nikolayev V.A. Opredelenie skorosti cepej i razmerov plasta grunta, otrezaemogo kovshom agre-gata dlya udaleniya verhnego sloya grunta s podsti-layushchego sloya avtodorogi [Determining the speed of chains and the size of the soil layer cut off by the bucket of the unit to remove the top layer of soil from the underlying layer of the road]. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2020; 1: 32-43. (in Russian)

2. Nikolayev V.A. Analiz vzaimodejstviya kromki lezviya konsol'nogo nozha s gruntom [Analysis of the interaction of the edge of the console knife blade with the soil]. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2020; 2 : 172-181. (in Russian)

3. Nikolaev V.A. Analiz vzaimodejstvija pravogo nozha agregata nepreryvnogo dejstvija s gruntom [Analysis of the interaction of the right knife of the continuous action unit with the ground]. The Russian Auto-mobile and Highway Industry Journal. 2020; 1: 32-43.

4. Zhuk A.F. Teoreticheskoe obosnovanie racio-nal’noj tekhnologicheskoj skhemy i parametrov rota-cionnogo pluga. [Theoretical justification of the rational technological scheme and parameters of the rotary plough]. Teoriya i raschyot pochvoobrabatyvayushchih mashin. 1989; 120: 145-153. (in Russian)

5. Popov G.F. Rabochie organy frez [Working bodies of milling cutters]. Materials VISHOM NTS. ONTI VISHOM. 1970; 27: 490-497. (in Russian)

6. Karasyev G.N. Opredelenie sily rezaniya grunta s uchyotom uprugih deformacij pri razrushenii [Determination of the ground cutting force taking into account elastic deformations during destruction]. Construction and road machinery. 2008; 4: 36-42. (in Russian)

7. Karnaukhov A.I.. Orlovskiy S.N Opredelenie za-trat udel'noj energii na process rezaniya lesnyh pochv torcevymi frezami [Determination of specific energy costs for the process of cutting forest soils with end mills]. Construction and road machinery. 2010; 1: 20-22. (in Russian)

8. Kravets I.M. Opredelenie kriticheskoj glubiny rezaniya pri kombinirovannom rezanii gruntov gidrof-rezoj [Critical depth of the cut determination in the combined cutting soil by hydromiller]. Construction and road machinery. 2010; 5: 47-49. (in Russian)

9. Kirillov F.F. Determinirovannaya matematich-eskaya model' vremennogo raspredeleniya tyagovogo usiliya dlya mnogorezcovyh rabochih organov zem-lerojnyh mashin [Deterministic mathematical model of the traction force time distribution for multi-section working bodies of earth moving machines]. Construction and road machinery. 2010; 11: 44-48. (in Russian)

10. Berestov E.I. Vliyanie treniya grunta po pov-erhnosti nozha na soprotivlenie rezaniyu [Soil friction effect on the knife surface on cutting resistance]. Construction and road machinery. 2010; 11: 34-38. (in Russian)

11. Vershinin A.V., Subov V.S., Tyulnev A.M. Povy-shenie effektivnosti diskofrezernyh rabochih mekhaniz-mov dlya razrabotki myorzlyh gruntov [Improving the efficiency of disc milling working mechanisms for the development of frozen soils]. Construction and road machinery. 2012; 8: 42-44. (in Russian)

12. Balovnev V.I., Nguen Z.SH. Opredelenie so-protivlenij pri razrabotke gruntov ryhlitelem po inte-gral'nomu pokazatelyu prochnosti [Determination of resistance in the soil development with a ripper according to the integral strength indicator]. Construction and road machines. 2005; 3: 38-40. (in Russian)

13. Ryabets N., Kurzhner F. Weakening of frozen soils by means of ultra-high frequency energy. Cold Regions Science and Technology. 2003; 36: 115-128.

14. Liu X., Liu P Experimental research on the compressive fracture toughness of wing fracture of frozen soil. Cold Regions Science and Technology. 2011; 65: 421-428.

15. Talalay P.G. Subglacial till and Bedrock drilling. Cold Regions Science and Technology. 2013; 86: 142-166.

16. Sun X. ACT-timely experimental study on me-so-scopic damage development of frozen soil under triaxial shearing. Rock and Soil Mechanics. 2005; 8: 150-163.

17. Li Q. Development of Frozen Soil Model. Advances in Earth Science. 2006; 12: 96-103.

18. Atkinson J. The Mechanics of Soils and Foundations. CRC. Press. 2007; 448.

19. Balovnev V.I., Danilov R.G., Ulitich O.Yu. Issledovanie upravlyaemyh nozhevyh sistem zem-lerojno-transportnyh mashin [Research of controlled knife systems of earth moving and transport vehicles]. Construction and road vehicles. 2017; 2: 12-15. (in Russian)

20. Nilov V.A., Fyodorov E.V. Razrabotka grunta skreperom v usloviyah svobodnogo rezaniya [Soil development with a scraper in free cutting conditions]. Construction and road machines. 2016; 2: 7-10. (in Russian)

21. CHmil' V.P. Nasosno-akkumulyativnyj privod ryhlitelya s avtomaticheskim vyborom ugla rezani-ya [Pump-accumulator ripper drive with an automatic choice of a cutting angle]. Construction and road machines. 2016; 11: 18-20. (in Russian)

22. Kabashev R.A., Turgumbaev S.D. Eksperi-mental'nye issledovaniya processa kopaniya gruntov rotorno-diskovymi rabochimi organami pod gidrostat-icheskim davleniem [Experimental studies of the soil digging process with a rotary-disk working bodies under the hydrostatic pressure]. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2016; 4: 23-28. (in Russian)

23. Syomkin D.S. O vliyanii skorosti rabochego organa na silu soprotivleniya rezaniyu grunta [On the speed influence of the working body on the resistance strength to cutting soil]. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2017; 1: 37-43. (in Russian)

24. Konstantinov Yu.V. Metodika raschyota soprotivleniya i momenta soprotivleniya rezaniyu poch-vy pryamym plastinchatym nozhom frezy [Method for calculating the resistance and a resistance moment to cutting soil with a straight plate cutter knife]. Tractors and agricultural machines. 2019; 5: 31-39. (in Russian)

25. Syromyatnikov Yu.N., Hramov I.S., Vojnash S.A. Gibkij element v sostave rabochih organov rotor-noj pochvoobrabatyvayushchej ryhlitel'no-separiruy-ushchej mashiny [Flexible element in the working bodies of a rotary tillage and ripper separation machine]. Tractors and agricultural machines. 2018; 5: 32-39. (in Russian)

26. Parhomenko G.G., Parhomenko S.G. Silovoj analiz mekhanizmov peremeshcheniya rabochih organov pochvoobrabatyvayushchih mashin po zadan-noj traektorii [Power analysis of mechanisms for moving working bodies of tillage machines along a given trajectory]. Tractors and agricultural machines. 2018; 1: 47-54. (in Russian)

27. Dranyaev S.B., CHatkin M.N., Koryavin S.M. Modelirovanie raboty vintovogo G-obraznogo nozha pochvoobrabatyvayushchej frezy [Modeling the operation of a screw l-shaped knife of a tillage mill]. Tractors and agricultural machines. 2017; 7: 13-19. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Николаев Владимир Анатольевич - д-р техн. наук, проф. кафедры «Строительные и дорожные машины» ФГОУ ВО «Ярославский технический университет». ORCID. 0000-0001-7503-6612 (г. Ярославль, Московский пр., 88, тел. 8 910 961 51 87, e-mail: nikolaev53@inbox.ru).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladimir A. Nikolaev, Dr. of Sci.., Professor of the Construction and Road Machines Department. ORCID. 0000-0001-7503-6612 (Yaroslavl Technical University. Yaroslavl, Moscow Avenue, 88. Phone: 8 910 961 51 87, e-mail: nikolaev53@inbox.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.